Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Выделив из реальности особые качества некоторых предметов, акцентируя их ценностное и смысловое содержание, общество создает уникальное пространство для их пребывания, хранения и презентации - музей. Перед музеем ставиться изначально трудновыполнимая задача - сохранить свой коллекционный фонд. Поэтому, с одной стороны,- музейная функция сохранения предметов фонда столь же рутинна, как и вытирание пыли в человеческом жилище, столь же бесспорна по своему содержанию и значению, для того ведь и создаем Музей! С другой - она (функция сохранения) задает изначально искривленные и парадоксальные параметры, как музейного бытия, так и в целом осмысления самой проблемы сохранения. Кроме того, время от времени она требует своей легитимации, и тогда наблюдается повышение интереса к этому роду деятельности со стороны общества. Результат такого «всплеска» остается только в границах повседневности - широкое оповещение о пропажах культурных ценностей; принятие особых правил страхования культурных ценностей, создание еще одного проверяющего органа и многочисленных инструкций, - инструкций, не затрагивающие «ментальные» глубины. Структура личности современ-ного человека остается прежней и, как справедливо отмечает Ю.А. Годованец, характеризуется исчерпывающим перечнем правонарушений, связанных с культурной собственностью, принятой в 1985 году в Дельфах (Греция) . Именно структура личности определяет четкость или размытость профессиональных (как практических, так и этических) границ в сфере сохранения культурного наследия. Поскольку в современном музейном пространстве понятие «охрана» означает осуществление целого спектра мер по сбережению музейного предмета, включая его поиск, идентификацию, документирование, исследование, технологическую защиту, популяризацию и т.д., то консервационные и реставрационные методы и их практики являются только одними из многих способов сохранения, хотя почему-то именно им отводится доминирующая роль.
Следует различать широкое понимание реставрации как любого восполнения утраты, оно граничит с понятием ремонта, находящегося в пространстве повседневности и стратегий потребления, и специфическое, узкопрофессиональное мастерство - музейная реставрация. Стремление человека отремонтировать сломанный предмет, вернуть ему, прежде всего, первоначальный внешний вид, лежит в основе как профанной практики, практики повседневности, так и в музейной реставрации . И в обоих случаях эта социокультурная потребность становиться профессией со своими законами, этикой, нормами, инструкциями, системой гарантийных обязательств. Мастер высокой квалификации по ремонту бытовой техники или ювелирных изделий, мебели или товаров народного потребления владеет часто одними и теми же профессиональными нормами при различии в методах восполнения и сложности задач, а также путей их решения. И если общие черты и профессиональные навыки в выделенных сферах понятны и зависят в большей мере от сложности технологических и естественно-научных методов, а самое главное - редко оспариваются (работает, ис-правлено, дополнено и хорошо), то музейная реставрация поднимается на иные высоты, не только исследовательские и технологические, а именно творческие. История и практика развития и становления различных форм «охранительных стратегий» подтверждает, что музей создавался и трансформировался в современную культурную форму как еще одно пространство реализации творческих амбиций человека (музейного сотрудника: хранителя и исследователя, а сегодня куратора, модератора, экспозиционера и реставратора). Совершенно очевидно, что рестав-рационные работы изначально предполагают некоторую свободу выбора, т.е. наличие творческого акта, который в музейном пространстве зачастую сопряжен с художественным. Да и специалистов реставраторов готовят творческие ВУЗы. Они - творцы, они - художники особого рода! Приоритет данных специалистов заключается прежде всего в высоком уровне владения ремеслом (профессиональный статус оценивается по сложности применяемых реставрационных методов).
В реставрационной деятельности наблюдается преобладание роли технологий, которые «консервируют» саму специфику данной деятельности на уровне высокопрофессионального ремесла. Более того, это ремесло имеет много общею с основными принципами средневекового ремесла, где роль Мастера являемся одновременно формообразующей и смыслообразующей.
В современном гуманитарном знании на первое место выходят функции музея по комплектованию фондов (тезаврирование) и сохранению ценностей, понимаемые достаточно широко: от сохранения самих предметов до хранения достижений мировой культуры в индивидуальной человеческой памяти путем создания воображаемых музеев. В рамках культурологического подхода сложились различные концепции музеев: концепция «воображаемого музея» А. Манро; концепция «музея-форума» А. Хантона, П. ван Менша, М. ван Прат, Д.Ф. Камерон; концепция «музея без границ» Г. фон дер Остена и Г. Боргера.
Современное музееведение характеризуется появлением ряда новых подходов к определению и статусу исследований музея и его функций. Институциональный подход (Й. Бенеш, В. Винтер, Т. Силянова-Новикова, Э. Хьюнс и др.) – музееведение считается наукой, предмет которой – музей как социальный институт. При таком подходе упор делается на изучение общественных функций музея как хранителя и транслятора социально значимой информации.
Сторонники предметного подхода З. Бруна, Х. Векс, А. Грегорова, Р. Ланг, З. Странский, Т. Хетеш, Д. Шульц, В. Энненбах предметом музееведения считают феномен музейного предмета как вещи определенной ценности, а также изучение причин, порождающих музей. Главная задача музееведения – выявление критериев музеальности предметов, для решения
проблем их отбора, хранения и репрезентации.
Объект исследования – особенности методики, технологии и практики реставрации и консервации в музейной деятельности.
Предмет исследования – история создания и развития «Эрмитажной школы реставрации» на Урале в контексте современной музейной деятельности.
Цель работы – исследовать особенности современного процесса рестав-рации и консервации музейных предметов на примере деятельности Эрмитажной школы реставрации на Урале.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику современных принципов и методов реставра-ции и консервации;
2. Проанализировать особенности технологии и методики реставрации в современной музейной практике;
3. Рассмотреть научно-реставрационные проекты Государственного Эрмитажа;
4. Исследовать историю создания и развития «Эрмитажной школы рес-таврации» в Уральском регионе;
5. Раскрыть особенности деятельности реставрационных мастерских областного краеведческого музея в Екатеринбурге как базы Эрмитажной программы.
При написании работы использовались общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация и типологизация и т.д.) и специальные методы (историко-сравнительный, историко-системный и т.д.) привлекались специальные музееведческие: предметный, институциональный, коммуникационный методы. Особенности методики работы обусловлены особенностями тематики и предмета исследования.
Содержание дипломной работы:
Введение 3
Глава 1. Реставрация и консервация в музейной деятельности………..…………7
1.1. Принципы и методы реставрации и консервации 7
1.2. Особенности технологии и методики реставрации в современной музейной практике ………………………………………….…………………...16
1.3. Научно-реставрационные проекты Эрмитажа………………..…………...26
Глава 2. Эрмитажная программа и становление школы реставрации Уральского региона 41
2.1. Программа «Эрмитажная школа реставрации» на Урале.……..………... 41
2.2. Деятельность реставрационных мастерских областного краеведческого музея в Екатеринбурге 56
Заключение 65
Список литературы 68
Заключение
Проблема сохранения историко-культурного наследия, сосредоточенного в музейных собраниях, сохраняет свою непреходящую актуальность. Культурное наследие представляет собой фактически главный способ существования культуры. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир только малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает c сохранением культуры вообще.
В настоящее время интерес к памятникам истории и культуры, тревога за их судьбу уже не являются достоянием отдельных специалистов и разрозненных общественных групп. Политика духовного возрождения, провозглашенная руководством Российской Федерации, не может быть полностью реализована без сохранения и возрождения историко-культурного наследия регионов и страны в целом.
Комплекс мер по сохранению, использованию, популяризации памятников истории и культуры народов России направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, призван беречь памятники истории и культуры, обеспечивать защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, а также защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Среди важнейших мероприятий по сохранению культурного наследия следует назвать реставрацию памятников, в нашем случае – реставрацию му-зейных предметов.
Под реставрацией обычно понимают меры по укреплению (консервации) физического состояния памятника истории, культуры или ценного природного объекта, раскрытию наиболее характерных признаков, возобновлению утерянных или поврежденных элементов объектов культурного наследия, с обеспечением сохранения их подлинности .
Реставрация ставит целью по возможности восстановление памятника (в идеале – в первоначальном виде), наблюдение за его состоянием, выявление его социальной значимости и ценности. Реставрация предполагает исследование памятников до и в процессе реставрации, изучение возможности применения различных материалов для реставрации, публикацию результатов этих исследований.
Поскольку самые совершенные современные технологии и естественно-научные методы, применяемые в музейных фондохранилищах и реставрационных мастерских не являются надежными, постольку вновь специалист-реставратор возвращается к извечной проблеме корректности выбора того или иного метода вторжения в подлинную «ткань» (читай информационный потенциал) музейной вещи. Старые технологии утеряны, новые материалы и технологии меняют если не внешний вид (образ) музейного предмета, то его материальную структуру, а попутно уничтожают аутентичность. В основном можно выделить два метода реставрационной практики: аналитический и романтический. Или - консервация и реставрация, т.е. закрепить то, что уходит со временем или дополнить, постоянно сохраняя видимую целостность музейного предмета.
Возможно, необходимо развивать одновременно с реставрационными практиками новые методы фиксации, которые будут таким же важным спосо-бом сохранения, прежде всего, историко-культурной информации о музейном предмете. Речь идет о создании современной информационной матрицы, в которой бы на различных носителях фиксировался если не весь (что затруднительно), то значительный объем выявляемой сегодня информации о предмете. Утрачивая часть своего материального целого, вещь остается «целой» или полной в своем информационном потенциале .
В связи с проблемами финансирования преобладающая часть музейных работников отдает предпочтение повышению квалификации на региональном или областном уровне. Данная ситуация характерна для большинства российских музеев.
В Свердловской области повышение квалификации музейных специалистов осуществляется на базе Свердловского областного краеведческого музея Научно-методическим центром по музейной деятельности (НМЦ СОКМ) и Уральским региональным центром реставрации музейных памятников («Эрмитажная школа реставрации»). Деятельность единственного в регионе Уральского центра реставрации музейных памятников началась в 1998 г. на базе реставрационных мастерских СОКМ с участием высококвалифицированных специалистов Государственного Эрмитажа.
Программа обучения «Эрмитажная школа реставрации» предусматривает подготовку и повышение квалификации художников-реставраторов для музеев Уральского региона по всем видам материалов, хранящихся в музеях Урала: металл, библиотечные и архивные материалы, графика, ткани, керамика, темперная и масляная живопись.
По инициативе Свердловского областного краеведческого музея разрабатывается программа по реставрации Уральской иконы XVIII — ХХ вв., в которой принимают участие Государственный Эрмитаж, ученые Уральского Государственного университета, Территориальное управление по сохранению культурного наследия, Свердловский областной краеведческий музей.
Список литературы
1. Адаксина С.Б. Реставрация музейных объектов и предметов Музейного фонда Российской Федерации в Государственном Эрмитаже [Электронный ресурс] Режим доступа: rcon-gress.ru/upload/doclad_adaksina.docx
2. Алешина Т. П. Лаборатория научной реставрации станковой живописи // Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. – 388 с. : ил.
3. Бляхер А.М. Лаборатории научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа 50 лет //Реставрация и консервация музейных предметов: Материалы междунар. науч.-практ. конф., СПб., 16-17 ноября 2005 г. – СПб., 2006. – 162 с. С.76-79
4. Бобров Ю.Г. Этические аспекты реставрационной интервенции /«Художественное наследие» №23(53)/ РИО. ГосНИИР – М. 2006
5. Ветрова Н. К., Тропина М. Е. СОКМ, Екатеринбург К проблеме сохранения историко-культурного наследия края: деятельность Эрмитажной школы реставрации на базе СОКМ [Электронный ресурс] Режим доступа: 55f7fbbdead8370b0044a950.docx
6. Годованец Ю.А. Сохранение культурных ценностей: формирование культурологических основ перспективной модели. М. 2004.
7. Годовой публичный отчет СОКМ за 2015 год [Электронный ресурс] Режим доступа: https://drive.google.com/open?id=0B-8elCmeSS0hYnNm...
8. Голынец Г. В., Крылова О. Е. К исследованию иконографии группы невьянских икон Софии Премудрости Божией / Г. В. Голынец, О. Е. Крылова // Известия Уральского государственного университета. — 2005. — № 35. — С. 82-89. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/23963
9. Горнунг О.А. Практика реставрации и проблемы атрибуции произведений живописи из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала: Мат. II региональной науч.-практ. конф., посвященной 10-летию Эрмитажной школы реставрации. Екатеринбург, 2007. С. 87—89.
10. Гурулева И.В. Реставрация произведений искусства в Эрмитаже. Традиционный подход и развитие новых технологий. Научный электронный журнал «Артикульт» №12 (4-2013) [Электронный ресурс] Режим доступа: ARTICULT-12_(4-2013,P.80-129)-Materials_of_the_conference.pdf
11. Гурьева К. А. Институализация и правовой статус реставрационной деятельности //Реставрация и консервация музейных предметов: Материалы междунар. науч.-практ. конф., СПб., 16-17 ноября 2005 г. – СПб., 2006. – 162 с. С.34-35
12. Давыдова Л.И. Научно-реставрационные проекты Эрмитажа 2010-2013 гг. по сохранению и изучению античной скульптуры. Материалы науч. Конф. (21-23 октября 2013 г.) К двадцатилетию высшей школы реставрации РГГУ: Академичееское искусствоведение, археология, научная реставрация сегодня. [Электронный ресурс] Режим доступа: ARTICULT-12_(4-2013,P.80-129)-Materials_of_the_conference.pdf
13. Даная. Судьба шедевра Рембрандта / Под общ. научн. ред. М. Б. Пиотровского. СПб., 1997.
14. Интермузей-2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.intermuseum2012.ru/index.php
15. Каулен М.Е. Нематериальные объекты наследия в современном музее // От краеведения к культурологии. Российскому институту культурологии 70 лет. Сб. науч. статей. М., 2002.
16. Кодекс музейной этики ИКОМ. - М.: ИКОМ России, 2007.
17. Козырева В.А. Консервация произведений графики //Вестник Рес-таврация музейных ценностей №8 2-2002 1-2003 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://art-con.ru/node/786
18. Колмакова Е.А. Проблемы климата в условиях реконструкции музея: Тезисы докладов научно-практического семинара "Проблемы хранения и реставрации экспонатов в художественном музее". - СПб.: ГРМ, 2000. - С. 56-63.
19. Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] Режим доступа: mkso.ru›data/File/obiavlenia…koncepcia_muzei.doc
20. Крылова О. Е. О невьянском варианте иконографии композиции «София Премудрость Божия» // Пятые Татищевские чтения, Екатеринбург, 2004
21. Лобанова О. «У каждой вещи своя тайна...» //Журнал «Культура Урала» № 1 (7) Январь 2013 года. Екатеринбург, «Уральский рабочий», 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.muzkom.net/_download/kultural1301.pdf
22. Материалы I-ой Международной научно-практической конферен-ции «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». Казань: КазГАСУ, 2012 г. – 129 с.
23. Музей и новые технологии // На пути к музею XXI века / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.
24. Никонова А.А. Технологии восполнения иллюзий // Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.
25. Научно-производственный центр по охране и использованию па-мятников истории и культуры Свердловской области, официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://culturalpatrimony.ru/ дата обращения 12 мая 2016 г.
26. Нюкша Ю.П. Категории этики в консервации //«Художественное наследие» №23(53)/ РИО. ГосНИИР – М. 2006
27. Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала: итоги и перспективы Эрмитажной школы реставрации. Материалы I региональной научно-практической конференции, посвящённой 5-летию Эрмитажной школы реставрации. // Екатеринбург: «Тезис». 2003. 190 с.
28. Проблемы реставрации памятников культуры и искусства. Мате-риалы III региональной научно-практической конференции, посвящённой 15-летию Эрмитажной школы реставрации. // Екатеринбург: «Тезис». 2012. 188 с. ISBN 987-5-94131-018-7
29. Реставрационная мастерская. Сайт музея СОКМ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://u425.netangels.ru/spetsialnye-podrazdeleniya-muzeya/restavratsionnaya-masterskaya
30. Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени : каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. – 388 с. : ил. ISBN 978-5-93572-594-5
31. Реставрация и консервация музейных предметов: Материалы междунар. науч.-практ. конф., СПб., 16-17 ноября 2005 г. – СПб., 2006. – 162 с. ISBN 5-288-04143-1
32. Реставрация икон. Методические рекомендации / Под ред. М.В. Наумовой, Всеросс. худож. науч.-реставр. центр им. Академика И.Э. Грабаря, М., 1993– 226 с. : ил.
33. Российская музейная энциклопедия: В 2 т.-М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- С.395.
34. Саятина Т. А. Лаборатория научной реставрации фотографических материалов // Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. – 388 с. : ил.
35. Севастьянова Е.А. Теоретические аспекты реставрации памятников декора¬тивно-прикладного искусства. // Проблемы хранения и реставрации экспо¬натов в художественном музее. Материалы научно-практического семинара. СПб.. 2003 С.49-53.
36. Совместный проект Государственного Эрмитажа и Montblanc [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.watchrussia.com/articles/sovmestnyy-proekt-gosudarstvennogo-ermitazha-i-montblanc
37. Соколов Б.Г. Реставрация/ремонт //Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.
38. Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 // Материалы Международной научно-методической конференции из цикла «Исследования в консервации культурного наследия». М.: Издательство «Индрик», 2008 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://litfile.net/web/585569/559000-560000
39. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков // Труды ГИМ. - М., 2001. - Вып. 127.
40. Шлыкова Т.В. Некоторые проблемы реставрации средневековых иранских фаянсов. Три случая из реставрационной практики Государственного Эрмитажа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Научный журнал. № 119. СПб.: «Книжный дом», 2009. – С. 295-300.
41. Шувалова О. М. К проблеме реставрации произведений античной керамики как художественных и историко-документальных памятников (на примере двух ваз из собрания Государственного Эрмитажа) // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Эрмитажной школы реставрации. Екатеринбург, Тезис, 2007. С. 29-33.
42. Эрмитажная школа реставрации в Екатеринбурге. III международная конференция, посвящённая 15-летию школы. Пресс-релиз. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/news/news-item/Press+Releases/hm16_12_11_02/?lng=ru
43. Яхонт О.В. О подлинности музейных произведений и так называемых категориях ценности в реставрации // Исследования и консервация культурного наследия. Вып. 2. М.: ИНДРИК, 2008. С. 299-307.
44. Яхонт О.В. Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства. М.: СканРус, 2010. С. 466.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Выделив из реальности особые качества некоторых предметов, акцентируя их ценностное и смысловое содержание, общество создает уникальное пространство для их пребывания, хранения и презентации - музей. Перед музеем ставиться изначально трудновыполнимая задача - сохранить свой коллекционный фонд. Поэтому, с одной стороны,- музейная функция сохранения предметов фонда столь же рутинна, как и вытирание пыли в человеческом жилище, столь же бесспорна по своему содержанию и значению, для того ведь и создаем Музей! С другой - она (функция сохранения) задает изначально искривленные и парадоксальные параметры, как музейного бытия, так и в целом осмысления самой проблемы сохранения. Кроме того, время от времени она требует своей легитимации, и тогда наблюдается повышение интереса к этому роду деятельности со стороны общества. Результат такого «всплеска» остается только в границах повседневности - широкое оповещение о пропажах культурных ценностей; принятие особых правил страхования культурных ценностей, создание еще одного проверяющего органа и многочисленных инструкций, - инструкций, не затрагивающие «ментальные» глубины. Структура личности современ-ного человека остается прежней и, как справедливо отмечает Ю.А. Годованец, характеризуется исчерпывающим перечнем правонарушений, связанных с культурной собственностью, принятой в 1985 году в Дельфах (Греция) . Именно структура личности определяет четкость или размытость профессиональных (как практических, так и этических) границ в сфере сохранения культурного наследия. Поскольку в современном музейном пространстве понятие «охрана» означает осуществление целого спектра мер по сбережению музейного предмета, включая его поиск, идентификацию, документирование, исследование, технологическую защиту, популяризацию и т.д., то консервационные и реставрационные методы и их практики являются только одними из многих способов сохранения, хотя почему-то именно им отводится доминирующая роль.
Следует различать широкое понимание реставрации как любого восполнения утраты, оно граничит с понятием ремонта, находящегося в пространстве повседневности и стратегий потребления, и специфическое, узкопрофессиональное мастерство - музейная реставрация. Стремление человека отремонтировать сломанный предмет, вернуть ему, прежде всего, первоначальный внешний вид, лежит в основе как профанной практики, практики повседневности, так и в музейной реставрации . И в обоих случаях эта социокультурная потребность становиться профессией со своими законами, этикой, нормами, инструкциями, системой гарантийных обязательств. Мастер высокой квалификации по ремонту бытовой техники или ювелирных изделий, мебели или товаров народного потребления владеет часто одними и теми же профессиональными нормами при различии в методах восполнения и сложности задач, а также путей их решения. И если общие черты и профессиональные навыки в выделенных сферах понятны и зависят в большей мере от сложности технологических и естественно-научных методов, а самое главное - редко оспариваются (работает, ис-правлено, дополнено и хорошо), то музейная реставрация поднимается на иные высоты, не только исследовательские и технологические, а именно творческие. История и практика развития и становления различных форм «охранительных стратегий» подтверждает, что музей создавался и трансформировался в современную культурную форму как еще одно пространство реализации творческих амбиций человека (музейного сотрудника: хранителя и исследователя, а сегодня куратора, модератора, экспозиционера и реставратора). Совершенно очевидно, что рестав-рационные работы изначально предполагают некоторую свободу выбора, т.е. наличие творческого акта, который в музейном пространстве зачастую сопряжен с художественным. Да и специалистов реставраторов готовят творческие ВУЗы. Они - творцы, они - художники особого рода! Приоритет данных специалистов заключается прежде всего в высоком уровне владения ремеслом (профессиональный статус оценивается по сложности применяемых реставрационных методов).
В реставрационной деятельности наблюдается преобладание роли технологий, которые «консервируют» саму специфику данной деятельности на уровне высокопрофессионального ремесла. Более того, это ремесло имеет много общею с основными принципами средневекового ремесла, где роль Мастера являемся одновременно формообразующей и смыслообразующей.
В современном гуманитарном знании на первое место выходят функции музея по комплектованию фондов (тезаврирование) и сохранению ценностей, понимаемые достаточно широко: от сохранения самих предметов до хранения достижений мировой культуры в индивидуальной человеческой памяти путем создания воображаемых музеев. В рамках культурологического подхода сложились различные концепции музеев: концепция «воображаемого музея» А. Манро; концепция «музея-форума» А. Хантона, П. ван Менша, М. ван Прат, Д.Ф. Камерон; концепция «музея без границ» Г. фон дер Остена и Г. Боргера.
Современное музееведение характеризуется появлением ряда новых подходов к определению и статусу исследований музея и его функций. Институциональный подход (Й. Бенеш, В. Винтер, Т. Силянова-Новикова, Э. Хьюнс и др.) – музееведение считается наукой, предмет которой – музей как социальный институт. При таком подходе упор делается на изучение общественных функций музея как хранителя и транслятора социально значимой информации.
Сторонники предметного подхода З. Бруна, Х. Векс, А. Грегорова, Р. Ланг, З. Странский, Т. Хетеш, Д. Шульц, В. Энненбах предметом музееведения считают феномен музейного предмета как вещи определенной ценности, а также изучение причин, порождающих музей. Главная задача музееведения – выявление критериев музеальности предметов, для решения
проблем их отбора, хранения и репрезентации.
Объект исследования – особенности методики, технологии и практики реставрации и консервации в музейной деятельности.
Предмет исследования – история создания и развития «Эрмитажной школы реставрации» на Урале в контексте современной музейной деятельности.
Цель работы – исследовать особенности современного процесса рестав-рации и консервации музейных предметов на примере деятельности Эрмитажной школы реставрации на Урале.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику современных принципов и методов реставра-ции и консервации;
2. Проанализировать особенности технологии и методики реставрации в современной музейной практике;
3. Рассмотреть научно-реставрационные проекты Государственного Эрмитажа;
4. Исследовать историю создания и развития «Эрмитажной школы рес-таврации» в Уральском регионе;
5. Раскрыть особенности деятельности реставрационных мастерских областного краеведческого музея в Екатеринбурге как базы Эрмитажной программы.
При написании работы использовались общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация и типологизация и т.д.) и специальные методы (историко-сравнительный, историко-системный и т.д.) привлекались специальные музееведческие: предметный, институциональный, коммуникационный методы. Особенности методики работы обусловлены особенностями тематики и предмета исследования.
Содержание дипломной работы:
Введение 3
Глава 1. Реставрация и консервация в музейной деятельности………..…………7
1.1. Принципы и методы реставрации и консервации 7
1.2. Особенности технологии и методики реставрации в современной музейной практике ………………………………………….…………………...16
1.3. Научно-реставрационные проекты Эрмитажа………………..…………...26
Глава 2. Эрмитажная программа и становление школы реставрации Уральского региона 41
2.1. Программа «Эрмитажная школа реставрации» на Урале.……..………... 41
2.2. Деятельность реставрационных мастерских областного краеведческого музея в Екатеринбурге 56
Заключение 65
Список литературы 68
Заключение
Проблема сохранения историко-культурного наследия, сосредоточенного в музейных собраниях, сохраняет свою непреходящую актуальность. Культурное наследие представляет собой фактически главный способ существования культуры. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир только малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает c сохранением культуры вообще.
В настоящее время интерес к памятникам истории и культуры, тревога за их судьбу уже не являются достоянием отдельных специалистов и разрозненных общественных групп. Политика духовного возрождения, провозглашенная руководством Российской Федерации, не может быть полностью реализована без сохранения и возрождения историко-культурного наследия регионов и страны в целом.
Комплекс мер по сохранению, использованию, популяризации памятников истории и культуры народов России направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, призван беречь памятники истории и культуры, обеспечивать защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, а также защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Среди важнейших мероприятий по сохранению культурного наследия следует назвать реставрацию памятников, в нашем случае – реставрацию му-зейных предметов.
Под реставрацией обычно понимают меры по укреплению (консервации) физического состояния памятника истории, культуры или ценного природного объекта, раскрытию наиболее характерных признаков, возобновлению утерянных или поврежденных элементов объектов культурного наследия, с обеспечением сохранения их подлинности .
Реставрация ставит целью по возможности восстановление памятника (в идеале – в первоначальном виде), наблюдение за его состоянием, выявление его социальной значимости и ценности. Реставрация предполагает исследование памятников до и в процессе реставрации, изучение возможности применения различных материалов для реставрации, публикацию результатов этих исследований.
Поскольку самые совершенные современные технологии и естественно-научные методы, применяемые в музейных фондохранилищах и реставрационных мастерских не являются надежными, постольку вновь специалист-реставратор возвращается к извечной проблеме корректности выбора того или иного метода вторжения в подлинную «ткань» (читай информационный потенциал) музейной вещи. Старые технологии утеряны, новые материалы и технологии меняют если не внешний вид (образ) музейного предмета, то его материальную структуру, а попутно уничтожают аутентичность. В основном можно выделить два метода реставрационной практики: аналитический и романтический. Или - консервация и реставрация, т.е. закрепить то, что уходит со временем или дополнить, постоянно сохраняя видимую целостность музейного предмета.
Возможно, необходимо развивать одновременно с реставрационными практиками новые методы фиксации, которые будут таким же важным спосо-бом сохранения, прежде всего, историко-культурной информации о музейном предмете. Речь идет о создании современной информационной матрицы, в которой бы на различных носителях фиксировался если не весь (что затруднительно), то значительный объем выявляемой сегодня информации о предмете. Утрачивая часть своего материального целого, вещь остается «целой» или полной в своем информационном потенциале .
В связи с проблемами финансирования преобладающая часть музейных работников отдает предпочтение повышению квалификации на региональном или областном уровне. Данная ситуация характерна для большинства российских музеев.
В Свердловской области повышение квалификации музейных специалистов осуществляется на базе Свердловского областного краеведческого музея Научно-методическим центром по музейной деятельности (НМЦ СОКМ) и Уральским региональным центром реставрации музейных памятников («Эрмитажная школа реставрации»). Деятельность единственного в регионе Уральского центра реставрации музейных памятников началась в 1998 г. на базе реставрационных мастерских СОКМ с участием высококвалифицированных специалистов Государственного Эрмитажа.
Программа обучения «Эрмитажная школа реставрации» предусматривает подготовку и повышение квалификации художников-реставраторов для музеев Уральского региона по всем видам материалов, хранящихся в музеях Урала: металл, библиотечные и архивные материалы, графика, ткани, керамика, темперная и масляная живопись.
По инициативе Свердловского областного краеведческого музея разрабатывается программа по реставрации Уральской иконы XVIII — ХХ вв., в которой принимают участие Государственный Эрмитаж, ученые Уральского Государственного университета, Территориальное управление по сохранению культурного наследия, Свердловский областной краеведческий музей.
Список литературы
1. Адаксина С.Б. Реставрация музейных объектов и предметов Музейного фонда Российской Федерации в Государственном Эрмитаже [Электронный ресурс] Режим доступа: rcon-gress.ru/upload/doclad_adaksina.docx
2. Алешина Т. П. Лаборатория научной реставрации станковой живописи // Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. – 388 с. : ил.
3. Бляхер А.М. Лаборатории научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа 50 лет //Реставрация и консервация музейных предметов: Материалы междунар. науч.-практ. конф., СПб., 16-17 ноября 2005 г. – СПб., 2006. – 162 с. С.76-79
4. Бобров Ю.Г. Этические аспекты реставрационной интервенции /«Художественное наследие» №23(53)/ РИО. ГосНИИР – М. 2006
5. Ветрова Н. К., Тропина М. Е. СОКМ, Екатеринбург К проблеме сохранения историко-культурного наследия края: деятельность Эрмитажной школы реставрации на базе СОКМ [Электронный ресурс] Режим доступа: 55f7fbbdead8370b0044a950.docx
6. Годованец Ю.А. Сохранение культурных ценностей: формирование культурологических основ перспективной модели. М. 2004.
7. Годовой публичный отчет СОКМ за 2015 год [Электронный ресурс] Режим доступа: https://drive.google.com/open?id=0B-8elCmeSS0hYnNm...
8. Голынец Г. В., Крылова О. Е. К исследованию иконографии группы невьянских икон Софии Премудрости Божией / Г. В. Голынец, О. Е. Крылова // Известия Уральского государственного университета. — 2005. — № 35. — С. 82-89. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/23963
9. Горнунг О.А. Практика реставрации и проблемы атрибуции произведений живописи из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала: Мат. II региональной науч.-практ. конф., посвященной 10-летию Эрмитажной школы реставрации. Екатеринбург, 2007. С. 87—89.
10. Гурулева И.В. Реставрация произведений искусства в Эрмитаже. Традиционный подход и развитие новых технологий. Научный электронный журнал «Артикульт» №12 (4-2013) [Электронный ресурс] Режим доступа: ARTICULT-12_(4-2013,P.80-129)-Materials_of_the_conference.pdf
11. Гурьева К. А. Институализация и правовой статус реставрационной деятельности //Реставрация и консервация музейных предметов: Материалы междунар. науч.-практ. конф., СПб., 16-17 ноября 2005 г. – СПб., 2006. – 162 с. С.34-35
12. Давыдова Л.И. Научно-реставрационные проекты Эрмитажа 2010-2013 гг. по сохранению и изучению античной скульптуры. Материалы науч. Конф. (21-23 октября 2013 г.) К двадцатилетию высшей школы реставрации РГГУ: Академичееское искусствоведение, археология, научная реставрация сегодня. [Электронный ресурс] Режим доступа: ARTICULT-12_(4-2013,P.80-129)-Materials_of_the_conference.pdf
13. Даная. Судьба шедевра Рембрандта / Под общ. научн. ред. М. Б. Пиотровского. СПб., 1997.
14. Интермузей-2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.intermuseum2012.ru/index.php
15. Каулен М.Е. Нематериальные объекты наследия в современном музее // От краеведения к культурологии. Российскому институту культурологии 70 лет. Сб. науч. статей. М., 2002.
16. Кодекс музейной этики ИКОМ. - М.: ИКОМ России, 2007.
17. Козырева В.А. Консервация произведений графики //Вестник Рес-таврация музейных ценностей №8 2-2002 1-2003 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://art-con.ru/node/786
18. Колмакова Е.А. Проблемы климата в условиях реконструкции музея: Тезисы докладов научно-практического семинара "Проблемы хранения и реставрации экспонатов в художественном музее". - СПб.: ГРМ, 2000. - С. 56-63.
19. Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] Режим доступа: mkso.ru›data/File/obiavlenia…koncepcia_muzei.doc
20. Крылова О. Е. О невьянском варианте иконографии композиции «София Премудрость Божия» // Пятые Татищевские чтения, Екатеринбург, 2004
21. Лобанова О. «У каждой вещи своя тайна...» //Журнал «Культура Урала» № 1 (7) Январь 2013 года. Екатеринбург, «Уральский рабочий», 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.muzkom.net/_download/kultural1301.pdf
22. Материалы I-ой Международной научно-практической конферен-ции «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация». Казань: КазГАСУ, 2012 г. – 129 с.
23. Музей и новые технологии // На пути к музею XXI века / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.
24. Никонова А.А. Технологии восполнения иллюзий // Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.
25. Научно-производственный центр по охране и использованию па-мятников истории и культуры Свердловской области, официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://culturalpatrimony.ru/ дата обращения 12 мая 2016 г.
26. Нюкша Ю.П. Категории этики в консервации //«Художественное наследие» №23(53)/ РИО. ГосНИИР – М. 2006
27. Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала: итоги и перспективы Эрмитажной школы реставрации. Материалы I региональной научно-практической конференции, посвящённой 5-летию Эрмитажной школы реставрации. // Екатеринбург: «Тезис». 2003. 190 с.
28. Проблемы реставрации памятников культуры и искусства. Мате-риалы III региональной научно-практической конференции, посвящённой 15-летию Эрмитажной школы реставрации. // Екатеринбург: «Тезис». 2012. 188 с. ISBN 987-5-94131-018-7
29. Реставрационная мастерская. Сайт музея СОКМ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://u425.netangels.ru/spetsialnye-podrazdeleniya-muzeya/restavratsionnaya-masterskaya
30. Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени : каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. – 388 с. : ил. ISBN 978-5-93572-594-5
31. Реставрация и консервация музейных предметов: Материалы междунар. науч.-практ. конф., СПб., 16-17 ноября 2005 г. – СПб., 2006. – 162 с. ISBN 5-288-04143-1
32. Реставрация икон. Методические рекомендации / Под ред. М.В. Наумовой, Всеросс. худож. науч.-реставр. центр им. Академика И.Э. Грабаря, М., 1993– 226 с. : ил.
33. Российская музейная энциклопедия: В 2 т.-М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- С.395.
34. Саятина Т. А. Лаборатория научной реставрации фотографических материалов // Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. – 388 с. : ил.
35. Севастьянова Е.А. Теоретические аспекты реставрации памятников декора¬тивно-прикладного искусства. // Проблемы хранения и реставрации экспо¬натов в художественном музее. Материалы научно-практического семинара. СПб.. 2003 С.49-53.
36. Совместный проект Государственного Эрмитажа и Montblanc [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.watchrussia.com/articles/sovmestnyy-proekt-gosudarstvennogo-ermitazha-i-montblanc
37. Соколов Б.Г. Реставрация/ремонт //Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.
38. Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 // Материалы Международной научно-методической конференции из цикла «Исследования в консервации культурного наследия». М.: Издательство «Индрик», 2008 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://litfile.net/web/585569/559000-560000
39. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков // Труды ГИМ. - М., 2001. - Вып. 127.
40. Шлыкова Т.В. Некоторые проблемы реставрации средневековых иранских фаянсов. Три случая из реставрационной практики Государственного Эрмитажа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Научный журнал. № 119. СПб.: «Книжный дом», 2009. – С. 295-300.
41. Шувалова О. М. К проблеме реставрации произведений античной керамики как художественных и историко-документальных памятников (на примере двух ваз из собрания Государственного Эрмитажа) // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Эрмитажной школы реставрации. Екатеринбург, Тезис, 2007. С. 29-33.
42. Эрмитажная школа реставрации в Екатеринбурге. III международная конференция, посвящённая 15-летию школы. Пресс-релиз. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/news/news-item/Press+Releases/hm16_12_11_02/?lng=ru
43. Яхонт О.В. О подлинности музейных произведений и так называемых категориях ценности в реставрации // Исследования и консервация культурного наследия. Вып. 2. М.: ИНДРИК, 2008. С. 299-307.
44. Яхонт О.В. Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства. М.: СканРус, 2010. С. 466.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую