Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Данная работа посвящена репертуару современного драматического театра в условиях социокультурных процессов (на примере МХТ им. А.П. Чехова), особенное внимание мы уделим проблеме функционирования театра в рамках современного культурного пространства. Исследование этой проблемы особенно интересно и актуально в силу многих причин. Во-первых, эта проблема мало изучена. Конечно же, исследований, посвящённых театру и репертуарной политике театров, достаточно много, только все они выполнены в театроведческом и искусствоведческом ключе, а серьёзных исследований, глубоко затрагивающих проблему взаимодействия театра и культурного пространства на сегодняшний день мало.
Во-вторых, театр в современной социокультурной повседневности играет очень важную роль и выполняет множество важных функций. Внутри театральной жизни происходит много процессов, которые требуют тщательного изучения, к примеру, появление «новой драмы», проблема взаимодействия репертуарных и антрепризных театров и т.д. Репертуарная политика театров, их задачи и функции меняются в зависимости от общественных и социокультурных преобразований, имеющих место в нашей стране, соответственно, было бы интересно выяснить – каким будет театр будущего, какие функции он будет выполнять и как решится проблема сохранения русской театральной традиции, какова будет роль театра в социокультурной повседневности, чего ждёт от театра новый зритель и какие требования предъявляет современному театральному искусству? Вопросов возникает очень много и не на все есть на сегодняшний день ответы.
Наконец, нельзя не отметить, что рассматриваемая нами тема активно обсуждается общественностью. Проблема репертуарной политики театров в современных социокультурных условиях является достаточно непростой и дискуссионной.
В целом, рассматриваемая нами тема является достаточно хорошо изученной. Однако, как правило, все эти исследования носят театроведческий характер, но не культурологический. Мы же предпринимаем попытку исследования репертуара театра в современных социокультурных условиях в культурологическом аспекте.
Данная проблема затрагивалась в исследованиях О.Е. Коханой, С.А. Барановской, В.С. Жидкова и других ученых.
Теоретико-методологической базой для исследования послужили труды искусствоведов, культурологов и театральных критиков. Обоснуем выбор некоторых основных использованных в работе источников.
В труде «Конец театральной эпохи» известный театральный критик М. Давыдова рассуждает о новейшей истории театра, анализирует проблемы современной российской театральной сцены и даёт характеристику основным тенденциям развития современного театрального искусства.
Научная статья Н. Дидковской «Современный провинциальный театр: мифологизированная реальность» представляет театр в качестве носителя социокультурных и личностных позиций конкретного общества, интегратора городской социокультурной целостности. Особенное внимание Дидковская уделила театрам – мифам, которые занимают особую нишу в культурном пространстве любого города. Кроме того, автором были введены и рассмотрены две основные театральные городские модели.
Наконец, отметим исследование Бодровой Е.В., Мешковой А.В. «Общественно-политическая и творческая деятельность художественной интеллигенции в период смены модели общественного развития». Этот труд представляет особый интерес вследствие того, что авторы подробно рассматривают проблемы современных театров, исследуют его основные функции в современной культурной жизни, а также рассказывают о том, какими путями можно решить многие проблемы в современной театральной и культурной жизни России. Особое внимание авторы уделили проблеме несовместимости провинциального и бизнес – театров, которые стали неизменным атрибутом современной культуры.
Объект данного исследования – российские театры (театральное пространство).
Предмет исследования – репертуар отечественного театра в социокультурной повседневности (на примере МХТ им. А.П. Чехова).
В связи с вышесказанным, в данной работе мы ставим следующую цель – подробно исследовать проблему функционирования театра в современной культурной жизни.
Основная гипотеза исследования – в современном социокультурном пространстве театр посредством своей репертуарной политики может выполняет роль оптимизатора и является прямым отражением социокультурных изменений, которые имели место в общественной жизни переходного периода (конец XX – начало XXI вв.).
В связи с поставленной целью и обозначенной гипотезой мы постараемся выполнить следующие задачи:
1. Обозначить и полно охарактеризовать функции театра в культурном пространстве мегаполиса, а также выяснить, какое место в культурной жизни мегаполиса занимает театр.
2. Рассмотреть культурологические аспекты репертуарной политики театров: изучить репертуар, выяснить приоритеты театров в выборе репертуара, понять, как репертуарная политика соотносится с миссией театра.
3. Изучить особенности влияния отечественного театра на мировоззрение и умонастроение общества.
4. Выяснить, каков театральный зритель нового поколения и каковы его ожидания.
5. Исследовать социально-культурную значимость явлений современного театрального разнообразия.
В процессе работы мы использовали следующие методы работы:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ литературных источников, освещающих проблемы современной культуры и искусства, посвящённых современному театру и его роли в культурной жизни России. Очень подробно были изучены и проанализированы критические статьи, посвящённые различным театральным постановкам на отечественной сцене.
2. Методы эмпирического исследования: проведение сопоставительного анализа на примере трёх театров Москвы. В процессе проведения этого сопоставления мы проанализировали репертуарную политику театров и выявили наиболее значимые тенденции в современной театральной и культурной жизни мегаполиса. Мы ввели панорамную типологию театров по 3 уровням городов - мегаполис, областной центр, рядовые города для того чтобы наиболее полно показать отечественные театральные явления во всём их многообразии.
В качестве методологии исследования использованы труды Э.А. Орловой, Н. Дидковской, А.Я. Флиера и других.
Итак, использовались следующие методологии:
• анализ,
• синтез,
• эмпирический сбор данных, компаративный анализ,
• сравнительно-исторический подход.
Данная работа имеет теоретическую и практическую значимость. Текст исследования, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при изучении истории театра, процесса развития современного театра, социокультурных аспектов репертуарной политики театров.
Несколько слов о структуре работы. Работа состоит из введения, заключения и двух глав. В конце имеются приложения, помогающие лучше понять материал. Во введении формулируются задачи и цель работы, а также актуальность данного исследования, перечисляются основные методы исследования, даётся краткий обзор использованных литературных источников.
В первой главе рассматривается театр современного мегаполиса, исследуются задачи и функции театра в культурном пространстве мегаполиса, а также даётся характеристика культурного пространства мегаполиса. Во втором подпункте первой главы исследуются культурологические аспекты репертуарной политики театра.
Вторая глава посвящена особенностям влияния современного отечественного театра на умонастроение общества. В первом параграфе второй главы исследуется специфика сценического моделирования конфликтных ситуаций, рассматривается процесс взаимодействия современного театра со зрителем. В частности, затронуты важнейшие вопросы: каков он – сегодняшний зритель и каковы его ожидания, как отечественный современный театр влияет на зрителя и его мировоззрение и ценности. Во втором параграфе исследуется социально-культурная значимость явлений театрального разнообразия на примере репертуарной политики МХТ им. А.П. Чехова.
В заключении формулируются основные выводы и излагаются предложения по дальнейшей разработке исследуемой проблемы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Театр как элемент городской культуры 8
1.1. Место театра в современном культурном пространстве города 8
1.2. Культурологические аспекты репертуарной политики театра 30
Глава 2. Особенности влияния отечественного театра на умонастроение общества (на примере МХТ им. А.П. Чехова) 45
2.1. Специфика сценического моделирования конфликтных ситуаций 45
2.2.Социально-культурная значимость разнообразия репертуарной политики театра в современных условиях (анализ репертуарной политики МХТ им. А.П.Чехова) 57
Заключение 69
Список литературы 73
Приложение 79
Заключение
В данной работы мы рассмотрели известные столичные театры, имеющие славную историю и богатые традиции: МХТ им. А.П. Чехова, «Современник», а также сугубо экспериментаторский Центр драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина. Также был проведен анализ репертуарной политики МХТ им. А.П. Чехова (2004-2014 гг.). На основании проведённого анализа мы можем сделать следующие выводы.
МХТ им. А.П. Чехова является легендарным театром, который во все времена ориентировался на высокое театральное искусство, являлся его транслятором. Вместе с тем, этому театру не был чужд новаторский дух. На сегодняшний день можно утверждать, что для МХТ характерна очень гибкая репертуарная политика. В конце 90-х годов с приходом в театр О.П. Табакова театр перешёл от традиционализма к экспериментаторству, постановкам в духе постмодерна. Сегодняшний МХТ им. А.П. Чехова делает ставку на молодых режиссёров, участие в спектаклях известных актёров. Соответственно, «медийность» большинства участников театрального процесса неизменно привлекает публику, в особенности, молодёжную.
Мы подчёркивали, что МХТ им. А.П. Чехова не ограничивается скандальными и эпатажными спектаклями, но и вносит в репертуар классические постановки, отличающиеся высочайшим уровнем разработки высоких духовных и нравственных проблем. К примеру, отметим работы М. Брусникиной (в работе они были нами рассмотрены более подробно).
Большую роль в репертуарной политике МХТ им. А.П. Чехова играют традиции, заложенные как создателями театра (К. Станиславским и Немировичем-Данченко), так и деятелями более позднего времени (к примеру, О. Ефремов). Ориентация на реалистические, драматичные постановки, глубоко психологичные – вот что было всегда характерно для МХТ, эта тенденция сохраняется и сейчас, несмотря на «новаторские» пробы режиссёров нового поколения.
Для театра «Современник» также характерна гибкая репертуарная политика. Так сложилось исторически, что этот театр чутко реагировал на все изменения в умонастроении общества, и, соответственно, отражал их, затрагивая важнейшие нравственные и духовные проблемы современности. Немаловажным аспектом репертуарной политики «Современника» всегда было стремление познакомить зрителя с шедеврами (в том числе и малоизвестными) зарубежной драматургии. На сегодняшний день театр старается максимально разнообразить репертуар, чтобы привлечь зрителей всех поколений. Однако по-прежнему приоритетной для «Современника» остаётся задача сохранения высокой русской театральной культуры. В целом, «Современник» - это театр, который ориентируется на лучшие театральные традиции прошлого, но при этом отражает проблемы современности, обращается к современному зрителю. Для коллектива театра крайне важно взаимопонимание между актёрами и режиссёрами и зрителем.
Наконец, мы рассматривали репертуарную политику Центра драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина. Отметим, что для этого театра характерна ориентация на постановки, выполненные в русле стилистики постмодерна. Центр существует относительно недавно, соответственно, выработать какие-либо традиции он не мог. Центр в первую очередь обращается к молодёжи, к зрителю, желающему увидеть «новый» театр, оценить новаторские режиссёрские и актёрские решения. Центр драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина занимает собственную нишу в театральной жизни Москвы, на сегодняшний день являясь лидером театральных экспериментов.
В целом, отечественный театр действительно играет заметную роль в культурном пространстве, он выполняет множество важнейших функций: интегрирующую, образовательную, воспитательную и т.д. На рубеже веков театр находился в поиске новых способов функционирования и взаимодействия с культурной жизнью современного общества. Эти поиски продолжаются и до сих пор, а значимость тех или иных процессов, происходящих в театральной жизни ещё предстоит оценить. Современное театральное разнообразие вызывает противоречивые оценки. С одной стороны, у зрителя есть богатый выбор и ему предоставлены большие возможности – театр может выполнять для него много функций: развлекательную или образовательную, воспитательную или утешительную. Но, с другой стороны, это разнообразие может пагубно повлиять на современного зрителя, который часто не имеет выработанного эстетического вкуса и строгой системы духовных ценностей. Многие театральные деятели современности (Ю. Любимов, В. Фокин, О. Табаков) сходятся во мнении, что театр должен помогать новому зрителю воспитать художественный и эстетический вкус, а не идти на поводу у ограниченности, ведь «заигрывание» со зрителем и «заискивание» перед ним – это не миссия подлинного русского театра, который всегда был и должен оставаться храмом, в котором служат искусству. К сожалению, современная действительность с её рыночной системой сделала театральные произведения товаром для потребления, а в крупных мегаполисах образовался настоящий театральный рынок, а премьеры – громкие и скандальные, с участием модных лиц, выходят одна за другой, всё это напоминает своеобразный конвейер «театральных продуктов». В результате, часто страдает качество этого продукта, наспех сделанные спектакли не дают возможности актёрам показать свои истинные возможности, а зрителям испытать потрясающее чувство счастья от созерцания подлинных шедевров, которые заставляют мыслить и сопереживать. Конечно, как правильно сказал А. Галибин, «шедевры планировать нельзя», но сейчас как раз наступает время, когда театру стоит отказаться от культа зрелищности и возвести в культ мысль, реализм и тонкий психологизм. В результате в театр потянутся люди, которые смогут по достоинству оценить русский театр нового поколения.
В заключение отметим, что исследуемая нами проблема требует дальнейшей разработки. В данной работе мы рассмотрели культурологические аспекты репертуарной политики театра, ввели панорамную типологию театров по трём уровням – мегаполис, областной центр и рядовые города, обозначили основные функции театра и рассмотрели его роль в жизни общества конца XX – начала XXI вв. Но этого не достаточно. В перспективе существует возможность более глубокого исследования театральных процессов, имевших место на рубеже 20-21 веков. К примеру, не до конца изученными остаются вопросы зарождения «новой драмы» и её значимости и влияния на культурную жизнь. К тому же важным остаётся вопрос поиска путей дальнейшего функционирования отечественного театра в условиях современной социокультурной повседневности. Существует возможность исследования того, каким образом театр может оптимизировать культурное пространство.
На сегодняшний день многие специалисты высказывают мнение, что отечественный театр доживает свои последние дни и мы наблюдаем конец театральной эпохи (М. Давыдова). Действительно, театральное разнообразие порой напоминает агонию – сплошной разброд и порой даже «горячечный бред», но хотелось бы верить, что это не агония, а временный криз театральной и культурной болезни современного общества, после которого наступит улучшение и выздоровление. А для оптимистического прогноза имеются основания: у нас есть богатые культурные традиции и очень талантливые люди, которые способны помочь театру обрести новую жизнь. Да и современный зритель уже пресытился зрелищностью и эпатажем и постепенно перестаёт быть просто «потребителем» театрального продукта.
Список литературы
1. Барановская С. А. «Станиславский обыкновенный гений и необыкновенный человек» // Дни Петербургской философии - 2007. Материалы круглого стола «Философия культуры и культурология: традиции и инновации», - СПб., 2008. С. 35-42.
2. Бодрова Е.В., Мешкова А.В. Общественно-политическая и творческая деятельность художественной интеллигенции в период смены модели общественного развития./А.В. Мешкова, Е.В. Бодрова/Московский гуманитарный университет. Научные публикации 2006 г.// http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/
3. Виллидж Войс. 11 ноября, 1997.
4. Вислова А.В. Современный театр и русская классическая традиция./А. Вислова/Свободная мысль. – 2008/№ 8 (1591).
5. Горфункель Е. Весёлый Гамлет Бутусова./Е. Горфункель//Театр, № 1. Апрель 2006
6. Давыдова М.Ю. Конец театральной эпохи. – М., 2005
7. Дидковская Н. Современный провинциальный театр: мифологизированная реальность. /Н. Дидковская//Вестник Евразии. - № 3, 2002.// http://www.eavest.ru/
8. Должанский Р. Карнавал ожившей мебели./Р. Должанский//Коммерсант, 12.11.2004
9. Егошина О. Вчера детей душили, душили... Кирилл Серебренников поставил в МХТ убийственный спектакль./О. Егошина//Новые известия, 14.05.2007
10. Егошина О. Классик в неглиже./О. Егошина//Новые известия. 12.11.2004.
11. Жидков В.С. Театр и государство. Основные тенденции развития советского драматического театра. – М., 1991.
12. Загорская Т. От традиционализма к новому театру!/Т. Загорская//Театральная жизнь. № 4, 2002
13. Интервью с Ю. Любимовым./Театральный смотритель. 26 марта 2007 года.// http://www.smotr.ru
14. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006.
15. Коханая О.Е. Театр для детей и молодёжи: традиции и современность. – М.: МГУКИ, 2004.
16. Коханая О.Е. Детский и молодёжный театр в системе социальных проблем воспитания детей и юношества. – М.: МГУКИ, 2008.
17. Коханая О.Е. Аксиологическая функция театра для детей и молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - №1.- С. 66-69.
18. Коханая О.Е. Коммуникативно-игровая и творческая функции театра для детей и молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - №2.- С. 255-258.
19. Коханая О.Е. Специфика функционирования российских театров для детей и молодёжи в постсоветский период // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - №3.- С. 37-42.
20. Коханая О.Е. Роль театральной сказки в моделировании картины мира ребёнка //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - № 4. - С.223-227. (0,7 п.л.)
21. Коханая О.Е. Специфика функционирования театров для детей и молодёжи в постсоветской России // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5. – С.161-170.
22. Коханая О.Е. Культурные тренды на примере развития детского театра: традиции и новаторство// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - № 5. – С. 268-273.
23. Коханая О.Е. Становление российского детского театра как института формирования ценностных ориентаций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 6. - С. 271-276.
24. Коханая О.Е. Первый детский театр советской России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 1.
25. Коханая О.Е. Культурные тренды в детском театральном искусстве // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - №2.
26. Коханая О.Е. Новое «старое» в современной теории воспитания (к 90-летию публикации теории свободного гармонического развития жизни и сознания К.Н. Вентцеля) // Созидательная миссия культуры: Сборник статей молодых ученых. Выпуск 3. - М.: МГУКИ, 2003.- С.205-212.
27. Коханая О.Е. Специфика воздействия театрального искусства на молодёжную зрительскую аудиторию//«Зеркало: Литературно-художественный и научно-просветительский альманах МГУКИ». Выпуск №2. – М., 2009. - С.75-83.
28. Коханая О.Е. Молодёжный театр: пути активизации зрительской аудитории // Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции и новаторство. – М.: МГУКИ, 2008. – С.117-124.
29. Коханая О.Е. Герой нашего времени, где ты? // Российская культура как фактор общественного развития / Под ред. Ю.А. Головина, О.Е. Коханой. – М.: МГУКИ, 2007.- С.43-46.
30. Коханая О.Е. Массовая культура и СМИ: современный этап // Созидательная миссия культуры: Сборник статей молодых ученых. Выпуск 2(4). - М.: МГУКИ, 2004. – С.143-158.
31. Коханая О.Е. Массовая культура и СМИ // Клуб. – 2006. - №4. – С.2-3.
32. Коханая О.Е. Массовая культура и СМИ: современный этап // Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития. Часть 1.- М.: МГУ, 2004. – С.228-230.
33. Коханая О.Е. Нравственный закон как выражение культуры общества // ХХI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. - М.: МГУКИ, 2001. – С.10-12.
34. Коханая О.Е. Диалектика взаимосвязей современного театра и молодежной зрительской аудитории // Материалы научно-практической конференции. - М.: МГИК, 1987.- С.116-119.
35. Коханая О.Е. Традиции детских СМИ и театра// Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. - М.: МГУ, 2009. – С.302-304.
36. Коханая О.Е. «В начале славных дел…» //«Зеркало: Литературно-художественный и научно-просветительский альманах МГУКИ». Выпуск №1. – М., 2008. – С. 9-21.
37. Коханая О.Е. Основные тенденции развития современного искусства. - М.: Изд-во фонда Лермонтова, 2002. – 52 с.
38. Коханая О.Е. Искусство ХХ века: основные тенденции. - М.: МГУКИ, 2003. – 34 с.
39. Коханая О.Е. Актуальные проблемы современности и журналистика. - М.: МГУКИ, 2006. - 14 с.
40. Коханая О.Е. Проблемы современного искусства. – М.: МГУКИ, 2007. -28 с.
41. Коханая О.Е. Традиционная культура. - М.: МГУКИ, 2006. - 32 с.
42. Крюков Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством./Д.В. Крюков//Массовая культура на рубеже веков. Сборник статей. – СПб., 2005.
43. Межправительственная конференция по вопросам культуры/ЮНЕСКО//Париж, 1999
44. Мицкевич С. Счёт потерям открыт./С. Мицкевич//Театральное дело. 2006. Февраль
45. Моров А.Г. Три века русской сцены. Советский театр. – М., 1984.
46. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М., 2004.
47. Орлова Э.А. Концепция социального пространства. – М., 2002.
48. Пашис А. Профессионалы и любители. Мастера и дилетанты. Творцы и потребители./А. Пашис/Фотожурнал// http://photo-element.ru
49. Пивоварова Н. Пространство национальной сцены: Исторический очерк: к 250-летию русского театра./Н. Пивоварова//Наше наследие. № 79-80, 2006.// http://www.nasledie-rus.ru/
50. Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. – М., 2000
51. Серебренников К. Зритель как заказчик./К. Серебренников/Театральный смотритель. 26 марта 2007 года.// http://www.smotr.ru
52. Ситковский Г. Беспредел в полоску. В МХТ поставили «Тартюфа»./Г. Ситковский//Газета, 12.11.2004
53. Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. – М., 1999
54. Страницы московской театральной жизни. 21 ноября 2005./ http://www.theatre.ru/news/2005/11/21
55. Таиров А.Я. О театре. – М., 1970
56. Театр для выживания и выживание театра./Интервью с А.И. Смелянским /Омский академический театр драмы// http://www.ic.omskreg.ru/
57. Театральное дело. 2005. Декабрь.
58. Театральная жизнь. 2006. №2
59. Театральная культура: Опыт, проблемы. – СПб., 2000
60. Филиппов А. Молодёжный «Гусь». Несовременная постановка МХАТа им. А.П. Чехова./А. Филиппов//Известия, 27.02.2002.
61. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.
62. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. – М., 2008.
63. Фокин В. Сегодня мы столкнулись с публикой, подобной той, что хлынула в театры после революции 1917 года./В. Фокин/Театральный смотритель. 26 марта 2007 года.// http://www.smotr.ru/
64. Фукс О. Оборотни в сутанах./О. Фукс//Вечерняя Москва, 12.11.2004
65. Худяков С. Со времён Афинской демократии/С. Худяков//Театральная жизнь. 2005. № 5
66. Цагараев В. Непростые вопросы о национальном театре. /В. Цагараев/Проект Анахарсис//http://www.anaharsis.ru/
67. Чертов Л.Ф. О диалоге массовой и элитарной художественной культуры в пространстве города. /Л.Ф. Чертов//Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001.// http://anthropology.ru/
68. Шевелева А. «Карамазовы» в МХТ им. А.П. Чехова.//Театральная афиша. 23.01.2014.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Данная работа посвящена репертуару современного драматического театра в условиях социокультурных процессов (на примере МХТ им. А.П. Чехова), особенное внимание мы уделим проблеме функционирования театра в рамках современного культурного пространства. Исследование этой проблемы особенно интересно и актуально в силу многих причин. Во-первых, эта проблема мало изучена. Конечно же, исследований, посвящённых театру и репертуарной политике театров, достаточно много, только все они выполнены в театроведческом и искусствоведческом ключе, а серьёзных исследований, глубоко затрагивающих проблему взаимодействия театра и культурного пространства на сегодняшний день мало.
Во-вторых, театр в современной социокультурной повседневности играет очень важную роль и выполняет множество важных функций. Внутри театральной жизни происходит много процессов, которые требуют тщательного изучения, к примеру, появление «новой драмы», проблема взаимодействия репертуарных и антрепризных театров и т.д. Репертуарная политика театров, их задачи и функции меняются в зависимости от общественных и социокультурных преобразований, имеющих место в нашей стране, соответственно, было бы интересно выяснить – каким будет театр будущего, какие функции он будет выполнять и как решится проблема сохранения русской театральной традиции, какова будет роль театра в социокультурной повседневности, чего ждёт от театра новый зритель и какие требования предъявляет современному театральному искусству? Вопросов возникает очень много и не на все есть на сегодняшний день ответы.
Наконец, нельзя не отметить, что рассматриваемая нами тема активно обсуждается общественностью. Проблема репертуарной политики театров в современных социокультурных условиях является достаточно непростой и дискуссионной.
В целом, рассматриваемая нами тема является достаточно хорошо изученной. Однако, как правило, все эти исследования носят театроведческий характер, но не культурологический. Мы же предпринимаем попытку исследования репертуара театра в современных социокультурных условиях в культурологическом аспекте.
Данная проблема затрагивалась в исследованиях О.Е. Коханой, С.А. Барановской, В.С. Жидкова и других ученых.
Теоретико-методологической базой для исследования послужили труды искусствоведов, культурологов и театральных критиков. Обоснуем выбор некоторых основных использованных в работе источников.
В труде «Конец театральной эпохи» известный театральный критик М. Давыдова рассуждает о новейшей истории театра, анализирует проблемы современной российской театральной сцены и даёт характеристику основным тенденциям развития современного театрального искусства.
Научная статья Н. Дидковской «Современный провинциальный театр: мифологизированная реальность» представляет театр в качестве носителя социокультурных и личностных позиций конкретного общества, интегратора городской социокультурной целостности. Особенное внимание Дидковская уделила театрам – мифам, которые занимают особую нишу в культурном пространстве любого города. Кроме того, автором были введены и рассмотрены две основные театральные городские модели.
Наконец, отметим исследование Бодровой Е.В., Мешковой А.В. «Общественно-политическая и творческая деятельность художественной интеллигенции в период смены модели общественного развития». Этот труд представляет особый интерес вследствие того, что авторы подробно рассматривают проблемы современных театров, исследуют его основные функции в современной культурной жизни, а также рассказывают о том, какими путями можно решить многие проблемы в современной театральной и культурной жизни России. Особое внимание авторы уделили проблеме несовместимости провинциального и бизнес – театров, которые стали неизменным атрибутом современной культуры.
Объект данного исследования – российские театры (театральное пространство).
Предмет исследования – репертуар отечественного театра в социокультурной повседневности (на примере МХТ им. А.П. Чехова).
В связи с вышесказанным, в данной работе мы ставим следующую цель – подробно исследовать проблему функционирования театра в современной культурной жизни.
Основная гипотеза исследования – в современном социокультурном пространстве театр посредством своей репертуарной политики может выполняет роль оптимизатора и является прямым отражением социокультурных изменений, которые имели место в общественной жизни переходного периода (конец XX – начало XXI вв.).
В связи с поставленной целью и обозначенной гипотезой мы постараемся выполнить следующие задачи:
1. Обозначить и полно охарактеризовать функции театра в культурном пространстве мегаполиса, а также выяснить, какое место в культурной жизни мегаполиса занимает театр.
2. Рассмотреть культурологические аспекты репертуарной политики театров: изучить репертуар, выяснить приоритеты театров в выборе репертуара, понять, как репертуарная политика соотносится с миссией театра.
3. Изучить особенности влияния отечественного театра на мировоззрение и умонастроение общества.
4. Выяснить, каков театральный зритель нового поколения и каковы его ожидания.
5. Исследовать социально-культурную значимость явлений современного театрального разнообразия.
В процессе работы мы использовали следующие методы работы:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ литературных источников, освещающих проблемы современной культуры и искусства, посвящённых современному театру и его роли в культурной жизни России. Очень подробно были изучены и проанализированы критические статьи, посвящённые различным театральным постановкам на отечественной сцене.
2. Методы эмпирического исследования: проведение сопоставительного анализа на примере трёх театров Москвы. В процессе проведения этого сопоставления мы проанализировали репертуарную политику театров и выявили наиболее значимые тенденции в современной театральной и культурной жизни мегаполиса. Мы ввели панорамную типологию театров по 3 уровням городов - мегаполис, областной центр, рядовые города для того чтобы наиболее полно показать отечественные театральные явления во всём их многообразии.
В качестве методологии исследования использованы труды Э.А. Орловой, Н. Дидковской, А.Я. Флиера и других.
Итак, использовались следующие методологии:
• анализ,
• синтез,
• эмпирический сбор данных, компаративный анализ,
• сравнительно-исторический подход.
Данная работа имеет теоретическую и практическую значимость. Текст исследования, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при изучении истории театра, процесса развития современного театра, социокультурных аспектов репертуарной политики театров.
Несколько слов о структуре работы. Работа состоит из введения, заключения и двух глав. В конце имеются приложения, помогающие лучше понять материал. Во введении формулируются задачи и цель работы, а также актуальность данного исследования, перечисляются основные методы исследования, даётся краткий обзор использованных литературных источников.
В первой главе рассматривается театр современного мегаполиса, исследуются задачи и функции театра в культурном пространстве мегаполиса, а также даётся характеристика культурного пространства мегаполиса. Во втором подпункте первой главы исследуются культурологические аспекты репертуарной политики театра.
Вторая глава посвящена особенностям влияния современного отечественного театра на умонастроение общества. В первом параграфе второй главы исследуется специфика сценического моделирования конфликтных ситуаций, рассматривается процесс взаимодействия современного театра со зрителем. В частности, затронуты важнейшие вопросы: каков он – сегодняшний зритель и каковы его ожидания, как отечественный современный театр влияет на зрителя и его мировоззрение и ценности. Во втором параграфе исследуется социально-культурная значимость явлений театрального разнообразия на примере репертуарной политики МХТ им. А.П. Чехова.
В заключении формулируются основные выводы и излагаются предложения по дальнейшей разработке исследуемой проблемы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Театр как элемент городской культуры 8
1.1. Место театра в современном культурном пространстве города 8
1.2. Культурологические аспекты репертуарной политики театра 30
Глава 2. Особенности влияния отечественного театра на умонастроение общества (на примере МХТ им. А.П. Чехова) 45
2.1. Специфика сценического моделирования конфликтных ситуаций 45
2.2.Социально-культурная значимость разнообразия репертуарной политики театра в современных условиях (анализ репертуарной политики МХТ им. А.П.Чехова) 57
Заключение 69
Список литературы 73
Приложение 79
Заключение
В данной работы мы рассмотрели известные столичные театры, имеющие славную историю и богатые традиции: МХТ им. А.П. Чехова, «Современник», а также сугубо экспериментаторский Центр драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина. Также был проведен анализ репертуарной политики МХТ им. А.П. Чехова (2004-2014 гг.). На основании проведённого анализа мы можем сделать следующие выводы.
МХТ им. А.П. Чехова является легендарным театром, который во все времена ориентировался на высокое театральное искусство, являлся его транслятором. Вместе с тем, этому театру не был чужд новаторский дух. На сегодняшний день можно утверждать, что для МХТ характерна очень гибкая репертуарная политика. В конце 90-х годов с приходом в театр О.П. Табакова театр перешёл от традиционализма к экспериментаторству, постановкам в духе постмодерна. Сегодняшний МХТ им. А.П. Чехова делает ставку на молодых режиссёров, участие в спектаклях известных актёров. Соответственно, «медийность» большинства участников театрального процесса неизменно привлекает публику, в особенности, молодёжную.
Мы подчёркивали, что МХТ им. А.П. Чехова не ограничивается скандальными и эпатажными спектаклями, но и вносит в репертуар классические постановки, отличающиеся высочайшим уровнем разработки высоких духовных и нравственных проблем. К примеру, отметим работы М. Брусникиной (в работе они были нами рассмотрены более подробно).
Большую роль в репертуарной политике МХТ им. А.П. Чехова играют традиции, заложенные как создателями театра (К. Станиславским и Немировичем-Данченко), так и деятелями более позднего времени (к примеру, О. Ефремов). Ориентация на реалистические, драматичные постановки, глубоко психологичные – вот что было всегда характерно для МХТ, эта тенденция сохраняется и сейчас, несмотря на «новаторские» пробы режиссёров нового поколения.
Для театра «Современник» также характерна гибкая репертуарная политика. Так сложилось исторически, что этот театр чутко реагировал на все изменения в умонастроении общества, и, соответственно, отражал их, затрагивая важнейшие нравственные и духовные проблемы современности. Немаловажным аспектом репертуарной политики «Современника» всегда было стремление познакомить зрителя с шедеврами (в том числе и малоизвестными) зарубежной драматургии. На сегодняшний день театр старается максимально разнообразить репертуар, чтобы привлечь зрителей всех поколений. Однако по-прежнему приоритетной для «Современника» остаётся задача сохранения высокой русской театральной культуры. В целом, «Современник» - это театр, который ориентируется на лучшие театральные традиции прошлого, но при этом отражает проблемы современности, обращается к современному зрителю. Для коллектива театра крайне важно взаимопонимание между актёрами и режиссёрами и зрителем.
Наконец, мы рассматривали репертуарную политику Центра драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина. Отметим, что для этого театра характерна ориентация на постановки, выполненные в русле стилистики постмодерна. Центр существует относительно недавно, соответственно, выработать какие-либо традиции он не мог. Центр в первую очередь обращается к молодёжи, к зрителю, желающему увидеть «новый» театр, оценить новаторские режиссёрские и актёрские решения. Центр драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина занимает собственную нишу в театральной жизни Москвы, на сегодняшний день являясь лидером театральных экспериментов.
В целом, отечественный театр действительно играет заметную роль в культурном пространстве, он выполняет множество важнейших функций: интегрирующую, образовательную, воспитательную и т.д. На рубеже веков театр находился в поиске новых способов функционирования и взаимодействия с культурной жизнью современного общества. Эти поиски продолжаются и до сих пор, а значимость тех или иных процессов, происходящих в театральной жизни ещё предстоит оценить. Современное театральное разнообразие вызывает противоречивые оценки. С одной стороны, у зрителя есть богатый выбор и ему предоставлены большие возможности – театр может выполнять для него много функций: развлекательную или образовательную, воспитательную или утешительную. Но, с другой стороны, это разнообразие может пагубно повлиять на современного зрителя, который часто не имеет выработанного эстетического вкуса и строгой системы духовных ценностей. Многие театральные деятели современности (Ю. Любимов, В. Фокин, О. Табаков) сходятся во мнении, что театр должен помогать новому зрителю воспитать художественный и эстетический вкус, а не идти на поводу у ограниченности, ведь «заигрывание» со зрителем и «заискивание» перед ним – это не миссия подлинного русского театра, который всегда был и должен оставаться храмом, в котором служат искусству. К сожалению, современная действительность с её рыночной системой сделала театральные произведения товаром для потребления, а в крупных мегаполисах образовался настоящий театральный рынок, а премьеры – громкие и скандальные, с участием модных лиц, выходят одна за другой, всё это напоминает своеобразный конвейер «театральных продуктов». В результате, часто страдает качество этого продукта, наспех сделанные спектакли не дают возможности актёрам показать свои истинные возможности, а зрителям испытать потрясающее чувство счастья от созерцания подлинных шедевров, которые заставляют мыслить и сопереживать. Конечно, как правильно сказал А. Галибин, «шедевры планировать нельзя», но сейчас как раз наступает время, когда театру стоит отказаться от культа зрелищности и возвести в культ мысль, реализм и тонкий психологизм. В результате в театр потянутся люди, которые смогут по достоинству оценить русский театр нового поколения.
В заключение отметим, что исследуемая нами проблема требует дальнейшей разработки. В данной работе мы рассмотрели культурологические аспекты репертуарной политики театра, ввели панорамную типологию театров по трём уровням – мегаполис, областной центр и рядовые города, обозначили основные функции театра и рассмотрели его роль в жизни общества конца XX – начала XXI вв. Но этого не достаточно. В перспективе существует возможность более глубокого исследования театральных процессов, имевших место на рубеже 20-21 веков. К примеру, не до конца изученными остаются вопросы зарождения «новой драмы» и её значимости и влияния на культурную жизнь. К тому же важным остаётся вопрос поиска путей дальнейшего функционирования отечественного театра в условиях современной социокультурной повседневности. Существует возможность исследования того, каким образом театр может оптимизировать культурное пространство.
На сегодняшний день многие специалисты высказывают мнение, что отечественный театр доживает свои последние дни и мы наблюдаем конец театральной эпохи (М. Давыдова). Действительно, театральное разнообразие порой напоминает агонию – сплошной разброд и порой даже «горячечный бред», но хотелось бы верить, что это не агония, а временный криз театральной и культурной болезни современного общества, после которого наступит улучшение и выздоровление. А для оптимистического прогноза имеются основания: у нас есть богатые культурные традиции и очень талантливые люди, которые способны помочь театру обрести новую жизнь. Да и современный зритель уже пресытился зрелищностью и эпатажем и постепенно перестаёт быть просто «потребителем» театрального продукта.
Список литературы
1. Барановская С. А. «Станиславский обыкновенный гений и необыкновенный человек» // Дни Петербургской философии - 2007. Материалы круглого стола «Философия культуры и культурология: традиции и инновации», - СПб., 2008. С. 35-42.
2. Бодрова Е.В., Мешкова А.В. Общественно-политическая и творческая деятельность художественной интеллигенции в период смены модели общественного развития./А.В. Мешкова, Е.В. Бодрова/Московский гуманитарный университет. Научные публикации 2006 г.// http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/
3. Виллидж Войс. 11 ноября, 1997.
4. Вислова А.В. Современный театр и русская классическая традиция./А. Вислова/Свободная мысль. – 2008/№ 8 (1591).
5. Горфункель Е. Весёлый Гамлет Бутусова./Е. Горфункель//Театр, № 1. Апрель 2006
6. Давыдова М.Ю. Конец театральной эпохи. – М., 2005
7. Дидковская Н. Современный провинциальный театр: мифологизированная реальность. /Н. Дидковская//Вестник Евразии. - № 3, 2002.// http://www.eavest.ru/
8. Должанский Р. Карнавал ожившей мебели./Р. Должанский//Коммерсант, 12.11.2004
9. Егошина О. Вчера детей душили, душили... Кирилл Серебренников поставил в МХТ убийственный спектакль./О. Егошина//Новые известия, 14.05.2007
10. Егошина О. Классик в неглиже./О. Егошина//Новые известия. 12.11.2004.
11. Жидков В.С. Театр и государство. Основные тенденции развития советского драматического театра. – М., 1991.
12. Загорская Т. От традиционализма к новому театру!/Т. Загорская//Театральная жизнь. № 4, 2002
13. Интервью с Ю. Любимовым./Театральный смотритель. 26 марта 2007 года.// http://www.smotr.ru
14. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006.
15. Коханая О.Е. Театр для детей и молодёжи: традиции и современность. – М.: МГУКИ, 2004.
16. Коханая О.Е. Детский и молодёжный театр в системе социальных проблем воспитания детей и юношества. – М.: МГУКИ, 2008.
17. Коханая О.Е. Аксиологическая функция театра для детей и молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - №1.- С. 66-69.
18. Коханая О.Е. Коммуникативно-игровая и творческая функции театра для детей и молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - №2.- С. 255-258.
19. Коханая О.Е. Специфика функционирования российских театров для детей и молодёжи в постсоветский период // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - №3.- С. 37-42.
20. Коханая О.Е. Роль театральной сказки в моделировании картины мира ребёнка //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - № 4. - С.223-227. (0,7 п.л.)
21. Коханая О.Е. Специфика функционирования театров для детей и молодёжи в постсоветской России // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5. – С.161-170.
22. Коханая О.Е. Культурные тренды на примере развития детского театра: традиции и новаторство// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - № 5. – С. 268-273.
23. Коханая О.Е. Становление российского детского театра как института формирования ценностных ориентаций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 6. - С. 271-276.
24. Коханая О.Е. Первый детский театр советской России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 1.
25. Коханая О.Е. Культурные тренды в детском театральном искусстве // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - №2.
26. Коханая О.Е. Новое «старое» в современной теории воспитания (к 90-летию публикации теории свободного гармонического развития жизни и сознания К.Н. Вентцеля) // Созидательная миссия культуры: Сборник статей молодых ученых. Выпуск 3. - М.: МГУКИ, 2003.- С.205-212.
27. Коханая О.Е. Специфика воздействия театрального искусства на молодёжную зрительскую аудиторию//«Зеркало: Литературно-художественный и научно-просветительский альманах МГУКИ». Выпуск №2. – М., 2009. - С.75-83.
28. Коханая О.Е. Молодёжный театр: пути активизации зрительской аудитории // Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции и новаторство. – М.: МГУКИ, 2008. – С.117-124.
29. Коханая О.Е. Герой нашего времени, где ты? // Российская культура как фактор общественного развития / Под ред. Ю.А. Головина, О.Е. Коханой. – М.: МГУКИ, 2007.- С.43-46.
30. Коханая О.Е. Массовая культура и СМИ: современный этап // Созидательная миссия культуры: Сборник статей молодых ученых. Выпуск 2(4). - М.: МГУКИ, 2004. – С.143-158.
31. Коханая О.Е. Массовая культура и СМИ // Клуб. – 2006. - №4. – С.2-3.
32. Коханая О.Е. Массовая культура и СМИ: современный этап // Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития. Часть 1.- М.: МГУ, 2004. – С.228-230.
33. Коханая О.Е. Нравственный закон как выражение культуры общества // ХХI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. - М.: МГУКИ, 2001. – С.10-12.
34. Коханая О.Е. Диалектика взаимосвязей современного театра и молодежной зрительской аудитории // Материалы научно-практической конференции. - М.: МГИК, 1987.- С.116-119.
35. Коханая О.Е. Традиции детских СМИ и театра// Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. - М.: МГУ, 2009. – С.302-304.
36. Коханая О.Е. «В начале славных дел…» //«Зеркало: Литературно-художественный и научно-просветительский альманах МГУКИ». Выпуск №1. – М., 2008. – С. 9-21.
37. Коханая О.Е. Основные тенденции развития современного искусства. - М.: Изд-во фонда Лермонтова, 2002. – 52 с.
38. Коханая О.Е. Искусство ХХ века: основные тенденции. - М.: МГУКИ, 2003. – 34 с.
39. Коханая О.Е. Актуальные проблемы современности и журналистика. - М.: МГУКИ, 2006. - 14 с.
40. Коханая О.Е. Проблемы современного искусства. – М.: МГУКИ, 2007. -28 с.
41. Коханая О.Е. Традиционная культура. - М.: МГУКИ, 2006. - 32 с.
42. Крюков Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством./Д.В. Крюков//Массовая культура на рубеже веков. Сборник статей. – СПб., 2005.
43. Межправительственная конференция по вопросам культуры/ЮНЕСКО//Париж, 1999
44. Мицкевич С. Счёт потерям открыт./С. Мицкевич//Театральное дело. 2006. Февраль
45. Моров А.Г. Три века русской сцены. Советский театр. – М., 1984.
46. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М., 2004.
47. Орлова Э.А. Концепция социального пространства. – М., 2002.
48. Пашис А. Профессионалы и любители. Мастера и дилетанты. Творцы и потребители./А. Пашис/Фотожурнал// http://photo-element.ru
49. Пивоварова Н. Пространство национальной сцены: Исторический очерк: к 250-летию русского театра./Н. Пивоварова//Наше наследие. № 79-80, 2006.// http://www.nasledie-rus.ru/
50. Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. – М., 2000
51. Серебренников К. Зритель как заказчик./К. Серебренников/Театральный смотритель. 26 марта 2007 года.// http://www.smotr.ru
52. Ситковский Г. Беспредел в полоску. В МХТ поставили «Тартюфа»./Г. Ситковский//Газета, 12.11.2004
53. Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. – М., 1999
54. Страницы московской театральной жизни. 21 ноября 2005./ http://www.theatre.ru/news/2005/11/21
55. Таиров А.Я. О театре. – М., 1970
56. Театр для выживания и выживание театра./Интервью с А.И. Смелянским /Омский академический театр драмы// http://www.ic.omskreg.ru/
57. Театральное дело. 2005. Декабрь.
58. Театральная жизнь. 2006. №2
59. Театральная культура: Опыт, проблемы. – СПб., 2000
60. Филиппов А. Молодёжный «Гусь». Несовременная постановка МХАТа им. А.П. Чехова./А. Филиппов//Известия, 27.02.2002.
61. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.
62. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. – М., 2008.
63. Фокин В. Сегодня мы столкнулись с публикой, подобной той, что хлынула в театры после революции 1917 года./В. Фокин/Театральный смотритель. 26 марта 2007 года.// http://www.smotr.ru/
64. Фукс О. Оборотни в сутанах./О. Фукс//Вечерняя Москва, 12.11.2004
65. Худяков С. Со времён Афинской демократии/С. Худяков//Театральная жизнь. 2005. № 5
66. Цагараев В. Непростые вопросы о национальном театре. /В. Цагараев/Проект Анахарсис//http://www.anaharsis.ru/
67. Чертов Л.Ф. О диалоге массовой и элитарной художественной культуры в пространстве города. /Л.Ф. Чертов//Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001.// http://anthropology.ru/
68. Шевелева А. «Карамазовы» в МХТ им. А.П. Чехова.//Театральная афиша. 23.01.2014.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую