Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Искусство в XX веке получило такой вектор развития и такую скорость развития, каких не было ни в один из предшествующих исторических периодов. В XX веке в связи со многими научными открытиями, а также событиями истории, которые не могли пройти незаметно для художников, проявилось в полной мере как стремление к дегуманизации искусства, отделении его от человека, так и противоположное ему направление — стремление к гуманизации искусства, попыткам осознания человека в том новом мире, каким мир XX века казался писателям и другим художникам. Дегуманизация вытесняет образ человека из искусства, ставит на его место идею, символ, образ вещи, образ неживого, гуманизация — это попытка найти своё место, обрести вновь утерянное понимание роли человека в мироздании.
В нашей работе мы освещаем эти две тенденции, чему уделено внимание в первой главе, где мы даём краткий обзор и определение таким ключевым понятиям литературы XX века, как экзистенциализм (как тенденции к гуманизации), структурализм, постструктурализм и постмодернизм (как тенденций дегуманизации, где в центре понятийного аппарата, в центре мироздания — текст, вещная действительность, символизм, идея и образ, но не человек). Одним из представителей постмодернизма считается и Джон Фаулз, однако его концепция искусства обладает свой спецификой, которая не исчерпывается постмодернизмом.
Тема нашего исследования — «Концепция искусства в эссеистике Джона Фаулза (по сборнику эссе «Кротовые норы»)».
Степень разработанности темы и история вопроса. Несмотря на то, что первые переводы произведений Джона Фаулза начали появляться в нашей стране стравнительно поздно, творчество Джона Фаулза достаточно хорошо исследовано к настоящему времени, хотя основное внимание учёные уделяют его романам, в то время как в центре нашего внимания — сборник эссе «Кротовые норы». Одной из первых работ по творчеству Д. Фаулза на русском языке является диссертационное исследование И.В. Кабановой «Тема художника и художественного творчества в английском романе 60-х 70-х гг.» (1986). Годом позже вышла работа Н.Ю. Жлуктенко «Проблема гуманизма в прозе Джона Фаулза». В целом, в отечественном литературоведении в поле внимания находились и находятся различные аспекты творчества Д. Фаулза. Работы Е.С. Аминевой касались жанрового своеобразия и проблемы творческого метода писателя (2006, 2010). А.М. Гарфиуллина изучала аллюзивный подтекст произведений писателя (2010), что является чрезвычайно плодотворной темой, поскольку для творчества Д. Фаулза характерна высокая аллюзивность. В части работ Д. Фаулз был сразу отнесён к постмодернистам, в других работах художественный метод рассматривался как основная проблема (как, например, в работах упомянутой выше Е.С. Аминевой). В части исследований поднимается достаточно узкая проблема, как, например, в работах Н.Г. Владимировой Н.Г. «Поэтика игры в романе Д. Фаулза «Коллекционер» (2000), А.А. Акатовой «Ландшафт культуры»: понятийный статус и художественное воплощение» (2007), в других даётся общий обзор творчества писателя (например, Горобченко И.В. «Романы Джона Фаулза. Творческая эволюция» (1996)). Представляется закономерным, что работы, посвящённые более общим темам, создавались значительно раньше, когда как таковых исследований по творчеству Д. Фаулза на русском языке было очень мало.
Итак, теоретической базой нашей работы послужили как названные исследования следующих учёных, посвящённые проблемам, которые затрагиваются в творчестве Джона Фаулза, так и исследования по эстетике и истории литературы и культуры XX века, в том числе работы о проблемах постмодернизма, экзистенциализма, работы по теории романа, а также исследования по теории литературы в целом.
Мы выбрали в качестве практического материала исследования сборник эссе «Кротовые норы», а не один из романов писателя, так как в этом сборнике, как нигде больше, Д. Фаулз открыто высказывается об искусстве (преимущественно о литературе) — о своих и чужих произведениях, что позволяет наиболее ярко увидеть эстетическую концепцию автора, которая находит своё отражение в романах, однако в более «зашифрованном» виде. Эссе, напротив, очень наглядны, в том числе за счёт многочисленных культурных отсылок, которые Д. Фаулз использует, чтобы ясно обозначить собственные эстетические взгляды.
Итак, в работе мы анализируем произведения Джона Фаулза, в частности, его концепцию искусства, его видение мироздания, тенденций в его творчестве.
Актуальность нашей работы можно определить, как необходимость разобраться в общих тенденциях искусства недавно прошедшей эпохи, последствия которой мы сейчас ощущаем. Общая изломанность в понимании бытия в сложном, метафизически тяжёлом XX веке, тупик дегуманизации сегодняшней цивилизационной структуры диктует, как отмечают многие теоретики как искусства, так и науки, необходимость подобных исследований. Нам нужно разобраться в том, что легло в основу дегуманизации, чтобы найти выход. Осмысление эстетических воззрений писателей XX века является одним из способов осмысления прошедшей эпохи.
Новизна данной работы состоит в том, что Д. Фаулза, не испытывающие недостатка во внимании критиков, всё же не до конца раскрыты с точки зрения их эстетической концепции. Постмодернистские тенденции Фаулза являются не в полной мере таковыми, они находятся на пограничье искусства и науки, поэтому так важно смотреть на их через призму общих тенденций философии и науки XX века. Кроме того, отметим, что сборник эссе «Кротовые норы» пока не является достаточно исследованным как комплексное явление. Среди работ, которые касаются этого сборника, преобладают исследования, где затрагиваются только отдельные эссе либо же достаточно узкие темы, которые не охватывают весь сборник.
Цель данной работы — проследить, как выражается концепция искусства в эссеистике Джона Фаулза.
Задачи нашей работы можно сформулировать следующим образом:
– проследить основные эстетические тенденции XX века, в том числе и процессы гуманизации и дегуманизации в философских концепциях XX века, которые оказали значительное воздействие на творчество писателей, в том числе отчасти и на творчество Д. Фаулза;
– кратко охарактеризовать творческий путь самого Джона Фаулза;
– дать обзор его самым значимым художественным произведениям и отражённым в них идеям, а также охарактеризовать специфику творческого метода Д. Фаулза, которая проявляется в его художественных произведениях;
– проанализировать эссеистику Джона Фаулза с точки зрения репрезентации в ней концепции искусства.
Предметом нашего исследования стала концепция искусства, представленная в эссе Джона Фаулза, собранных в книге «Кротовые норы».
Объектом нашей работы стали особенности его эстетической концепции в сравнении с эстетическими концепциями XX века.
Методы, использованные в нашем исследовании, это описание, анализ литературы по теме, методы литературоведческого анализа.
Структура нашего исследования предполагает введение, две главы (одна теоретическая, другая — практическая), заключение и список литературы. В теоретической части мы проанализируем основные эстетические тенденции XX века, проявление которых так или иначе может найти своё отражение в творчестве Д. Фаулза. Во второй главе, которая является теоретической, мы дадим обзор основным эстетическим воззрениям писателя, которые нашли своё отражение в сборнике эссе «Кротовые норы». Список литературы включает 51 пункт.
Теоретическая и практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его результаты могут применяться на лекциях и семинарах по истории зарубежной литературы и публицистики, а также в различных спецкурсах по современной зарубежной литературе и лингвистике.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТВОРЧЕСТВО ДЖ. ФАУЛЗА В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА 8
1.1 Концепция искусства в XX веке 8
1.2 Общая характеристика творчества Дж. Фаулза 16
Выводы по главе 1 25
2 АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА В СБОРНИКЕ ЭССЕ «КРОТОВЫЕ НОРЫ» 27
2.1 Воззрения Дж. Фаулза на современное и классическое искусство 27
2.2 Роль культурных и литературных аллюзий в «Кротовых норах» для понимания авторской концепции искуссва 43
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно поставленным во введении задачам, мы проследили развитие основных эстетических тенденций XX века, указав на то, что эстетические направдения в XX веке сменяли друг друга гораздо быстрей, чем в предыдущие эпохи, а также что часть этих тенденций существовала приблизительно в одно время, не вытесня друг друга.
В XX веке большинство эстетических направлений можно было отнести к двум магистральным тенденциям: гуманистической и антигуматистической, которые каждая на свой лад пытались осознать место человека в мире и роль для человека искусства и творчества.
К гуманистическим тенденциям относятся, прежде всего, экзистенциализм и интуитивизм, которые ставят в центр своих эстетических концепций человека, а искусство воспринимают как средство познания и изменения мира, способ для человека преодолеть собственную смертность и абсурд бытия.
К противоположных тенденциям относятся структурализм и постструктурализм. Несмотря на все различия между этими направлениями, из сближает то, что они «выводят» фигуру человека из сикусства, заменяя её иными элементами: неодушевлёнными предметами либо текстом как таковым.
Искусство, в особенности, словесное искусство для структуралистов делается предметом максимально научного анализа. Ими выдвигается теория о возможности постигнуть искусство при помощи методов, которые просто необходимо выработать. Для поструктуралистов искусство — это не объект научного исследования, а игра, причём часто игра ради самой себя, не ищущая иной цели, кроме игры как таковой.
Очевидно, что сам Д. Фаулз не принимал ни одну из этих концепций полностью. Несмотря на сильное игровое начало в его произведениях, несмотря на многочисленные аллюзии, которые выявляются при внимательном прочтении художественных произведений писателя, несмотря на то, что в самом тексте автор подчас избегает однозначных оценок, его творчество нельзя однозначно отнести к постмодернизму. В частности к этому выводу можно прийти в результате анализа сборника эссе «Кротовые норы».
Сборник включает эссе разных лет и отражает точку зрения Д. Фаулза на различные аспекты концепции искусства. Эссе были не случайно и не подряд включены сборник, они прошли достаточно строгий отбор, потому в «Кротовых норах» нет случайных или проходных эссе. Каждая из помещённых там работ позволяет открыть новый ракурс Д. Фаулза на искусство в целом, на литературу. на искусство романа, в частности.
Несмотря на то, что в большинстве случае Д. Фаулз избегает точных формулировок в отношении искусства в целом, его точку зрения всё же можно распространить с литературы или даже с романной формы на искусство в целом, потому что аспекты проблемы искусства, затрагиваемые писателем во многом универсальны.
Важнейшей для понимания концепции искусства Д. Фаулзом является вынесенная в название сборника метафора. Искусство позволяет соединять людей во времени и пространстве, оно существует, по сути, вне времени, именно поэтому книга не может устареть, если в ней до настоящего времени сохранилась какая-то новизна, то, что привлечёт к ней современного читателя.
Искусство должно быть содержательно. Любые попытки уйти от содержательности, на взгляд Д. Фаулза, являются тупиковым путём, будь то исключительно развлекательная литература, лишённая «проповедничества», или новый роман, лишённый сюжета и героев.
Разные виды искусства обладают своим набором средств, что нужно учитывать при переносе произведения из одного вида искусства в другой, в частности, при экранизации книги.
В целом, можно отметить, что в эстетической концепции Д. Фаулза переплелись многие тенденции искусства XX века, что делает его творчество многоплановым и интересным для анализа.
Завершая работу, отметим, что изучение сборника эссе «Кротовые норы» нельзя считать исчерпанным. Его можно рассматривать далее как с точки зрения содержательной, выявляя воззрения Д. Фаулза по различным конкретным вопросам, так и с точки зрения формальной, анализируя изобразительные средства, которые используются Д. Фаулзом в этих эссе.
Результаты нашего исследования, как мы указывали во введении, могут быть использованы на занятиях по теории и истории литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адорно Т. Эстетическая теория М.: Республика, 2001. 527 с.
2. Акатова А.А. «Ландшафт культуры»: понятийный статус и художественное воплощение: на материале романа Джона Фаулза «Волхв». Кострома, 2007. 185 с.
3. Аминева Е.С. Джон Фаулз и викторианская историческая и жанровая традиция. // Историческая поэтика жанра. №1. 2006. С. 21-36.
4. Аминева Е.С. Джон Фаулз: парадоксы размышления над методом. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. №3. 2010. С. 20-23.
5. Афасижев Т.М. Проблема основного вида искусства в западной эстетике XIX-XX веков. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. М., 1991. 16 с.
6. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. 556 с.
7. Владимирова Н.Г. Поэтика игры в романе Д. Фаулза «Коллекционер» // Актуальные проблемы литературы: комментарий к XX веку: Материалы междунар. конф., Светлогорск, 25-28 сент. 2000 г. Калининград, 2001. С. 182- 194.
8. Власов В.Г, Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. СПб.: Азбука-классика, 2005. 320 с.
9. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 574 с.
10. Гарушьян С.А. Эссе Джона Фаулза о Томасе Харди. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: филология, журналистика. Т. 10. №1. 2010. С. 62-67.
11. Гарушьян С.А. Проблема национальной идентичности в эссеистике Джона Фаулза. // Известия Саратов. ун-та. 2009. Вып. 3. С. 67-71.
12. Гарфиуллина А.М. Культурологическая маркированность аллюзий в художественном дискурсе Д. Фаулза. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. Уфа, 2010. 24 с.
13. Годованная Э.Г. Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза. Дисс. канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 213 с.
14. Горобченко И.В. Романы Джона Фаулза. Творческая эволюция. Дисс. … канд. филол. наук. М., 1996.
15. Дайс Е.А. Малая традиция европейской культуры в творчестве Джона Фаулза. Дисс. канд. филол. наук. М., 2006. 202 с.
16. Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю: очерки европейской философско-эстетической мысли ХХ века. М.: Искусство, 1990. 399 с.
17. Долгов К. М. Эстетика Ж. П. Сартра // Знание Эстетика. 1990.— № 3–64c.
18. Долинин К. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1985. 288 с.
19. Жлуктенко Н.Ю. Проблема гуманизма в прозе Джона Фаулза. // Литература Англии. XX век/Под. ред. А.Шаховой. Киев, 1987. С. 372.
20. Залите Т.А. Поэтический мир Джона Фаулза. Рига: ЛГУ, 1982. 36 с.
21. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М.: Худож. лит., 1973. 535 с.
22. Зиннатуллина З.Р. Женские образы в романе Джона Фаулза «Дэниел Мартин». // Филология и культура. 2013. № 3 (33). С. 186-190.
23. Зиннатуллина З.Р. Художественная концепция национального в творчестве Джона Фаулза. Дисс. канд. филол. наук. Казань, 2012. 169 с.
24. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. 225 с.
25. Кабанова И.В. Тема художника и художественного творчества в английском романе 60-х 70-х гг. (Дж. Фаулз, Б.С. Джонсон). Дисс. канд. филол. наук. М., 1986.
26. Картузова И.Б. Проблемы искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. СПб., 2006. 21 с.
27. Кривцун О. Эстетика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.deol.ru/users/krivtsun/aest34.htm. (Дата обращения: 01.05.2015).
28. Крутоус В. П. Эстетика и время. Книга взаимоотражений. СПб.: Алтейя, 2012. 672 с.
29. Кузнецова Т.В. Эстетика в XX веке: основные тенденции. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. № 4 (12). С. 4-11.
30. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма Текст. / Н.Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. 347с.
31. Муратова Я.Ю. Мифоэтика в современном английском романе: Д.Барнс, А. Байетт, Д. Фаулз. Дис. … канд. филолог, наук. М., 1999. 240 с.
32. Насрутдинова Л.Х. Между реализмом и постмодернизмом. Переходные явления в русской прозе конца XX века. Казань: Казанский ун-т, Филологический фак. Казань, 2010.
33. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. 336 с.
34. Павлычко С.Д. Роман Джона Фаулза «Дэниэл Мартин» и традиции английской реалистической прозы // Взаимодействие формы и содержания в реалистическом художественном произведении. Киев, 1988.
35. Панова О.Ю. От модернизма к постмодернизму и современному художественному синтезу. Современная Европа. 2004. № 1 (17). С. 130-140.
36. Папкина Д.С. Шекспировские аллюзии в прозе Джона Фаулза. Дисс. канд. филол. наук. Великий Новгород, 2004.
37. Релф Дж. Введение // Фаулз Дж. Кротовые норы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/59532/5/Faulz_-_Krotovye_nory.html. (Дата обращения: 01.05.2015).
38. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры 20 в. Основные понятия и тексты. М.: Аграф, 2003. С. 357.
39. Солодовник К.Б. Моделирование действительности в раннем романном творчестве (1960-70-е гг.) Джона Фаулза. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. Екатерингбург, 2004. 24 с.
40. Суворова Т.А. От модернизма к постмодернизму: литературный процесс XX столетия. // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2007. № 3 (29). С. 159-167.
41. Тимофеев В. Г. Уроки Джона Фаулза. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2003.
42. Фаулз Д. Кротовые норы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/59532/5/Faulz_-_Krotovye_nory.html. (Дата обращения: 01.05.2015).
43. Фейбергс В. Творческий путь Дж. Фаулза. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. М., 1986.
44. Филюшкина С.Н. Проблема автора, точки зрения, повествовательной ситуации (на примере романов Дж. Барнса, Дж. Фаулза, Г. Свифта). // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1. С. 143-147.
45. Филюшкина С.Н. Современный английский роман: формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. 182 с.
46. Фомичева Ж.Е. От модернизма к постмодернизму: некоторые аспекты смены литературно-художесвтенной парадигмы. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 10. № 12. С. 160-169.
47. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000.
48. Хольнева М.А. Особенности художественной мистификации в романе Джона Фаулза «Волхв». Дисс. канд. филол. наук. Н.Новогород, 2006.
49. Храпова В.В. Композиционный лабиринт романа Джона Фаулза «Коллекционер» Наука. Университет. 2002. Материалы Третьей научной конференции. Новосибирск, 2002.
50. Яценко Е.В. Образы визуальных искусств в творчестве Джона Фаулза. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. М., 2006. 30 с.
51. Яценко Е.В. Философия случайности Джона Фаулза. // Челябинский гуманитарий. Т. 1. №14. 2011. №136-143.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Искусство в XX веке получило такой вектор развития и такую скорость развития, каких не было ни в один из предшествующих исторических периодов. В XX веке в связи со многими научными открытиями, а также событиями истории, которые не могли пройти незаметно для художников, проявилось в полной мере как стремление к дегуманизации искусства, отделении его от человека, так и противоположное ему направление — стремление к гуманизации искусства, попыткам осознания человека в том новом мире, каким мир XX века казался писателям и другим художникам. Дегуманизация вытесняет образ человека из искусства, ставит на его место идею, символ, образ вещи, образ неживого, гуманизация — это попытка найти своё место, обрести вновь утерянное понимание роли человека в мироздании.
В нашей работе мы освещаем эти две тенденции, чему уделено внимание в первой главе, где мы даём краткий обзор и определение таким ключевым понятиям литературы XX века, как экзистенциализм (как тенденции к гуманизации), структурализм, постструктурализм и постмодернизм (как тенденций дегуманизации, где в центре понятийного аппарата, в центре мироздания — текст, вещная действительность, символизм, идея и образ, но не человек). Одним из представителей постмодернизма считается и Джон Фаулз, однако его концепция искусства обладает свой спецификой, которая не исчерпывается постмодернизмом.
Тема нашего исследования — «Концепция искусства в эссеистике Джона Фаулза (по сборнику эссе «Кротовые норы»)».
Степень разработанности темы и история вопроса. Несмотря на то, что первые переводы произведений Джона Фаулза начали появляться в нашей стране стравнительно поздно, творчество Джона Фаулза достаточно хорошо исследовано к настоящему времени, хотя основное внимание учёные уделяют его романам, в то время как в центре нашего внимания — сборник эссе «Кротовые норы». Одной из первых работ по творчеству Д. Фаулза на русском языке является диссертационное исследование И.В. Кабановой «Тема художника и художественного творчества в английском романе 60-х 70-х гг.» (1986). Годом позже вышла работа Н.Ю. Жлуктенко «Проблема гуманизма в прозе Джона Фаулза». В целом, в отечественном литературоведении в поле внимания находились и находятся различные аспекты творчества Д. Фаулза. Работы Е.С. Аминевой касались жанрового своеобразия и проблемы творческого метода писателя (2006, 2010). А.М. Гарфиуллина изучала аллюзивный подтекст произведений писателя (2010), что является чрезвычайно плодотворной темой, поскольку для творчества Д. Фаулза характерна высокая аллюзивность. В части работ Д. Фаулз был сразу отнесён к постмодернистам, в других работах художественный метод рассматривался как основная проблема (как, например, в работах упомянутой выше Е.С. Аминевой). В части исследований поднимается достаточно узкая проблема, как, например, в работах Н.Г. Владимировой Н.Г. «Поэтика игры в романе Д. Фаулза «Коллекционер» (2000), А.А. Акатовой «Ландшафт культуры»: понятийный статус и художественное воплощение» (2007), в других даётся общий обзор творчества писателя (например, Горобченко И.В. «Романы Джона Фаулза. Творческая эволюция» (1996)). Представляется закономерным, что работы, посвящённые более общим темам, создавались значительно раньше, когда как таковых исследований по творчеству Д. Фаулза на русском языке было очень мало.
Итак, теоретической базой нашей работы послужили как названные исследования следующих учёных, посвящённые проблемам, которые затрагиваются в творчестве Джона Фаулза, так и исследования по эстетике и истории литературы и культуры XX века, в том числе работы о проблемах постмодернизма, экзистенциализма, работы по теории романа, а также исследования по теории литературы в целом.
Мы выбрали в качестве практического материала исследования сборник эссе «Кротовые норы», а не один из романов писателя, так как в этом сборнике, как нигде больше, Д. Фаулз открыто высказывается об искусстве (преимущественно о литературе) — о своих и чужих произведениях, что позволяет наиболее ярко увидеть эстетическую концепцию автора, которая находит своё отражение в романах, однако в более «зашифрованном» виде. Эссе, напротив, очень наглядны, в том числе за счёт многочисленных культурных отсылок, которые Д. Фаулз использует, чтобы ясно обозначить собственные эстетические взгляды.
Итак, в работе мы анализируем произведения Джона Фаулза, в частности, его концепцию искусства, его видение мироздания, тенденций в его творчестве.
Актуальность нашей работы можно определить, как необходимость разобраться в общих тенденциях искусства недавно прошедшей эпохи, последствия которой мы сейчас ощущаем. Общая изломанность в понимании бытия в сложном, метафизически тяжёлом XX веке, тупик дегуманизации сегодняшней цивилизационной структуры диктует, как отмечают многие теоретики как искусства, так и науки, необходимость подобных исследований. Нам нужно разобраться в том, что легло в основу дегуманизации, чтобы найти выход. Осмысление эстетических воззрений писателей XX века является одним из способов осмысления прошедшей эпохи.
Новизна данной работы состоит в том, что Д. Фаулза, не испытывающие недостатка во внимании критиков, всё же не до конца раскрыты с точки зрения их эстетической концепции. Постмодернистские тенденции Фаулза являются не в полной мере таковыми, они находятся на пограничье искусства и науки, поэтому так важно смотреть на их через призму общих тенденций философии и науки XX века. Кроме того, отметим, что сборник эссе «Кротовые норы» пока не является достаточно исследованным как комплексное явление. Среди работ, которые касаются этого сборника, преобладают исследования, где затрагиваются только отдельные эссе либо же достаточно узкие темы, которые не охватывают весь сборник.
Цель данной работы — проследить, как выражается концепция искусства в эссеистике Джона Фаулза.
Задачи нашей работы можно сформулировать следующим образом:
– проследить основные эстетические тенденции XX века, в том числе и процессы гуманизации и дегуманизации в философских концепциях XX века, которые оказали значительное воздействие на творчество писателей, в том числе отчасти и на творчество Д. Фаулза;
– кратко охарактеризовать творческий путь самого Джона Фаулза;
– дать обзор его самым значимым художественным произведениям и отражённым в них идеям, а также охарактеризовать специфику творческого метода Д. Фаулза, которая проявляется в его художественных произведениях;
– проанализировать эссеистику Джона Фаулза с точки зрения репрезентации в ней концепции искусства.
Предметом нашего исследования стала концепция искусства, представленная в эссе Джона Фаулза, собранных в книге «Кротовые норы».
Объектом нашей работы стали особенности его эстетической концепции в сравнении с эстетическими концепциями XX века.
Методы, использованные в нашем исследовании, это описание, анализ литературы по теме, методы литературоведческого анализа.
Структура нашего исследования предполагает введение, две главы (одна теоретическая, другая — практическая), заключение и список литературы. В теоретической части мы проанализируем основные эстетические тенденции XX века, проявление которых так или иначе может найти своё отражение в творчестве Д. Фаулза. Во второй главе, которая является теоретической, мы дадим обзор основным эстетическим воззрениям писателя, которые нашли своё отражение в сборнике эссе «Кротовые норы». Список литературы включает 51 пункт.
Теоретическая и практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его результаты могут применяться на лекциях и семинарах по истории зарубежной литературы и публицистики, а также в различных спецкурсах по современной зарубежной литературе и лингвистике.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТВОРЧЕСТВО ДЖ. ФАУЛЗА В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА 8
1.1 Концепция искусства в XX веке 8
1.2 Общая характеристика творчества Дж. Фаулза 16
Выводы по главе 1 25
2 АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА В СБОРНИКЕ ЭССЕ «КРОТОВЫЕ НОРЫ» 27
2.1 Воззрения Дж. Фаулза на современное и классическое искусство 27
2.2 Роль культурных и литературных аллюзий в «Кротовых норах» для понимания авторской концепции искуссва 43
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно поставленным во введении задачам, мы проследили развитие основных эстетических тенденций XX века, указав на то, что эстетические направдения в XX веке сменяли друг друга гораздо быстрей, чем в предыдущие эпохи, а также что часть этих тенденций существовала приблизительно в одно время, не вытесня друг друга.
В XX веке большинство эстетических направлений можно было отнести к двум магистральным тенденциям: гуманистической и антигуматистической, которые каждая на свой лад пытались осознать место человека в мире и роль для человека искусства и творчества.
К гуманистическим тенденциям относятся, прежде всего, экзистенциализм и интуитивизм, которые ставят в центр своих эстетических концепций человека, а искусство воспринимают как средство познания и изменения мира, способ для человека преодолеть собственную смертность и абсурд бытия.
К противоположных тенденциям относятся структурализм и постструктурализм. Несмотря на все различия между этими направлениями, из сближает то, что они «выводят» фигуру человека из сикусства, заменяя её иными элементами: неодушевлёнными предметами либо текстом как таковым.
Искусство, в особенности, словесное искусство для структуралистов делается предметом максимально научного анализа. Ими выдвигается теория о возможности постигнуть искусство при помощи методов, которые просто необходимо выработать. Для поструктуралистов искусство — это не объект научного исследования, а игра, причём часто игра ради самой себя, не ищущая иной цели, кроме игры как таковой.
Очевидно, что сам Д. Фаулз не принимал ни одну из этих концепций полностью. Несмотря на сильное игровое начало в его произведениях, несмотря на многочисленные аллюзии, которые выявляются при внимательном прочтении художественных произведений писателя, несмотря на то, что в самом тексте автор подчас избегает однозначных оценок, его творчество нельзя однозначно отнести к постмодернизму. В частности к этому выводу можно прийти в результате анализа сборника эссе «Кротовые норы».
Сборник включает эссе разных лет и отражает точку зрения Д. Фаулза на различные аспекты концепции искусства. Эссе были не случайно и не подряд включены сборник, они прошли достаточно строгий отбор, потому в «Кротовых норах» нет случайных или проходных эссе. Каждая из помещённых там работ позволяет открыть новый ракурс Д. Фаулза на искусство в целом, на литературу. на искусство романа, в частности.
Несмотря на то, что в большинстве случае Д. Фаулз избегает точных формулировок в отношении искусства в целом, его точку зрения всё же можно распространить с литературы или даже с романной формы на искусство в целом, потому что аспекты проблемы искусства, затрагиваемые писателем во многом универсальны.
Важнейшей для понимания концепции искусства Д. Фаулзом является вынесенная в название сборника метафора. Искусство позволяет соединять людей во времени и пространстве, оно существует, по сути, вне времени, именно поэтому книга не может устареть, если в ней до настоящего времени сохранилась какая-то новизна, то, что привлечёт к ней современного читателя.
Искусство должно быть содержательно. Любые попытки уйти от содержательности, на взгляд Д. Фаулза, являются тупиковым путём, будь то исключительно развлекательная литература, лишённая «проповедничества», или новый роман, лишённый сюжета и героев.
Разные виды искусства обладают своим набором средств, что нужно учитывать при переносе произведения из одного вида искусства в другой, в частности, при экранизации книги.
В целом, можно отметить, что в эстетической концепции Д. Фаулза переплелись многие тенденции искусства XX века, что делает его творчество многоплановым и интересным для анализа.
Завершая работу, отметим, что изучение сборника эссе «Кротовые норы» нельзя считать исчерпанным. Его можно рассматривать далее как с точки зрения содержательной, выявляя воззрения Д. Фаулза по различным конкретным вопросам, так и с точки зрения формальной, анализируя изобразительные средства, которые используются Д. Фаулзом в этих эссе.
Результаты нашего исследования, как мы указывали во введении, могут быть использованы на занятиях по теории и истории литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адорно Т. Эстетическая теория М.: Республика, 2001. 527 с.
2. Акатова А.А. «Ландшафт культуры»: понятийный статус и художественное воплощение: на материале романа Джона Фаулза «Волхв». Кострома, 2007. 185 с.
3. Аминева Е.С. Джон Фаулз и викторианская историческая и жанровая традиция. // Историческая поэтика жанра. №1. 2006. С. 21-36.
4. Аминева Е.С. Джон Фаулз: парадоксы размышления над методом. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. №3. 2010. С. 20-23.
5. Афасижев Т.М. Проблема основного вида искусства в западной эстетике XIX-XX веков. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. М., 1991. 16 с.
6. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. 556 с.
7. Владимирова Н.Г. Поэтика игры в романе Д. Фаулза «Коллекционер» // Актуальные проблемы литературы: комментарий к XX веку: Материалы междунар. конф., Светлогорск, 25-28 сент. 2000 г. Калининград, 2001. С. 182- 194.
8. Власов В.Г, Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. СПб.: Азбука-классика, 2005. 320 с.
9. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 574 с.
10. Гарушьян С.А. Эссе Джона Фаулза о Томасе Харди. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: филология, журналистика. Т. 10. №1. 2010. С. 62-67.
11. Гарушьян С.А. Проблема национальной идентичности в эссеистике Джона Фаулза. // Известия Саратов. ун-та. 2009. Вып. 3. С. 67-71.
12. Гарфиуллина А.М. Культурологическая маркированность аллюзий в художественном дискурсе Д. Фаулза. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. Уфа, 2010. 24 с.
13. Годованная Э.Г. Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза. Дисс. канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 213 с.
14. Горобченко И.В. Романы Джона Фаулза. Творческая эволюция. Дисс. … канд. филол. наук. М., 1996.
15. Дайс Е.А. Малая традиция европейской культуры в творчестве Джона Фаулза. Дисс. канд. филол. наук. М., 2006. 202 с.
16. Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю: очерки европейской философско-эстетической мысли ХХ века. М.: Искусство, 1990. 399 с.
17. Долгов К. М. Эстетика Ж. П. Сартра // Знание Эстетика. 1990.— № 3–64c.
18. Долинин К. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1985. 288 с.
19. Жлуктенко Н.Ю. Проблема гуманизма в прозе Джона Фаулза. // Литература Англии. XX век/Под. ред. А.Шаховой. Киев, 1987. С. 372.
20. Залите Т.А. Поэтический мир Джона Фаулза. Рига: ЛГУ, 1982. 36 с.
21. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М.: Худож. лит., 1973. 535 с.
22. Зиннатуллина З.Р. Женские образы в романе Джона Фаулза «Дэниел Мартин». // Филология и культура. 2013. № 3 (33). С. 186-190.
23. Зиннатуллина З.Р. Художественная концепция национального в творчестве Джона Фаулза. Дисс. канд. филол. наук. Казань, 2012. 169 с.
24. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. 225 с.
25. Кабанова И.В. Тема художника и художественного творчества в английском романе 60-х 70-х гг. (Дж. Фаулз, Б.С. Джонсон). Дисс. канд. филол. наук. М., 1986.
26. Картузова И.Б. Проблемы искусства и образ художника в творчестве Джона Фаулза. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. СПб., 2006. 21 с.
27. Кривцун О. Эстетика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.deol.ru/users/krivtsun/aest34.htm. (Дата обращения: 01.05.2015).
28. Крутоус В. П. Эстетика и время. Книга взаимоотражений. СПб.: Алтейя, 2012. 672 с.
29. Кузнецова Т.В. Эстетика в XX веке: основные тенденции. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. № 4 (12). С. 4-11.
30. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма Текст. / Н.Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. 347с.
31. Муратова Я.Ю. Мифоэтика в современном английском романе: Д.Барнс, А. Байетт, Д. Фаулз. Дис. … канд. филолог, наук. М., 1999. 240 с.
32. Насрутдинова Л.Х. Между реализмом и постмодернизмом. Переходные явления в русской прозе конца XX века. Казань: Казанский ун-т, Филологический фак. Казань, 2010.
33. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. 336 с.
34. Павлычко С.Д. Роман Джона Фаулза «Дэниэл Мартин» и традиции английской реалистической прозы // Взаимодействие формы и содержания в реалистическом художественном произведении. Киев, 1988.
35. Панова О.Ю. От модернизма к постмодернизму и современному художественному синтезу. Современная Европа. 2004. № 1 (17). С. 130-140.
36. Папкина Д.С. Шекспировские аллюзии в прозе Джона Фаулза. Дисс. канд. филол. наук. Великий Новгород, 2004.
37. Релф Дж. Введение // Фаулз Дж. Кротовые норы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/59532/5/Faulz_-_Krotovye_nory.html. (Дата обращения: 01.05.2015).
38. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры 20 в. Основные понятия и тексты. М.: Аграф, 2003. С. 357.
39. Солодовник К.Б. Моделирование действительности в раннем романном творчестве (1960-70-е гг.) Джона Фаулза. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. Екатерингбург, 2004. 24 с.
40. Суворова Т.А. От модернизма к постмодернизму: литературный процесс XX столетия. // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2007. № 3 (29). С. 159-167.
41. Тимофеев В. Г. Уроки Джона Фаулза. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2003.
42. Фаулз Д. Кротовые норы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/59532/5/Faulz_-_Krotovye_nory.html. (Дата обращения: 01.05.2015).
43. Фейбергс В. Творческий путь Дж. Фаулза. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. М., 1986.
44. Филюшкина С.Н. Проблема автора, точки зрения, повествовательной ситуации (на примере романов Дж. Барнса, Дж. Фаулза, Г. Свифта). // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1. С. 143-147.
45. Филюшкина С.Н. Современный английский роман: формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. 182 с.
46. Фомичева Ж.Е. От модернизма к постмодернизму: некоторые аспекты смены литературно-художесвтенной парадигмы. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 10. № 12. С. 160-169.
47. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000.
48. Хольнева М.А. Особенности художественной мистификации в романе Джона Фаулза «Волхв». Дисс. канд. филол. наук. Н.Новогород, 2006.
49. Храпова В.В. Композиционный лабиринт романа Джона Фаулза «Коллекционер» Наука. Университет. 2002. Материалы Третьей научной конференции. Новосибирск, 2002.
50. Яценко Е.В. Образы визуальных искусств в творчестве Джона Фаулза. Автореф. … дисс. канд. филол. наук. М., 2006. 30 с.
51. Яценко Е.В. Философия случайности Джона Фаулза. // Челябинский гуманитарий. Т. 1. №14. 2011. №136-143.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую