Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Художественная литература направлена на изображение жизни посредством ее преломления через призму авторского восприятия. Наиболее широкие возможности для раскрытия замысла автора открываются при анализе категории хронотопа – пространственной и в ременной составляющей произведения.
Читатель проходит путь от пространственно-временного содержания к истолкованию сути произведения, и в свете диалогичности литературы, ее обращенности к читателю особенно очевидна необходимость разграничения пластов прос транства.
В данной работе речь пойдет о лексико-семантическом пространстве в сборнике Анны Ахматовой «Четки».
Анна Ахматова – одна из гениальнейших русских поэтов (именно в мужском роде – так настаивала сама Ахматова). Ее жизненный и творческий путь необы чайно долог; ей выпала судьба стать очевидцем великих потрясений – от революции 1905 года до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Творческая эволюция Ахматовой уникальна – от ранней любовной лирики она пришла к таким масштабным произведениям, как поэм а «Реквием», в которой поэту удалось создать образ эпохи. Уникальность творческой биографии Ахматовой заключается также и в том, что у нее не было ученического периода – в юности она пришла в литературу уже сложившимся поэтом со своей темой, стилем, манеро й.
А. Ахматова начала писать в возрасте одиннадцати лет, первые публикации – в восемнадцать (1907 г.) в журнале «Сириус». Затем последовало издание сборников «Вечер» (1912 г.) и «Четки» (1914 г.). Первые же ее стихи поразили современников зрелостью и худож ественным мастерством, вызвали в свет множество подражаний. Это была преимущественно любовная лирика, в центре которой – образ женщины с богатым внутренним миром, любящей и страдающей. Уже в ранней лирике обозначились противоречия лирической героини, соста вляющие сущность ее духовной драмы, а именно сосуществование в ее душе нескольких ипостасей – грешницы и монашки, любящей женщины и женщины-поэта. Важно отметить, что практически каждой из этих ипостасей соответствует определенный образ пространства. Так, образ монашки соотносится с образом церкви, образ влюбленной женщины с пространством дома, образ женщины-поэта с пространством Царского села или Петербурга. Следовательно, исследование художественного пространства в лирике А.Ахматовой, в частности в сборн ике «Четки», необходимо для наиболее полного и ясного раскрытия образа ее лирической героини.
Цель работы заключается в выявлении семантического поля пространства в стихотворениях указанного сборника.
Задачи исследования:
1.Определить понятие семантическо го поля в современной лингвистике;
2.Выявить отличие ЛСГ от других лексических образований;
3. Дать характеристику понятия пространства в художественной литературе;
4. Охарактеризовать систему семантического пространства в сборнике.
Объектом исследования является семантическое поле пространства в литературных произведениях. Предмет исследования – семантическое поле пространства в сборнике «Четки».
Для реализации вышеперечисленных задач и цели в работе используются разнообразные методы и приемы лингвистич еского исследования, в частности, прием сплошной выборки, описательный, интерпретационный методы, контекстуальный, сравнительно-сопоставительный и комплексный анализы.
Научная новизна. В работе дается характеристика семантическому полю, структурируются и классифицируются данные по теме, выводится характеристика семантического пространства в ранних стихотворениях Ахматовой.
Актуальность настоящего исследования бесспорна, поскольку лингвистический анализ, в частности анализ семантического поля пространств а в лирике, раскрывает новые грани и закономерности художественного видения А.Ахматовой, позволяет воссоздать языковую картину мира поэта и дает целостное представление о ее лирической героине.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал мож ет быть использован для дальнейшего изучения поэтики всего творчества А. А. Ахматовой в общем и сборника «Четки» в частности.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в школьных курсах литературы и ру сского языка, при факультативном изучении творчества писателя, а также вузовских курсах русской литературы при исследовании творчества А.А. Ахматовой.
Материалом исследования послужил сборник «Четки».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников и приложения.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа семантического поля
1.1. Понятие семантического поля в лингвистике
1.2. Лексико-семантическая группа как часть семантического поля
1.3. Образ пространства в поэтическом тексте
Выводы по первой главе
Глава 2. Пространство в сборнике Анны Ахматовой «Четки»
2.1.Микрополе «ДОМ» в лирике А.Ахматовой
2.2.Микрополе «ЦЕРКОВЬ» в сборнике А.Ахматовой «Четки»
2.3.Микрополе «ПРИРОДА» в поэтических текстах А.Ахматовой
2.4.Микрополе «ГОРОД» в ранней лирике А.Ахматовой
2.5.Микрополе «ЗАГРАНИЦА» в творчестве А.Ахматовой
2.6.Периферийные явления поля пространства в сборнике «Четки»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
В теоретической части работы рассматривается понятие лексико-семантического поля и лексико-семантической группы. Лексико-семантическое поле – сложная лексическая микросистема, объе диняющая слова по семантическому принципу. Она обладает специфической полевой структурой. В связи с тем, что в основе построения поля лежит иерархический принцип, то лексико-семантическое поле, в свою очередь, состоит из микрополей. К основным структурным свойствам микрополей лексико-семантического поля относятся: взаимосвязанность элементов, упорядоченность элементов, иерархичность элементов. Кроме того, выделяется ряд свойств, которые выделяют лексико-семантическое поле среди других лингвистических систем . К таким свойствам относятся: отсутствие четких границ, незамкнутость, континуальность, наличие лакун, автономность, специфичность в разных языках и др.
Под лексико-семантической группой (ЛСГ) понимается семантическое объединение слов (парадигма) одной ча сти речи. От лексико-семантической группы следует отличать тематическую группу слов, которая является воплощением общности в значениях слов, принадлежащих к разным частям речи
Понятие пространства – одно из концептуальных явлений, с которыми сталкивается ч еловек, начинающий познавать окружающий мир. Именно это знание составляет основу всякого феноменологического знания, представляющего собой опыт взаимодействия человека с окружающим миром. В поэтическом тексте пространство – это локус внутреннего мира героя , переживание окружающего мира на основании авторского сознания. Пространственная картина любого произведения представляет собой мозаику, объединенную периферийными элементами, на основании которой можно говорить об авторской картине мира.
В практической части работы исследуется семантическое поле пространства в ранней лирике А.Ахматовой на примере произведений, составивших сборник «Четки». В результате анализа мы пришли к следующим выводам:
1 В сборнике «Четки» в целом насчитывается 118 лексических единиц , входящих в рассматриваемое семантическое поле. В область нашего исследования мы включили имена существительные, как нарицательные, так и собственные (топонимы). Учитывая, что в современной науке понятие лексико-семантической группы толкуется достаточно ш ироко и позволяет рассматривать в качестве группы сообщества и других частей речи, мы сочли возможным упомянуть несколько наречий, обладающих пространственным значением.
2 Поле пространства в лирике А.Ахматовой относится к типу разнородных полей, поскольку обладает сложной многоуровневой структурой. Мы выделяем в данной структуре микрополя, входящие в их состав лексико-семантические группы, которые в свою очередь также делятся на подгруппы. Поскольку между конституентами, входящими в поле пространство, суще ствуют разнообразные связи, основанные на общности семантики, дополнительно возникают области интерференции микрополей и лексико-семантических групп, что еще больше усложняет структуру поля. Границы выделенных нами групп и микрополей подвижны, что отражает действительную подвижность и гибкость языка как системы.
3 Поле пространства у А.Ахматовой полицентрично, поскольку два микрополя, на наш взгляд, претендуют на роль ядра – микрополе «Дом» и «Природа». Данные микрополя в ряде случаев вступают в антонимиче ские отношения, что обусловлено спецификой мировосприятия поэтессы. В ее интерпретации дом является замкнутым пространством, олицетворяющим несвободу, в то время как мир за окном – свободное природное пространство. Оба микрополя имеют сложную структуру и п редставлены несколькими лексико-семантическими группами. Наиболее распространенный тип связи между членами лексико-семантических групп – вхождение. Но также представлены и другие виды связи – антонимическая (расхождение), схождение (тяготение, ассоциативна я связь).
4 Близко к центру расположено микрополе «Церковь», «Город», чуть далее – «Заграница». Данные поля обладают меньшим числом конституентов и менее сложной структурой, нежели ядро поля пространство. Обозначим сущностные особенности каждого из обозна ченных пространств. Пространство «Церковь» в лирике А.Ахматовой лишено реальных примет, метафизично; лексемы, входящие в его состав в большинстве случаев обозначают не конкретные материальные предметы, а реализуют переносное значение, превращаясь в метафор ическое обозначение веры, религии как таковой. Центром микрополя «Город» является лексико-семантическая группа Петербург, включающая в основном топонимы. Примечательно, что «городская» лексика за малым исключением относится именно к пространству Петербурга . В поэзии А.Ахматовой гиперонимическая связь между понятиями город и Петербург заменяется синонимической – в ее стихах город – это всегда Петербург. Микрополе «Заграница» также включает в свой состав в основном топонимы. На периферии поля мы выделили неск олько лексико-семантических групп и объединений, чей статус неочевиден (ряд пространственных наречий; лексемы, образующие антропоцентричное пространство; лексемы – пространственные маркеры). К периферии поля мы также отнесли ряд лексических средств с абстр актным значением, обретающих пространственное значение в силу поэтического контекста. Речь идет об авторских метафорах, образующих уникальный идиостиль А.Ахматовой.
5 Между членами разных лексико-семантических групп, разных микрополей существуют дополнител ьные антонимические, синонимические связи. Мы попытались охарактеризовать и проанализировать эти связи, указывая в ходе анализа области интерференции микрополей, составляя и анализируя ряды лексем – конституентов различных микрополей, обнаруживающих сходст во в периферийных семах, актуализируемых благодаря поэтическому контексту. Безусловно, мы не претендуем на полноту охвата всех связей, между выделенными конституентами поля – это задача невозможная, поскольку язык – сложная, развивающаяся система с подвижн ыми границами. Однако нам важно подчеркнуть эту особенность микрополя Пространство – гибкость, подвижность границ, разнообразие, богатство лексических связей.
Таким образом, семантическое поле пространства представляет собой соотнесенную группу единиц, вкл ючающую в свой состав семантически сходные слова (в рамках данного исследования – имена существительные). Все эти слова связаны между собой системными семантическими корреляциями, обозначают различные реалии объективной действительности и объединены общим семантическим признаком «пространство». Анализ данной лингвистической категории в сборнике «Четки» А.Ахматовой помогает нам увидеть мир глазами автора, раскрывает особенности восприятия поэтессы, систему ее ценностей, наиболее важные из которых – свобода ( микрополе «Природа»), религия (микрополе «Церковь») и пр.
Если следовать типологии, предложенной Ю.М. Лотманом, то доминирующий тип пространства в лирике А.Ахматовой – это точечное пространство, сущностным признаком которого является наличие границ. Дом, комната, экипаж – это примеры закрытого пространства в текстах сборника; примеры открытого пространства (поле, море) встречаются реже. В стихотворениях встречаются также примеры линеарного пространства – путь, дорога. Как правило, это пространство принадле жит не лирической героини, а ее герою, вечному страннику. Что касается типа структурной организации пространства, то, как нам кажется мир А.Ахматовой строится по горизонтальной оси; оппозиция верх – низ выражена слабо. В сборнике возникает образ неба, но п ротивопоставление небо – земля снято и небо становится частью пейзажа, помогая создать объемное пространство.
Список литературы
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. / З.Е. Александрова – 11-е изд., переработ., дополн. – М.: Русский язык, 2001. – 568 с.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. / Ю. Д. Апресян – М.: Наука, 1974 – 211 с.
3. Ахматова А.А. Малое собрание сочинений. / А. А. Ахматова – М.: Азбука, 2011. – 624 с.
4. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 496 с.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. / М.М. Бахтин //– М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.
6. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова / Н. И. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – С. 28-31.
7. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. / Л. М. Васильев – М.: Высшая школа, 1990. – 175 с.
8. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.
9. Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке / З. Н. Вердиева – М.: Высшая школа,1986. – 214 с.
10. Гулыга Е.В. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке / Е.В. Гулыга, Е. И. Шендельс. – М.: Просвещение, 1969. – 204 с.
11. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. – 318 с.
12. Гухман М.М. Понятийные категории, языковые универсалии и типология / М.М. Гухман // Вопросы языкознания, 1985. – №3. – С. 10-15.
13. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. / В.И. Даль. – М.: Астрель, 2006. – 352 с.
14. Ефремова Т.В. Новый словарь русского языка. / Т.В. Ефремова. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
15. Кузнецов А.М. Структурно-семантические параметры в лексике: на материале английского языка. / А.М. Кузнецов – М.: «Наука»,1980. – 157 с.
16. Кузнецова А.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования / А. И. Кузнецова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 58 с.
17. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка / Э. В. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1982. – 352 с.
18. Кузнецов П.С. О принципах изучения грамматики. / П. С. Кузнецов. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 104 с.
19. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: учеб. пособие. / И. М. Кобозева. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.
20. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 464 с.
21. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1992. – Т.1.: Статьи по семиотике и типологии культуры.– 480 с.
22. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1992. – Т.2.: Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX вв. – 480 с.
23. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. –– Таллинн: Александра, 1993. – Т.3.: Статьи по истории русской литературы. – 480 с.
24. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб, 1996. – 846c.
25. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Львов М.Р. – 8-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 592 с.
26. Минц З.Г. Структура художественного пространства в лирике А. Блока. / З.Г. Минц // Поэтика Александра Блока. – СПб: «Искусство-СПБ», 1999. – С. 444-531.
27. Никитин М.В. Лексическое значение слова / М. В. Никитин. – М.: высшая школа, 1983. – 402 с.
28. Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л. А. Новиков. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.
29. Набирухина А. В. Структура лексико-семантического поля «» в современном английском языке / А.В. Набирухина // Вестник ЛГУ, 1990. – Вып. 1 (№2). – С. 72-81.
30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс; 2011 г. – 736 с.
31. Панова Л.Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама / Л.Г. Панова – М.: Языки славянской культуры, 2003 – 808 с.
32. Пешковский А.М. Лингвистика. Поэтика. Семантика / А.М. Пешковский. – М.: Высшая школа, 2007. – 386 с.
33. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2001. – 144 с.
34. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин. – Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1985. –221 c.
35. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. / Б.А. Серебренников. – М.: Наука, 1988. – 242 с.
36. Сильницкий Г.Г. Семантические классы глаголов в английском языке. / Г.Г. Сильницкий – Смоленск: Гос. пед. ин-тут, 1986. – 111 с.
37. Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое в слове / А.И. Смирницкий // Вопросы грамматического строя. – М.: изд-во Акад.наук СССР, 1955. – С. 75-79.
38. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, СПб.: Виктория плюс, 2005. – 576 с.
39. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1983, – С. 227-284.
40. Уфимцева А.А. Семантический аспект языковых знаков / А.А. Уфимцев. // Принципы и методы семантических исследований. – М.: Наука, 1976 – 209 с.
41. Филичева Н. И. Синтаксические поля / Н.И. Филичева. – М.: Высшая школа, 1977. – 289 с.
42. Филин В.П. О ЛСГ слов / Ф.П. Филин. // Очерки по теории языкознания. – М.: Наука, 1982. – 336 с.
43. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. / Ф. П. Филин. – М.: Наука, 2008. – 176 с.
44. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. / М.И. Фомина – М.: Высшая школа, 2001. – 416 с.
45. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе / Д. Фрэнк, – М.: Директ-Медиа, 2007. – 50 с. URL: http://www.biblioclub.ru/book/36208/. (дата обращения: 20.04.2013).
46. Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики: На материале русского языка / Д. Н. Шмелев. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с.
47. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие. / Д. Н. Шмелев – М.: Просвещение, 1977. – 335 с.
48. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. / Н. М. Шанский – М.: Эдиториал УРСС, 2007. – 304 с.
49. Шанталина Ю.А. Речевая объективация концепта «Пространство» в поэзии Н.С. Гумилева / Ю.А. Шанталина // Вестник СамГУ, 2006. – № 10/2 (50) – С.252-258.
50. Щерба Л.В. Очерки по семасиологии русского языка / Л. В. Щерба. – М.: Наука, 1974. – 250 с.
51. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии / Щерба Л.В. // Языковая система и речевая деятельность. – М.: Наука, 1974. – С. 265-304.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Художественная литература направлена на изображение жизни посредством ее преломления через призму авторского восприятия. Наиболее широкие возможности для раскрытия замысла автора открываются при анализе категории хронотопа – пространственной и в ременной составляющей произведения.
Читатель проходит путь от пространственно-временного содержания к истолкованию сути произведения, и в свете диалогичности литературы, ее обращенности к читателю особенно очевидна необходимость разграничения пластов прос транства.
В данной работе речь пойдет о лексико-семантическом пространстве в сборнике Анны Ахматовой «Четки».
Анна Ахматова – одна из гениальнейших русских поэтов (именно в мужском роде – так настаивала сама Ахматова). Ее жизненный и творческий путь необы чайно долог; ей выпала судьба стать очевидцем великих потрясений – от революции 1905 года до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Творческая эволюция Ахматовой уникальна – от ранней любовной лирики она пришла к таким масштабным произведениям, как поэм а «Реквием», в которой поэту удалось создать образ эпохи. Уникальность творческой биографии Ахматовой заключается также и в том, что у нее не было ученического периода – в юности она пришла в литературу уже сложившимся поэтом со своей темой, стилем, манеро й.
А. Ахматова начала писать в возрасте одиннадцати лет, первые публикации – в восемнадцать (1907 г.) в журнале «Сириус». Затем последовало издание сборников «Вечер» (1912 г.) и «Четки» (1914 г.). Первые же ее стихи поразили современников зрелостью и худож ественным мастерством, вызвали в свет множество подражаний. Это была преимущественно любовная лирика, в центре которой – образ женщины с богатым внутренним миром, любящей и страдающей. Уже в ранней лирике обозначились противоречия лирической героини, соста вляющие сущность ее духовной драмы, а именно сосуществование в ее душе нескольких ипостасей – грешницы и монашки, любящей женщины и женщины-поэта. Важно отметить, что практически каждой из этих ипостасей соответствует определенный образ пространства. Так, образ монашки соотносится с образом церкви, образ влюбленной женщины с пространством дома, образ женщины-поэта с пространством Царского села или Петербурга. Следовательно, исследование художественного пространства в лирике А.Ахматовой, в частности в сборн ике «Четки», необходимо для наиболее полного и ясного раскрытия образа ее лирической героини.
Цель работы заключается в выявлении семантического поля пространства в стихотворениях указанного сборника.
Задачи исследования:
1.Определить понятие семантическо го поля в современной лингвистике;
2.Выявить отличие ЛСГ от других лексических образований;
3. Дать характеристику понятия пространства в художественной литературе;
4. Охарактеризовать систему семантического пространства в сборнике.
Объектом исследования является семантическое поле пространства в литературных произведениях. Предмет исследования – семантическое поле пространства в сборнике «Четки».
Для реализации вышеперечисленных задач и цели в работе используются разнообразные методы и приемы лингвистич еского исследования, в частности, прием сплошной выборки, описательный, интерпретационный методы, контекстуальный, сравнительно-сопоставительный и комплексный анализы.
Научная новизна. В работе дается характеристика семантическому полю, структурируются и классифицируются данные по теме, выводится характеристика семантического пространства в ранних стихотворениях Ахматовой.
Актуальность настоящего исследования бесспорна, поскольку лингвистический анализ, в частности анализ семантического поля пространств а в лирике, раскрывает новые грани и закономерности художественного видения А.Ахматовой, позволяет воссоздать языковую картину мира поэта и дает целостное представление о ее лирической героине.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал мож ет быть использован для дальнейшего изучения поэтики всего творчества А. А. Ахматовой в общем и сборника «Четки» в частности.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в школьных курсах литературы и ру сского языка, при факультативном изучении творчества писателя, а также вузовских курсах русской литературы при исследовании творчества А.А. Ахматовой.
Материалом исследования послужил сборник «Четки».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников и приложения.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа семантического поля
1.1. Понятие семантического поля в лингвистике
1.2. Лексико-семантическая группа как часть семантического поля
1.3. Образ пространства в поэтическом тексте
Выводы по первой главе
Глава 2. Пространство в сборнике Анны Ахматовой «Четки»
2.1.Микрополе «ДОМ» в лирике А.Ахматовой
2.2.Микрополе «ЦЕРКОВЬ» в сборнике А.Ахматовой «Четки»
2.3.Микрополе «ПРИРОДА» в поэтических текстах А.Ахматовой
2.4.Микрополе «ГОРОД» в ранней лирике А.Ахматовой
2.5.Микрополе «ЗАГРАНИЦА» в творчестве А.Ахматовой
2.6.Периферийные явления поля пространства в сборнике «Четки»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
В теоретической части работы рассматривается понятие лексико-семантического поля и лексико-семантической группы. Лексико-семантическое поле – сложная лексическая микросистема, объе диняющая слова по семантическому принципу. Она обладает специфической полевой структурой. В связи с тем, что в основе построения поля лежит иерархический принцип, то лексико-семантическое поле, в свою очередь, состоит из микрополей. К основным структурным свойствам микрополей лексико-семантического поля относятся: взаимосвязанность элементов, упорядоченность элементов, иерархичность элементов. Кроме того, выделяется ряд свойств, которые выделяют лексико-семантическое поле среди других лингвистических систем . К таким свойствам относятся: отсутствие четких границ, незамкнутость, континуальность, наличие лакун, автономность, специфичность в разных языках и др.
Под лексико-семантической группой (ЛСГ) понимается семантическое объединение слов (парадигма) одной ча сти речи. От лексико-семантической группы следует отличать тематическую группу слов, которая является воплощением общности в значениях слов, принадлежащих к разным частям речи
Понятие пространства – одно из концептуальных явлений, с которыми сталкивается ч еловек, начинающий познавать окружающий мир. Именно это знание составляет основу всякого феноменологического знания, представляющего собой опыт взаимодействия человека с окружающим миром. В поэтическом тексте пространство – это локус внутреннего мира героя , переживание окружающего мира на основании авторского сознания. Пространственная картина любого произведения представляет собой мозаику, объединенную периферийными элементами, на основании которой можно говорить об авторской картине мира.
В практической части работы исследуется семантическое поле пространства в ранней лирике А.Ахматовой на примере произведений, составивших сборник «Четки». В результате анализа мы пришли к следующим выводам:
1 В сборнике «Четки» в целом насчитывается 118 лексических единиц , входящих в рассматриваемое семантическое поле. В область нашего исследования мы включили имена существительные, как нарицательные, так и собственные (топонимы). Учитывая, что в современной науке понятие лексико-семантической группы толкуется достаточно ш ироко и позволяет рассматривать в качестве группы сообщества и других частей речи, мы сочли возможным упомянуть несколько наречий, обладающих пространственным значением.
2 Поле пространства в лирике А.Ахматовой относится к типу разнородных полей, поскольку обладает сложной многоуровневой структурой. Мы выделяем в данной структуре микрополя, входящие в их состав лексико-семантические группы, которые в свою очередь также делятся на подгруппы. Поскольку между конституентами, входящими в поле пространство, суще ствуют разнообразные связи, основанные на общности семантики, дополнительно возникают области интерференции микрополей и лексико-семантических групп, что еще больше усложняет структуру поля. Границы выделенных нами групп и микрополей подвижны, что отражает действительную подвижность и гибкость языка как системы.
3 Поле пространства у А.Ахматовой полицентрично, поскольку два микрополя, на наш взгляд, претендуют на роль ядра – микрополе «Дом» и «Природа». Данные микрополя в ряде случаев вступают в антонимиче ские отношения, что обусловлено спецификой мировосприятия поэтессы. В ее интерпретации дом является замкнутым пространством, олицетворяющим несвободу, в то время как мир за окном – свободное природное пространство. Оба микрополя имеют сложную структуру и п редставлены несколькими лексико-семантическими группами. Наиболее распространенный тип связи между членами лексико-семантических групп – вхождение. Но также представлены и другие виды связи – антонимическая (расхождение), схождение (тяготение, ассоциативна я связь).
4 Близко к центру расположено микрополе «Церковь», «Город», чуть далее – «Заграница». Данные поля обладают меньшим числом конституентов и менее сложной структурой, нежели ядро поля пространство. Обозначим сущностные особенности каждого из обозна ченных пространств. Пространство «Церковь» в лирике А.Ахматовой лишено реальных примет, метафизично; лексемы, входящие в его состав в большинстве случаев обозначают не конкретные материальные предметы, а реализуют переносное значение, превращаясь в метафор ическое обозначение веры, религии как таковой. Центром микрополя «Город» является лексико-семантическая группа Петербург, включающая в основном топонимы. Примечательно, что «городская» лексика за малым исключением относится именно к пространству Петербурга . В поэзии А.Ахматовой гиперонимическая связь между понятиями город и Петербург заменяется синонимической – в ее стихах город – это всегда Петербург. Микрополе «Заграница» также включает в свой состав в основном топонимы. На периферии поля мы выделили неск олько лексико-семантических групп и объединений, чей статус неочевиден (ряд пространственных наречий; лексемы, образующие антропоцентричное пространство; лексемы – пространственные маркеры). К периферии поля мы также отнесли ряд лексических средств с абстр актным значением, обретающих пространственное значение в силу поэтического контекста. Речь идет об авторских метафорах, образующих уникальный идиостиль А.Ахматовой.
5 Между членами разных лексико-семантических групп, разных микрополей существуют дополнител ьные антонимические, синонимические связи. Мы попытались охарактеризовать и проанализировать эти связи, указывая в ходе анализа области интерференции микрополей, составляя и анализируя ряды лексем – конституентов различных микрополей, обнаруживающих сходст во в периферийных семах, актуализируемых благодаря поэтическому контексту. Безусловно, мы не претендуем на полноту охвата всех связей, между выделенными конституентами поля – это задача невозможная, поскольку язык – сложная, развивающаяся система с подвижн ыми границами. Однако нам важно подчеркнуть эту особенность микрополя Пространство – гибкость, подвижность границ, разнообразие, богатство лексических связей.
Таким образом, семантическое поле пространства представляет собой соотнесенную группу единиц, вкл ючающую в свой состав семантически сходные слова (в рамках данного исследования – имена существительные). Все эти слова связаны между собой системными семантическими корреляциями, обозначают различные реалии объективной действительности и объединены общим семантическим признаком «пространство». Анализ данной лингвистической категории в сборнике «Четки» А.Ахматовой помогает нам увидеть мир глазами автора, раскрывает особенности восприятия поэтессы, систему ее ценностей, наиболее важные из которых – свобода ( микрополе «Природа»), религия (микрополе «Церковь») и пр.
Если следовать типологии, предложенной Ю.М. Лотманом, то доминирующий тип пространства в лирике А.Ахматовой – это точечное пространство, сущностным признаком которого является наличие границ. Дом, комната, экипаж – это примеры закрытого пространства в текстах сборника; примеры открытого пространства (поле, море) встречаются реже. В стихотворениях встречаются также примеры линеарного пространства – путь, дорога. Как правило, это пространство принадле жит не лирической героини, а ее герою, вечному страннику. Что касается типа структурной организации пространства, то, как нам кажется мир А.Ахматовой строится по горизонтальной оси; оппозиция верх – низ выражена слабо. В сборнике возникает образ неба, но п ротивопоставление небо – земля снято и небо становится частью пейзажа, помогая создать объемное пространство.
Список литературы
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. / З.Е. Александрова – 11-е изд., переработ., дополн. – М.: Русский язык, 2001. – 568 с.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. / Ю. Д. Апресян – М.: Наука, 1974 – 211 с.
3. Ахматова А.А. Малое собрание сочинений. / А. А. Ахматова – М.: Азбука, 2011. – 624 с.
4. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 496 с.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. / М.М. Бахтин //– М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.
6. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова / Н. И. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – С. 28-31.
7. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. / Л. М. Васильев – М.: Высшая школа, 1990. – 175 с.
8. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.
9. Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке / З. Н. Вердиева – М.: Высшая школа,1986. – 214 с.
10. Гулыга Е.В. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке / Е.В. Гулыга, Е. И. Шендельс. – М.: Просвещение, 1969. – 204 с.
11. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. – 318 с.
12. Гухман М.М. Понятийные категории, языковые универсалии и типология / М.М. Гухман // Вопросы языкознания, 1985. – №3. – С. 10-15.
13. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. / В.И. Даль. – М.: Астрель, 2006. – 352 с.
14. Ефремова Т.В. Новый словарь русского языка. / Т.В. Ефремова. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
15. Кузнецов А.М. Структурно-семантические параметры в лексике: на материале английского языка. / А.М. Кузнецов – М.: «Наука»,1980. – 157 с.
16. Кузнецова А.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования / А. И. Кузнецова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 58 с.
17. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка / Э. В. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1982. – 352 с.
18. Кузнецов П.С. О принципах изучения грамматики. / П. С. Кузнецов. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 104 с.
19. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: учеб. пособие. / И. М. Кобозева. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.
20. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 464 с.
21. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1992. – Т.1.: Статьи по семиотике и типологии культуры.– 480 с.
22. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. – Таллинн: Александра, 1992. – Т.2.: Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX вв. – 480 с.
23. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю.М. Лотман. –– Таллинн: Александра, 1993. – Т.3.: Статьи по истории русской литературы. – 480 с.
24. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб, 1996. – 846c.
25. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Львов М.Р. – 8-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 592 с.
26. Минц З.Г. Структура художественного пространства в лирике А. Блока. / З.Г. Минц // Поэтика Александра Блока. – СПб: «Искусство-СПБ», 1999. – С. 444-531.
27. Никитин М.В. Лексическое значение слова / М. В. Никитин. – М.: высшая школа, 1983. – 402 с.
28. Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л. А. Новиков. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.
29. Набирухина А. В. Структура лексико-семантического поля «» в современном английском языке / А.В. Набирухина // Вестник ЛГУ, 1990. – Вып. 1 (№2). – С. 72-81.
30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс; 2011 г. – 736 с.
31. Панова Л.Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама / Л.Г. Панова – М.: Языки славянской культуры, 2003 – 808 с.
32. Пешковский А.М. Лингвистика. Поэтика. Семантика / А.М. Пешковский. – М.: Высшая школа, 2007. – 386 с.
33. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2001. – 144 с.
34. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин. – Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 1985. –221 c.
35. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. / Б.А. Серебренников. – М.: Наука, 1988. – 242 с.
36. Сильницкий Г.Г. Семантические классы глаголов в английском языке. / Г.Г. Сильницкий – Смоленск: Гос. пед. ин-тут, 1986. – 111 с.
37. Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое в слове / А.И. Смирницкий // Вопросы грамматического строя. – М.: изд-во Акад.наук СССР, 1955. – С. 75-79.
38. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, СПб.: Виктория плюс, 2005. – 576 с.
39. Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1983, – С. 227-284.
40. Уфимцева А.А. Семантический аспект языковых знаков / А.А. Уфимцев. // Принципы и методы семантических исследований. – М.: Наука, 1976 – 209 с.
41. Филичева Н. И. Синтаксические поля / Н.И. Филичева. – М.: Высшая школа, 1977. – 289 с.
42. Филин В.П. О ЛСГ слов / Ф.П. Филин. // Очерки по теории языкознания. – М.: Наука, 1982. – 336 с.
43. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. / Ф. П. Филин. – М.: Наука, 2008. – 176 с.
44. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. / М.И. Фомина – М.: Высшая школа, 2001. – 416 с.
45. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе / Д. Фрэнк, – М.: Директ-Медиа, 2007. – 50 с. URL: http://www.biblioclub.ru/book/36208/. (дата обращения: 20.04.2013).
46. Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики: На материале русского языка / Д. Н. Шмелев. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 280 с.
47. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие. / Д. Н. Шмелев – М.: Просвещение, 1977. – 335 с.
48. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. / Н. М. Шанский – М.: Эдиториал УРСС, 2007. – 304 с.
49. Шанталина Ю.А. Речевая объективация концепта «Пространство» в поэзии Н.С. Гумилева / Ю.А. Шанталина // Вестник СамГУ, 2006. – № 10/2 (50) – С.252-258.
50. Щерба Л.В. Очерки по семасиологии русского языка / Л. В. Щерба. – М.: Наука, 1974. – 250 с.
51. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии / Щерба Л.В. // Языковая система и речевая деятельность. – М.: Наука, 1974. – С. 265-304.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую