Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы
  • 100 страниц
  • 2016 год
  • 312 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена двумя основными факторами.
Первый фактор заключается в необходимости определенного видоизменения подходов к наполнению вазовского курса «История мировой литературы».
Тем не менее, в своем типовом воплощении данный учебный курс является логически неопределенным. Ведя речь о типовом курсе, мы имеем в виду тот курс, на построение которого ориентирует, во-первых, Госстандарт и, во-вторых, конкретная университетская традиция.
Письменным аналогом данного курса являются существующие ныне учебники по истории зарубежной литературы. Конечно, имеются принципиальные различия между учебником и лекционным курсом, который читает отдельный преподаватель в конкретном вузе, однако можно на такого рода различия не обращать пристальное внимание, так как учебник и лекционный курс реализуют одну и ту же модель, должны соответствовать Госстандарту и традиции. При этом одним художественным произведениям уделяется весьма пристальное внимание, другие же произведения, которые обладают не меньшей художественной ценностью практически не рассматриваются. В качестве такого произведения можно назвать роман Эмиля Золя «Дамское счастье».
В качестве другого фактора можно назвать значимость творчества Эмиля Золя и особое место в этом творчестве романа «Дамское счастье». Творчество Эмиля Золя – одного из крупнейших писателей ХХ века – давно стало достоянием не только французской литературы, но и мировой. Особое внимание произведениям Золя уделяли в России: французский писатель оказался близок по духу русским читателям и литераторам, сразу же оценившим его талант, стремление к художественной правде и гуманизм.
Сегодня Золя известен, прежде всего, своей многотомной эпопеей «Ругон-Маккары», в которой на примере нескольких поколений одной семьи показал, как отражаются грандиозные социальные перевороты на человеке, как меняют его отношение к себе и к миру.
Один из романов серии «Ругон-Маккары» «Дамское счастье» уже на протяжении многих десятилетий исследуется с точки зрения его рецепции критиками и литературоведами. С одной стороны, эпопея «Ругон-Маккары» имела большой общественный резонанс. С другой стороны, изучение соответствующих материалов показало, что выбранный нами роман наименее изучен, отзывы о нем носят в большей степени односторонний характер.
Таким образом, необходимость обновления содержательного наполнения вузовского курса «История мировой литературы» и значимость как творчества Эмиля Золя в целом и его романа «Дамское счастье» в частности делает рассмотрение темы «Роман Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы»» актуальным.
Объектом исследования выступает роман Э. Золя «Дамское счастье».
Предмет исследования – возможности изучения романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы».
Целью данной работы является выявление значимости романа для изучения его в вузовском курсе «История мировой литературы» и выработка практических рекомендаций по работе со студентами над данным романом.
Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- изучить историю создания романа «Дамское счастье»;
- рассмотреть роман «Дамское счастье» в оценках критики и литературоведения;
- описать сюжетную линию и тематику романа «Дамское счастье»;
- выявить художественное своеобразие романа;
- предложить общее построение учебной темы, посвященной роману Э. Золя «Дамское счастье»;
- выработать рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы».
Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, описательный метод, сравнительный и исторический метод, литературоведческий метод, метод моделирования.
К освещению творчества Золя в разное время обращались не только профессиональные критики и литературоведы, но писатели-современники. XIX век породил целый пласт выдающихся писателей, каждый из которых до сих пор не утратил своей значимости: Мопассан, Гюго, Роллан, Манн, Флобер, Доде и др. Каждый из них подвергал критической оценке творчество Э. Золя.
В нашей стране критические рецензии на творчество Золя создавались русскими журналистами, критиками, писателями (П. Д. Боборыкиным, И. С. Тургеневым и др.).
В ХХ веке возник целый пласт научной литературы, посвящённый творчеству Золя. Крупными специалистами по этому вопросу в нашей стране считаются И. Анисимов, С. Емельянников, М. Клеман, Е. Кучборская, А. Пузиков, Б. Реизов, Е. Чечиль, Т. Якимович.
В настоящее время творчество Золя привлекает всё большее внимание исследователей (о чём свидетельствуют регулярно появляющиеся диссертации). Тем не менее, в области, связанной с романом «Дамское счастье», существует значительный пробел. То есть до сих пор отсутствует исследование, посвящённое этому произведению. Возможно это связано в определенной мере с тем, что данное произведении находится за рамками вузовского курса «История мировой литературы».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации аналитического и критического материала по роману Э. Золя «Дамское счастье».
Практическая значимость данного исследования находит свое выражение в выработке практических рекомендаций по изучению романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «История мировой литературы»
Структура работы подчинена логике заданной цели и поставленных задач и включает в себя введение, три главы, заключение, а также список использованной литературы и приложение.
Во введении обосновывается актуальность данной темы, определяются цели и задачи исследования; его объект, предмет и методы; характеризуется степень разработанности темы; прописывается теоретическая и практическая значимость данного исследования и обозначается его структура.
В первой главе изучается место романа «Дамское счастье» в творчестве Э. Золя. Вторая глава посвящена художественному своеобразию романа «Ламское счастье». В третьей главе предлагаются рекомендации по изучению романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «История мировой литературы».
В заключении подводятся общие итоги по осуществленной работе, а также формулируются основные результаты и выводы.


Введение 3
Глава 1. Место романа «Дамское счастье» в творчестве Эмиля Золя 7
1.1. История создания романа «Дамское счастье» 7
1.2. Роман «Дамское счастье» в оценках критики и литературоведения 24
Глава 2. Анализ романа «Дамское счастье» 36
2.1. Сюжетная линия и тематика романа «Дамское счастье» 36
2.2. Художественное своеобразие романа 44
Глава 3. Изучение романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы» 68
3.1. Методика построения учебной темы, посвященной изучению романа Э. Золя «Дамское счастье» 68
3.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы» 81
Заключение 89
Список литературы 94
Приложение 98



Данное исследование было посвящено выявлению возможностей изучения романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы»
Для раскрытия данной темы, а также упорядочения работы над ней нами были поставлены конкретные задачи, выполняя которые, мы получили определенные результаты. Рассмотрим и проанализируем их.
В творчестве Эмиля Золя можно выделить несколько периодов. При этом что практически все созданное им в первом периоде творчества своего рода подготовкой к главному труду жизни - объемной серии «Ругон-Маккари», над которой Эмиль Золя работает в период с 1868 до 1893 гг. В данной эпопее в полной мере воплотилась эстетика Э. Золя, который в основу своего творчества положил научный подход Названная серия и составила основу второго периода творчества Эмиля Золя.
Идея романа «Дамское счастье», который вошел в цикл «Ругон-Маккари» пришла Эмилю Золя ещё на ранней стадии написания данной эпопеи.
Изучив творческую историю создания романа «Дамского счастья», мы смогли убедиться в кропотливом подходе и научном методе, который для создания своих произведений применял Э. Золя. Социальный, семейный, лирический и психологический пласты органично соединились в романе «Дамское счастье».
Кроме этого, нами было выявлено, что русская и французская критика XIX века продемонстрировала живой и непосредственный отклик на выход романа Э. Золя «Дамское счастье». В рецензиях на произведения можно отметить такие тенденции, как положительная оценка романа, и в то же время противопоставление предыдущим произведениям серии «Ругон-Маккары», в которых преобладал натурализм. Критики выделяли присутствие социального пласта как ведущего в романе. Ими особо отмечался правдиво изображённый писателем экономический переворот. Уделялось внимание характеристике главных героев романа (Октава Муре и Денизы) и делался акцент на жизнеутверждающием пафосе данного произведения.
Проанализированные работы литературоведов продемонстрировали особый интерес к таким сторонам романа, как социальная значимость; противоречивость замысла; трактовка характеров главных героев; обличение действительности; любовная тема, тема семьи и брака; элементы утопии; цветовая символика, интертекстуальность.
Тем не менее, нельзя сказать, что роман «Дамское счастье» изучен всесторонне. Не затронуты такие аспекты этого произведения как язык романа, средства художественный выразительности, так называемый «парижский текст» Золя (а он представляет немалый интерес в «Дамском счастье»), характеристика второстепенных героев, система образов, исторический фон, мотивная структура, особенности психологического мастерства, соотношения реализма и натурализма и т.д.
Таким образом, можно заключить, что литературоведы и критики трактовали роман несколько односторонне, затрагивая в основном социальную и любовную стороны; данный роман требует новых исследований.
Анализ романа «Дамское счастье показал», что в его основу положено нескольких сюжетных линий. Первая – это жизнь бедной девушки Денизы, которая попадает в большой город и сталкивается с жизненными трудностями. Вторая – это сложная жизнь мелкой буржуазии в условиях процветания капиталистического строя. И третья – это человеческая сущность в новых, никому пока еще не знакомых ситуациях, а именно, - отражение мужского восприятия нового уклада жизни.
Кроме этого, в романе «Дамском счастье» Эмиля Золя гармонично переплетаются такие тематические направления, как: тема любви; тема нравственности и этических ценностей; тема моды; тема столкновения прогресса и устоявшихся традиций; тема развития торговли; тема «богатых и бедных»; тема «Женщины» и некоторые другие.
Данные тематические направления так искусно автором сплетены друг с другом, что образуют единую живую и трогательную картину жизни многих и многих персонажей.
Также следует подчеркнуть, что новаторство Эмиля Золя в романе «Дамское счастье» находит свое проявление в совершенно новом для его современников сюжете. То есть вместо в определенной степени оторванных от жизни романтиков, а также мечтателей-революционеров и влюблённых, читатель неожиданно для себя видит на страницах романа холодных и предприимчивых персонажей. А практически все сюжетные линии романа, так либо иначе, сходятся на магазине со своеобразным названием «Дамское счастье». Именно этот магазин выступает источника конфликтов и противоречий, именно он (а не столько господин Муре) разбивает парижское общество на отдельные категории, которые можно обозначить относительно этого крупнейшего магазина.
Кроме этого, стремление Эмиля Золя реформировать институт брака напрямую связано с надеждой на совершенствование именно общественных отношений, что находит свое отражение в романе «Дамское счастье».
В своих героях Золя приветствует предпринимательский талант, а также и жажду деятельности, противопоставляя при этом их пессимизму некоторых слоев населения Франции в конце XIX в. Эмиль Золя, наряду с подробным описанием на страницах своего романа, горести и несчастья мелких торговцев, разоряющихся с возникновение больших магазинов, не жалеет их.
В качестве одной из особенностей романа Золя «Дамское счастье» можно назвать его историческую правдивость, а также то, что он являлся своего рода каналом продвижения эффективных методов торговки не просто на десятилетия, а можно сказать, что и на века.
Несмотря на то, что роман Э. Золя «Дамское счастье» в определённом смысле многоплановый новаторский по своему содержанию, в вузовском курсе «Истрия мировой литературы» он практически не изучается. В связи с этим нами были выработаны практические рекомендации по методики изучения данного романа.
С нашей точки зрения, целью изучения романа Эмиля Золя «Дамское счастье» в курсе «История мировой литературы» является расширение представлений студентов о творческих направлениях Э. Золя и формирование знаньевой компетенции у студентов о данном романе.
При раскрытии материала темы «Дамское счастье» методика должна подчиняться логическому принципу «от общего к частному». Формами работы могут быть: устная и письменная; индивидуальная и групповая; совместная и индивидуальная. Методами и приемами изучения данной темы: лекции; беседы; семинары; самостоятельная работа; задания и др.
С нашей точки зрения изучение романа «Дамское счастье» должно базироваться на системном подходе, этапности изучения, а также быть подчинено следующим основным принципам: принцип целесообразности; принцип системности; принцип последовательности.
Подразумевается, что изучение студентами романа Э. Золя «Женское счастье» может осуществляться в два основных этапа. Первый этап предполагает развитие у студентов первичной ориентации на исторический контекст создания романа и выявления его места как в творчестве Эмиля Золя, так и в истории зарубежной художественной литературы в целом.
Значительная работа при этом отводится самостоятельной работе студентов.
В вузовском курсе «История мировой литературы» при изучении романа Эмиля Золя «Дамское счастье» нами рекомендуется применение следующих видов самостоятельной работы студентов: 1) направленные на овладение знаниями: чтение текста романа; составление плана романа; осуществление выписок из текста романа; учебно-исследовательская работа; 2) направленные на закрепление и систематизацию знаний: работа студентов с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом; ответы на контрольные вопросы преподавателя; аналитическая обработка текста романа «Дамское счастье»; подготовка сообщений к выступлению на семинаре; подготовка рефератов, эссе и докладов по роману «Дамское счастье»; 3) направленные на систематизацию знаний и по формированию компетенци студентов: подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ; самостоятельнаяя одготовка тестов.
Таким образом, обозначенные нами подходы будут способствовать успешному овладению студентами неободимыми знаиями и компетенциями.

1. Анисимов И. И. Золя и наше время // Анисимов И. И. Французская классика со времён Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты. – М.: Худож. Лит., 1977. – 334 с.
2. Арман Лану. Здравствуйте Эмиль Золя! / Арман Лану – М.: Прогресс, 1966. – 510 с.
3. Барро, М.В. Эмиль Золя. Его жизнь и литературная деятельность / М.В. Барро. – М., 1994. – 212 c.
4. Боборыкин, П. Д. «Начальный успех Золя в России» / П.Д. Боборыкин // Язык и литература. – Л., 1930. Т. V. С.
5. Брахман, С. Комментарии к роману Э. Золя «Дамское счастье» С. Брахман // Золя Э. Дамское счастье. Радость жизни. – М.: Правда, 1983. – 416 с.
6. Галицких, Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е. Галицких // Высшее образование в России. – 2004. – № 6. – С.160 - 163.
7. Гаспаров, М. Л. Как писать историю литературы / М.Л. Гаспаров // Новое литературное обозрение. – М., 2003. – № 59. – С. 75 - 78.
8. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века / Б.А. Гиленсон. – М.: Просвещение 1994. – 344 с.
9. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. – Л., 1979. – 233 с.
10. Головина, Е. В. Концепт «мода» в произведении Э. Золя «Дамское счастье» / Е.В. Головина, Д.З. Шамсеева // Молодой ученый. – 2012. – №7. – С. 146-149.
11. Емельянников, С. П. «Ругон-Маккары» Э. Золя / С.П. Емельянноков. – М.: Худож. лит., 1965. – 135 с.
12. Жураковский, В. Управление самостоятельной работой: мировой опыт] / В. Жураковский // Высшее образование в России. – 2003. – № 2. – С. 45 - 49.
13. Зинченко, В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 195 с.
14. Золя, Э. Дамское счастье. Радость жизни / Э. Золя. – М.: Правда, 1983. – 416 с.
15. Золя, Э. Наброски // Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX – конца ХХ века. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 224 с.
16. Золя, Э. Предисловие к циклу «Ругон-Маккары»// Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX – конца ХХ века. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – С. 73 – 81.
17. Канаян, К. Способы продвижения товара.
Женщины-покупательницы «Дамское счастье» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usconsult.ru/usc_copyright.html. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 10.03.2016).
18. Кирнозе, З.И. Страницы французской классики: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / З.И. Кирнозе. – М.: Просвещение, 1992. – 223 с.
19. Клеман, М. Эмиль Золя в России // Клеман М. Эмиль Золя: сб. ст. – М.: Гослитиздат, 1934. – 306 с.
20. Клеман., М. Из переписки Золя с русскими корреспондентами / М. Клеман // Литературное наследство. – М., 1937. – 367 с.
21. Кучборская, Е.П. Эмиль Золя – литературный критик: К истории реалистического романа во Франции XIX века / Е.П. Кучборская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 212 c.
22. Кучборская, Е. П. Реализм Эмиля Золя. «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX века во Франции / Е.П. Кучборская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 425 с.
23. Ларош, Г. А. Парижские письма. № 1 / Г.А. Ларош // Ларош Г. А. Избранные статьи. – Л. : Музыка, 1978. – Вып. 5. – С. 248 - 257.
24. Ларош, Г. А. Парижские письма. № 2 / Г.А. Ларош // Ларош Г. А. Избранные статьи. – Л. : Музыка, 1978. – Вып. 5. – С. 257–267.
25. ЛеБлон-Золя Д. Эмиль Золя в рассказах его дочери. – Париж: Издательство Фаскелль, 1931. – 380 с.
26. Лесик, И.С. Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций / И.С. Лесик. – М: ПРИОР, 2003. – 232 c.
27. Маркин, А.В. Рождение зарубежной литературы / А.В. Маркин // Зарубежная литература в вузе: инновации, методика, проблемы преподавания и изучения: сб. ст. – Екатеринбург: – 116 c.
28. Морозова, Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов / Н. В. Морозова // Молодой ученый. – 2011. – №2. Т.2. – С. 102-104.
29. Письма И.С. Тургенева к Полине Виардо и его французским друзьям. – М: Радуга, 1999. – 496 с.
30. Полуянов, В.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов / В.Б. Полуянов, Н.Б. Перминова // Вестн. учеб.-метод. объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. – Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – № 1 (39). – С. 112-125.
31. Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод. пособие / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с.
32. Пузиков, А. Эмиль Золя / А. Пузиков. – М.: Худож. лит., 1963. –183 с.
33. Реизов, Б. Г. Вопросы эстетики Золя // Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX – конца ХХ века. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 224 с.
34. Реизов Б.Г. Золя // Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. – М.: Высшая школа, 1977. –302 с.
35. Садовский, В.Н. Система / В.Н. Садовский // Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С.610 - 614.
36. Сарычева Ю.А. Путь духовного развития главного героя натуралистического романа Э. Золя «Дамское счастье» / Ю.А. Сарычева // XI Междунар. науч.-практич. конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Г. Новосибирск, 14 мая 2013. – Новосибирск 2013. – С. 64 - 67.
37. Франс, А. Собрание сочинений: В 8 т. / А. Франс. – М.: Худож. лит., 1960. – Т. 8. – 744 с.
38. Храпченко, М.Б. Размышления о системном анализе литературы / М.Б. Храпченко // Вопросы литературы. – 1975. – № 3. – С. 17 – 19.
39. Чечиль, Е.А. Любовная и матримониальная темы в романах Э. Золя: дис. … канд. филолог. наук / Е.А. Чечиль. – М., 2006. – 250 с.
40. Штерн, М.М. «Эмиль Золя в «Вестнике Европы» / М.М. Штерн // Прометей: Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 5. – М., 1999. – С. 174 - 176.
41. Эйхенгольц, М.Д. Творческая лаборатория Золя / М.Д. Эйхенгольц. – М.: Советский писатель, 1940. – 231 с.
42. Якимович, Т. К. Молодой Золя. Эстетика и творчество / Т.К. Якимович. – Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1971. – 248 c.
43. Яковлева, Т.Ю. Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века / Т.Ю. Яковлева. – М., 1991. – 271 c.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена двумя основными факторами.
Первый фактор заключается в необходимости определенного видоизменения подходов к наполнению вазовского курса «История мировой литературы».
Тем не менее, в своем типовом воплощении данный учебный курс является логически неопределенным. Ведя речь о типовом курсе, мы имеем в виду тот курс, на построение которого ориентирует, во-первых, Госстандарт и, во-вторых, конкретная университетская традиция.
Письменным аналогом данного курса являются существующие ныне учебники по истории зарубежной литературы. Конечно, имеются принципиальные различия между учебником и лекционным курсом, который читает отдельный преподаватель в конкретном вузе, однако можно на такого рода различия не обращать пристальное внимание, так как учебник и лекционный курс реализуют одну и ту же модель, должны соответствовать Госстандарту и традиции. При этом одним художественным произведениям уделяется весьма пристальное внимание, другие же произведения, которые обладают не меньшей художественной ценностью практически не рассматриваются. В качестве такого произведения можно назвать роман Эмиля Золя «Дамское счастье».
В качестве другого фактора можно назвать значимость творчества Эмиля Золя и особое место в этом творчестве романа «Дамское счастье». Творчество Эмиля Золя – одного из крупнейших писателей ХХ века – давно стало достоянием не только французской литературы, но и мировой. Особое внимание произведениям Золя уделяли в России: французский писатель оказался близок по духу русским читателям и литераторам, сразу же оценившим его талант, стремление к художественной правде и гуманизм.
Сегодня Золя известен, прежде всего, своей многотомной эпопеей «Ругон-Маккары», в которой на примере нескольких поколений одной семьи показал, как отражаются грандиозные социальные перевороты на человеке, как меняют его отношение к себе и к миру.
Один из романов серии «Ругон-Маккары» «Дамское счастье» уже на протяжении многих десятилетий исследуется с точки зрения его рецепции критиками и литературоведами. С одной стороны, эпопея «Ругон-Маккары» имела большой общественный резонанс. С другой стороны, изучение соответствующих материалов показало, что выбранный нами роман наименее изучен, отзывы о нем носят в большей степени односторонний характер.
Таким образом, необходимость обновления содержательного наполнения вузовского курса «История мировой литературы» и значимость как творчества Эмиля Золя в целом и его романа «Дамское счастье» в частности делает рассмотрение темы «Роман Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы»» актуальным.
Объектом исследования выступает роман Э. Золя «Дамское счастье».
Предмет исследования – возможности изучения романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы».
Целью данной работы является выявление значимости романа для изучения его в вузовском курсе «История мировой литературы» и выработка практических рекомендаций по работе со студентами над данным романом.
Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- изучить историю создания романа «Дамское счастье»;
- рассмотреть роман «Дамское счастье» в оценках критики и литературоведения;
- описать сюжетную линию и тематику романа «Дамское счастье»;
- выявить художественное своеобразие романа;
- предложить общее построение учебной темы, посвященной роману Э. Золя «Дамское счастье»;
- выработать рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы».
Для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, описательный метод, сравнительный и исторический метод, литературоведческий метод, метод моделирования.
К освещению творчества Золя в разное время обращались не только профессиональные критики и литературоведы, но писатели-современники. XIX век породил целый пласт выдающихся писателей, каждый из которых до сих пор не утратил своей значимости: Мопассан, Гюго, Роллан, Манн, Флобер, Доде и др. Каждый из них подвергал критической оценке творчество Э. Золя.
В нашей стране критические рецензии на творчество Золя создавались русскими журналистами, критиками, писателями (П. Д. Боборыкиным, И. С. Тургеневым и др.).
В ХХ веке возник целый пласт научной литературы, посвящённый творчеству Золя. Крупными специалистами по этому вопросу в нашей стране считаются И. Анисимов, С. Емельянников, М. Клеман, Е. Кучборская, А. Пузиков, Б. Реизов, Е. Чечиль, Т. Якимович.
В настоящее время творчество Золя привлекает всё большее внимание исследователей (о чём свидетельствуют регулярно появляющиеся диссертации). Тем не менее, в области, связанной с романом «Дамское счастье», существует значительный пробел. То есть до сих пор отсутствует исследование, посвящённое этому произведению. Возможно это связано в определенной мере с тем, что данное произведении находится за рамками вузовского курса «История мировой литературы».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации аналитического и критического материала по роману Э. Золя «Дамское счастье».
Практическая значимость данного исследования находит свое выражение в выработке практических рекомендаций по изучению романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «История мировой литературы»
Структура работы подчинена логике заданной цели и поставленных задач и включает в себя введение, три главы, заключение, а также список использованной литературы и приложение.
Во введении обосновывается актуальность данной темы, определяются цели и задачи исследования; его объект, предмет и методы; характеризуется степень разработанности темы; прописывается теоретическая и практическая значимость данного исследования и обозначается его структура.
В первой главе изучается место романа «Дамское счастье» в творчестве Э. Золя. Вторая глава посвящена художественному своеобразию романа «Ламское счастье». В третьей главе предлагаются рекомендации по изучению романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «История мировой литературы».
В заключении подводятся общие итоги по осуществленной работе, а также формулируются основные результаты и выводы.


Введение 3
Глава 1. Место романа «Дамское счастье» в творчестве Эмиля Золя 7
1.1. История создания романа «Дамское счастье» 7
1.2. Роман «Дамское счастье» в оценках критики и литературоведения 24
Глава 2. Анализ романа «Дамское счастье» 36
2.1. Сюжетная линия и тематика романа «Дамское счастье» 36
2.2. Художественное своеобразие романа 44
Глава 3. Изучение романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы» 68
3.1. Методика построения учебной темы, посвященной изучению романа Э. Золя «Дамское счастье» 68
3.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы» 81
Заключение 89
Список литературы 94
Приложение 98



Данное исследование было посвящено выявлению возможностей изучения романа Э. Золя «Дамское счастье» в вузовском курсе «Истории мировой литературы»
Для раскрытия данной темы, а также упорядочения работы над ней нами были поставлены конкретные задачи, выполняя которые, мы получили определенные результаты. Рассмотрим и проанализируем их.
В творчестве Эмиля Золя можно выделить несколько периодов. При этом что практически все созданное им в первом периоде творчества своего рода подготовкой к главному труду жизни - объемной серии «Ругон-Маккари», над которой Эмиль Золя работает в период с 1868 до 1893 гг. В данной эпопее в полной мере воплотилась эстетика Э. Золя, который в основу своего творчества положил научный подход Названная серия и составила основу второго периода творчества Эмиля Золя.
Идея романа «Дамское счастье», который вошел в цикл «Ругон-Маккари» пришла Эмилю Золя ещё на ранней стадии написания данной эпопеи.
Изучив творческую историю создания романа «Дамского счастья», мы смогли убедиться в кропотливом подходе и научном методе, который для создания своих произведений применял Э. Золя. Социальный, семейный, лирический и психологический пласты органично соединились в романе «Дамское счастье».
Кроме этого, нами было выявлено, что русская и французская критика XIX века продемонстрировала живой и непосредственный отклик на выход романа Э. Золя «Дамское счастье». В рецензиях на произведения можно отметить такие тенденции, как положительная оценка романа, и в то же время противопоставление предыдущим произведениям серии «Ругон-Маккары», в которых преобладал натурализм. Критики выделяли присутствие социального пласта как ведущего в романе. Ими особо отмечался правдиво изображённый писателем экономический переворот. Уделялось внимание характеристике главных героев романа (Октава Муре и Денизы) и делался акцент на жизнеутверждающием пафосе данного произведения.
Проанализированные работы литературоведов продемонстрировали особый интерес к таким сторонам романа, как социальная значимость; противоречивость замысла; трактовка характеров главных героев; обличение действительности; любовная тема, тема семьи и брака; элементы утопии; цветовая символика, интертекстуальность.
Тем не менее, нельзя сказать, что роман «Дамское счастье» изучен всесторонне. Не затронуты такие аспекты этого произведения как язык романа, средства художественный выразительности, так называемый «парижский текст» Золя (а он представляет немалый интерес в «Дамском счастье»), характеристика второстепенных героев, система образов, исторический фон, мотивная структура, особенности психологического мастерства, соотношения реализма и натурализма и т.д.
Таким образом, можно заключить, что литературоведы и критики трактовали роман несколько односторонне, затрагивая в основном социальную и любовную стороны; данный роман требует новых исследований.
Анализ романа «Дамское счастье показал», что в его основу положено нескольких сюжетных линий. Первая – это жизнь бедной девушки Денизы, которая попадает в большой город и сталкивается с жизненными трудностями. Вторая – это сложная жизнь мелкой буржуазии в условиях процветания капиталистического строя. И третья – это человеческая сущность в новых, никому пока еще не знакомых ситуациях, а именно, - отражение мужского восприятия нового уклада жизни.
Кроме этого, в романе «Дамском счастье» Эмиля Золя гармонично переплетаются такие тематические направления, как: тема любви; тема нравственности и этических ценностей; тема моды; тема столкновения прогресса и устоявшихся традиций; тема развития торговли; тема «богатых и бедных»; тема «Женщины» и некоторые другие.
Данные тематические направления так искусно автором сплетены друг с другом, что образуют единую живую и трогательную картину жизни многих и многих персонажей.
Также следует подчеркнуть, что новаторство Эмиля Золя в романе «Дамское счастье» находит свое проявление в совершенно новом для его современников сюжете. То есть вместо в определенной степени оторванных от жизни романтиков, а также мечтателей-революционеров и влюблённых, читатель неожиданно для себя видит на страницах романа холодных и предприимчивых персонажей. А практически все сюжетные линии романа, так либо иначе, сходятся на магазине со своеобразным названием «Дамское счастье». Именно этот магазин выступает источника конфликтов и противоречий, именно он (а не столько господин Муре) разбивает парижское общество на отдельные категории, которые можно обозначить относительно этого крупнейшего магазина.
Кроме этого, стремление Эмиля Золя реформировать институт брака напрямую связано с надеждой на совершенствование именно общественных отношений, что находит свое отражение в романе «Дамское счастье».
В своих героях Золя приветствует предпринимательский талант, а также и жажду деятельности, противопоставляя при этом их пессимизму некоторых слоев населения Франции в конце XIX в. Эмиль Золя, наряду с подробным описанием на страницах своего романа, горести и несчастья мелких торговцев, разоряющихся с возникновение больших магазинов, не жалеет их.
В качестве одной из особенностей романа Золя «Дамское счастье» можно назвать его историческую правдивость, а также то, что он являлся своего рода каналом продвижения эффективных методов торговки не просто на десятилетия, а можно сказать, что и на века.
Несмотря на то, что роман Э. Золя «Дамское счастье» в определённом смысле многоплановый новаторский по своему содержанию, в вузовском курсе «Истрия мировой литературы» он практически не изучается. В связи с этим нами были выработаны практические рекомендации по методики изучения данного романа.
С нашей точки зрения, целью изучения романа Эмиля Золя «Дамское счастье» в курсе «История мировой литературы» является расширение представлений студентов о творческих направлениях Э. Золя и формирование знаньевой компетенции у студентов о данном романе.
При раскрытии материала темы «Дамское счастье» методика должна подчиняться логическому принципу «от общего к частному». Формами работы могут быть: устная и письменная; индивидуальная и групповая; совместная и индивидуальная. Методами и приемами изучения данной темы: лекции; беседы; семинары; самостоятельная работа; задания и др.
С нашей точки зрения изучение романа «Дамское счастье» должно базироваться на системном подходе, этапности изучения, а также быть подчинено следующим основным принципам: принцип целесообразности; принцип системности; принцип последовательности.
Подразумевается, что изучение студентами романа Э. Золя «Женское счастье» может осуществляться в два основных этапа. Первый этап предполагает развитие у студентов первичной ориентации на исторический контекст создания романа и выявления его места как в творчестве Эмиля Золя, так и в истории зарубежной художественной литературы в целом.
Значительная работа при этом отводится самостоятельной работе студентов.
В вузовском курсе «История мировой литературы» при изучении романа Эмиля Золя «Дамское счастье» нами рекомендуется применение следующих видов самостоятельной работы студентов: 1) направленные на овладение знаниями: чтение текста романа; составление плана романа; осуществление выписок из текста романа; учебно-исследовательская работа; 2) направленные на закрепление и систематизацию знаний: работа студентов с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом; ответы на контрольные вопросы преподавателя; аналитическая обработка текста романа «Дамское счастье»; подготовка сообщений к выступлению на семинаре; подготовка рефератов, эссе и докладов по роману «Дамское счастье»; 3) направленные на систематизацию знаний и по формированию компетенци студентов: подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ; самостоятельнаяя одготовка тестов.
Таким образом, обозначенные нами подходы будут способствовать успешному овладению студентами неободимыми знаиями и компетенциями.

1. Анисимов И. И. Золя и наше время // Анисимов И. И. Французская классика со времён Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты. – М.: Худож. Лит., 1977. – 334 с.
2. Арман Лану. Здравствуйте Эмиль Золя! / Арман Лану – М.: Прогресс, 1966. – 510 с.
3. Барро, М.В. Эмиль Золя. Его жизнь и литературная деятельность / М.В. Барро. – М., 1994. – 212 c.
4. Боборыкин, П. Д. «Начальный успех Золя в России» / П.Д. Боборыкин // Язык и литература. – Л., 1930. Т. V. С.
5. Брахман, С. Комментарии к роману Э. Золя «Дамское счастье» С. Брахман // Золя Э. Дамское счастье. Радость жизни. – М.: Правда, 1983. – 416 с.
6. Галицких, Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е. Галицких // Высшее образование в России. – 2004. – № 6. – С.160 - 163.
7. Гаспаров, М. Л. Как писать историю литературы / М.Л. Гаспаров // Новое литературное обозрение. – М., 2003. – № 59. – С. 75 - 78.
8. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века / Б.А. Гиленсон. – М.: Просвещение 1994. – 344 с.
9. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. – Л., 1979. – 233 с.
10. Головина, Е. В. Концепт «мода» в произведении Э. Золя «Дамское счастье» / Е.В. Головина, Д.З. Шамсеева // Молодой ученый. – 2012. – №7. – С. 146-149.
11. Емельянников, С. П. «Ругон-Маккары» Э. Золя / С.П. Емельянноков. – М.: Худож. лит., 1965. – 135 с.
12. Жураковский, В. Управление самостоятельной работой: мировой опыт] / В. Жураковский // Высшее образование в России. – 2003. – № 2. – С. 45 - 49.
13. Зинченко, В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 195 с.
14. Золя, Э. Дамское счастье. Радость жизни / Э. Золя. – М.: Правда, 1983. – 416 с.
15. Золя, Э. Наброски // Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX – конца ХХ века. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 224 с.
16. Золя, Э. Предисловие к циклу «Ругон-Маккары»// Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX – конца ХХ века. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – С. 73 – 81.
17. Канаян, К. Способы продвижения товара.
Женщины-покупательницы «Дамское счастье» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usconsult.ru/usc_copyright.html. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 10.03.2016).
18. Кирнозе, З.И. Страницы французской классики: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / З.И. Кирнозе. – М.: Просвещение, 1992. – 223 с.
19. Клеман, М. Эмиль Золя в России // Клеман М. Эмиль Золя: сб. ст. – М.: Гослитиздат, 1934. – 306 с.
20. Клеман., М. Из переписки Золя с русскими корреспондентами / М. Клеман // Литературное наследство. – М., 1937. – 367 с.
21. Кучборская, Е.П. Эмиль Золя – литературный критик: К истории реалистического романа во Франции XIX века / Е.П. Кучборская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 212 c.
22. Кучборская, Е. П. Реализм Эмиля Золя. «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX века во Франции / Е.П. Кучборская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 425 с.
23. Ларош, Г. А. Парижские письма. № 1 / Г.А. Ларош // Ларош Г. А. Избранные статьи. – Л. : Музыка, 1978. – Вып. 5. – С. 248 - 257.
24. Ларош, Г. А. Парижские письма. № 2 / Г.А. Ларош // Ларош Г. А. Избранные статьи. – Л. : Музыка, 1978. – Вып. 5. – С. 257–267.
25. ЛеБлон-Золя Д. Эмиль Золя в рассказах его дочери. – Париж: Издательство Фаскелль, 1931. – 380 с.
26. Лесик, И.С. Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций / И.С. Лесик. – М: ПРИОР, 2003. – 232 c.
27. Маркин, А.В. Рождение зарубежной литературы / А.В. Маркин // Зарубежная литература в вузе: инновации, методика, проблемы преподавания и изучения: сб. ст. – Екатеринбург: – 116 c.
28. Морозова, Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов / Н. В. Морозова // Молодой ученый. – 2011. – №2. Т.2. – С. 102-104.
29. Письма И.С. Тургенева к Полине Виардо и его французским друзьям. – М: Радуга, 1999. – 496 с.
30. Полуянов, В.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов / В.Б. Полуянов, Н.Б. Перминова // Вестн. учеб.-метод. объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. – Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – № 1 (39). – С. 112-125.
31. Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод. пособие / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с.
32. Пузиков, А. Эмиль Золя / А. Пузиков. – М.: Худож. лит., 1963. –183 с.
33. Реизов, Б. Г. Вопросы эстетики Золя // Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX – конца ХХ века. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 224 с.
34. Реизов Б.Г. Золя // Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. – М.: Высшая школа, 1977. –302 с.
35. Садовский, В.Н. Система / В.Н. Садовский // Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С.610 - 614.
36. Сарычева Ю.А. Путь духовного развития главного героя натуралистического романа Э. Золя «Дамское счастье» / Ю.А. Сарычева // XI Междунар. науч.-практич. конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Г. Новосибирск, 14 мая 2013. – Новосибирск 2013. – С. 64 - 67.
37. Франс, А. Собрание сочинений: В 8 т. / А. Франс. – М.: Худож. лит., 1960. – Т. 8. – 744 с.
38. Храпченко, М.Б. Размышления о системном анализе литературы / М.Б. Храпченко // Вопросы литературы. – 1975. – № 3. – С. 17 – 19.
39. Чечиль, Е.А. Любовная и матримониальная темы в романах Э. Золя: дис. … канд. филолог. наук / Е.А. Чечиль. – М., 2006. – 250 с.
40. Штерн, М.М. «Эмиль Золя в «Вестнике Европы» / М.М. Штерн // Прометей: Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 5. – М., 1999. – С. 174 - 176.
41. Эйхенгольц, М.Д. Творческая лаборатория Золя / М.Д. Эйхенгольц. – М.: Советский писатель, 1940. – 231 с.
42. Якимович, Т. К. Молодой Золя. Эстетика и творчество / Т.К. Якимович. – Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1971. – 248 c.
43. Яковлева, Т.Ю. Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века / Т.Ю. Яковлева. – М., 1991. – 271 c.

Купить эту работу

Роман Э. Золя

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

14 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Образ России в лирике Н.С. Гумилева и А.А. Блока

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Репрезентация повседневной культуры русского дворянства первой четверти 19 века в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

ВОВ в лирике К. Симонова.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Актуальность экранизации романа "Опасные связи"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Эволюция лирических исповедей М.Ю.Лермонтова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв .......................................... ................................... об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-12-21
Дипломная работа

Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!

Общая оценка 5
Отзыв Пална22 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2019-01-09
Дипломная работа

АВТОР ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ РАНЬШЕ СРОКА!

Общая оценка 5
Отзыв kristyusha об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-11-12
Дипломная работа

СПАСИБО !!!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна Дауева об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-02-04
Дипломная работа

Большое спасибо автору! Отличная работа! Не первый раз обращаюсь - всегда очень довольна качеством и сроками выполнения!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Н.ОСТРОВСКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

«Война и дети» в произведениях о Великой Отечественной войне 1950-1980-х годов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
630 ₽
Готовая работа

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ А. БЛОКА: ГАРМОНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛИСТИКО-ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Тургенев и Флобер авторы произведений "Историй жизни": сравнительно-сопоставительный анализ главных героинь романов "Госпожа Бовари" и "Накануне"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Этические проблемы в публицистике Л.Н.Андреева

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Эволюция мотива несчастья в благополучном браке по мотивам романов Евгений Онегин, Обломов и Дворянское гнездо

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Исследование иронии и серьезности в рассказе А.П. Чехова «Душечка».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Нравственность и красота в произведении Оскара Уальда "Портрет Дориана Грея"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Рецепция мифа о Вавилонском столпотворении в романе Д.Рубиной

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Представления об ином свете в фольклорной традиции: сравнительный аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

"Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽