Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Представления об ином свете в фольклорной традиции: сравнительный аспект

  • 71 страниц
  • 2016 год
  • 125 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Многие факторы обуславливают постоянный интерес к фольклору: и возвращение к истокам в XXI веке, и углубление существующих знаний, и развитие исторического мышления, что проявляется в более глубоком внимании к истории, прошлому, отрицание запутанных и изощренных понятий с целью приобщения к прочным, постоянным и простым основам жизни.
Изучение фольклористики и народоведения развивается и в нашем веке. Более того, современное развитие политических, социальных движений вынуждает более четко и конкретно рассматривать некоторые факты истории. За последние десятилетия наметились положительные тенденции в развитии науки о народном творчестве, понимании ее связи с современностью и современным литературным движением .
Ученые и писатели углубленно исследуют сложную взаимосвязь фольклора и литературы, анализируют сознательное и бессознательное использование в фольклоре и современной литературе тех или иных традиционных форм.
Данное положение позволяет утверждать об актуальности выбранной темы исследования. Данный факт подтверждает малочисленное количество исследований посвященных традиционным представлениям об ином свете в фольклорных произведениях.
Тема исследования: Представления об ином свете в фольклорной традиции: сравнительный аспект.
Объектом данного исследования служат фольклорные традиции в описании иного света в текстах славянских народных произведений.
Предметом исследования являются понятия об ином свете (персонажи, названия мест, сопутствующих предметов, времени и др.) в свете фольклорных традиций, а также использование их на уровне лексических, фразовых и стилистических единиц.
Открытый максимальный доступ к усвоению современными национальными культурами художественных богатств фольклора – такова главная задача фольклористики .
По мнению литературоведов, освоение фольклорных традиций и как следствия современной литературы, проводится в двух направлениях: от фольклора к современной литературе и от литературы к новым явлениям в народном творчестве .
Целью данной работы является анализ представлений об ином свете в фольклорной традиции на примере русских и белорусских произведений.
Решение задач данного исследования направлено на достижение поставленной цели. Так, в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить принципы, жанры и функции фольклорной традиции, дать им определение.
2. Провести сопоставление фольклорных традиций об ином свете в рамках европейской и славянской культуры.
3. Определить основные черты дающие представление об ином свете, такие как сюжетный мотив, образы-персонажи, средства поэтической речи, содержание и форма, выражения изобразительности, психологизм, индивидуальные характеры, авторская позиция.
4. Проанализировать произведения русских и белорусских авторов на тему закономерностей и различий использования фольклорных традиций в их произведениях.
5. Сравнить сходства и различия представлений об ином свете в фольклоре и литературе.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что фольклорная традиция записанная автором не превращается в явление литературное. «Записанный фольклор» сохраняет всю красоту народного творчества, искусства слова. «Живое» устное слово сохраняет понятия присущие народности, культуре народа. В данном исследовании представляется возможным доказать, что принадлежность использованных в тексте понятий об ином свете к фольклору не обязательно должны быть изначальны, они могут быть связаны с темой текста и является переходным явлением. На традиционных понятиях основывается такая форма искусства как литература.
Основными методами исследования являются метод контекстного анализа и сопоставительный метод. В работе также проводился анализ лексем, классификация полученных понятий и их сравнение.
Основным материалом для анализа в исследовании послужили тексты русских и белорусских авторов, а также народные произведения. Источниками исследования стали сказки, былины, баллады, песни, произведения авторов различных времен.
Единицами анализа являются текстовые отрезки различной протяженности – слова, словосочетания, фразы и тексты.
В первой главе имеются теоретические отсылки к европейской фольклорной традиции. Это сделано с целью сравнительного анализа европейской и славянской фольклорной традиции. Наибольшее внимание уделяется фольклору славянских народов. Количество текстов того или иного автора используется в той мере, в которой это необходимо для уточнения понятий, сферы действия закономерностей, временных рамок.
Новизна исследования заключается в единственной на сегодняшний день попытке исследования феномена описания понятий об ином свете в фольклорной традиции русских и белорусских произведений, обобщение и выявление специфики в произведениях устного народного творчества. В работе впервые выделены общие и этноспецифические черты лексической, фразеологической и синтаксической особенности описания иного света.
Работа состоит из введения, в котором обосновывается выбор темы, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы и приложения.




Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты фольклорной традиции на европейских и славянских территориях 7
1.1. Фольклорная традиция: принципы, жанры, функции 7
1.2. «Иной свет» в фольклорной традиции: сюжетный мотив, образы-персонажи, средства поэтической речи, содержание и форма, выражения изобразительности, психологизм, индивидуальные характеры, авторская позиция 18
1.3.Сходства и различия европейской и славянской фольклорной традиций 34
Глава 2. Сравнительный анализ представлений об ином свете в фольклорной традиции на примере русских и белорусских мифов и легенд 43
2.1. Анализ фольклорных персонажей в русских (малороссийских) литературных текстах 43
2.2. Анализ фольклорных персонажей в белорусских литературных текстах 51
Заключение 58
Список источников и литературы 61
Приложение…………

Одной из характерных тенденций современной общественной жизни является возрастающий интерес к фольклору. Проявляется он в разных аспектах. В фольклорных фестивалях разных видов и широты охвата регионов или национальных образований, выставках народного искусства. В стремлении широких кругов читателей познать сущность и корни фольклорных явлений, форму преобразования их в отголоски ритуальных действ, наполненных глубоким мировоззренческим смыслом.
Проведя исследование можно сделать следующие выводы.
Особенность фольклорных произведений об ином свете заключаются в импровизационном варьировании традиционных мотивов и образов, которые связываются между собой или произвольно, механически, или образуя небольшие сюжеты. Эта связь может быть обусловлена ассоциациями, продиктованными значением образов в традиционной культуре. Порядок следования мотивов и сюжетов не задан заранее, так как тексты существуют только в момент исполнения. Это произведения, состоящие из заранее известных или предугадываемых элементов, которые каждый раз складываются по-разному.
Организация отдельных фрагментов основана на формулах, встречающихся в текстах других жанров.
Система персонажей и пространственная система взаимообусловлены. Особенно значимой является идея пути, пространственного перемещения из пространства своего в чужое, являющееся образом иного мира, и наоборот.
Характеристика персонажей всецело обусловлена их пространственной соотнесенностью, принадлежностью тому или этому миру.
Персонажи оттуда могут быть как опасны, благодаря своей причастности к чужому, опасному пространству, так и желанны. Разница, как уже говорилось, в том, по инициативе какой из сторон нарушается граница между мирами.
Необходимо отметить, что в белорусской литературе XVII в. появляется персонифицированный образ смерти. Кончина человека перестала мыслиться как простой переход из одного состояния в другое. Смерть приобрела антропоморфные черты, стала отпугивающим персонажем.
Безусловное влияние на этот процесс оказала переводная западноевропейская литература, популяризировавшаяся как в драматической обработке (мистерии, моралитеты, вертеп), так и в форме назидательных трактатов. Подобного рода произведения предлагали православному читателю трактовку образа смерти либо в виде гневливой старухи («Притча о витязе»), либо - комичного существа («Разговор Поликарпа со смертью»).
В русской литературе тоже имелись весьма богатые традиции мистицизма - достаточно вспомнить А.В. Жукова, с его сказками, Н.В. Гоголя и его «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и в произведениях Гоголя, представители потустороннего мира свободно расхаживают среди людей, занимаясь собственной деятельностью, сталкиваясь со стойким неверием большинства людей в существование рая и ада, Бога и черта. Но если их это и удивляет, то не настолько, чтобы помешать им осуществлять свои планы.
Благодаря мастерству Гоголя-художника, повести «Вечеров» в полной мере передают мистический ужас, атмосферу, свойственную народным сказаниям и поверьям.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - романтическое произведения, в котором Гоголь передал всю свою любовь к народным произведениям, вообще, украинскому народу, его жизни, обычаям, культуре.
Будучи сыном этого народа, писатель впитал в себя его особенности, поэтому сам он до конца жизни оставался мистиком, верящим с существование потусторонних сил. И поэтому мистика в его творениях и, в частности, в «Вечерах», настолько завораживает, будоражит, пугает и волнует одновременно.
Познавая истину посредством общения со сверхъестественным мы сталкиваемся с тем, что для большинства людей Бог и дьявол остаются неузнанными, хотя бы человек и видел их воочию. Причем весьма часто проблема заключается в самом человеке, который упорно отрицает существование потусторонних сил. А кто-то и просто не выдерживает столкновения с тайной, которую постичь разумом невозможно.

1.Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М.: филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.
2. Аръес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1991.- С. 123.
3. Астахова А.М. Былины в записях и пересказах 17-18 веков. Подгот. A.M. Астахова и др. - М.-Л., Изд-во Акад. Наук СССР, 1960.
4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трёх томах. Том 1. М.: Изд-во «Современный писатель», 1995. Стр. 377 – 394.
5. Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт историко-сравнительного исследования. СПб.: Типография В.С. Балашева, 1891. - С.257. – 314 с.
6. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. – М., 1964.
7. Бережная Л.А.Украинско-белорусская поэзия и драматургия XVII века о смерти и загробном мире. Исторический факультет МГУ. Электронный ресурс http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/berezh.htm
8. Будур Н. Сказки о троллях и гномах. М.: АСТ. Астрель. Ермак. 2004. – 640 с.
9. Васильева Ю.В. Повтор как принцип организации фольклорного текста (лексико-семантический повтор в произведениях русского и англо-шотландского фольклора). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Саратов. 2004. Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/povtor-kak-printsip-organizatsii-folklornogo-teksta#ixzz3vdf30DlC
10. Велецкая Н.Н. Символы славянского язычества. М.: Вее. 2009 – 320с. – С 46.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Вступ. ст. И.И. Горского; сост., ком- мент. В.В.Мочаловой. – М., 1989.
11. Веселовский А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды. ЖМНП. 1875, ч. 179. - С. 48. (II.»Легенда о возвращающемся императоре»).
12. Власова Г.И. Детская волшебная сказка в современных записях: традиционная поэтика. Автореф. дис. На соискание степени канд. филол. наук. – М., 1990. – 206 с.
13. Гончаров К.Ю. Анималистические представления в фольклоре. Образ волка в русских и иноземных сказках. // Organizmica. Январь 2009
14. Горелов А.А. Основы филосовии:учебник для тудентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 256 с.
15. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства // Вопросы философии. М., 1991. № 2. С.154.
16. Гусев В.Е. Фольклор: История термина и его современные значения// СЭ. 1966. № 2.
17. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. - М.: Наука, 1981. Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. Докулад. М. 1958. http://www.ruthenia.ru/folklore/zhirmunsky1.htm
18. Добровольская В.Е. Змей в русской волшебной казке: к вопросу о природе и генезисе персонажа // Живая старина. 2007. №4. - С. 31–37.
19. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России: Сб. трудов. М.: Издательство «Индрик». 1994. – 272 с.
20. Копылова Н.И. О принципах системного исследования фольклора и литературы. // Воронежский эколого-исторический сайт http://www.vantit.ru/library/item/731-o-princzipax-sistemnogo-issledovaniya-folklora-i-literatury.html
21. Крейддлад. Эльфы в мифах, фольклоре и фэнтези. Часть І. Электронный ресурс http://samlib.ru/k/krejddilad/elves1.shtml.
22. Лихачев Д.С. Народное поэтическое творчество времени расцвета древнерусского феодального государства. - В кн.: Русское народное поэти-ческое творчество, т. 1. М.-Л., 1953.- С. 190.
23. Лутовинова Е.И. Исследовательская модель анализа сказочного сюжета. // Вестник №1. Электронный ресурс http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2938
24. Лутовинова Е.И. Анализ формы и содержания русской волшебной сказки: сюжет и внесюжетные элементы // Актуальные проблемы изучения литературы на пере-крестке эпох. Форма и содержание: категориальный синтез: сборник научных статей Всероссийской заочной конференции. – Белгород, 2007. – С. 195-199.
25. Лызлова А.С, Змей- похититель женщин в русских волшебных сказках: об истоках и трансформациях образа. Электронный ресурс file:///C:/Users/Misha/Downloads/kalevala_214-221.pdf
26. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1980. http://royallib.com/read/medrish_d/literatura_i_folklornaya_traditsiya_voprosi_poetiki.html#0
27. МиролюбовЮ.П.Русскийязыческийфольклор:очерки бытаи нравов. М.: Беловодье. 1995. – 315 с.
28. Неклюдов С.Ю. Фольклор: типологический и коммуникативный аспекты. М.: РГГУ, 2008. №10. Электронный ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/pole-gumanitarnogo-znaniya-i-strategii-issledovaniya-narodnoy-kultury-v-obsuzhdenii-stati-s-yu-neklyudova-uchastvuyut-i-v-kondakov-a-v
29. Никифоров А.И. К вопросу о морфологическом изучении сказки: Сб. в честь акад. А.И.Соболевского. – Л., 1928. – С. 173-178.
30. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки/ АН СССР. Ин-т этнографии Л.: Наука. Ленинградское отделение. 1974. - С. 180–189.
31. Новикова Н.С., Черемисина Н.В. Повтор как принцип организации вербального семантического пространства текста.//«Семантика языковых единиц». Доклады V Международной конф. Т.2.М., 1996. - С.227-230.
32. Очинникова Л.В. Русский фольклор Часть I. Сборник текстов и учебнр-методиески материалы. М. Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. 2002 – С. 22-23. – 75 с.
33. Орлов А.С. Казахский героический эпос. М.-Л.: АН СССР. 1945.- 146 с.
34. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Издательство «Лабиринт», 2005. - С. 4 – 5.
35. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л., 1955. -280 с.
36. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука. 1994. Электронный ресурс http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/084/index.htm
37. Разумова И.А. Стилистическая обрядность русской волшебной сказки. Петрозаводск: Карелия. 1995. – 152 с.
38. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР: Сб.тр. - М.: Наука,1975.
39. Стеблин-Каменский М.И. Родовой строй и государство в Исландии. Ред., пре-дисл. и примеч. М.И. Стеблин-Каменского. М., 1957.Тананаева Л. И. О низовых формах в искусстве Восточной Европы в эпоху барокко (XVII -XVIII вв.) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. - С.32.
40. Чистов К.В. Фольклор в культурологическом аспекте // Гуманитарий.
41. Шпилькин С.В. Образ тролля в фольклоре и литературе. // Norge.ru. Электронный ресурс http://www.norge.ru/troll_norsk/
42. Яворский Ю. Пропавшая западнорусская книга «Диалог о смерти» 1629 г. Спб., 1912.- С.27. – 280 с.
43. SuboticDragutin.Jugoslav popular ballads.Their origin and develop-ment.Cambridge, 1932, p. 94-131.
44. Heusler Andreas. Gpschichtliches und Mythisches in der germanischenHeldensage.-Sitzungsberichte der PreussischenAkademic der Wissenschaften.Philop.-histor. Klasse 1. Berlin, 1909, S. 924-925.
45. Chadwick H.Munro, Chadwick N.Kershaw. The Growth of Literature, vol. 2, p. 366-368.
46. OlgeirssonEinar. AettasamfelagogrikisvaldijodveldiIslen-dinga. Reykjavik, 1954 (русскийперевод:ОльгейрссонЭйнар. Из прошлого исландского народа.

Источники:
47. Богатырев П.Г. Словацкие эпические рассказы и лиро-эпические песни («Збойницкий цикл»). М.: Издательство Академии Наук СССР. 1963. – С 9.
48. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в семи томах. Том 1. «Вечера на хуторе близ Диканьки». М.: Художественная литература. 1976.
49. Гуси-лебеди: Фольклор для детей от колыбельных до былин / Сост., вступ. ст. и комм. В.И. Калугина. М., 1990. С. 591–600.
50. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М.: Языки русской культуры. т. 3, с. 20–25.
51. Дмитриева Р. П. Повести о споре жизни и смерти. М.-Л., 1964. - С.48.
52. Ежегодник Петербургской гуманитарной академии. 1995. СПб., № 1. С. 164-175.Карнаухова И.В. Сказки и предания Северного края. М. – Л. 1934. – С. 169.
53. Красноженова М.В. «Сказки нашего края». Красноярск: Тренд. 2013. –– 272 с.
54. Мифологический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1991. - С. 410 – 411.
55. Панченко А. М. Стихи «покаянные»// Паямятники литературы Древней Русию 2-ая пол. XVI в. Вып.8. М., 1986. - С. 653.
56. Песнь о Нибелунгах. М.: Науа. 1972. Электронный ресурс http://www.fbit.ru/free/myth/texty/pnibelun/home.htm
57. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия: Сб. / Вступ. ст., предисл. к разделам, подг. текста, коммент. Б. Путилова. Л., 1984. С. 322–323.
58. Русский фольклор: Хрест. исследований / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998.
59. Тихонравов Н. Русские драматические произведения 1672-1725 гг. Спб., 1874. Т.1. – С. 409.
60. Эрленвейн А.А. Народные сказки, собранные сельскими учителями. Сборник. СПб: Тропа Троянова. 2005. - С. 31. Электронный ресурс http://www.ru-skazki.ru/collections-erlenveyna-and-chudinskogo.html

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Многие факторы обуславливают постоянный интерес к фольклору: и возвращение к истокам в XXI веке, и углубление существующих знаний, и развитие исторического мышления, что проявляется в более глубоком внимании к истории, прошлому, отрицание запутанных и изощренных понятий с целью приобщения к прочным, постоянным и простым основам жизни.
Изучение фольклористики и народоведения развивается и в нашем веке. Более того, современное развитие политических, социальных движений вынуждает более четко и конкретно рассматривать некоторые факты истории. За последние десятилетия наметились положительные тенденции в развитии науки о народном творчестве, понимании ее связи с современностью и современным литературным движением .
Ученые и писатели углубленно исследуют сложную взаимосвязь фольклора и литературы, анализируют сознательное и бессознательное использование в фольклоре и современной литературе тех или иных традиционных форм.
Данное положение позволяет утверждать об актуальности выбранной темы исследования. Данный факт подтверждает малочисленное количество исследований посвященных традиционным представлениям об ином свете в фольклорных произведениях.
Тема исследования: Представления об ином свете в фольклорной традиции: сравнительный аспект.
Объектом данного исследования служат фольклорные традиции в описании иного света в текстах славянских народных произведений.
Предметом исследования являются понятия об ином свете (персонажи, названия мест, сопутствующих предметов, времени и др.) в свете фольклорных традиций, а также использование их на уровне лексических, фразовых и стилистических единиц.
Открытый максимальный доступ к усвоению современными национальными культурами художественных богатств фольклора – такова главная задача фольклористики .
По мнению литературоведов, освоение фольклорных традиций и как следствия современной литературы, проводится в двух направлениях: от фольклора к современной литературе и от литературы к новым явлениям в народном творчестве .
Целью данной работы является анализ представлений об ином свете в фольклорной традиции на примере русских и белорусских произведений.
Решение задач данного исследования направлено на достижение поставленной цели. Так, в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить принципы, жанры и функции фольклорной традиции, дать им определение.
2. Провести сопоставление фольклорных традиций об ином свете в рамках европейской и славянской культуры.
3. Определить основные черты дающие представление об ином свете, такие как сюжетный мотив, образы-персонажи, средства поэтической речи, содержание и форма, выражения изобразительности, психологизм, индивидуальные характеры, авторская позиция.
4. Проанализировать произведения русских и белорусских авторов на тему закономерностей и различий использования фольклорных традиций в их произведениях.
5. Сравнить сходства и различия представлений об ином свете в фольклоре и литературе.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что фольклорная традиция записанная автором не превращается в явление литературное. «Записанный фольклор» сохраняет всю красоту народного творчества, искусства слова. «Живое» устное слово сохраняет понятия присущие народности, культуре народа. В данном исследовании представляется возможным доказать, что принадлежность использованных в тексте понятий об ином свете к фольклору не обязательно должны быть изначальны, они могут быть связаны с темой текста и является переходным явлением. На традиционных понятиях основывается такая форма искусства как литература.
Основными методами исследования являются метод контекстного анализа и сопоставительный метод. В работе также проводился анализ лексем, классификация полученных понятий и их сравнение.
Основным материалом для анализа в исследовании послужили тексты русских и белорусских авторов, а также народные произведения. Источниками исследования стали сказки, былины, баллады, песни, произведения авторов различных времен.
Единицами анализа являются текстовые отрезки различной протяженности – слова, словосочетания, фразы и тексты.
В первой главе имеются теоретические отсылки к европейской фольклорной традиции. Это сделано с целью сравнительного анализа европейской и славянской фольклорной традиции. Наибольшее внимание уделяется фольклору славянских народов. Количество текстов того или иного автора используется в той мере, в которой это необходимо для уточнения понятий, сферы действия закономерностей, временных рамок.
Новизна исследования заключается в единственной на сегодняшний день попытке исследования феномена описания понятий об ином свете в фольклорной традиции русских и белорусских произведений, обобщение и выявление специфики в произведениях устного народного творчества. В работе впервые выделены общие и этноспецифические черты лексической, фразеологической и синтаксической особенности описания иного света.
Работа состоит из введения, в котором обосновывается выбор темы, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы и приложения.




Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты фольклорной традиции на европейских и славянских территориях 7
1.1. Фольклорная традиция: принципы, жанры, функции 7
1.2. «Иной свет» в фольклорной традиции: сюжетный мотив, образы-персонажи, средства поэтической речи, содержание и форма, выражения изобразительности, психологизм, индивидуальные характеры, авторская позиция 18
1.3.Сходства и различия европейской и славянской фольклорной традиций 34
Глава 2. Сравнительный анализ представлений об ином свете в фольклорной традиции на примере русских и белорусских мифов и легенд 43
2.1. Анализ фольклорных персонажей в русских (малороссийских) литературных текстах 43
2.2. Анализ фольклорных персонажей в белорусских литературных текстах 51
Заключение 58
Список источников и литературы 61
Приложение…………

Одной из характерных тенденций современной общественной жизни является возрастающий интерес к фольклору. Проявляется он в разных аспектах. В фольклорных фестивалях разных видов и широты охвата регионов или национальных образований, выставках народного искусства. В стремлении широких кругов читателей познать сущность и корни фольклорных явлений, форму преобразования их в отголоски ритуальных действ, наполненных глубоким мировоззренческим смыслом.
Проведя исследование можно сделать следующие выводы.
Особенность фольклорных произведений об ином свете заключаются в импровизационном варьировании традиционных мотивов и образов, которые связываются между собой или произвольно, механически, или образуя небольшие сюжеты. Эта связь может быть обусловлена ассоциациями, продиктованными значением образов в традиционной культуре. Порядок следования мотивов и сюжетов не задан заранее, так как тексты существуют только в момент исполнения. Это произведения, состоящие из заранее известных или предугадываемых элементов, которые каждый раз складываются по-разному.
Организация отдельных фрагментов основана на формулах, встречающихся в текстах других жанров.
Система персонажей и пространственная система взаимообусловлены. Особенно значимой является идея пути, пространственного перемещения из пространства своего в чужое, являющееся образом иного мира, и наоборот.
Характеристика персонажей всецело обусловлена их пространственной соотнесенностью, принадлежностью тому или этому миру.
Персонажи оттуда могут быть как опасны, благодаря своей причастности к чужому, опасному пространству, так и желанны. Разница, как уже говорилось, в том, по инициативе какой из сторон нарушается граница между мирами.
Необходимо отметить, что в белорусской литературе XVII в. появляется персонифицированный образ смерти. Кончина человека перестала мыслиться как простой переход из одного состояния в другое. Смерть приобрела антропоморфные черты, стала отпугивающим персонажем.
Безусловное влияние на этот процесс оказала переводная западноевропейская литература, популяризировавшаяся как в драматической обработке (мистерии, моралитеты, вертеп), так и в форме назидательных трактатов. Подобного рода произведения предлагали православному читателю трактовку образа смерти либо в виде гневливой старухи («Притча о витязе»), либо - комичного существа («Разговор Поликарпа со смертью»).
В русской литературе тоже имелись весьма богатые традиции мистицизма - достаточно вспомнить А.В. Жукова, с его сказками, Н.В. Гоголя и его «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и в произведениях Гоголя, представители потустороннего мира свободно расхаживают среди людей, занимаясь собственной деятельностью, сталкиваясь со стойким неверием большинства людей в существование рая и ада, Бога и черта. Но если их это и удивляет, то не настолько, чтобы помешать им осуществлять свои планы.
Благодаря мастерству Гоголя-художника, повести «Вечеров» в полной мере передают мистический ужас, атмосферу, свойственную народным сказаниям и поверьям.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - романтическое произведения, в котором Гоголь передал всю свою любовь к народным произведениям, вообще, украинскому народу, его жизни, обычаям, культуре.
Будучи сыном этого народа, писатель впитал в себя его особенности, поэтому сам он до конца жизни оставался мистиком, верящим с существование потусторонних сил. И поэтому мистика в его творениях и, в частности, в «Вечерах», настолько завораживает, будоражит, пугает и волнует одновременно.
Познавая истину посредством общения со сверхъестественным мы сталкиваемся с тем, что для большинства людей Бог и дьявол остаются неузнанными, хотя бы человек и видел их воочию. Причем весьма часто проблема заключается в самом человеке, который упорно отрицает существование потусторонних сил. А кто-то и просто не выдерживает столкновения с тайной, которую постичь разумом невозможно.

1.Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М.: филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.
2. Аръес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1991.- С. 123.
3. Астахова А.М. Былины в записях и пересказах 17-18 веков. Подгот. A.M. Астахова и др. - М.-Л., Изд-во Акад. Наук СССР, 1960.
4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трёх томах. Том 1. М.: Изд-во «Современный писатель», 1995. Стр. 377 – 394.
5. Батюшков Ф. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт историко-сравнительного исследования. СПб.: Типография В.С. Балашева, 1891. - С.257. – 314 с.
6. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. – М., 1964.
7. Бережная Л.А.Украинско-белорусская поэзия и драматургия XVII века о смерти и загробном мире. Исторический факультет МГУ. Электронный ресурс http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/berezh.htm
8. Будур Н. Сказки о троллях и гномах. М.: АСТ. Астрель. Ермак. 2004. – 640 с.
9. Васильева Ю.В. Повтор как принцип организации фольклорного текста (лексико-семантический повтор в произведениях русского и англо-шотландского фольклора). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Саратов. 2004. Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/povtor-kak-printsip-organizatsii-folklornogo-teksta#ixzz3vdf30DlC
10. Велецкая Н.Н. Символы славянского язычества. М.: Вее. 2009 – 320с. – С 46.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Вступ. ст. И.И. Горского; сост., ком- мент. В.В.Мочаловой. – М., 1989.
11. Веселовский А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды. ЖМНП. 1875, ч. 179. - С. 48. (II.»Легенда о возвращающемся императоре»).
12. Власова Г.И. Детская волшебная сказка в современных записях: традиционная поэтика. Автореф. дис. На соискание степени канд. филол. наук. – М., 1990. – 206 с.
13. Гончаров К.Ю. Анималистические представления в фольклоре. Образ волка в русских и иноземных сказках. // Organizmica. Январь 2009
14. Горелов А.А. Основы филосовии:учебник для тудентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 256 с.
15. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства // Вопросы философии. М., 1991. № 2. С.154.
16. Гусев В.Е. Фольклор: История термина и его современные значения// СЭ. 1966. № 2.
17. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. - М.: Наука, 1981. Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. Докулад. М. 1958. http://www.ruthenia.ru/folklore/zhirmunsky1.htm
18. Добровольская В.Е. Змей в русской волшебной казке: к вопросу о природе и генезисе персонажа // Живая старина. 2007. №4. - С. 31–37.
19. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России: Сб. трудов. М.: Издательство «Индрик». 1994. – 272 с.
20. Копылова Н.И. О принципах системного исследования фольклора и литературы. // Воронежский эколого-исторический сайт http://www.vantit.ru/library/item/731-o-princzipax-sistemnogo-issledovaniya-folklora-i-literatury.html
21. Крейддлад. Эльфы в мифах, фольклоре и фэнтези. Часть І. Электронный ресурс http://samlib.ru/k/krejddilad/elves1.shtml.
22. Лихачев Д.С. Народное поэтическое творчество времени расцвета древнерусского феодального государства. - В кн.: Русское народное поэти-ческое творчество, т. 1. М.-Л., 1953.- С. 190.
23. Лутовинова Е.И. Исследовательская модель анализа сказочного сюжета. // Вестник №1. Электронный ресурс http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2938
24. Лутовинова Е.И. Анализ формы и содержания русской волшебной сказки: сюжет и внесюжетные элементы // Актуальные проблемы изучения литературы на пере-крестке эпох. Форма и содержание: категориальный синтез: сборник научных статей Всероссийской заочной конференции. – Белгород, 2007. – С. 195-199.
25. Лызлова А.С, Змей- похититель женщин в русских волшебных сказках: об истоках и трансформациях образа. Электронный ресурс file:///C:/Users/Misha/Downloads/kalevala_214-221.pdf
26. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1980. http://royallib.com/read/medrish_d/literatura_i_folklornaya_traditsiya_voprosi_poetiki.html#0
27. МиролюбовЮ.П.Русскийязыческийфольклор:очерки бытаи нравов. М.: Беловодье. 1995. – 315 с.
28. Неклюдов С.Ю. Фольклор: типологический и коммуникативный аспекты. М.: РГГУ, 2008. №10. Электронный ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/pole-gumanitarnogo-znaniya-i-strategii-issledovaniya-narodnoy-kultury-v-obsuzhdenii-stati-s-yu-neklyudova-uchastvuyut-i-v-kondakov-a-v
29. Никифоров А.И. К вопросу о морфологическом изучении сказки: Сб. в честь акад. А.И.Соболевского. – Л., 1928. – С. 173-178.
30. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки/ АН СССР. Ин-т этнографии Л.: Наука. Ленинградское отделение. 1974. - С. 180–189.
31. Новикова Н.С., Черемисина Н.В. Повтор как принцип организации вербального семантического пространства текста.//«Семантика языковых единиц». Доклады V Международной конф. Т.2.М., 1996. - С.227-230.
32. Очинникова Л.В. Русский фольклор Часть I. Сборник текстов и учебнр-методиески материалы. М. Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. 2002 – С. 22-23. – 75 с.
33. Орлов А.С. Казахский героический эпос. М.-Л.: АН СССР. 1945.- 146 с.
34. Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Издательство «Лабиринт», 2005. - С. 4 – 5.
35. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л., 1955. -280 с.
36. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука. 1994. Электронный ресурс http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/084/index.htm
37. Разумова И.А. Стилистическая обрядность русской волшебной сказки. Петрозаводск: Карелия. 1995. – 152 с.
38. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР: Сб.тр. - М.: Наука,1975.
39. Стеблин-Каменский М.И. Родовой строй и государство в Исландии. Ред., пре-дисл. и примеч. М.И. Стеблин-Каменского. М., 1957.Тананаева Л. И. О низовых формах в искусстве Восточной Европы в эпоху барокко (XVII -XVIII вв.) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. - С.32.
40. Чистов К.В. Фольклор в культурологическом аспекте // Гуманитарий.
41. Шпилькин С.В. Образ тролля в фольклоре и литературе. // Norge.ru. Электронный ресурс http://www.norge.ru/troll_norsk/
42. Яворский Ю. Пропавшая западнорусская книга «Диалог о смерти» 1629 г. Спб., 1912.- С.27. – 280 с.
43. SuboticDragutin.Jugoslav popular ballads.Their origin and develop-ment.Cambridge, 1932, p. 94-131.
44. Heusler Andreas. Gpschichtliches und Mythisches in der germanischenHeldensage.-Sitzungsberichte der PreussischenAkademic der Wissenschaften.Philop.-histor. Klasse 1. Berlin, 1909, S. 924-925.
45. Chadwick H.Munro, Chadwick N.Kershaw. The Growth of Literature, vol. 2, p. 366-368.
46. OlgeirssonEinar. AettasamfelagogrikisvaldijodveldiIslen-dinga. Reykjavik, 1954 (русскийперевод:ОльгейрссонЭйнар. Из прошлого исландского народа.

Источники:
47. Богатырев П.Г. Словацкие эпические рассказы и лиро-эпические песни («Збойницкий цикл»). М.: Издательство Академии Наук СССР. 1963. – С 9.
48. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в семи томах. Том 1. «Вечера на хуторе близ Диканьки». М.: Художественная литература. 1976.
49. Гуси-лебеди: Фольклор для детей от колыбельных до былин / Сост., вступ. ст. и комм. В.И. Калугина. М., 1990. С. 591–600.
50. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М.: Языки русской культуры. т. 3, с. 20–25.
51. Дмитриева Р. П. Повести о споре жизни и смерти. М.-Л., 1964. - С.48.
52. Ежегодник Петербургской гуманитарной академии. 1995. СПб., № 1. С. 164-175.Карнаухова И.В. Сказки и предания Северного края. М. – Л. 1934. – С. 169.
53. Красноженова М.В. «Сказки нашего края». Красноярск: Тренд. 2013. –– 272 с.
54. Мифологический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1991. - С. 410 – 411.
55. Панченко А. М. Стихи «покаянные»// Паямятники литературы Древней Русию 2-ая пол. XVI в. Вып.8. М., 1986. - С. 653.
56. Песнь о Нибелунгах. М.: Науа. 1972. Электронный ресурс http://www.fbit.ru/free/myth/texty/pnibelun/home.htm
57. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия: Сб. / Вступ. ст., предисл. к разделам, подг. текста, коммент. Б. Путилова. Л., 1984. С. 322–323.
58. Русский фольклор: Хрест. исследований / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998.
59. Тихонравов Н. Русские драматические произведения 1672-1725 гг. Спб., 1874. Т.1. – С. 409.
60. Эрленвейн А.А. Народные сказки, собранные сельскими учителями. Сборник. СПб: Тропа Троянова. 2005. - С. 31. Электронный ресурс http://www.ru-skazki.ru/collections-erlenveyna-and-chudinskogo.html

Купить эту работу

Представления об ином свете в фольклорной традиции: сравнительный аспект

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

3 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Образ России в лирике Н.С. Гумилева и А.А. Блока

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Репрезентация повседневной культуры русского дворянства первой четверти 19 века в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

ВОВ в лирике К. Симонова.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Актуальность экранизации романа "Опасные связи"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Эволюция лирических исповедей М.Ю.Лермонтова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв .......................................... ................................... об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-12-21
Дипломная работа

Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!

Общая оценка 5
Отзыв Пална22 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2019-01-09
Дипломная работа

АВТОР ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ РАНЬШЕ СРОКА!

Общая оценка 5
Отзыв kristyusha об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-11-12
Дипломная работа

СПАСИБО !!!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна Дауева об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-02-04
Дипломная работа

Большое спасибо автору! Отличная работа! Не первый раз обращаюсь - всегда очень довольна качеством и сроками выполнения!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Н.ОСТРОВСКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

«Война и дети» в произведениях о Великой Отечественной войне 1950-1980-х годов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
630 ₽
Готовая работа

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ А. БЛОКА: ГАРМОНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛИСТИКО-ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Тургенев и Флобер авторы произведений "Историй жизни": сравнительно-сопоставительный анализ главных героинь романов "Госпожа Бовари" и "Накануне"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Этические проблемы в публицистике Л.Н.Андреева

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Эволюция мотива несчастья в благополучном браке по мотивам романов Евгений Онегин, Обломов и Дворянское гнездо

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Исследование иронии и серьезности в рассказе А.П. Чехова «Душечка».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Нравственность и красота в произведении Оскара Уальда "Портрет Дориана Грея"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Рецепция мифа о Вавилонском столпотворении в романе Д.Рубиной

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

"Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ РОБЕРТА ФРОСТА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽