Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Общие замечания
Традиционно изучению мотивов любви в русской и мировой литературе, любви счастливой или несчастной уделяется много внимания. Однако, на наш взгляд, мотив брака, причём брака несчастливого, хотя и внешне благополучного, пока оставался без специального внимания исследователей. Но ведь почти в каждом романе русской литературы XIX века герои или вступают в брак с нелюбимыми, или уже состоят в таком браке. И зачастую эта ситуация — ситуация несчастливого брака — служит отправной точкой для развития сюжета того или иного романа: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л. Толстой «Анна Каренина»). А ведь и здесь поначалу герои с точки зрения общества ведут вполне приличный образ жизни.
Поэтому нам представляется интересным и важным обратиться к исследованию мотива внешне благополучного брака в русских романах XIX века. Цель нашей работы — рассмотреть и сопоставить, как мотив неблагополучия в браке реализуется в классических романах русской литературы XIX века на примере романов А. С. Пушкина «Евгений Онегин», И. А. Гончарова «Обломов», и И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- дать определение понятию «мотивный анализ» в литературе; представить краткий обзор литературы по этой теме;
- проанализировать мотив несчастья во внешне благополучном браке в указанных произведениях, обращая внимание на следующие особенности:
А) причина заключения брака (любовь / необходимость, продиктованная обществом и т. д.)
Б) развитие отношений в браке;
В) наличие в романе ситуации «любовного треугольника»;
Г) выход из сложившейся ситуации (смерть героев, сохранение прежнего положения, монастырь и т. п.)
- рассмотреть, насколько эти мотивы, отражённые в романе, близки самим авторам.
- выявить сходства и различия в реализации этого мотива в рассматриваемых произведениях (используя для сопоставления тексты других романов XIX века).
Объектом нашего исследования в данной работе являются тексты романов классической русской литературы XIX века.
Предмет исследования — художественный мотив внешне благополучного брака, его развитие и особенности его эстетической реализации в творчестве каждого из рассмотренных авторов. Мотив этот присутствует во многих русских классических романах — достаточно вспомнить и другие романы Толстого («Война и мир» и несчастливый брак Андрея и маленькой княгини, и брак Пьера с Элен), и романы Тургенева, и пьесы и рассказы Чехова (несчастливый брак Маши в «Трёх сёстрах» и ситуация двух несчастливых браков в рассказе «Дама с собачкой»), а также литературу XX века, романы Пастернака (несчастливый брак со вполне достойным человеком Лары в романе «Доктор Живаго») и Булгакова (несчастливый брак Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» — о её муже тоже сказано лишь хорошее). Подобных примеров можно приводить множество, однако рамки дипломной работы не позволяют нам провести анализ интересующего нас мотива во всех этих произведениях, поэтому мы ограничимся лишь тремя из них.
Выбор именно этих романов в качестве объектов исследования продиктован тем, что в них мотивы несчастного брака представлен в наиболее яркой форме, кроме того, на этих примерах мы сможем рассмотреть типологически различные причины заключения героями неудачных браков и наиболее характерные пути художественного решения писателями названной темы.
Однако прежде чем перейти непосредственно к анализу текстов романов, нам представляется необходимым дать определение понятиям «мотив» и «мотивный анализ».
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 3
МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ 5
1. ГЛАВА. МОТИВ БРАКА ПО ВОЛЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 8
1. 1 ПРИЧИНЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА – НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРОДИКТОВАННАЯ ТАТЬЯНЕ ОБЩЕСТВОМ И МАТЕРЬЮ 8
1. 2 РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ В БРАКЕ 11
1. 3 СИТУАЦИЯ ЛЮБОВНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА ТАТЬЯНА — ОНЕГИН — ГЕНЕРАЛ 13
1. 4 ФИНАЛ РОМАНА — ВЕРНОСТЬ ТАТЬЯНЫ МУЖУ 17
1. 5 ПУШКИН И ЕГО СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ В ГОДЫ НАПИСАНИЯ РОМАНА 23
ГЛАВА 2. МОТИВ «БЕСПРИЧИННО БОЛЕЗНЕННОГО», «ЗАМЕЩАЮЩЕГО» БРАКА В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ» 27
2. 1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА ОЛЬГИ И ШТОЛЬЦА, ОБЛОМОВА И ПШЕНИЦЫНОЙ; РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ШТОЛЬЦА И ОБЛОМОВА НА ЭТИ БРАКИ 28
2. 2 РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ШТОЛЬЦА И ОЛЬГИ, ОБЛОМОВА И ПШЕНИЦЫНОЙ 33
2. 3 СИТУАЦИЯ ЛЮБОВНОГО ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКА ОЛЬГА – ОБЛОМОВ – ШТОЛЬЦ – ПШЕНИЦЫНА 38
2. 4 СМЕРТЬ ОБЛОМОВА 42
2. 5 И. А. ГОНЧАРОВ И ВЕХИ ЕГО БИОГРАФИИ, КОТОРЫЕ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ОТРАЗИЛИСЬ В РОМАНЕ 43
ГЛАВА 3. МОТИВ НЕСЧАСТНОГО БРАКА В РОМАНЕ «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» 45
3. 1 БРАК ЛАВРЕЦКОГО И ВАРВАРЫ 46
3. 2 РАСПАД БРАКА, ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛАВРЕЦКОГО В РОССИЮ 48
3. 3 ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК ЛАВРЕЦКИЙ – ЛИЗА – ВАРВАРА ПАВЛОВНА 50
3. 4 УХОД ЛИЗЫ В МОНАСТЫРЬ 53
3. 5 ТУРГЕНЕВ И ВЕХИ ЕГО БИОГРАФИИ, ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ОТРАЗИВШИЕСЯ В РОМАНЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 56
ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 58
ЛИТЕРАТУРА 60
1. ИСТОЧНИКИ 60
2. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 60
Заключение
Основные выводы
Итак, как можно заметить из сделанных нами наблюдений, мотив внешне благополучного, но внутренне несчастливого брака довольно широко распространён в произведениях русских писателей XIX века. Очень часто именно этот мотив является сюжетообразующим, вокруг него строятся другие сюжетные линии.
Во всех трёх рассмотренных нами произведениях мы находим ряд сходств в реализации этого мотива. Прежде всего, такой брак не заключается по любви, или — по обоюдной любви. Героя или героиню к такому браку могут подтолкнуть самые разные обстоятельства — давление общественных условностей, недавно пережитое разочарование в любви (Татьяна Ларина, Ольга Ильинская). И хотя в таком браке всё-таки один из партнёров испытывает чувства по отношению к другому (генерал влюбляется в Татьяну, Штольц искренне любит Ольгу), однако брак, заключённый не по взаимной любви, не может быть счастливым. И это главная причина несчастья героев в браке: отсутствие любви.
Так же не может быть счастливым и брак, заключённый на рациональной основе (так, в браке Ольги и Штольца всё-таки достаточно силён элемент рационализма). Любви одного из супругов не хватит на то, чтобы сделать брак счастливым, но и уважения супругов друг к другу также не вполне достаточно для счастья.
Брак Лаврецкого, казалось бы, был заключён по взаимной любви — но это только на первый взгляд. В действительности Варвара Павловна не отвечала на романтические чувства Лаврецкого — её интересовало лишь его состояние. Таким образом и этот брак был заключён не по взаимной любви, любовь была только со стороны Лаврецкого, но для Варвары Павловны это был брак по расчёту.
Итак, ни в одном из рассмотренных нами произведений брак героев не был заключён по взаимной любви (в браке Ольги и Штольца всё же доминирует рациональное начало).
Однако в большинстве случаев герои, которые несчастливы в браке и оказываются в ситуации любовного треугольника, выбирают в этом случае своё душевное спокойствие и верность, а не внезапно вспыхнувшую любовь. Уважение к супругу, честь — эти ценности значат порой больше, чем иные блага. Этот же путь выбирает и Лиза, которая в браке не состоит, но уважает также и чужие клятвы и обязательства, вообще все те нормы морали и нравственности, которые служат основой жизни. И дело вовсе не в том, что каждая из этих героинь (Татьяна, Ольга и Лиза) боится осуждения со стороны общества, но в том, что они — в силу своего характера, воспитания, по своей натуре — не приемлют лжи, обмана, предательства по отношению к другому человеку.
Исключением здесь является образ Варвары Павловны, которая, выходя замуж по расчёту, очевидно и не планировала быть верной мужу; её брак и так начинается с обмана. Законы чести и долга ей незнакомы изначально — поэтому она и не хранит верность мужу и даже не испытывает по этому поводу никаких угрызений совести. Но здесь заложником этого чувства долга оказывается уже не Варвара Павловна, а Лаврецкий.
Но герои ставят этот долг и честь выше любви, выше счастья, которым им приходится жертвовать. Но взамен все они обретают душевный покой и понимание того, что не личное счастье является главным мерилом в этом мире.
Отметим также, что причины обращения каждого из рассмотренных нами авторов к этому мотиву очень часто базируются на его личных переживаниях, а то, как мотив неблагополучного брака реализуется в текстах их произведений, иллюстрирует отношение писателей к самому факту внешне благополучного, но внутренне несчастливого брака. Во всех трёх романах прямо или косвенно ставится вопрос о том, как относится общество к женщине, обманувшей мужа. В романе Пушкина речи напрямую об этом не идёт, однако критики романа затрагивают этот вопрос; в романе Гончарова Обломов сам рисует Ольге неприглядные последствия подобного необдуманного поступка, на который Ольга никогда бы не пошла. В романе Тургенева Варвара Павловна оказывается в такой ситуации, но ведёт себя так, словно ничего с ней не произошло — мнение общества не трогает её, однако это гораздо больше говорит о её легкомыслии и недалёкости. И её первый неблаговидный поступок, в котором она притворно раскаивается, влечёт за собой новые и новые, выхода из которых нет.
В конечном итоге сам герой / героиня выбирает то, что ему более близко — светские и плотские развлечения (Варвара Павловна) или душевный покой (Татьяна, Ольга, Лица, Лаврецкий). Но симпатии автора всегда оказываются на стороны страдающих, несчастливых героев, воплощающих нравственные идеалы.
Перспективы исследования
Мотив брака, заключённого не по любви и обернувшегося для героев несчастьем, находим и в ряде других произведений русской литературы. В частности, в романах Толстого мотив этот занимает одно из ведущих мест. Герои романа «Война и мир» несчастны в браках, заключённых без любви — так, Андрей женится на «маленькой княгине» Лизе, не любя её слишком глубоко, и любовь его скоро оборачивается разочарованием; Пьер женится на Элен, будучи очарованным её красотой внешней, но не духовной, и этот брак также обречён на распад. Но зато в финале романа, когда герои уже пережили множество разочарований, прошли через многие испытания, их семейные узы оказываются крепкими и надёжными — таковы семьи Наташи и Пьера, княжны Марьи и Николая Ростова.
Но, пожалуй, самый серьёзный социальный эксперимент ставит Толстой в своём романе «Анна Каренина», где героиня, оказавшись в ситуации любовного треугольника, выбирает любовь, страсть, а не душевный покой. Анна обретает всё — любовь и близость любимого человека, почти семейную жизнь с ним, путешествия, развлечения — но теряет уважение общества и честь. И, сколь бы ни были условны правила общественной морали, Анна не может жить вне этого обществ и этой морали — тот факт, что в обществе её не принимают, что от неё отворачиваются самые близкие люди, становится одной из причин её гибели. Анна на короткий миг получает всё то, чего желала, но расплачивается за это не только своей честью, жизнью, но и бессметной душой, ведь самоубийство — самый страшный грех.
Мотивы неблагополучного брака продолжают интересовать писателей и рубежа веков, и XX века. Так, в знаменитом рассказе Чехова «Дама с собачкой» ситуация любовного треугольника так и оказывается неразрешённой и незавершённой. Чехов заканчивает свой рассказ не ответом на вопрос о том, как же следует поступить героям, вступившим в брак без любви, а затем обретающим любовь вне брака, а — вопросом. Герои встречаются тайно, осознавая греховность и непрочность своих встреч, но каков же выход из этой ситуации, не знают ни они сами, ни автор; решить это предоставляется читателю.
. Источники
1. Гончаров И. А. Обломов // Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. — СПб.: Наука, 1997— Т. 4. Обломов: Роман в четырех частях. — 1998
2. Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 5. Л., 1978
3. Тургенев И. С. Дворянское гнездо // Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах. Том седьмой. М.-Л., «Наука», 1964
2. Научная литература
4. Аюпов С. М. Тургенев-романист и русская литературная традиция. Сыктывкар, 1996
5. Батюто А. Тургенев-романист. Л., 1972
6. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В. Г. Собрание сочинений в 3 т. Т. 3. М., 1948
7. Берёзкин Е. Ю. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам // http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/
8. Благой Д. Д. Мастерство Пушкина. М., 1956
9. Богословский Н. В. Тургенев / Н. Богословский. — 3-е издание. — М., 1964
10. Бонди С. М. О Пушкине: Статьи и исследования. — М.: Худож. лит., 1978
11. Венгеров С. А. Тургенев, Иван Сергеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
12. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989
13. Винникова Г. Э. Тургенев и Россия. М., 1986
14. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1941
15. Вольперт Л. Пушкин в роли Пушкина. М., 1998
16. Гаспаров Б., Паперно И. К описанию мотивной структуры лирики Пушкина // Russian romanticism. Studies in the poetic codes. Stokholm, 1979. № 10.
17. Гаспров Б. М. Язык. Память. Образ. М., 1996
18. Гершензон М. О. Мечта и мысль И. С. Тургенева. — М., 191
19. Григорьев А. А. И. С. Тургенев и его деятельность // Григорьев A.A. Апология почвенничества / Составление и комментарии А. В. Белова. М.: Институт русской цивилизации, 2008
20. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957
21. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. — М.: Худож. лит., 1965
22. Гуревич А. М. Татьяна // Онегинская энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. М., 2004
23. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. 1880 г. Пушкин (Очерк) // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 14. Л., 1988 – 1996
24. Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1973
25. Евгеньев-Максимов В. Е. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. — М.: Гос. изд-во, 1925
26. Зайцев Б. Жизнь Тургенева. Ymka-press. Париж, 1949
27. Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. — Л.: Наука, 1975
28. Иссова Л. Н. Романы И. С.Тургенева. Современные проблемы изучения. Калининград, 1999
29. Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934
30. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. — СПб.: Пушкинский фонд, 1997
31. Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972
32. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995
33. Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995
34. Лотман Ю. М. И. С. Тургенев // История русской литературы. В 4-х т. Т. 3., Л., 1982
35. Ляпушкина Е. И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996
36. Ляцкий Е. А. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. — 3-е изд. — Стокгольм, 1920.
37. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833). — Л.: Худож. лит., 1974
38. Маркович В. М. Схема и дискуссия в романах натуральной школы: (Герцен и Гончаров) // Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века: (30—50-е годы). — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982
39. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975
40. Мейлах Б. С. Творчество Пушкина. М., 1984
41. Недзвецкий В. А., Пустовойт П. Г., Полтавец Е. Ю. И. С. Тургенев. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М.: Издательство МГУ, 2000
42. Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник. — М.: Изд-во МГУ, 1992
43. Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. — М.: Изд-во МГУ; Просвещение, 1996
44. Нелидова Л. Ф. Воспоминания о Гончарове и Тургеневе / Предисл. и публ. А. Д. Алексеева // Литературное наследство. — М., 1977
45. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте / С.-Петербург. ун-т. — СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994
46. Пирогов Г. П. Гончаров // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1964. — Т. 2.
47. Писарев Д. И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова // Писарев Д. И. Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862. М., 1955
48. Поспелов Г. Н. Тургенев // Литературная энциклопедия. — М.: Художественная литература, 1939. — Т. 11
49. Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. — Новосибирск: «Наука». Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997
50. Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). — М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962
51. Руднев В. П. Мотивный анализ // Словарь культуры XX века. М., 1997
52. Розанов В. В. Семейный вопрос в России. СПб. 1903, Т. 2.
53. Тихомиров В. Н. И. А. Гончаров: Литературный портрет. — Киев: Лыбидь, 1991
54. Томашевский Б. В. Пушкин. В 2 кн. Кн. 2. М., 1961
55. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996
56. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Изд-во АН СССР, 1950
57. Цейтлин А. Гончаров // Литературная энциклопедия / Секция лит., искусства и яз.;— Т. 2. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929
58. Чичерин А. В. Гончаров // Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика. — Изд. 2-е, доп. — М.: Худож. лит., 1985
59. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева / Отв. ред. У. А. Гуральник. Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР. — М.: Наука, 1979
60. Шестов Л. Тургенев. Апофеоз беспочвенности. М.: ACT, 2000
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Общие замечания
Традиционно изучению мотивов любви в русской и мировой литературе, любви счастливой или несчастной уделяется много внимания. Однако, на наш взгляд, мотив брака, причём брака несчастливого, хотя и внешне благополучного, пока оставался без специального внимания исследователей. Но ведь почти в каждом романе русской литературы XIX века герои или вступают в брак с нелюбимыми, или уже состоят в таком браке. И зачастую эта ситуация — ситуация несчастливого брака — служит отправной точкой для развития сюжета того или иного романа: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л. Толстой «Анна Каренина»). А ведь и здесь поначалу герои с точки зрения общества ведут вполне приличный образ жизни.
Поэтому нам представляется интересным и важным обратиться к исследованию мотива внешне благополучного брака в русских романах XIX века. Цель нашей работы — рассмотреть и сопоставить, как мотив неблагополучия в браке реализуется в классических романах русской литературы XIX века на примере романов А. С. Пушкина «Евгений Онегин», И. А. Гончарова «Обломов», и И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- дать определение понятию «мотивный анализ» в литературе; представить краткий обзор литературы по этой теме;
- проанализировать мотив несчастья во внешне благополучном браке в указанных произведениях, обращая внимание на следующие особенности:
А) причина заключения брака (любовь / необходимость, продиктованная обществом и т. д.)
Б) развитие отношений в браке;
В) наличие в романе ситуации «любовного треугольника»;
Г) выход из сложившейся ситуации (смерть героев, сохранение прежнего положения, монастырь и т. п.)
- рассмотреть, насколько эти мотивы, отражённые в романе, близки самим авторам.
- выявить сходства и различия в реализации этого мотива в рассматриваемых произведениях (используя для сопоставления тексты других романов XIX века).
Объектом нашего исследования в данной работе являются тексты романов классической русской литературы XIX века.
Предмет исследования — художественный мотив внешне благополучного брака, его развитие и особенности его эстетической реализации в творчестве каждого из рассмотренных авторов. Мотив этот присутствует во многих русских классических романах — достаточно вспомнить и другие романы Толстого («Война и мир» и несчастливый брак Андрея и маленькой княгини, и брак Пьера с Элен), и романы Тургенева, и пьесы и рассказы Чехова (несчастливый брак Маши в «Трёх сёстрах» и ситуация двух несчастливых браков в рассказе «Дама с собачкой»), а также литературу XX века, романы Пастернака (несчастливый брак со вполне достойным человеком Лары в романе «Доктор Живаго») и Булгакова (несчастливый брак Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» — о её муже тоже сказано лишь хорошее). Подобных примеров можно приводить множество, однако рамки дипломной работы не позволяют нам провести анализ интересующего нас мотива во всех этих произведениях, поэтому мы ограничимся лишь тремя из них.
Выбор именно этих романов в качестве объектов исследования продиктован тем, что в них мотивы несчастного брака представлен в наиболее яркой форме, кроме того, на этих примерах мы сможем рассмотреть типологически различные причины заключения героями неудачных браков и наиболее характерные пути художественного решения писателями названной темы.
Однако прежде чем перейти непосредственно к анализу текстов романов, нам представляется необходимым дать определение понятиям «мотив» и «мотивный анализ».
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 3
МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ 5
1. ГЛАВА. МОТИВ БРАКА ПО ВОЛЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 8
1. 1 ПРИЧИНЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА – НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРОДИКТОВАННАЯ ТАТЬЯНЕ ОБЩЕСТВОМ И МАТЕРЬЮ 8
1. 2 РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ В БРАКЕ 11
1. 3 СИТУАЦИЯ ЛЮБОВНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА ТАТЬЯНА — ОНЕГИН — ГЕНЕРАЛ 13
1. 4 ФИНАЛ РОМАНА — ВЕРНОСТЬ ТАТЬЯНЫ МУЖУ 17
1. 5 ПУШКИН И ЕГО СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ В ГОДЫ НАПИСАНИЯ РОМАНА 23
ГЛАВА 2. МОТИВ «БЕСПРИЧИННО БОЛЕЗНЕННОГО», «ЗАМЕЩАЮЩЕГО» БРАКА В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ» 27
2. 1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА ОЛЬГИ И ШТОЛЬЦА, ОБЛОМОВА И ПШЕНИЦЫНОЙ; РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ШТОЛЬЦА И ОБЛОМОВА НА ЭТИ БРАКИ 28
2. 2 РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ШТОЛЬЦА И ОЛЬГИ, ОБЛОМОВА И ПШЕНИЦЫНОЙ 33
2. 3 СИТУАЦИЯ ЛЮБОВНОГО ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКА ОЛЬГА – ОБЛОМОВ – ШТОЛЬЦ – ПШЕНИЦЫНА 38
2. 4 СМЕРТЬ ОБЛОМОВА 42
2. 5 И. А. ГОНЧАРОВ И ВЕХИ ЕГО БИОГРАФИИ, КОТОРЫЕ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ОТРАЗИЛИСЬ В РОМАНЕ 43
ГЛАВА 3. МОТИВ НЕСЧАСТНОГО БРАКА В РОМАНЕ «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» 45
3. 1 БРАК ЛАВРЕЦКОГО И ВАРВАРЫ 46
3. 2 РАСПАД БРАКА, ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛАВРЕЦКОГО В РОССИЮ 48
3. 3 ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК ЛАВРЕЦКИЙ – ЛИЗА – ВАРВАРА ПАВЛОВНА 50
3. 4 УХОД ЛИЗЫ В МОНАСТЫРЬ 53
3. 5 ТУРГЕНЕВ И ВЕХИ ЕГО БИОГРАФИИ, ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ОТРАЗИВШИЕСЯ В РОМАНЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 56
ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 58
ЛИТЕРАТУРА 60
1. ИСТОЧНИКИ 60
2. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 60
Заключение
Основные выводы
Итак, как можно заметить из сделанных нами наблюдений, мотив внешне благополучного, но внутренне несчастливого брака довольно широко распространён в произведениях русских писателей XIX века. Очень часто именно этот мотив является сюжетообразующим, вокруг него строятся другие сюжетные линии.
Во всех трёх рассмотренных нами произведениях мы находим ряд сходств в реализации этого мотива. Прежде всего, такой брак не заключается по любви, или — по обоюдной любви. Героя или героиню к такому браку могут подтолкнуть самые разные обстоятельства — давление общественных условностей, недавно пережитое разочарование в любви (Татьяна Ларина, Ольга Ильинская). И хотя в таком браке всё-таки один из партнёров испытывает чувства по отношению к другому (генерал влюбляется в Татьяну, Штольц искренне любит Ольгу), однако брак, заключённый не по взаимной любви, не может быть счастливым. И это главная причина несчастья героев в браке: отсутствие любви.
Так же не может быть счастливым и брак, заключённый на рациональной основе (так, в браке Ольги и Штольца всё-таки достаточно силён элемент рационализма). Любви одного из супругов не хватит на то, чтобы сделать брак счастливым, но и уважения супругов друг к другу также не вполне достаточно для счастья.
Брак Лаврецкого, казалось бы, был заключён по взаимной любви — но это только на первый взгляд. В действительности Варвара Павловна не отвечала на романтические чувства Лаврецкого — её интересовало лишь его состояние. Таким образом и этот брак был заключён не по взаимной любви, любовь была только со стороны Лаврецкого, но для Варвары Павловны это был брак по расчёту.
Итак, ни в одном из рассмотренных нами произведений брак героев не был заключён по взаимной любви (в браке Ольги и Штольца всё же доминирует рациональное начало).
Однако в большинстве случаев герои, которые несчастливы в браке и оказываются в ситуации любовного треугольника, выбирают в этом случае своё душевное спокойствие и верность, а не внезапно вспыхнувшую любовь. Уважение к супругу, честь — эти ценности значат порой больше, чем иные блага. Этот же путь выбирает и Лиза, которая в браке не состоит, но уважает также и чужие клятвы и обязательства, вообще все те нормы морали и нравственности, которые служат основой жизни. И дело вовсе не в том, что каждая из этих героинь (Татьяна, Ольга и Лиза) боится осуждения со стороны общества, но в том, что они — в силу своего характера, воспитания, по своей натуре — не приемлют лжи, обмана, предательства по отношению к другому человеку.
Исключением здесь является образ Варвары Павловны, которая, выходя замуж по расчёту, очевидно и не планировала быть верной мужу; её брак и так начинается с обмана. Законы чести и долга ей незнакомы изначально — поэтому она и не хранит верность мужу и даже не испытывает по этому поводу никаких угрызений совести. Но здесь заложником этого чувства долга оказывается уже не Варвара Павловна, а Лаврецкий.
Но герои ставят этот долг и честь выше любви, выше счастья, которым им приходится жертвовать. Но взамен все они обретают душевный покой и понимание того, что не личное счастье является главным мерилом в этом мире.
Отметим также, что причины обращения каждого из рассмотренных нами авторов к этому мотиву очень часто базируются на его личных переживаниях, а то, как мотив неблагополучного брака реализуется в текстах их произведений, иллюстрирует отношение писателей к самому факту внешне благополучного, но внутренне несчастливого брака. Во всех трёх романах прямо или косвенно ставится вопрос о том, как относится общество к женщине, обманувшей мужа. В романе Пушкина речи напрямую об этом не идёт, однако критики романа затрагивают этот вопрос; в романе Гончарова Обломов сам рисует Ольге неприглядные последствия подобного необдуманного поступка, на который Ольга никогда бы не пошла. В романе Тургенева Варвара Павловна оказывается в такой ситуации, но ведёт себя так, словно ничего с ней не произошло — мнение общества не трогает её, однако это гораздо больше говорит о её легкомыслии и недалёкости. И её первый неблаговидный поступок, в котором она притворно раскаивается, влечёт за собой новые и новые, выхода из которых нет.
В конечном итоге сам герой / героиня выбирает то, что ему более близко — светские и плотские развлечения (Варвара Павловна) или душевный покой (Татьяна, Ольга, Лица, Лаврецкий). Но симпатии автора всегда оказываются на стороны страдающих, несчастливых героев, воплощающих нравственные идеалы.
Перспективы исследования
Мотив брака, заключённого не по любви и обернувшегося для героев несчастьем, находим и в ряде других произведений русской литературы. В частности, в романах Толстого мотив этот занимает одно из ведущих мест. Герои романа «Война и мир» несчастны в браках, заключённых без любви — так, Андрей женится на «маленькой княгине» Лизе, не любя её слишком глубоко, и любовь его скоро оборачивается разочарованием; Пьер женится на Элен, будучи очарованным её красотой внешней, но не духовной, и этот брак также обречён на распад. Но зато в финале романа, когда герои уже пережили множество разочарований, прошли через многие испытания, их семейные узы оказываются крепкими и надёжными — таковы семьи Наташи и Пьера, княжны Марьи и Николая Ростова.
Но, пожалуй, самый серьёзный социальный эксперимент ставит Толстой в своём романе «Анна Каренина», где героиня, оказавшись в ситуации любовного треугольника, выбирает любовь, страсть, а не душевный покой. Анна обретает всё — любовь и близость любимого человека, почти семейную жизнь с ним, путешествия, развлечения — но теряет уважение общества и честь. И, сколь бы ни были условны правила общественной морали, Анна не может жить вне этого обществ и этой морали — тот факт, что в обществе её не принимают, что от неё отворачиваются самые близкие люди, становится одной из причин её гибели. Анна на короткий миг получает всё то, чего желала, но расплачивается за это не только своей честью, жизнью, но и бессметной душой, ведь самоубийство — самый страшный грех.
Мотивы неблагополучного брака продолжают интересовать писателей и рубежа веков, и XX века. Так, в знаменитом рассказе Чехова «Дама с собачкой» ситуация любовного треугольника так и оказывается неразрешённой и незавершённой. Чехов заканчивает свой рассказ не ответом на вопрос о том, как же следует поступить героям, вступившим в брак без любви, а затем обретающим любовь вне брака, а — вопросом. Герои встречаются тайно, осознавая греховность и непрочность своих встреч, но каков же выход из этой ситуации, не знают ни они сами, ни автор; решить это предоставляется читателю.
. Источники
1. Гончаров И. А. Обломов // Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. — СПб.: Наука, 1997— Т. 4. Обломов: Роман в четырех частях. — 1998
2. Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 5. Л., 1978
3. Тургенев И. С. Дворянское гнездо // Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах. Том седьмой. М.-Л., «Наука», 1964
2. Научная литература
4. Аюпов С. М. Тургенев-романист и русская литературная традиция. Сыктывкар, 1996
5. Батюто А. Тургенев-романист. Л., 1972
6. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В. Г. Собрание сочинений в 3 т. Т. 3. М., 1948
7. Берёзкин Е. Ю. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам // http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/
8. Благой Д. Д. Мастерство Пушкина. М., 1956
9. Богословский Н. В. Тургенев / Н. Богословский. — 3-е издание. — М., 1964
10. Бонди С. М. О Пушкине: Статьи и исследования. — М.: Худож. лит., 1978
11. Венгеров С. А. Тургенев, Иван Сергеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
12. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989
13. Винникова Г. Э. Тургенев и Россия. М., 1986
14. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1941
15. Вольперт Л. Пушкин в роли Пушкина. М., 1998
16. Гаспаров Б., Паперно И. К описанию мотивной структуры лирики Пушкина // Russian romanticism. Studies in the poetic codes. Stokholm, 1979. № 10.
17. Гаспров Б. М. Язык. Память. Образ. М., 1996
18. Гершензон М. О. Мечта и мысль И. С. Тургенева. — М., 191
19. Григорьев А. А. И. С. Тургенев и его деятельность // Григорьев A.A. Апология почвенничества / Составление и комментарии А. В. Белова. М.: Институт русской цивилизации, 2008
20. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957
21. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. — М.: Худож. лит., 1965
22. Гуревич А. М. Татьяна // Онегинская энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. М., 2004
23. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. 1880 г. Пушкин (Очерк) // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 14. Л., 1988 – 1996
24. Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1973
25. Евгеньев-Максимов В. Е. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. — М.: Гос. изд-во, 1925
26. Зайцев Б. Жизнь Тургенева. Ymka-press. Париж, 1949
27. Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. — Л.: Наука, 1975
28. Иссова Л. Н. Романы И. С.Тургенева. Современные проблемы изучения. Калининград, 1999
29. Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934
30. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. — СПб.: Пушкинский фонд, 1997
31. Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972
32. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995
33. Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995
34. Лотман Ю. М. И. С. Тургенев // История русской литературы. В 4-х т. Т. 3., Л., 1982
35. Ляпушкина Е. И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996
36. Ляцкий Е. А. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. — 3-е изд. — Стокгольм, 1920.
37. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833). — Л.: Худож. лит., 1974
38. Маркович В. М. Схема и дискуссия в романах натуральной школы: (Герцен и Гончаров) // Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века: (30—50-е годы). — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982
39. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975
40. Мейлах Б. С. Творчество Пушкина. М., 1984
41. Недзвецкий В. А., Пустовойт П. Г., Полтавец Е. Ю. И. С. Тургенев. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М.: Издательство МГУ, 2000
42. Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник. — М.: Изд-во МГУ, 1992
43. Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. — М.: Изд-во МГУ; Просвещение, 1996
44. Нелидова Л. Ф. Воспоминания о Гончарове и Тургеневе / Предисл. и публ. А. Д. Алексеева // Литературное наследство. — М., 1977
45. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте / С.-Петербург. ун-т. — СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994
46. Пирогов Г. П. Гончаров // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1964. — Т. 2.
47. Писарев Д. И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова // Писарев Д. И. Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862. М., 1955
48. Поспелов Г. Н. Тургенев // Литературная энциклопедия. — М.: Художественная литература, 1939. — Т. 11
49. Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. — Новосибирск: «Наука». Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997
50. Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). — М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962
51. Руднев В. П. Мотивный анализ // Словарь культуры XX века. М., 1997
52. Розанов В. В. Семейный вопрос в России. СПб. 1903, Т. 2.
53. Тихомиров В. Н. И. А. Гончаров: Литературный портрет. — Киев: Лыбидь, 1991
54. Томашевский Б. В. Пушкин. В 2 кн. Кн. 2. М., 1961
55. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996
56. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Изд-во АН СССР, 1950
57. Цейтлин А. Гончаров // Литературная энциклопедия / Секция лит., искусства и яз.;— Т. 2. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929
58. Чичерин А. В. Гончаров // Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика. — Изд. 2-е, доп. — М.: Худож. лит., 1985
59. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева / Отв. ред. У. А. Гуральник. Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР. — М.: Наука, 1979
60. Шестов Л. Тургенев. Апофеоз беспочвенности. М.: ACT, 2000
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую