Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Изучение литературы Серебряного века в старших классах средней школы

  • 46 страниц
  • 2018 год
  • 5 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Danilova2015

800 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Литература «серебряного века» - одно из наиболее сильных средств воздействия на формирование личности старшеклассника, так как именно в этом возрасте у учащихся с необычайной силой пробуждается интерес к внутреннему миру человека, рождается стремление постигнуть самого себя, окружающий мир, найти ответы на многие волнующие вопросы.  XX век стал эпохой новых художественных открытий, в это время идет борьба двух направлений: реализм и модернизм. А наряду с этим «Серебряный век» дает старт расцвету поэзии модернизма, обозначив новые эстетические направления: акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм и другие, появляется авангардизм и социалистический реализм. В драматургии рождаются новые драматические формы, своей кульминации достигает Театр «серебряного века». Так, в Московском художественном театре стали ставить пьесы М. Горького «На дне», «Мещане», А.П. Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Постепенно с театральных подмосток ушли мелодрамы и комедии, а среди зрителей все чаще можно было встретить простых людей из народа. Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые воз­можности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.
Молодые писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руково­димом М.Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демо­кратической литературы 60—70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям.
Проблемы исторического развития общества, активной созида­тельной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творче­стве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).
Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др. С точки зрения жанрового своеобразия на второй план уходит роман, отдавая предпочтение рассказам романного типа
В существующих школьных программах в средней школе по литературе (под ред. В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, В.Г. Маранцмана и Г.И. Беленького) «серебряный век» оказывается представленным только в курсе 9 класса в соответствии с хронологическим принципом изучения литературы. Что касается остальных классов, то здесь предлагается изучать отдельные произведения поэтов и прозаиков «серебряного века» либо в связи с определенным тематическим разделом, либо в силу необходимости представить данный период в циклическом варианте. Старшая школа изучает литературу «серебряного века» в 11 классе. В школьных программах по литературе ( под ред. В.П. Журавлева, В.А. Чалмаева, Т.Ф. Курдюмовой,В. Г. Маранцмана) изучается творчество И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, О.Мандельштама, А.А. Ахматовой. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
По сути, ни одна из существующих школьных программ не предусматривает систематической работы над эпохой «серебряного века». Сведения о литературе рубежа веков, получаемые учащимися среднего звена, носят случайный и фрагментарный характер и не способствуют оптимальному усвоению данного материала в курсе на историко-литературной основе. Произведения писателей этого период, безусловно, сложны для восприятия учащихся средних классов, поэтому мы сочли целесообразным теоретически разработать и экспериментально обосновать роль вводных уроков при изучении литературы «серебряного века» в старших классах.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
«Литературное образование ставит своей целью формирование квалифицированного читателя художественной литературы. А коли так, то процесс обучения в школьном курсе литературы должен, прежде всего, состоять в формировании у ребят культуры восприятия художественных текстов. И именно ради этого ученики должны освоить определенный минимум знаний о законах художественного творчества (точнее - о законах искусства слова) и об истории литературы (прежде всего - литературы отечественной)», - пишет в своей работе Н.Л. Лейдерман. [28, с. 10].
Современный этап литературного образования в общеобразовательной школе России характеризуется повышенным вниманием к духовно - нравственному и эстетическому развитию учащихся, к созданию более эффективной методики изучения литературы, основанной на принципах диалога культур и взаимосвязи литератур. В публикации Т.А.Калгановой «Сочинения различных жанров в старших классах» отмечены важнейшие тенденции совершенствования школьного литературного образования в связи с введением государственных образовательных стандартов: это пробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и общечеловеческого значения произведения», выбор различных методов обучения и форм урока [24, с.51]. В конце 90-х годов XX в. произошли существенные изменения в содержании литературного образования, которое постепенно становится вариативным, созданы новые учебники и программы для средних и старших классов. Философские, искусствоведческие, литературоведческие труды Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, B.C. Библера, М.Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, Л.К. Долгополова, К.В. Мочульского, Л.А. Рапацкой и многих других помогают современному учителю более глубоко и обстоятельно изучать со школьниками творчество поэтов рубежа веков.
Пристальное внимание к изучению поэзии начала XX века находит отражение в методических работах О.Ю. Богданова, С.К. Бирюкова, С.А. Зинина, Е.В. Карсалова, Г.А Обернихина, З.Я. Рез, Л.В. Тодорова и других .
Актуальность исследования обоснована тем фактом, что в связи со сложностью изучения тем литературы «серебряного века» и с учетом специфики работы с классом, необходим выбор форм и методов преподавания данных уроков. Однако, проблемы с изучением данного курса не достаточно освящены, либо слишком разрознены в современной науке.
Цель дипломной работы: изучить преподавание литературы «серебряного века» в старших классах средней школы.
В соответствии со сказанным, объектом исследования для нас выступает литература «серебряного века».
Предмет исследования  - литература «серебряного века» в старших классах и методика ее преподавания.
Задачи:
- выявить основные черты и значение «серебряного века» для культуры России;
- рассмотреть литературные течения и направления «серебряного века»;
- проанализировать специфику изучения литературы «серебряного века» в старших классах;
- определить роль вводных уроков в системе изучения литературы «серебряного века»;
- разработать конспекты уроков вводного занятия при изучении литературы «серебряного века» (на примере лирики XX века);
- провести апробацию уроков во время прохождения педагогической практики в «Лицее №9» г. Оренбурга;
- проанализировать результаты обучающего эксперимента.
Изучение данных вопросов в литературоведении, теории и практике методики преподавания литературы позволили выдвинуть следующие гипотезы:
• для повышения эффективности изучения литературы «серебряного века» использовать комбинирование двух рабочих программ под ред. В.Я. Коровина как обязательной с частичным использованием программы под ред. В.Г. Маранцмана;
• использование нетрадиционного вводного урока в формате популярной телепередачи «Пусть говорят» для повышения заинтересованности литературой «серебряного века».
В ходе решения поставленных задач в дипломной работе были определены состав теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы включили в себя системный анализ и синтез, позволивший в совокупности решить все основные теоретические задачи. Эмпирические методы включили в себя разработку традиционного и нетрадиционного вводного занятия по литературе «серебряного века» (на примере изучения лирики), метод сравнения и обобщения.
Базой исследования для теоретической части дипломной работы стали научные труды ученых, энциклопедические данные по разделу «серебряный век» русской литературы (Н.И. Кудряшев, Л. Долгополов, Л.Я. Гинзбург, М.Л. Гаспаров, А.Н. Быстрова, М.М. Бахтин и др.), а также научные статьи и публикации, рассматривающие проблемы преподавания данного раздела в средних классах основной школы; для практической части – разработка и апробация традиционного и нетрадиционного вводного урока на примере изучения лирики «серебряного века».
Материалом исследования послужили следующие произведения: И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», А.И. Куприн «Гранатовый браслет», М.Горький «На дне», А.А. Блок стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека..», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), поэма «Двенадцать», В.В. Маяковский стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», поэма «Облако в штанах», С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», О.Э. Мандельштам стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез..», А.А. Ахматова стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», поэма «Реквием».
Структура выпускной квалификационной работы, обусловленная ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы ( 46 источников) Общий объем – 56 страниц.
В ведении даётся обоснование актуальности темы, ставится центральная проблема исследования, рассматриваются теоретико-методологические основания исследования, определяются её цель и задачи, выявляются объект и предмет, дается описание методов исследования.
Первая глава дипломной работы посвящается рассмотрению теоретических предпосылок исследования и состоит из двух параграфов.
Вторая глава включает в себя четыре параграфа, каждый из которых содержит в себе материалы основных аспектов изучения литературы «серебряного века» в старших классах средней школы.
В заключении подводятся итоги исследования.
Список использованной литературы содержит в себе наименований трудов по теории литературы и ссылок на электронные ресурсы.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что на ее основе можно выявить существующие проблемы преподавания литературы «серебряного века» в школе и на ее основе разработать план их решения. Отдельные главы выпускной квалификационной работы могут пригодиться учителям словесности на уроках литературы в старших классах.

В философском, религиозном, нравственном и эстетическом планах рубеж XIX – ХХ вв. в культуре России – это один из важнейших периодов ее развития. Общее напряжение эпохи, крах надежд и иллюзии породили поиски путей дальнейшего общественного развития, взлет человеческом духа в различных сферах. Этот период вновь вывел Россию на мировой пьедестал первенства в области искусства. Уровень высочайших достижений эпохи обеспечил России мировое призвание.
Период кон. XIX – нач. ХХ вв. вошел в русскую и мировую культуру под названием «серебряный век». Название это условно. Впервые его применяет Николай Оцуп в одноименной статье, которая вышла в свет в Париже (1933г.). Работа рассматривала судьбу русского модернизма. Однако в ней ученый обозначает хронологические границы и характер нового направления, которое, как известно, возникает в качестве противоречия на господствующий реализм. Философ Н.А. Бердяев в книге «Самопознание» термин «серебряный век» заменил другим – «русский культурный ренессанс» [10, с.180], т.к. толковал его широко, как «пробуждение «философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного искания» [10, с.180].
Критик и искусствовед С. Маковский в своей работе «На Парнасе Серебряного века» объединяет писателей, поэтов, художников и музыкантов общим «культурным подъемом в предреволюционную эпоху» [31, с.134]. Постепенно определение «серебряный век» вбирает многообразие явлений. Его начинают использовать в качестве синонима всех открытий рубежа веков.
«Серебряный век» – уникальный культурный феномен, одной из черт которого является сложность, взаимопереплетение различных элементов духовной культуры. Это роднит данный период с древним мифологическим этапом развития человеческого сознания в плане того, что не было расчленения духовной жизни на художественные, нравственные и религиозные начала.
Мы будем придерживаться мнения, по которому границы «серебряного века» русской культуры определяют с 90-х гг. XIX в. до конца 20-х гг. ХХ в.
По одним данным нижнюю границу «серебряного века» называют 1881 год, когда был убит император Александр II и умер известный русский писатель Ф.М. Достоевский. По другим - 1892 год, когда в свет вышла книга Д. Мережковского «Символы» и был напечатан своего рода манифест старших символистов «О причинах упадка в современной русской литературе». Несколько версий имеет и завершение данного периода. Особое значение уделяется 1917 году, когда произошел переворот массового сознания в ходе

В дипломной работе рассмотрены основные черты и значение «серебряного века» для культуры России, литературные течения и направления «серебряного века», специфика изучения литературы «серебряного века» в старших классах, роль вводных уроков в системе изучения литературы «серебряного века», виды и конспекты уроков вводного занятия при изучении литературы «серебряного века» (на примере лирики XX века), а также дан конспект нетрадиционного урока литературы "Русская поэзия "серебряного века" в форме телепередачи "Пусть говорят".

1. Аннинский, Л.А. Серебро и чернь русское, советское, славянское, всемирное в поэзии серебряного века [Текст]/ Аннинский Л.А. –М.: Книжный сад. – 1997. – 225 с.
2. Асмус, В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики [Текст]/ В.Ф, Асмус. –М .: Искусство. – 1968. – 656 с.
3. Балакина, Т. И. История русской культуры [Текст]/ Т.И. Балакина. – М.: Высшая школа. – 1965. – 260 с.
4. Балакина, Т. И. История русской культуры [Текст]// Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение. – 1993. – С 3 –16.
5. Банников, Н. В. На рубеже веков [Текст]//Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение. – 1993. – С. 3-16.
6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества[Текст] /М.М. Бахтин. – М.: Искусство. – 1986. –420 с.
7. Беленький, Г. И. Русская поэзия XIX — начала XX в. [Текст]/ Г. И. Беленький. – М.: художественная литература. –1987. – 864 с.
8. Беленький, Г. И. Совершенствование преподавания литературы в школе: Пособие для учителей [Текст] / под ред. Г. И. Беленького. – М.: Просвещение. – 1986. – 191 с.
9. Белый, А. Смысл искусства [Электронный ресурс]// URL: http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_08_1907_simvolizm.shtml (Режим доступа: 1.06.2018)
10. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философскойавтобиографии) [Текст]/Н.А. Бердяев. – М.: Международные отношения. – 1990. – 336 с.
11. Болдырева, Е.М., Жельвис, В.И. Изучение литературы «серебряного века» в школе [Текст]//Ярославский педагогический вестник. – N4. – 2016. – С 48-52.
12. Брюсов, В.Я. Смысл современной поэзии [Текст] /В.Я. Брюсов. – М.: Художественное слово. – N2. – 1921. – С. 24-89.
13. Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Уч.пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное[Текст]// А.Н. Быстрова. – М.: Издательство Фёдора Конюхова. – 2002. – 712 с.
14. Вехи. Из глубины[Текст]. –М.: Правда. – 1991. – С. 74.
15. Гаспаров, М.Л. Поэтика серебряного века//Русская поэзия «серебряного века». 1890-1917. – М.: - Наука. –1993. – С.5-44.
16. Гаспаров, М.Л. Как читать трудные стихи [Текст]// Круг чтения.—М.: Просвещение. – 1991. – С. 112—114.
17. Гинзбург, Л.Я. О лирике[Текст]/Л.Я. Гинзбург. –М.: Просвещение. – 1997.—416 с.
18. Гумилев, Н.С. Письма о русской поэзии [Текст]/Н. Гумилев. –М.: Художественная литература. –1990. – 383 с.
19. Долгополов, Л. На рубеже веков. О русской литературе 19-начала20 века [Текст]/Л. Долгополова. – Л.: Сов. Писатель. – 1985. – 259с.
20. Жабицкая, Л Г О психологических критериях литературного развития читателя [Текст]// Научная конференция, посвященная проблемам психологии чтения и читателя.— М. –1971. – С. 115—226.
21. Зверев, И. Д. Современный урок поиски, проблемы, решения [Текст] // Советская педагогика. –1986. – N10. – С. 56—61.
22. Иванов, Вяч. Символизм и религиозное творчество [Текст]/ Собрание сочинений в 4т. Т.2 Две стихии в современном символизме. Брюссель. – 1974. – С.536-561.
23. Изучение обзорных тем в школьном курсе изучения литературы [Электронный ресурс]// URL: https://www.bsu.by/Cache/pdf/240003.pdf (Режим доступа: 30.05.2018).
24. Калганова ,Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах[Текст]/Т.А. Калганова. – М.: Просвещение. – 1997. – 231 с.
25. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания[Текст]// Советская педагогика. – 1982. –N 5. – С. 9-15.
26. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы [Текст] /Н.И. Кудряшев. – М.: Просвещение. –1981. – 190с.
27. Кулькова, М. Поэзия Серебряного века [Текст]/ М. Кулькова. –М.: Олма Медиагрупп. – 2014 г. – 304с.
28. Лейдерман, Н.Л. Об изучении теории литературы в старших классах[Текст] // Литература в школе. –N3. – 2002 г. – С.4-16.
29. Литература. 9 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 с. Ч.2[Текст] / под ред. В.Я. Коровиной. – 3-е изд. – М.:Просвещение. – 2016 – 415 с.
30. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст] / А.Ф. Лосев. – М. – 1991. – С.209.
31. Маковский, С. На Парнасе Серебряного века[Текст] / С.Маковский. –Екатеринбург.:У-Фактория. –2000. – 400 с.
32. Маранцман, В.Г., Чирковская, Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пособие для учителей [Текст] / В.Г. маранцман, Т.В. Чирковская. –М.: Просвещение. – 1977. – 206 с.
33. Методика преподавания литературы .В 2 ч. Ч.1 [Текст] / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение. – 1994. – 572 с.
34. Методическое пособие по литературе для поступающих в вузы [Текст]/ под ред. И.В. Великанова, Н.Е. Тропкина. – М.: Издательство Учитель. – 2000. – 164с.
35. Милов, Л.В., Зырянов, П.Н., Боханов, А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX века [Текст]/ Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов. –М.: Просвещение. – 1996. – С. 367—376.
36. Общеобразовательная программа основного образования «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) [Текст] /под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение. – 2009. -115с. 
37. Программа общеобразовательных учреждений: Литература, 5 – 11 классы/ под редакцией В. Я. Коровиной[Текст] – М.: Просвещение. – 2010. – 98с.
38. Программа по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений. 5-11 классы[Текст]/науч. ред. Т.Ф. Курдюмова. – М.:Просвещение. – 1996. – 96 с.
39. Программы литературного образования. 10-11 классы [Текст]/под ред. В.Г. Маранцмана. – М.:Просвещение. – 2007. – 98с.
40. Рапацкая, Л.А. Искусство серебряного века [Текст]/Л.А. Рапацкая. – М.: Эксмо-ПРЕСС. – 2003. – 912с.
41. Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917 [Текст]/ Антология. – М.: Просвещение. – 1993. – 784с.
42. Серебряный век русской поэзии [Текст] / сост. Н.В. Банникова. – М.: Просвещение. – 2000. – 346с.
43. Серебряный век. Мемуары (сборник) [Текст] / сост. Т. Дубинская-Джалимова. –М.: Известия. –1990. – 432 с.
44. Федеральный компонент государственного стандарта – М.: Дрофа. –2006. – 94с.
45. Феофилова, Г. Е. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие[Текст]/Г.Феофилова. – М.: Издательство АСТ. – 2016. – 446 с.
46. Якименко, Р.В. Методика изучения поэзии «серебряного века» на уроках литературы в 11 классе средней школы [Электронный ресурс]/ URL: http://www.dissercat.com/content/metodika-izucheniya-poezii-serebryanogo-veka-na-urokakh-literatury-v-11-klasse-srednei-shkol (Режим доступа: 24.05.2018)

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Литература «серебряного века» - одно из наиболее сильных средств воздействия на формирование личности старшеклассника, так как именно в этом возрасте у учащихся с необычайной силой пробуждается интерес к внутреннему миру человека, рождается стремление постигнуть самого себя, окружающий мир, найти ответы на многие волнующие вопросы.  XX век стал эпохой новых художественных открытий, в это время идет борьба двух направлений: реализм и модернизм. А наряду с этим «Серебряный век» дает старт расцвету поэзии модернизма, обозначив новые эстетические направления: акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм и другие, появляется авангардизм и социалистический реализм. В драматургии рождаются новые драматические формы, своей кульминации достигает Театр «серебряного века». Так, в Московском художественном театре стали ставить пьесы М. Горького «На дне», «Мещане», А.П. Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Постепенно с театральных подмосток ушли мелодрамы и комедии, а среди зрителей все чаще можно было встретить простых людей из народа. Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые воз­можности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.
Молодые писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руково­димом М.Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демо­кратической литературы 60—70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям.
Проблемы исторического развития общества, активной созида­тельной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творче­стве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).
Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др. С точки зрения жанрового своеобразия на второй план уходит роман, отдавая предпочтение рассказам романного типа
В существующих школьных программах в средней школе по литературе (под ред. В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, В.Г. Маранцмана и Г.И. Беленького) «серебряный век» оказывается представленным только в курсе 9 класса в соответствии с хронологическим принципом изучения литературы. Что касается остальных классов, то здесь предлагается изучать отдельные произведения поэтов и прозаиков «серебряного века» либо в связи с определенным тематическим разделом, либо в силу необходимости представить данный период в циклическом варианте. Старшая школа изучает литературу «серебряного века» в 11 классе. В школьных программах по литературе ( под ред. В.П. Журавлева, В.А. Чалмаева, Т.Ф. Курдюмовой,В. Г. Маранцмана) изучается творчество И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, О.Мандельштама, А.А. Ахматовой. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
По сути, ни одна из существующих школьных программ не предусматривает систематической работы над эпохой «серебряного века». Сведения о литературе рубежа веков, получаемые учащимися среднего звена, носят случайный и фрагментарный характер и не способствуют оптимальному усвоению данного материала в курсе на историко-литературной основе. Произведения писателей этого период, безусловно, сложны для восприятия учащихся средних классов, поэтому мы сочли целесообразным теоретически разработать и экспериментально обосновать роль вводных уроков при изучении литературы «серебряного века» в старших классах.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
«Литературное образование ставит своей целью формирование квалифицированного читателя художественной литературы. А коли так, то процесс обучения в школьном курсе литературы должен, прежде всего, состоять в формировании у ребят культуры восприятия художественных текстов. И именно ради этого ученики должны освоить определенный минимум знаний о законах художественного творчества (точнее - о законах искусства слова) и об истории литературы (прежде всего - литературы отечественной)», - пишет в своей работе Н.Л. Лейдерман. [28, с. 10].
Современный этап литературного образования в общеобразовательной школе России характеризуется повышенным вниманием к духовно - нравственному и эстетическому развитию учащихся, к созданию более эффективной методики изучения литературы, основанной на принципах диалога культур и взаимосвязи литератур. В публикации Т.А.Калгановой «Сочинения различных жанров в старших классах» отмечены важнейшие тенденции совершенствования школьного литературного образования в связи с введением государственных образовательных стандартов: это пробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и общечеловеческого значения произведения», выбор различных методов обучения и форм урока [24, с.51]. В конце 90-х годов XX в. произошли существенные изменения в содержании литературного образования, которое постепенно становится вариативным, созданы новые учебники и программы для средних и старших классов. Философские, искусствоведческие, литературоведческие труды Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, B.C. Библера, М.Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, Л.К. Долгополова, К.В. Мочульского, Л.А. Рапацкой и многих других помогают современному учителю более глубоко и обстоятельно изучать со школьниками творчество поэтов рубежа веков.
Пристальное внимание к изучению поэзии начала XX века находит отражение в методических работах О.Ю. Богданова, С.К. Бирюкова, С.А. Зинина, Е.В. Карсалова, Г.А Обернихина, З.Я. Рез, Л.В. Тодорова и других .
Актуальность исследования обоснована тем фактом, что в связи со сложностью изучения тем литературы «серебряного века» и с учетом специфики работы с классом, необходим выбор форм и методов преподавания данных уроков. Однако, проблемы с изучением данного курса не достаточно освящены, либо слишком разрознены в современной науке.
Цель дипломной работы: изучить преподавание литературы «серебряного века» в старших классах средней школы.
В соответствии со сказанным, объектом исследования для нас выступает литература «серебряного века».
Предмет исследования  - литература «серебряного века» в старших классах и методика ее преподавания.
Задачи:
- выявить основные черты и значение «серебряного века» для культуры России;
- рассмотреть литературные течения и направления «серебряного века»;
- проанализировать специфику изучения литературы «серебряного века» в старших классах;
- определить роль вводных уроков в системе изучения литературы «серебряного века»;
- разработать конспекты уроков вводного занятия при изучении литературы «серебряного века» (на примере лирики XX века);
- провести апробацию уроков во время прохождения педагогической практики в «Лицее №9» г. Оренбурга;
- проанализировать результаты обучающего эксперимента.
Изучение данных вопросов в литературоведении, теории и практике методики преподавания литературы позволили выдвинуть следующие гипотезы:
• для повышения эффективности изучения литературы «серебряного века» использовать комбинирование двух рабочих программ под ред. В.Я. Коровина как обязательной с частичным использованием программы под ред. В.Г. Маранцмана;
• использование нетрадиционного вводного урока в формате популярной телепередачи «Пусть говорят» для повышения заинтересованности литературой «серебряного века».
В ходе решения поставленных задач в дипломной работе были определены состав теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы включили в себя системный анализ и синтез, позволивший в совокупности решить все основные теоретические задачи. Эмпирические методы включили в себя разработку традиционного и нетрадиционного вводного занятия по литературе «серебряного века» (на примере изучения лирики), метод сравнения и обобщения.
Базой исследования для теоретической части дипломной работы стали научные труды ученых, энциклопедические данные по разделу «серебряный век» русской литературы (Н.И. Кудряшев, Л. Долгополов, Л.Я. Гинзбург, М.Л. Гаспаров, А.Н. Быстрова, М.М. Бахтин и др.), а также научные статьи и публикации, рассматривающие проблемы преподавания данного раздела в средних классах основной школы; для практической части – разработка и апробация традиционного и нетрадиционного вводного урока на примере изучения лирики «серебряного века».
Материалом исследования послужили следующие произведения: И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», А.И. Куприн «Гранатовый браслет», М.Горький «На дне», А.А. Блок стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека..», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), поэма «Двенадцать», В.В. Маяковский стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», поэма «Облако в штанах», С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», О.Э. Мандельштам стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез..», А.А. Ахматова стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», поэма «Реквием».
Структура выпускной квалификационной работы, обусловленная ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы ( 46 источников) Общий объем – 56 страниц.
В ведении даётся обоснование актуальности темы, ставится центральная проблема исследования, рассматриваются теоретико-методологические основания исследования, определяются её цель и задачи, выявляются объект и предмет, дается описание методов исследования.
Первая глава дипломной работы посвящается рассмотрению теоретических предпосылок исследования и состоит из двух параграфов.
Вторая глава включает в себя четыре параграфа, каждый из которых содержит в себе материалы основных аспектов изучения литературы «серебряного века» в старших классах средней школы.
В заключении подводятся итоги исследования.
Список использованной литературы содержит в себе наименований трудов по теории литературы и ссылок на электронные ресурсы.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что на ее основе можно выявить существующие проблемы преподавания литературы «серебряного века» в школе и на ее основе разработать план их решения. Отдельные главы выпускной квалификационной работы могут пригодиться учителям словесности на уроках литературы в старших классах.

В философском, религиозном, нравственном и эстетическом планах рубеж XIX – ХХ вв. в культуре России – это один из важнейших периодов ее развития. Общее напряжение эпохи, крах надежд и иллюзии породили поиски путей дальнейшего общественного развития, взлет человеческом духа в различных сферах. Этот период вновь вывел Россию на мировой пьедестал первенства в области искусства. Уровень высочайших достижений эпохи обеспечил России мировое призвание.
Период кон. XIX – нач. ХХ вв. вошел в русскую и мировую культуру под названием «серебряный век». Название это условно. Впервые его применяет Николай Оцуп в одноименной статье, которая вышла в свет в Париже (1933г.). Работа рассматривала судьбу русского модернизма. Однако в ней ученый обозначает хронологические границы и характер нового направления, которое, как известно, возникает в качестве противоречия на господствующий реализм. Философ Н.А. Бердяев в книге «Самопознание» термин «серебряный век» заменил другим – «русский культурный ренессанс» [10, с.180], т.к. толковал его широко, как «пробуждение «философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного искания» [10, с.180].
Критик и искусствовед С. Маковский в своей работе «На Парнасе Серебряного века» объединяет писателей, поэтов, художников и музыкантов общим «культурным подъемом в предреволюционную эпоху» [31, с.134]. Постепенно определение «серебряный век» вбирает многообразие явлений. Его начинают использовать в качестве синонима всех открытий рубежа веков.
«Серебряный век» – уникальный культурный феномен, одной из черт которого является сложность, взаимопереплетение различных элементов духовной культуры. Это роднит данный период с древним мифологическим этапом развития человеческого сознания в плане того, что не было расчленения духовной жизни на художественные, нравственные и религиозные начала.
Мы будем придерживаться мнения, по которому границы «серебряного века» русской культуры определяют с 90-х гг. XIX в. до конца 20-х гг. ХХ в.
По одним данным нижнюю границу «серебряного века» называют 1881 год, когда был убит император Александр II и умер известный русский писатель Ф.М. Достоевский. По другим - 1892 год, когда в свет вышла книга Д. Мережковского «Символы» и был напечатан своего рода манифест старших символистов «О причинах упадка в современной русской литературе». Несколько версий имеет и завершение данного периода. Особое значение уделяется 1917 году, когда произошел переворот массового сознания в ходе

В дипломной работе рассмотрены основные черты и значение «серебряного века» для культуры России, литературные течения и направления «серебряного века», специфика изучения литературы «серебряного века» в старших классах, роль вводных уроков в системе изучения литературы «серебряного века», виды и конспекты уроков вводного занятия при изучении литературы «серебряного века» (на примере лирики XX века), а также дан конспект нетрадиционного урока литературы "Русская поэзия "серебряного века" в форме телепередачи "Пусть говорят".

1. Аннинский, Л.А. Серебро и чернь русское, советское, славянское, всемирное в поэзии серебряного века [Текст]/ Аннинский Л.А. –М.: Книжный сад. – 1997. – 225 с.
2. Асмус, В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики [Текст]/ В.Ф, Асмус. –М .: Искусство. – 1968. – 656 с.
3. Балакина, Т. И. История русской культуры [Текст]/ Т.И. Балакина. – М.: Высшая школа. – 1965. – 260 с.
4. Балакина, Т. И. История русской культуры [Текст]// Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение. – 1993. – С 3 –16.
5. Банников, Н. В. На рубеже веков [Текст]//Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение. – 1993. – С. 3-16.
6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества[Текст] /М.М. Бахтин. – М.: Искусство. – 1986. –420 с.
7. Беленький, Г. И. Русская поэзия XIX — начала XX в. [Текст]/ Г. И. Беленький. – М.: художественная литература. –1987. – 864 с.
8. Беленький, Г. И. Совершенствование преподавания литературы в школе: Пособие для учителей [Текст] / под ред. Г. И. Беленького. – М.: Просвещение. – 1986. – 191 с.
9. Белый, А. Смысл искусства [Электронный ресурс]// URL: http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_08_1907_simvolizm.shtml (Режим доступа: 1.06.2018)
10. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философскойавтобиографии) [Текст]/Н.А. Бердяев. – М.: Международные отношения. – 1990. – 336 с.
11. Болдырева, Е.М., Жельвис, В.И. Изучение литературы «серебряного века» в школе [Текст]//Ярославский педагогический вестник. – N4. – 2016. – С 48-52.
12. Брюсов, В.Я. Смысл современной поэзии [Текст] /В.Я. Брюсов. – М.: Художественное слово. – N2. – 1921. – С. 24-89.
13. Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Уч.пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное[Текст]// А.Н. Быстрова. – М.: Издательство Фёдора Конюхова. – 2002. – 712 с.
14. Вехи. Из глубины[Текст]. –М.: Правда. – 1991. – С. 74.
15. Гаспаров, М.Л. Поэтика серебряного века//Русская поэзия «серебряного века». 1890-1917. – М.: - Наука. –1993. – С.5-44.
16. Гаспаров, М.Л. Как читать трудные стихи [Текст]// Круг чтения.—М.: Просвещение. – 1991. – С. 112—114.
17. Гинзбург, Л.Я. О лирике[Текст]/Л.Я. Гинзбург. –М.: Просвещение. – 1997.—416 с.
18. Гумилев, Н.С. Письма о русской поэзии [Текст]/Н. Гумилев. –М.: Художественная литература. –1990. – 383 с.
19. Долгополов, Л. На рубеже веков. О русской литературе 19-начала20 века [Текст]/Л. Долгополова. – Л.: Сов. Писатель. – 1985. – 259с.
20. Жабицкая, Л Г О психологических критериях литературного развития читателя [Текст]// Научная конференция, посвященная проблемам психологии чтения и читателя.— М. –1971. – С. 115—226.
21. Зверев, И. Д. Современный урок поиски, проблемы, решения [Текст] // Советская педагогика. –1986. – N10. – С. 56—61.
22. Иванов, Вяч. Символизм и религиозное творчество [Текст]/ Собрание сочинений в 4т. Т.2 Две стихии в современном символизме. Брюссель. – 1974. – С.536-561.
23. Изучение обзорных тем в школьном курсе изучения литературы [Электронный ресурс]// URL: https://www.bsu.by/Cache/pdf/240003.pdf (Режим доступа: 30.05.2018).
24. Калганова ,Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах[Текст]/Т.А. Калганова. – М.: Просвещение. – 1997. – 231 с.
25. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания[Текст]// Советская педагогика. – 1982. –N 5. – С. 9-15.
26. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы [Текст] /Н.И. Кудряшев. – М.: Просвещение. –1981. – 190с.
27. Кулькова, М. Поэзия Серебряного века [Текст]/ М. Кулькова. –М.: Олма Медиагрупп. – 2014 г. – 304с.
28. Лейдерман, Н.Л. Об изучении теории литературы в старших классах[Текст] // Литература в школе. –N3. – 2002 г. – С.4-16.
29. Литература. 9 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 с. Ч.2[Текст] / под ред. В.Я. Коровиной. – 3-е изд. – М.:Просвещение. – 2016 – 415 с.
30. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст] / А.Ф. Лосев. – М. – 1991. – С.209.
31. Маковский, С. На Парнасе Серебряного века[Текст] / С.Маковский. –Екатеринбург.:У-Фактория. –2000. – 400 с.
32. Маранцман, В.Г., Чирковская, Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пособие для учителей [Текст] / В.Г. маранцман, Т.В. Чирковская. –М.: Просвещение. – 1977. – 206 с.
33. Методика преподавания литературы .В 2 ч. Ч.1 [Текст] / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение. – 1994. – 572 с.
34. Методическое пособие по литературе для поступающих в вузы [Текст]/ под ред. И.В. Великанова, Н.Е. Тропкина. – М.: Издательство Учитель. – 2000. – 164с.
35. Милов, Л.В., Зырянов, П.Н., Боханов, А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX века [Текст]/ Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов. –М.: Просвещение. – 1996. – С. 367—376.
36. Общеобразовательная программа основного образования «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) [Текст] /под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение. – 2009. -115с. 
37. Программа общеобразовательных учреждений: Литература, 5 – 11 классы/ под редакцией В. Я. Коровиной[Текст] – М.: Просвещение. – 2010. – 98с.
38. Программа по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений. 5-11 классы[Текст]/науч. ред. Т.Ф. Курдюмова. – М.:Просвещение. – 1996. – 96 с.
39. Программы литературного образования. 10-11 классы [Текст]/под ред. В.Г. Маранцмана. – М.:Просвещение. – 2007. – 98с.
40. Рапацкая, Л.А. Искусство серебряного века [Текст]/Л.А. Рапацкая. – М.: Эксмо-ПРЕСС. – 2003. – 912с.
41. Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917 [Текст]/ Антология. – М.: Просвещение. – 1993. – 784с.
42. Серебряный век русской поэзии [Текст] / сост. Н.В. Банникова. – М.: Просвещение. – 2000. – 346с.
43. Серебряный век. Мемуары (сборник) [Текст] / сост. Т. Дубинская-Джалимова. –М.: Известия. –1990. – 432 с.
44. Федеральный компонент государственного стандарта – М.: Дрофа. –2006. – 94с.
45. Феофилова, Г. Е. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие[Текст]/Г.Феофилова. – М.: Издательство АСТ. – 2016. – 446 с.
46. Якименко, Р.В. Методика изучения поэзии «серебряного века» на уроках литературы в 11 классе средней школы [Электронный ресурс]/ URL: http://www.dissercat.com/content/metodika-izucheniya-poezii-serebryanogo-veka-na-urokakh-literatury-v-11-klasse-srednei-shkol (Режим доступа: 24.05.2018)

Купить эту работу

Изучение литературы Серебряного века в старших классах средней школы

800 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

27 января 2021 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Danilova2015
4.8
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
800 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Образ России в лирике Н.С. Гумилева и А.А. Блока

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Репрезентация повседневной культуры русского дворянства первой четверти 19 века в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

ВОВ в лирике К. Симонова.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Актуальность экранизации романа "Опасные связи"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Эволюция лирических исповедей М.Ю.Лермонтова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв .......................................... ................................... об авторе Danilova2015 2016-12-21
Дипломная работа

Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!

Общая оценка 5
Отзыв Пална22 об авторе Danilova2015 2019-01-09
Дипломная работа

АВТОР ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ РАНЬШЕ СРОКА!

Общая оценка 5
Отзыв kristyusha об авторе Danilova2015 2018-11-12
Дипломная работа

СПАСИБО !!!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна Дауева об авторе Danilova2015 2015-02-04
Дипломная работа

Большое спасибо автору! Отличная работа! Не первый раз обращаюсь - всегда очень довольна качеством и сроками выполнения!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Н.ОСТРОВСКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

«Война и дети» в произведениях о Великой Отечественной войне 1950-1980-х годов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
630 ₽
Готовая работа

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ А. БЛОКА: ГАРМОНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛИСТИКО-ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Переход от иронии к постиронии в экспериментальной литературе (на материале произведений Дэвида Фостера Уоллеса)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Тургенев и Флобер авторы произведений "Историй жизни": сравнительно-сопоставительный анализ главных героинь романов "Госпожа Бовари" и "Накануне"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Этические проблемы в публицистике Л.Н.Андреева

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Эволюция мотива несчастья в благополучном браке по мотивам романов Евгений Онегин, Обломов и Дворянское гнездо

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Исследование иронии и серьезности в рассказе А.П. Чехова «Душечка».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Нравственность и красота в произведении Оскара Уальда "Портрет Дориана Грея"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Рецепция мифа о Вавилонском столпотворении в романе Д.Рубиной

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Представления об ином свете в фольклорной традиции: сравнительный аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

"Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽