Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование читательской компетенции у учащихся старших классов на уроках литературы

  • 78 страниц
  • 2017 год
  • 340 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

BabushkaGudvina

4000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

В век повсеместной информатизации и внедрения компьютерных инноваций, к сожалению, у детей не остается времени на знакомство с художественной литературой. Эта проблема, а вместе с тем проблема формирования читательской компетенции, на сегодняшний день стоит достаточно остро. Не случайно Концепция преподавания русского языка и литературы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 637-р, особенно выделяет проблему формирования читательской компетенции обучающихся. Зачастую эта проблема рассматривается на научных конференциях, в которых участвуют и преподаватели, и аспиранты, и учителя, как например, 19 февраля 2016 года в Чебоксарах на VI Международной научно-практической конференции «Педагогический опыт: теория, методика, практика» была представлена достаточно интересная и познавательная статья преподавателя русского языка и литературы из Кургана Н.А. Кустовой «Формирование читательской компетентности в урочной деятельности».
2007 год был объявлен Годом чтения, в этом же году была запущена «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. Ее создатели планируют к 2020 году кардинально изменить отношение к книжной и читательской культуре как в обществе, так и в государственных структурах, а также их целью является повышение уровня культурной и читательской компетенции России до уровня развитых стран.
Во множестве европейских стран вопросы образования стоят на приоритетном месте, и одним из ключевых компонентов, обеспечивающих качество образования, является грамотность. Известный педагог И.А.Вальдман, ссылаясь на резюме Всемирного доклада по мониторингу ОДВ 2005 ЮНЕСКО, отметил, что «грамотность - решающее средство для овладения другими дисциплинами и один из наилучших показателей для долгосрочного прогнозирования успеваемости учащихся. Чтение должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений работы по повышению качества базового образования, особенно для учащихся из неблагополучной среды» [11]. По его мнению, обучать детей следует не только техническим навыкам чтения и письма, но и умению использовать и применять эти навыки и умения в жизни.
«Чтение - основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего» [30]. Иллюстрацией критического положения роли чтения в стране в цитированной статье служит процентное соотношение читающих в России в 70-90-е годы и в 2000-е. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%, сегодня - значительно ниже. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году. Также прослеживается постепенное исчезновение традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. При этом следует отметить важную роль родителей и взрослого окружения в приобщении детей к чтению. Для ребенка-подростка очень важен момент престижности. Ориентиром его поведения, его целей и устремлений являются взрослые. Если члены семьи уделяют достаточно времени чтению, обсуждают между собой прочитанные произведения, то книга становится неотъемлемой частью не только обучения, но и досуга.
В последнее время школьники все больше воспринимают чтение как труд, которые не приносит им эстетического наслаждения. В этой связи следует вспомнить работы Л.П. Кременцова и В.Ф. Асмуса «Чтение как творчество» и «Чтение как труд и творчество». Л.П. Кременцов считает, что «чтение - это творческий процесс, в котором одновременно должны участвовать и писатель, и читатель» [23]. В.Ф. Асмус же утверждает, что «чтение должно восприниматься не только как отдых и познание чего-то нового, интересного, но и как интеллектуальный труд, умственная работа» [3; 55]. По мнению Л.С.Выготского, «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею» [12; 32]. Основная проблема состоит в том, как заинтересовать ребенка, какими методами и приемами воспользоваться для мотивирования его к чтению. Бесспорно, все дети разные, у каждого свои предпочтения в литературе, поэтому многие программные произведения могут раз и навсегда отбить у ребенка любовь к чтению, которая толком еще и не зародилась. Конечно же, это комплексная проблема, и невозможно найти однозначного ее решения. Но следует выработать и применять на практике некоторые приемы для приобщения учеников к творческой работе с художественными текстами, а также и для формирования у них читательской компетенции.
Актуальность данной работы обусловлена острой необходимостью пересмотра традиционных приемов и поиска новаторских методов формирования читательской компетенции у подростков.
Данное исследование обладает высокой практической значимостью, т.к. была разработана система наиболее эффективных приемов, применение которых на уроках литературы поспособствует процессу формирования читательской компетенции.
Целью данной работы является поиск и отбор эффективных методических приемов формирования читательской компетенции школьников в 9-11 классах.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- разграничение понятий «компетенция» и «компетентность»;
- обзор традиционных и новаторских методических приемов формирования читательской компетенции;
- диагностика читательских интересов школьников 9-11 классов;
- отбор наиболее эффективных методических приемов формирования читательской компетенции школьников 9-11 классов.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования, действующих нормативных документов по теме исследования - программ, отечественных образовательных стандартов;
- опрос, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа по формированию читательской компетенции школьников;
- метод статистической обработки результатов исследования.
Объект исследования данной работы - проблема читательской компетенции школьников.
Предметом изучения являются методические приемы формирования читательской компетенции у школьников 9-11 классов.
В процессе написания дипломной работы мы опирались на следующие исследования известных методистов по проблеме формирования читательской компетенции: Асмуса В.Ф. «Чтение как труд и творчество», Астафьевой Н.Н. «Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы», Бермуса А.Г. «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании», Выготского Л.С. «Педагогическая психология», Гализиной Е. Г. «Лингводидактические особенности формирования навыков профессионально-ориентированного чтения», Лебедева О.Е. «Компетентностный подход в образовании», Полькиной С.Н. «Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования», Русовой Н.Ю. «Грамотность и компетентность как параметры качества образования».
Даная исследовательская работа состоит из следующих разделов: введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
1.1 Традиции и новаторство в преподавании литературы… . 8
1.2 Сущность читательской компетенции и ее место в ряду
ключевых компетенций…………………………………………….. . 14
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Диагностика читательских интересов учащихся 9-11
классов………………………………………………………… 26
2.2 Эффективные приемы формирования читательской
компетенции и их применение на уроке литературы……………. 34
Заключение………………………………………………………….. . 54
Список использованной литературы………………………………. . 57
Приложение ………………………………………………………… . 63

Защита: АГГПУ им.В.М.Шукшина, 2017, оценка "отлично"

Список использованной литературы

1. Айзерман, Л.С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы [Текст] / Л.С. Айзерман. – М.: Просвещение, 2002. - 237 с.
2. Амфилохиева, М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9- 11 классы [Текст] / М.В. Амфилохиева. – СПб.: Паритет, 2003.- 155 с.
3. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчеств. Вопросы теории и истории эстетики [Текст] / В.Ф. Асмус. - СПб.: Ленанд, 2015. – 654 с.
4. Астафьева, Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы. [Электронный ресурс]/ Н.Н. Астафьева // Academica.ru.-2000.- Режим доступа: http://strmggu.ru/doc/5.pdf - 23.01.2017.
5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2005.- 257 с.
6. Баранов, С.Ю. Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы [Текст] / С.Ю. Баранов.- Вологда, 2016. – 80 с.
7. Беленький, Г.И. Информпробежка или изучение? [Текст]/ Г.И. Беленький// Литература в школе. - 2003. - №9.- С. 26-29.
8. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]/ А.Г. Бермус // Центр дистанционного образования ЭЙДОС.- 1998.- Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.html - 23.01.2017.
9. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст]/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. - 2006. - №10.- С. 8-14.
10. Быстров, Н. Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми центрами [Текст]/Н. Быстров //Я читаю Настоящее. - 2012 - № 14.- С. 6-16.
11. Вальдман, И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта [Электронный ресурс]/ И.А. Вальдман// SludeShare/- 2017.- Режим доступа: http://www.slideshare.net/OPENCU/ss-5677095 – 23.01.2017.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский - СПб.: СОЮЗ, 2007. – 271 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: АСТ, 2006.- 480 с.
14. Гализина, Е. Г. Лингводидактические особенности формирования навыков профессионально-ориентированного чтения [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 1998/ Елена Григорьевна Гализина.- Воронеж, 1998.- 16 с.
15. Граник, Г.Г. Дорога к книге [Текст]/ Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. - М.: Образование, 2006.- 351 с.
16. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст]/ А.Н. Дахин// Народное образование, 2007. - №7. - С. 145-146
17. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Текст]/ И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.- С. 7-14.
18. Как создать читательскую среду в школе [Текст]: научно-методический сборник /редкол.: Е. С. Романичева и др. – М.: Московский гуманитарный пед. институт, 2009. - 82 с.
19. Карпова, Н.Л. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации. - [Электронный ресурс]/ Н.Л. Карпова// Русская Ассоциация чтения.- 2013.- Режим доступа: http://rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html - 23.01.2017.
20. Коменский, Я. А. Избр. педагогические сочинения [Текст]/ Я.А.Коменский.- М.: Педагогика, 1955.- 655 с.
21. Концепция модернизации российского образования до 2010 года [Электронный ресурс]// StudFiles.–2002.- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4020596/- 23.01.2017.
22. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст]/ В.В. Краевский// Педагогика. 2003. - №2.- С. 3-10.
23. Кременцов, Л.П. Теория литературы. Чтение как творчество. - [Электронный ресурс]/ Л.П. Кременцов// ЛитРес.- 2005.- Режим доступа: www.litres.ru/leonid-kremencov/teoriya-literatury-chtenie-kak-tvorchestvo-uchebnoe-posobie/- 23.01.2017.
24. Кудряшов, Н.И. О некоторых актуальных задачах методики литературы [Текст]/ Н.И. Кудряшов// Литература в школе. - 1948. - №1.- С. 12-15.
25. Кузнецов, О.А., Хромов, Л.Н. Техника быстрого чтения [Текст]/ О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов. - М.: Просвещение, 2013.- 87 с.
26. Ларин, Б.А. Эстетика слова и язык писателя [Текст]/ Б.А. Ларин. - Л.: Художественная литература, 1974.- 288 с.
27. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О.Е. Лебедев// Школьные технологии. - 2008. - №5.- С. 3-12.
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]/ А.Н.Леонтьев. - М.: Академия, 2005.- 352 с.
29. Методика преподавания литературы [Текст]/под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 2007.- 384 с.
30. Национальная программа поддержки и развития чтения. - [Электронный ресурс]// Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.- 2007.- Режим доступа: www.mcbs.ru/chtenie -23.01.2017.
31. Орлова, Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст]/ Э.А. Орлова. – М.: МЦБС, 2008.- 72 с.
32. Педагогическая энциклопедия [Текст]/ под ред. Давыдова В.В.- М.: Большая российская энциклопедия, 1999.- 1162 с.
33. Полькина, С.Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования [Электронный ресурс]/ С.Н.Полькина// rudocs.exdat.com.- 2000.- Режим доступа: www.rudocs.exdat.com/docs/index-86895.html - 23.01.2017.
34. Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 классы (Базовый уровень); 10-11 классы (Профильный уровень) [Текст]/ Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.- 43 с.
35. Разуваева,Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков[Текст]: автореф. дис. … кан. пед. наук: 18.03.2006 / Татьяна Александровна Разуваева.- Тула. 2006. – 234 с.
36. Решетникова, С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст]/ С.В. Решетникова// Начальная школа. – 2006, №2.- С. 61-65.
37. Романичева, Е.С. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие [Текст]/ Е.С. Романичева. - М.: ФЛИНТА, 2012.- 240 с.
38. Русова, Н.Ю. Возвращение к книге: Проблемы и надежды: научно-методическое пособие. [Текст]/ Н.Ю. Русова// Текст. Культура. Образование. - 2009. – С. 314-315.
39. Русова, Н.Ю. Грамотность и компетентность как параметры качества образования: научно-методическое пособие [Текст]/ Н.Ю. Русова// Текст. Культура. Образование. - 2009. – С. 302-303.
40. Русова, Н.Ю. Интегративная структуризация филологического образования: научно-методическое пособие. [Текст]/ Н.Ю. Русова// Текст. Культура. Образование. - 2009. – С. 260-263.
41. Русова, Н.Ю. Методология проектирования поликультурного учебно-методического комплекса для средней школы: научно-методическое пособие. [Текст]/ Н.Ю. Русова// Текст. Культура. Образование.- 2009. – С. 293-298.
42. Стратегии современного гуманитарного образования: сборник научных статей [Текст]/ Под ред. А.Г. Кутузова.- М., 2009.- №2- 105 с.
43. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь – справочник для библиотекарей [Текст]/ И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004.- 248 с.
44. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа. 5–11класс: пособие для учителя [Текст]/ авт.- сост. Н.Ю. Кадашникова, Л.М. Савина. – Волгоград: Учитель, 2009.- 254 с.
45. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. [Текст]/ К.Д.Ушинский. –Л., 1949.- Т. 6.- 445 с.
46. Филатова, Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования [Текст]/ Л.О. Филатова// Дополнительное образование. - 2005. - №7.- С. 9-11.
47. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли: пособие для учителя [Текст]/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.- 159 с.
48. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении [Текст]/ Л.М.Фридман. - М.: Знание, 2004. – 80 с.
49. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст]/ А.В. Хуторской//Народное образование. - 2003.- №5.- С. 55-61.
50. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]/ А.В. Хуторской// Институт образования человека.- 2011.- №1. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm - 23.01.2017
51. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития [Текст]/ Б.Д.Эльконин. - М.: Тривола, 1994.- 168 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

В век повсеместной информатизации и внедрения компьютерных инноваций, к сожалению, у детей не остается времени на знакомство с художественной литературой. Эта проблема, а вместе с тем проблема формирования читательской компетенции, на сегодняшний день стоит достаточно остро. Не случайно Концепция преподавания русского языка и литературы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 637-р, особенно выделяет проблему формирования читательской компетенции обучающихся. Зачастую эта проблема рассматривается на научных конференциях, в которых участвуют и преподаватели, и аспиранты, и учителя, как например, 19 февраля 2016 года в Чебоксарах на VI Международной научно-практической конференции «Педагогический опыт: теория, методика, практика» была представлена достаточно интересная и познавательная статья преподавателя русского языка и литературы из Кургана Н.А. Кустовой «Формирование читательской компетентности в урочной деятельности».
2007 год был объявлен Годом чтения, в этом же году была запущена «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. Ее создатели планируют к 2020 году кардинально изменить отношение к книжной и читательской культуре как в обществе, так и в государственных структурах, а также их целью является повышение уровня культурной и читательской компетенции России до уровня развитых стран.
Во множестве европейских стран вопросы образования стоят на приоритетном месте, и одним из ключевых компонентов, обеспечивающих качество образования, является грамотность. Известный педагог И.А.Вальдман, ссылаясь на резюме Всемирного доклада по мониторингу ОДВ 2005 ЮНЕСКО, отметил, что «грамотность - решающее средство для овладения другими дисциплинами и один из наилучших показателей для долгосрочного прогнозирования успеваемости учащихся. Чтение должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений работы по повышению качества базового образования, особенно для учащихся из неблагополучной среды» [11]. По его мнению, обучать детей следует не только техническим навыкам чтения и письма, но и умению использовать и применять эти навыки и умения в жизни.
«Чтение - основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего» [30]. Иллюстрацией критического положения роли чтения в стране в цитированной статье служит процентное соотношение читающих в России в 70-90-е годы и в 2000-е. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%, сегодня - значительно ниже. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году. Также прослеживается постепенное исчезновение традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. При этом следует отметить важную роль родителей и взрослого окружения в приобщении детей к чтению. Для ребенка-подростка очень важен момент престижности. Ориентиром его поведения, его целей и устремлений являются взрослые. Если члены семьи уделяют достаточно времени чтению, обсуждают между собой прочитанные произведения, то книга становится неотъемлемой частью не только обучения, но и досуга.
В последнее время школьники все больше воспринимают чтение как труд, которые не приносит им эстетического наслаждения. В этой связи следует вспомнить работы Л.П. Кременцова и В.Ф. Асмуса «Чтение как творчество» и «Чтение как труд и творчество». Л.П. Кременцов считает, что «чтение - это творческий процесс, в котором одновременно должны участвовать и писатель, и читатель» [23]. В.Ф. Асмус же утверждает, что «чтение должно восприниматься не только как отдых и познание чего-то нового, интересного, но и как интеллектуальный труд, умственная работа» [3; 55]. По мнению Л.С.Выготского, «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею» [12; 32]. Основная проблема состоит в том, как заинтересовать ребенка, какими методами и приемами воспользоваться для мотивирования его к чтению. Бесспорно, все дети разные, у каждого свои предпочтения в литературе, поэтому многие программные произведения могут раз и навсегда отбить у ребенка любовь к чтению, которая толком еще и не зародилась. Конечно же, это комплексная проблема, и невозможно найти однозначного ее решения. Но следует выработать и применять на практике некоторые приемы для приобщения учеников к творческой работе с художественными текстами, а также и для формирования у них читательской компетенции.
Актуальность данной работы обусловлена острой необходимостью пересмотра традиционных приемов и поиска новаторских методов формирования читательской компетенции у подростков.
Данное исследование обладает высокой практической значимостью, т.к. была разработана система наиболее эффективных приемов, применение которых на уроках литературы поспособствует процессу формирования читательской компетенции.
Целью данной работы является поиск и отбор эффективных методических приемов формирования читательской компетенции школьников в 9-11 классах.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- разграничение понятий «компетенция» и «компетентность»;
- обзор традиционных и новаторских методических приемов формирования читательской компетенции;
- диагностика читательских интересов школьников 9-11 классов;
- отбор наиболее эффективных методических приемов формирования читательской компетенции школьников 9-11 классов.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования, действующих нормативных документов по теме исследования - программ, отечественных образовательных стандартов;
- опрос, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа по формированию читательской компетенции школьников;
- метод статистической обработки результатов исследования.
Объект исследования данной работы - проблема читательской компетенции школьников.
Предметом изучения являются методические приемы формирования читательской компетенции у школьников 9-11 классов.
В процессе написания дипломной работы мы опирались на следующие исследования известных методистов по проблеме формирования читательской компетенции: Асмуса В.Ф. «Чтение как труд и творчество», Астафьевой Н.Н. «Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы», Бермуса А.Г. «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании», Выготского Л.С. «Педагогическая психология», Гализиной Е. Г. «Лингводидактические особенности формирования навыков профессионально-ориентированного чтения», Лебедева О.Е. «Компетентностный подход в образовании», Полькиной С.Н. «Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования», Русовой Н.Ю. «Грамотность и компетентность как параметры качества образования».
Даная исследовательская работа состоит из следующих разделов: введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
1.1 Традиции и новаторство в преподавании литературы… . 8
1.2 Сущность читательской компетенции и ее место в ряду
ключевых компетенций…………………………………………….. . 14
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Диагностика читательских интересов учащихся 9-11
классов………………………………………………………… 26
2.2 Эффективные приемы формирования читательской
компетенции и их применение на уроке литературы……………. 34
Заключение………………………………………………………….. . 54
Список использованной литературы………………………………. . 57
Приложение ………………………………………………………… . 63

Защита: АГГПУ им.В.М.Шукшина, 2017, оценка "отлично"

Список использованной литературы

1. Айзерман, Л.С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы [Текст] / Л.С. Айзерман. – М.: Просвещение, 2002. - 237 с.
2. Амфилохиева, М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9- 11 классы [Текст] / М.В. Амфилохиева. – СПб.: Паритет, 2003.- 155 с.
3. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчеств. Вопросы теории и истории эстетики [Текст] / В.Ф. Асмус. - СПб.: Ленанд, 2015. – 654 с.
4. Астафьева, Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы. [Электронный ресурс]/ Н.Н. Астафьева // Academica.ru.-2000.- Режим доступа: http://strmggu.ru/doc/5.pdf - 23.01.2017.
5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2005.- 257 с.
6. Баранов, С.Ю. Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы [Текст] / С.Ю. Баранов.- Вологда, 2016. – 80 с.
7. Беленький, Г.И. Информпробежка или изучение? [Текст]/ Г.И. Беленький// Литература в школе. - 2003. - №9.- С. 26-29.
8. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]/ А.Г. Бермус // Центр дистанционного образования ЭЙДОС.- 1998.- Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.html - 23.01.2017.
9. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст]/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. - 2006. - №10.- С. 8-14.
10. Быстров, Н. Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми центрами [Текст]/Н. Быстров //Я читаю Настоящее. - 2012 - № 14.- С. 6-16.
11. Вальдман, И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта [Электронный ресурс]/ И.А. Вальдман// SludeShare/- 2017.- Режим доступа: http://www.slideshare.net/OPENCU/ss-5677095 – 23.01.2017.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский - СПб.: СОЮЗ, 2007. – 271 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В.В.Давыдова. - М.: АСТ, 2006.- 480 с.
14. Гализина, Е. Г. Лингводидактические особенности формирования навыков профессионально-ориентированного чтения [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 1998/ Елена Григорьевна Гализина.- Воронеж, 1998.- 16 с.
15. Граник, Г.Г. Дорога к книге [Текст]/ Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. - М.: Образование, 2006.- 351 с.
16. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст]/ А.Н. Дахин// Народное образование, 2007. - №7. - С. 145-146
17. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Текст]/ И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.- С. 7-14.
18. Как создать читательскую среду в школе [Текст]: научно-методический сборник /редкол.: Е. С. Романичева и др. – М.: Московский гуманитарный пед. институт, 2009. - 82 с.
19. Карпова, Н.Л. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации. - [Электронный ресурс]/ Н.Л. Карпова// Русская Ассоциация чтения.- 2013.- Режим доступа: http://rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html - 23.01.2017.
20. Коменский, Я. А. Избр. педагогические сочинения [Текст]/ Я.А.Коменский.- М.: Педагогика, 1955.- 655 с.
21. Концепция модернизации российского образования до 2010 года [Электронный ресурс]// StudFiles.–2002.- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4020596/- 23.01.2017.
22. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст]/ В.В. Краевский// Педагогика. 2003. - №2.- С. 3-10.
23. Кременцов, Л.П. Теория литературы. Чтение как творчество. - [Электронный ресурс]/ Л.П. Кременцов// ЛитРес.- 2005.- Режим доступа: www.litres.ru/leonid-kremencov/teoriya-literatury-chtenie-kak-tvorchestvo-uchebnoe-posobie/- 23.01.2017.
24. Кудряшов, Н.И. О некоторых актуальных задачах методики литературы [Текст]/ Н.И. Кудряшов// Литература в школе. - 1948. - №1.- С. 12-15.
25. Кузнецов, О.А., Хромов, Л.Н. Техника быстрого чтения [Текст]/ О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов. - М.: Просвещение, 2013.- 87 с.
26. Ларин, Б.А. Эстетика слова и язык писателя [Текст]/ Б.А. Ларин. - Л.: Художественная литература, 1974.- 288 с.
27. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О.Е. Лебедев// Школьные технологии. - 2008. - №5.- С. 3-12.
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]/ А.Н.Леонтьев. - М.: Академия, 2005.- 352 с.
29. Методика преподавания литературы [Текст]/под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 2007.- 384 с.
30. Национальная программа поддержки и развития чтения. - [Электронный ресурс]// Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.- 2007.- Режим доступа: www.mcbs.ru/chtenie -23.01.2017.
31. Орлова, Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст]/ Э.А. Орлова. – М.: МЦБС, 2008.- 72 с.
32. Педагогическая энциклопедия [Текст]/ под ред. Давыдова В.В.- М.: Большая российская энциклопедия, 1999.- 1162 с.
33. Полькина, С.Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования [Электронный ресурс]/ С.Н.Полькина// rudocs.exdat.com.- 2000.- Режим доступа: www.rudocs.exdat.com/docs/index-86895.html - 23.01.2017.
34. Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 классы (Базовый уровень); 10-11 классы (Профильный уровень) [Текст]/ Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.- 43 с.
35. Разуваева,Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков[Текст]: автореф. дис. … кан. пед. наук: 18.03.2006 / Татьяна Александровна Разуваева.- Тула. 2006. – 234 с.
36. Решетникова, С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст]/ С.В. Решетникова// Начальная школа. – 2006, №2.- С. 61-65.
37. Романичева, Е.С. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие [Текст]/ Е.С. Романичева. - М.: ФЛИНТА, 2012.- 240 с.
38. Русова, Н.Ю. Возвращение к книге: Проблемы и надежды: научно-методическое пособие. [Текст]/ Н.Ю. Русова// Текст. Культура. Образование. - 2009. – С. 314-315.
39. Русова, Н.Ю. Грамотность и компетентность как параметры качества образования: научно-методическое пособие [Текст]/ Н.Ю. Русова// Текст. Культура. Образование. - 2009. – С. 302-303.
40. Русова, Н.Ю. Интегративная структуризация филологического образования: научно-методическое пособие. [Текст]/ Н.Ю. Русова// Текст. Культура. Образование. - 2009. – С. 260-263.
41. Русова, Н.Ю. Методология проектирования поликультурного учебно-методического комплекса для средней школы: научно-методическое пособие. [Текст]/ Н.Ю. Русова// Текст. Культура. Образование.- 2009. – С. 293-298.
42. Стратегии современного гуманитарного образования: сборник научных статей [Текст]/ Под ред. А.Г. Кутузова.- М., 2009.- №2- 105 с.
43. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь – справочник для библиотекарей [Текст]/ И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004.- 248 с.
44. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа. 5–11класс: пособие для учителя [Текст]/ авт.- сост. Н.Ю. Кадашникова, Л.М. Савина. – Волгоград: Учитель, 2009.- 254 с.
45. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. [Текст]/ К.Д.Ушинский. –Л., 1949.- Т. 6.- 445 с.
46. Филатова, Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования [Текст]/ Л.О. Филатова// Дополнительное образование. - 2005. - №7.- С. 9-11.
47. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли: пособие для учителя [Текст]/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.- 159 с.
48. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении [Текст]/ Л.М.Фридман. - М.: Знание, 2004. – 80 с.
49. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст]/ А.В. Хуторской//Народное образование. - 2003.- №5.- С. 55-61.
50. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]/ А.В. Хуторской// Институт образования человека.- 2011.- №1. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm - 23.01.2017
51. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития [Текст]/ Б.Д.Эльконин. - М.: Тривола, 1994.- 168 с.

Купить эту работу

Формирование читательской компетенции у учащихся старших классов на уроках литературы

4000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

3 июня 2018 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
BabushkaGudvina
4.8
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
4000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Образ России в лирике Н.С. Гумилева и А.А. Блока

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Репрезентация повседневной культуры русского дворянства первой четверти 19 века в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

ВОВ в лирике К. Симонова.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Актуальность экранизации романа "Опасные связи"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Эволюция лирических исповедей М.Ю.Лермонтова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв .......................................... ................................... об авторе BabushkaGudvina 2016-12-21
Дипломная работа

Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!

Общая оценка 5
Отзыв Пална22 об авторе BabushkaGudvina 2019-01-09
Дипломная работа

АВТОР ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ РАНЬШЕ СРОКА!

Общая оценка 5
Отзыв kristyusha об авторе BabushkaGudvina 2018-11-12
Дипломная работа

СПАСИБО !!!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна Дауева об авторе BabushkaGudvina 2015-02-04
Дипломная работа

Большое спасибо автору! Отличная работа! Не первый раз обращаюсь - всегда очень довольна качеством и сроками выполнения!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Таблица по жанрам фольклора с подробными характеристиками каждого жанра: сказка о животных, потешки, загадки, волшебные сказки, колыбельные и т.д.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Христианские мотивы в русской литературе середины XIX – начало XX века

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Русская поэзия конца 19-ого века на примере творчества В.С.Соловьёва.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Сборник авторских стихов "Мама-Страна"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Пришвин "Чёрный араб"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях" (на примере романа "Капитанская дочка" А.С.Пушкина)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
130 ₽
Готовая работа

сценарий школьного праздника

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Открытый урок на тему:

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Брошюра писателя по литературе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Сочинение "Что меня удивляет в природе"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Лимерики

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽