Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. В системе образования XXI века наступают большие перемены. Вводятся новые государственные стандарты, существенно расширяется спектр взаимовлияний различных педагогических школ – вплоть до международного в пространстве Internet, посредством мастер-классов, совместных постановок опер, в которых участвуют певцы и певицы из различных стран.
Все эти перемены неизбежно требуют пересмотра подхода к подготовке вокалистов. Методика классического вокала вплоть до середины второго десятилетия XXI века все еще находится в той стадии, когда нет единого общепринятого подхода к формам и методам обучения вокалистов. Практически у каждого педагога – свои распевки, свои методы, приемы работы, нередко и собственный подход к преподаванию. Одни акцентируют внимание на музыке и ее выразительных средствах, другие – на технической стороне мастерства певца. Очевидно, что настало время по-новому взглянуть на обучение вокалистов в ВУЗе, что будет осуществлено в настоящей дипломной работе на базе комплексного подхода.
Цель дипломной работы – характеристика теоретических и практических аспектов развития вокалиста в период обучения в ВУЗе с точки зрения гуманистического идеала воспитания всесторонне развитого человека культуры.
Цель определила основные задачи:
1. Охарактеризовать важнейшую установку формирования комплексной исполнительской культуры вокалиста: единство технического и музыкально-содержательного компонентов.
2. Дать представление о структуре певческой деятельности.
3. Охарактеризовать особенности комплексного развития вокалиста в ВУЗе.
Цель и задачи определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Степень исследованности темы «Комплексное развитие вокалиста в период обучения в ВУЗе» можно кратко оценить как недостаточную. Существуют отдельные высказывания музыкантов (инструменталистов, дирижеров, вокалистов), по которым становится очевидно, что высший эталон исполнительской деятельности содержит в нерасторжимом единстве техническую и художественную составляющую. Однако цельной методики вокала, в которой были бы подробно описаны принципы развития вокалиста на основе единства музыкального содержания и средств его воплощения к настоящему времени нет.
Объект дипломной работы – педагогический процесс комплексного развития вокалиста в ВУЗе.
Предмет дипломной работы- методика формирования вокальной техники и исполнительского мастерства вокалиста в ВУЗе.
Методологическую базу исследования составили:
1. Труды в области педагогики, посвященные современным методам преподавания, педагогическим технологиям (М.Ю. Олешков , Г.К. Селевко и др.).
2. Труды по философии и теории культуры, позволяющие аргументировать целостный подход к формированию исполнительской культуры вокалиста (В.С. Библер , И.С. Кон ).
3. Работы по вокальной методике, в том числе диссертационные исследования, составившие основу для формирования комплексного подхода к обучению вокалиста (Л.Б. Дмитриев , Менабени , М.Б. Сидорова и др.).
4. Исследования по музыкальной психологии, составившие основу для универсального понимания музыкального мышления как базы для исполнительской и слушательской деятельности вокалиста (И.В. Петрушин , Р.Г. Кадыров ).
5. Музыковедческие работы и работы по методике исполнительского искусства, в которых рассматриваются сходные вопросы и которые привлечены для подтверждения направления исследования дипломной работы (Г.Г. Нейгауз , Б.В. Асафьев и др.).
В качестве гипотезынастоящей работы выдвинуто предположение о том, что современная вокальная методика владеет соответствующей методологией, средствами, опытом для осуществления комплексного подхода. Однако в рамках советской системы образования сложилась традиция применять различные приемы для формирования технического мастерства певца и его исполнительской культуры, эстетического вкуса, и т.п. Смена приоритетов в системе образования требует изменения и в подходе к воспитанию вокалиста в ВУЗе. Индивидуально-творческий подход в обучении необходимо ориентировать на формирование разносторонне развитого, с профессиональной точки зрения состоявшегося вокалиста, который владеет своим голосом и умеет применять его для воплощения тех или иных образов на сцене. Такой подход может обеспечить не только вокальное мастерство, но и комплекс исполнительских качеств (профессиональных компетенций), необходимых для выпускника специальности «народное художественное творчество».
Теоретическая значимость исследования состоит в аналитическом обзоре источников по методике классического вокала и их оценке с позиции современного концепта преподавания. На данной методологической основе аргументированно доказывается необходимость комплексной методики обучения вокалиста в ВУЗе.
Практическая значимость исследования связана с обзором форм и методов обучения вокалу и их оценкой с позиции преподавателя, что способствует формированию авторского взгляда на современную методологию обучения с акцентом на комплексное развитие всех параметров певческой деятельности вокалиста.
Цель и задачи определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Оглавление
Введение 3
Часть 1. Теоретические аспекты профессиональной культуры вокалиста в современной системе преподавания 7
1.1 Совокупность технической и художественно-образной стороны творчества как неотъемлемое единство структуры и содержания исполнительской культуры 7
1.2 Структура певческой деятельности 19
Часть 2. Особенности комплексного развития исполнительской культуры вокалиста в системе ВУЗа 27
2.1 Специфика музыкально-педагогического процесса 27
2.2 Формирование музыкального мышления и духовно-творческих исполнительских качеств вокалиста 45
Заключение 51
Список литературы 54
Заключение
В современной системе преподавания различных дисциплин очевидно стремление к созданию строгой, научно обоснованной методики – педагогической технологии. Аналогичные процессы возникают и в области музыкальной педагогики, хотя пока сложно говорить об унификации принципов, приемов преподавания той или иной дисциплины на различных ступенях обучения. Музыкальное искусство вообще, и исполнительское искусство вокала в частности сложно уложить в строгие рамки. Традиционно, методика преподавания вокала строилась как передача опыта от поколения к поколению, и построена сугубо на индивидуальном обучении. Эта тенденция отчасти сохраняется и по сей день, ведь обучение вокалу – это профессиональный и личностный контакт с преподавателем.
Тем не менее, существуют определенные универсальные закономерности вокального обучения, которые не зависят от школы, преподавателя, студента. Эти закономерности можно наблюдать в различных стилевых и национальных условиях. В дипломной работе была осуществлена попытка систематизировать эти закономерности, выявить общие черты и общие проблемы во взглядах на преподавание вокала в ВУЗе.
В результате теоретического обзора литературы по музыкальной психологии, психологии и философии, а также на основе ее аналитического обобщения в первой главе дипломной работы было сформулировано определение музыкального мышления вокалиста, осуществлена систематизация структуры певческой деятельности.
Рассматривая теорию и практику преподавания в ВУЗе, мы отметили в методике русской школы вокала две ведущие тенденции. Первая связана с тем, что у студента воспитывают основы профессионального мастерства. К ним относятся такие значимые для исполнительской культуры вещи, как работа с голосом, дыханием, артикуляцией. Не менее значимым считаются общие музыкальные способности студента слух, ритм, память. Другая тенденция в методике вокала направлена на развитие музыкально-эстетического вкуса, музыкального мышления, актерских способностей. В двух указанных направлениях выработаны методы, приемы работы, которые могут послужить основой для формирования единой системы преподавания вокала в ВУЗе.
Однако в контексте развития современной педагогики, с ее направленностью на комплексное формирование личности и интеграцию различных дисциплин, очевидна необходимость сближения двух тенденций. Для этого необходимо разработать практико-ориентированную и направленную на гармоничное развитие различных сторон вокалиста методологию.
В связи с этим во второй главе работы мы обратились к рассмотрению на практике подхода, предполагающего воспитание профессиональных качеств вокалиста в комплексе. Был приведен ряд примеров того, как возможно реализовать в живой педагогической практике принцип единства всех сторон воспитания вокалиста в ВУЗе. Важнейшая основа такого подхода - это осознание главной цели процесса обучения: формирования комплекса певческой деятельности в единстве его компонентов.
Одной из проблем обучения в ВУЗе является «отрыв» различных сторон профессиональной работы. На специальности студент работает над совершенствованием голоса и формированием репертуара. Зачастую лишь педагог знает, с какой целью в репертуар введено то или иное произведение. Цель исполнения сочинения, а иногда и его характер, и знания о композиторе и стиле оказываются не востребованными. Абстрактная работа над голосом превращается в самоцель, и после окончания ВУЗа студент оказывается не готовым к самостоятельной работе. Как осуществить интерпретацию своими силами, если при владении голосом нет понимания того, для чего в музыке используются те или иные средства, если нет опыта самостоятельного прочтения произведения? Сделать это чрезвычайно затруднительно. Нужно владеть знаниями о музыке, иметь развитые общемузыкальные способности, и конечно,певческий, исполнительский аппарат.
Для этого необходимо совместить различные приемы для формирования технического мастерства певца и его исполнительской культуры, эстетического вкуса, личностных качеств. В дипломной работе на основе достижений современной педагогики развивающего обучения, были показаны пути реализации индивидуально – творческого подхода, что позволило подтвердить основную гипотезу работы.
Цель и задачи дипломной работы выполнены.
Список литературы
1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Акеева, З. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов [Текст] / З. Акеева. - М.: Медгиз, 1985. - 146 с.
3. Ангуладзе, Н. Homocantor: Очерки вокального искусства [Текст] / Н. Ангуладзе. - М.: АГРАФ, 2003. - 244 с.
4. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика[Текст] / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 57-71.
5. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2.[Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
6. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики / В.А. Багадуров. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 268 с.
7. Барсова, Ю.А. Вокально-педагогические принципы М.Ю. Глинки [Текст] / Ю.А. Барсова. – Л.: Музыка, 1967. – 65 с.
8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
9. Библер, В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога)[Текст]/ В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
10. Бочкарева, Л. Что должен знать обучающийся сольному пению [Текст] / Л.И. Бочкарева. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с.
11. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика[Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1970. - 190 с.
12. Бучель, В. Технология мембранно-резонансного пения [Текст] / В. Бучель. - М.: Музыка, 2007. - 262 с.
13. Варламов, А. Полная школа пения [Текст] / А.Е. Варламов. - Спб.: Лань, Планета музыки, 2008. - 120 с.
14. Вейс, П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей. И Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы[Текст] / П.Ф. Вейс / Тезисы VI научной конференции. - М.:НИИ ХВ, 1982. - С 245-247.
15. Виардо, П. Упражнения для женского голоса [Текст] / П. Виардо. - М.: Искусство, 1994. - 214 с.
16. Вишневская Г.П. Галина. История жизни [Текст] / Г.П. Вишневская. – Чимкент: МП «Аурика», 1993. – 576 с.
17. Вопросы вокальной педагогики: Статьи и очерки [Текст] / Сост. Д. Г. Евтушенко. - Вып. 3. - М.: Музыка, 1967. - 152 с.
18. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя[Текст] / ЛС Выготский. Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
19. Гарсиа, М. Школа пения: в 2-х ч. [Текст] / М. Гарсиа. Часть 2. - М.: Музыка, 1956. – 244 с.
20. Глубоковский, М.Н. Гигиена голоса. Для артистов, учителей, любителей пения, ораторов и проповедников [Текст] / М.Н. Глубоковский. – М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 128 с.
21. Горяйнов, Ю.С. Г.Я. Ломакин [Текст] / Г.Я. Ломакин. - Белгород: Везелица, 1993. - 240 с.
22. Григорьев, А. Осознанное пение. Постановка голоса по системе А. Мишуги и М. Микиши [Текст] / А.И. Григорьев. – М.: Музыка, 2003. – 140 с.
23. Давыдов, В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
24. Давыдова, Г.Е. Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство» [Текст] / Г.Е. Давыдова. Автореф. канд. дис. – Тверь, 2011.
25. Данилюк, А.К. и др. Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn (дата обращения 03.12.2014).
26. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996. – 368 с.
27. Дмитриев, Л. Солисты театра «Ла Скала» о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения [Текст] /Л.Б. Дмитриев. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 188 с.
28. Дюпре, Ж. Искусство пения [Текст] / Ж.Дюпре. – М.: Музыка, 1955. – 322 с.
29. Емельянов В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж [Текст] / В.В. Емельянов. - Спб.: Лань, 1997.
30. Емельянов, В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе [Текст] / В.В. Емельянов. Автореф. … канд. пед. наук. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 22 с.
31. Емельянов, В. О переходе от пения к речи и обратно у актеров музыкальной комедии [Текст] / В.О. Емельянов // Методические указания научно-методического совета по вокальному образованию. - Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1983. - С. 4-8.
32. Емельянов, В. Проблемы формирования и применения вокально-педагогической терминологии [Текст] / В.О. Емельянов // Перспективы развития вокального образования. - Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1984. - С. 73-77.
33. Кадыров, Р.Г. Музыкальная психология [Текст] / Р.Г. Кадыров. Электронные источники, режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=215 (Дата обращения, 15.03.2014).
34. Карелин, В. Новая теория в постановке голоса [Текст] / В.А. Карелин. - Л.: Музыка, 1984. - 128 с.
35. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
36. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание[Текст] / И.С. Кон.- М.: Политиздат, 1984. - 335с.
37. Кравченко, А. Секреты бельканто. Книга для начинающих певцов [Текст] / А.М. Кравченко. - Симферополь: райотдел Крымского комитета по печати, 1993. – 178 с.
38. Левидов И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии [Текст] / И. Левидов. - М.: Искусство, 1939. -160 с.
39. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению [Текст] / А.Г. Менабени. М.: Просвещение, 1987. – 87 с.
40. Моисеев, Ч. Дыхание и голос драматического актера [Текст] / Ч. Моисеев. - М.: Музыка, 1974. -162 с.
41. Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения [Текст] / В.М. Монахов. - М.-Тула: Будрус, 1993. - 143 с.
42. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В.П. Морозов. – М.: Искусство и наука, 2002. – 496 с.
43. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи [Текст] / В.П. Морозов. – Л.: Наука, 1967. – 208 с.
44. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога [Текст] / Г.Г. Нейгауз. – М.: государственное музыкальное издательство, 1958. – 263 с.
45. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации [Текст] / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.
46. Петрушин, И.В. Музыкальная психология[Текст] / И.В. Петрушин. – М.: Академический проспект, 2006. – 400 с.
47. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений[Текст] / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. – М.: Владос, 2001. – 320 с.
48. Попова, М.В. Формирование личностных качеств студентов – вокалистов в вузах культуры и искусств [Текст] / М.В. Попова. Автореф. канд. дис. – М., 2008. – 31 с.
49. Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. [Текст] /Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.
50. Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению [Текст] / И.П. Прянишников. - Спб.: Лань, 2013. - 144 с.
51. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
52. Сидорова, М.Б. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств [Текст] / М.Б. Сидорова. Автореф. канд. дис. – М., 2005. – 32 с.
53. Стоковский, Л. Музыка для всех нас[Текст] / Л. Стоковский. - М.: Сов. композитор, 1963. - 378 с.
54. Стулова, Л.Н. Вопросы вокального воспитания актера драматического театра [Текст] / Л.Н. Стулова. - М.: Искусство, 1974. – 100 с.
55. Фучито, С. Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо [Текст] / С. Фучито, Барнет Дж. Бейер. – Спб.: Композитор, 2005. – 56 с.
56. Центр оперного пения Галины Вишневской [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.opera-centre.ru/
57. Шаляпин Ф.И. В двух томах, т.2. [Текст] / Ф.И. Шаляпин. – М.: Искусство, 1960. – 632 с.
58. Шаляпин Ф.И.В двух томах, т.1. [Текст] / Ф.И. Шаляпин. – М.: Искусство, 1960. – 758 с.
59. Эльконин, Д.Б. Избранные труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
60. Юдин, В.В. Педагогическая технология: Учебное пособие [Текст] / В.В. Юдин. Часть I. - Ярославль: ЯрГПУ, 1997. – 96 с.
61. Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы [Текст] / В. Юшманов. - СПб.: ДЕАН, 2002. - 128 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. В системе образования XXI века наступают большие перемены. Вводятся новые государственные стандарты, существенно расширяется спектр взаимовлияний различных педагогических школ – вплоть до международного в пространстве Internet, посредством мастер-классов, совместных постановок опер, в которых участвуют певцы и певицы из различных стран.
Все эти перемены неизбежно требуют пересмотра подхода к подготовке вокалистов. Методика классического вокала вплоть до середины второго десятилетия XXI века все еще находится в той стадии, когда нет единого общепринятого подхода к формам и методам обучения вокалистов. Практически у каждого педагога – свои распевки, свои методы, приемы работы, нередко и собственный подход к преподаванию. Одни акцентируют внимание на музыке и ее выразительных средствах, другие – на технической стороне мастерства певца. Очевидно, что настало время по-новому взглянуть на обучение вокалистов в ВУЗе, что будет осуществлено в настоящей дипломной работе на базе комплексного подхода.
Цель дипломной работы – характеристика теоретических и практических аспектов развития вокалиста в период обучения в ВУЗе с точки зрения гуманистического идеала воспитания всесторонне развитого человека культуры.
Цель определила основные задачи:
1. Охарактеризовать важнейшую установку формирования комплексной исполнительской культуры вокалиста: единство технического и музыкально-содержательного компонентов.
2. Дать представление о структуре певческой деятельности.
3. Охарактеризовать особенности комплексного развития вокалиста в ВУЗе.
Цель и задачи определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Степень исследованности темы «Комплексное развитие вокалиста в период обучения в ВУЗе» можно кратко оценить как недостаточную. Существуют отдельные высказывания музыкантов (инструменталистов, дирижеров, вокалистов), по которым становится очевидно, что высший эталон исполнительской деятельности содержит в нерасторжимом единстве техническую и художественную составляющую. Однако цельной методики вокала, в которой были бы подробно описаны принципы развития вокалиста на основе единства музыкального содержания и средств его воплощения к настоящему времени нет.
Объект дипломной работы – педагогический процесс комплексного развития вокалиста в ВУЗе.
Предмет дипломной работы- методика формирования вокальной техники и исполнительского мастерства вокалиста в ВУЗе.
Методологическую базу исследования составили:
1. Труды в области педагогики, посвященные современным методам преподавания, педагогическим технологиям (М.Ю. Олешков , Г.К. Селевко и др.).
2. Труды по философии и теории культуры, позволяющие аргументировать целостный подход к формированию исполнительской культуры вокалиста (В.С. Библер , И.С. Кон ).
3. Работы по вокальной методике, в том числе диссертационные исследования, составившие основу для формирования комплексного подхода к обучению вокалиста (Л.Б. Дмитриев , Менабени , М.Б. Сидорова и др.).
4. Исследования по музыкальной психологии, составившие основу для универсального понимания музыкального мышления как базы для исполнительской и слушательской деятельности вокалиста (И.В. Петрушин , Р.Г. Кадыров ).
5. Музыковедческие работы и работы по методике исполнительского искусства, в которых рассматриваются сходные вопросы и которые привлечены для подтверждения направления исследования дипломной работы (Г.Г. Нейгауз , Б.В. Асафьев и др.).
В качестве гипотезынастоящей работы выдвинуто предположение о том, что современная вокальная методика владеет соответствующей методологией, средствами, опытом для осуществления комплексного подхода. Однако в рамках советской системы образования сложилась традиция применять различные приемы для формирования технического мастерства певца и его исполнительской культуры, эстетического вкуса, и т.п. Смена приоритетов в системе образования требует изменения и в подходе к воспитанию вокалиста в ВУЗе. Индивидуально-творческий подход в обучении необходимо ориентировать на формирование разносторонне развитого, с профессиональной точки зрения состоявшегося вокалиста, который владеет своим голосом и умеет применять его для воплощения тех или иных образов на сцене. Такой подход может обеспечить не только вокальное мастерство, но и комплекс исполнительских качеств (профессиональных компетенций), необходимых для выпускника специальности «народное художественное творчество».
Теоретическая значимость исследования состоит в аналитическом обзоре источников по методике классического вокала и их оценке с позиции современного концепта преподавания. На данной методологической основе аргументированно доказывается необходимость комплексной методики обучения вокалиста в ВУЗе.
Практическая значимость исследования связана с обзором форм и методов обучения вокалу и их оценкой с позиции преподавателя, что способствует формированию авторского взгляда на современную методологию обучения с акцентом на комплексное развитие всех параметров певческой деятельности вокалиста.
Цель и задачи определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Оглавление
Введение 3
Часть 1. Теоретические аспекты профессиональной культуры вокалиста в современной системе преподавания 7
1.1 Совокупность технической и художественно-образной стороны творчества как неотъемлемое единство структуры и содержания исполнительской культуры 7
1.2 Структура певческой деятельности 19
Часть 2. Особенности комплексного развития исполнительской культуры вокалиста в системе ВУЗа 27
2.1 Специфика музыкально-педагогического процесса 27
2.2 Формирование музыкального мышления и духовно-творческих исполнительских качеств вокалиста 45
Заключение 51
Список литературы 54
Заключение
В современной системе преподавания различных дисциплин очевидно стремление к созданию строгой, научно обоснованной методики – педагогической технологии. Аналогичные процессы возникают и в области музыкальной педагогики, хотя пока сложно говорить об унификации принципов, приемов преподавания той или иной дисциплины на различных ступенях обучения. Музыкальное искусство вообще, и исполнительское искусство вокала в частности сложно уложить в строгие рамки. Традиционно, методика преподавания вокала строилась как передача опыта от поколения к поколению, и построена сугубо на индивидуальном обучении. Эта тенденция отчасти сохраняется и по сей день, ведь обучение вокалу – это профессиональный и личностный контакт с преподавателем.
Тем не менее, существуют определенные универсальные закономерности вокального обучения, которые не зависят от школы, преподавателя, студента. Эти закономерности можно наблюдать в различных стилевых и национальных условиях. В дипломной работе была осуществлена попытка систематизировать эти закономерности, выявить общие черты и общие проблемы во взглядах на преподавание вокала в ВУЗе.
В результате теоретического обзора литературы по музыкальной психологии, психологии и философии, а также на основе ее аналитического обобщения в первой главе дипломной работы было сформулировано определение музыкального мышления вокалиста, осуществлена систематизация структуры певческой деятельности.
Рассматривая теорию и практику преподавания в ВУЗе, мы отметили в методике русской школы вокала две ведущие тенденции. Первая связана с тем, что у студента воспитывают основы профессионального мастерства. К ним относятся такие значимые для исполнительской культуры вещи, как работа с голосом, дыханием, артикуляцией. Не менее значимым считаются общие музыкальные способности студента слух, ритм, память. Другая тенденция в методике вокала направлена на развитие музыкально-эстетического вкуса, музыкального мышления, актерских способностей. В двух указанных направлениях выработаны методы, приемы работы, которые могут послужить основой для формирования единой системы преподавания вокала в ВУЗе.
Однако в контексте развития современной педагогики, с ее направленностью на комплексное формирование личности и интеграцию различных дисциплин, очевидна необходимость сближения двух тенденций. Для этого необходимо разработать практико-ориентированную и направленную на гармоничное развитие различных сторон вокалиста методологию.
В связи с этим во второй главе работы мы обратились к рассмотрению на практике подхода, предполагающего воспитание профессиональных качеств вокалиста в комплексе. Был приведен ряд примеров того, как возможно реализовать в живой педагогической практике принцип единства всех сторон воспитания вокалиста в ВУЗе. Важнейшая основа такого подхода - это осознание главной цели процесса обучения: формирования комплекса певческой деятельности в единстве его компонентов.
Одной из проблем обучения в ВУЗе является «отрыв» различных сторон профессиональной работы. На специальности студент работает над совершенствованием голоса и формированием репертуара. Зачастую лишь педагог знает, с какой целью в репертуар введено то или иное произведение. Цель исполнения сочинения, а иногда и его характер, и знания о композиторе и стиле оказываются не востребованными. Абстрактная работа над голосом превращается в самоцель, и после окончания ВУЗа студент оказывается не готовым к самостоятельной работе. Как осуществить интерпретацию своими силами, если при владении голосом нет понимания того, для чего в музыке используются те или иные средства, если нет опыта самостоятельного прочтения произведения? Сделать это чрезвычайно затруднительно. Нужно владеть знаниями о музыке, иметь развитые общемузыкальные способности, и конечно,певческий, исполнительский аппарат.
Для этого необходимо совместить различные приемы для формирования технического мастерства певца и его исполнительской культуры, эстетического вкуса, личностных качеств. В дипломной работе на основе достижений современной педагогики развивающего обучения, были показаны пути реализации индивидуально – творческого подхода, что позволило подтвердить основную гипотезу работы.
Цель и задачи дипломной работы выполнены.
Список литературы
1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Акеева, З. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов [Текст] / З. Акеева. - М.: Медгиз, 1985. - 146 с.
3. Ангуладзе, Н. Homocantor: Очерки вокального искусства [Текст] / Н. Ангуладзе. - М.: АГРАФ, 2003. - 244 с.
4. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика[Текст] / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 57-71.
5. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2.[Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
6. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики / В.А. Багадуров. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 268 с.
7. Барсова, Ю.А. Вокально-педагогические принципы М.Ю. Глинки [Текст] / Ю.А. Барсова. – Л.: Музыка, 1967. – 65 с.
8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
9. Библер, В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога)[Текст]/ В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1975. – 399 с.
10. Бочкарева, Л. Что должен знать обучающийся сольному пению [Текст] / Л.И. Бочкарева. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с.
11. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика[Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1970. - 190 с.
12. Бучель, В. Технология мембранно-резонансного пения [Текст] / В. Бучель. - М.: Музыка, 2007. - 262 с.
13. Варламов, А. Полная школа пения [Текст] / А.Е. Варламов. - Спб.: Лань, Планета музыки, 2008. - 120 с.
14. Вейс, П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей. И Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы[Текст] / П.Ф. Вейс / Тезисы VI научной конференции. - М.:НИИ ХВ, 1982. - С 245-247.
15. Виардо, П. Упражнения для женского голоса [Текст] / П. Виардо. - М.: Искусство, 1994. - 214 с.
16. Вишневская Г.П. Галина. История жизни [Текст] / Г.П. Вишневская. – Чимкент: МП «Аурика», 1993. – 576 с.
17. Вопросы вокальной педагогики: Статьи и очерки [Текст] / Сост. Д. Г. Евтушенко. - Вып. 3. - М.: Музыка, 1967. - 152 с.
18. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя[Текст] / ЛС Выготский. Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
19. Гарсиа, М. Школа пения: в 2-х ч. [Текст] / М. Гарсиа. Часть 2. - М.: Музыка, 1956. – 244 с.
20. Глубоковский, М.Н. Гигиена голоса. Для артистов, учителей, любителей пения, ораторов и проповедников [Текст] / М.Н. Глубоковский. – М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 128 с.
21. Горяйнов, Ю.С. Г.Я. Ломакин [Текст] / Г.Я. Ломакин. - Белгород: Везелица, 1993. - 240 с.
22. Григорьев, А. Осознанное пение. Постановка голоса по системе А. Мишуги и М. Микиши [Текст] / А.И. Григорьев. – М.: Музыка, 2003. – 140 с.
23. Давыдов, В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
24. Давыдова, Г.Е. Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство» [Текст] / Г.Е. Давыдова. Автореф. канд. дис. – Тверь, 2011.
25. Данилюк, А.К. и др. Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России [Электронный ресурс]. URL: http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn (дата обращения 03.12.2014).
26. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996. – 368 с.
27. Дмитриев, Л. Солисты театра «Ла Скала» о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения [Текст] /Л.Б. Дмитриев. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 188 с.
28. Дюпре, Ж. Искусство пения [Текст] / Ж.Дюпре. – М.: Музыка, 1955. – 322 с.
29. Емельянов В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж [Текст] / В.В. Емельянов. - Спб.: Лань, 1997.
30. Емельянов, В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе [Текст] / В.В. Емельянов. Автореф. … канд. пед. наук. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 22 с.
31. Емельянов, В. О переходе от пения к речи и обратно у актеров музыкальной комедии [Текст] / В.О. Емельянов // Методические указания научно-методического совета по вокальному образованию. - Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1983. - С. 4-8.
32. Емельянов, В. Проблемы формирования и применения вокально-педагогической терминологии [Текст] / В.О. Емельянов // Перспективы развития вокального образования. - Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1984. - С. 73-77.
33. Кадыров, Р.Г. Музыкальная психология [Текст] / Р.Г. Кадыров. Электронные источники, режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=215 (Дата обращения, 15.03.2014).
34. Карелин, В. Новая теория в постановке голоса [Текст] / В.А. Карелин. - Л.: Музыка, 1984. - 128 с.
35. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
36. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание[Текст] / И.С. Кон.- М.: Политиздат, 1984. - 335с.
37. Кравченко, А. Секреты бельканто. Книга для начинающих певцов [Текст] / А.М. Кравченко. - Симферополь: райотдел Крымского комитета по печати, 1993. – 178 с.
38. Левидов И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии [Текст] / И. Левидов. - М.: Искусство, 1939. -160 с.
39. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению [Текст] / А.Г. Менабени. М.: Просвещение, 1987. – 87 с.
40. Моисеев, Ч. Дыхание и голос драматического актера [Текст] / Ч. Моисеев. - М.: Музыка, 1974. -162 с.
41. Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения [Текст] / В.М. Монахов. - М.-Тула: Будрус, 1993. - 143 с.
42. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В.П. Морозов. – М.: Искусство и наука, 2002. – 496 с.
43. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи [Текст] / В.П. Морозов. – Л.: Наука, 1967. – 208 с.
44. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога [Текст] / Г.Г. Нейгауз. – М.: государственное музыкальное издательство, 1958. – 263 с.
45. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации [Текст] / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19.
46. Петрушин, И.В. Музыкальная психология[Текст] / И.В. Петрушин. – М.: Академический проспект, 2006. – 400 с.
47. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений[Текст] / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. – М.: Владос, 2001. – 320 с.
48. Попова, М.В. Формирование личностных качеств студентов – вокалистов в вузах культуры и искусств [Текст] / М.В. Попова. Автореф. канд. дис. – М., 2008. – 31 с.
49. Проблемы музыкального мышления. Сб. Ст. [Текст] /Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.
50. Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению [Текст] / И.П. Прянишников. - Спб.: Лань, 2013. - 144 с.
51. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
52. Сидорова, М.Б. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств [Текст] / М.Б. Сидорова. Автореф. канд. дис. – М., 2005. – 32 с.
53. Стоковский, Л. Музыка для всех нас[Текст] / Л. Стоковский. - М.: Сов. композитор, 1963. - 378 с.
54. Стулова, Л.Н. Вопросы вокального воспитания актера драматического театра [Текст] / Л.Н. Стулова. - М.: Искусство, 1974. – 100 с.
55. Фучито, С. Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо [Текст] / С. Фучито, Барнет Дж. Бейер. – Спб.: Композитор, 2005. – 56 с.
56. Центр оперного пения Галины Вишневской [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.opera-centre.ru/
57. Шаляпин Ф.И. В двух томах, т.2. [Текст] / Ф.И. Шаляпин. – М.: Искусство, 1960. – 632 с.
58. Шаляпин Ф.И.В двух томах, т.1. [Текст] / Ф.И. Шаляпин. – М.: Искусство, 1960. – 758 с.
59. Эльконин, Д.Б. Избранные труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
60. Юдин, В.В. Педагогическая технология: Учебное пособие [Текст] / В.В. Юдин. Часть I. - Ярославль: ЯрГПУ, 1997. – 96 с.
61. Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы [Текст] / В. Юшманов. - СПб.: ДЕАН, 2002. - 128 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую