Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

своеобразие трагического конфликта в романе Б.Пастернака

  • 75 страниц
  • 2016 год
  • 191 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Исследование посвящено своеобразию трагического конфликта в романе Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960) «Доктор Живаго». Б. Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, известный русский писатель, получивший в 1958 году Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго». Писатель был подвергнут гонениями со стороны советского правительства и был вынужден отказаться от премии, однако его роман так и считается одним из лучших произведений ХХ века – свидетельством трагического времени. В работе рассматривается сложный процесс эволюции категории конфликта в советский период времени на материале произведения Б. Пастернака. Цель работы: выявление особенностей трагического конфликта в произведении Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Цель определила задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы художественного конфликта в русской литературе ХХ века,
- проанализировать своеобразие внешнего и внутреннего конфликта в романе, противостояние героя и социума, внутреннюю душевную борьбу героя.
В работе применяются теоретический, критический и историко-литературный подходы.
Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» создавался автором в 1940-1950-х годах, когда в литературе и искусстве СССР господствовала теория «бесконфликтности». «Бесконфликтность» в литературе являлась проявлением социальной политики и идеологической работы государства. Однако произведение Б. Пастернака выделяется на фоне художественных произведений этого периода других советских авторов именно своей сложной поликонфликтной структурой. Этим объясняется интерес, проявленный к анализу конфликта в данном романе.
Конфликт – одно из самых употребляемых в литературоведческой науке понятий. Оно настолько привычно для литературоведов, что будто и не требует глубокого истолкования . Введено в научный обиход Гегелем и является фундаментальной категорией в литературе. Изучением категории конфликта занимались В. В. Виноградов, Д. С. Лихачев, Ю. Н. Тынянов, М. М. Бахтин, В. М. Жирмунский, Ю. М. Лотман, Г. Н. Поспелов, Л. И. Тимофеев, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Л. Я. Гинзбург, Д. Е. Максимов, М. Л. Гаспаров, Б. М. Гаспаров, А. К. Жолковский и мн.др.
Интерес к конфликту как особой литературоведческой категории в русской литературе ХХ века проявился в 1950-1960-е годы. Конфликт рассматривался с идейно-тематических и жанровых тенденций того времени. Изучался конфликт в прозе о Великой Отечественной войне, конфликт в прозе о колхозной деревне, конфликт в драматургии. Но эстетическая природа конфликта истолковывалась под углом зрения марксистской «теории отражения действительности». Произведения создавались по шаблонам. Например: передовой герой и косная среда, сознательный коллектив и герой-отщепенец, новатор и консерватор и т.д. Однако эстетический конфликт и конфликт в реальной действительности не тождественны. Поэтому такое понимание сути конфликта не отражало многообразия отношений между различными элементами внутри текста.
Стремление углубить теоретическое представление о конфликте появилось лишь в 1970-1980-е годы. Это привело к появлению самостоятельной научной отрасли в психологии – конфликтологии .
До сих пор остается много нераскрытых вопросов в изучении художественного конфликта. Например, не до конца выяснено, как анализировать конфликт в лирическом произведении. Также довольно распространено мнение, что конфликт – прерогатива драмы, реже эпического произведения.
Необходимость прояснить эстетическую природу конфликта в истории русской литературы XX века также определяет актуальность исследования. Одно из лучших произведений русской литературы ХХ века «Доктор Живаго», выделяющееся на фоне советской литературы, является предметом исследования. Анализ романа должен позволить глубже осмыслить особенности и специфику выражения конфликта в данном произведении на фоне историко-литературного процесса советского периода.
Объект исследования – русская литература XX века 1940-1950-х годов.
Теоретическая значимость исследования обусловлена углублением представления о категории конфликта в текстах русской литературы XX века. В ходе конкретного анализа произведения «Доктор Живаго» анализируется конфликт творческой индивидуальности, творца-художника с трагическим временем перемен первой половины ХХ века.
Изучение структуры и поэтики конфликта позволяет уточнить смысл многих историко-литературных явлений XX века.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть филологам, литературоведам, учителям литературы при изучении тем, связанных с теорией литературы, историко-литературным процессом ХХ века, творчеством Б. Пастернака.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.




Введение 3
Глава 1. Художественный конфликт в русской литературе 6
Глава 2. Своеобразие трагического конфликта героя-творца 18
2.1. Внешний конфликт: противоборство героя силам зла 18
2.2. Внутренний конфликт: борьба героя с собственным душевным смятением 31
2.3. Неразрешимый конфликт творца и социума – отказ от творчества 45
Заключение 71
Список литературы 76


Значимое отсутствие Пастернака в литературе (и в плане официального признания, и как позиция) влекло за собой соответствующую недоступность. Недоступность текста для советского читателя физическую и недоступность романа для понимания. С последней связаны противоречивые оценки, которые давались роману со времени его публикации в 1957 году. Они объясняются множественностью способов прочтения, обусловленной множественностью кодирования текста, к которому прибег автор.
Русские писатели и мыслители на протяжении полутора веков искали причины того чисто русского явления, которое получило парадоксальное наименование «лишний человек». Все видели в «лишнем человеке» личность в конфликте с той средой, в которой она обречена существовать. Таким образом, инвариантной причиной во всех объяснениях оказывается «среда» - русская азиатская государственность (самодержавная или тоталитарная) и вековой традиционный уклад (семейный и служебный, правовой и церковный), которые противоречили и противоречат духовным и гражданским устремлениям личности.
С этой точки зрения в «онегинском» ряду рассматривается и «Доктор Живаго» Б.Л.Пастернака. За публикацию этой книги, не пропущенной советской цензурой (впервые роман был опубликован на русском языке в 1957 г. в Италии), поэт Борис Пастернак был официально объявлен «лишним человеком» в нашей стране. Герой романа – доктор Юрий Андреевич Живаго, как и всякий интеллигент, не сумевший приспособиться к тоталитарному режиму, тоже оказался «лишним», отверженным, неудачником во всем. Но трагедия его «светла, потому что Живаго, как и его создатель, - великий поэт, причем подобно Пушкину, поэт светлый». Пастернак, подобно Пушкину (хотя и совсем по-иному), написал «лирический роман и передал своему персонажу, не лишая его трагизма, сообщенного ему временем… свою любовь к жизни, свое доверие к ней. Более всего это выразилось в стихах Ю.Живаго».
Пастернаковский роман о «лишнем человеке» исполнен предчувствия наступающего конца исторической катастрофы, постигшей страну и обрекшей ее лучших людей на трагическую участь. Его мажорный лирический подтекст является «предвестником свободы» (как сказано в романе).
Г.Лесскис подчеркивает слиянность настроений «автора» и героя в пастернаковском романе. И в эом состоит отличие от романа Пушкина, где присутствуют как бы две ипостаси «лишнего человека» - сам «автор» и его герой Евгений Онегин, обусловившие разные варианты «онегинской парадигмы» .
В условиях 1940–50-х для Пастернака апокалиптичность исторических событий и духовной жизни последних десятилетий обусловила расчет на «избранных», который, создавая высокое духовное напряжение, вступал в конфликт со стремлением Пастернака быть услышанным широким кругом читателей. Роман приобрел качество послания к «избранным», которое оказалось предназначено всему миру и было прочитано им.
Следующие особенности ставят произведение в ряд таких бесспорных шедевров литературы 1920–1950-х годов, как романы Е. Замятина «Мы», М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Ю. Олеши «Зависть», В. Набокова «Приглашение на казнь» и некоторых других образцов прозы данного периода:
а) Центральный герой – творец (писатель или просто творческая личность), оказавшийся «лишним» в своем времени и своей среде;
б) сама реальность дается преломившейся в восприятии центрального героя, пропущенной через его сознание;
в) конфликт героя и среды, как правило, трагически разрешается для героя, он не в силах противостоять ей;
г) особая роль в произведении играет любовная линия, женские образы, в частности, в данном конфликте;
д) прием «текст в тексте» (роман в романе, дневник героя, книга стихов и т.п.): это усложняет композицию произведения, делает его многослойным;
е) наконец, явный христианский, евангельский «подтекст» разворачивающихся в произведении событий – от аллюзий и реминисценций из Священного писания до использования или парафразирования библейских сюжетов и образов.
Георгианские реминисценции представлены у Пастернака более явно и исследованы более полно .
Георгианские аллюзии проявляются прежде всего на внешнем уровне – в имени героя (Юрий является инвариантом имени Георгия), оставаясь долгое время нереализованными в общем контексте произведения. «Вещественных» георгианских рефлексов в романе два: центральное в цикле «Стихов Юрия Живаго» стихотворение «Сказка», представляющее собой авторский пересказ Чуда Георгия о Змие и Девице, а также эпизод, описывающий процесс создания этого стихотворения.
Безусловно другое – георгианское сражение, в которое Юрий Андреевич вынужден вступить, носит символический характер. Это не только бой с собой (каковым является, по сути, любой нравственный выбор) или с конкретным соперником, пусть даже обладающим «змеевидными» чертами; вопрос, стоящий перед Живаго, касается не только его и Лары персонального будущего.
Георгианский поединок метафорически воплощает собой вопрос о дальнейшей судьбе всей страны, о том, останется ли Живаго в новой России, примет ли ее не идеологически, но человечески – или же предпочтет, подобно Громеко, эмиграцию, олицетворяющую в художественной системе романа прошлое (причем в наиболее неприглядной его форме, связанной с образом Змия/ Комаровского). Неслучайно Комаровский «соблазняет» Живаго побегом именно в период окончания Гражданской войны, когда проблема самоопределения России поставлена особенно остро.
И хотя Живаго не бьется за родину и за Лару с оружием в руках, но очевидно, что он мыслится Пастернаком как своего рода Святой/Спаситель, чье присутствие в стране само по себе способно освятить ее и происходящие в ней события .
На сюжетном уровне (разлука с Ларой) Живаго георгианской функции не выполняет (уехав, Лара тяжко болеет и теряет ребенка), тогда как в символическом плане его пребывание в советской России воспринимается как победа над искушением прошлой жизнью, окончательное уничтожение того дурного (тех «Тверских-Ямских»), что ассоциировались для Пастернака с дьяволом и змием. Обращение к образу Св. Георгия позволяет автору выявить именно этот – высокий гуманистический – смысл поступков героя, придать ему ореол жертвенности, мученичества за те истины, которые Живаго считает непреложными в любой исторической ситуации. И внешний проигрыш, отказ от борьбы оборачиваются утверждением правоты героя, его внутренней силы в противостоянии злу.
Ключевым для романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» можно считать стихотворением «Гамлет». Своеобразие этого стихотворения в том, что различные его интерпретации не противоречат друг другу, но друг друга дополняют, и, с одной стороны, включают стихотворение в смысловую ткань романа, а с другой сам роман – в контекст мировой культуры, проясняя тем самым замысел произведения, про которое автор говорил: «Атмосфера вещи – мое христианство». Стихотворение допускает следующие прочтения:
– стихотворение написано Юрием Живаго – центральным героем романа, и было переписано и доработано им за несколько дней до смерти. Тем самым проблематика стихотворения включается в идейную структуру «Доктора Живаго» и позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесении с путями Гамлета, художника-актера, по своему положению должного до конца довести свою роль в драме жизни, и, наконец, Христа, сказавшего миру новое Слово о жизни и своей жизнью подтвердившему его правоту (возможность такого прочтения подкрепляется фамилией героя – ср. «печать Бога Живаго» (Откр. 7,2).
– в действительности стихотворение принадлежит перу Пастернака, то тем самым прояснятся особенности биографизма романа: то, каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора романа и его главного героя. Прояснятся и слова, сказанные об этом произведении академиком Д.С. Лихачевым: «Доктор Живаго» – «духовная автобиография Пастернака». Дело здесь не в общности фактов биографии, а в общности духовного пути, пройденного однажды Христом и во все времена с тех пор выбираемого лучшими представителями человечества, – пути жертвенного. Преодоление времени есть победа над смертью – центральная тема всего романа: и размышлений его героев, и стихов доктора Живаго . Преодоление, совершенное Христом и продолжающее совершаться сейчас.


1. Адерихин В.Г. Проблема историзма в изображении конфликтов и характеров в прозе 1960-х годов о людях села. Автореф. дисс. канд. филол. наук.– М., 1971.
2. «А за мною шум погони…». Борис Пастернак и власть. 1956-1972 гг. /ред. В.Ю.Афиани и Н.Г.Томилиной – М.: РОССПЭН, 2001. – 432 с.
3. Акутюрье М. «Писать ногами…». Текст как поступок: о прозе Пастернака. //Темы и вариации: Сборник статей и материалов к 50-летию Л. Флейшмана. — Stanford, 1994. — С. 20 – 26.
4. Алексеева М. Творчество Б.Пастернака 1910-х-1920-х годов: Формирование органической поэтики. Автореф. дисс. канд. филолог, наук. Екатеринбург. 1997. 19 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.
6. Бак Д.П. «Доктор Живаго» Б.Л.Пастернака: функционирование лирического цикла в романном целом //Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. – Пермь: Пермский государственный университет, 1990. – 107 с.
7. Баленок B.C. Проблема конфликта в искусстве социалистического реализма. Автореф. дисс. канд. филол. наук. – М.,1961. – 20 с.
8. Богуславский А. Конфликт // Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974. – С. 155-156.
9. Бочаров А. Круги художественного конфликта. (Раздумья над текущей прозой) / А. Бочаров // Вопросы литературы . – 1974 . – №5 . – С. 41-71
10. Гаспаров Б.М Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Б.М. Гаспаров Литературные лейтмотивы. – М.,1994. – С.245.
11. Гегель Г.В. Эстетика. В 4 т-х томах: Т.1.- М.: Искусство, 1968.
12. Гордин Я. От документа к образу / Вопросы литературы. М., 1981. – N 2,3. – С. 96-133.
13. Гудов В., Мартюшева Т. Принцип «растворения» как формообразующее начало в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» // ХХ век. Литература. — Вып.2 – Екатеринбург: Стиль, 1996.— С. 108-115.
14. Демина Людмила Ивановна. Эволюция конфликта в русском литературном процессе 50 - 60-х годов XX века : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01. Краснодар, 2002. – 367 с.
15. Долгов С.Ф. Типология художественного конфликта в современном историческом романе. Ташкент: ФАН, 1990. - 105 с.
16. Зайцев Б. Этюды о Пастернаке // Октябрь. – 1990. – № 1. – С. 192 –198.
17. Зотова Е.И. Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Б.Пастернака: Дис…. канд. филол. наук. – М.: РГБ, 1998. – 164 с.
18. Кедрина 3. Важный конфликт времени // Литературное обозрение. -1975. №4.
19. Киселева Л.Ф. Диалог Добра и Зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. – № 6.
20. Коваленко А. Г. Художественная конфликтология (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе ХХ века) / Пособие по спецкурсу. М.: Издательство Российского университета дружбы, 2001.
21. Кожевникова О. К определению жанра романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» // Пастернаковские чтения. — Вып. 2. – М.: Наследие, 1998. – С.15-222.
22. Кондаков Б.В. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» и русский классический роман //Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. – Пермь: Пермский государственный университет, 1990. – 107 с.
23. Конфликт в драматургии А.П. Чехова. – Куйбышев, 1974. – 37 с.
24. Кретинин А. Художник и жизнь в прозе Б. Пастернака // Филологические записки. Воронеж. 1997. Вып. 8. С. 72-82.
25. Кузьменко Ю. Б. Советская литература вчера, сегодня, завтра. М.: Советский писатель, 1984.
26. Куликова С. А. Тип героя в прозе Б.Л.Пастернака: Дис…. канд. филол. наук. – М.: РГБ, 1998. – 239 с.
27. Лихачев Д.С. Несколько слов о романе „Доктор Живаго” // Огонек. – 1987. — № 50. — С. 15.
28. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» //Перечитывая заново. Литературно-критические статьи. /Сост. В.А. Лавров. – Л.:Худо жественная литература, 1989. – 378с.
29. Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве //Семиотика пространства и пространство семиотики: Труды по знаковым системам — Выпуск 19. – Тарту, 1986. – С. 25 – 44.
30. Магвайр Роберт А. Конфликт общего и частного в советской литературе 1920-х годов // Русская литература XX века. Исследования американских ученых. – Спб.: Петро-Риф, 1993. – С.176-213.
31. Магомедова Д.М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака //«Быть знаменитым некрасиво…»: Пастернаковские чтения – М., 1992. – 282 с.
32. Масеев И.А. Сущность и роль конфликта в искусстве // Проблемы эстетики. – М., 1958.
33. Михеева И.Н. Амбивалентность личности: Морально-психологический аспект. М.1991. -127 с.
34. Максимов Д. А. Блок. Двойник // Поэтический строй русской лирики. Л.: Наука, 1973. – С.211-235.
35. Манн Ю. О движущейся типологии конфликтов // Вопросы литературы. – 1971. – № 10.
36. Манн Ю. Структура конфликта в романтической поэме. На пути к диалогическому конфликту.// Ю. Манн. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – 375 С.
37. Михайловский Б.В. О понятиях конфликта в произведениях искусства // Б.В. Михайловский. Избранные статьи. – М., 1965. – С. 601-618.
38. Муромский В. П. Проблема конфликта в современной советской драме. Автореф. дисс. канд. филол. наук. - М., 1966.
39. Наумов А. Жизненный материал и конфликт в рассказе // Проблемы поэтики.Т.З. Труды Самаркандского ун-та, вып. 258. – Самарканд, 1976.
40. Опиц Р. Диалектика жизненных конфликтов в литературе. Л., 1984.
41. Панков А. Вечное и злободневное. Современная проза: конфликты, темы, характеры. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
42. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: Роман. – М.: Книжная палата, 1989. – 431 с.
43. Пастернак Б. Доктор Живаго. М.: Русская классика, 2010.
44. Пастернак Б. Существованья ткань сквозная. Борис Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак (доп. письмами к Е.Б.Пастернаку и его воспоминаниями). – М.: Новое литературное обозрение, 1998. – 592 с.
45. Петросов К.Г. О романтическом двоемирии в русской поэзии начала XX века (А. Блок, А. Белый, ранний Маяковский) // Из истории русского романтизма. Сборник статей. Вып.1. Кемеро-во.1971. – С. 192-212.
46. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной прозы. Киев: Вища школа, 1981. – 199 с.
47. Поспелов Г. Теория литературы. – М., 1978.
48. Пруайар Ж. «Лицо» и «личность» в творчестве Бориса Пастернака //Пастернаковские чтения. — Вып. 2. – М.: Наследие, 1998. – С. 38-63.
49. Рашковский Е.Б. История и эсхатология в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»: философский комментарий // Вопросы философии. – М., 2000. — № 8. – С. 51-61.
50. Ребрин В.К. К Вопросу о конфликтах // Сибирские огни. – 1959.– №9. – С. 162-168.
51. Ростовцева И. Природа в поэзии Пастернака и Заболоцкого //Пастернаковские чтения. — Вып. 2. – М.: Наследие, 1998. – С. 288-305.
52. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». – М.: «Новое литературное обозрение», 1996. – 208с.
53. Солнцева Н.М. Б.Л.Пастернак // Русская литература ХIХ – ХХ веков: В 2 т. – Т.2. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – С. 152 – 165.
54. Соболенко В.Н. Особенности художественного конфликта в современной литературе о Великой Отечественной войне. Авто-реф. дисс. канд. филол. наук. – М., 1967.– 20 с.
55. Суркин М.С. Конфликт в драматургии. Автореф. дисс. канд. философ, наук. – М., 1965. – 16 с.
56. Сатарова Л.Г. Противоречия части-противоречия целого (по роману М.Шолохова «Тихий Дон») // Актуальные проблемы литературоведения. -Воронеж, 1990. – С.29-37.
57. Сахновский-Панкеев В. А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. – Л.: Искусство, 1969. – 232 с.
58. Тюпа В.И. Эстетика Б.Пастернака (по страницам романа «Доктор Живаго») //Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. – Пермь: Пермский государственный университет, 1990. – 107 с.
59. Фролова Т.С. О художественном конфликте романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 7. – Томск. – С. 142-160.
60. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999.
61. Чичеров И. И. Драматический конфликт и проблема случайного // Изв. АН СССР ОЛЯ , т. ХУ, вып. 1. – 1956.
62. Шаззо К.Г. Художественная структура конфликтов эпохи и духовнофилософские искания личности. – Майкоп: Изд. МГТУ, 2005.
63. Эпштейн М.Н. Конфликт // Литературный энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1987. – С. 165-166.




Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Исследование посвящено своеобразию трагического конфликта в романе Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960) «Доктор Живаго». Б. Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, известный русский писатель, получивший в 1958 году Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго». Писатель был подвергнут гонениями со стороны советского правительства и был вынужден отказаться от премии, однако его роман так и считается одним из лучших произведений ХХ века – свидетельством трагического времени. В работе рассматривается сложный процесс эволюции категории конфликта в советский период времени на материале произведения Б. Пастернака. Цель работы: выявление особенностей трагического конфликта в произведении Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Цель определила задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы художественного конфликта в русской литературе ХХ века,
- проанализировать своеобразие внешнего и внутреннего конфликта в романе, противостояние героя и социума, внутреннюю душевную борьбу героя.
В работе применяются теоретический, критический и историко-литературный подходы.
Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» создавался автором в 1940-1950-х годах, когда в литературе и искусстве СССР господствовала теория «бесконфликтности». «Бесконфликтность» в литературе являлась проявлением социальной политики и идеологической работы государства. Однако произведение Б. Пастернака выделяется на фоне художественных произведений этого периода других советских авторов именно своей сложной поликонфликтной структурой. Этим объясняется интерес, проявленный к анализу конфликта в данном романе.
Конфликт – одно из самых употребляемых в литературоведческой науке понятий. Оно настолько привычно для литературоведов, что будто и не требует глубокого истолкования . Введено в научный обиход Гегелем и является фундаментальной категорией в литературе. Изучением категории конфликта занимались В. В. Виноградов, Д. С. Лихачев, Ю. Н. Тынянов, М. М. Бахтин, В. М. Жирмунский, Ю. М. Лотман, Г. Н. Поспелов, Л. И. Тимофеев, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Л. Я. Гинзбург, Д. Е. Максимов, М. Л. Гаспаров, Б. М. Гаспаров, А. К. Жолковский и мн.др.
Интерес к конфликту как особой литературоведческой категории в русской литературе ХХ века проявился в 1950-1960-е годы. Конфликт рассматривался с идейно-тематических и жанровых тенденций того времени. Изучался конфликт в прозе о Великой Отечественной войне, конфликт в прозе о колхозной деревне, конфликт в драматургии. Но эстетическая природа конфликта истолковывалась под углом зрения марксистской «теории отражения действительности». Произведения создавались по шаблонам. Например: передовой герой и косная среда, сознательный коллектив и герой-отщепенец, новатор и консерватор и т.д. Однако эстетический конфликт и конфликт в реальной действительности не тождественны. Поэтому такое понимание сути конфликта не отражало многообразия отношений между различными элементами внутри текста.
Стремление углубить теоретическое представление о конфликте появилось лишь в 1970-1980-е годы. Это привело к появлению самостоятельной научной отрасли в психологии – конфликтологии .
До сих пор остается много нераскрытых вопросов в изучении художественного конфликта. Например, не до конца выяснено, как анализировать конфликт в лирическом произведении. Также довольно распространено мнение, что конфликт – прерогатива драмы, реже эпического произведения.
Необходимость прояснить эстетическую природу конфликта в истории русской литературы XX века также определяет актуальность исследования. Одно из лучших произведений русской литературы ХХ века «Доктор Живаго», выделяющееся на фоне советской литературы, является предметом исследования. Анализ романа должен позволить глубже осмыслить особенности и специфику выражения конфликта в данном произведении на фоне историко-литературного процесса советского периода.
Объект исследования – русская литература XX века 1940-1950-х годов.
Теоретическая значимость исследования обусловлена углублением представления о категории конфликта в текстах русской литературы XX века. В ходе конкретного анализа произведения «Доктор Живаго» анализируется конфликт творческой индивидуальности, творца-художника с трагическим временем перемен первой половины ХХ века.
Изучение структуры и поэтики конфликта позволяет уточнить смысл многих историко-литературных явлений XX века.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть филологам, литературоведам, учителям литературы при изучении тем, связанных с теорией литературы, историко-литературным процессом ХХ века, творчеством Б. Пастернака.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.




Введение 3
Глава 1. Художественный конфликт в русской литературе 6
Глава 2. Своеобразие трагического конфликта героя-творца 18
2.1. Внешний конфликт: противоборство героя силам зла 18
2.2. Внутренний конфликт: борьба героя с собственным душевным смятением 31
2.3. Неразрешимый конфликт творца и социума – отказ от творчества 45
Заключение 71
Список литературы 76


Значимое отсутствие Пастернака в литературе (и в плане официального признания, и как позиция) влекло за собой соответствующую недоступность. Недоступность текста для советского читателя физическую и недоступность романа для понимания. С последней связаны противоречивые оценки, которые давались роману со времени его публикации в 1957 году. Они объясняются множественностью способов прочтения, обусловленной множественностью кодирования текста, к которому прибег автор.
Русские писатели и мыслители на протяжении полутора веков искали причины того чисто русского явления, которое получило парадоксальное наименование «лишний человек». Все видели в «лишнем человеке» личность в конфликте с той средой, в которой она обречена существовать. Таким образом, инвариантной причиной во всех объяснениях оказывается «среда» - русская азиатская государственность (самодержавная или тоталитарная) и вековой традиционный уклад (семейный и служебный, правовой и церковный), которые противоречили и противоречат духовным и гражданским устремлениям личности.
С этой точки зрения в «онегинском» ряду рассматривается и «Доктор Живаго» Б.Л.Пастернака. За публикацию этой книги, не пропущенной советской цензурой (впервые роман был опубликован на русском языке в 1957 г. в Италии), поэт Борис Пастернак был официально объявлен «лишним человеком» в нашей стране. Герой романа – доктор Юрий Андреевич Живаго, как и всякий интеллигент, не сумевший приспособиться к тоталитарному режиму, тоже оказался «лишним», отверженным, неудачником во всем. Но трагедия его «светла, потому что Живаго, как и его создатель, - великий поэт, причем подобно Пушкину, поэт светлый». Пастернак, подобно Пушкину (хотя и совсем по-иному), написал «лирический роман и передал своему персонажу, не лишая его трагизма, сообщенного ему временем… свою любовь к жизни, свое доверие к ней. Более всего это выразилось в стихах Ю.Живаго».
Пастернаковский роман о «лишнем человеке» исполнен предчувствия наступающего конца исторической катастрофы, постигшей страну и обрекшей ее лучших людей на трагическую участь. Его мажорный лирический подтекст является «предвестником свободы» (как сказано в романе).
Г.Лесскис подчеркивает слиянность настроений «автора» и героя в пастернаковском романе. И в эом состоит отличие от романа Пушкина, где присутствуют как бы две ипостаси «лишнего человека» - сам «автор» и его герой Евгений Онегин, обусловившие разные варианты «онегинской парадигмы» .
В условиях 1940–50-х для Пастернака апокалиптичность исторических событий и духовной жизни последних десятилетий обусловила расчет на «избранных», который, создавая высокое духовное напряжение, вступал в конфликт со стремлением Пастернака быть услышанным широким кругом читателей. Роман приобрел качество послания к «избранным», которое оказалось предназначено всему миру и было прочитано им.
Следующие особенности ставят произведение в ряд таких бесспорных шедевров литературы 1920–1950-х годов, как романы Е. Замятина «Мы», М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Ю. Олеши «Зависть», В. Набокова «Приглашение на казнь» и некоторых других образцов прозы данного периода:
а) Центральный герой – творец (писатель или просто творческая личность), оказавшийся «лишним» в своем времени и своей среде;
б) сама реальность дается преломившейся в восприятии центрального героя, пропущенной через его сознание;
в) конфликт героя и среды, как правило, трагически разрешается для героя, он не в силах противостоять ей;
г) особая роль в произведении играет любовная линия, женские образы, в частности, в данном конфликте;
д) прием «текст в тексте» (роман в романе, дневник героя, книга стихов и т.п.): это усложняет композицию произведения, делает его многослойным;
е) наконец, явный христианский, евангельский «подтекст» разворачивающихся в произведении событий – от аллюзий и реминисценций из Священного писания до использования или парафразирования библейских сюжетов и образов.
Георгианские реминисценции представлены у Пастернака более явно и исследованы более полно .
Георгианские аллюзии проявляются прежде всего на внешнем уровне – в имени героя (Юрий является инвариантом имени Георгия), оставаясь долгое время нереализованными в общем контексте произведения. «Вещественных» георгианских рефлексов в романе два: центральное в цикле «Стихов Юрия Живаго» стихотворение «Сказка», представляющее собой авторский пересказ Чуда Георгия о Змие и Девице, а также эпизод, описывающий процесс создания этого стихотворения.
Безусловно другое – георгианское сражение, в которое Юрий Андреевич вынужден вступить, носит символический характер. Это не только бой с собой (каковым является, по сути, любой нравственный выбор) или с конкретным соперником, пусть даже обладающим «змеевидными» чертами; вопрос, стоящий перед Живаго, касается не только его и Лары персонального будущего.
Георгианский поединок метафорически воплощает собой вопрос о дальнейшей судьбе всей страны, о том, останется ли Живаго в новой России, примет ли ее не идеологически, но человечески – или же предпочтет, подобно Громеко, эмиграцию, олицетворяющую в художественной системе романа прошлое (причем в наиболее неприглядной его форме, связанной с образом Змия/ Комаровского). Неслучайно Комаровский «соблазняет» Живаго побегом именно в период окончания Гражданской войны, когда проблема самоопределения России поставлена особенно остро.
И хотя Живаго не бьется за родину и за Лару с оружием в руках, но очевидно, что он мыслится Пастернаком как своего рода Святой/Спаситель, чье присутствие в стране само по себе способно освятить ее и происходящие в ней события .
На сюжетном уровне (разлука с Ларой) Живаго георгианской функции не выполняет (уехав, Лара тяжко болеет и теряет ребенка), тогда как в символическом плане его пребывание в советской России воспринимается как победа над искушением прошлой жизнью, окончательное уничтожение того дурного (тех «Тверских-Ямских»), что ассоциировались для Пастернака с дьяволом и змием. Обращение к образу Св. Георгия позволяет автору выявить именно этот – высокий гуманистический – смысл поступков героя, придать ему ореол жертвенности, мученичества за те истины, которые Живаго считает непреложными в любой исторической ситуации. И внешний проигрыш, отказ от борьбы оборачиваются утверждением правоты героя, его внутренней силы в противостоянии злу.
Ключевым для романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» можно считать стихотворением «Гамлет». Своеобразие этого стихотворения в том, что различные его интерпретации не противоречат друг другу, но друг друга дополняют, и, с одной стороны, включают стихотворение в смысловую ткань романа, а с другой сам роман – в контекст мировой культуры, проясняя тем самым замысел произведения, про которое автор говорил: «Атмосфера вещи – мое христианство». Стихотворение допускает следующие прочтения:
– стихотворение написано Юрием Живаго – центральным героем романа, и было переписано и доработано им за несколько дней до смерти. Тем самым проблематика стихотворения включается в идейную структуру «Доктора Живаго» и позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесении с путями Гамлета, художника-актера, по своему положению должного до конца довести свою роль в драме жизни, и, наконец, Христа, сказавшего миру новое Слово о жизни и своей жизнью подтвердившему его правоту (возможность такого прочтения подкрепляется фамилией героя – ср. «печать Бога Живаго» (Откр. 7,2).
– в действительности стихотворение принадлежит перу Пастернака, то тем самым прояснятся особенности биографизма романа: то, каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора романа и его главного героя. Прояснятся и слова, сказанные об этом произведении академиком Д.С. Лихачевым: «Доктор Живаго» – «духовная автобиография Пастернака». Дело здесь не в общности фактов биографии, а в общности духовного пути, пройденного однажды Христом и во все времена с тех пор выбираемого лучшими представителями человечества, – пути жертвенного. Преодоление времени есть победа над смертью – центральная тема всего романа: и размышлений его героев, и стихов доктора Живаго . Преодоление, совершенное Христом и продолжающее совершаться сейчас.


1. Адерихин В.Г. Проблема историзма в изображении конфликтов и характеров в прозе 1960-х годов о людях села. Автореф. дисс. канд. филол. наук.– М., 1971.
2. «А за мною шум погони…». Борис Пастернак и власть. 1956-1972 гг. /ред. В.Ю.Афиани и Н.Г.Томилиной – М.: РОССПЭН, 2001. – 432 с.
3. Акутюрье М. «Писать ногами…». Текст как поступок: о прозе Пастернака. //Темы и вариации: Сборник статей и материалов к 50-летию Л. Флейшмана. — Stanford, 1994. — С. 20 – 26.
4. Алексеева М. Творчество Б.Пастернака 1910-х-1920-х годов: Формирование органической поэтики. Автореф. дисс. канд. филолог, наук. Екатеринбург. 1997. 19 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.
6. Бак Д.П. «Доктор Живаго» Б.Л.Пастернака: функционирование лирического цикла в романном целом //Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. – Пермь: Пермский государственный университет, 1990. – 107 с.
7. Баленок B.C. Проблема конфликта в искусстве социалистического реализма. Автореф. дисс. канд. филол. наук. – М.,1961. – 20 с.
8. Богуславский А. Конфликт // Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974. – С. 155-156.
9. Бочаров А. Круги художественного конфликта. (Раздумья над текущей прозой) / А. Бочаров // Вопросы литературы . – 1974 . – №5 . – С. 41-71
10. Гаспаров Б.М Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Б.М. Гаспаров Литературные лейтмотивы. – М.,1994. – С.245.
11. Гегель Г.В. Эстетика. В 4 т-х томах: Т.1.- М.: Искусство, 1968.
12. Гордин Я. От документа к образу / Вопросы литературы. М., 1981. – N 2,3. – С. 96-133.
13. Гудов В., Мартюшева Т. Принцип «растворения» как формообразующее начало в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» // ХХ век. Литература. — Вып.2 – Екатеринбург: Стиль, 1996.— С. 108-115.
14. Демина Людмила Ивановна. Эволюция конфликта в русском литературном процессе 50 - 60-х годов XX века : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01. Краснодар, 2002. – 367 с.
15. Долгов С.Ф. Типология художественного конфликта в современном историческом романе. Ташкент: ФАН, 1990. - 105 с.
16. Зайцев Б. Этюды о Пастернаке // Октябрь. – 1990. – № 1. – С. 192 –198.
17. Зотова Е.И. Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Б.Пастернака: Дис…. канд. филол. наук. – М.: РГБ, 1998. – 164 с.
18. Кедрина 3. Важный конфликт времени // Литературное обозрение. -1975. №4.
19. Киселева Л.Ф. Диалог Добра и Зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. – № 6.
20. Коваленко А. Г. Художественная конфликтология (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе ХХ века) / Пособие по спецкурсу. М.: Издательство Российского университета дружбы, 2001.
21. Кожевникова О. К определению жанра романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» // Пастернаковские чтения. — Вып. 2. – М.: Наследие, 1998. – С.15-222.
22. Кондаков Б.В. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» и русский классический роман //Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. – Пермь: Пермский государственный университет, 1990. – 107 с.
23. Конфликт в драматургии А.П. Чехова. – Куйбышев, 1974. – 37 с.
24. Кретинин А. Художник и жизнь в прозе Б. Пастернака // Филологические записки. Воронеж. 1997. Вып. 8. С. 72-82.
25. Кузьменко Ю. Б. Советская литература вчера, сегодня, завтра. М.: Советский писатель, 1984.
26. Куликова С. А. Тип героя в прозе Б.Л.Пастернака: Дис…. канд. филол. наук. – М.: РГБ, 1998. – 239 с.
27. Лихачев Д.С. Несколько слов о романе „Доктор Живаго” // Огонек. – 1987. — № 50. — С. 15.
28. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» //Перечитывая заново. Литературно-критические статьи. /Сост. В.А. Лавров. – Л.:Худо жественная литература, 1989. – 378с.
29. Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве //Семиотика пространства и пространство семиотики: Труды по знаковым системам — Выпуск 19. – Тарту, 1986. – С. 25 – 44.
30. Магвайр Роберт А. Конфликт общего и частного в советской литературе 1920-х годов // Русская литература XX века. Исследования американских ученых. – Спб.: Петро-Риф, 1993. – С.176-213.
31. Магомедова Д.М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака //«Быть знаменитым некрасиво…»: Пастернаковские чтения – М., 1992. – 282 с.
32. Масеев И.А. Сущность и роль конфликта в искусстве // Проблемы эстетики. – М., 1958.
33. Михеева И.Н. Амбивалентность личности: Морально-психологический аспект. М.1991. -127 с.
34. Максимов Д. А. Блок. Двойник // Поэтический строй русской лирики. Л.: Наука, 1973. – С.211-235.
35. Манн Ю. О движущейся типологии конфликтов // Вопросы литературы. – 1971. – № 10.
36. Манн Ю. Структура конфликта в романтической поэме. На пути к диалогическому конфликту.// Ю. Манн. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – 375 С.
37. Михайловский Б.В. О понятиях конфликта в произведениях искусства // Б.В. Михайловский. Избранные статьи. – М., 1965. – С. 601-618.
38. Муромский В. П. Проблема конфликта в современной советской драме. Автореф. дисс. канд. филол. наук. - М., 1966.
39. Наумов А. Жизненный материал и конфликт в рассказе // Проблемы поэтики.Т.З. Труды Самаркандского ун-та, вып. 258. – Самарканд, 1976.
40. Опиц Р. Диалектика жизненных конфликтов в литературе. Л., 1984.
41. Панков А. Вечное и злободневное. Современная проза: конфликты, темы, характеры. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
42. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: Роман. – М.: Книжная палата, 1989. – 431 с.
43. Пастернак Б. Доктор Живаго. М.: Русская классика, 2010.
44. Пастернак Б. Существованья ткань сквозная. Борис Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак (доп. письмами к Е.Б.Пастернаку и его воспоминаниями). – М.: Новое литературное обозрение, 1998. – 592 с.
45. Петросов К.Г. О романтическом двоемирии в русской поэзии начала XX века (А. Блок, А. Белый, ранний Маяковский) // Из истории русского романтизма. Сборник статей. Вып.1. Кемеро-во.1971. – С. 192-212.
46. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной прозы. Киев: Вища школа, 1981. – 199 с.
47. Поспелов Г. Теория литературы. – М., 1978.
48. Пруайар Ж. «Лицо» и «личность» в творчестве Бориса Пастернака //Пастернаковские чтения. — Вып. 2. – М.: Наследие, 1998. – С. 38-63.
49. Рашковский Е.Б. История и эсхатология в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»: философский комментарий // Вопросы философии. – М., 2000. — № 8. – С. 51-61.
50. Ребрин В.К. К Вопросу о конфликтах // Сибирские огни. – 1959.– №9. – С. 162-168.
51. Ростовцева И. Природа в поэзии Пастернака и Заболоцкого //Пастернаковские чтения. — Вып. 2. – М.: Наследие, 1998. – С. 288-305.
52. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». – М.: «Новое литературное обозрение», 1996. – 208с.
53. Солнцева Н.М. Б.Л.Пастернак // Русская литература ХIХ – ХХ веков: В 2 т. – Т.2. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – С. 152 – 165.
54. Соболенко В.Н. Особенности художественного конфликта в современной литературе о Великой Отечественной войне. Авто-реф. дисс. канд. филол. наук. – М., 1967.– 20 с.
55. Суркин М.С. Конфликт в драматургии. Автореф. дисс. канд. философ, наук. – М., 1965. – 16 с.
56. Сатарова Л.Г. Противоречия части-противоречия целого (по роману М.Шолохова «Тихий Дон») // Актуальные проблемы литературоведения. -Воронеж, 1990. – С.29-37.
57. Сахновский-Панкеев В. А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. – Л.: Искусство, 1969. – 232 с.
58. Тюпа В.И. Эстетика Б.Пастернака (по страницам романа «Доктор Живаго») //Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. – Пермь: Пермский государственный университет, 1990. – 107 с.
59. Фролова Т.С. О художественном конфликте романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 7. – Томск. – С. 142-160.
60. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999.
61. Чичеров И. И. Драматический конфликт и проблема случайного // Изв. АН СССР ОЛЯ , т. ХУ, вып. 1. – 1956.
62. Шаззо К.Г. Художественная структура конфликтов эпохи и духовнофилософские искания личности. – Майкоп: Изд. МГТУ, 2005.
63. Эпштейн М.Н. Конфликт // Литературный энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1987. – С. 165-166.




Купить эту работу

своеобразие трагического конфликта в романе Б.Пастернака

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

26 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Образ России в лирике Н.С. Гумилева и А.А. Блока

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Репрезентация повседневной культуры русского дворянства первой четверти 19 века в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

ВОВ в лирике К. Симонова.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Актуальность экранизации романа "Опасные связи"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Эволюция лирических исповедей М.Ю.Лермонтова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв .......................................... ................................... об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-12-21
Дипломная работа

Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!

Общая оценка 5
Отзыв Пална22 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2019-01-09
Дипломная работа

АВТОР ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ РАНЬШЕ СРОКА!

Общая оценка 5
Отзыв kristyusha об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-11-12
Дипломная работа

СПАСИБО !!!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна Дауева об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-02-04
Дипломная работа

Большое спасибо автору! Отличная работа! Не первый раз обращаюсь - всегда очень довольна качеством и сроками выполнения!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Таблица по жанрам фольклора с подробными характеристиками каждого жанра: сказка о животных, потешки, загадки, волшебные сказки, колыбельные и т.д.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Христианские мотивы в русской литературе середины XIX – начало XX века

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Русская поэзия конца 19-ого века на примере творчества В.С.Соловьёва.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Сборник авторских стихов "Мама-Страна"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Пришвин "Чёрный араб"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях" (на примере романа "Капитанская дочка" А.С.Пушкина)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
130 ₽
Готовая работа

сценарий школьного праздника

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Открытый урок на тему:

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Брошюра писателя по литературе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Сочинение "Что меня удивляет в природе"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Лимерики

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽