Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы. Подавляющее большинство заговоров и связанных с ними магических обрядов принадлежат области народного врачевания. Лечебная магия (знахарство) – самый распространенный вид магии. Бесспорно, область человеческого здоровья, охраны от болезней – это та область, где разум человека одержал до сих пор меньше всего побед над природными силами. Ведь и наша научная медицина во многих случаях бессильна предупредить или устранить болезнь, сохранить здоровье и жизнь человека. Естественно, что в народном быту (в быту любого народа без исключения) борьба с болезнями занимает чрезвычайно большое место и что в этой области накопленные вековым опытом стихийно-рациональные средства в очень значительной степени дополняются суеверными средствами. При этом грань между теми и другими далеко не всегда ясна.
Первые зачатки народной медицины кроются в глубокой древности и вызываются инстинктивными попытками самосохранения. По мере накопления наблюдений и опыта постепенно расширяется и развивается эмпирическая область народного врачевания.
В период создания религиозных и философских воззрений народа зарождается и развивается мистическая или магическая область народной медицины. С эмпирической и мистической областью народного целительства связаны такие понятия, как: знахарство, колдовство, ведовство и т. п.
В традиционном народном представлении медицинское лечение не противостоит магическому (словом и действием), а скорее дополняет его. Традиционное врачевание, как и медицинская магия, на новообращенной в христианство Руси прямо были связаны со жрецами отвергнутой языческой религии, поэтому целительство оказалось за рамками новой культуры, в системе которой ему, однако, ничего не было противопоставлено. Медицинское лечение представлялось грехом, требующим покаяния. Лечение травами (зельями) – тема многих поучений уже с домонгольской поры. Оно осуждается наравне с волхованием, заговорами (ложными молитвами) и ношением амулетов («наузы»). Появление при московском великокняжеском дворе во второй половине XV века иноземных и иноверных лекарей не могло не усугубить отрицательного отношения к медицине и фигуре врача в официальном православии и народном представлении. Врач-иноземец воспринимается как полный аналог колдуна-язычника. Вплоть до XIX – начала XX века продолжается длительный период подобного отношения к врачеванию и укрепления в массовом сознании представлений о неразрывности лечения и магии. Поэтому и русские лечебники и травники дополняются «недостающим компонентом» в виде заговоров и магических рецептов, не говоря уже об устной медицинской традиции, где советы, основанные на рациональном знании, соседствуют с неприкрытыми суевериями.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….. .3
Глава 1. Представления русского народа о болезнях
в XIX-начале XX вв.………………………………………………………11
Глава 2. Народная медицина и знахарство………………………………23
§1.Передача и обретение знания………………………………………….23
§2. Место народных целителей в обществе……………………………..32
§3. Типы народных целителей……………………………………………35
Глава 3. Типы медицинской магии и методы работы целителей………44
§1.Типы лечебной магии………………………………………………….44
§2.Магико-мистический компонент целительской деятельности……..51
§3.Лечебные заговоры…………………………………………………….54
§4.Атрибуты лечебной магии…………………………………………….58
§5. Народная фитотерапия………………………………………………..62
Заключение…………………………………………………………………68
Список источников и литературы………………………………………...71
Цель данной работы состоит в описании и анализе основных элементов магико-медицинской традиции русского народа XIX-начале XX века, а также в показе этнокультурной специфики русского народного врачевания.
Исходя из целей исследования, в работе ставились и решались конкретные задачи:
1) описать наиболее распространенные представления русских о болезнях и показать непосредственную связь с ними бытовавших приемов лечения;
2) раскрыть личностный аспект магико-медицинской практики, то есть деятельность знахарей, ведунов, колдунов и других представителей сферы народного врачевания;
3) выделить и охарактеризовать основные типы лечебной магии и компоненты целительской деятельности.
Список источников и литературы
Источники
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу /А.Н. Афанасьев. - Т.1. - М.: Тип. Грачева и комп., 1865. - 800 с.
2. Балов А. и др. Очерки Пошехонья. Народные гадания. Обрядность обыденной жизни. Болезни и их лечение; смерть, похороны и поминки; загробная жизнь. // Этнографическое обозрение. - 1898.- Кн. 39. - №4. - С. 69-92.
3. Богаевский П.М. Заметка о народной медицине / П.М. Богаевский //Этнографическое обозрение. - 1889. - Кн. 1. - С. 101-105.
4. Верещагин Г. О народных средствах врачевания в связи с поверьями / Г. Верещагин // Этнографическое обозрение. - 1898. - №3. - С. 113-151.
5. Есипов Г.В. Колдовство в XVII-XVIII столетиях (из архивных дел) / Г.В. Есипов // Древняя и новая Россия. - 1878.- Т.3.- №9.- С.64-70; №10.- С. 157-164; №11.- С. 234-244.
6. Заварицкий Г.К. Из легенд и поверий Саратовского Поволжья о змеях /Г.К. Заварицкий // Этнографическое обозрение. - 1915. - Кн. 107-108. - №3-4. - С. 77-87.
7. Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого Архива Императорского Русского Географического Общества /Д.К. Зеленин. - Петр.: Тип. А.В. Орлова, 1914. - Вып. 1.- 484 с.; 1915. - Вып. 2. - 988 с.; 1916. - Вып. 3. - 1280 с.
8. Киселёва Ю.М. Ключи от ретива сердца. Рукописный сборник заговоров / Ю.М. Киселева // Живая старина. - 1997. - №1. - С. 40-41.
9. Мансикка В. Заговоры Шенкурского уезда / В Мансикка // Живая старина. -1912. - №1. - С. 125-136.
10. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Собранные и приведенные в порядок В.П.Шейном / П.В. Шейн. - Том 3. - СПб.: Тип. Императорской Академии Наук. - 1902. - 535 с.
11. Этнография Центрального Черноземья России: Сб. науч. трудов. Вып. 4. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 165 с.
Всего - 52 наименования
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы. Подавляющее большинство заговоров и связанных с ними магических обрядов принадлежат области народного врачевания. Лечебная магия (знахарство) – самый распространенный вид магии. Бесспорно, область человеческого здоровья, охраны от болезней – это та область, где разум человека одержал до сих пор меньше всего побед над природными силами. Ведь и наша научная медицина во многих случаях бессильна предупредить или устранить болезнь, сохранить здоровье и жизнь человека. Естественно, что в народном быту (в быту любого народа без исключения) борьба с болезнями занимает чрезвычайно большое место и что в этой области накопленные вековым опытом стихийно-рациональные средства в очень значительной степени дополняются суеверными средствами. При этом грань между теми и другими далеко не всегда ясна.
Первые зачатки народной медицины кроются в глубокой древности и вызываются инстинктивными попытками самосохранения. По мере накопления наблюдений и опыта постепенно расширяется и развивается эмпирическая область народного врачевания.
В период создания религиозных и философских воззрений народа зарождается и развивается мистическая или магическая область народной медицины. С эмпирической и мистической областью народного целительства связаны такие понятия, как: знахарство, колдовство, ведовство и т. п.
В традиционном народном представлении медицинское лечение не противостоит магическому (словом и действием), а скорее дополняет его. Традиционное врачевание, как и медицинская магия, на новообращенной в христианство Руси прямо были связаны со жрецами отвергнутой языческой религии, поэтому целительство оказалось за рамками новой культуры, в системе которой ему, однако, ничего не было противопоставлено. Медицинское лечение представлялось грехом, требующим покаяния. Лечение травами (зельями) – тема многих поучений уже с домонгольской поры. Оно осуждается наравне с волхованием, заговорами (ложными молитвами) и ношением амулетов («наузы»). Появление при московском великокняжеском дворе во второй половине XV века иноземных и иноверных лекарей не могло не усугубить отрицательного отношения к медицине и фигуре врача в официальном православии и народном представлении. Врач-иноземец воспринимается как полный аналог колдуна-язычника. Вплоть до XIX – начала XX века продолжается длительный период подобного отношения к врачеванию и укрепления в массовом сознании представлений о неразрывности лечения и магии. Поэтому и русские лечебники и травники дополняются «недостающим компонентом» в виде заговоров и магических рецептов, не говоря уже об устной медицинской традиции, где советы, основанные на рациональном знании, соседствуют с неприкрытыми суевериями.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….. .3
Глава 1. Представления русского народа о болезнях
в XIX-начале XX вв.………………………………………………………11
Глава 2. Народная медицина и знахарство………………………………23
§1.Передача и обретение знания………………………………………….23
§2. Место народных целителей в обществе……………………………..32
§3. Типы народных целителей……………………………………………35
Глава 3. Типы медицинской магии и методы работы целителей………44
§1.Типы лечебной магии………………………………………………….44
§2.Магико-мистический компонент целительской деятельности……..51
§3.Лечебные заговоры…………………………………………………….54
§4.Атрибуты лечебной магии…………………………………………….58
§5. Народная фитотерапия………………………………………………..62
Заключение…………………………………………………………………68
Список источников и литературы………………………………………...71
Цель данной работы состоит в описании и анализе основных элементов магико-медицинской традиции русского народа XIX-начале XX века, а также в показе этнокультурной специфики русского народного врачевания.
Исходя из целей исследования, в работе ставились и решались конкретные задачи:
1) описать наиболее распространенные представления русских о болезнях и показать непосредственную связь с ними бытовавших приемов лечения;
2) раскрыть личностный аспект магико-медицинской практики, то есть деятельность знахарей, ведунов, колдунов и других представителей сферы народного врачевания;
3) выделить и охарактеризовать основные типы лечебной магии и компоненты целительской деятельности.
Список источников и литературы
Источники
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу /А.Н. Афанасьев. - Т.1. - М.: Тип. Грачева и комп., 1865. - 800 с.
2. Балов А. и др. Очерки Пошехонья. Народные гадания. Обрядность обыденной жизни. Болезни и их лечение; смерть, похороны и поминки; загробная жизнь. // Этнографическое обозрение. - 1898.- Кн. 39. - №4. - С. 69-92.
3. Богаевский П.М. Заметка о народной медицине / П.М. Богаевский //Этнографическое обозрение. - 1889. - Кн. 1. - С. 101-105.
4. Верещагин Г. О народных средствах врачевания в связи с поверьями / Г. Верещагин // Этнографическое обозрение. - 1898. - №3. - С. 113-151.
5. Есипов Г.В. Колдовство в XVII-XVIII столетиях (из архивных дел) / Г.В. Есипов // Древняя и новая Россия. - 1878.- Т.3.- №9.- С.64-70; №10.- С. 157-164; №11.- С. 234-244.
6. Заварицкий Г.К. Из легенд и поверий Саратовского Поволжья о змеях /Г.К. Заварицкий // Этнографическое обозрение. - 1915. - Кн. 107-108. - №3-4. - С. 77-87.
7. Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого Архива Императорского Русского Географического Общества /Д.К. Зеленин. - Петр.: Тип. А.В. Орлова, 1914. - Вып. 1.- 484 с.; 1915. - Вып. 2. - 988 с.; 1916. - Вып. 3. - 1280 с.
8. Киселёва Ю.М. Ключи от ретива сердца. Рукописный сборник заговоров / Ю.М. Киселева // Живая старина. - 1997. - №1. - С. 40-41.
9. Мансикка В. Заговоры Шенкурского уезда / В Мансикка // Живая старина. -1912. - №1. - С. 125-136.
10. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Собранные и приведенные в порядок В.П.Шейном / П.В. Шейн. - Том 3. - СПб.: Тип. Императорской Академии Наук. - 1902. - 535 с.
11. Этнография Центрального Черноземья России: Сб. науч. трудов. Вып. 4. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 165 с.
Всего - 52 наименования
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую