Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Осенью 2013 года можно было бы отметить своеобразный литературный юбилей: сто восемьдесят лет назад, Болдинской осенью 1833 года, А.С. Пушкин создал одно из самых известных и бесконечно притягательных произведений — небольшую повесть «Пиковая дама», являющуюся, без преувеличения, новаторским трудом поэта. Повесть «Пиковая дама» привлекает исследовательский интерес не только к нравственно-содержательным аспектам, но и к тому факту, что она непроста для аналитического рассмотрения.
Появившись в печати в 1834 году, повесть Пушкина «Пиковая дама» привлекла внимание современников только авантюрным началом. Даже великий В.Г. Белинский определил ее как мастерски написанный анекдот. Он считал, что для повести содержание «Пиковой дамы» «слишком исключительно и случайно» (М. Гершензон справедливо заметил, что «на этот раз Белинский ошибся» [9; 115]).
Играм в карты в произведении отведено огромное место. Карточные игры в дворянской среде первой трети XIX века были самым обычным явлением. Азартные игры процветали на балах, маскарадах, в поместьях, в Купеческом и Английском клубах. В начале XIX века даже появился ряд руководств для игры в карты. В этих руководствах предпринимались попытки найти определенную последовательность в выборе карт при игре в фараон или штосc. В Английском клубе порой проигрывались целые состояния. В письме к жене от 27 августа 1833 года Пушкин писал: «Скажи Вяземскому, что умер тезка его князь Петр Долгорукий - получив какое-то наследство и не успев его промотать в Английском клобе, о чем здешнее общество весьма жалеет» [23; 19-24]. В повести говорится о том, что в Москве сформировалось общество довольно состоятельных игроков. Председательствовал Чекалинский, который весь вой век играл в карты, нажил миллионы; он выигрывал векселя, а проигрывал деньги. К нему устремилась молодежь, предпочитая игру в карты балам и любовным обольщениям [27; 179].
Всего в нескольких фразах великий А.С. Пушкин сумел блестяще передать природу карточной игры, показать то место, которое она занимала в жизни дворянского общества. П. Вяземский говорил о карточной игре: «Подобная игра, род битвы на жизнь и смерть, имеет свое волнение, свою драму, свою поэзию. Хороша и благородна ли эта страсть - это другой вопрос» [7; 120]. А.С. Пушкин был свидетелем того, как в конце 20-х годов XIX века менялись интересы дворянства, как развлечения, вера в потусторонний мир, сверхъестественное все больше вытесняли ценности просвещения, свободы, духовно-нравственных начал.
А.С. Пушкин, будучи человеком страстным, стремительно увлекающимся, тоже отдал дань этой азартной игре. Достаточно вспомнить его письмо к М.О. Судиенко от 15 января 1832 года; в котором он говорил о том, что женитьба весьма благоприятно повлияла на его жизнь: «От карт и костей отстал я более двух лет» [26; 84]. Как это видно, семейные дела все более увлекали поэта, отвлекая его от азартных игр.
Эпоха первой трети XIX века, в которой жил герой повести Пушкина Германн, была эпохой зарождения класса буржуазии. В это время уже явственно проявлялись цинизм, практицизм, расчетливость. Эта эпоха в повести противопоставлена XVIII веку, веку аристократической свободы. Эпоха 30-х гг. XIX века и XVIII век противопоставляются в повести «Пиковая дама» как мир бытовой и мир волшебный. Образ прекрасного Парижа конца XVIII века соотносится с образом 30-х гг, когда дворянская аристократия не была обременена социальными проблемами, жила, наслаждаясь роскошью [38].
Две центральные фигуры повести – старая графиня и Германн.
Мировоззрение пушкинской графини складывалось во второй половине XVIII века.
В образе Германна воплотился дух эпохи второй четверти ХIХ века. Г.А. Гуковский писал: «При Петре I Германн мог бы стремиться выдвинуться в битвах, или стать строителем каналов, или приблизиться к царю; при Екатерине он прельщал бы не Елизавету Ивановну, а императрицу; в 1829 году или в 1831 году он мечтает о деньгах, дающих силу человеку. Да и сама сосредоточенная в Германне воля к жизненному успеху - это дух людей новой эры, уже буржуазной по своим тенденциям.» [10; 136]. Люди, жившие раньше, испытывали потребность в славе, в изяществе, красоте, но для них не была характерна всепоглощающая страсть возвеличивания, превознесения себя над другими людьми, а жажда победы в беспощадной битве со всеми, что в конечном итоге и привели Германна к безумию.
Г.А. Гуковский также подчеркивал то обстоятельство, что для людей, которые жили в XVIII веке, карты выполняли роль забавы. Для Германна же карты – это дело, путь к обогащению. Старая графиня проигрывает без надрыва, легко, Германн же проигрывает трагически [10; 144].
Но при явных различиях в Германе и графине есть общее: страстность натуры, эгоизм, авантюрное начало, безбожие, цинизм. Осмысление их характеров в данной плоскости представляется безусловно интересным.
О проблематике «Пиковой дамы» было написано немало работ. В разные периоды проблематика произведения получала разные оценки. На современном этапе, в условиях переходных социально-экономических явлений и кардинальной переоценки ценностей, анализ проблематики «Пиковой дамы» приобретает особую актуальность, требуя от исследователя нового, хотя и опирающегося на накопленные в этой области знания, осмысления в соответствии с наблюдаемой реальностью. Наиболее значимыми работами, посвященными проблематике «Пиковой дамы», являются труды таких авторов, как В.В. Виноградов, М.Н. Виролайнен, Г.А. Гуковский, О.Н. Лернер, Ю.М. Лотман и др.
В этой связи весьма актуальной представляется тема данной дипломной работы, посвященная осмыслению проблематики повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Объект исследования – проза А.С. Пушкина, а конкретнее - «Пиковая дама»; предмет – проблематика данного произведения.
Цель работы: выявить особенности проблематики повести «Пиковая дама», осмыслить художественное своеобразие произведения.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть особенности художественной прозы А.С. Пушкина и ее место в русской литературе;
- выявить проблематику прозаических произведений А.С. Пушкина;
- проанализировать повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» в зеркале классической и современной критики.
Методологическую основу исследования составили монографии авторов разных лет, источники периодической научной и методической литературы, справочно-энциклопедические материалы.
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы были использованы следующие виды анализа:
- целостный анализ;
- сопоставительный анализ;
- проблемный анализ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в дальнейшей исследовательской деятельности по поставленному вопросу, а также в педагогической деятельности, при изучении монографической темы «А.С. Пушкин» в старших классах общеобразовательных учреждений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ
А.С. ПУШКИНА………………………………………………………………….7
ГЛАВА 2. ПОВЕСТЬ «ПИКОВАЯ ДАМА» В МИРЕ ПРОЗЫ А.С. ПУШКИНА
2.1. «Пиковая дама»: история создания, жанр, сюжетная коллизия……………………………………………..…………………….17
2.2. Проблематика произведения А.С. Пушкина «Пиковая дама»……………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………40
Оригинальная авторская работа, оценена на "отлично"
литературе начала XIX века [Электронный ресурс].
20. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). – Л.,1982.
21. Муравьева О.С. Фантастика в повести А.С. Пушкина «Пикова дама» // Пушкин: исследования и материалы. – Л.: Наука, 1978.
22. Олейников Д. И. Андрей Александрович Краевский: «Нужно знать, что думает Россия о своих общественных интересах…» / Российский либерализм: идеи и люди. Москва: Новое издательство, 2007.
23. Петрунина Н.Н. Поэтика философской повести «Пиковая дама» // Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л., 1987.
24. Путеводитель по Пушкину. – СПб.: Академический проект. – 1997.
25. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти тт. Т. 8. – М. – 1979.
26. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти тт. Т. 10. – М. – 1979.
27. Пушкин А.С. Проза. – М.: Московские учебники. – 2008.
28. Пушкин А.С.: Школьный энциклопедический словарь / Сост. В.Л. Коровина, В.И. Коровин. – М.: Просвещение. – 1999
29. Русская словесность. - №2. – 2011.
30. Савельев П. О жизни и трудах О. И. Сенковского // Сенковский О. И. (Барон Брамбеус). Собр. соч. — Т.1. — Спб., 1958.
31. Тамарченко Н.Д. О поэтике «Пиковой дамы» А.С. Пушкина // Вопросы теории и истории литературы. - Казань, 1971.
32. Тамарченко Н.Д. «Пиковая дама» А.С. Пушкина и «Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. - Л., 1972.
33. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М.: Наука. – 1969.
34. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, Авангард. СПб., 1998.
35. Эйхенбаум Б.М. Пушкин-поэт и бунт 1825 года (Опыт психологического исследования). М., 1976.
36. Статьи о Пушкине [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.1001.ru.
37. Проза А.С. Пушкина [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pushkin-live.ru.
38. Пушкин в зеркале критики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pushkin.niv.ru.
39. Современные критические статьи о творчестве А.С. Пушкина [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rvb.ru.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Осенью 2013 года можно было бы отметить своеобразный литературный юбилей: сто восемьдесят лет назад, Болдинской осенью 1833 года, А.С. Пушкин создал одно из самых известных и бесконечно притягательных произведений — небольшую повесть «Пиковая дама», являющуюся, без преувеличения, новаторским трудом поэта. Повесть «Пиковая дама» привлекает исследовательский интерес не только к нравственно-содержательным аспектам, но и к тому факту, что она непроста для аналитического рассмотрения.
Появившись в печати в 1834 году, повесть Пушкина «Пиковая дама» привлекла внимание современников только авантюрным началом. Даже великий В.Г. Белинский определил ее как мастерски написанный анекдот. Он считал, что для повести содержание «Пиковой дамы» «слишком исключительно и случайно» (М. Гершензон справедливо заметил, что «на этот раз Белинский ошибся» [9; 115]).
Играм в карты в произведении отведено огромное место. Карточные игры в дворянской среде первой трети XIX века были самым обычным явлением. Азартные игры процветали на балах, маскарадах, в поместьях, в Купеческом и Английском клубах. В начале XIX века даже появился ряд руководств для игры в карты. В этих руководствах предпринимались попытки найти определенную последовательность в выборе карт при игре в фараон или штосc. В Английском клубе порой проигрывались целые состояния. В письме к жене от 27 августа 1833 года Пушкин писал: «Скажи Вяземскому, что умер тезка его князь Петр Долгорукий - получив какое-то наследство и не успев его промотать в Английском клобе, о чем здешнее общество весьма жалеет» [23; 19-24]. В повести говорится о том, что в Москве сформировалось общество довольно состоятельных игроков. Председательствовал Чекалинский, который весь вой век играл в карты, нажил миллионы; он выигрывал векселя, а проигрывал деньги. К нему устремилась молодежь, предпочитая игру в карты балам и любовным обольщениям [27; 179].
Всего в нескольких фразах великий А.С. Пушкин сумел блестяще передать природу карточной игры, показать то место, которое она занимала в жизни дворянского общества. П. Вяземский говорил о карточной игре: «Подобная игра, род битвы на жизнь и смерть, имеет свое волнение, свою драму, свою поэзию. Хороша и благородна ли эта страсть - это другой вопрос» [7; 120]. А.С. Пушкин был свидетелем того, как в конце 20-х годов XIX века менялись интересы дворянства, как развлечения, вера в потусторонний мир, сверхъестественное все больше вытесняли ценности просвещения, свободы, духовно-нравственных начал.
А.С. Пушкин, будучи человеком страстным, стремительно увлекающимся, тоже отдал дань этой азартной игре. Достаточно вспомнить его письмо к М.О. Судиенко от 15 января 1832 года; в котором он говорил о том, что женитьба весьма благоприятно повлияла на его жизнь: «От карт и костей отстал я более двух лет» [26; 84]. Как это видно, семейные дела все более увлекали поэта, отвлекая его от азартных игр.
Эпоха первой трети XIX века, в которой жил герой повести Пушкина Германн, была эпохой зарождения класса буржуазии. В это время уже явственно проявлялись цинизм, практицизм, расчетливость. Эта эпоха в повести противопоставлена XVIII веку, веку аристократической свободы. Эпоха 30-х гг. XIX века и XVIII век противопоставляются в повести «Пиковая дама» как мир бытовой и мир волшебный. Образ прекрасного Парижа конца XVIII века соотносится с образом 30-х гг, когда дворянская аристократия не была обременена социальными проблемами, жила, наслаждаясь роскошью [38].
Две центральные фигуры повести – старая графиня и Германн.
Мировоззрение пушкинской графини складывалось во второй половине XVIII века.
В образе Германна воплотился дух эпохи второй четверти ХIХ века. Г.А. Гуковский писал: «При Петре I Германн мог бы стремиться выдвинуться в битвах, или стать строителем каналов, или приблизиться к царю; при Екатерине он прельщал бы не Елизавету Ивановну, а императрицу; в 1829 году или в 1831 году он мечтает о деньгах, дающих силу человеку. Да и сама сосредоточенная в Германне воля к жизненному успеху - это дух людей новой эры, уже буржуазной по своим тенденциям.» [10; 136]. Люди, жившие раньше, испытывали потребность в славе, в изяществе, красоте, но для них не была характерна всепоглощающая страсть возвеличивания, превознесения себя над другими людьми, а жажда победы в беспощадной битве со всеми, что в конечном итоге и привели Германна к безумию.
Г.А. Гуковский также подчеркивал то обстоятельство, что для людей, которые жили в XVIII веке, карты выполняли роль забавы. Для Германна же карты – это дело, путь к обогащению. Старая графиня проигрывает без надрыва, легко, Германн же проигрывает трагически [10; 144].
Но при явных различиях в Германе и графине есть общее: страстность натуры, эгоизм, авантюрное начало, безбожие, цинизм. Осмысление их характеров в данной плоскости представляется безусловно интересным.
О проблематике «Пиковой дамы» было написано немало работ. В разные периоды проблематика произведения получала разные оценки. На современном этапе, в условиях переходных социально-экономических явлений и кардинальной переоценки ценностей, анализ проблематики «Пиковой дамы» приобретает особую актуальность, требуя от исследователя нового, хотя и опирающегося на накопленные в этой области знания, осмысления в соответствии с наблюдаемой реальностью. Наиболее значимыми работами, посвященными проблематике «Пиковой дамы», являются труды таких авторов, как В.В. Виноградов, М.Н. Виролайнен, Г.А. Гуковский, О.Н. Лернер, Ю.М. Лотман и др.
В этой связи весьма актуальной представляется тема данной дипломной работы, посвященная осмыслению проблематики повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Объект исследования – проза А.С. Пушкина, а конкретнее - «Пиковая дама»; предмет – проблематика данного произведения.
Цель работы: выявить особенности проблематики повести «Пиковая дама», осмыслить художественное своеобразие произведения.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть особенности художественной прозы А.С. Пушкина и ее место в русской литературе;
- выявить проблематику прозаических произведений А.С. Пушкина;
- проанализировать повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» в зеркале классической и современной критики.
Методологическую основу исследования составили монографии авторов разных лет, источники периодической научной и методической литературы, справочно-энциклопедические материалы.
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы были использованы следующие виды анализа:
- целостный анализ;
- сопоставительный анализ;
- проблемный анализ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в дальнейшей исследовательской деятельности по поставленному вопросу, а также в педагогической деятельности, при изучении монографической темы «А.С. Пушкин» в старших классах общеобразовательных учреждений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ
А.С. ПУШКИНА………………………………………………………………….7
ГЛАВА 2. ПОВЕСТЬ «ПИКОВАЯ ДАМА» В МИРЕ ПРОЗЫ А.С. ПУШКИНА
2.1. «Пиковая дама»: история создания, жанр, сюжетная коллизия……………………………………………..…………………….17
2.2. Проблематика произведения А.С. Пушкина «Пиковая дама»……………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………40
Оригинальная авторская работа, оценена на "отлично"
литературе начала XIX века [Электронный ресурс].
20. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). – Л.,1982.
21. Муравьева О.С. Фантастика в повести А.С. Пушкина «Пикова дама» // Пушкин: исследования и материалы. – Л.: Наука, 1978.
22. Олейников Д. И. Андрей Александрович Краевский: «Нужно знать, что думает Россия о своих общественных интересах…» / Российский либерализм: идеи и люди. Москва: Новое издательство, 2007.
23. Петрунина Н.Н. Поэтика философской повести «Пиковая дама» // Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л., 1987.
24. Путеводитель по Пушкину. – СПб.: Академический проект. – 1997.
25. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти тт. Т. 8. – М. – 1979.
26. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти тт. Т. 10. – М. – 1979.
27. Пушкин А.С. Проза. – М.: Московские учебники. – 2008.
28. Пушкин А.С.: Школьный энциклопедический словарь / Сост. В.Л. Коровина, В.И. Коровин. – М.: Просвещение. – 1999
29. Русская словесность. - №2. – 2011.
30. Савельев П. О жизни и трудах О. И. Сенковского // Сенковский О. И. (Барон Брамбеус). Собр. соч. — Т.1. — Спб., 1958.
31. Тамарченко Н.Д. О поэтике «Пиковой дамы» А.С. Пушкина // Вопросы теории и истории литературы. - Казань, 1971.
32. Тамарченко Н.Д. «Пиковая дама» А.С. Пушкина и «Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. - Л., 1972.
33. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М.: Наука. – 1969.
34. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, Авангард. СПб., 1998.
35. Эйхенбаум Б.М. Пушкин-поэт и бунт 1825 года (Опыт психологического исследования). М., 1976.
36. Статьи о Пушкине [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.1001.ru.
37. Проза А.С. Пушкина [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pushkin-live.ru.
38. Пушкин в зеркале критики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pushkin.niv.ru.
39. Современные критические статьи о творчестве А.С. Пушкина [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rvb.ru.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую