Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Театр - искусство, сопровождающее человечество на протяжении практически всего его существования. Искусство живое и видоизменяющееся. От древних постановок на подмостках феодальной Японии до церковных мистерий европейского средневековья, от скоморошьих представлений на площадях до классического элитарного театрального искусства по постановкам выдающихся драматургов - всё это отражало и отражает ситуацию в обществе, которому принадлежит театр. Репертуарный театр - явление уникальное, по сути - социокультурный институт, влияющий не только на разум, но и на душу человека. Есть ли ему место в социокультурном пространстве современной России? Какие пути открываются перед театральным искусством сегодня?
Театр, начиная с основоположника современной евро¬пейской науки о театре М.Германа, рассматривается не только как искусство, но как совокупность эстетических, ху¬дожественных, социальных экономических и прочих ипоста¬сей и функций – эта комплексность театра особенно выявляется на определенных этапах развития театра.
Модель репертуарного театра с постоянной труппой, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства - уникальный опыт, признанный и почитаемый во всем мире. При этом приходится учитывать, что социально-культурный эффект театральной деятельности не поддается прямому измерению.
По мнению многих культорологов (например,Л.Г.Ионина), современная культура России находится на переломе. Социоструктурные и административные системы России сегодня рушатся, вместе с
ними гибнут складывавшиеся десятилетиями традиции, верования, идеологии, жизненные стили и формы. Трансформируются структуры престижа, складываются особые идеологические элиты, старые общественно-культурные идентификации уступают место совершенно новым.
Коренные преобразования театра в 20-21 в. обусловила научно-техническая революция, а кинематограф наряду с телевидением были признаны не просто конкурентами театра, но даже его «могильщиками». Новые перспективы и возможности захватывали дух: лучшие образцы зрелищного искусства могут тиражироваться, становятся доступными каждому, фильмы можно пересматривать сколько угодно раз, и их качество остается неизменным. Но в этом эйфорическом отношении к новому искусству забывалась главная уникальная особенность театра: активное взаимодействие со зрительным залом, эта особенность стала казаться несущественной. Однако театр не сдался, и начало 20 вв. было охарактеризовано особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности; эти тенденции сохраняются и сегодня.
Дискуссии по проблемам «Современное состояние культуры: кризис, проблемы, противоречия», «Перспективы развития культуры: традиции, инновации, пути возрождения» особенно обострились с периодизации 90-х годов, когда в Российской Федерации представители научных и учебных центров России разделялись во мнениях, как следует оценивать состояние культуры России: в одних случаях это состояние характеризовалось как кризис, в других - как новый подъем.
Концепция развития театрального дела в России провозгласила, что «театральное искусство занимает существенное место в развитии личностного потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни граждан и качества социальной среды. Театральное искусство – сфера живого человеческого общения, обладающая особой силой воздействия на зрителя, занимающая особое место в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами – участники создания сценического произведения».
Вопрос о культуре, как свидетельствует история, всегда возникает особенно остро и объемно в пору глобальных общественных перемен. Практическая реализация современных принципов и целей культурной политики в России встречается с множеством трудностей, что требует их нового изучения, осознания роли государства в регулировании социокультурных процессов, пределов и способов его воздействия на развитие театра.
Актуальность темы:
Сегодня в российском обществе, как и во всем мире, остро обозначились проблемы, которые коснулись всех сфер культуры. Наметились тревожные тенденции, такие как снижение значимости общемировых культурных ценностей, пронизанность сфер искусства популяризационными жанрами. Репертуарный театр в современных условиях стремится к синтезу культуры, перед ним поставлены нелегкие задачи: находясь в конкуренции с телевидением и киноиндустрией, не утратить свой уникальный облик, не изменяя приверженности традициям, в то же время оставаться открытым новым веяниям культуры, отвечать духовным потребностям социума.
Степень изученности темы: данной проблематике посвящены труды Г.А.Товстоногова, Л.Г.Ионина, В.Е.Белановского, А.В.Ростова, Т.Е.Шабалиной, А.В.Юрьева, Е.С.Лосевой-Демидовой, Л.Н.Федотовой, В.Б.Коренева, А.В.Елизарова, И.Кравченко, В.Межуева, Э.Орлова, П.Сорокина, В.Федотовой, М.Горностаевой, Л.Гудкова, Б.Дубина и других авторов.
Объект:
система «театр — зритель» в новых социально-культурных условиях российского общества
Предмет:
социокультурная роль репертуарного театра в современных условиях
Цель:
раскрыть социокультурное значение репертуарного театра, обозначить современную проблематику в синтезе культур, раскрыть тенденции развития театрального искусства в России
Задачи:
1) Выявить основные причины трансформации ценностных ориентаций зрителя в современном контексте развития репертуарного театра как социального института;
2) Раскрыть концептуальные подходы к определению понятия публики;
3) Обозначить основные теоретико-методологические подходы к исследованию театральной аудитории;
4) Раскрыть содержание социокультурного аспекта деятельности современного репертуарного театра;
5) Выявить специфику структуры современной театральной аудитории.
6) Раскрыть особенности репертуарной политики современного театра.
7) Обозначить тенденции и перспективы развития репертуарного театра как социального института
Методология и методы исследования: при написании работы использованы методы исследования - анализ, синтез, эмпирический сбор данных, сравнительно-исторический подход
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социокультурная роль репертуарного театра в современных условиях 8
1.1. Трансформация ценностных ориентаций зрителя в современном контексте развития репертуарного театра как социального института. 8
1.2. Концептуальные подходы к определению понятия публики. 13
1.3. Теоретико-методологические основы социологического подхода к исследованию театральной аудитории. 16
1.4. Социокультурный аспект деятельности современного репертуарного театра. 23
Глава 2. Социокультурное влияние репертуарного предложения современного театра на формирование ценностных ориентаций зрителя 35
2.1.Специфика структуры современной театральной аудитории. 35
2.2. Особенности репертуарной политики современного театра. 42
2.3 Основные факторы влияния репертуарного предложения современного театра на формирование ценностных ориентаций зрителя 57
2.4 Тенденции и перспективы развития репертуарного театра как социального института 62
Заключение 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 77
Заключение
Театральное искусство в современном обществе не может рассматриваться вне социокультурного контекста. Репертуарный театр вынужден трансформироваться, реагируя на необходимость включения в обыденность современной жизни, поскольку театр, как социокультурное явление - отражение процессов развития общества, в котором ему надлежит осуществлять свою деятельность; это своеобразная модель общественного сознания.
Каким будет будущий театр для поколения молодежи, выросшего в период безвременья, агрессивного воздействия массовой культуры, во многом зависит от сегодняшней государственной политики в области театра.
XXI век охарактеризован тенденциями к завершению периода концептуализма, деконструкции содержания и стиля предшествующей эпохи, стремлении упорядочить хаос, вернуть общество в русло русской традиции морального долга, а становление в России гражданского общества – важнейшая цель реформ. Вместе с тем гражданское общество не создается директивным порядком, не может быть учреждено законом или указом. Оно - стиль жизни и стиль мышления подавляющей части общества, оно в первую очередь в сознании людей, в искусстве и культуре.
В новых экономических и общественно-политических условиях начала XXI в. российская интеллигенция возвращается к осмысленной деятельности по возрождению страны, защите всеми средствами науки, образования, культуры.
Изменение отношения к культуре во многом возникает как отклик на глобальные тенденции общественного развития. Переход к постиндустриальному обществу обусловлен качественными изменениями в потребностях, ценностных ориентациях и мотивациях социального поведения, которые приводят к переменам социальной жизни во всех её сферах, в том числе и в сфере культуры. Происходит ценностная переориентация людей, которая подразумевает приоритет таких ценностей в современном обществе, как «автономность и самовыражение личности, свободное время и досуг, приватная жизнь», и вопросы культуры, духовной жизни граждан Российской Федерации приобретают в современных условиях особую актуальность. Они имеют без преувеличения, стратегическое значение, так как без подъема культуры невозможно преодолеть социальный, экономический, политический кризис общества, а в конечном итоге - кризис личности.
Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства, а взаимодействие современного репертуарного театра и иных видов искусств (в частности с эстрадой) - часть общеэстетического процесса взаимного влияния и синтеза культуры. И здесь диалектическая взаимосвязь ведет не к поглощению одних искусств другими, а к их взаимообогащению, утверждению правомерности и необходимости существования различных видов искусства, которые полностью сохраняют свою самостоятельность.
Современные тенденции возникают ежегодно, но это не может отражаться на значимости великих произведений искусства: классика всегда оставалась тем культурным пластом, который не терял своей актуальности, но в то же время универсальных правил здесь не существует: что сиюминутно, а что вечно, рассудит время. Увлечение проходящими жанрами быстро проходит, и публика возвращается к глубокой драматургии.
Существующую проблематику взаимодействия театра и эстрады необходимо разрешать путем детального научного изучения как социокультурных явлений в современной России, в том числе таких феноменов, таких как «фестивализация» театра, и особой постановки требуют вопросы: сохраняется ли видовое своеобразие театра и эстрады? И это в анализе проблемы требует ответа на вопрос, который представляет интерес не только для теоретиков, но и, что особенно важно, для практиков: надо понять, что в этом процессе ведет к взаимному обогащению, а что - к утратам.
Наметился широкий пересмотр социальных, идеологических, духовных ориентаций, и в этой связи неизмеримо возрастает общественная, культурная, эстетическая, нравственная роль художественной критики.
Театр обеспечивает преемственность поколений: занимаясь воспитанием молодой талантливой молодежи, ему необходимо решать разнообразные творческие задачи и предлагать плоды своего творчества вниманию зрителей как на своей сцене, так и на сценах ведущих театров мира. Знакомить отечественную публику с достижениями этих театров и приглашать «сторонних« звезд участвовать в собственном творческом процессе — еще одно важное направление деятельности театра.
Молодому поколению режиссеров необходимо всецело перенимать опыт поколения предыдущего, таких известных деятелей, как например, Г.Товстоногов, К.Станиславский, оставившие большой след в театральном искусстве, чей опыт – тот кладезь знаний, который вошел не только в сокровищницу национальной культуры, но и мирового масштаба.
Состояние театра определяет пространство, ограниченное историко-культурными, общественно-идеологическими, социологическими, социально-психологическими факторами, а его взаимоотношения со зрителем и критикой получают отражение отношения высокого уровня: художника и общества.
Дилеммы социального функционирования остаются, поскольку пока существует театр, сущностные понятия «театр-зритель-критика» будут теми краеугольными явлениями, которые в своем синтезе олицетворяют собой собственно дух театра, то, без чего само его существование немыслимо
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1019-р "Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года"
2) Г.Товстоногов «Зеркало сцены», из-во «Искусство», М-1980
3) В.Е.Белановский «Государственная культурная политика в условиях модернизации российского общества :1991-2000 гг.»
4) Л.Г.Ионин «Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России», издание «Юрайт-пресс», М-2012
5) Л.Г Ионин «Социология культуры: путь в новое тысячелетие» : учебн. пособие для студентов вузов; изд.З-е, перераб. и доп.- М.: Логос.-2002
6) А.В.Ростов «Театр и зритель», издание «АРТ-М»,М-2012
7) Зингерман Б. Связующая нить. Писатели и режиссеры М.: ОГИ, 2002.
8) А.В. Юрьева «Особенности формирования публики театра» // Материалы ХV международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» памяти профессора Л.Н. Когана. - Екатеринбург УрГУ, 2012
9) Марков П. О театре. В 4 т. М.:Искусство,1977
10) Л.Н.Федотова «Социология массовой коммуникации» М-2002
11) Л.Коган. О методах изучения публики театра. // Проблемы социологии театра: Сборник статей. / Ред. и сост. Н. Хренов/ М., 1974
12) Ю.Н. Фохт-Бабушкин «Искусство в жизни людей: Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология. - СПб.: из-во « Апстейя», 2001
13) А.Арто «Театр и его двойник Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра» СПб.- 2000
14) М.В.Горностаева «Искусство как социологическое явление» // Социологические исследования: Наука//2004, №4
15) И.А.Мальковская «Эволюция зрелищ в человеческом измерении» // Социологические исследования: Наука. 2008, №2
16) И.А.Мальковская «Социологический профиль информационно-коммуникативного общества. Социологические исследования», Наука. 2007
17) Г.Е. Зборовский «Социология досуга и социология культуры: поиск взаимодействия»// Социологические исследования// «Наука», 2006, №12
18) Е.В. Бодрова, А.В.Мешкова «Общественно-политическая и творческая деятельность художественной интеллигенции в период смены модели общественного развития», из-во «Смена», М-2009
19) К.О.Чепеленко «Социокультурные особенности аудитории современного провинциального театра», автореферат, Саратов-2006
20) В.Н.Дмитриевский «Театр, зритель, критика: проблемы социального функционирования», автореферат, Ленинград-1991
21) Е.С.Лосева-Демидова «Искусство как фактор формирования ценностных ориентаций зрительской аудитории», автореферат, М-2010
22) А.А.Мошенский «Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России», автореферат, М-2004
23) М.В.Жабровец «Тенденции и проблемы развития современного любительского театра в защиту студийности», автореферат, М-2012
24) Т.И.Тетеревкова «Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады», автореферат, Спб-2002
25) В.Н.Дмитриевский «Театр, зритель, критика: проблемы социального функционирования», автореферат, Ленинград-1991
26) Е.В.Олимпиева «Театр как явление культуры Серебряного века», автореферат, Екатеринбург -1999
27) А.В.Юрьева «Театр в системе культуры города» // Материалы I международной научно - практической конференции молодых учёных. Москва, 2011
28) И.А.Алпатова «Лабораторное движение в современном театре: достижения и проблемы», журнал «Театрал» май 2014
29) И.Д.Силонов «Интеллектуальная собственность и шоу-бизнес» – журнал «Закон», 2000, № 4
30) П.И.Руднев «Провинциальные театры: тенденции и перспективы: чем провинциальный театр отличается от столичного» , статья , журнал «Театральные Новые Известия Театрал» март 2014
31) М.В.Петрова «Наш человек из Паневежиса», статья, газета национальных интересов «Русский курьер», январь 2014
32) В.И.Милков «Не страшно работать в провинции, страшно заболеть провинциализмом», статья от 27.05.2010, журнал «Взгляд», М-2010
33) А.В.Елизаров «Особенности зрительского восприятия произведений современного искусства сценической хореографии», журнал «Научный взгляд», октябрь 2012
34) В.Н. Борзенко «Театр: модное место или потребность публики?» статья из журнала ««Театральные Новые Известия ТЕАТРАЛ»», май 2014
35) А.О.Лапина «Нужна ли современному театру современная драма?», статья, «Страстной бульвар», журнал, выпуск №6-136/2011
36) В.Б.Коренев «О ситуации в театре им.К.Б.Станиславского», журнал «Жизнь», июнь 2011г.
37) В.А.Максимова «Pro-scenium: вопросы театра», (издание 2-е) и-во ЛКИ-2007
38) Т.В.Шабалина «Очерки истории театральной критики»; Сб. в 3 тт. Л.- 1975
39) И.Н.Никитина «Театр должен вести зрителя за собой», статья от 02.04.2004, газета «"Тюменская область сегодня»
40) «Современный театр», статья от 02.03.014, портал «Блоха», э/ресурс «http://art-bloha.ru/teatr.php», доступ 11.05.2014 в 12.14
41) А.Е.Житинкин, «Взаимоотношения театра и зрителя», интервью для «Радио Свобода» от 18.10.2003, э/ресурс «http://www.svoboda.org/content/transcript/24201236.html», доступ 12.05.2014 в 09.30
42) Т.Е.Шабалина «Культура и Образование: Театр и кино», статья от 12.09.2009, э/ресурс «http://bruma.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html», доступ 10.05.2014 в 18.57
43) Д.Дандурей «Взаимоотношения театра и зрителя», интервью для «Радио Свобода», от 18.10.2003, э/версия, э/ресурс «http://www.svoboda.org/content/transcript/24201236.html», доступ 12.05.2014 в 09.00
44) В.И.Саргунов «Проблемы современного театра», статья 09.01.2012, э/ресурс «http://www.vozduhlada.ru/statii/problemy-teatra.html», доступ 10.05.2014 в 19.16
45) Н.А.Афанасьева «Анализ театральной аудитории на основе исследований», статья от 16.03.2005,э/ресурс «http://www.advertology.ru/article11763.htm»
46) «Влияние театра. Проблема зрителей», статья от 10.08.2011, портал, э/ресурс «http://aestheticform.ru/», доступ 11.05.2014 в 21.04
47) Н.Казьмина, «Вопросы театра», статья от 02.04.2004, портал «Московский театр Эрмитаж», э/ресурс «http://ermitazh.theatre.ru/people/management/kazmina/17901/», доступ 11.05.2014 в 11.23
48) А.Ткачук «Взаимоотношения театра и зрителя», статья от 18.10.2003, портал радио «Свобода», э/ресурс «http://www.svoboda.org/content/transcript/24201236.html», доступ 11.05.2014 в 11.45
49) А.А.Стрельцов «Театр – это храм искусства, а поход в театр – ритуал», газета «Областная», Иркутск статья от 26.06.2012, э/версия, э/ресурс «http://old.dramteatr.ru/pressa/statia_477.html», доступ11.05.2014 в 11.38
50) официальный форум Московского театра «Современник», э/ресурс «http://www.sovremennik.ru/forum/», доступ 02.06.2014 в 6.34
51) «Любят ли россияне театр», э/ресурс «http://www.zoomby.ru/watch/lyubyat-li-rossiyane-teatr?utm_source=Yandex_Z&utm_medium=cpc&utm_campaign=6702559», доступ 02.06.2014 в 6.26
52) «Современная драма осталась без любви», статья , официальный портал «Санкт-Петербургский театр Ленсовета», э/ресурс «http://lensov-theatre.spb.ru/content/view/690/29/», доступ 02.06.2014 в 15.36
53) Г.Н.Варфоломеев «Спектакли впитывают в себя новейшие мировые тенденции», блог Екатеринбургского Театра, статья от 11.02.2013, э/ресурс «http://uralkukla.ru/ru/press/115.html», доступ 02.06.2014 в 18.23
54) А.С.Шеремет «Михаил Резникович: «Театр должен идти на полшага впереди зрителя», статья от 31.10.2002, э/ресурс «http://www.day.kiev.ua/ru/article/kultura/mihail-reznikovich-teatr-dolzhen-idti-na-polshaga-vperedi-zritelya»
55) Театральное искусство», универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет», э \ресурс «http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html» доступ 03.06.014 в 8.12
56) «Театральная критика», портал «Визуальный словарь», э/ресурс «http://cult.vslovar.org.ru/5099.html», доступ 03.06.2014 в 8.17
57) «Театральная концепция РФ сделала ставку на современные пьесы», официальный портал «РиаНовости», э/ресурс «http://ria.ru/culture/20110621/391496747.html», доступ 03.06.2014 в 8.38
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Театр - искусство, сопровождающее человечество на протяжении практически всего его существования. Искусство живое и видоизменяющееся. От древних постановок на подмостках феодальной Японии до церковных мистерий европейского средневековья, от скоморошьих представлений на площадях до классического элитарного театрального искусства по постановкам выдающихся драматургов - всё это отражало и отражает ситуацию в обществе, которому принадлежит театр. Репертуарный театр - явление уникальное, по сути - социокультурный институт, влияющий не только на разум, но и на душу человека. Есть ли ему место в социокультурном пространстве современной России? Какие пути открываются перед театральным искусством сегодня?
Театр, начиная с основоположника современной евро¬пейской науки о театре М.Германа, рассматривается не только как искусство, но как совокупность эстетических, ху¬дожественных, социальных экономических и прочих ипоста¬сей и функций – эта комплексность театра особенно выявляется на определенных этапах развития театра.
Модель репертуарного театра с постоянной труппой, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства - уникальный опыт, признанный и почитаемый во всем мире. При этом приходится учитывать, что социально-культурный эффект театральной деятельности не поддается прямому измерению.
По мнению многих культорологов (например,Л.Г.Ионина), современная культура России находится на переломе. Социоструктурные и административные системы России сегодня рушатся, вместе с
ними гибнут складывавшиеся десятилетиями традиции, верования, идеологии, жизненные стили и формы. Трансформируются структуры престижа, складываются особые идеологические элиты, старые общественно-культурные идентификации уступают место совершенно новым.
Коренные преобразования театра в 20-21 в. обусловила научно-техническая революция, а кинематограф наряду с телевидением были признаны не просто конкурентами театра, но даже его «могильщиками». Новые перспективы и возможности захватывали дух: лучшие образцы зрелищного искусства могут тиражироваться, становятся доступными каждому, фильмы можно пересматривать сколько угодно раз, и их качество остается неизменным. Но в этом эйфорическом отношении к новому искусству забывалась главная уникальная особенность театра: активное взаимодействие со зрительным залом, эта особенность стала казаться несущественной. Однако театр не сдался, и начало 20 вв. было охарактеризовано особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности; эти тенденции сохраняются и сегодня.
Дискуссии по проблемам «Современное состояние культуры: кризис, проблемы, противоречия», «Перспективы развития культуры: традиции, инновации, пути возрождения» особенно обострились с периодизации 90-х годов, когда в Российской Федерации представители научных и учебных центров России разделялись во мнениях, как следует оценивать состояние культуры России: в одних случаях это состояние характеризовалось как кризис, в других - как новый подъем.
Концепция развития театрального дела в России провозгласила, что «театральное искусство занимает существенное место в развитии личностного потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни граждан и качества социальной среды. Театральное искусство – сфера живого человеческого общения, обладающая особой силой воздействия на зрителя, занимающая особое место в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами – участники создания сценического произведения».
Вопрос о культуре, как свидетельствует история, всегда возникает особенно остро и объемно в пору глобальных общественных перемен. Практическая реализация современных принципов и целей культурной политики в России встречается с множеством трудностей, что требует их нового изучения, осознания роли государства в регулировании социокультурных процессов, пределов и способов его воздействия на развитие театра.
Актуальность темы:
Сегодня в российском обществе, как и во всем мире, остро обозначились проблемы, которые коснулись всех сфер культуры. Наметились тревожные тенденции, такие как снижение значимости общемировых культурных ценностей, пронизанность сфер искусства популяризационными жанрами. Репертуарный театр в современных условиях стремится к синтезу культуры, перед ним поставлены нелегкие задачи: находясь в конкуренции с телевидением и киноиндустрией, не утратить свой уникальный облик, не изменяя приверженности традициям, в то же время оставаться открытым новым веяниям культуры, отвечать духовным потребностям социума.
Степень изученности темы: данной проблематике посвящены труды Г.А.Товстоногова, Л.Г.Ионина, В.Е.Белановского, А.В.Ростова, Т.Е.Шабалиной, А.В.Юрьева, Е.С.Лосевой-Демидовой, Л.Н.Федотовой, В.Б.Коренева, А.В.Елизарова, И.Кравченко, В.Межуева, Э.Орлова, П.Сорокина, В.Федотовой, М.Горностаевой, Л.Гудкова, Б.Дубина и других авторов.
Объект:
система «театр — зритель» в новых социально-культурных условиях российского общества
Предмет:
социокультурная роль репертуарного театра в современных условиях
Цель:
раскрыть социокультурное значение репертуарного театра, обозначить современную проблематику в синтезе культур, раскрыть тенденции развития театрального искусства в России
Задачи:
1) Выявить основные причины трансформации ценностных ориентаций зрителя в современном контексте развития репертуарного театра как социального института;
2) Раскрыть концептуальные подходы к определению понятия публики;
3) Обозначить основные теоретико-методологические подходы к исследованию театральной аудитории;
4) Раскрыть содержание социокультурного аспекта деятельности современного репертуарного театра;
5) Выявить специфику структуры современной театральной аудитории.
6) Раскрыть особенности репертуарной политики современного театра.
7) Обозначить тенденции и перспективы развития репертуарного театра как социального института
Методология и методы исследования: при написании работы использованы методы исследования - анализ, синтез, эмпирический сбор данных, сравнительно-исторический подход
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социокультурная роль репертуарного театра в современных условиях 8
1.1. Трансформация ценностных ориентаций зрителя в современном контексте развития репертуарного театра как социального института. 8
1.2. Концептуальные подходы к определению понятия публики. 13
1.3. Теоретико-методологические основы социологического подхода к исследованию театральной аудитории. 16
1.4. Социокультурный аспект деятельности современного репертуарного театра. 23
Глава 2. Социокультурное влияние репертуарного предложения современного театра на формирование ценностных ориентаций зрителя 35
2.1.Специфика структуры современной театральной аудитории. 35
2.2. Особенности репертуарной политики современного театра. 42
2.3 Основные факторы влияния репертуарного предложения современного театра на формирование ценностных ориентаций зрителя 57
2.4 Тенденции и перспективы развития репертуарного театра как социального института 62
Заключение 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 77
Заключение
Театральное искусство в современном обществе не может рассматриваться вне социокультурного контекста. Репертуарный театр вынужден трансформироваться, реагируя на необходимость включения в обыденность современной жизни, поскольку театр, как социокультурное явление - отражение процессов развития общества, в котором ему надлежит осуществлять свою деятельность; это своеобразная модель общественного сознания.
Каким будет будущий театр для поколения молодежи, выросшего в период безвременья, агрессивного воздействия массовой культуры, во многом зависит от сегодняшней государственной политики в области театра.
XXI век охарактеризован тенденциями к завершению периода концептуализма, деконструкции содержания и стиля предшествующей эпохи, стремлении упорядочить хаос, вернуть общество в русло русской традиции морального долга, а становление в России гражданского общества – важнейшая цель реформ. Вместе с тем гражданское общество не создается директивным порядком, не может быть учреждено законом или указом. Оно - стиль жизни и стиль мышления подавляющей части общества, оно в первую очередь в сознании людей, в искусстве и культуре.
В новых экономических и общественно-политических условиях начала XXI в. российская интеллигенция возвращается к осмысленной деятельности по возрождению страны, защите всеми средствами науки, образования, культуры.
Изменение отношения к культуре во многом возникает как отклик на глобальные тенденции общественного развития. Переход к постиндустриальному обществу обусловлен качественными изменениями в потребностях, ценностных ориентациях и мотивациях социального поведения, которые приводят к переменам социальной жизни во всех её сферах, в том числе и в сфере культуры. Происходит ценностная переориентация людей, которая подразумевает приоритет таких ценностей в современном обществе, как «автономность и самовыражение личности, свободное время и досуг, приватная жизнь», и вопросы культуры, духовной жизни граждан Российской Федерации приобретают в современных условиях особую актуальность. Они имеют без преувеличения, стратегическое значение, так как без подъема культуры невозможно преодолеть социальный, экономический, политический кризис общества, а в конечном итоге - кризис личности.
Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства, а взаимодействие современного репертуарного театра и иных видов искусств (в частности с эстрадой) - часть общеэстетического процесса взаимного влияния и синтеза культуры. И здесь диалектическая взаимосвязь ведет не к поглощению одних искусств другими, а к их взаимообогащению, утверждению правомерности и необходимости существования различных видов искусства, которые полностью сохраняют свою самостоятельность.
Современные тенденции возникают ежегодно, но это не может отражаться на значимости великих произведений искусства: классика всегда оставалась тем культурным пластом, который не терял своей актуальности, но в то же время универсальных правил здесь не существует: что сиюминутно, а что вечно, рассудит время. Увлечение проходящими жанрами быстро проходит, и публика возвращается к глубокой драматургии.
Существующую проблематику взаимодействия театра и эстрады необходимо разрешать путем детального научного изучения как социокультурных явлений в современной России, в том числе таких феноменов, таких как «фестивализация» театра, и особой постановки требуют вопросы: сохраняется ли видовое своеобразие театра и эстрады? И это в анализе проблемы требует ответа на вопрос, который представляет интерес не только для теоретиков, но и, что особенно важно, для практиков: надо понять, что в этом процессе ведет к взаимному обогащению, а что - к утратам.
Наметился широкий пересмотр социальных, идеологических, духовных ориентаций, и в этой связи неизмеримо возрастает общественная, культурная, эстетическая, нравственная роль художественной критики.
Театр обеспечивает преемственность поколений: занимаясь воспитанием молодой талантливой молодежи, ему необходимо решать разнообразные творческие задачи и предлагать плоды своего творчества вниманию зрителей как на своей сцене, так и на сценах ведущих театров мира. Знакомить отечественную публику с достижениями этих театров и приглашать «сторонних« звезд участвовать в собственном творческом процессе — еще одно важное направление деятельности театра.
Молодому поколению режиссеров необходимо всецело перенимать опыт поколения предыдущего, таких известных деятелей, как например, Г.Товстоногов, К.Станиславский, оставившие большой след в театральном искусстве, чей опыт – тот кладезь знаний, который вошел не только в сокровищницу национальной культуры, но и мирового масштаба.
Состояние театра определяет пространство, ограниченное историко-культурными, общественно-идеологическими, социологическими, социально-психологическими факторами, а его взаимоотношения со зрителем и критикой получают отражение отношения высокого уровня: художника и общества.
Дилеммы социального функционирования остаются, поскольку пока существует театр, сущностные понятия «театр-зритель-критика» будут теми краеугольными явлениями, которые в своем синтезе олицетворяют собой собственно дух театра, то, без чего само его существование немыслимо
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1019-р "Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года"
2) Г.Товстоногов «Зеркало сцены», из-во «Искусство», М-1980
3) В.Е.Белановский «Государственная культурная политика в условиях модернизации российского общества :1991-2000 гг.»
4) Л.Г.Ионин «Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России», издание «Юрайт-пресс», М-2012
5) Л.Г Ионин «Социология культуры: путь в новое тысячелетие» : учебн. пособие для студентов вузов; изд.З-е, перераб. и доп.- М.: Логос.-2002
6) А.В.Ростов «Театр и зритель», издание «АРТ-М»,М-2012
7) Зингерман Б. Связующая нить. Писатели и режиссеры М.: ОГИ, 2002.
8) А.В. Юрьева «Особенности формирования публики театра» // Материалы ХV международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» памяти профессора Л.Н. Когана. - Екатеринбург УрГУ, 2012
9) Марков П. О театре. В 4 т. М.:Искусство,1977
10) Л.Н.Федотова «Социология массовой коммуникации» М-2002
11) Л.Коган. О методах изучения публики театра. // Проблемы социологии театра: Сборник статей. / Ред. и сост. Н. Хренов/ М., 1974
12) Ю.Н. Фохт-Бабушкин «Искусство в жизни людей: Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология. - СПб.: из-во « Апстейя», 2001
13) А.Арто «Театр и его двойник Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра» СПб.- 2000
14) М.В.Горностаева «Искусство как социологическое явление» // Социологические исследования: Наука//2004, №4
15) И.А.Мальковская «Эволюция зрелищ в человеческом измерении» // Социологические исследования: Наука. 2008, №2
16) И.А.Мальковская «Социологический профиль информационно-коммуникативного общества. Социологические исследования», Наука. 2007
17) Г.Е. Зборовский «Социология досуга и социология культуры: поиск взаимодействия»// Социологические исследования// «Наука», 2006, №12
18) Е.В. Бодрова, А.В.Мешкова «Общественно-политическая и творческая деятельность художественной интеллигенции в период смены модели общественного развития», из-во «Смена», М-2009
19) К.О.Чепеленко «Социокультурные особенности аудитории современного провинциального театра», автореферат, Саратов-2006
20) В.Н.Дмитриевский «Театр, зритель, критика: проблемы социального функционирования», автореферат, Ленинград-1991
21) Е.С.Лосева-Демидова «Искусство как фактор формирования ценностных ориентаций зрительской аудитории», автореферат, М-2010
22) А.А.Мошенский «Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России», автореферат, М-2004
23) М.В.Жабровец «Тенденции и проблемы развития современного любительского театра в защиту студийности», автореферат, М-2012
24) Т.И.Тетеревкова «Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады», автореферат, Спб-2002
25) В.Н.Дмитриевский «Театр, зритель, критика: проблемы социального функционирования», автореферат, Ленинград-1991
26) Е.В.Олимпиева «Театр как явление культуры Серебряного века», автореферат, Екатеринбург -1999
27) А.В.Юрьева «Театр в системе культуры города» // Материалы I международной научно - практической конференции молодых учёных. Москва, 2011
28) И.А.Алпатова «Лабораторное движение в современном театре: достижения и проблемы», журнал «Театрал» май 2014
29) И.Д.Силонов «Интеллектуальная собственность и шоу-бизнес» – журнал «Закон», 2000, № 4
30) П.И.Руднев «Провинциальные театры: тенденции и перспективы: чем провинциальный театр отличается от столичного» , статья , журнал «Театральные Новые Известия Театрал» март 2014
31) М.В.Петрова «Наш человек из Паневежиса», статья, газета национальных интересов «Русский курьер», январь 2014
32) В.И.Милков «Не страшно работать в провинции, страшно заболеть провинциализмом», статья от 27.05.2010, журнал «Взгляд», М-2010
33) А.В.Елизаров «Особенности зрительского восприятия произведений современного искусства сценической хореографии», журнал «Научный взгляд», октябрь 2012
34) В.Н. Борзенко «Театр: модное место или потребность публики?» статья из журнала ««Театральные Новые Известия ТЕАТРАЛ»», май 2014
35) А.О.Лапина «Нужна ли современному театру современная драма?», статья, «Страстной бульвар», журнал, выпуск №6-136/2011
36) В.Б.Коренев «О ситуации в театре им.К.Б.Станиславского», журнал «Жизнь», июнь 2011г.
37) В.А.Максимова «Pro-scenium: вопросы театра», (издание 2-е) и-во ЛКИ-2007
38) Т.В.Шабалина «Очерки истории театральной критики»; Сб. в 3 тт. Л.- 1975
39) И.Н.Никитина «Театр должен вести зрителя за собой», статья от 02.04.2004, газета «"Тюменская область сегодня»
40) «Современный театр», статья от 02.03.014, портал «Блоха», э/ресурс «http://art-bloha.ru/teatr.php», доступ 11.05.2014 в 12.14
41) А.Е.Житинкин, «Взаимоотношения театра и зрителя», интервью для «Радио Свобода» от 18.10.2003, э/ресурс «http://www.svoboda.org/content/transcript/24201236.html», доступ 12.05.2014 в 09.30
42) Т.Е.Шабалина «Культура и Образование: Театр и кино», статья от 12.09.2009, э/ресурс «http://bruma.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html», доступ 10.05.2014 в 18.57
43) Д.Дандурей «Взаимоотношения театра и зрителя», интервью для «Радио Свобода», от 18.10.2003, э/версия, э/ресурс «http://www.svoboda.org/content/transcript/24201236.html», доступ 12.05.2014 в 09.00
44) В.И.Саргунов «Проблемы современного театра», статья 09.01.2012, э/ресурс «http://www.vozduhlada.ru/statii/problemy-teatra.html», доступ 10.05.2014 в 19.16
45) Н.А.Афанасьева «Анализ театральной аудитории на основе исследований», статья от 16.03.2005,э/ресурс «http://www.advertology.ru/article11763.htm»
46) «Влияние театра. Проблема зрителей», статья от 10.08.2011, портал, э/ресурс «http://aestheticform.ru/», доступ 11.05.2014 в 21.04
47) Н.Казьмина, «Вопросы театра», статья от 02.04.2004, портал «Московский театр Эрмитаж», э/ресурс «http://ermitazh.theatre.ru/people/management/kazmina/17901/», доступ 11.05.2014 в 11.23
48) А.Ткачук «Взаимоотношения театра и зрителя», статья от 18.10.2003, портал радио «Свобода», э/ресурс «http://www.svoboda.org/content/transcript/24201236.html», доступ 11.05.2014 в 11.45
49) А.А.Стрельцов «Театр – это храм искусства, а поход в театр – ритуал», газета «Областная», Иркутск статья от 26.06.2012, э/версия, э/ресурс «http://old.dramteatr.ru/pressa/statia_477.html», доступ11.05.2014 в 11.38
50) официальный форум Московского театра «Современник», э/ресурс «http://www.sovremennik.ru/forum/», доступ 02.06.2014 в 6.34
51) «Любят ли россияне театр», э/ресурс «http://www.zoomby.ru/watch/lyubyat-li-rossiyane-teatr?utm_source=Yandex_Z&utm_medium=cpc&utm_campaign=6702559», доступ 02.06.2014 в 6.26
52) «Современная драма осталась без любви», статья , официальный портал «Санкт-Петербургский театр Ленсовета», э/ресурс «http://lensov-theatre.spb.ru/content/view/690/29/», доступ 02.06.2014 в 15.36
53) Г.Н.Варфоломеев «Спектакли впитывают в себя новейшие мировые тенденции», блог Екатеринбургского Театра, статья от 11.02.2013, э/ресурс «http://uralkukla.ru/ru/press/115.html», доступ 02.06.2014 в 18.23
54) А.С.Шеремет «Михаил Резникович: «Театр должен идти на полшага впереди зрителя», статья от 31.10.2002, э/ресурс «http://www.day.kiev.ua/ru/article/kultura/mihail-reznikovich-teatr-dolzhen-idti-na-polshaga-vperedi-zritelya»
55) Театральное искусство», универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет», э \ресурс «http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html» доступ 03.06.014 в 8.12
56) «Театральная критика», портал «Визуальный словарь», э/ресурс «http://cult.vslovar.org.ru/5099.html», доступ 03.06.2014 в 8.17
57) «Театральная концепция РФ сделала ставку на современные пьесы», официальный портал «РиаНовости», э/ресурс «http://ria.ru/culture/20110621/391496747.html», доступ 03.06.2014 в 8.38
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую