Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Современные подходы к социально-культурной деятельности сходятся в рассмотрении данного вида деятельности с таких позиций:
1) социально-культурная деятельность рассматривается большинством исследователей (А.Д. Жарковым , Д.В. Шамсутдиновой, Р.И. Турхановой , Н.Н. Соловьевым ) в качестве общественной практики, включающей в себя широкий спектр процессий;
2) социально-культурная деятельность как учебный предмет является объектом исследований О.Б. Ховова , Н.Н. Ярошенко ;
3) и третий подход (В.М. Рябков , Ю.Ю. Зайцева ) рассматривает социально-культурную деятельность как исторически сложившуюся отрасль научных знаний.
Таким образом, социально-культурная деятельность становится предметом и объектом исследования совершенно разных исследований; следовательно, особое внимание необходимо уделять общественному и личностному потенциалу, который заложен в социально-культурной деятельности как в специализированной области общественной практики, направленной на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга.
Анализ научной литературы показал, что в российском обществе назрела необходимость в использовании социального и культурного потенциала семьи и семейных ценностей. В нашей стране все семейные ценности являются порождением культурой. На протяжении многих поколений людей связывали родственные отношения, следовательно, имеются все основания считать родство и семью уникальными взаимосвязанными социальными институтами построения культуры в нашем обществе. Именно через семейные ценности, обычаи и традиции подрастающее поколение реализуется закон преемственности и сохранения постоянства в культуре.
Актуальность исследования заключается в поиске специальных форм и методов, которые соответствуют состоянию современного общества и социума. Современные тенденции в плане семейного воспитания и привития ребенка в первую очередь, таких семейных ценностей, как:
– уважение к старшему поколению,
– забота,
– внимание,
–участие,
–взаимовыручка и т.п. – свидетельствует о потере интереса к семье как ячейке современного общества под влиянием процесса глобализации и информатизации.
Данные процессы размывают не только национальную самоидентичность человека, но и навязывают чуждые нашему обществу духовно-нравственные, общественные и семейные ценности.
Одновременно с внешними факторами, существует и ряд внутренних факторов, негативно влияющих на развитие института семьи. Так, например, по словам В.А. Барабохиной , возраст людей, образующих семью, все более «молодеет», что приводит к проблеме недостатка в опыте и необходимой информации по семейному воспитанию или семейным взаимоотношениям. Молодые семьи все чаще стремиться получить необходимую информацию из Интернета или других некомпетентных в данных вопросах источниках.
Таким образом, в социально-культурной деятельности назревает необходимость в использовании таких форм работы, которые бы являются адекватные современным требованиям и запросам. Одной из таких форм является клубная деятельность как одна из форм групповой социальной работы.
Потенциал использования клубной деятельности в социально-культурной деятельности практически неограничен, так как именно эта форма взаимодействия позволяет решить в совокупности целый комплекс проблем по организации свободного времени в плане:
– общения;
– создания культурных ценностей;
– их усваивание.
Таким образом, все вышесказанное повлияли на выбор темы дипломного исследования: «Внедрение в клубную практику, современные технологии. Организация работы с семьей».
Объект исследования: социально-культурная деятельность.
Предмет исследования: технология организации семейных клубов.
Цель исследования: изучить современные технологии организации досуговой деятельности на примере семейных клубов.
Гипотеза исследования: предположим, что организация досуговой деятельности будет проходить более эффективно, если в социально-культурную сферу будут внедряться такие современные технологии работы, как семейные клубы.
Цель дипломного исследования, а также предложенная гипотеза позволили запланировать решение следующих задач:
1. Изучить теоретическую, методическую, социальную и педагогическую литературу по вопросу организации воспитания всесторонне развитой личности ребенка в условиях социально-досугового учреждения.
2. Дать характеристику современным технологиям организации деятельности семейных клубов, а также обозначить проблемы, которые возникают при их организации в культурно-досуговом учреждении.
3. Провести анализ практики внедрения в клубную практику для организации работы с семьей.
Методы исследования:
– анализ научной, педагогической, методической литературы;
– наблюдение;
– опрос;
– анкетирование;
– методы математического подсчета результатов исследования.
База исследования: Центр семьи и молодежи г. Михайловки Волгоградской области.
Теоретическая значимость обусловлена уточнением понятия «семейный клуб» как современной технологии организации работы с семьей.
Практическая значимость заключается в выявлении потенциала семейного клуба для воспитания всесторонне развитой личности ребенка, а также даем возможность использовать результаты дипломного исследования в социально-педагогической, социально-культурной и досуговой деятельности.
Структура и объем работы определяется задачами исследования и состоит из введения, двух глав, кратных выводов по главам, заключения, списка литературы (45 источников) и 3 приложений. Общий объем работы составил 60 страниц.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности организации воспитания всесторонне развитой личности ребенка в условиях социально-досугового учреждения 8
1.1 Социально-психологический портрет современного ребенка с позиции последних научных исследований 8
1.2 Современные технологии организации деятельности семейных клубов 16
1.3 Проблемное поле исследования организации работы семейных клубов в культурно-досуговом учреждении 22
Глава 2 Специфика организации семейных клубов в культурно-досуговых учреждениях 26
2.1 Характеристика состояния работы культурно-досугового учреждения по организации работы семейных клубов 26
2.2 Использование современных технологий семейных клубов в учреждении детских центров 33
2.3 Проект семейного клуба 37
Заключение 45
Список использованной литературы 50
Теоретический анализ официальных, учебно-методических, научных, периодических источников по проблеме исследования современных технологий организации досуговой деятельности на примере семейных клубов, позволяет заключить следующее:
1. Изучение теоретической, методической, социально-педагогической литературы по вопросу организации воспитания всесторонне развитой личности ребенка в условиях социально-досугового учреждения дает основание сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность базируется на основополагающих положениях педагогики: социологии, истории, психологии, культурологи и т.п.
Социально-культурную деятельность следует рассматривать как общественно обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого из них.
Для более полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет составление социально-психологического портрета современного ребенка как важного условия для организации воспитания всесторонне развитой личности.
С социально-психологической точки зрения, дошкольный и младший школьный возраст имеет следующие особенности:
– ведущей деятельностью является игровая;
– дети дошкольного и младшего школьного возраста еще не способны к самостоятельному выбору видов деятельности для досуга, что способствует копированию модели поведения взрослых и родителей;
– развитие и рост детей требует постоянного движения, следовательно, при организации досуговой деятельности целесообразно использовать различные спортивные мероприятия;
– ведущий институт социализации у детей до 12 лет является семья, то роль родителей в процессе организации досуга является основополагающей.
Основными социально-психологическими характеристиками подросткового возраста считаются:
– негативизм;
– ведущую роль в социализации играют сверстники и кумиры;
– появляется стремлением к самостоятельности, личностному самосознанию и потребностью во взрослости, следовательно, мотивация в этих потребностях можно использовать при организации досуговой деятельности.
Однако данные социально-психологические особенности усугубляются и рядом факторов, характерных для современного общества:
1) глобализм и как следствие усиление межкультурной коммуникации;
2) стремительное распространение Интернета и его доступность;
3) степень вовлечения государства в решение вопросов развития социально-культурной досуговой деятельности.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что современные школьники являются зеркалом культуры общества и социума с присущими ему ценностями, мировоззрением и социокультурными установками. Следовательно, и социально-психологический портрет современного ребенка в разных регионах будет различным. Однако несомненно, что работа по изучению выше описанных проблем должна проводиться постоянно для отслеживания динамики изменений и корректировки работы специалистов по социально-культурной деятельности. Наиболее удобной формой работы для проведения исследований и непосредственно реализации социально-досуговой деятельности, являются семейные клубы.
2. Составив характеристики современных технологий организации деятельности семейных клубов, а также обозначив проблемы, возникающих при их организации в культурно-досуговом учреждении, можно сделать вывод о том, что вопросы укрепления института семьи, повышения ее престижа как носителя духовных традиций и морально-нравственных ценностей, а также возрождения и развития традиций семейного воспитания продолжают оставаться актуальными и нерешенными.
Одним из способов решения этой проблемы является создание образовательных и просветительных пространств – клубов, где будущие и молодые родители могли бы получать знания, обмениваться опытом, обсуждать свои проблемы и задавать вопросы специалистам.
Безопасное свободное и интерактивное пространство клуба удовлетворяет потребность детей в контактах с родителями, которые чаще осуществляются в игровой форме и помогают родителям приобретать знания и навыки в вопросах воспитания средствами культуры и народной педагогики, что также является профилактикой семейного неблагополучия.
Проблема повышения педагогической культуры семьи, родительской компетентности и социализации детей является особенно актуальной для выпускников учреждений для:
– детей-сирот и молодых родителей;
– семей низкого материального обеспечения;
– семей, где отмечается недостаток внимания к воспитанию и развитию детей.
Семейный клуб – одна из форм сотрудничества и кооперации родителей, детей и специалистов учреждений социального обслуживания населения. Семейный клуб можно рассматривать как:
– сообщество людей, объединённых общими взглядами на роль семьи в воспитании и развитии детей, общностью интересов и потребностей в совместной деятельности;
– место для коллективной деятельности специалистов и семей, приходящих в клуб, где взрослые и дети получают возможность развиваться и самореализовываться, продуктивно и с пользой проводить свободное время, приобщаться к здоровому образу жизни, устранять разрыв в отношениях «отцов и детей».
В такой среде у родителей появляется возможность проявить себя и как личность, и как родитель, и как наставник ребенка.
Проблемы организации работы семейных клубов в культурно-досуговом учреждении формулируются на основе анализа социокультурной ситуации, которая понимается как совокупность условий и факторов, в которых функционирует личность, социальная группа, общность.
Помимо социально-культурной проблематики, проблемное поле может включать в себя неблагоприятные обстоятельства социального, социально-демографического характера, а также отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений (культуры, досуга, образования).
Общий анализ проблем организации социально-культурной деятельности позволяет выявить тенденцию к социальному расслоению и увеличение разрыва между инновационным потенциалом культуры и способностью его освоения и использования современными семьями. Конечно, социально-культурная политика государства способствует решению обозначенных проблем, однако решающую роль играют именно социально-культурные институты, непосредственно организовывающие социально-культурную деятельность напрямую с современными семьями.
3. Проведение анализа практики внедрения в клубную практику для организации работы с семьей позволило сформулировать выводы о том, что социально-культурная деятельность в России подвергается значительным негативным изменениям в связи с современными тенденциями.
На государственном уровне отмечается недостаточная активность на уровне:
– организации социально-досуговой деятельности в субъектах РФ;
– количества проектов, реализуемых в рамках клубной деятельности.
На региональном уровне отмечаются:
– уменьшения количества культурно-досуговых учреждений;
– снижения количества семей. ранее посещавших семейные клубы;
– не эффективную организацию социально-культурной деятельности в досуговых учреждениях при имеющихся для этого возможностях.
Таким образом, социально-культурный и досуговый потенциал семейных клубов на современном этапе не используется на полную мощь. Следовательно, на федеральном и региональном уровнях необходимо уделять больше внимание именно на активную организацию социально-досуговой деятельности в форме семейных клубов в виду их эффективности в социально-культурном развитии общества.
Таким образом, поставленные задачи в дипломном исследовании успешно решены, благодаря чему была достигнута поставленная цель и подтверждена гипотеза об эффективной организации досуговой деятельности посредством внедрения в социально-культурную сферу таких современных технологии работы, как семейные клубы.
Официальные документы
1. Концепция модернизации российского образования на 2016 – 2020 года. Министерство образования и науки Российской Федерации.
2. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) // Утвержден приказом министра образования и науки Российской Федерации от 17 октября 213 года.
4. Об образовании в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный Закон. Рос. Федерации от 29.12.2012. № 273 – ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году. М.: Министерство культуры Российской Федерации. 2015. 288 с.
6. Основы государственной культурной политики. М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2015. 72 с.
7. Структура Государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации в 2016 году // Приложение № 1 к приказу Минкультуры России от 01.03.2017. № 244.
8. Результаты сбора материала для подготовки проекта государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации за 2016 год // Приложение № 1 к приказу Минкультуры России от 01.03.2017. № 244.
Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)
9. Ахмедбекова Р.Р. Познавательная активность как условие формирования личности младшего школьника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С. 29.
10. Баева Л.В. Этика информационного мира: проблемы становления и развития // Философия и культура, № 4 (100), 2016. С. 514–522.
11. Барабохина В.А. Клуб как школа родительской компетентности для семей социального риска // Технологии социальной работы с различными группами населения V Международная научно-практическая конференция: сборник статей, под ред. С. Т. Кохана. 2015. С.10-24
12. Васильковская М.И., Лукьянчикова В.С. Современные тенденции в организации культурно-досуговой деятельности молодежи // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-13. С. 17-21.
13. Гребенникова И.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе на основе личностно-ориентированного действия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2006.
14. Ёлгина Н.В. // Технологии социальной работы с различными группами населения V Международная научно-практическая интернет-конференция : сборник статей. под ред. С. Т. Кохана. 2015. С. 135-139.
15. Жарков А.Д. Государственная культурная политика – важнейшее условие функционирование социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 146-152.
16. Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики // Мир образования - образование в мире. 2013. № 2. С. 36-42.
17. Жумагулова Г.Ш.Актуальные вопросы содержания и структуры психологической программы социальной помощи трудным подросткам // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. 2016. С. 527-531.
18. Зайцева Ю.Ю. Социально-культурная деятельность: проблемы, перспективы развития // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2007. № специальный. С. 184-187.
19. Ивушкина Ю.Ю., Костейчук О.В. Клуб как эффективный метод групповой работы // Технологии социальной работы с различными группами населения V Международная научно-практическая конференция: сборник статей, под ред. С. Т. Кохана. 2015. С.30-37.
20. Каданкова Н.Н. Анализ понятия психическое развитие в общей и детской (возрастной) психологии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2011. № 2 (02). С. 72-78.
21. Клюско Е.М. Социально-культурная деятельность: становление и поиск // Культура и образование. 2008. № 1 (1). С. 23-26.
22. Кузьмишина Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 101-106.
23. Мещерякова И.В. Организация проведения культурно-досуговой работы в семье: Учеб. пособие для студентов. СПб: Из-во СПбГУСЭ, 2011. – 141 с.
24. Михайловский И.Ю. Социальная эволюция российской деревни. Волгоград: Перемена, 2013. –170 с.
25. Мороз Г.Н., Алексеев Г.В. Культурно-досуговые учреждения: проблемы и решения (на опыте Ленинградской области) // Власть. 2013. № 7. С. 82-86.
26. Опошнянский А.В. Социальные трансформации информационного общества и проблемы ценностной адаптации. // Общество: философия, история, культура. 2017. № 1. С. 38-42.
27. Официальный сайт Муниципального образования Красноуфимский округ. Анализ деятельности учреждения культурно-досугового типа структурных подразделениях МБУК «ЦКНТ и БО» по итогам 2015 года // Электронный ресурс, код доступа: [http://rkruf.ru/] (дата обращения 21.03.2017).
28. Пономарёв В.Д., Шунков А.В. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. Т. 2. № 37. С. 175-184.
29. Ренёва Е.Н., Быкова С.С. Семейный клуб как форма организации социального партнерства образовательной организации с детьми // Концепт. 2016. № 3. С. 81-85.
30. Россия в современном мире: взгляд социолога // Материалы научно-практической конференции. 2015.
31. Русакова Н.А., Груша С.А., Земскова Е.Р., Федорова Н.Н. Организация работы семейных клубов // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2013. № 1. С. 66-74.
32. Рябков В.М. Биографика социально-культурной деятельности: методология и метды исследования // Вестник культуры и искусств. 2015. № 2 (42). С. 63-70.
33. Скуднова Т.Д. Роль социальных институтов в модернизации России: в сборнике «Современные тенденции социального, экономического и правового развития стран Евразии. 2016. С. 60-68.
34. Соловьев Н.Н. Социально-культурная деятельность как эффективное средство формирования правовой культуры молодежи // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2009. № 4. С. 159-166.
35. Тюрина Э.И. Социально-культурная деятельность семьи – многофункциональная сфера деятельности // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2008. Т. 10. № 2. С. 85-88.
36. Фуряева Т.В., Шик С.В., Бочарова Ю.Ю., Пушилова О.В. Социально-психологические механизмы поддержки детей и молодежи в открытом социуме: научно-методическое пособие. Красноярск. 2012. 292 с.
37. Узлова Н.В. Культура и социальные технологии: тенденции развития в эпоху глобализации // Культура и антикультура: теория и практика (коллективная монография). Тюмень, 2015. С. 57-65.
38. Хицков И.Ф. Формирование механизма устойчивого социального развития сельских территорий // Сборник научных трудов по результатам межрегиональной научно-практической конференции. 2015. С. 62-65.
39. Ховов О.Б. Социальное пространство и социальная действительность системы непрерывного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 8-15.
40. Шамсутдинова Д.В., Турханова Р.И. Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-1. С. 76-78.
41. Яковенко Н.В. Глобальный мир и геополитика: культурно-цивилизационное измерение (в 2 кн.). Монография. Минск, 2012.
42. Ярошенко Н.Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. 2012. № 6.
43. Большой юридический словарь // Электронный ресурс, код доступа: [http://petroleks.ru/dictionaries/dict_big_law.php] (дата обращения 12. 04.2017).
44. Словарь психолого-педагогической терминологии. – М.: Сфема компании, 2016. – 826 с.
45. Словарь социального педагога. М.: Флинта, 2015. – 619 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Современные подходы к социально-культурной деятельности сходятся в рассмотрении данного вида деятельности с таких позиций:
1) социально-культурная деятельность рассматривается большинством исследователей (А.Д. Жарковым , Д.В. Шамсутдиновой, Р.И. Турхановой , Н.Н. Соловьевым ) в качестве общественной практики, включающей в себя широкий спектр процессий;
2) социально-культурная деятельность как учебный предмет является объектом исследований О.Б. Ховова , Н.Н. Ярошенко ;
3) и третий подход (В.М. Рябков , Ю.Ю. Зайцева ) рассматривает социально-культурную деятельность как исторически сложившуюся отрасль научных знаний.
Таким образом, социально-культурная деятельность становится предметом и объектом исследования совершенно разных исследований; следовательно, особое внимание необходимо уделять общественному и личностному потенциалу, который заложен в социально-культурной деятельности как в специализированной области общественной практики, направленной на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга.
Анализ научной литературы показал, что в российском обществе назрела необходимость в использовании социального и культурного потенциала семьи и семейных ценностей. В нашей стране все семейные ценности являются порождением культурой. На протяжении многих поколений людей связывали родственные отношения, следовательно, имеются все основания считать родство и семью уникальными взаимосвязанными социальными институтами построения культуры в нашем обществе. Именно через семейные ценности, обычаи и традиции подрастающее поколение реализуется закон преемственности и сохранения постоянства в культуре.
Актуальность исследования заключается в поиске специальных форм и методов, которые соответствуют состоянию современного общества и социума. Современные тенденции в плане семейного воспитания и привития ребенка в первую очередь, таких семейных ценностей, как:
– уважение к старшему поколению,
– забота,
– внимание,
–участие,
–взаимовыручка и т.п. – свидетельствует о потере интереса к семье как ячейке современного общества под влиянием процесса глобализации и информатизации.
Данные процессы размывают не только национальную самоидентичность человека, но и навязывают чуждые нашему обществу духовно-нравственные, общественные и семейные ценности.
Одновременно с внешними факторами, существует и ряд внутренних факторов, негативно влияющих на развитие института семьи. Так, например, по словам В.А. Барабохиной , возраст людей, образующих семью, все более «молодеет», что приводит к проблеме недостатка в опыте и необходимой информации по семейному воспитанию или семейным взаимоотношениям. Молодые семьи все чаще стремиться получить необходимую информацию из Интернета или других некомпетентных в данных вопросах источниках.
Таким образом, в социально-культурной деятельности назревает необходимость в использовании таких форм работы, которые бы являются адекватные современным требованиям и запросам. Одной из таких форм является клубная деятельность как одна из форм групповой социальной работы.
Потенциал использования клубной деятельности в социально-культурной деятельности практически неограничен, так как именно эта форма взаимодействия позволяет решить в совокупности целый комплекс проблем по организации свободного времени в плане:
– общения;
– создания культурных ценностей;
– их усваивание.
Таким образом, все вышесказанное повлияли на выбор темы дипломного исследования: «Внедрение в клубную практику, современные технологии. Организация работы с семьей».
Объект исследования: социально-культурная деятельность.
Предмет исследования: технология организации семейных клубов.
Цель исследования: изучить современные технологии организации досуговой деятельности на примере семейных клубов.
Гипотеза исследования: предположим, что организация досуговой деятельности будет проходить более эффективно, если в социально-культурную сферу будут внедряться такие современные технологии работы, как семейные клубы.
Цель дипломного исследования, а также предложенная гипотеза позволили запланировать решение следующих задач:
1. Изучить теоретическую, методическую, социальную и педагогическую литературу по вопросу организации воспитания всесторонне развитой личности ребенка в условиях социально-досугового учреждения.
2. Дать характеристику современным технологиям организации деятельности семейных клубов, а также обозначить проблемы, которые возникают при их организации в культурно-досуговом учреждении.
3. Провести анализ практики внедрения в клубную практику для организации работы с семьей.
Методы исследования:
– анализ научной, педагогической, методической литературы;
– наблюдение;
– опрос;
– анкетирование;
– методы математического подсчета результатов исследования.
База исследования: Центр семьи и молодежи г. Михайловки Волгоградской области.
Теоретическая значимость обусловлена уточнением понятия «семейный клуб» как современной технологии организации работы с семьей.
Практическая значимость заключается в выявлении потенциала семейного клуба для воспитания всесторонне развитой личности ребенка, а также даем возможность использовать результаты дипломного исследования в социально-педагогической, социально-культурной и досуговой деятельности.
Структура и объем работы определяется задачами исследования и состоит из введения, двух глав, кратных выводов по главам, заключения, списка литературы (45 источников) и 3 приложений. Общий объем работы составил 60 страниц.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности организации воспитания всесторонне развитой личности ребенка в условиях социально-досугового учреждения 8
1.1 Социально-психологический портрет современного ребенка с позиции последних научных исследований 8
1.2 Современные технологии организации деятельности семейных клубов 16
1.3 Проблемное поле исследования организации работы семейных клубов в культурно-досуговом учреждении 22
Глава 2 Специфика организации семейных клубов в культурно-досуговых учреждениях 26
2.1 Характеристика состояния работы культурно-досугового учреждения по организации работы семейных клубов 26
2.2 Использование современных технологий семейных клубов в учреждении детских центров 33
2.3 Проект семейного клуба 37
Заключение 45
Список использованной литературы 50
Теоретический анализ официальных, учебно-методических, научных, периодических источников по проблеме исследования современных технологий организации досуговой деятельности на примере семейных клубов, позволяет заключить следующее:
1. Изучение теоретической, методической, социально-педагогической литературы по вопросу организации воспитания всесторонне развитой личности ребенка в условиях социально-досугового учреждения дает основание сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность базируется на основополагающих положениях педагогики: социологии, истории, психологии, культурологи и т.п.
Социально-культурную деятельность следует рассматривать как общественно обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого из них.
Для более полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет составление социально-психологического портрета современного ребенка как важного условия для организации воспитания всесторонне развитой личности.
С социально-психологической точки зрения, дошкольный и младший школьный возраст имеет следующие особенности:
– ведущей деятельностью является игровая;
– дети дошкольного и младшего школьного возраста еще не способны к самостоятельному выбору видов деятельности для досуга, что способствует копированию модели поведения взрослых и родителей;
– развитие и рост детей требует постоянного движения, следовательно, при организации досуговой деятельности целесообразно использовать различные спортивные мероприятия;
– ведущий институт социализации у детей до 12 лет является семья, то роль родителей в процессе организации досуга является основополагающей.
Основными социально-психологическими характеристиками подросткового возраста считаются:
– негативизм;
– ведущую роль в социализации играют сверстники и кумиры;
– появляется стремлением к самостоятельности, личностному самосознанию и потребностью во взрослости, следовательно, мотивация в этих потребностях можно использовать при организации досуговой деятельности.
Однако данные социально-психологические особенности усугубляются и рядом факторов, характерных для современного общества:
1) глобализм и как следствие усиление межкультурной коммуникации;
2) стремительное распространение Интернета и его доступность;
3) степень вовлечения государства в решение вопросов развития социально-культурной досуговой деятельности.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что современные школьники являются зеркалом культуры общества и социума с присущими ему ценностями, мировоззрением и социокультурными установками. Следовательно, и социально-психологический портрет современного ребенка в разных регионах будет различным. Однако несомненно, что работа по изучению выше описанных проблем должна проводиться постоянно для отслеживания динамики изменений и корректировки работы специалистов по социально-культурной деятельности. Наиболее удобной формой работы для проведения исследований и непосредственно реализации социально-досуговой деятельности, являются семейные клубы.
2. Составив характеристики современных технологий организации деятельности семейных клубов, а также обозначив проблемы, возникающих при их организации в культурно-досуговом учреждении, можно сделать вывод о том, что вопросы укрепления института семьи, повышения ее престижа как носителя духовных традиций и морально-нравственных ценностей, а также возрождения и развития традиций семейного воспитания продолжают оставаться актуальными и нерешенными.
Одним из способов решения этой проблемы является создание образовательных и просветительных пространств – клубов, где будущие и молодые родители могли бы получать знания, обмениваться опытом, обсуждать свои проблемы и задавать вопросы специалистам.
Безопасное свободное и интерактивное пространство клуба удовлетворяет потребность детей в контактах с родителями, которые чаще осуществляются в игровой форме и помогают родителям приобретать знания и навыки в вопросах воспитания средствами культуры и народной педагогики, что также является профилактикой семейного неблагополучия.
Проблема повышения педагогической культуры семьи, родительской компетентности и социализации детей является особенно актуальной для выпускников учреждений для:
– детей-сирот и молодых родителей;
– семей низкого материального обеспечения;
– семей, где отмечается недостаток внимания к воспитанию и развитию детей.
Семейный клуб – одна из форм сотрудничества и кооперации родителей, детей и специалистов учреждений социального обслуживания населения. Семейный клуб можно рассматривать как:
– сообщество людей, объединённых общими взглядами на роль семьи в воспитании и развитии детей, общностью интересов и потребностей в совместной деятельности;
– место для коллективной деятельности специалистов и семей, приходящих в клуб, где взрослые и дети получают возможность развиваться и самореализовываться, продуктивно и с пользой проводить свободное время, приобщаться к здоровому образу жизни, устранять разрыв в отношениях «отцов и детей».
В такой среде у родителей появляется возможность проявить себя и как личность, и как родитель, и как наставник ребенка.
Проблемы организации работы семейных клубов в культурно-досуговом учреждении формулируются на основе анализа социокультурной ситуации, которая понимается как совокупность условий и факторов, в которых функционирует личность, социальная группа, общность.
Помимо социально-культурной проблематики, проблемное поле может включать в себя неблагоприятные обстоятельства социального, социально-демографического характера, а также отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений (культуры, досуга, образования).
Общий анализ проблем организации социально-культурной деятельности позволяет выявить тенденцию к социальному расслоению и увеличение разрыва между инновационным потенциалом культуры и способностью его освоения и использования современными семьями. Конечно, социально-культурная политика государства способствует решению обозначенных проблем, однако решающую роль играют именно социально-культурные институты, непосредственно организовывающие социально-культурную деятельность напрямую с современными семьями.
3. Проведение анализа практики внедрения в клубную практику для организации работы с семьей позволило сформулировать выводы о том, что социально-культурная деятельность в России подвергается значительным негативным изменениям в связи с современными тенденциями.
На государственном уровне отмечается недостаточная активность на уровне:
– организации социально-досуговой деятельности в субъектах РФ;
– количества проектов, реализуемых в рамках клубной деятельности.
На региональном уровне отмечаются:
– уменьшения количества культурно-досуговых учреждений;
– снижения количества семей. ранее посещавших семейные клубы;
– не эффективную организацию социально-культурной деятельности в досуговых учреждениях при имеющихся для этого возможностях.
Таким образом, социально-культурный и досуговый потенциал семейных клубов на современном этапе не используется на полную мощь. Следовательно, на федеральном и региональном уровнях необходимо уделять больше внимание именно на активную организацию социально-досуговой деятельности в форме семейных клубов в виду их эффективности в социально-культурном развитии общества.
Таким образом, поставленные задачи в дипломном исследовании успешно решены, благодаря чему была достигнута поставленная цель и подтверждена гипотеза об эффективной организации досуговой деятельности посредством внедрения в социально-культурную сферу таких современных технологии работы, как семейные клубы.
Официальные документы
1. Концепция модернизации российского образования на 2016 – 2020 года. Министерство образования и науки Российской Федерации.
2. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) // Утвержден приказом министра образования и науки Российской Федерации от 17 октября 213 года.
4. Об образовании в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный Закон. Рос. Федерации от 29.12.2012. № 273 – ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году. М.: Министерство культуры Российской Федерации. 2015. 288 с.
6. Основы государственной культурной политики. М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2015. 72 с.
7. Структура Государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации в 2016 году // Приложение № 1 к приказу Минкультуры России от 01.03.2017. № 244.
8. Результаты сбора материала для подготовки проекта государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации за 2016 год // Приложение № 1 к приказу Минкультуры России от 01.03.2017. № 244.
Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)
9. Ахмедбекова Р.Р. Познавательная активность как условие формирования личности младшего школьника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С. 29.
10. Баева Л.В. Этика информационного мира: проблемы становления и развития // Философия и культура, № 4 (100), 2016. С. 514–522.
11. Барабохина В.А. Клуб как школа родительской компетентности для семей социального риска // Технологии социальной работы с различными группами населения V Международная научно-практическая конференция: сборник статей, под ред. С. Т. Кохана. 2015. С.10-24
12. Васильковская М.И., Лукьянчикова В.С. Современные тенденции в организации культурно-досуговой деятельности молодежи // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-13. С. 17-21.
13. Гребенникова И.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе на основе личностно-ориентированного действия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2006.
14. Ёлгина Н.В. // Технологии социальной работы с различными группами населения V Международная научно-практическая интернет-конференция : сборник статей. под ред. С. Т. Кохана. 2015. С. 135-139.
15. Жарков А.Д. Государственная культурная политика – важнейшее условие функционирование социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 146-152.
16. Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики // Мир образования - образование в мире. 2013. № 2. С. 36-42.
17. Жумагулова Г.Ш.Актуальные вопросы содержания и структуры психологической программы социальной помощи трудным подросткам // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. 2016. С. 527-531.
18. Зайцева Ю.Ю. Социально-культурная деятельность: проблемы, перспективы развития // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2007. № специальный. С. 184-187.
19. Ивушкина Ю.Ю., Костейчук О.В. Клуб как эффективный метод групповой работы // Технологии социальной работы с различными группами населения V Международная научно-практическая конференция: сборник статей, под ред. С. Т. Кохана. 2015. С.30-37.
20. Каданкова Н.Н. Анализ понятия психическое развитие в общей и детской (возрастной) психологии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2011. № 2 (02). С. 72-78.
21. Клюско Е.М. Социально-культурная деятельность: становление и поиск // Культура и образование. 2008. № 1 (1). С. 23-26.
22. Кузьмишина Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 101-106.
23. Мещерякова И.В. Организация проведения культурно-досуговой работы в семье: Учеб. пособие для студентов. СПб: Из-во СПбГУСЭ, 2011. – 141 с.
24. Михайловский И.Ю. Социальная эволюция российской деревни. Волгоград: Перемена, 2013. –170 с.
25. Мороз Г.Н., Алексеев Г.В. Культурно-досуговые учреждения: проблемы и решения (на опыте Ленинградской области) // Власть. 2013. № 7. С. 82-86.
26. Опошнянский А.В. Социальные трансформации информационного общества и проблемы ценностной адаптации. // Общество: философия, история, культура. 2017. № 1. С. 38-42.
27. Официальный сайт Муниципального образования Красноуфимский округ. Анализ деятельности учреждения культурно-досугового типа структурных подразделениях МБУК «ЦКНТ и БО» по итогам 2015 года // Электронный ресурс, код доступа: [http://rkruf.ru/] (дата обращения 21.03.2017).
28. Пономарёв В.Д., Шунков А.В. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. Т. 2. № 37. С. 175-184.
29. Ренёва Е.Н., Быкова С.С. Семейный клуб как форма организации социального партнерства образовательной организации с детьми // Концепт. 2016. № 3. С. 81-85.
30. Россия в современном мире: взгляд социолога // Материалы научно-практической конференции. 2015.
31. Русакова Н.А., Груша С.А., Земскова Е.Р., Федорова Н.Н. Организация работы семейных клубов // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2013. № 1. С. 66-74.
32. Рябков В.М. Биографика социально-культурной деятельности: методология и метды исследования // Вестник культуры и искусств. 2015. № 2 (42). С. 63-70.
33. Скуднова Т.Д. Роль социальных институтов в модернизации России: в сборнике «Современные тенденции социального, экономического и правового развития стран Евразии. 2016. С. 60-68.
34. Соловьев Н.Н. Социально-культурная деятельность как эффективное средство формирования правовой культуры молодежи // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2009. № 4. С. 159-166.
35. Тюрина Э.И. Социально-культурная деятельность семьи – многофункциональная сфера деятельности // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2008. Т. 10. № 2. С. 85-88.
36. Фуряева Т.В., Шик С.В., Бочарова Ю.Ю., Пушилова О.В. Социально-психологические механизмы поддержки детей и молодежи в открытом социуме: научно-методическое пособие. Красноярск. 2012. 292 с.
37. Узлова Н.В. Культура и социальные технологии: тенденции развития в эпоху глобализации // Культура и антикультура: теория и практика (коллективная монография). Тюмень, 2015. С. 57-65.
38. Хицков И.Ф. Формирование механизма устойчивого социального развития сельских территорий // Сборник научных трудов по результатам межрегиональной научно-практической конференции. 2015. С. 62-65.
39. Ховов О.Б. Социальное пространство и социальная действительность системы непрерывного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 8-15.
40. Шамсутдинова Д.В., Турханова Р.И. Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-1. С. 76-78.
41. Яковенко Н.В. Глобальный мир и геополитика: культурно-цивилизационное измерение (в 2 кн.). Монография. Минск, 2012.
42. Ярошенко Н.Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. 2012. № 6.
43. Большой юридический словарь // Электронный ресурс, код доступа: [http://petroleks.ru/dictionaries/dict_big_law.php] (дата обращения 12. 04.2017).
44. Словарь психолого-педагогической терминологии. – М.: Сфема компании, 2016. – 826 с.
45. Словарь социального педагога. М.: Флинта, 2015. – 619 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую