Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы. Религиозное мировоззрение представляет собой сложный феномен, проявляющийся в различных формах на разных уровнях общественного и личного сознания. Для науки наибольший интерес представляет изучение религиозного мировоззрения на уровне народных верований, которые связаны со всеми сферами жизни. Изучение народных верований не является самоцелью. Оно подчинено решению сложных научных проблем, в частности проблеме происхождения религии. Изучение традиционных верований русского народа ХIХ-ХХвв. имеет немаловажное значение для реконструкции древнеславянского языческого комплекса. Для историка изучение верований народа интересно и потому, что оно проливает свет на исторические связи между народами и освящает проблему этногенеза. Изучение этих верований позволит протянуть нити культурного родства к западным и южным славянам, а также к другим народам Европы.
Предметом исследования данной дипломной работы являются суеверные представления, связанные с предметами неживой природы, а именно – традиционные представления, связанные с огнем у русского крестьянства ХIХ-ХХ вв.
Обрядовое употребление огня с суеверным к нему отношением идёт из глубокой древности, оно выразилось в олицетворении огня как благодетельного и грозного существа. Эта стихия стала одним из первых предметов поклонения для первобытного человека.
Культ огня представляет собой явление широко распространённое и принимает весьма различные формы, т.к. роль огня в различных культурно- исторических условиях бывает неодинакова. Исследователи старой мифологической школы видели в почитании огня отражение мифологических представлений о солнце, но позднее удалось выяснить различные реальные корни культа огня. Эти корни связаны с разнообразными функциями огня в человеческой культуре. Бессилие человека перед природой на ранних стадиях культуры породило суеверное чувство зависимости, выражающиеся в двойном отношении к огню: почтение и вместе с тем страх.
Древнее почитание огня, основанное на величайших услугах, оказанных им человечеству, и в настоящее время не совсем изгладилось из народной памяти. Хотя это теперь лишь обрывки чего-то целого, разбитые и не скреплённые в одну непрерывную цепь, но и по ним с полным основанием можно заключить, что эти обломки былого миросозерцания представляют собой не что иное, как остаток древнего богопочитания.
Говоря о религиозном мировоззрении русского крестьянства, исследователи ХIХ- ХХ вв. отмечали присущее ему «двоеверие» Д.К. Зеленин отмечал, что двоеверия придерживался любой крестьянин. Представления и обряды, связанные с православной церковью « внедрились в архаичную магическую психологию».
В верованиях почти не сохранились следы древнейшей функции огня как одного из первых элементов культуры, который помог человеку стать человеком, защитил его от хищных зверей, дал тепло и пищу.
Оглавление
Введение
Глава I. Огонь в календарных праздниках и обрядах
§1 Святки
§2 Масленица
§3 Купальская обрядность
Глава II. Магические обряды, связанные с почитанием огня
Глава III. Мифологические образы русской демонологии, связанные с огнём
§ 1 Образ огненного змея
§ 2 Демоны дома и двора
§ 3 Демоны хозяйственных построек
Заключение
Список использованных источников и литературы
Почти у всех народов имеются элементы почитания огня (прыгание через костёр, сжигание чучела и т.д.). Эти игровые действия утратили прежнее магическое значение. В наши дни символическое употребление огня наполнено иным содержанием (вечный огонь на Красной площади, на Мамаевом кургане). Перенос Олимпийского огня в страну Олимпиады символизирует общность борьбы за мир. Современная символика огня отличается от прежней, но не уничтожает факты связи старого и нового.
Цель работы – выявить и проанализировать комплекс представлений, связанных с огнем у русского крестьянства XIX – ХХ вв., проследить возникновение и трансформацию религиозных представлений, связанных с культом огня, показать, как они изменились в связи с историческими условиями. Трудность здесь заключается в том, что часть верований и обрядов теряют своё прежнее содержание и сохраняются в пережиточном виде как традиционный обычай.
Список использованных источников и литературы
Агапкина Т. Иван Купала / Т. Агапкина // Родина. – 1994. - №7. – С. 111-113.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия / В.И.Даль. – М., 2002. – 640 с.
Дынин В.И. Когда расцветает папоротник… Народные верования и обряды южнорусского крестьянства ХIХ – ХХ вв. / В.И. Дынин. – Воронеж, 1999. – с.
Дынин В.И. Народные верования русских Европейской части России ХIХ – ХХ вв.: Сравнительно – географическое исследование / В.И.Дынин. – Воронеж.: Истоки, 2004. – 230с.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К. Зеленин. – М., 1991. - с.
Зеленин Д.К. Избранные статьи: Очерки русской мифологии / Д.К. Зеленин. – М., 1999. – с.
Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовой культуре / Д.К. Зеленин. – М., 1994. – с.
Иванова А.А. Дорогая наша гостья Масленица / А.А. Иванова // Русская словесность. – 1995. - № 2. – С.
Круглов Ю.Г Русские обрядовые песни / Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1982. – 272с.
Круглый год: Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1991. – 496 с.
Любитский С.М. Масленица / С.М. Любитский // Смена. - 1995. - №3 - С.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Куль хлеба / С.В.Максимов. - Смоленск., 1995. - с.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила / С.В.Максимов.- М., 1989. - с.
Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор / Ю. Миролюбов. - М.: 1995. - с.
Мифы древних славян. – Саратов, 1993. - с.
Мифы народов мира: Энциклопедия. – М.: 1980. – Т. 1 - с.; 1982. – Т. 2. - с.
Мифы русского народа. – М.: 2002. – с.
Носова Г.А. Язычество в православии / Г.А. Носова. – М. : 1975. - с.
Панкеев И.Н. Обычаи и традиции русского народа / И.Н. Панкеев. – М.: 1991. - с.
Прилипко Т. Чудо нового огня / Т. Прилипко // Новый акрополь. –2000. - № 6. - С.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования / В. Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. – 192 с.
Пушкарёв Д.К. Жизненные идеалы русского крестьянства в ХIХ веке / Д.К. Пушкарёв // Советская этнография. – 1991. - № 6. – С.
Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. – М.: 1993. – Вып. 5. – 115 с.
Русский народ: Праздники обычаи и обряды на Руси / Составитель М. Забылин. - М.: 2004. – Кн. I. – с.
Русский народный календарь: Пословицы, приметы, обычаи, обряды / Автор-составитель Н.И. Решетников. – М.: 2005. – с.
Русский праздник. Праздники и обряды земледельческого календаря:. Энциклопедия. – СПб., 2001. - с.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. / Б.А. Рыбаков. - М.: 1987. - с.
Сахаров И.П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. - М., 1849. - Т. 2. - 632 с.
Славянский мир: Энциклопедия. Воронеж, 2001. – с.
Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1837. - Вып. 1-2. - 141 с.
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских украинцев и белорусов / В.К. Соколова. – М.: 1979. – с.
Терещенко А.В. Быт русского народа. - СПб., 1848. - Ч. 3-5. - 645 с.
Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования / С. А. Токарев // Советская этнография. – 1980. - № 3. – С.
Токарев С.А. Погребальные обычаи, их смысл и происхождение / А.С. Токарев // Природа. – 1985. - № 9. – С.
Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов в ХIХ – ХХ вв. / С. А. Токарев. – М.; Л., 1957. – с.
Топорков А. Огонь /А. Топорков // Родина. – 1993. - № 2. - С. 67-69.
Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 169 с.
Шангина И.И. Русский народ: Будни и праздники: Энциклопедия / И.И. Шангина. – СПб.: Азбука-Классика, 2003. – с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы. Религиозное мировоззрение представляет собой сложный феномен, проявляющийся в различных формах на разных уровнях общественного и личного сознания. Для науки наибольший интерес представляет изучение религиозного мировоззрения на уровне народных верований, которые связаны со всеми сферами жизни. Изучение народных верований не является самоцелью. Оно подчинено решению сложных научных проблем, в частности проблеме происхождения религии. Изучение традиционных верований русского народа ХIХ-ХХвв. имеет немаловажное значение для реконструкции древнеславянского языческого комплекса. Для историка изучение верований народа интересно и потому, что оно проливает свет на исторические связи между народами и освящает проблему этногенеза. Изучение этих верований позволит протянуть нити культурного родства к западным и южным славянам, а также к другим народам Европы.
Предметом исследования данной дипломной работы являются суеверные представления, связанные с предметами неживой природы, а именно – традиционные представления, связанные с огнем у русского крестьянства ХIХ-ХХ вв.
Обрядовое употребление огня с суеверным к нему отношением идёт из глубокой древности, оно выразилось в олицетворении огня как благодетельного и грозного существа. Эта стихия стала одним из первых предметов поклонения для первобытного человека.
Культ огня представляет собой явление широко распространённое и принимает весьма различные формы, т.к. роль огня в различных культурно- исторических условиях бывает неодинакова. Исследователи старой мифологической школы видели в почитании огня отражение мифологических представлений о солнце, но позднее удалось выяснить различные реальные корни культа огня. Эти корни связаны с разнообразными функциями огня в человеческой культуре. Бессилие человека перед природой на ранних стадиях культуры породило суеверное чувство зависимости, выражающиеся в двойном отношении к огню: почтение и вместе с тем страх.
Древнее почитание огня, основанное на величайших услугах, оказанных им человечеству, и в настоящее время не совсем изгладилось из народной памяти. Хотя это теперь лишь обрывки чего-то целого, разбитые и не скреплённые в одну непрерывную цепь, но и по ним с полным основанием можно заключить, что эти обломки былого миросозерцания представляют собой не что иное, как остаток древнего богопочитания.
Говоря о религиозном мировоззрении русского крестьянства, исследователи ХIХ- ХХ вв. отмечали присущее ему «двоеверие» Д.К. Зеленин отмечал, что двоеверия придерживался любой крестьянин. Представления и обряды, связанные с православной церковью « внедрились в архаичную магическую психологию».
В верованиях почти не сохранились следы древнейшей функции огня как одного из первых элементов культуры, который помог человеку стать человеком, защитил его от хищных зверей, дал тепло и пищу.
Оглавление
Введение
Глава I. Огонь в календарных праздниках и обрядах
§1 Святки
§2 Масленица
§3 Купальская обрядность
Глава II. Магические обряды, связанные с почитанием огня
Глава III. Мифологические образы русской демонологии, связанные с огнём
§ 1 Образ огненного змея
§ 2 Демоны дома и двора
§ 3 Демоны хозяйственных построек
Заключение
Список использованных источников и литературы
Почти у всех народов имеются элементы почитания огня (прыгание через костёр, сжигание чучела и т.д.). Эти игровые действия утратили прежнее магическое значение. В наши дни символическое употребление огня наполнено иным содержанием (вечный огонь на Красной площади, на Мамаевом кургане). Перенос Олимпийского огня в страну Олимпиады символизирует общность борьбы за мир. Современная символика огня отличается от прежней, но не уничтожает факты связи старого и нового.
Цель работы – выявить и проанализировать комплекс представлений, связанных с огнем у русского крестьянства XIX – ХХ вв., проследить возникновение и трансформацию религиозных представлений, связанных с культом огня, показать, как они изменились в связи с историческими условиями. Трудность здесь заключается в том, что часть верований и обрядов теряют своё прежнее содержание и сохраняются в пережиточном виде как традиционный обычай.
Список использованных источников и литературы
Агапкина Т. Иван Купала / Т. Агапкина // Родина. – 1994. - №7. – С. 111-113.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия / В.И.Даль. – М., 2002. – 640 с.
Дынин В.И. Когда расцветает папоротник… Народные верования и обряды южнорусского крестьянства ХIХ – ХХ вв. / В.И. Дынин. – Воронеж, 1999. – с.
Дынин В.И. Народные верования русских Европейской части России ХIХ – ХХ вв.: Сравнительно – географическое исследование / В.И.Дынин. – Воронеж.: Истоки, 2004. – 230с.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К. Зеленин. – М., 1991. - с.
Зеленин Д.К. Избранные статьи: Очерки русской мифологии / Д.К. Зеленин. – М., 1999. – с.
Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовой культуре / Д.К. Зеленин. – М., 1994. – с.
Иванова А.А. Дорогая наша гостья Масленица / А.А. Иванова // Русская словесность. – 1995. - № 2. – С.
Круглов Ю.Г Русские обрядовые песни / Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1982. – 272с.
Круглый год: Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1991. – 496 с.
Любитский С.М. Масленица / С.М. Любитский // Смена. - 1995. - №3 - С.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Куль хлеба / С.В.Максимов. - Смоленск., 1995. - с.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила / С.В.Максимов.- М., 1989. - с.
Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор / Ю. Миролюбов. - М.: 1995. - с.
Мифы древних славян. – Саратов, 1993. - с.
Мифы народов мира: Энциклопедия. – М.: 1980. – Т. 1 - с.; 1982. – Т. 2. - с.
Мифы русского народа. – М.: 2002. – с.
Носова Г.А. Язычество в православии / Г.А. Носова. – М. : 1975. - с.
Панкеев И.Н. Обычаи и традиции русского народа / И.Н. Панкеев. – М.: 1991. - с.
Прилипко Т. Чудо нового огня / Т. Прилипко // Новый акрополь. –2000. - № 6. - С.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования / В. Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. – 192 с.
Пушкарёв Д.К. Жизненные идеалы русского крестьянства в ХIХ веке / Д.К. Пушкарёв // Советская этнография. – 1991. - № 6. – С.
Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. – М.: 1993. – Вып. 5. – 115 с.
Русский народ: Праздники обычаи и обряды на Руси / Составитель М. Забылин. - М.: 2004. – Кн. I. – с.
Русский народный календарь: Пословицы, приметы, обычаи, обряды / Автор-составитель Н.И. Решетников. – М.: 2005. – с.
Русский праздник. Праздники и обряды земледельческого календаря:. Энциклопедия. – СПб., 2001. - с.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. / Б.А. Рыбаков. - М.: 1987. - с.
Сахаров И.П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. - М., 1849. - Т. 2. - 632 с.
Славянский мир: Энциклопедия. Воронеж, 2001. – с.
Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1837. - Вып. 1-2. - 141 с.
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских украинцев и белорусов / В.К. Соколова. – М.: 1979. – с.
Терещенко А.В. Быт русского народа. - СПб., 1848. - Ч. 3-5. - 645 с.
Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования / С. А. Токарев // Советская этнография. – 1980. - № 3. – С.
Токарев С.А. Погребальные обычаи, их смысл и происхождение / А.С. Токарев // Природа. – 1985. - № 9. – С.
Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов в ХIХ – ХХ вв. / С. А. Токарев. – М.; Л., 1957. – с.
Топорков А. Огонь /А. Топорков // Родина. – 1993. - № 2. - С. 67-69.
Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 169 с.
Шангина И.И. Русский народ: Будни и праздники: Энциклопедия / И.И. Шангина. – СПб.: Азбука-Классика, 2003. – с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую