Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСВОЕНИЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА В МАЛОЙ ПРОЗЕ И РОМАНАХ РУССКОЯЗЫЧНОГО ЦИКЛА 9
1.1. УТВЕРЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПИСАТЕЛЯ И ОСВОЕНИЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА В МАЛОЙ ПРОЗЕ 9
1.2. КАТЕГОРИЯ ДАРА КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕФИНИЦИЯ НАБОКОВСКОЙ ЭСТЕТИКИ В РОМАНАХ «МАШЕНЬКА» И «ЗАЩИТА ЛУЖИНА» 16
1.3. ТВОРЧЕСКОЕ ПЕРЕСОЗДАНИЕ МИРА В РОМАНЕ «ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ» 23
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ «ДАР» 27
2.1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ПРОБЛЕМАТИКЕ И ПОЭТИКЕ РОМАНА «ДАР» 27
2. 2. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОМАНА 32
2. 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ — ВОПЛОЩЕНИЕ ФАКТУРЫ ЖИЗНИ 38
2.4. ДИАЛОГИЗМ В ПОЭТИКЕ «ДАРА» 43
2.5. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ КАК АНТИТЕЗА СМЕРТИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
1.1. Утверждение эстетической ориентации писателя и освоение темы творчества в малой прозе
Малая проза явилась началом творческой самореализации Набокова. Во многом определив параметры художественной системы писателя, она заложила фундамент доминирующих в творчестве Набокова подходов к эстетическому освоению реальности. Развивая тему творчества в малой прозе, высказывая свои суждения об искусстве в статьях и интервью, «Набоков создает эстетику, которую можно, думается, назвать субъективно-онтологической. Она сосредоточена прежде всего на субъективной творческой способности художника переплавлять собственным сознанием фактуру жизненной реальности в “чудо” искусства»10.
В рассказе “Письмо в Россию” (1925) развит мотив соперничества искусства с реальностью, что позволяет увидеть уже в ранних рассказах акт экзистенциального прорыва, закрепленного в выборе героя, в утверждении творческого самовыражения. Искусство оказывается формой личностного бытия.
...
1.2. Категория дара как центральная дефиниция набоковской эстетики в романах «Машенька» и «Защита Лужина»
Романы «Машенька» и «Защита Лужина» продолжают тенденции освоения темы творчества, начатые «малой прозой». Личностно-художническое постижение писателем философии искусства, законов творчества раскрываются в романной структуре произведения.
«Машенька» — первая романная попытка Набокова, в которой, как полагает В. Ерофеев, «возникает завязь будущего метаромана». Именно здесь сформировалась его фабульная структура, ищущая сюжетного разрешения, и основные силовые линии конфликта метароманного «я» с «призрачным», но очень вязким миром. Конфликт строится на контрасте «исключительного» и «обыденного», «подлинного» и «неподлинного», так что с самого начала перед Набоковым возникает проблема создания незаурядного героя и доказательства его незаурядности.
...
1.3. Творческое пересоздание мира в романе «Приглашение на казнь»
Тема творчества в романе «Приглашение на казнь» выявляется через смысловой код, связанный с мотивом смерти. Набоков художественно сближает тему творческого пересоздания мира с проблемой эстетического освобождения воображения и его соперничества со смертью.
Творческая личность получает у Набокова, в нашем осмыслении, экзистенциальную интерпретацию. Она сосредоточена на экзистенциальном начале — воспроизведении мира души, противопоставленной абсурдной реальности. Описание скверны жизни связано с актом душевного раскрепощения. Набоков фиксирует момент эстетического прозрения, связывал его с рождением художника, разграничивающего пространство двух миров: повседневного, примитивно-абсурдного и мира души, экспрессивно-чувственного, образного. Противоборство этих сфер бытия организует весь образный строй романа и наполняет его экзистенциальным смыслом.
...
2.1. Общие замечания о проблематике и поэтике романа «Дар»
Тема творчества, творческого дара и мотив смерти, переходящий в бессмертие искусства, акцентированы в финальном русскоязычном романе Набокова «Дар». Философия искусства, эстетическая позиция писателя получают здесь свое завершение.
В романе предметом изображения становятся как литературная эволюция, так и сам творческий процесс. Эстетическая концепция получает практическую реализацию в произведениях героя — ненаписанной книге Федора об отце и книге о Чернышевском.
«Дар» — последний русский роман Набокова, представляет собой как бы обобщение всей группы его русских романов ( и по ансамблю персонажей, и по творческой позиции героя, и по формам воплощения творческой позиции самого автора). По всей видимости, это один из самых ярких образцов русской метапрозы в русской литературе ХХ века.
...
2. 2. Эстетическая полемика в повествовательном пространстве романа
Как уже было отмечено, центральное место в романе занимает книга героя, «Жизнь Чернышевского» Федора Годунова-Чердынцева, посвященная автору влиятельной теории «эстетических отношений искусства к действительности».
Отметим в непосредственной связи с темой раздела, что через всю прозу Набокова проходит единая образная манифестация концепции хаоса. Во многом наследуя романтической традиции, Набоков отождествляет с хаосом мир пошлости, во всех вариантах: от пошлой любви, пошлого быта, пошлой литературы - до тоталитарных режимов. «Проза Набокова обнаруживает в своей основе космологию “двух миров”. Оба мира воображаемы, но один относительно похож на наш, в то время как другой, часто явно фантастический, представляет собой антимир. Каждый из них может служить площадкой романного действия, но при этом невдалеке мерцает образ другого мира”49.
...
2. 3. Художественный вымысел — воплощение фактуры жизни
М.Н. Липовецкий усматривает парадокс набоковского стиля в том, что «пошлому умыслу противостоит в этой поэтике творческий вымысел»55. Герой «Дара» Федор Константинович заклинает свою музу: «как родине будь вымыслу верна». Вымысел необходимо сплетен с игровым началом, — на случайно Федор Константинович в авторецензии на свой сборник стихов подчеркивает: «Каждый его стих переливался арлекином» (26). Но самое главное - и первичное - состоит в том, что весь вымышленный мир творчества безоговорочно отмечен печатью личности автора, в нем нет ничего н е с в о е г о. Это качество настолько значительно, что даже Россия, пересозданная памятью и воображением Федора Константиновича, заслоняет реальную Россию, и он уже сознает, что, даже вернувшись, наверняка не застанет “того, из-за чего стоило городить огород изгнания”(24).
...
2.4. Диалогизм в поэтике «Дара»
Творческий замысел и само творчество для Федора Константиновича непременно связаны с выходом за пределы своей человеческой данности. Так обстоит дело в начале романа: «он старался, как везде и всегда, вообразить внутреннее прозрачное движение другого человека, осторожно садясь в собеседника, как в кресло, чтобы локти того служили ему подлокотниками, и душа бы влегла в чужую душу, — и тогда вдруг менялось освещение мира, и он на минуту действительно был Александр Яковлевич, или Любовь Марковна, или Васильев”(33).
...
2.5. Творчество и любовь как антитеза смерти
По утверждению В.Е. Александрова, «Дар» начинается с намека на то, что общераспространенное мнение о неизбежности смерти скорее всего неверно. Это делается с помощью хитрого эпиграфа, состоящего из шести коротких предложений, которые извлечены из «Учебника русской грамматики некоего П. Смирновского и на первый взгляд иллюстрируют одну и ту же эстетическую конструкцию. Первые четыре предложения («Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное. Воробей — птица.») аналогичны; это усыпляет читателя, он уже готов принять и последние два за варианты одной и той же синтаксической парадигмы. На самом же деле в двух последних предложениях два понятия приравнены иначе: в пятом («Россия — наше отечество") добавляется притяжательное местоимение, а шестое («Смерть неизбежна») отстоит еще дальше, потому что в нем связаны существительное и прилагательное, а не конкретное существительное с абстрактным.
...
В раскрытии темы автор (я - Людмила) опирался на ставший достаточно обширным массив отечественной и зарубежной «набоковианы», ценнейшим источником которой представляется вышедший в свет в 1999 г. первый том антологии статей о личности и творчестве В.В. Набокова .
Список литературы содержит 73 наименования. Во введении к работе проведен обстоятельный анализ критической литературы о творчестве В.В. Набокова, в частности, использованной при написании работы.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСВОЕНИЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА В МАЛОЙ ПРОЗЕ И РОМАНАХ РУССКОЯЗЫЧНОГО ЦИКЛА 9
1.1. УТВЕРЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПИСАТЕЛЯ И ОСВОЕНИЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА В МАЛОЙ ПРОЗЕ 9
1.2. КАТЕГОРИЯ ДАРА КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕФИНИЦИЯ НАБОКОВСКОЙ ЭСТЕТИКИ В РОМАНАХ «МАШЕНЬКА» И «ЗАЩИТА ЛУЖИНА» 16
1.3. ТВОРЧЕСКОЕ ПЕРЕСОЗДАНИЕ МИРА В РОМАНЕ «ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ» 23
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ «ДАР» 27
2.1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ПРОБЛЕМАТИКЕ И ПОЭТИКЕ РОМАНА «ДАР» 27
2. 2. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОМАНА 32
2. 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ — ВОПЛОЩЕНИЕ ФАКТУРЫ ЖИЗНИ 38
2.4. ДИАЛОГИЗМ В ПОЭТИКЕ «ДАРА» 43
2.5. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ КАК АНТИТЕЗА СМЕРТИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
1.1. Утверждение эстетической ориентации писателя и освоение темы творчества в малой прозе
Малая проза явилась началом творческой самореализации Набокова. Во многом определив параметры художественной системы писателя, она заложила фундамент доминирующих в творчестве Набокова подходов к эстетическому освоению реальности. Развивая тему творчества в малой прозе, высказывая свои суждения об искусстве в статьях и интервью, «Набоков создает эстетику, которую можно, думается, назвать субъективно-онтологической. Она сосредоточена прежде всего на субъективной творческой способности художника переплавлять собственным сознанием фактуру жизненной реальности в “чудо” искусства»10.
В рассказе “Письмо в Россию” (1925) развит мотив соперничества искусства с реальностью, что позволяет увидеть уже в ранних рассказах акт экзистенциального прорыва, закрепленного в выборе героя, в утверждении творческого самовыражения. Искусство оказывается формой личностного бытия.
...
1.2. Категория дара как центральная дефиниция набоковской эстетики в романах «Машенька» и «Защита Лужина»
Романы «Машенька» и «Защита Лужина» продолжают тенденции освоения темы творчества, начатые «малой прозой». Личностно-художническое постижение писателем философии искусства, законов творчества раскрываются в романной структуре произведения.
«Машенька» — первая романная попытка Набокова, в которой, как полагает В. Ерофеев, «возникает завязь будущего метаромана». Именно здесь сформировалась его фабульная структура, ищущая сюжетного разрешения, и основные силовые линии конфликта метароманного «я» с «призрачным», но очень вязким миром. Конфликт строится на контрасте «исключительного» и «обыденного», «подлинного» и «неподлинного», так что с самого начала перед Набоковым возникает проблема создания незаурядного героя и доказательства его незаурядности.
...
1.3. Творческое пересоздание мира в романе «Приглашение на казнь»
Тема творчества в романе «Приглашение на казнь» выявляется через смысловой код, связанный с мотивом смерти. Набоков художественно сближает тему творческого пересоздания мира с проблемой эстетического освобождения воображения и его соперничества со смертью.
Творческая личность получает у Набокова, в нашем осмыслении, экзистенциальную интерпретацию. Она сосредоточена на экзистенциальном начале — воспроизведении мира души, противопоставленной абсурдной реальности. Описание скверны жизни связано с актом душевного раскрепощения. Набоков фиксирует момент эстетического прозрения, связывал его с рождением художника, разграничивающего пространство двух миров: повседневного, примитивно-абсурдного и мира души, экспрессивно-чувственного, образного. Противоборство этих сфер бытия организует весь образный строй романа и наполняет его экзистенциальным смыслом.
...
2.1. Общие замечания о проблематике и поэтике романа «Дар»
Тема творчества, творческого дара и мотив смерти, переходящий в бессмертие искусства, акцентированы в финальном русскоязычном романе Набокова «Дар». Философия искусства, эстетическая позиция писателя получают здесь свое завершение.
В романе предметом изображения становятся как литературная эволюция, так и сам творческий процесс. Эстетическая концепция получает практическую реализацию в произведениях героя — ненаписанной книге Федора об отце и книге о Чернышевском.
«Дар» — последний русский роман Набокова, представляет собой как бы обобщение всей группы его русских романов ( и по ансамблю персонажей, и по творческой позиции героя, и по формам воплощения творческой позиции самого автора). По всей видимости, это один из самых ярких образцов русской метапрозы в русской литературе ХХ века.
...
2. 2. Эстетическая полемика в повествовательном пространстве романа
Как уже было отмечено, центральное место в романе занимает книга героя, «Жизнь Чернышевского» Федора Годунова-Чердынцева, посвященная автору влиятельной теории «эстетических отношений искусства к действительности».
Отметим в непосредственной связи с темой раздела, что через всю прозу Набокова проходит единая образная манифестация концепции хаоса. Во многом наследуя романтической традиции, Набоков отождествляет с хаосом мир пошлости, во всех вариантах: от пошлой любви, пошлого быта, пошлой литературы - до тоталитарных режимов. «Проза Набокова обнаруживает в своей основе космологию “двух миров”. Оба мира воображаемы, но один относительно похож на наш, в то время как другой, часто явно фантастический, представляет собой антимир. Каждый из них может служить площадкой романного действия, но при этом невдалеке мерцает образ другого мира”49.
...
2. 3. Художественный вымысел — воплощение фактуры жизни
М.Н. Липовецкий усматривает парадокс набоковского стиля в том, что «пошлому умыслу противостоит в этой поэтике творческий вымысел»55. Герой «Дара» Федор Константинович заклинает свою музу: «как родине будь вымыслу верна». Вымысел необходимо сплетен с игровым началом, — на случайно Федор Константинович в авторецензии на свой сборник стихов подчеркивает: «Каждый его стих переливался арлекином» (26). Но самое главное - и первичное - состоит в том, что весь вымышленный мир творчества безоговорочно отмечен печатью личности автора, в нем нет ничего н е с в о е г о. Это качество настолько значительно, что даже Россия, пересозданная памятью и воображением Федора Константиновича, заслоняет реальную Россию, и он уже сознает, что, даже вернувшись, наверняка не застанет “того, из-за чего стоило городить огород изгнания”(24).
...
2.4. Диалогизм в поэтике «Дара»
Творческий замысел и само творчество для Федора Константиновича непременно связаны с выходом за пределы своей человеческой данности. Так обстоит дело в начале романа: «он старался, как везде и всегда, вообразить внутреннее прозрачное движение другого человека, осторожно садясь в собеседника, как в кресло, чтобы локти того служили ему подлокотниками, и душа бы влегла в чужую душу, — и тогда вдруг менялось освещение мира, и он на минуту действительно был Александр Яковлевич, или Любовь Марковна, или Васильев”(33).
...
2.5. Творчество и любовь как антитеза смерти
По утверждению В.Е. Александрова, «Дар» начинается с намека на то, что общераспространенное мнение о неизбежности смерти скорее всего неверно. Это делается с помощью хитрого эпиграфа, состоящего из шести коротких предложений, которые извлечены из «Учебника русской грамматики некоего П. Смирновского и на первый взгляд иллюстрируют одну и ту же эстетическую конструкцию. Первые четыре предложения («Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное. Воробей — птица.») аналогичны; это усыпляет читателя, он уже готов принять и последние два за варианты одной и той же синтаксической парадигмы. На самом же деле в двух последних предложениях два понятия приравнены иначе: в пятом («Россия — наше отечество") добавляется притяжательное местоимение, а шестое («Смерть неизбежна») отстоит еще дальше, потому что в нем связаны существительное и прилагательное, а не конкретное существительное с абстрактным.
...
В раскрытии темы автор (я - Людмила) опирался на ставший достаточно обширным массив отечественной и зарубежной «набоковианы», ценнейшим источником которой представляется вышедший в свет в 1999 г. первый том антологии статей о личности и творчестве В.В. Набокова .
Список литературы содержит 73 наименования. Во введении к работе проведен обстоятельный анализ критической литературы о творчестве В.В. Набокова, в частности, использованной при написании работы.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую