Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
На протяжении всей истории человечество интересовал мир, находящийся за гранью реальности. Люди предпринимали попытки увидеть его и осмыслить, в том числе с помощью сюрреализма.
Для сюрреализма как авангардистского движения, прежде всего, характерно не необычная форма, но неожиданное сочетание несопоставимых предметов. Попытаемся определить на примере сюрреализма, каким образом живописный творческий метод художников нашел свое отражение в костюме. Важно отметить, что речь идет преимущественно об особом типе предметосозидания костюма — стилизации, формирующей художественный образ костюма. Принципы сюрреализма нашли свое отражение и в более поздних течениях высокой моды, например, в деконструктивизме. В различных проявлениях данные аспекты моды находят выражение в коллекциях многих современных модельеров. Можно констатировать, что на сегодняшний день недостаточно изучена взаимосвязь и точки соприкосновения двух интереснейших явлений в мировой культуре XX века – сюрреализма и высокой моды.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе, когда происходят такие стремительные перемены в обществе и сознании, знаковой чертой стало развитие искусства вне логики и разума, каковым часто именуют сюрреализм.
Цель работы – анализ влияния сюрреализма на искусство высокой моды.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты взаимодействия сюрреализма и современной моды
2. Определить понятие сюрреализма и его развитие в искусстве
3. Выявить взаимосвязь современной моды с изобразительным искусством
4. Охарактеризовать отражение теорий сюрреализма в работах современных модельеров
5. Исследовать черты и влияние сюрреализма в коллекциях высокой моды
Объектом исследования является стиль «сюрреализм».
Предмет исследования – развитие высокой моды в его контексте.
Методы исследования: исторический, социокультурный, также был применен искусствоведческий подход.
Методологической базой исследования послужили труды следующих отечественных и зарубежных авторов, изучение научной литературы, относящейся к теме дипломной работы. Для рассмотрения сюрреализма наиболее полезными стали труды Бохм-Дюшен М, Кук Д. «Современное искусство», Батая Ж. «Сюрреализм день за днем». Можно выделить работу Андреева Л.Г. «Сюрреализм» и Куликовой И. С. «Сюрреализм в искусстве». Монографии, посвященные творчеству Сальвадора Дали: альбом «Дали Сальвадор», автора-составителя Е. В. Завадской, Дали С. «Дневник одного гения», Гибсон Я. «Безумная жизнь Сальвадора Дали».
Для рассмотрения творчества дизайнеров полезными источниками стали книги Ш. Зелинг «Мода: Век модельеров, 1900-1999», статья Л. Катасоновой «Японская мода вчера, сегодня, завтра». Они помогли наилучшим образом охарактеризовать отличительные черты творчества каждого из дизайнеров.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении роли сюрреализма в контексте развития мировой культуры моды.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования ее результатов в дальнейшем изучении вопроса, включении работы в методические сборники.
Апробация работы: приложенное знание использовала в музейно-краеведческой практике; на семинарном занятии по дисциплине «Современные тенденции в индустрии моды» были сделаны сообщения на тему: «Сюрреализм в моде».
Новизна исследования: применен сюрреалистический подход в изучении моды ХХ века с точки зрения культурологического аспекта.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Введение 3
Глава 1. Исторический обзор течения «сюрреализм» 6
1.1. Определение и содержание термина «сюрреализм» 6
1.2 Появление сюрреализма в культуре 12
1.3 История сюрреализма в лицах: творцы сюрреалистического напрления..16
Глава 2. Сюрреализм в культуре ХХ века 24
2.1 Сюрреализм в модной фотографии 24
2.2 Сюрреализм в искусстве на примере Сальвадора Дали 29
2.3 Взаимосвязь современной моды с изобразительным искусством 33
Глава 3. Роль и значение сюрреализма как явления в моде ХХ века 51
3.1 Сюрреалистическая трактовка телесности как ключевая тенденция творчества Эльзы Скиапарелли 51
3.2 Сюрреализм в коллекциях высокой моды 61
Заключение 80
Список используемой литературы 82
Приложения……………………………………………………………………90
Заключение
В заключение следует подвести итог проделанной работы. В ходе написания данной работы было произведено всестороннее исследование проявления принципов сюрреализма в высокой моде. Для реализации данной цели были решены поставленные задачи, что позволило добиться желаемого результата.
В начале, было проведено исследование основ сюрреализма, определено место этого феномена в истории искусства, изучено его влияние на дизайн, архитектуру и моду конца XX века.
Отношения между модой и сюрреалистическим направлением в искусстве, зародившимся в 1924 году, были исключительно плодотворными и взаимообогащающими. Сюрреализм основывался на богатой фантазии и пристрастии к неожиданным смелым решениям. Эльза Скиапарелли была одним из ведущих модельеров, черпавших вдохновение в сюрреализме, она активно сотрудничала с его самыми видными представителями, включая Сальвадора Дали и Жана Кокто.
Сюрреализм как художественное движение сошел на нет перед Второй мировой войной, но он продолжает оказывать ощутимое влияние на моду и способы ее представления по сей день. Столь разные модельеры, как Карл Лагерфельд, Франко Москино, Жан-Шарль де Кастельбажак и Мартин Маржиела, прибегали при создании своих коллекций к приемам смещения и соприкосновения.
Влияние сюрреализма, в частности, творчества Эльзы Скьапарелли отразилось на работах модельеров деконструктивизма. Концепция деконструктивизма, а, следовательно, и принципиально новая идея взаимоотношения одежды с человеческим телом, продолжала жить и развиваться. В ходе написания работы мной было отмечено огромное влияние феномена деконструктивизма на современную моду. Подтверждением этого является тот факт, что и в Японии, и в Европе появились последователи данного направления – в частности дизайнеры из Бельгии. Был произведён анализ творчества наиболее ярких и характерных представителей деконструктивизма в бельгийской моде, выявлены особенности развития этого явления в Европе.
В качестве окончательного вывода можно отметить, что гипотеза о существовании неразрывной связи между понятиями «сюрреализм» и «высокая мода» была подтверждена.
Список используемой литературы
1. Аверьянова, О. Н. Фотография и мода в пространстве «арт-системы» // Искусствознание. - 2001 - №1 (XVII) – 603 с.
2. Аксёнова М. А. Мода и стиль / М. Аксёнова. – М: Аванта , 2008. – 478с.: ил.
3. Андреев Л.Г. Сюрреализм. История. Теория. Практика. Москва: «Гелеос», 2004. – 352 с.
4. Андреева Е.Ю. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2004. – 514 с.
5. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века / Екатерина Андреева. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 496 с.
6. Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Москва: ГИТИС, 1994, – 390 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Рудольф Арнхейм: пер. с англ. — М.: Архитектура-С, 2007. — 392 с. : ил.
8. Арутюнян Ю. И. Без маски, но на котурнах: феномен моды и игры в театральном костюме 1910-х годов // Мода в контексте культуры. — СПб, СПбГУКИ, 2007, вып. 5. - 250 с.
9. Бартлетт Дж, Сюрреалистические вещи: сюрреализм и дизайн // Теория моды: Одежда — Тело Культура. 2007. — № 5 (зима). – С. 265-269.
10. Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. Москва: «Наука», 2002. – 215 с.
11. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Пер. с нем. С. Ромашко М.: Медиум, 1996. – 240 с.
12. Беньямин В. Сюрреализм: последняя моментальная фотография европейской интеллигенции // Маски времени. СПб., Symposium, 2004.
13. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр. М: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – 384 с.
14. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Лань,2001. – 672с.: ил.
15. Бохм-Дюшен М, Кук Д. Современное искусство / Пер. с англ. Т. Земцовой; Оформл. А. Кузнецова М.: «Премьера», ACT, 2001. – 64 с.
16. Бретон А. В защиту Дада // Иностранная литература. 1996. – № 8. – С. 232-254.
17. Бретон А. Манифест сюрреализма 1924 года // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы М.: Прогресс. 1986. – С. 40-59.
18. Бытачевская Т. Н. Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне: (Теорет. концепции и проблемы интерпретации) автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.иск. спец. 17.00.06 /Бытачевская Тамара Никифоровна; [Моск. гос. худож.-промыш. ун-т им. С.Г. Строганова]. – Москва, 2005. - 57 с.
19. Васильев А.А. Европейская мода. Три века / А. Васильев. – М.: слово/slovo, 2006. – 440с.: ил.
20. Васильев А.А. Этюды о моде и стиле / Александр Васильев. – М.: Альпина нон-фикшн; Глагол, 2008. – 560 с.
21. Вирмо А., Вирмо О. Мэтры сюрреализма. М., Академический проект, 1996.
22. Волошина С. И. Идейно-политические предпосылки моды в отечественной культуре XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.культуролог.н. Спец. 24.00.01 /Волошина Светлана Ивановна; [Нижневарт. гос. пед. ин-т]. – Нижневартовск, 2004. – 24 с.
23. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. М.: Изд-во "Арт-родник ", 1998. — 734 с.
24. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. – 432 с.
25. Горбачева Л.М. Костюм XX века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро / Л.М. Горбачева. – М.: ГИТИС, 1996. – 119 с.: ил.
26. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. – 3-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.: ил.
27. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция / Т.П. Григорьева. – М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1979. – 368 с.
28. Дали А., Дали С., Лорка Ф. Сальвадор Дали. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 320 с.
29. Дали С. Дневник одного гения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
30. Дали Сальвадор / Авт. сост. Е. В. Завадская. - М.: Изобразительное искусство, 1992. – 64 с.
31. Дёготь Е. Официальное и неофициальное искусство в СССР: за пределами «холодной войны» // Москва Berlin, Берлин - Moskau 1950 - 2000. Хроника. Каталог выставки. - М.: Трилистник, 2004, – 219 с.
32. Декс П. Повседневная жизнь сюрреалистов 1917-1932 /Пьер Декс; [пер. с фр. и вступ. ст. Е.В. Колодочкиной]. - Москва: Молодая гвардия Палимпсест, 2010. – 318 с.
33. Демиденко Ю. Б. Подиум Серебряного века: От «Утреннего бакста» до «нормаль-одежды» // Наше Наследие. — М., 2002, № 63-64, – 145 с.
34. Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина XX – начало XXI вв. / Демшина А.Ю. – СПб.: Астерион, 2009.
35. Дорохова М. А. История культуры: конспект лекций /М.А. Дорохова. - Саратов: Научная книга, 2008. - Ресурс доступен в Электронной библиотеке РНБ. 126, [1] c.
36. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 591 с.
37. Ермилова Д.Ю. История домов моды / Д.Ю. Ермилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
38. Ерохин С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства /С.В. Ерохин. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2010. – 429, [1] с.
39. Ефремов А. А. ФотоMaster: взгляд через объектив /Александр Ефремов. – Санкт-Петербург и др.: Питер, 2011 [т.е. 2010]. – 127 с.
40. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства /В.И. Жуковский. – Санкт-Петербург: Алетейя Историческая книга, 2011. – 495 с.
41. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. / Р.В. Захаржевская. – М.: РИПОЛ-классик, 2005. –288 с.: ил.
42. Зелинг Ш. Мода: Век модельеров, 1900-1999: Пер. с нем. / Ш. Зелинг. – Кёльн: Konemann, 2000. – 655с.: ил.
43. Иконы стиля: история моды ХХ века. / гл.ред. Г. Буксбаум; перевод Ю. Гурко. – СПб.: Амфора, 2009. – 192с.: ил.
44. Ильин И. Постстуктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / Илья Ильин. – М.: Интрада, 1996. – 257 с.
45. Ильин И.П. Постмодернизм / Илья Ильин. – М.: Интрада, 2001. – 344с.
46. История моды с XVIII по XX век: коллекция Института костюма Киото. – Taschen/Арт-Родник, 2008. – 720 с.: ил.
47. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды / Юнийа Кавамура. – М.: Гревцов Паблишер, 2009. – 192 с.
48. Катасонова Е.Л. Японская мода вчера, сегодня, завтра / Е.Л. Катасонова // Азия и Африка сегодня. – 2006. – №1. – С. 64-72.
49. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды / Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова, - Прага: Атрия, 1987. – 608 с.
50. Килошенко М.И. Психология моды: учебное пособие / М.И. Килошенко. – СПб.: Речь, 2001. – 192 с.: ил.
51. Клэр Ж. Сюрреализм и деморализация Запада / Пер. с Иванов В. -http://www.inosmi.ru/print/142347.html
52. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития / пер. с нем. – М.: Республика, 1997. – 240с.
53. Кон И.С. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология / И.С. Кон. // Человек. – 2001. - №5. – С. 63-78.
54. Короткова М.В. Культура повседневности: история костюма. / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2002. – 304с.: ил.
55. Косарева Е.А. Мода. XX век. Развитие модных форм костюма / Е.А. Косарева. – СПб.: Петербургский институт печати, 2006. – 468 с.
56. Которн Н. История моды в ХХ веке: Пер. с англ. / Н. Которн. – М.: Тривиум, 1998. – 175с.: ил.
57. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Пер. с англ. А. Матвеевой. — М.: Художественный журнал, 2003. – 320 с.
58. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. М.: Райт, 1995. – 176 с.
59. Куницкая О. Властительницы моды / О. Куницкая. – М.: Вече, 2008. – 352с.: ил.
60. Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. Минск: Белфакс, 1998. – 128 с.
61. Линч А. Изменения в моде: причины и следствия. / Аннет Линч. – М.: Гревцов Паблишер, 2009. – 280 с.
62. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Надежда Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000. – 346 с.
63. Мерцалова М. Н. История костюма / М.Н. Мерцалова. – М.: Искусство, 1972. – 197 с.: ил.
64. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4-х томах. Т. 1. – М.: Академия Моды, 1993. – 543 с.: ил.
65. Мода и модельеры / ред.группа: М. Шинкарук, Т. Евсеева, О. Лесняк. – М.: Мир энциклопедий Аванта , Астрель, 2010. – 183с.: ил.
66. Нанн Д. История костюма, 1200 – 2000: Пер. с англ. / Д. Нанн. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 344 с.: рис., ил.
67. Наседкина Ю.В. Основные категории эстетики постмодернизма и их воплощение в современной моде / Ю.В. Наседкина // Мода в контексте культуры: сб. статей Четвёртой науч.-практ. конф. Вып. 4 / под ред. Г. Н. Габриэль. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2010. – 140 с.
68. Нерсесов Я.Н. Они определяли моду / Я.Н. Нерсесов – М.: АСТ, 2007. – 462 с.
69. Никоненко С.В. Современная западная философия / С. В. Никоненко. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – 433 с.
70. Новейшая мода. / Под ред. Терри Джонса и Сьюзи Раштон. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 192 с.
71. Овчинников В.В. Сакура и дуб / В.В. Овчинников. – М.: АСТ, 2005. – 570 с.
72. Паломо-Ловински Н. Мода и модельеры: биография и творчество знаковых фигур индустрии моды / Пер. с англ.: Е.А. Зотчева, Н.А. Седелкина. – М.: Арт-Родник, 2010. – 192 стр.: ил.
73. Поллак, П. Из истории фотографии /Пер. с англ. В.Федорова, вступ. ст. А.Вартанова. - М.: Планета, 1983. - 176 с.
74. Роджерс Б. Look at me // Мода и стиль в фотографии. Каталог Первого международного фестиваля Мода и стиль в фотографии. - М: МДФ, 1999.- 48 с.
75. Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды: [история костюма со времен Французской революции до наших дней]. – СПб.: Алетейя Историческая Книга, 2010. - 442 с.
44) Сошинский С. А. Чудо в системе миросоздания // Вопросы философии. –2001. –№9. –С. 82-97.
76. Свендсен, Л. Философия моды./ Пер.с норв. А.Шипунова - М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 256 с.
77. Скиапарелли Э. Моя шокирующая жизнь: [воспоминания] /Эльза Скиапарелли; [пер. с фр. А.А. Бряндинской предисл., науч. ред. и фот. из личного арх. Александра Васильева]. - Москва: Этерна, 2008. – 333, [2] с.
78. Скляренко В.М. 100 знаменитостей мира моды. / В.М. Скляренко. – М.: Фолио, 2006. – 509 с.: ил.
79. Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М., ГИТИС, 1999.
80. Томпсон Л. Сюрреалисты /Лаура Томпсон; [пер. с англ. Н.Д. Кортуновой]. – Москва: АРТ-Родник, 2010. - 127, [1] с.
81. Харви Д. Показывать и скрывать: двусмысленность в отношениях тела и одежды / Джон Харви // Теория моды: Одежда, тело, культура. – 2007, №6. – С. 131-162.
82. Хиллер Б. Стиль XX века / Бивис Хиллер. – М.: Слово/Slovo, 2004. – 240 с., ил.
83. Хопкинс Д. Дадаизм и сюрреализм: очень краткое введение /Дэвид Хопкинс; [пер. с англ. А. А. Крымова]. - Москва: АСТ Астрель, 2009. - 221, [2] с.
84. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Пер. с французского и комментарии С. Дубина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 416 с.
85. Яковлева М. Динамика образов «мужественности» и «женственности» в XX веке, и её визуализация в костюме // Вариации на тему гендера: Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе». – СПб.: Алетейя, 2004, – С. 142-151.
86. Breward C. Oxford history of art: Fashion / Christopher Breward. – Oxford.: University Press, 2003. – 272 p.:il.
87. Kawamura Y. The Japanese revolution in Paris fashion / Kawamura Yuniya. – Oxford,New York: Berg, 2004. – 198 p.: il.
88. Steele V. Encyclopedia of clothing and fashion / Valerie Steele. – Thomson Gale, 2005.
89. Worsly. H. Decades of fashion / Worsly.H. – London.: h.f.ullmam, 2007. – 779 p.: il.
90. Баранова К. Подиум: возвращение сюрреализма // Guerlain. - 2012. - [электронный ресурс]. - URL: http://www.etoya.ru/podium/2012/5/12/24719/ (Дата обращения: 12.04.2014)
91. Официальная страница в интернете Анн Демельмеестер. URL: http://www.anndemeulemeester.be/ (дата обращения: 15. 01. 2012).
92. Официальный сайт Maison Martin Margiela. URL: http://www.maisonmartinmargiela.com/ (дата обращения: 21.12.2011).
93. Официальный сайт журнала «Elle». URL: http://www.elle.com/
94. Официальный сайт журнала «Vogue» в России. URL: http://vogue.ru/
95. Официальный сайт журнала «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/ (дата обращения: 17.10.2011).
96. Сайт о современной моде. URL: http://www.style.com/
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
На протяжении всей истории человечество интересовал мир, находящийся за гранью реальности. Люди предпринимали попытки увидеть его и осмыслить, в том числе с помощью сюрреализма.
Для сюрреализма как авангардистского движения, прежде всего, характерно не необычная форма, но неожиданное сочетание несопоставимых предметов. Попытаемся определить на примере сюрреализма, каким образом живописный творческий метод художников нашел свое отражение в костюме. Важно отметить, что речь идет преимущественно об особом типе предметосозидания костюма — стилизации, формирующей художественный образ костюма. Принципы сюрреализма нашли свое отражение и в более поздних течениях высокой моды, например, в деконструктивизме. В различных проявлениях данные аспекты моды находят выражение в коллекциях многих современных модельеров. Можно констатировать, что на сегодняшний день недостаточно изучена взаимосвязь и точки соприкосновения двух интереснейших явлений в мировой культуре XX века – сюрреализма и высокой моды.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе, когда происходят такие стремительные перемены в обществе и сознании, знаковой чертой стало развитие искусства вне логики и разума, каковым часто именуют сюрреализм.
Цель работы – анализ влияния сюрреализма на искусство высокой моды.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты взаимодействия сюрреализма и современной моды
2. Определить понятие сюрреализма и его развитие в искусстве
3. Выявить взаимосвязь современной моды с изобразительным искусством
4. Охарактеризовать отражение теорий сюрреализма в работах современных модельеров
5. Исследовать черты и влияние сюрреализма в коллекциях высокой моды
Объектом исследования является стиль «сюрреализм».
Предмет исследования – развитие высокой моды в его контексте.
Методы исследования: исторический, социокультурный, также был применен искусствоведческий подход.
Методологической базой исследования послужили труды следующих отечественных и зарубежных авторов, изучение научной литературы, относящейся к теме дипломной работы. Для рассмотрения сюрреализма наиболее полезными стали труды Бохм-Дюшен М, Кук Д. «Современное искусство», Батая Ж. «Сюрреализм день за днем». Можно выделить работу Андреева Л.Г. «Сюрреализм» и Куликовой И. С. «Сюрреализм в искусстве». Монографии, посвященные творчеству Сальвадора Дали: альбом «Дали Сальвадор», автора-составителя Е. В. Завадской, Дали С. «Дневник одного гения», Гибсон Я. «Безумная жизнь Сальвадора Дали».
Для рассмотрения творчества дизайнеров полезными источниками стали книги Ш. Зелинг «Мода: Век модельеров, 1900-1999», статья Л. Катасоновой «Японская мода вчера, сегодня, завтра». Они помогли наилучшим образом охарактеризовать отличительные черты творчества каждого из дизайнеров.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении роли сюрреализма в контексте развития мировой культуры моды.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования ее результатов в дальнейшем изучении вопроса, включении работы в методические сборники.
Апробация работы: приложенное знание использовала в музейно-краеведческой практике; на семинарном занятии по дисциплине «Современные тенденции в индустрии моды» были сделаны сообщения на тему: «Сюрреализм в моде».
Новизна исследования: применен сюрреалистический подход в изучении моды ХХ века с точки зрения культурологического аспекта.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Введение 3
Глава 1. Исторический обзор течения «сюрреализм» 6
1.1. Определение и содержание термина «сюрреализм» 6
1.2 Появление сюрреализма в культуре 12
1.3 История сюрреализма в лицах: творцы сюрреалистического напрления..16
Глава 2. Сюрреализм в культуре ХХ века 24
2.1 Сюрреализм в модной фотографии 24
2.2 Сюрреализм в искусстве на примере Сальвадора Дали 29
2.3 Взаимосвязь современной моды с изобразительным искусством 33
Глава 3. Роль и значение сюрреализма как явления в моде ХХ века 51
3.1 Сюрреалистическая трактовка телесности как ключевая тенденция творчества Эльзы Скиапарелли 51
3.2 Сюрреализм в коллекциях высокой моды 61
Заключение 80
Список используемой литературы 82
Приложения……………………………………………………………………90
Заключение
В заключение следует подвести итог проделанной работы. В ходе написания данной работы было произведено всестороннее исследование проявления принципов сюрреализма в высокой моде. Для реализации данной цели были решены поставленные задачи, что позволило добиться желаемого результата.
В начале, было проведено исследование основ сюрреализма, определено место этого феномена в истории искусства, изучено его влияние на дизайн, архитектуру и моду конца XX века.
Отношения между модой и сюрреалистическим направлением в искусстве, зародившимся в 1924 году, были исключительно плодотворными и взаимообогащающими. Сюрреализм основывался на богатой фантазии и пристрастии к неожиданным смелым решениям. Эльза Скиапарелли была одним из ведущих модельеров, черпавших вдохновение в сюрреализме, она активно сотрудничала с его самыми видными представителями, включая Сальвадора Дали и Жана Кокто.
Сюрреализм как художественное движение сошел на нет перед Второй мировой войной, но он продолжает оказывать ощутимое влияние на моду и способы ее представления по сей день. Столь разные модельеры, как Карл Лагерфельд, Франко Москино, Жан-Шарль де Кастельбажак и Мартин Маржиела, прибегали при создании своих коллекций к приемам смещения и соприкосновения.
Влияние сюрреализма, в частности, творчества Эльзы Скьапарелли отразилось на работах модельеров деконструктивизма. Концепция деконструктивизма, а, следовательно, и принципиально новая идея взаимоотношения одежды с человеческим телом, продолжала жить и развиваться. В ходе написания работы мной было отмечено огромное влияние феномена деконструктивизма на современную моду. Подтверждением этого является тот факт, что и в Японии, и в Европе появились последователи данного направления – в частности дизайнеры из Бельгии. Был произведён анализ творчества наиболее ярких и характерных представителей деконструктивизма в бельгийской моде, выявлены особенности развития этого явления в Европе.
В качестве окончательного вывода можно отметить, что гипотеза о существовании неразрывной связи между понятиями «сюрреализм» и «высокая мода» была подтверждена.
Список используемой литературы
1. Аверьянова, О. Н. Фотография и мода в пространстве «арт-системы» // Искусствознание. - 2001 - №1 (XVII) – 603 с.
2. Аксёнова М. А. Мода и стиль / М. Аксёнова. – М: Аванта , 2008. – 478с.: ил.
3. Андреев Л.Г. Сюрреализм. История. Теория. Практика. Москва: «Гелеос», 2004. – 352 с.
4. Андреева Е.Ю. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2004. – 514 с.
5. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века / Екатерина Андреева. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 496 с.
6. Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Москва: ГИТИС, 1994, – 390 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Рудольф Арнхейм: пер. с англ. — М.: Архитектура-С, 2007. — 392 с. : ил.
8. Арутюнян Ю. И. Без маски, но на котурнах: феномен моды и игры в театральном костюме 1910-х годов // Мода в контексте культуры. — СПб, СПбГУКИ, 2007, вып. 5. - 250 с.
9. Бартлетт Дж, Сюрреалистические вещи: сюрреализм и дизайн // Теория моды: Одежда — Тело Культура. 2007. — № 5 (зима). – С. 265-269.
10. Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. Москва: «Наука», 2002. – 215 с.
11. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Пер. с нем. С. Ромашко М.: Медиум, 1996. – 240 с.
12. Беньямин В. Сюрреализм: последняя моментальная фотография европейской интеллигенции // Маски времени. СПб., Symposium, 2004.
13. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр. М: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – 384 с.
14. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Лань,2001. – 672с.: ил.
15. Бохм-Дюшен М, Кук Д. Современное искусство / Пер. с англ. Т. Земцовой; Оформл. А. Кузнецова М.: «Премьера», ACT, 2001. – 64 с.
16. Бретон А. В защиту Дада // Иностранная литература. 1996. – № 8. – С. 232-254.
17. Бретон А. Манифест сюрреализма 1924 года // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы М.: Прогресс. 1986. – С. 40-59.
18. Бытачевская Т. Н. Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне: (Теорет. концепции и проблемы интерпретации) автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.иск. спец. 17.00.06 /Бытачевская Тамара Никифоровна; [Моск. гос. худож.-промыш. ун-т им. С.Г. Строганова]. – Москва, 2005. - 57 с.
19. Васильев А.А. Европейская мода. Три века / А. Васильев. – М.: слово/slovo, 2006. – 440с.: ил.
20. Васильев А.А. Этюды о моде и стиле / Александр Васильев. – М.: Альпина нон-фикшн; Глагол, 2008. – 560 с.
21. Вирмо А., Вирмо О. Мэтры сюрреализма. М., Академический проект, 1996.
22. Волошина С. И. Идейно-политические предпосылки моды в отечественной культуре XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.культуролог.н. Спец. 24.00.01 /Волошина Светлана Ивановна; [Нижневарт. гос. пед. ин-т]. – Нижневартовск, 2004. – 24 с.
23. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. М.: Изд-во "Арт-родник ", 1998. — 734 с.
24. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. – 432 с.
25. Горбачева Л.М. Костюм XX века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро / Л.М. Горбачева. – М.: ГИТИС, 1996. – 119 с.: ил.
26. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. – 3-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.: ил.
27. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция / Т.П. Григорьева. – М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1979. – 368 с.
28. Дали А., Дали С., Лорка Ф. Сальвадор Дали. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 320 с.
29. Дали С. Дневник одного гения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
30. Дали Сальвадор / Авт. сост. Е. В. Завадская. - М.: Изобразительное искусство, 1992. – 64 с.
31. Дёготь Е. Официальное и неофициальное искусство в СССР: за пределами «холодной войны» // Москва Berlin, Берлин - Moskau 1950 - 2000. Хроника. Каталог выставки. - М.: Трилистник, 2004, – 219 с.
32. Декс П. Повседневная жизнь сюрреалистов 1917-1932 /Пьер Декс; [пер. с фр. и вступ. ст. Е.В. Колодочкиной]. - Москва: Молодая гвардия Палимпсест, 2010. – 318 с.
33. Демиденко Ю. Б. Подиум Серебряного века: От «Утреннего бакста» до «нормаль-одежды» // Наше Наследие. — М., 2002, № 63-64, – 145 с.
34. Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина XX – начало XXI вв. / Демшина А.Ю. – СПб.: Астерион, 2009.
35. Дорохова М. А. История культуры: конспект лекций /М.А. Дорохова. - Саратов: Научная книга, 2008. - Ресурс доступен в Электронной библиотеке РНБ. 126, [1] c.
36. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 591 с.
37. Ермилова Д.Ю. История домов моды / Д.Ю. Ермилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
38. Ерохин С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства /С.В. Ерохин. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2010. – 429, [1] с.
39. Ефремов А. А. ФотоMaster: взгляд через объектив /Александр Ефремов. – Санкт-Петербург и др.: Питер, 2011 [т.е. 2010]. – 127 с.
40. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства /В.И. Жуковский. – Санкт-Петербург: Алетейя Историческая книга, 2011. – 495 с.
41. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. / Р.В. Захаржевская. – М.: РИПОЛ-классик, 2005. –288 с.: ил.
42. Зелинг Ш. Мода: Век модельеров, 1900-1999: Пер. с нем. / Ш. Зелинг. – Кёльн: Konemann, 2000. – 655с.: ил.
43. Иконы стиля: история моды ХХ века. / гл.ред. Г. Буксбаум; перевод Ю. Гурко. – СПб.: Амфора, 2009. – 192с.: ил.
44. Ильин И. Постстуктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / Илья Ильин. – М.: Интрада, 1996. – 257 с.
45. Ильин И.П. Постмодернизм / Илья Ильин. – М.: Интрада, 2001. – 344с.
46. История моды с XVIII по XX век: коллекция Института костюма Киото. – Taschen/Арт-Родник, 2008. – 720 с.: ил.
47. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды / Юнийа Кавамура. – М.: Гревцов Паблишер, 2009. – 192 с.
48. Катасонова Е.Л. Японская мода вчера, сегодня, завтра / Е.Л. Катасонова // Азия и Африка сегодня. – 2006. – №1. – С. 64-72.
49. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды / Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова, - Прага: Атрия, 1987. – 608 с.
50. Килошенко М.И. Психология моды: учебное пособие / М.И. Килошенко. – СПб.: Речь, 2001. – 192 с.: ил.
51. Клэр Ж. Сюрреализм и деморализация Запада / Пер. с Иванов В. -http://www.inosmi.ru/print/142347.html
52. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития / пер. с нем. – М.: Республика, 1997. – 240с.
53. Кон И.С. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология / И.С. Кон. // Человек. – 2001. - №5. – С. 63-78.
54. Короткова М.В. Культура повседневности: история костюма. / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2002. – 304с.: ил.
55. Косарева Е.А. Мода. XX век. Развитие модных форм костюма / Е.А. Косарева. – СПб.: Петербургский институт печати, 2006. – 468 с.
56. Которн Н. История моды в ХХ веке: Пер. с англ. / Н. Которн. – М.: Тривиум, 1998. – 175с.: ил.
57. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Пер. с англ. А. Матвеевой. — М.: Художественный журнал, 2003. – 320 с.
58. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. М.: Райт, 1995. – 176 с.
59. Куницкая О. Властительницы моды / О. Куницкая. – М.: Вече, 2008. – 352с.: ил.
60. Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. Минск: Белфакс, 1998. – 128 с.
61. Линч А. Изменения в моде: причины и следствия. / Аннет Линч. – М.: Гревцов Паблишер, 2009. – 280 с.
62. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Надежда Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000. – 346 с.
63. Мерцалова М. Н. История костюма / М.Н. Мерцалова. – М.: Искусство, 1972. – 197 с.: ил.
64. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4-х томах. Т. 1. – М.: Академия Моды, 1993. – 543 с.: ил.
65. Мода и модельеры / ред.группа: М. Шинкарук, Т. Евсеева, О. Лесняк. – М.: Мир энциклопедий Аванта , Астрель, 2010. – 183с.: ил.
66. Нанн Д. История костюма, 1200 – 2000: Пер. с англ. / Д. Нанн. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 344 с.: рис., ил.
67. Наседкина Ю.В. Основные категории эстетики постмодернизма и их воплощение в современной моде / Ю.В. Наседкина // Мода в контексте культуры: сб. статей Четвёртой науч.-практ. конф. Вып. 4 / под ред. Г. Н. Габриэль. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2010. – 140 с.
68. Нерсесов Я.Н. Они определяли моду / Я.Н. Нерсесов – М.: АСТ, 2007. – 462 с.
69. Никоненко С.В. Современная западная философия / С. В. Никоненко. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – 433 с.
70. Новейшая мода. / Под ред. Терри Джонса и Сьюзи Раштон. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 192 с.
71. Овчинников В.В. Сакура и дуб / В.В. Овчинников. – М.: АСТ, 2005. – 570 с.
72. Паломо-Ловински Н. Мода и модельеры: биография и творчество знаковых фигур индустрии моды / Пер. с англ.: Е.А. Зотчева, Н.А. Седелкина. – М.: Арт-Родник, 2010. – 192 стр.: ил.
73. Поллак, П. Из истории фотографии /Пер. с англ. В.Федорова, вступ. ст. А.Вартанова. - М.: Планета, 1983. - 176 с.
74. Роджерс Б. Look at me // Мода и стиль в фотографии. Каталог Первого международного фестиваля Мода и стиль в фотографии. - М: МДФ, 1999.- 48 с.
75. Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды: [история костюма со времен Французской революции до наших дней]. – СПб.: Алетейя Историческая Книга, 2010. - 442 с.
44) Сошинский С. А. Чудо в системе миросоздания // Вопросы философии. –2001. –№9. –С. 82-97.
76. Свендсен, Л. Философия моды./ Пер.с норв. А.Шипунова - М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 256 с.
77. Скиапарелли Э. Моя шокирующая жизнь: [воспоминания] /Эльза Скиапарелли; [пер. с фр. А.А. Бряндинской предисл., науч. ред. и фот. из личного арх. Александра Васильева]. - Москва: Этерна, 2008. – 333, [2] с.
78. Скляренко В.М. 100 знаменитостей мира моды. / В.М. Скляренко. – М.: Фолио, 2006. – 509 с.: ил.
79. Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М., ГИТИС, 1999.
80. Томпсон Л. Сюрреалисты /Лаура Томпсон; [пер. с англ. Н.Д. Кортуновой]. – Москва: АРТ-Родник, 2010. - 127, [1] с.
81. Харви Д. Показывать и скрывать: двусмысленность в отношениях тела и одежды / Джон Харви // Теория моды: Одежда, тело, культура. – 2007, №6. – С. 131-162.
82. Хиллер Б. Стиль XX века / Бивис Хиллер. – М.: Слово/Slovo, 2004. – 240 с., ил.
83. Хопкинс Д. Дадаизм и сюрреализм: очень краткое введение /Дэвид Хопкинс; [пер. с англ. А. А. Крымова]. - Москва: АСТ Астрель, 2009. - 221, [2] с.
84. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Пер. с французского и комментарии С. Дубина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 416 с.
85. Яковлева М. Динамика образов «мужественности» и «женственности» в XX веке, и её визуализация в костюме // Вариации на тему гендера: Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе». – СПб.: Алетейя, 2004, – С. 142-151.
86. Breward C. Oxford history of art: Fashion / Christopher Breward. – Oxford.: University Press, 2003. – 272 p.:il.
87. Kawamura Y. The Japanese revolution in Paris fashion / Kawamura Yuniya. – Oxford,New York: Berg, 2004. – 198 p.: il.
88. Steele V. Encyclopedia of clothing and fashion / Valerie Steele. – Thomson Gale, 2005.
89. Worsly. H. Decades of fashion / Worsly.H. – London.: h.f.ullmam, 2007. – 779 p.: il.
90. Баранова К. Подиум: возвращение сюрреализма // Guerlain. - 2012. - [электронный ресурс]. - URL: http://www.etoya.ru/podium/2012/5/12/24719/ (Дата обращения: 12.04.2014)
91. Официальная страница в интернете Анн Демельмеестер. URL: http://www.anndemeulemeester.be/ (дата обращения: 15. 01. 2012).
92. Официальный сайт Maison Martin Margiela. URL: http://www.maisonmartinmargiela.com/ (дата обращения: 21.12.2011).
93. Официальный сайт журнала «Elle». URL: http://www.elle.com/
94. Официальный сайт журнала «Vogue» в России. URL: http://vogue.ru/
95. Официальный сайт журнала «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/ (дата обращения: 17.10.2011).
96. Сайт о современной моде. URL: http://www.style.com/
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую