Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность проблемы исследования
Начальное языковое образование младших школьников в современное время представляет особый интерес, как со стороны ученых-лингвистов, так и со стороны педагогов. Проблемы в данной области образования не имеют аналогов по сложности, остроте и динамичности: эти проблемы связаны с новыми требованиями рыночной экономики, с лидирующим информационным обществом, с большим количеством программ, которые реализуются в практической деятельности учащихся начальных классов. Все программы: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Гармония» и другие служат основой для языкового образования и соответствуют требованиям ФГОС для начальной школы. Всё это способствуют формированию новых подходов к обучению русскому языку в начальной школе: широко развивается личностно-ориентированный, коммуникативно-речевой, компетентностно-ориентированный подходы. Языковое образование и речевое развитие учащихся реализуются в едином процессе.
Ведущим компонентом в ФГОС служит системно-деятельностный подход, благодаря которому реализуется педагогическая задача – создание условий для обучения и воспитания. Эти условия направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий. Это приводит к развитию личности с новым мышлением, так как внешняя деятельность преобразуется во внутреннюю. Актуальность и востребованность изучения этого процесса при обучении русскому языку в начальных классах основывается на умении учителей и учащихся адаптироваться к новым требованиям развивающего общества и к выполнению ФГОС. Однако необходимо отметить, что с вариативностью УМК не всегда позволяет обеспечить единое образовательное пространство. При переходе младших школьников из одного образовательного учреждения в другое возникают проблемы, так как содержание программного материала, последовательность изучения многих тем по различным учебно-методическим комплексам отличаются.
Проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий глубоко раскрыт в работах Д.Б. Эльконина, затем усовершенствован его последователями В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, В.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом. Концепции данных ученых построены на основных принципах развивающего обучения, в основе которого гуманно-личностный подход; на психологических теоретических положениях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Этими исследователями подчеркнуто изменение роли школьников и педагогов в процессе действий, которые они воспроизводят в процессе решения учебных задач. В научных трудах Н.Ф. Талызиной доказано, что любое действие ученика на уроке представляет собой «микросистему управления», в которую входят две части: исполнительная часть действия и контрольная. В исследовании К.Н. Поливановой выражена главная идея образовательного процесса: развитие универсальных учебных действий тесно связано с условиями и требованиями учебной задачи. Младшие школьники планируют способы действия, выбирая известные им учебно-исследовательские методы и приемы. Все научные разработки и исследования уровня сформированности универсальных учебных действий ФГОС в начальной школе отражают актуальность и востребованность изучения данного вопроса.
В основе современного образовательного процесса заложена коммуникативная технология. Современное понимание основ коммуникативных потребностей обучающихся связано с исследованиями М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрик. Коммуникативная компетентность личности, учебно-коммуникативные трудности младших школьников отражены в научных трудах И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой. Пути преодоления коммуникативных трудностей в процессе учения и воспитания рассмотрены Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмоловым, Д.Б. Элькониным.
Несмотря на широту и многоаспектность изучения универсальных учебных действий младших школьников, проблематичность вопроса о методических приемах и способах формирования данных умений по-прежнему остается актуальной для современного начального образования.
Противоречие: Анализ педагогической литературы и исследований по данной проблеме позволяет констатировать наличие противоречия между необходимостью привлечения всех возможных приемов и способов для совершенствования системы коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной проблемы. Еще одно противоречие – осознание необходимости формирования и развития УУД у младших школьников и отсутствие четко выстроенной педагогической технологии подготовки учителей начальных классов к формированию инновационного мышления у школьников.
Объект исследования:процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: система коммуникативных универсальных действий и особенности их формирования при изучении имени прилагательного.
Цель исследования:рассмотреть систему коммуникативных универсальных действий младших школьников при изучении имени прилагательного.
Гипотеза исследования: системно-деятельностный подход при изучении имени прилагательного в начальной школе способствует успешному развитию коммуникативных универсальных действий: чем выше уровень коммуникативной компетентности у младших школьников, тем выше уровень знаний и практических навыков по русскому языку.
Задачи исследования:
1. Проанализировать лингвистическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть системно-деятельностный подход по изучению имени прилагательного в начальных классах.
3. Изучить психолого-педагогические условия для успешного развития системы коммуникативных УУД при изучении темы «Имя прилагательное».
4. Подобрать методы и методики исследования развития коммуникативных универсальных действий младших школьников.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Эмпирический метод:
▪ тестовые методики;
▪ методы математической обработки.
Методики исследования:
1. Методика Ж. Пиаже «Левая и правая стороны».
2. Методика Г.А. Цукерман«Кто прав?»
3. Методика Г.А. Цукерман«Рукавички».
4. Методика «Совместная сортировка» (авторский вариант).
Методологическая основа исследования: Основу методического материала составляет УМК Т.Г. Рамзаевой, в котором заложена концепция личностно-развивающего обучения, интеграция классических и инновационных подходов к начальному языковому образованию; программные требования «Школа России», практические разработки заданий коммуникативной направленности М.И. Трощагина, Максимовой. В содержание работы положены теоретические и практические исследования в области развития коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка и во внеклассной деятельности Г.А. Бакулиной, Л.В. Занкова, Т.Г. Рамзаевой, педагогические взгляды И.П. Подласова. Концепции данных ученых-практиков отражают основные понятия ценности системно-деятельностного подхода, метапредметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования.
Практическая значимость исследования: полученные экспериментальные данные можно использовать в работе учителей начальных классов для совершенствования методов и приемов при преподавании уроков русского языка в начальной школе. Предложенный дидактический материал по теме «Имя прилагательное» направлен на развитие системы коммуникативных универсальных действий младших школьников, его можно реализовать в образовательном процессе в любом образовательном учреждении. Результаты исследования проблемы развития коммуникативной успешности обучающихся были обсуждены на методическом Совете учителей начальных классов, использованы при подготовке семинара на тему: «Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка по ФГОС».
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение (МКОУ)«Китерминская средняя общеобразовательная школа»
Структура выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Использованы схемы, таблицы.
Краткое содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, психолого-педагогический обзор литературы по выбранной теме, ставятся цели, задачи, определяется объект, предмет и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы системно-деятельностного обучения младших школьников» раскрыты условия реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.Глубоко рассмотренысистема коммуникативных универсальных учебных действий и коммуникативная технология обучения в начальной школе.
Во второй главе «Методика реализации коммуникативной направленности при изучении имени прилагательного в начальной школе» проанализированы требования программы «Школа России» и УМК по русскому языку с целью выявления возможности развития коммуникативных универсальных учебных действий при изучении имени прилагательного. Предложенный дидактический и исследовательский материал направлен на совершенствование коммуникативной компетентности младших школьников.
В заключении ВКР содержатся выводы и предложения по проблемам развития коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
В Приложении даны методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД, методика коммуникативных игр, экспериментальные данные исследования коммуникативных действий младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системно-деятельностного обучения младших школьников 7
1.1 Реализация системно-деятельностного подхода к изучению русского языка в начальной школе 7
1.2 Система коммуникативных универсальных действий и коммуникативная технология обучения в школе 15
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Методика реализации коммуникативной направленности при изучении имени прилагательного в начальной школе 31
2.1. Анализ требований программы « Школа России» » и учебников по русскому языку с целью выявления возможности развития коммуникативных универсальных учебных действий при изучении имени прилагательного 31
2.2. Формы и приёмы работы, направленные на развитие системы коммуникативных УУД, при изучении имени прилагательного 41
2.3. Анализ экспериментальной работы, направленной на формирование коммуникативных УУД у младших школьников 54
Выводы по главе 2 65
Заключение 66
Список литературы 68
Реализация деятельностного подходав начальнойшколе способствует успешному обучению младших школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У учащихся формируются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Во всех программах по русскому языку и в требованиях ФГОС заложены ведущие качества личности школьника: способность самостоятельно мыслить, анализировать, аргументированно строить высказывание, выдвигать гипотезы, иметь представление о собственном знании и незнании по изучаемой теме.
В УМК «Школа России» раскрыты основные направления коммуникативной направленности в обучении русскому языку. В нашей работе это направление рассмотрено при изучении темы «Имя прилагательное».
Система нового подхода к изучению имени прилагательного, предложенная ведущими методистами, направлена на «максимальное раскрытие и совершенствование личностных качеств каждого школьника. Личностно-ориентированный урок русского языка ставит главным действующим лицом конкретных учащихся с их индивидуальными наследственными природными задатками и возможностями. Главной задачей в обучении и воспитании становится не только пополнение знаний по теме, но и создание условий для развития индивидуально-личностных качеств учащихся на основе их уровня мышления, памяти, внимания, воображения и темпа деятельности на уроках.
Младшие школьники имеют своеобразные возрастные черты характера: коллективизм, взаимопомощь, общительность, эмоциональность, любознательность, подражательность. Эти особенности важно и необходимо учитывать при выборе коммуникативных педагогических методов и приемов. На наш взгляд, особую роль занимают групповые формы работы, которые прослеживают систему межличностных отношений, способствуют самоутверждению личности. Эффективность групповой работы способствует быстрому усвоению программного материала, так как происходит прямое и активное вовлечение всех учащихся в сам процесс достижения цели. В центре всей деятельности – решение проблем учащимися в группе, самостоятельный поиск альтернативных решений: если отдельный ученик может оставить путь, то группа имеет тенденцию продолжать движение.
Для успешного усвоения грамматических категорий и грамматических форм имени прилагательных необходимы коммуникативно-ориентированные задания на каждом уроке русского языка, которые повышают мотивацию учения, так как у от класса к классу у детей меняется подход к выполнению заданий или упражнений и к выбору способов деятельности. Подобранный дидактический материал соответствует основным принципам системно-деятельностного подхода. В основе каждого задания заложена специальная структура: стимул, задачная формулировка, источник, инструмент проверки. Это способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетентностей учащихся младших классов.
Организация и проведение эмпирического исследования сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, их готовность к обучению, к умению самостоятельно планировать и реализовывать учебные действия проводилась в третьем классе Муниципального казенного образовательного учреждения (МКОУ)«Китерминская средняя общеобразовательная школа». Была определена цель исследования:рассмотреть систему коммуникативных универсальных действий младших школьников при изучении имени прилагательного.
Исследование уровня сформированности коммуникативных универсальных учебный действий при изучении имени прилагательного проводилось в третьемклассе, которые занимаются по методическому комплексу В.П. Канакиной (программа «Школа России»), который полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Было использовано четыре методики: Ж. Пиаже «Левая и правая стороны», Г.А. Цукерман«Кто прав?» и «Рукавички», «Совместная сортировка» (авторский вариант).Полученные результаты исследования по четырем методикам позволили определить уровень коммуникативных универсальных учебных действий при изучении темы «Имя прилагательное» в третьем классе. Из 25 учащихся высокий уровень сформированных коммуникативных УУД наблюдается у 7 школьников, что составляет 28% от числа исследуемых. У большинства третьеклассников сформирован средний уровень коммуникативных навыков и умений (13 человек, 52%). Низкий уровень был выявлен только у пяти школьников.
Таким образом, цель, задачи исследования были реализованы. Гипотеза исследования: системно-деятельностный подход при изучении имени прилагательного в начальной школе способствует успешному развитию коммуникативных универсальных действий: чем выше уровень коммуникативной компетентности у младших школьников , тем выше уровень знаний и практических навыков по русскому языку, подтвердилась.
Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа.-СПб., 2003. – 130с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. Асмолова А.Г.- М.: Просвещение, 2011. – 230с.
3. Бейн К. Доброе утро! Мы рады, что Ты здесь!: Пособие для педагогов по проведению Утреннего Сбора с детьми дошкольного и школьного возраста. - Самара: ООО «Офорт», 2004.
4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод.м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. - М.: Педагогический поиск, 2007. – 290с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2008. – 180с.
6. Быстрова Е.А. Подходы и принципы обучения русскому языку. //Обучение русскому языку. Москва, 2007
7. Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. – 2002. – № 3. –С. 25 – 28.
8. Выготский Л. С.Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2001. – С. 31-42.
9. Ганина Н. С.Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 67 – 68.
10. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – 140с.
11.Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. – Ижевск, 2010. – 130с.
12. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. – 2009. - № 11. – С. 12-14.
13.Зайнуллина Г. М.Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы № 142. – 2008. – С. 68 – 69.
14.Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации: Автореф. на соиск. научн. степ.канд. пед. наук. - Барнаул, 2008. - 160с.
15. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: «Школа России». 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс в 2-х частях. – М., 2013.
16. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 3 класс». М.: Просвещение, 2011.
17. Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык: Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
18. Кларин М. В.Обучение как игра// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 45 – 59.
19.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. - М.: Academia, 2002.
20. Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006.
21. Леонтьев А.А. Психолингвистика восприятия речи // Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. С. 134-145.
22. Литвиненко Т.А. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка. – Новороссийск, 2012. – 38с.
23. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / М.: «Просвещение», 1987. - http://www.pedlib.ru/Books/4/0033/4_0033-447.shtml
24. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах на уроках русского языка // Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 38-41.
25. Максимова Н.В. Стратегии взаимодействия: социокультурные приоритеты //Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. Новосибирск, 2006. - С. 48-52.
26. Максимова Н.В. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций: Учебно-методические материалы для учителей русского языка. – Новосибирск, 2013. – 170с.
27. Марголис А.А. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2008. - № 1. – С. 79-92.
28. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников /Т.Г. Рамзаева, М.П. Воюшина, Г.С. Щеголева и др.; Под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой. – М.: Высшая школа, 2003. – 250с.
29. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб: Речь, 2005.
30. Нибиуллина Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников: Школьная психологическая служба. – М., 2013. – 78с.
31. Образовательные программы УМК «Школа России». Русский язык. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.
32. Панов А.Н. Системно-деятельностный подход в образовании: Методические рекомендации. – Томск, 2012. – 96с.
33. Прутченков А. С.Социально - психологический тренинг межличностного общения. – М.: Новая школа, 2001. – С. 45-48.
34. Развивающее языковое образование в современной начальной школе: пособие для студ. факультетов нач. образования и учителей нач. классов / Под науч. ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 2009.
35. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб.заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
36. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа. – 2007. - № 8. – С. 40-43.
37. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 2008– 280с.
38. СелевкоГ. К.Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 2008. – С. 49 – 64.
39.Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. -СП.: Питер 2004. –316 с.
40. Сборник программ: Работаем по новым стандартам. Авт.-состав. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013. – 96с.
41. Тестовые задания для учащихся: Начальная школа. Русский язык. Тетрадь № 1, 2. – М.: Национальный Фонд подготовки кадров, 2013. – 34с.
42. Тюпа В.И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики // Дискурс. – 2006. - № 1. - С. 17-22.
43.Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / Адель Фабер, Элен Мазлиш; / пер. с англ. А. Завельской. – М. Эскимо, 2012. – 97с.
44.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 360с.
45. Фришман И.Коммуникативные, ситуационно – ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 2. – С. 119 – 126.
46. Целенаправленное обучение через комплексную оценку: Семинар по оцениванию. – М.: Институт «Открытое общество», 2011. – 96с.
47. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 2003. – 170с..
48. Шатин Ю.В. Феноменология образования и коммуникативная стратегия обучения // Дискурс. – 2006. - № 1. - С. 23-29.
49. Чуприкова Н.И. Система Л.В. Занкова. Взгляд психолога // Начальная школа. – 2010. - № 9. – С. 7-11.
50. Шипицина Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. – СПб., 2005. – 280с.
51. Школа понимания - коммуникативная дидактика // Образовательные системы современной России. Справочник. - М., 2010. - С. 226-382.
52.Шмаков С. А. Коммуникативные игры. – М.: Просвещение, 2010. – С. 96 – 113.
53. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. – 2009. - №2. – С.34-37.
54. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность проблемы исследования
Начальное языковое образование младших школьников в современное время представляет особый интерес, как со стороны ученых-лингвистов, так и со стороны педагогов. Проблемы в данной области образования не имеют аналогов по сложности, остроте и динамичности: эти проблемы связаны с новыми требованиями рыночной экономики, с лидирующим информационным обществом, с большим количеством программ, которые реализуются в практической деятельности учащихся начальных классов. Все программы: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Гармония» и другие служат основой для языкового образования и соответствуют требованиям ФГОС для начальной школы. Всё это способствуют формированию новых подходов к обучению русскому языку в начальной школе: широко развивается личностно-ориентированный, коммуникативно-речевой, компетентностно-ориентированный подходы. Языковое образование и речевое развитие учащихся реализуются в едином процессе.
Ведущим компонентом в ФГОС служит системно-деятельностный подход, благодаря которому реализуется педагогическая задача – создание условий для обучения и воспитания. Эти условия направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий. Это приводит к развитию личности с новым мышлением, так как внешняя деятельность преобразуется во внутреннюю. Актуальность и востребованность изучения этого процесса при обучении русскому языку в начальных классах основывается на умении учителей и учащихся адаптироваться к новым требованиям развивающего общества и к выполнению ФГОС. Однако необходимо отметить, что с вариативностью УМК не всегда позволяет обеспечить единое образовательное пространство. При переходе младших школьников из одного образовательного учреждения в другое возникают проблемы, так как содержание программного материала, последовательность изучения многих тем по различным учебно-методическим комплексам отличаются.
Проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий глубоко раскрыт в работах Д.Б. Эльконина, затем усовершенствован его последователями В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, В.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом. Концепции данных ученых построены на основных принципах развивающего обучения, в основе которого гуманно-личностный подход; на психологических теоретических положениях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Этими исследователями подчеркнуто изменение роли школьников и педагогов в процессе действий, которые они воспроизводят в процессе решения учебных задач. В научных трудах Н.Ф. Талызиной доказано, что любое действие ученика на уроке представляет собой «микросистему управления», в которую входят две части: исполнительная часть действия и контрольная. В исследовании К.Н. Поливановой выражена главная идея образовательного процесса: развитие универсальных учебных действий тесно связано с условиями и требованиями учебной задачи. Младшие школьники планируют способы действия, выбирая известные им учебно-исследовательские методы и приемы. Все научные разработки и исследования уровня сформированности универсальных учебных действий ФГОС в начальной школе отражают актуальность и востребованность изучения данного вопроса.
В основе современного образовательного процесса заложена коммуникативная технология. Современное понимание основ коммуникативных потребностей обучающихся связано с исследованиями М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрик. Коммуникативная компетентность личности, учебно-коммуникативные трудности младших школьников отражены в научных трудах И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой. Пути преодоления коммуникативных трудностей в процессе учения и воспитания рассмотрены Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмоловым, Д.Б. Элькониным.
Несмотря на широту и многоаспектность изучения универсальных учебных действий младших школьников, проблематичность вопроса о методических приемах и способах формирования данных умений по-прежнему остается актуальной для современного начального образования.
Противоречие: Анализ педагогической литературы и исследований по данной проблеме позволяет констатировать наличие противоречия между необходимостью привлечения всех возможных приемов и способов для совершенствования системы коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной проблемы. Еще одно противоречие – осознание необходимости формирования и развития УУД у младших школьников и отсутствие четко выстроенной педагогической технологии подготовки учителей начальных классов к формированию инновационного мышления у школьников.
Объект исследования:процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: система коммуникативных универсальных действий и особенности их формирования при изучении имени прилагательного.
Цель исследования:рассмотреть систему коммуникативных универсальных действий младших школьников при изучении имени прилагательного.
Гипотеза исследования: системно-деятельностный подход при изучении имени прилагательного в начальной школе способствует успешному развитию коммуникативных универсальных действий: чем выше уровень коммуникативной компетентности у младших школьников, тем выше уровень знаний и практических навыков по русскому языку.
Задачи исследования:
1. Проанализировать лингвистическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть системно-деятельностный подход по изучению имени прилагательного в начальных классах.
3. Изучить психолого-педагогические условия для успешного развития системы коммуникативных УУД при изучении темы «Имя прилагательное».
4. Подобрать методы и методики исследования развития коммуникативных универсальных действий младших школьников.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Эмпирический метод:
▪ тестовые методики;
▪ методы математической обработки.
Методики исследования:
1. Методика Ж. Пиаже «Левая и правая стороны».
2. Методика Г.А. Цукерман«Кто прав?»
3. Методика Г.А. Цукерман«Рукавички».
4. Методика «Совместная сортировка» (авторский вариант).
Методологическая основа исследования: Основу методического материала составляет УМК Т.Г. Рамзаевой, в котором заложена концепция личностно-развивающего обучения, интеграция классических и инновационных подходов к начальному языковому образованию; программные требования «Школа России», практические разработки заданий коммуникативной направленности М.И. Трощагина, Максимовой. В содержание работы положены теоретические и практические исследования в области развития коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка и во внеклассной деятельности Г.А. Бакулиной, Л.В. Занкова, Т.Г. Рамзаевой, педагогические взгляды И.П. Подласова. Концепции данных ученых-практиков отражают основные понятия ценности системно-деятельностного подхода, метапредметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования.
Практическая значимость исследования: полученные экспериментальные данные можно использовать в работе учителей начальных классов для совершенствования методов и приемов при преподавании уроков русского языка в начальной школе. Предложенный дидактический материал по теме «Имя прилагательное» направлен на развитие системы коммуникативных универсальных действий младших школьников, его можно реализовать в образовательном процессе в любом образовательном учреждении. Результаты исследования проблемы развития коммуникативной успешности обучающихся были обсуждены на методическом Совете учителей начальных классов, использованы при подготовке семинара на тему: «Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка по ФГОС».
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение (МКОУ)«Китерминская средняя общеобразовательная школа»
Структура выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Использованы схемы, таблицы.
Краткое содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, психолого-педагогический обзор литературы по выбранной теме, ставятся цели, задачи, определяется объект, предмет и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы системно-деятельностного обучения младших школьников» раскрыты условия реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.Глубоко рассмотренысистема коммуникативных универсальных учебных действий и коммуникативная технология обучения в начальной школе.
Во второй главе «Методика реализации коммуникативной направленности при изучении имени прилагательного в начальной школе» проанализированы требования программы «Школа России» и УМК по русскому языку с целью выявления возможности развития коммуникативных универсальных учебных действий при изучении имени прилагательного. Предложенный дидактический и исследовательский материал направлен на совершенствование коммуникативной компетентности младших школьников.
В заключении ВКР содержатся выводы и предложения по проблемам развития коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
В Приложении даны методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД, методика коммуникативных игр, экспериментальные данные исследования коммуникативных действий младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системно-деятельностного обучения младших школьников 7
1.1 Реализация системно-деятельностного подхода к изучению русского языка в начальной школе 7
1.2 Система коммуникативных универсальных действий и коммуникативная технология обучения в школе 15
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Методика реализации коммуникативной направленности при изучении имени прилагательного в начальной школе 31
2.1. Анализ требований программы « Школа России» » и учебников по русскому языку с целью выявления возможности развития коммуникативных универсальных учебных действий при изучении имени прилагательного 31
2.2. Формы и приёмы работы, направленные на развитие системы коммуникативных УУД, при изучении имени прилагательного 41
2.3. Анализ экспериментальной работы, направленной на формирование коммуникативных УУД у младших школьников 54
Выводы по главе 2 65
Заключение 66
Список литературы 68
Реализация деятельностного подходав начальнойшколе способствует успешному обучению младших школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У учащихся формируются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Во всех программах по русскому языку и в требованиях ФГОС заложены ведущие качества личности школьника: способность самостоятельно мыслить, анализировать, аргументированно строить высказывание, выдвигать гипотезы, иметь представление о собственном знании и незнании по изучаемой теме.
В УМК «Школа России» раскрыты основные направления коммуникативной направленности в обучении русскому языку. В нашей работе это направление рассмотрено при изучении темы «Имя прилагательное».
Система нового подхода к изучению имени прилагательного, предложенная ведущими методистами, направлена на «максимальное раскрытие и совершенствование личностных качеств каждого школьника. Личностно-ориентированный урок русского языка ставит главным действующим лицом конкретных учащихся с их индивидуальными наследственными природными задатками и возможностями. Главной задачей в обучении и воспитании становится не только пополнение знаний по теме, но и создание условий для развития индивидуально-личностных качеств учащихся на основе их уровня мышления, памяти, внимания, воображения и темпа деятельности на уроках.
Младшие школьники имеют своеобразные возрастные черты характера: коллективизм, взаимопомощь, общительность, эмоциональность, любознательность, подражательность. Эти особенности важно и необходимо учитывать при выборе коммуникативных педагогических методов и приемов. На наш взгляд, особую роль занимают групповые формы работы, которые прослеживают систему межличностных отношений, способствуют самоутверждению личности. Эффективность групповой работы способствует быстрому усвоению программного материала, так как происходит прямое и активное вовлечение всех учащихся в сам процесс достижения цели. В центре всей деятельности – решение проблем учащимися в группе, самостоятельный поиск альтернативных решений: если отдельный ученик может оставить путь, то группа имеет тенденцию продолжать движение.
Для успешного усвоения грамматических категорий и грамматических форм имени прилагательных необходимы коммуникативно-ориентированные задания на каждом уроке русского языка, которые повышают мотивацию учения, так как у от класса к классу у детей меняется подход к выполнению заданий или упражнений и к выбору способов деятельности. Подобранный дидактический материал соответствует основным принципам системно-деятельностного подхода. В основе каждого задания заложена специальная структура: стимул, задачная формулировка, источник, инструмент проверки. Это способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетентностей учащихся младших классов.
Организация и проведение эмпирического исследования сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, их готовность к обучению, к умению самостоятельно планировать и реализовывать учебные действия проводилась в третьем классе Муниципального казенного образовательного учреждения (МКОУ)«Китерминская средняя общеобразовательная школа». Была определена цель исследования:рассмотреть систему коммуникативных универсальных действий младших школьников при изучении имени прилагательного.
Исследование уровня сформированности коммуникативных универсальных учебный действий при изучении имени прилагательного проводилось в третьемклассе, которые занимаются по методическому комплексу В.П. Канакиной (программа «Школа России»), который полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Было использовано четыре методики: Ж. Пиаже «Левая и правая стороны», Г.А. Цукерман«Кто прав?» и «Рукавички», «Совместная сортировка» (авторский вариант).Полученные результаты исследования по четырем методикам позволили определить уровень коммуникативных универсальных учебных действий при изучении темы «Имя прилагательное» в третьем классе. Из 25 учащихся высокий уровень сформированных коммуникативных УУД наблюдается у 7 школьников, что составляет 28% от числа исследуемых. У большинства третьеклассников сформирован средний уровень коммуникативных навыков и умений (13 человек, 52%). Низкий уровень был выявлен только у пяти школьников.
Таким образом, цель, задачи исследования были реализованы. Гипотеза исследования: системно-деятельностный подход при изучении имени прилагательного в начальной школе способствует успешному развитию коммуникативных универсальных действий: чем выше уровень коммуникативной компетентности у младших школьников , тем выше уровень знаний и практических навыков по русскому языку, подтвердилась.
Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа.-СПб., 2003. – 130с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. Асмолова А.Г.- М.: Просвещение, 2011. – 230с.
3. Бейн К. Доброе утро! Мы рады, что Ты здесь!: Пособие для педагогов по проведению Утреннего Сбора с детьми дошкольного и школьного возраста. - Самара: ООО «Офорт», 2004.
4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод.м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. - М.: Педагогический поиск, 2007. – 290с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2008. – 180с.
6. Быстрова Е.А. Подходы и принципы обучения русскому языку. //Обучение русскому языку. Москва, 2007
7. Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. – 2002. – № 3. –С. 25 – 28.
8. Выготский Л. С.Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2001. – С. 31-42.
9. Ганина Н. С.Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 67 – 68.
10. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – 140с.
11.Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. – Ижевск, 2010. – 130с.
12. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. – 2009. - № 11. – С. 12-14.
13.Зайнуллина Г. М.Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы № 142. – 2008. – С. 68 – 69.
14.Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации: Автореф. на соиск. научн. степ.канд. пед. наук. - Барнаул, 2008. - 160с.
15. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: «Школа России». 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс в 2-х частях. – М., 2013.
16. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 3 класс». М.: Просвещение, 2011.
17. Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык: Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
18. Кларин М. В.Обучение как игра// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 45 – 59.
19.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. - М.: Academia, 2002.
20. Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006.
21. Леонтьев А.А. Психолингвистика восприятия речи // Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. С. 134-145.
22. Литвиненко Т.А. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка. – Новороссийск, 2012. – 38с.
23. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / М.: «Просвещение», 1987. - http://www.pedlib.ru/Books/4/0033/4_0033-447.shtml
24. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах на уроках русского языка // Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 38-41.
25. Максимова Н.В. Стратегии взаимодействия: социокультурные приоритеты //Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. Новосибирск, 2006. - С. 48-52.
26. Максимова Н.В. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций: Учебно-методические материалы для учителей русского языка. – Новосибирск, 2013. – 170с.
27. Марголис А.А. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2008. - № 1. – С. 79-92.
28. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников /Т.Г. Рамзаева, М.П. Воюшина, Г.С. Щеголева и др.; Под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой. – М.: Высшая школа, 2003. – 250с.
29. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб: Речь, 2005.
30. Нибиуллина Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников: Школьная психологическая служба. – М., 2013. – 78с.
31. Образовательные программы УМК «Школа России». Русский язык. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.
32. Панов А.Н. Системно-деятельностный подход в образовании: Методические рекомендации. – Томск, 2012. – 96с.
33. Прутченков А. С.Социально - психологический тренинг межличностного общения. – М.: Новая школа, 2001. – С. 45-48.
34. Развивающее языковое образование в современной начальной школе: пособие для студ. факультетов нач. образования и учителей нач. классов / Под науч. ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 2009.
35. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб.заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
36. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа. – 2007. - № 8. – С. 40-43.
37. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 2008– 280с.
38. СелевкоГ. К.Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 2008. – С. 49 – 64.
39.Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. -СП.: Питер 2004. –316 с.
40. Сборник программ: Работаем по новым стандартам. Авт.-состав. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013. – 96с.
41. Тестовые задания для учащихся: Начальная школа. Русский язык. Тетрадь № 1, 2. – М.: Национальный Фонд подготовки кадров, 2013. – 34с.
42. Тюпа В.И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики // Дискурс. – 2006. - № 1. - С. 17-22.
43.Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / Адель Фабер, Элен Мазлиш; / пер. с англ. А. Завельской. – М. Эскимо, 2012. – 97с.
44.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 360с.
45. Фришман И.Коммуникативные, ситуационно – ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 2. – С. 119 – 126.
46. Целенаправленное обучение через комплексную оценку: Семинар по оцениванию. – М.: Институт «Открытое общество», 2011. – 96с.
47. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 2003. – 170с..
48. Шатин Ю.В. Феноменология образования и коммуникативная стратегия обучения // Дискурс. – 2006. - № 1. - С. 23-29.
49. Чуприкова Н.И. Система Л.В. Занкова. Взгляд психолога // Начальная школа. – 2010. - № 9. – С. 7-11.
50. Шипицина Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. – СПб., 2005. – 280с.
51. Школа понимания - коммуникативная дидактика // Образовательные системы современной России. Справочник. - М., 2010. - С. 226-382.
52.Шмаков С. А. Коммуникативные игры. – М.: Просвещение, 2010. – С. 96 – 113.
53. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. – 2009. - №2. – С.34-37.
54. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую