Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

АГРАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ РУССКОГО НАРОДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА

  • 103 страниц
  • 2012 год
  • 341 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

anthropos

кандидат исторических наук, доцент

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Основным занятием русского народа издавна было земледелие, поэтому и календарная обрядность у русских носит ярко выраженный аграрный характер. Многообразные земледельческие ритуалы и обряды, отражающие древние воззрения крестьян на природу и попытки воздействовать на нее с целью получения богатого урожая, сохранились и до наших дней. Возникшие как обрядовые действа, посвященные определенному событию земледельческого календаря аграрные праздники во многом утратили свой изначальный религиозно - мифический смысл, превратившись в забавы и развлечения. Изучение старых русских крестьянских праздников интересно не только для специалистов по этнографии и фольклору, но для каждого, кто ближе хотел бы узнать свой народ и его жизнь в прошлом. Такие праздники, как святки, масленица, или такие обряды или обычаи, как поминание умерших кутьей или украшение домов на троицу березками и многие другие, основаны на определенных религиозно-мифологических представлениях, независимо от того, носят ли они собственно церковный характер или нет.
Только часть из них непо¬средственно основана на догмах христианского учения. Праздники были связаны преимущественно с памятными днями так называемой священной истории, как, например, предвещание о рождении Христа (праздник Бла¬говещения), день его предполагаемого рождения и день крещения (праздник Рождества, праздник Крещения), день его воскресения из мертвых (Пасха), вознесения на небо (Вознесение) и т. д. Сюда же относятся праздники, посвя¬щенные церковным святым, — Николин день, Петров день, Егорьев день и мно¬гие другие. Однако еще до того, как были введены эти праздники, существовали праздники и обряды языческие.
Наибольший интерес представляют праздники по происхождению сво-ему не церковные, но прочно входившие в быт, в особенно¬сти крестьян, и частично распространенные в городском обиходе. Таких праздников довольно много. Это — святки с праздничным столом, колядованием, ряжением, гаданием, далее – масленица со встречей и проводами ее, блинами и разнообразными увесе¬лениями, встреча весны с пением весенних песен и изготов¬лением из теста жаворонков, затем — русальная неделя и так называемый «семик», праздник, предшествовавший Троице и сопровождавшийся обрядами завивания березок и другими, и день Ивана Купалы с возжиганием огромных костров и перепрыгиванием через них. Наконец, осенью праздновалось окончание жатвы, сопровождавшееся различ¬ными обрядами, посвященными последнему снопу и сжа¬тому полю.

Оглавление
Введение...........................................................................................................
Глава I. Цикл русских аграрных праздников в.п. XIX – начала
XX века...............................................................................................
1. Зимние праздники.......................................................................
2. Весенне-летний период..............................................................
3. Переход от лета к осени.............................................................
Глава II. Семантика русских аграрных обрядов в.п. XIX – начала
XX века..............................................................................................
1. Обрядовая пища..........................................................................
2. Культ растений............................................................................
3. Тема смерти в аграрных праздниках.........................................
4. Обрядовые увеселения................................................................
Заключение......................................................................................................
Список использованных источников и литературы.....................................

Целью настоящей дипломной работы является комплексный семантический и этимологический анализ традиционных празднеств русского крестьянства во второй половине XIX – начале XX веков. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) подробно описать основные сценарии развития русских крестьянских праздников;
2) выделить основные компоненты, составляющие структуру празднеств;
3) вскрыть происхождение русских крестьянских праздников; их бытовые формы, их исконный смысл и на¬значение;
4) доказательно утвердить типично аграрный, земледельческий характер крестьянских праздников.
В дипломной работе дается подробное описание как самих праздников, так и обрядов и ритуальных действ, имеющих в них место.

Список использованных источников и литературы

Агапкина Т.А. Масленица / Т.А. Агапкина // Словарь славянской мифологии. - М.: Индрик, 2001. – С. 560-565.
Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе у славян / Е.В. Аничков // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. – СПб., 1903. – Ч. 1. - 428 с.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. - М.: Эксмо, 2002. Т. 1. - 800с.
Веселовский А.Н. Румынские, славянские и греческие коляды: Разыскания в области русского духовного стиха VII // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. – СПб., 1883. – Т. 32. – № 4.
Веселовский А.Н. Гетеризм, побратимство и кумовство в купальской обрядности // Журнал Министерства народного просвещения. – 1894. – Кн. 2. – Февраль.
Виноградов Г.С. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири // Записки Тулуповского отделения Общества изучения Сибири и улучшения ее быта. - Иркутск, 1918. – Вып. 1.
Городцов Н.А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. – 1915. – Вып. 26.
Гринкова Н.П. Обряд вождения русалки в селе Б. Верейка Воронежской области // Советская этнография. - М., 1947. - №1.
Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 448 с.
Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Русская книга, 1896. - Т. 3. - 368 с.
Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Труды этнографического отделения Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. - М., 1877. – Часть II. – Кн. 5. Вып. 2.
Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великорусов Владимирской губернии // Этнографическое обозрение. – М., 1914. - № 3-4.
Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Русского географического общества. – Пг., 1914-1916. - Вып. 1-3.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М.: Наука, 1991. - 507 с.
Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. – М.: Индрик, 1994. - 348 с.
Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. – М.: Индрик, 2004. - 366 с.
Зернова А.Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском уезде // Советская этнография – М., 1932 - № 3.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники, ритуалы. – М.: Флинта, 2000. - 215 с.
Кедрина Р.Е. Обряд крещения и похорон кукушки в связи с народным кумовством // Этнографическое обозрение. – М., 1912 - № 1-2.
Киркор А. Этнографические взгляды на Виленскую губернию // Этнографический сборник.- СПб., 1858 – Вып. 3.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1991. - 493 с.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М.: Книга, 1989. - 375 с.
Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния // Записки Русского Географического Общества по отделению этнографии. – СПб., 1913. – Т. 36.
Миллер В.Ф. Русская масленица и западноевропейский карнавал. – М., 1884. - 416 с.
Неклепаев И. Традиционные зимние увеселения взрослой молодежи в районах среднего Приобья. – М.: Индрик, 2004. - 70 с.
Потанин Г.Н. Полгода в Алтае // Русское слово. 1859. – Т. 12.
Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре: Собр. тр.- М.: Лабиринт, 2004. - 480 с.
Православный календарь: Переходящие праздники.- Кострома: Авенир-дизайн, 2004. - 338 с.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М.: Лабиринт, 2000. - 188 с.
Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. – М.: Искусство, 1976. - 183 с.
Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря. – СПб.: Искусство-СПб, 2001. - 668 с.
Русские праздники: От Святок до Святок / Под ред. Шангиной И.И.- СПб.: Азбука-классика, 2004. - 271 с.
Румянцев Н. Масленица // Атеист. – 1930. – Февраль. - № 49.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. - 607 с.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1987. - 782 с.
Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М., 1841. - Т. 1. - Кн. 1-4; Т. 2. - Кн. 5-8.
Снегирев И.М, Русские простонародные праздники и суеверные обряды.- М., 1837-1839 – Вып. 1-4.
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX – нач. XX вв.- М.: Наука, 1979. - 287 с.
Терещенко А.В. Быт русского народа. – СПб., 1848. – Ч. 1-7. - 309 с.
Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – нач. XX вв. – М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 164 с.
Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1980. - 831 с.
Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI- XIX веков. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 236 с.
Чичеров В.И. Русское народное творчество. – М.: Просвещение, 1959. - 410 с.
Шангина И.И. Русские традиционные праздники. – СПб.: Искусство-СПб., 1997. - 190 с.
Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. – СПб., 1887-1902. – Т. 1-3.
Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках, легендах и т.п.- СПб., 1898 – Т. 1. - Вып. 1-2.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Основным занятием русского народа издавна было земледелие, поэтому и календарная обрядность у русских носит ярко выраженный аграрный характер. Многообразные земледельческие ритуалы и обряды, отражающие древние воззрения крестьян на природу и попытки воздействовать на нее с целью получения богатого урожая, сохранились и до наших дней. Возникшие как обрядовые действа, посвященные определенному событию земледельческого календаря аграрные праздники во многом утратили свой изначальный религиозно - мифический смысл, превратившись в забавы и развлечения. Изучение старых русских крестьянских праздников интересно не только для специалистов по этнографии и фольклору, но для каждого, кто ближе хотел бы узнать свой народ и его жизнь в прошлом. Такие праздники, как святки, масленица, или такие обряды или обычаи, как поминание умерших кутьей или украшение домов на троицу березками и многие другие, основаны на определенных религиозно-мифологических представлениях, независимо от того, носят ли они собственно церковный характер или нет.
Только часть из них непо¬средственно основана на догмах христианского учения. Праздники были связаны преимущественно с памятными днями так называемой священной истории, как, например, предвещание о рождении Христа (праздник Бла¬говещения), день его предполагаемого рождения и день крещения (праздник Рождества, праздник Крещения), день его воскресения из мертвых (Пасха), вознесения на небо (Вознесение) и т. д. Сюда же относятся праздники, посвя¬щенные церковным святым, — Николин день, Петров день, Егорьев день и мно¬гие другие. Однако еще до того, как были введены эти праздники, существовали праздники и обряды языческие.
Наибольший интерес представляют праздники по происхождению сво-ему не церковные, но прочно входившие в быт, в особенно¬сти крестьян, и частично распространенные в городском обиходе. Таких праздников довольно много. Это — святки с праздничным столом, колядованием, ряжением, гаданием, далее – масленица со встречей и проводами ее, блинами и разнообразными увесе¬лениями, встреча весны с пением весенних песен и изготов¬лением из теста жаворонков, затем — русальная неделя и так называемый «семик», праздник, предшествовавший Троице и сопровождавшийся обрядами завивания березок и другими, и день Ивана Купалы с возжиганием огромных костров и перепрыгиванием через них. Наконец, осенью праздновалось окончание жатвы, сопровождавшееся различ¬ными обрядами, посвященными последнему снопу и сжа¬тому полю.

Оглавление
Введение...........................................................................................................
Глава I. Цикл русских аграрных праздников в.п. XIX – начала
XX века...............................................................................................
1. Зимние праздники.......................................................................
2. Весенне-летний период..............................................................
3. Переход от лета к осени.............................................................
Глава II. Семантика русских аграрных обрядов в.п. XIX – начала
XX века..............................................................................................
1. Обрядовая пища..........................................................................
2. Культ растений............................................................................
3. Тема смерти в аграрных праздниках.........................................
4. Обрядовые увеселения................................................................
Заключение......................................................................................................
Список использованных источников и литературы.....................................

Целью настоящей дипломной работы является комплексный семантический и этимологический анализ традиционных празднеств русского крестьянства во второй половине XIX – начале XX веков. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) подробно описать основные сценарии развития русских крестьянских праздников;
2) выделить основные компоненты, составляющие структуру празднеств;
3) вскрыть происхождение русских крестьянских праздников; их бытовые формы, их исконный смысл и на¬значение;
4) доказательно утвердить типично аграрный, земледельческий характер крестьянских праздников.
В дипломной работе дается подробное описание как самих праздников, так и обрядов и ритуальных действ, имеющих в них место.

Список использованных источников и литературы

Агапкина Т.А. Масленица / Т.А. Агапкина // Словарь славянской мифологии. - М.: Индрик, 2001. – С. 560-565.
Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе у славян / Е.В. Аничков // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. – СПб., 1903. – Ч. 1. - 428 с.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. - М.: Эксмо, 2002. Т. 1. - 800с.
Веселовский А.Н. Румынские, славянские и греческие коляды: Разыскания в области русского духовного стиха VII // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. – СПб., 1883. – Т. 32. – № 4.
Веселовский А.Н. Гетеризм, побратимство и кумовство в купальской обрядности // Журнал Министерства народного просвещения. – 1894. – Кн. 2. – Февраль.
Виноградов Г.С. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири // Записки Тулуповского отделения Общества изучения Сибири и улучшения ее быта. - Иркутск, 1918. – Вып. 1.
Городцов Н.А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. – 1915. – Вып. 26.
Гринкова Н.П. Обряд вождения русалки в селе Б. Верейка Воронежской области // Советская этнография. - М., 1947. - №1.
Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 448 с.
Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Русская книга, 1896. - Т. 3. - 368 с.
Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Труды этнографического отделения Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. - М., 1877. – Часть II. – Кн. 5. Вып. 2.
Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великорусов Владимирской губернии // Этнографическое обозрение. – М., 1914. - № 3-4.
Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Русского географического общества. – Пг., 1914-1916. - Вып. 1-3.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М.: Наука, 1991. - 507 с.
Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. – М.: Индрик, 1994. - 348 с.
Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. – М.: Индрик, 2004. - 366 с.
Зернова А.Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском уезде // Советская этнография – М., 1932 - № 3.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники, ритуалы. – М.: Флинта, 2000. - 215 с.
Кедрина Р.Е. Обряд крещения и похорон кукушки в связи с народным кумовством // Этнографическое обозрение. – М., 1912 - № 1-2.
Киркор А. Этнографические взгляды на Виленскую губернию // Этнографический сборник.- СПб., 1858 – Вып. 3.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1991. - 493 с.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М.: Книга, 1989. - 375 с.
Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния // Записки Русского Географического Общества по отделению этнографии. – СПб., 1913. – Т. 36.
Миллер В.Ф. Русская масленица и западноевропейский карнавал. – М., 1884. - 416 с.
Неклепаев И. Традиционные зимние увеселения взрослой молодежи в районах среднего Приобья. – М.: Индрик, 2004. - 70 с.
Потанин Г.Н. Полгода в Алтае // Русское слово. 1859. – Т. 12.
Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре: Собр. тр.- М.: Лабиринт, 2004. - 480 с.
Православный календарь: Переходящие праздники.- Кострома: Авенир-дизайн, 2004. - 338 с.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М.: Лабиринт, 2000. - 188 с.
Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. – М.: Искусство, 1976. - 183 с.
Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря. – СПб.: Искусство-СПб, 2001. - 668 с.
Русские праздники: От Святок до Святок / Под ред. Шангиной И.И.- СПб.: Азбука-классика, 2004. - 271 с.
Румянцев Н. Масленица // Атеист. – 1930. – Февраль. - № 49.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. - 607 с.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1987. - 782 с.
Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М., 1841. - Т. 1. - Кн. 1-4; Т. 2. - Кн. 5-8.
Снегирев И.М, Русские простонародные праздники и суеверные обряды.- М., 1837-1839 – Вып. 1-4.
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX – нач. XX вв.- М.: Наука, 1979. - 287 с.
Терещенко А.В. Быт русского народа. – СПб., 1848. – Ч. 1-7. - 309 с.
Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – нач. XX вв. – М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 164 с.
Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1980. - 831 с.
Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI- XIX веков. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 236 с.
Чичеров В.И. Русское народное творчество. – М.: Просвещение, 1959. - 410 с.
Шангина И.И. Русские традиционные праздники. – СПб.: Искусство-СПб., 1997. - 190 с.
Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. – СПб., 1887-1902. – Т. 1-3.
Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, сказках, легендах и т.п.- СПб., 1898 – Т. 1. - Вып. 1-2.

Купить эту работу

АГРАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ РУССКОГО НАРОДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

11 августа 2015 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
anthropos
4.4
кандидат исторических наук, доцент
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Санечка об авторе anthropos 2016-05-03
Дипломная работа

Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))

Общая оценка 5
Отзыв Екатерина об авторе anthropos 2015-04-13
Дипломная работа

очень хороший автор! делали диплом, все оперативно исправляет, даже после тго как прошел гарантийный срок Всем рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв саша об авторе anthropos 2014-06-19
Дипломная работа

Автор сделал дипломную работу на высшем уровне! В короткие сроки! Всегда на связи! Добрый,отзывчивый,исполнительный человек! Спасибо огромное! Обращайтесь к ней и будте спокойны-работа будет выполнена на профессиональном уровне! Екатерина,спасибо! С вами было очень приятно работать! Вы замечательная!!!

Общая оценка 5
Отзыв Roit об авторе anthropos 2014-07-24
Дипломная работа

Завидую следующим претендентам на связь с данным автором. Мышление и подход к работе абсолютно эксклюзивные, если нужен по-настоящему талантливый интеллектуальный продукт, то это как раз тот случай. СПАСИБО! УДАЧИ!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Сюрреализм в моде 20 века: культурологический аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Феномен современной коммерческой культуры на примере свадебного обряда

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Англичане в Санкт-Петербурге. Диалог и перспективы в сфере туризма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Технологии организации тематической свадьбы в стиле Оскар

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Брак и семья в раннесредневековой Франции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
9500 ₽
Готовая работа

Боевые искусства в русской народной культуре

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Культуротворческие технологии как фактор стимулирования молодежной самодеятельности в учреждениях культуры клубного типа

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ В КОНФУЦИАНСКИХ ТЕКСТАХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Я. ШТЕРНБЕРГА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Инновационные формы работы с детской аудиторией (на примере ООО «КИДБУРГ»)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Культурная революция и культурное строительство

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Готовая работа

Механизм эндаумента в финансировании организаций СКС на примере театра Ленком

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽