Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Эта позиция государственного документа должна быть отражена в содержании, методах, средствах и формах обучения, которые предлагаются младшему школьнику по всем учебным предметам.
Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце прошлого века. Это стало существенным продвижением в начальном образова¬нии: теперь у традиционных уроков чтения появились новые цели литературного обра¬зовании. Начальный курс литературного чтения рассматривается как предмет, обес¬печивающий решение не только функцио¬нальных задач обучения, но и как более широкое литературное образование млад¬ших школьников: воспитание интереса к чтению и художественной литературе; раз¬витие культуры восприятия художествен¬ного текста, формирование умения ориенти¬роваться в литературоведческих понятиях, расширение читательского кругозора [Правдина, 2011: 16]
Существующие методики чте¬ния ориентировались в основном на станов¬ление навыка чтения и уделяли меньше внимания литературоведческой стороне образования школьников. Это приводило и сейчас приводит к тому, что дети ис¬пытывают трудности с анализом текста: по¬ниманием его смысла, сюжета, выделением главной мысли, характеристиками героев, нахождением и оценкой выразительных средств и т.д.
Литературное чтение обязывает педаго¬га заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников:
– они с трудом удер¬живают цели чтения;
– дети не могут провести эле¬ментарный самоанализ читательской дея¬тельности и др.
Новый предмет стимулиру¬ет учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, освободить чтение от излишней «развлекательности», вернутся к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глу¬бокий интерес школьников к самостоятель¬ному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения.
Степень научной разработанности проблемы. Литературное развитие младших школьников стало предметом изучения только к концу XX в., что определялось необходимостью научного обоснования концепций и программ литературного образования младших школьников.
В научных исследованиях можно выделить два направления:
1) ориентация на собственно обучение чтению, восприятию художественного произведения и формированию читательской самостоятельности при работе с детской книгой [Первова, 2012];
2) ориентация на обеспечение литературного образования и развития младших школьников [Светловская, 2010; Мишанова, 2013].
Проблемы литературного образования и развития младших школьников были объектами многих научных трудов, а именно:
– Н.Е. Колгановой изучались теоретические основы формирования литературоведческих компетенций младших школьников [Колганова, 2012];
– М.П. Воюшина работала над литературным развитием учащихся в процессе анализа художественного произведения [Воюшина, 2011];
– Ю.А. Цапковой разработаны вопросы организации читательской деятельности [Цапкова, 2012] О.В. Кубасовой изучались возрастные особенности восприятия произведений разных литературных родов и жанров [Кубасова, 2011];
– М.Т. Гоголевой и В.Н. Егоровой представлено изучение жанровой специфики фольклора в контексте современного литературного образования школьников [Гоголева, Егорова, 2007].
Проблема исследования: очевидно, что литературное развитие младших школьников, направленное на формирование литературоведческих компетенций исследовано недостаточно, так как традиционно знакомство с теоретическими понятиями о литературе как искусстве осуществляется в среднем звене школьного образования. Литературоведение для младших школьников в целом, в качестве раздела обучения, не разработано, то есть не произведена адаптация научных знаний о литературе для усвоения начинающим читателем.
Таким образом, в современной методической системе должны быть изменены приоритеты в организации про¬цесса литературного образование младших школьников: особое внимание должно уделяться на¬выкам осознанного чтения и формированию литературоведческой компетенции, что и обусловило выбор темы дипломного исследования: «Формирование литературоведческих понятий у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения».
Объект исследования: процесс литературного развития младших школьников.
Предмет исследования: теоретико-методологические и концептуальные основы методической системы формирования литературоведческой компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование литературного развития младших школьников через формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: литературное развитие младших школьников как один из базовых образовательных результатов начальной школы возможно при создании и реализации теоретически обоснованной методической системы по развитию литературоведческой компетенции через систему формирования литературоведческих понятий, обеспеченной учебно-методическим комплектом «Гармония» для 1-4 классов, а также при организации обучения на основе литературно-творческой деятельности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………
10
1.1. Подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований……………….
10
1.2. Роль литературоведческих понятий в литературном развитии младшего школьника……………………………….
18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………….. 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………..
27
2.2 Методические основы формирования литературоведческих понятий в начальной школе……………………………………
41
2.1. Ориентация методической системы образовательной программы «Гармония» на изучение литературоведческих понятий младшими школьниками…………………………….
27
2.3 Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня владения литературоведческими понятиями среди школьников, обучающихся по программе «Гармония»…….
46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дипломное исследование посвящено разработке и теоретическому обоснованию методической системы формирования литературоведческих понятий младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе 2 приложения: 1) Литературоведческие понятия (по классам); 2) Глоссарий литературоведческих понятий для начальной школы.
52 источника, которые распределены по разделам: 1) основная литература (37 ист.) 2) учебники, учебные пособия и образовательные программы (10 ист.) 3) дополнительная литература (4 ист.)
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Эта позиция государственного документа должна быть отражена в содержании, методах, средствах и формах обучения, которые предлагаются младшему школьнику по всем учебным предметам.
Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце прошлого века. Это стало существенным продвижением в начальном образова¬нии: теперь у традиционных уроков чтения появились новые цели литературного обра¬зовании. Начальный курс литературного чтения рассматривается как предмет, обес¬печивающий решение не только функцио¬нальных задач обучения, но и как более широкое литературное образование млад¬ших школьников: воспитание интереса к чтению и художественной литературе; раз¬витие культуры восприятия художествен¬ного текста, формирование умения ориенти¬роваться в литературоведческих понятиях, расширение читательского кругозора [Правдина, 2011: 16]
Существующие методики чте¬ния ориентировались в основном на станов¬ление навыка чтения и уделяли меньше внимания литературоведческой стороне образования школьников. Это приводило и сейчас приводит к тому, что дети ис¬пытывают трудности с анализом текста: по¬ниманием его смысла, сюжета, выделением главной мысли, характеристиками героев, нахождением и оценкой выразительных средств и т.д.
Литературное чтение обязывает педаго¬га заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников:
– они с трудом удер¬живают цели чтения;
– дети не могут провести эле¬ментарный самоанализ читательской дея¬тельности и др.
Новый предмет стимулиру¬ет учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, освободить чтение от излишней «развлекательности», вернутся к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глу¬бокий интерес школьников к самостоятель¬ному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения.
Степень научной разработанности проблемы. Литературное развитие младших школьников стало предметом изучения только к концу XX в., что определялось необходимостью научного обоснования концепций и программ литературного образования младших школьников.
В научных исследованиях можно выделить два направления:
1) ориентация на собственно обучение чтению, восприятию художественного произведения и формированию читательской самостоятельности при работе с детской книгой [Первова, 2012];
2) ориентация на обеспечение литературного образования и развития младших школьников [Светловская, 2010; Мишанова, 2013].
Проблемы литературного образования и развития младших школьников были объектами многих научных трудов, а именно:
– Н.Е. Колгановой изучались теоретические основы формирования литературоведческих компетенций младших школьников [Колганова, 2012];
– М.П. Воюшина работала над литературным развитием учащихся в процессе анализа художественного произведения [Воюшина, 2011];
– Ю.А. Цапковой разработаны вопросы организации читательской деятельности [Цапкова, 2012] О.В. Кубасовой изучались возрастные особенности восприятия произведений разных литературных родов и жанров [Кубасова, 2011];
– М.Т. Гоголевой и В.Н. Егоровой представлено изучение жанровой специфики фольклора в контексте современного литературного образования школьников [Гоголева, Егорова, 2007].
Проблема исследования: очевидно, что литературное развитие младших школьников, направленное на формирование литературоведческих компетенций исследовано недостаточно, так как традиционно знакомство с теоретическими понятиями о литературе как искусстве осуществляется в среднем звене школьного образования. Литературоведение для младших школьников в целом, в качестве раздела обучения, не разработано, то есть не произведена адаптация научных знаний о литературе для усвоения начинающим читателем.
Таким образом, в современной методической системе должны быть изменены приоритеты в организации про¬цесса литературного образование младших школьников: особое внимание должно уделяться на¬выкам осознанного чтения и формированию литературоведческой компетенции, что и обусловило выбор темы дипломного исследования: «Формирование литературоведческих понятий у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения».
Объект исследования: процесс литературного развития младших школьников.
Предмет исследования: теоретико-методологические и концептуальные основы методической системы формирования литературоведческой компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование литературного развития младших школьников через формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: литературное развитие младших школьников как один из базовых образовательных результатов начальной школы возможно при создании и реализации теоретически обоснованной методической системы по развитию литературоведческой компетенции через систему формирования литературоведческих понятий, обеспеченной учебно-методическим комплектом «Гармония» для 1-4 классов, а также при организации обучения на основе литературно-творческой деятельности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………
10
1.1. Подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований……………….
10
1.2. Роль литературоведческих понятий в литературном развитии младшего школьника……………………………….
18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………….. 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………..
27
2.2 Методические основы формирования литературоведческих понятий в начальной школе……………………………………
41
2.1. Ориентация методической системы образовательной программы «Гармония» на изучение литературоведческих понятий младшими школьниками…………………………….
27
2.3 Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня владения литературоведческими понятиями среди школьников, обучающихся по программе «Гармония»…….
46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дипломное исследование посвящено разработке и теоретическому обоснованию методической системы формирования литературоведческих понятий младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе 2 приложения: 1) Литературоведческие понятия (по классам); 2) Глоссарий литературоведческих понятий для начальной школы.
52 источника, которые распределены по разделам: 1) основная литература (37 ист.) 2) учебники, учебные пособия и образовательные программы (10 ист.) 3) дополнительная литература (4 ист.)
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую