Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы
  • 87 страниц
  • 2015 год
  • 177 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. В настоящее время проблема формирования лингвистического мышления учащихся приобрела особенную актуальность в связи с необходимостью реализации в образовательном процессе одной из ведущих задач: становление интеллектуально развитой личности, думающей, творчески подходящей к решению любой проблемы. В основе современного образовательного процесса заложена коммуникативная технология. Современное понимание основ коммуникативных потребностей обучающихся связано с исследованиями М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрик. Коммуникативная компетентность личности, учебно-коммуникативные трудности школьников отражены в научных трудах И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой. Пути преодоления коммуникативных трудностей в процессе учения и воспитания рассмотрены Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмоловым, Д.Б. Элькониным.
Коммуникативная направленность в процессе обучения русскому языку неразрывно связана с задачей формирования у школьников лингвистических навыков овладения жанровыми особенностями текстов, способностями создать текст, востребованный реальной современной действительностью. В нашем исследовании таким жанром служит «объявление».
Объявление представляет собой особый тип коммуникации: в его основе находится фактор воздействия на большое количество людей. Это воздействие осуществляется посредством привлечения внимания и побуждения к действию. Текстовая информация не только воздействует на человека, но и требует ответного действия. Это неоднородное языковое явление: в его состав входят разнообразные по тематике, композиции и стилю письменные высказывания. Они связаны с единой коммуникативной ситуацией (пребывание человека в общественном месте) и характеризуются общей функцией (предписывают человеку какие-то действия или предоставляют информацию) и сферой бытования (общественное место). Исследованию языка текстов объявлений посвящены работы Е.В. Ромат, Л.В. Лебедевой, Н. Г. Шиманской, Л. А. Снегиревой: они анализируют функциональный стиль объявлений, рассматривают его языковые возможности и средства речевого воздействия на общество.
В настоящее время жанр «объявление» как лингвистический объект недостаточно представлен в школьных программах и учебниках: большинство старшеклассников, окончивших школу, не владеют этим жанром в полной мере. Эта проблема связана с новым подходом к процессу образования в условиях введения ФГОС: разработанный годами методический материал устарел и не представляет большого интереса для современных детей. Кроме этого, жанр объявлений в методике преподавания русского языка представлен недостаточно, что представляет трудности для будущего педагога в процессе реализации своих профессиональных знаний.
Целью исследования является комплексное изучение особенностей жанра «объявления» в лингвистическом и методическом аспектах.
Заявленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить специальную литературу, связанную с жанром «объявление».
2. Рассмотреть жанровые особенности текстов объявлений разных типов и видов.
3. Проанализировать общеобразовательные программы и школьные учебники.
4. Составить и провести констатирующий и формирующий эксперименты.
5. Проанализировать результаты эксперимента для выявления поставленной цели.
Предметом исследования является факт изучения объявлений как жанра в школе.
Объектом исследования является методический аспект изучения жанра «объявление».
Методы исследования:
- метод лингвистического описания;
- контрольный эксперимент: задания нетестового характера;
- опытное обучение.
Материалом исследования стали уличные объявления, полученные методом сплошной выборки в сети Интернет на сайтах, посвященных городу Новосибирску, газет и журналов регионального округа.
Новизна и практическая значимость: нами был разработан и реализован в практической деятельности урок риторики в пятом классе на основе методических рекомендаций по планированию урока риторики Т. А. Ладыженской и Н. Зверевой. Уточнение знаний школьников о жанре объявление и расширение этого понятия строилось в двух направлениях: теоретический материал вводился с использованием двух педагогических методов: методом анализа текстов и методом диалогового обучения.
Практическая часть урока способствовала развитию коммуникативной компетенции учащихся через задания речевого импровизационного характера. Диагностический и методический материал данного исследования можно использовать на уроках русского языка и факультативных занятиях при изучении темы «Жанры лингвистики».
Достоверность полученных результатов обеспечена личным участием автора выпускной квалификационной работы выступлением с докладом на методическом совете учителей русского языка и литературы гимназии 11 г. Новосибирска по проблемам совершенствования коммуникативных компетенций старшеклассников.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Первая глава «Жанр «объявление» в коммуникативной практике» содержит три параграфа.
Первый параграф – «Понятие жанра «объявление». В данном параграфе был изучен жанр «объявление» как объект лингвистики. С этой целью нами были проанализированы работы М.М. Бахтина, А.А. Мироновой, И.И. Клушиной о проблемах формирования жанра объявления в истории русского языка.
Во втором параграфе «Особенности рекламного объявления» отражено понятие рекламного объявления, реализация определенной цели на каждом этапе воздействия. Были использованы работы лингвистов Д.Э. Розенталя, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского, которые рассматривали рекламу как вид объявления.
Третий параграф посвящен классификации объявлений. Были рассмотрены жанровые особенности текстов разных типов и видов. В данном параграфе нами проведена систематизация разных типов объявлений. Используя классификацию И.Ф. Исламовой и статьи о жанре «объявление» нами были сформированы виды объявлений по тематической принадлежности (в таблице).
Вторая глава «Языковые аспекты объявления» содержит два параграфа.
Первый параграф «Коммуникативные стратегии, тактики и приемы» посвящен анализу коммуникативных стратегий, тактик и приемов, используемых в объявлении. Из всех предложенных концепции по данному вопросу, нами были выбраны положения Е.В. Клюева: он предлагает собственную схему соотношения элементов стратегии и тактики в коммуникативном процессе. При использовании коммуникативных намерений говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику (или не преобразуется, или преобразуется неуспешно) как совокупность коммуникативных намерений (задач), пополняя коммуникативный опыт говорящего.
Нами были изучена работа Л. М. Гончаровой, где заложены классификации тактик в разных объявлениях. (Тактика комплимента: «Здесь отдыхают самые красивые женщины и джентльмены «удачи»! «Подарок всем прекрасным женщинам в праздничный день!» Тактика открытия новых возможностей: «Новая машина, удобная для всей семьи. Выгодно и надежно! (о стиральной машине). Тактика авторитета: «Нас знают в Европе!»)
Второй параграф «Типы объявлений, структура и языковые средства» посвящен языковым особенностям разных видов объявлений. При исследовании языковых средств в жанре «объявление» нами определено, что во многих объявлениях чаще всего используются развернутые метафоры, суть которых можно понять только в контексте. Например, «Черная магия, магия духов, магия ночи. Порадуйте себя французскими духами «Черная магия». Довольно часто в уличных объявлениях встречаются профессионализмы. Например, в области строительства: ремонт: лаги, олифа, рубероид, профнастил, герметик; в области медицины: скальпель, язва, желудок, фитотерапия. Использование такой лексики призвано, с одной стороны, привлечь профессионально ориентированную группу потребителей, а с другой – придать черту убедительности, «солидности» для клиента-непрофессионала.
Третья глава «Обучение созданию жанра «объявление» на уроках русского языка» имеет три параграфа. В первом параграфе были проанализированы программы по русскому языку и риторике, соответствующие им школьные учебники применительно к обучению созданию «объявления». Во втором параграфе отражены результаты констатирующего эксперимента: проведена диагностическая срезовая работа в 7 классе и определен уровень сформированности умений создавать текст объявления. В третьем параграфе описан проведенный формирующий эксперимент в 5 классе.
Нами выявлено, что объявление является особым речевым жанром, имеющем в основном неофициальную, небольшого формата, письменную информацию, вывешенную в местах наибольшего скопления горожан и СМИ, и несущем конкретное сообщение о социально-экономических событиях в их жизни.
Некоторые лингвисты жанр объявление относят к рекламе. (Д.Э. Розенталь, Н.Н. Кохтев).
В работах И.Ф. Исламовой, А.М. Гончаровой исследованы виды объявлений, выявлены коммуникативные тактики, стратегии и приемы. В результате комплексного анализа жанра объявление было выявлено: каждый вид объявлений имеет определенную структуру, лексический материал, языковые особенности: цель объявления – информировать и побуждать к действию; наличие некоего факта, о котором необходимо сообщить в объявлении; опосредованность СМИ; ограниченный объем; клишированность; наличие адресата и адресанта.

Содержание

Введение 3
1. Жанр «объявление» в коммуникативной практике 9
1.1. Понятие жанра «объявление» 9
1.2. Особенности рекламного объявления 13
1.3. Классификация объявлений 16
2. Языковые аспекты «объявления» 31
2.1. Коммуникативные стратегии, тактики и приемы 31
2.2. Типы объявлений, структура и языковые средства 34
3 . Обучение созданию жанра «объявление» на уроках русского языка 46
3.1. Анализ действующих программ и учебников применительно к обучению созданию «объявления» 46
3.2. Уровень сформированности умений создавать текст типа «объявление» у учеников 7 класса (констатирующий эксперимент) 55
3.3 Обучение пятиклассников созданию 63
3.3.1 Цели, задачи и организация формирующего эксперимента 63
3.3.2 Ход экспериментальной работы и ее анализ 64
Заключение 80
Список литературы 83
Приложение 88


Заключение

Данная работа посвящена жанру объявления.
В теоретической главе были решены все поставленные задачи исследования.
При решении первой задачи была проанализирована научно-методическая литература, где изложена информация о жанре «объявление», как объект лингвистики. Большинство лингвистов отмечают, что в жанре «объявление» заложен рекламный дискурс, который представляет собой частный институциональный дискурс. Цель рекламного объявления - сбыт товара, участником является аудитория с доступом к рекламному тексту. Лингвистические факторы объявления отражают специфику языкового (вербального) оформления; экстралингвистические факторы характеризуются следующими компонентами: шрифт, цвет, размер, форма, наличие иллюстраций; мимика и жесты персонажей рекламного сообщения.
Анализ программ по русскому языку и риторике, соответствующие им школьные учебники показал, что жанр объявления изучается преимущественно на занятиях по риторике, а также на факультативных курсах. Изучение жанра объявление в средней школе происходит поверхностно, не основательно, бегло, наряду с другими речевыми жанрами.
При решении второй задачи нами были рассмотрены жанровые особенности текстов объявлений разных типов и видов. На основании этой задачи были исследованы коммуникативные цели, задачи и функции объявлений. Было определено, что в структуре объявлений заложены два вида текстов: продающие и имиджевые тексты. Функции каждого из этих типов немного различаются. Используя классификацию И.Ф. Исламовой и статьи о жанре «объявление» нами были сформированы виды объявлений по тематической принадлежности. Среди всех объявлений были выделены публичные объявления – широкое и неоднородное языковое явление, в состав которого входят разнообразные по тематике, композиции и стилю письменные высказывания. Этот жанр чрезвычайно востребован в разных бытовых и деловых ситуациях.
Для решения практических задач исследования были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, проанализированы результаты эксперимента для выявления поставленной цели.
Выявлено, что обучение этому жанру актуально и востребовано, учащиеся сами проявляют к нему интерес.
Констатирующий эксперимент был проведен в МБОУ СОШ 17 г. Новосибирска. В его основе были вопросы и задания, направленные на разграничение жанров (афиша, объявление, реклама), определения целей представленных объявлений, перечисления их структурных компонентов. Выявлено, что обучение этому жанру актуально и востребовано, учащиеся сами проявляют к нему интерес.
На основании анализа учебной литературы, посвященной жанру объявления, и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был разработан формирующий эксперимент, по обучению пятиклассников созданию объявления на уроке риторики. Анализ проведенного урока отражает заинтересованность школьников в освоении жанра «объявления» как коммуникативной стратегии взаимодействия в обществе. Результатом урока стала творческая работа, позволяющая увидеть эффективность реализованных задач обучения. Анализ итоговых творческих работ (составление объявления о пропаже собаки) проводился по следующим критериям: наличие заголовка, описание особых примет, наличие подписи и контактных данных. 54% пятиклассников справились с творческой работой; при составлении объявления они выдержали все критерии: заголовок, цель объявления, основной текст, подпись, контактная информация. Однако неудачный результат остальных учащихся связан, как нам кажется, с отсутствием времени, который должен пройти между присвоением знаний и формированием умений.
Следовательно, поставленные в ведении дипломной работы цели (выявить изучается ли объявление как жанр и насколько глубоко проходит это изучение) были достигнуты в процессе изучения теоретических материалов и анализа практических материалов.
Вывод первой главы заключается в том, что изучение объявления как речевого жанра имеет свое место в обучении школьников, но ограниченно и сжато.
Вывод второй главы изучение жанра объявления способствует развитию коммуникативных компетенций школьников за счет коммуникативно-прагматических особенностей текста объявлений.
Вывод третьей главы заключается в том, что некоторые учащиеся сами проявляют желание и интерес обучаться этому жанру, так как для них он может оказаться полезным.


Список литературы

1. Акулова Е.В. Жанр «Объявление о знакомстве»: гендерная и этнокультурная специфика. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Саратов, 2010.
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. М., 1996.
3. Бердышев С.Н. Организация выставочной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. Н. Бердышев. – М.: Дашков и К, 2010. - 228 с.
4. Бровкина Ю.Ю. Газетное рекламное объявление как речевой жанр. Барнаул: РГБОД, 2010. – 187с.
5. Волошина С. В. Речевой жанр как источник когнитивной информации (на материале речи сибирских старожилов) // Studia Rusycystyczne Uniwersytetu HumanistycznoPrzyrodniczego Jana Kochanowskiego, tom 18, Pod redakcją Kazimierza Lucińskiego. – Kielce, 2009. - С. 101-106.
6. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002. - С. 18-40.
7. Дементьев В. В. Теория речевых жанров / В. В. Дементьев. – М.: Знак, 2010. - 594 с. - (Коммуникативные стратегии культуры).
8. Демешкина Т.А. Теория диалектного высказывания: аспекты семантики / Т.А. Демешкина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 189 с.: ил.
9. Демешкина Т.А. Речевой жанр как форма отражения социокультурной динамики (на материале русского и немецкого языков) // Русский язык в современном мире… Матер. Второй междунар. науч. конф. М.: Изд. Высшая школа перевода МГУ, 2011. – С.234-237.
10. Демешкина Т.А., Карпова Н.А. Административный дискурс в немецком и русском языках / Т.А. Демешкина, Н.А. Карпова // Русское в немецких дискурсах, немецкое в русских дискурсах: Сб. матер. российско-германского семинара 27 июня – 3 июля 2009 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2009. – С. 36-46.
11. Достовалова Е. К. Объявление о найме как особый жанр текста / Е. К. Достовалова // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 21-23.
12. Зверева Н. Я говорю – меня слушают: Уроки практической риторики. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 234с.
13. Исламова И.Ф. Уличное объявление как речевой жанр (на материале уличных объявлений г. Уфы) / И.Ф. Исламова // Исследования по семантике и прагматике языковых единиц: межвузовский сборник научных трудов. Уфа: ООО «Вагант», 2004. - Вып. 2. - С. 129 - 136.
14. Казакова О. А. Диалектная языковая личность в жанровом аспекте / О. А. Казакова. - Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2007. - 199 с.
15. Карасик В.И. «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» - Волгоград" Перемена"2002
16. Карпова Н.А. Административное объявление как речевой жанр //Международный научный журнал «Жанры речи». Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2015. № 1 (11). – С. 70-72.
17. Ксензенко, О.А. Прагматические особенности рекламных текстов / О.А. Ксензенко // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2013. – С. 334 –353.
18. Клушина Н.И. Восприятие рекламы / Н.И. Клушина // Русская речь. — 2001. -№ 1.-С. 64-66.
19. Клушина Н. И. Реклама, которая лечит? / Н.И. Клушина // Русская речь. 2004. - № 1. - С. 64 – 67.
20. Курикова Н.В. Жанровые особенности текстов объявлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. - № 7 (180. – С.96-98.
21. Курченкова Е. А. Культурно-языковые характеристики текстов газетных объявлений: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2000. – 25с.
22. Ладыженская О.А. Школьная риторика, 5 класс. М.: Дрофа, 2005.
23. Ладыженская О.А. Школьная риторика, 7 класс. М.: Дрофа, 2012.
24. Ладыженская Т.А. , Н. В. Ладыженская Н.В. Речевые жанры в курсе школьной риторики (электронная версия).
25. Лазарева Э. А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики // Лингвистика: Бюллетень Урал. лингв. общества / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – Т. 9. – 194 с.
26. Лебедева, Л.В. Психология рекламы: учебное пособие для вузов / Л.В. Лебедева. М.: Флинта, 2013. – 140 с.
27. Мельникова С.В. Деловая риторика: Учебное пособие. Ульяновск, 2009. - 106
28. Миронова А.А. Формирование жанра объявления в истории русского языка. Курган, 2013. – 56с.
29. Михальская А.К. Русский язык. Риторика 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 491с.
30. Мясников И. Ю. Коммуникативное моделирование прессы: жанровая структура издания как ключ к структуре его дискурса / И. Ю. Мясников // Вестник ТГУ. Филология. - 2011. - №3 (15).
31. Пономарева В. А. Структура, семантика и прагматика уличных объявлений [Электронный ресурс] / В. А. Пономарева. – URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ponomareva1.htm
32. Попова Е.С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известие Уральского государственного университета. – Екатеринбург, 2002. – № 24. – С. 276-288.
33. Рогалева О.С. Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса: Коммуникативно-прагматический и когнитивный аспекты: диссертация ... кандидата филологических наук. - Омск, 2005 187 c.
34 Ромат, Е.В. Реклама. История. Теория. Практика. / Е.В. Ромат. – СПб.: Питер, 2003. – 306 с.
35. Ромат Е.В. Реклама: учебник для вузов / Е. В. Ромат. – СПб.: Питер, 2008. - 512с.
36. Седов К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. – 320 с.
37. Сологуб О.П. Русский деловой текст в функционально-генетическом аспекте / О.П. Сологуб. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 330 с.
38. Суботина С.С. Речевой жанр «биржевое объявление» как способ представления информации в сети Интернет // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. - № 4. Т.11. – С.1042-1046.
39. Тертычный А.А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати // Вестник МГУ. Серия 10 «Журналистика». – 2002. - № 2. - С. 34-37.
40. Ученова В. В. Реклама: палитра жанров / Ученова В. В., Шомова С. А., Гринберг Т. Э., Коныхин К. В. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 100 с.
41. Ученова В. Реклама в истории человечества / В. Ученова // Наука и жизнь. 2002. - № 12. - С. 60 - 66.
42. Федосюк М. Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. - Саратов, 1997. - С. 67-88.
43. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская. – М.: Икар, 2009. – 480 с.
44. Школьная риторика. 6 класс: Методические рекомендации // под ред. Т.А. Ладыженской. М.: ООО «С-инфо»; ООО Баланс, 2008.
45.Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М.: Просвещение, 1997.
46. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. Саратов: Изд-во «Коллежд», 1997. - С. 90 - 98.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение

Актуальность. В настоящее время проблема формирования лингвистического мышления учащихся приобрела особенную актуальность в связи с необходимостью реализации в образовательном процессе одной из ведущих задач: становление интеллектуально развитой личности, думающей, творчески подходящей к решению любой проблемы. В основе современного образовательного процесса заложена коммуникативная технология. Современное понимание основ коммуникативных потребностей обучающихся связано с исследованиями М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрик. Коммуникативная компетентность личности, учебно-коммуникативные трудности школьников отражены в научных трудах И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой. Пути преодоления коммуникативных трудностей в процессе учения и воспитания рассмотрены Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмоловым, Д.Б. Элькониным.
Коммуникативная направленность в процессе обучения русскому языку неразрывно связана с задачей формирования у школьников лингвистических навыков овладения жанровыми особенностями текстов, способностями создать текст, востребованный реальной современной действительностью. В нашем исследовании таким жанром служит «объявление».
Объявление представляет собой особый тип коммуникации: в его основе находится фактор воздействия на большое количество людей. Это воздействие осуществляется посредством привлечения внимания и побуждения к действию. Текстовая информация не только воздействует на человека, но и требует ответного действия. Это неоднородное языковое явление: в его состав входят разнообразные по тематике, композиции и стилю письменные высказывания. Они связаны с единой коммуникативной ситуацией (пребывание человека в общественном месте) и характеризуются общей функцией (предписывают человеку какие-то действия или предоставляют информацию) и сферой бытования (общественное место). Исследованию языка текстов объявлений посвящены работы Е.В. Ромат, Л.В. Лебедевой, Н. Г. Шиманской, Л. А. Снегиревой: они анализируют функциональный стиль объявлений, рассматривают его языковые возможности и средства речевого воздействия на общество.
В настоящее время жанр «объявление» как лингвистический объект недостаточно представлен в школьных программах и учебниках: большинство старшеклассников, окончивших школу, не владеют этим жанром в полной мере. Эта проблема связана с новым подходом к процессу образования в условиях введения ФГОС: разработанный годами методический материал устарел и не представляет большого интереса для современных детей. Кроме этого, жанр объявлений в методике преподавания русского языка представлен недостаточно, что представляет трудности для будущего педагога в процессе реализации своих профессиональных знаний.
Целью исследования является комплексное изучение особенностей жанра «объявления» в лингвистическом и методическом аспектах.
Заявленная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить специальную литературу, связанную с жанром «объявление».
2. Рассмотреть жанровые особенности текстов объявлений разных типов и видов.
3. Проанализировать общеобразовательные программы и школьные учебники.
4. Составить и провести констатирующий и формирующий эксперименты.
5. Проанализировать результаты эксперимента для выявления поставленной цели.
Предметом исследования является факт изучения объявлений как жанра в школе.
Объектом исследования является методический аспект изучения жанра «объявление».
Методы исследования:
- метод лингвистического описания;
- контрольный эксперимент: задания нетестового характера;
- опытное обучение.
Материалом исследования стали уличные объявления, полученные методом сплошной выборки в сети Интернет на сайтах, посвященных городу Новосибирску, газет и журналов регионального округа.
Новизна и практическая значимость: нами был разработан и реализован в практической деятельности урок риторики в пятом классе на основе методических рекомендаций по планированию урока риторики Т. А. Ладыженской и Н. Зверевой. Уточнение знаний школьников о жанре объявление и расширение этого понятия строилось в двух направлениях: теоретический материал вводился с использованием двух педагогических методов: методом анализа текстов и методом диалогового обучения.
Практическая часть урока способствовала развитию коммуникативной компетенции учащихся через задания речевого импровизационного характера. Диагностический и методический материал данного исследования можно использовать на уроках русского языка и факультативных занятиях при изучении темы «Жанры лингвистики».
Достоверность полученных результатов обеспечена личным участием автора выпускной квалификационной работы выступлением с докладом на методическом совете учителей русского языка и литературы гимназии 11 г. Новосибирска по проблемам совершенствования коммуникативных компетенций старшеклассников.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Первая глава «Жанр «объявление» в коммуникативной практике» содержит три параграфа.
Первый параграф – «Понятие жанра «объявление». В данном параграфе был изучен жанр «объявление» как объект лингвистики. С этой целью нами были проанализированы работы М.М. Бахтина, А.А. Мироновой, И.И. Клушиной о проблемах формирования жанра объявления в истории русского языка.
Во втором параграфе «Особенности рекламного объявления» отражено понятие рекламного объявления, реализация определенной цели на каждом этапе воздействия. Были использованы работы лингвистов Д.Э. Розенталя, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского, которые рассматривали рекламу как вид объявления.
Третий параграф посвящен классификации объявлений. Были рассмотрены жанровые особенности текстов разных типов и видов. В данном параграфе нами проведена систематизация разных типов объявлений. Используя классификацию И.Ф. Исламовой и статьи о жанре «объявление» нами были сформированы виды объявлений по тематической принадлежности (в таблице).
Вторая глава «Языковые аспекты объявления» содержит два параграфа.
Первый параграф «Коммуникативные стратегии, тактики и приемы» посвящен анализу коммуникативных стратегий, тактик и приемов, используемых в объявлении. Из всех предложенных концепции по данному вопросу, нами были выбраны положения Е.В. Клюева: он предлагает собственную схему соотношения элементов стратегии и тактики в коммуникативном процессе. При использовании коммуникативных намерений говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику (или не преобразуется, или преобразуется неуспешно) как совокупность коммуникативных намерений (задач), пополняя коммуникативный опыт говорящего.
Нами были изучена работа Л. М. Гончаровой, где заложены классификации тактик в разных объявлениях. (Тактика комплимента: «Здесь отдыхают самые красивые женщины и джентльмены «удачи»! «Подарок всем прекрасным женщинам в праздничный день!» Тактика открытия новых возможностей: «Новая машина, удобная для всей семьи. Выгодно и надежно! (о стиральной машине). Тактика авторитета: «Нас знают в Европе!»)
Второй параграф «Типы объявлений, структура и языковые средства» посвящен языковым особенностям разных видов объявлений. При исследовании языковых средств в жанре «объявление» нами определено, что во многих объявлениях чаще всего используются развернутые метафоры, суть которых можно понять только в контексте. Например, «Черная магия, магия духов, магия ночи. Порадуйте себя французскими духами «Черная магия». Довольно часто в уличных объявлениях встречаются профессионализмы. Например, в области строительства: ремонт: лаги, олифа, рубероид, профнастил, герметик; в области медицины: скальпель, язва, желудок, фитотерапия. Использование такой лексики призвано, с одной стороны, привлечь профессионально ориентированную группу потребителей, а с другой – придать черту убедительности, «солидности» для клиента-непрофессионала.
Третья глава «Обучение созданию жанра «объявление» на уроках русского языка» имеет три параграфа. В первом параграфе были проанализированы программы по русскому языку и риторике, соответствующие им школьные учебники применительно к обучению созданию «объявления». Во втором параграфе отражены результаты констатирующего эксперимента: проведена диагностическая срезовая работа в 7 классе и определен уровень сформированности умений создавать текст объявления. В третьем параграфе описан проведенный формирующий эксперимент в 5 классе.
Нами выявлено, что объявление является особым речевым жанром, имеющем в основном неофициальную, небольшого формата, письменную информацию, вывешенную в местах наибольшего скопления горожан и СМИ, и несущем конкретное сообщение о социально-экономических событиях в их жизни.
Некоторые лингвисты жанр объявление относят к рекламе. (Д.Э. Розенталь, Н.Н. Кохтев).
В работах И.Ф. Исламовой, А.М. Гончаровой исследованы виды объявлений, выявлены коммуникативные тактики, стратегии и приемы. В результате комплексного анализа жанра объявление было выявлено: каждый вид объявлений имеет определенную структуру, лексический материал, языковые особенности: цель объявления – информировать и побуждать к действию; наличие некоего факта, о котором необходимо сообщить в объявлении; опосредованность СМИ; ограниченный объем; клишированность; наличие адресата и адресанта.

Содержание

Введение 3
1. Жанр «объявление» в коммуникативной практике 9
1.1. Понятие жанра «объявление» 9
1.2. Особенности рекламного объявления 13
1.3. Классификация объявлений 16
2. Языковые аспекты «объявления» 31
2.1. Коммуникативные стратегии, тактики и приемы 31
2.2. Типы объявлений, структура и языковые средства 34
3 . Обучение созданию жанра «объявление» на уроках русского языка 46
3.1. Анализ действующих программ и учебников применительно к обучению созданию «объявления» 46
3.2. Уровень сформированности умений создавать текст типа «объявление» у учеников 7 класса (констатирующий эксперимент) 55
3.3 Обучение пятиклассников созданию 63
3.3.1 Цели, задачи и организация формирующего эксперимента 63
3.3.2 Ход экспериментальной работы и ее анализ 64
Заключение 80
Список литературы 83
Приложение 88


Заключение

Данная работа посвящена жанру объявления.
В теоретической главе были решены все поставленные задачи исследования.
При решении первой задачи была проанализирована научно-методическая литература, где изложена информация о жанре «объявление», как объект лингвистики. Большинство лингвистов отмечают, что в жанре «объявление» заложен рекламный дискурс, который представляет собой частный институциональный дискурс. Цель рекламного объявления - сбыт товара, участником является аудитория с доступом к рекламному тексту. Лингвистические факторы объявления отражают специфику языкового (вербального) оформления; экстралингвистические факторы характеризуются следующими компонентами: шрифт, цвет, размер, форма, наличие иллюстраций; мимика и жесты персонажей рекламного сообщения.
Анализ программ по русскому языку и риторике, соответствующие им школьные учебники показал, что жанр объявления изучается преимущественно на занятиях по риторике, а также на факультативных курсах. Изучение жанра объявление в средней школе происходит поверхностно, не основательно, бегло, наряду с другими речевыми жанрами.
При решении второй задачи нами были рассмотрены жанровые особенности текстов объявлений разных типов и видов. На основании этой задачи были исследованы коммуникативные цели, задачи и функции объявлений. Было определено, что в структуре объявлений заложены два вида текстов: продающие и имиджевые тексты. Функции каждого из этих типов немного различаются. Используя классификацию И.Ф. Исламовой и статьи о жанре «объявление» нами были сформированы виды объявлений по тематической принадлежности. Среди всех объявлений были выделены публичные объявления – широкое и неоднородное языковое явление, в состав которого входят разнообразные по тематике, композиции и стилю письменные высказывания. Этот жанр чрезвычайно востребован в разных бытовых и деловых ситуациях.
Для решения практических задач исследования были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, проанализированы результаты эксперимента для выявления поставленной цели.
Выявлено, что обучение этому жанру актуально и востребовано, учащиеся сами проявляют к нему интерес.
Констатирующий эксперимент был проведен в МБОУ СОШ 17 г. Новосибирска. В его основе были вопросы и задания, направленные на разграничение жанров (афиша, объявление, реклама), определения целей представленных объявлений, перечисления их структурных компонентов. Выявлено, что обучение этому жанру актуально и востребовано, учащиеся сами проявляют к нему интерес.
На основании анализа учебной литературы, посвященной жанру объявления, и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был разработан формирующий эксперимент, по обучению пятиклассников созданию объявления на уроке риторики. Анализ проведенного урока отражает заинтересованность школьников в освоении жанра «объявления» как коммуникативной стратегии взаимодействия в обществе. Результатом урока стала творческая работа, позволяющая увидеть эффективность реализованных задач обучения. Анализ итоговых творческих работ (составление объявления о пропаже собаки) проводился по следующим критериям: наличие заголовка, описание особых примет, наличие подписи и контактных данных. 54% пятиклассников справились с творческой работой; при составлении объявления они выдержали все критерии: заголовок, цель объявления, основной текст, подпись, контактная информация. Однако неудачный результат остальных учащихся связан, как нам кажется, с отсутствием времени, который должен пройти между присвоением знаний и формированием умений.
Следовательно, поставленные в ведении дипломной работы цели (выявить изучается ли объявление как жанр и насколько глубоко проходит это изучение) были достигнуты в процессе изучения теоретических материалов и анализа практических материалов.
Вывод первой главы заключается в том, что изучение объявления как речевого жанра имеет свое место в обучении школьников, но ограниченно и сжато.
Вывод второй главы изучение жанра объявления способствует развитию коммуникативных компетенций школьников за счет коммуникативно-прагматических особенностей текста объявлений.
Вывод третьей главы заключается в том, что некоторые учащиеся сами проявляют желание и интерес обучаться этому жанру, так как для них он может оказаться полезным.


Список литературы

1. Акулова Е.В. Жанр «Объявление о знакомстве»: гендерная и этнокультурная специфика. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Саратов, 2010.
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. М., 1996.
3. Бердышев С.Н. Организация выставочной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. Н. Бердышев. – М.: Дашков и К, 2010. - 228 с.
4. Бровкина Ю.Ю. Газетное рекламное объявление как речевой жанр. Барнаул: РГБОД, 2010. – 187с.
5. Волошина С. В. Речевой жанр как источник когнитивной информации (на материале речи сибирских старожилов) // Studia Rusycystyczne Uniwersytetu HumanistycznoPrzyrodniczego Jana Kochanowskiego, tom 18, Pod redakcją Kazimierza Lucińskiego. – Kielce, 2009. - С. 101-106.
6. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002. - С. 18-40.
7. Дементьев В. В. Теория речевых жанров / В. В. Дементьев. – М.: Знак, 2010. - 594 с. - (Коммуникативные стратегии культуры).
8. Демешкина Т.А. Теория диалектного высказывания: аспекты семантики / Т.А. Демешкина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 189 с.: ил.
9. Демешкина Т.А. Речевой жанр как форма отражения социокультурной динамики (на материале русского и немецкого языков) // Русский язык в современном мире… Матер. Второй междунар. науч. конф. М.: Изд. Высшая школа перевода МГУ, 2011. – С.234-237.
10. Демешкина Т.А., Карпова Н.А. Административный дискурс в немецком и русском языках / Т.А. Демешкина, Н.А. Карпова // Русское в немецких дискурсах, немецкое в русских дискурсах: Сб. матер. российско-германского семинара 27 июня – 3 июля 2009 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2009. – С. 36-46.
11. Достовалова Е. К. Объявление о найме как особый жанр текста / Е. К. Достовалова // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 21-23.
12. Зверева Н. Я говорю – меня слушают: Уроки практической риторики. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 234с.
13. Исламова И.Ф. Уличное объявление как речевой жанр (на материале уличных объявлений г. Уфы) / И.Ф. Исламова // Исследования по семантике и прагматике языковых единиц: межвузовский сборник научных трудов. Уфа: ООО «Вагант», 2004. - Вып. 2. - С. 129 - 136.
14. Казакова О. А. Диалектная языковая личность в жанровом аспекте / О. А. Казакова. - Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2007. - 199 с.
15. Карасик В.И. «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» - Волгоград" Перемена"2002
16. Карпова Н.А. Административное объявление как речевой жанр //Международный научный журнал «Жанры речи». Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2015. № 1 (11). – С. 70-72.
17. Ксензенко, О.А. Прагматические особенности рекламных текстов / О.А. Ксензенко // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2013. – С. 334 –353.
18. Клушина Н.И. Восприятие рекламы / Н.И. Клушина // Русская речь. — 2001. -№ 1.-С. 64-66.
19. Клушина Н. И. Реклама, которая лечит? / Н.И. Клушина // Русская речь. 2004. - № 1. - С. 64 – 67.
20. Курикова Н.В. Жанровые особенности текстов объявлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. - № 7 (180. – С.96-98.
21. Курченкова Е. А. Культурно-языковые характеристики текстов газетных объявлений: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2000. – 25с.
22. Ладыженская О.А. Школьная риторика, 5 класс. М.: Дрофа, 2005.
23. Ладыженская О.А. Школьная риторика, 7 класс. М.: Дрофа, 2012.
24. Ладыженская Т.А. , Н. В. Ладыженская Н.В. Речевые жанры в курсе школьной риторики (электронная версия).
25. Лазарева Э. А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики // Лингвистика: Бюллетень Урал. лингв. общества / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – Т. 9. – 194 с.
26. Лебедева, Л.В. Психология рекламы: учебное пособие для вузов / Л.В. Лебедева. М.: Флинта, 2013. – 140 с.
27. Мельникова С.В. Деловая риторика: Учебное пособие. Ульяновск, 2009. - 106
28. Миронова А.А. Формирование жанра объявления в истории русского языка. Курган, 2013. – 56с.
29. Михальская А.К. Русский язык. Риторика 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 491с.
30. Мясников И. Ю. Коммуникативное моделирование прессы: жанровая структура издания как ключ к структуре его дискурса / И. Ю. Мясников // Вестник ТГУ. Филология. - 2011. - №3 (15).
31. Пономарева В. А. Структура, семантика и прагматика уличных объявлений [Электронный ресурс] / В. А. Пономарева. – URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ponomareva1.htm
32. Попова Е.С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известие Уральского государственного университета. – Екатеринбург, 2002. – № 24. – С. 276-288.
33. Рогалева О.С. Брачное объявление как речевой жанр рекламного дискурса: Коммуникативно-прагматический и когнитивный аспекты: диссертация ... кандидата филологических наук. - Омск, 2005 187 c.
34 Ромат, Е.В. Реклама. История. Теория. Практика. / Е.В. Ромат. – СПб.: Питер, 2003. – 306 с.
35. Ромат Е.В. Реклама: учебник для вузов / Е. В. Ромат. – СПб.: Питер, 2008. - 512с.
36. Седов К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. – 320 с.
37. Сологуб О.П. Русский деловой текст в функционально-генетическом аспекте / О.П. Сологуб. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. – 330 с.
38. Суботина С.С. Речевой жанр «биржевое объявление» как способ представления информации в сети Интернет // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. - № 4. Т.11. – С.1042-1046.
39. Тертычный А.А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати // Вестник МГУ. Серия 10 «Журналистика». – 2002. - № 2. - С. 34-37.
40. Ученова В. В. Реклама: палитра жанров / Ученова В. В., Шомова С. А., Гринберг Т. Э., Коныхин К. В. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 100 с.
41. Ученова В. Реклама в истории человечества / В. Ученова // Наука и жизнь. 2002. - № 12. - С. 60 - 66.
42. Федосюк М. Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. - Саратов, 1997. - С. 67-88.
43. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н.И. Формановская. – М.: Икар, 2009. – 480 с.
44. Школьная риторика. 6 класс: Методические рекомендации // под ред. Т.А. Ладыженской. М.: ООО «С-инфо»; ООО Баланс, 2008.
45.Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М.: Просвещение, 1997.
46. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. Саратов: Изд-во «Коллежд», 1997. - С. 90 - 98.

Купить эту работу

жанр

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

23 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Образ России в лирике Н.С. Гумилева и А.А. Блока

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Репрезентация повседневной культуры русского дворянства первой четверти 19 века в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

ВОВ в лирике К. Симонова.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Актуальность экранизации романа "Опасные связи"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Эволюция лирических исповедей М.Ю.Лермонтова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв .......................................... ................................... об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-12-21
Дипломная работа

Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!

Общая оценка 5
Отзыв Пална22 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2019-01-09
Дипломная работа

АВТОР ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ РАНЬШЕ СРОКА!

Общая оценка 5
Отзыв kristyusha об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-11-12
Дипломная работа

СПАСИБО !!!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна Дауева об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-02-04
Дипломная работа

Большое спасибо автору! Отличная работа! Не первый раз обращаюсь - всегда очень довольна качеством и сроками выполнения!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Н.ОСТРОВСКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

«Война и дети» в произведениях о Великой Отечественной войне 1950-1980-х годов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
630 ₽
Готовая работа

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ А. БЛОКА: ГАРМОНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛИСТИКО-ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Тургенев и Флобер авторы произведений "Историй жизни": сравнительно-сопоставительный анализ главных героинь романов "Госпожа Бовари" и "Накануне"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Этические проблемы в публицистике Л.Н.Андреева

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Эволюция мотива несчастья в благополучном браке по мотивам романов Евгений Онегин, Обломов и Дворянское гнездо

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Исследование иронии и серьезности в рассказе А.П. Чехова «Душечка».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Нравственность и красота в произведении Оскара Уальда "Портрет Дориана Грея"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Рецепция мифа о Вавилонском столпотворении в романе Д.Рубиной

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Представления об ином свете в фольклорной традиции: сравнительный аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

"Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽