Замечательный автор. Спасибо . Вся группа пишет работы у него.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования. Одна из актуальных проблем любого государства — сохранение здоровья детей, поскольку именно дети представляют собой трудовой, репродуктивный и оборонный потенциал страны (Моченов В.П., 2006; Пенькова И.В., 2006). Между тем, современное состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране характеризуется рядом негативных тенденций, среди которых наибольшее внимание привлекает неуклонное сокращение доли здоровых детей(Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ, 2011).По данным Минздрава России лишь 14% детей в России практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные нарушения, а у 35-40% отмечаются хронические заболевания (Смирнов Н.К., 2005; Бабенкова Е.А., Параничева Т.М., 2006; Дергоусова Е.Н., 2009). Особенно неблагоприятным выглядит низкий уровень здоровья у старших дошкольников, поскольку этот фактор препятствует успешному началу школьного обучения, затрудняет школьную адаптацию (Кучма В.Р. и др., 2006).
На протяжении многих лет одно из ведущих мест в структуре патологии детей занимают заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее частыми из них являются нарушения осанки – они выявляются, по данным различных авторов, у 65-72% детей (Кунта О.В., 2006; Князева И.А., 2007; Волков А.М., 2008).Между тем, по данным разных авторов до 60% случаев нарушения осанки приводит к формированию стойких деформаций опорно-двигательного аппарата (Аганяц Е.К., 2001; Иванова О.М. , 2005). Кроме того, в настоящее время считается доказанной роль патологии осанки в развитии болевых синдромов, которые, в свою очередь, приводят к формированию патологических статического и двигательного стереотипов. На их фоне развиваются миофасциальный болевой синдром и функциональные блокады суставов, вследствие чего меняется биомеханика позвоночника. Это приводит к развитию дегенеративно-дистрофических изменений в связочно-суставном аппарате и межпозвонковых дисках. Как следствие, возможно развитие остеохондроза с персистирующимболевым синдром формирование грыж межпозвонковых дисков (Амджау А.Х., 2003; Малявкина С.А., Кинзерский А.Ю., 2006; Бубновский С.М., 2007; DanielssonA.J., 2007). Между тем, образование таких грыж, которые встречаются у 60-80% трудоспособного населения России, может привести к инвалидности.
Однако, влияние нарушений осанки на состояние здоровья детей не ограничивается лишь изменениями в позвоночном столбе. Как показывают данные проведенных исследований, нарушения осанки влекут за собой изменения положения органов грудной и брюшной полости, недостаточную подвижность диафрагмы и уменьшение колебаний давления в указанных полостях. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функционировании основных органов и систем (Батршин И.Т., Садовая Т.Н., 2007).
Между тем, по мнению большинства современных специалистов, нарушения осанки не является заболеванием – оно обратимо, и не прогрессирует, если своевременно провести коррекционные и реабилитационные мероприятия (Потапчук А.А., Дидур М.Д., 2001). Поэтому вопросы ранней диагностики и коррекции нарушений осанки у детей заслуживают особого внимания (Спирин В.К., 2002). Однако, некоторые авторы обращают внимание, что при выявлении нарушений осанки и разработке мероприятий с целью ее коррекции ведущую роль сегодня играют ортопедические мероприятия. Однако, этого явно недостаточно – результаты ежегодной диспансеризации детского населения страны свидетельствуют о низкой эффективности используемых средств, методов и подходов к лечению лечения (Волков А.М., 2008). В этой связи, одним из перспективных направлений оптимизации коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения осанки, является поиск новых форм и средств их физического воспитания и развития (Эммануилиди И.П., 2008).
Одним из весьма эффективных методов реабилитации детей с нарушениями осанки является плавание, которое входит в комплекс гидрореабилитационных процедур. Однако, на практике ему уделяется недостаточно внимания. В научно-методической литературе, посвященной вопросам реабилитации реабилитации детей с нарушениями осанки основное внимание уделяется лечебной гимнастике в зале. Использование других форм ЛФК рассматривается в единичных работах, а в большинстве случаев они только упоминаются (Сидоров А.П. и др., 1997; Черник Е.С., 1986, 1997; Лукомский И.В., 1998; Рукавишникова C.K., 2008). Многие работы имеют ортопедическую направленность и посвящены коррекции уже патологических искривлений позвоночника (Абальмасова Е.А., 1995; Мельников B.C., Алексеева Э.Н., 2003). В литературе же по плаванию практически отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по методике проведения занятий плаванием с целью решения этой проблемы (Ненько А.М. и др., 1981; Аикина Л.И., 1998; Морозова Т.С., 2003; Аль-Декес Р.Ю., 2007). В этой связи проведенное исследование представляется актуальным и значимым.
Цель исследования –разработать методику гидрореабилитациидетей 6-7 лет, имеющих круглую спину и оценить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет.
2. Разработать методику гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.
3. Оценить эффективность разработанной методики гидрореабилитации в сравнительном аспекте с традиционными методами реабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.
Объект исследования –дети 6-7 лет, имеющие круглую спину.
Предмет исследования – эффективность методики гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.
Структура дипломной работы. Общий объем дипломной работы составляет 75 страниц. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Дипломная работа содержит 22 рисунка, 9 таблиц, 2 приложения. Список использованной литературы включает 43 наименования.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет 7
1.1 Этиопатогенез и клиническая картина нарушений осанки у детей 6-7 лет 7
1.2 Влияние водных процедур на организм человека 20
1.3 Возможности гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет 28
Глава 2 Организация, материалы и методы исследования 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Методы исследования 34
2.3 Клиническая характеристика групп исследования 38
Глава 3 Анализ результатов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 50
3.1. Результаты гидрореабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 50
3.2 Результаты традиционной реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 54
3.3 Сравнительный анализ эффективности различных комплексов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 58
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения 71
Заключение
В настоящее время нарушения осанки весьма распространены среди детского контингента, а особенно – среди дошкольников. Этот факт вызывает обоснованную тревогу специалистов, поскольку нарушения осанки могут в дальнейшем повлечь за собой развитие серьезной органической патологии позвоночного столба, а также неблагоприятно отражаются на функционировании внутренних органов. Между тем, несмотря на пристальное внимание к данной проблеме и многочисленные исследования, посвященные вопросам реабилитации детей с нарушениями осанки, распространенность данной патологии среди дошкольников не имеет тенденции к снижению. Это стимулирует поиск новых, нетрадиционных методов реабилитации детей с нарушениями осанки.
Одним из таких методов является гидрореабилитация. О благотворном влиянии воды на организм человека известно давно, также как и об эффективности занятий в водной среде и водных процедур при различных заболеваниях. Однако, эффективность гидрореабилитации в коррекции нарушений осанки у детей остается малоизученной. Это и послужило обоснованием к проведению данного исследования.
Изучение теоретических аспектов проблемы позволило установить, что в развитии нарушений осанки в большинстве случаев играют роль легкие и умеренно выраженныедиснейроэмбриологические расстройства, влекущие за собой недоразвитие вестибулярного аппарата. Однако, имеется и ряд других причин – например, приводящих к задержке развития или извращению установочных рефлексов в первом полугодии жизни. Кроме того, важную роль могут играть врожденные патологии позвонков, санитарно-гигиенические условия, различные заболевания, занятия спортом и т.д. Следовательно, нарушения осанки полиэтиологичны иимеют неодинаковыйпатогенез – в зависимости от ведущей причины. Клиническая картина нарушения осанки зависит от плоскости деформации. Однако,следует обратить внимание, что, помимо деформации спины и нарушения мышечного тонуса, нарушения осанки влекут за собой нарушения функционирования внутренних органови могут предрасполагать к развитию ряда заболеваний.
Гидротерапия оказывает на организм человека комплексное воздействие, обусловленное как влияниемсвойств самой воды (химическое, температурное и физическое воздействие), так и зависящее от используемой методики гидротерапии. Весьма эффективными в реабилитации детей с нарушениями осанкисчитаются занятия плаванием и упражнения в водной среде. При этом возможна не только коррекция деформаций позвоночника, но и тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также достигается закаливающий эффект. Однако, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку – с учетом типа нарушения осанки и его степени, пола, возраста, исходного состояния ребенка.
С целью анализа эффективности гидрореабилитации детей в возрасте 6-7 лет, имеющих круглую спину, было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 детей указанного возраста возрасте 6-7 лет, в том числе 20 мальчиков и 20 девочек. В соответствии с целью и задачами исследования выборка была разделена на 2 группы сопоставимые по возрастно-половому составу.
При оценке состояния опорно-двигательного аппарата до начала исследования было выявлено, что у большинства детей обеих групп отмечалось ограничение общей активной гибкости позвоночника, подвижности позвоночника при наклоне назад и вперед, снижение статической силовой выносливости мышц спины, правой и левой сторон туловища, а также динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса. При этом статистически значимые различия по всем проведенным тестам между группами отсутствовали, т.е. изначально группы исследования были сопоставимы по всем анализируемым признакам.
Изучение результатов применения разработанной программы гидрореабилитации в экспериментальной группе позволило установитьееэффективность. Это проявлялось в возрастании доли детей с увеличениемобщей активной гибкости позвоночника, подвижности позвоночника при наклоне назад и вперед, улучшением функционального состояния «мышечного корсета». Однако, достоверная динамика выявлялась только в отношении доли детей с нерезким ограничением изучаемых показателей. В то же время, доля дошкольников с нормальными показателями достоверно не изменилась.
При анализе результатов применения традиционного комплекса реабилитации в группе сравнения было выявлено, что он был недостаточно эффективен. Это выражалось в отсутствии достоверной динамики по всем анализируемым показателям гибкости позвоночника и функционального состояния мышц туловища после завершения эксперимента.
Сравнительный анализ результатов эксперимента в группах исследования продемонстрировал преимущества гидрореабилитации перед традиционным комплексом реабилитации. Это выражалось в достоверно большей доле детей, имеющих небольшие ограничения гибкости позвоночника и снижение тонуса мышц туловища в экспериментальной группе при сопоставлении с группой сравнения. В то же время, в группе сравнения была достоверно больше доля детей, имеющих существенные отклонения от нормы по всем анализируемым показателям. При этом доля дошкольников с нормальными показателями по тестам в обеих группах была сопоставима. Не исключено, что этот факт является следствием ограниченности проводимого эксперимента по времени, о чем уже упоминалось выше. Вероятно, при увеличении срока использования предлагаемых способов реабилитации детей, имеющих круглую спину преимущества гидрореабилитации станут еще более заметными.
Таим образом, проведенное исследование свидетельствует об эффективности гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину, что позволяет рекомендовать разработанный комплекс к практическому применению.
Список литературы
1. Абальмасова Е.А. Сколиоз (этиология, патогенез, семейные случаи, прогнозирование и лечение) / Е. А. Абальмасова, Р.Р. Ходжаев. – Ташкент: Изд-во медицинской литературы имени Абу Али ибн Сино, 1995. - С. 19-35.
2. Аникина Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений и организованного отдыха. – Омск: ОГИФК, 1988. - С. 3-9, 32-40.
3. Аганянц Е.К. Возрастные анатомо-физиологические предпосылки к применению физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков //Проблемы реабилитации. – 2001. - №2. — С. 17-23.
4. Аль-Декес Р.Ю. Содержание оздоровительного плавания людей, имеющих структурно-функциональные нарушения позвоночника: автореф. дисс…канд.пед.наук. – СПб., 2007. – 23 с.
5. Амджау А.Х. Физиолого-биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата у детей со сколиотической осанкой: автореф. дисс. канд.биол.наук. - Краснодар, 2003. - 25 с.
6. Бабенкова Е.А. Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья / Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006 — №1.- С. 19-23
7. Батршин И.Т. Разновысокость нижних конечностей с перекосом таза и фронтальная деформация позвоночника / И.Т. Батршин, Т.Н. Садовая // Хирургия позвоночника. – 2007. - №3. - С. 39-44
8. Бубновский С.М. Профилактика заболеваний костно-мышечной системы у школьников средствами кинезитерапии : автореф. дисс. докт. мед.наук.- М., 2007. – 46 с.
9. Васильев В.С. Обучение маленьких детей плаванию. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 234 с.
10. Волков А.М. Медико-психологическая характеристика нарушений осанки у детей и подростков: автореф. дисс…канд.мед.наук. – М., 2008. – 242 с.
11. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О положении детей в Российской Федерации». – М., 2011. – 22 с.
12. Григорьев М.А. Этиопатогенез раннее доклиническое прогнозирование сколиоза: автореф. дис…канд. мед.наук. – Казань,1996. –25 с.
13. Дергоусова Е.Н. Структурно-функциональные особенности организма детей с нарушениями осанки в условиях применения оздоровительных технологий: автореф. дисс…канд.мед.наук. – Курган, 2009. – 22 с.
14. Иванова О.М. Здоровьесберегающая функция физической культуры // Современные проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпийского движения: Материалы XVII Всеуральской олимпийской научной сессии. – Уфа: БашИФК, 2005. - С. 95-101.
15. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми – М., 2006.- 425 с.
16. Киселева М.В. Опыт организации кабинета психокоррекционной помощи детям с начальной стадией нарушения осанки // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - Волгоград, 1994. – С. 88 -90
17. Князева И.А. Применение методов биологической обратной связи для коррекции нарушений осанки и активной профилактики мышечного перенапряжения у спортсменов: автореф. дисс. канд. мед.наук. – М., 2007.-22 c.
18. Кунта О.В. Боль в спине при нарушениях осанки у детей.// Вертеброневрология. – 2006. - Т. 13, №3/4. - С. 118-119.
19. Кучма В.Р. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей. / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, А.Г. Ильин. – Тюмень: Академия, 2006 - 60 с.
20. Лукомский И.В. Физиотерапия. ЛФК. Массаж. Учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 1998. – 335 с
21. Малявкина С.А. Возможности функционального ультрасонографического и допплерографического исследований в диагностике нарушений кровотока в вертебральных артериях / С.А. Малявкина, А.Ю, Кинзерский// Хирургия позвоночника. - 2006. - №1. - С.72-76.
22. Мельников B.C. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у студентов посредством физических упражнений: методические указания / B.C. Мельников, Э.Н. Алексеева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 22 с.
Морозова Т.С. Эффективность применения плавания в физической реабилитации школьников с нарушениями осанки: автореф. дисс…канд.пед.наук. – М., 2003. – 20 с.
23. Моченов В.П. Новые подходы к решению проблемы повышения качества образования и укрепления здоровья учащихся образовательных учреждений / // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. - №1. - С. 60-61.
24. Назаренко Ю.А. Гидрореабилитация и паралимпийское плавание // АФК. – 2010. - №4 (44). – С. 9-11
25. Ненько А.М. Комплексное санаторно-курортное лечение сколиотической болезни у детей / А.М. Ненько, В.В. Кудинов, В.Ф. Белорусов, Л.Н. Денискина // Заболевания и повреждения позвоночника у детей: межинститутский сборник научных трудов. – Л.: Ленинградский НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера, 1981. - С. 55 – 60
26. Никитюк Б.А. Акселерация развития // Итоги науки и техники (серия Антропология). — М: АМН СССР. – 1989. – Т. 6. – С. 5-76
27. Никифорова Е.К. Выявление и раннее лечение дефектов осанки и сколиозов у детей / Е.К. Никифорова, М.В. Волкова, А.Ф. Капелин // Хирургия. - 1963. – №4. - С. 109-114
28. Пенькова И.В. Состояние опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка — 2006.— №2.- С. 53-57.
29. Петров К.Б. Кинезитерапевтическая реабилитация дефектов осанки и фигуры. Учебное пособие для врачей. – М., 1997. – 88 с.
30. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2001. - 164 с.
31. Пропедевтика детских болезней Учебник для мед. вузов/ Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С. – М., 2009.- 464 с.
32. Рукавишникова C.K. Методика применения пилатеса как средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №10 (44). – С. 82-86.
33. Сидоров А.П. Дыхательная гимнастика у детей и подростков с различными нарушениями осанки (при занятиях спортом) / А.П. Сидоров, В.А. Силуянова, Н.М. Красненкова // Вестн. спорт, медицины России. 1997. - № 2(15). - С. 96.
34. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 - С. 80-85.
35. Спирин В.К. Коррекция осанки детей средствами физической культуры с учетом врожденных задатков к выполнению скоростной работы и работы на выносливость // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. - №2. - С. 48-52.
36. Черник Е. С. Дети дружат с водой. М.: Знание, 1986. - №7. - 93.
37. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1997. - 319 с.
38. Шкуропейкина Т.М. Коррекционно-профилактическая работа на основе занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения осанки // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»-2014
39. Эммануилиди И.П. Методика занятий адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Волгоград, 2008. – 24 с.
40. Alstrue Vidal A. New norms and advices in the evaluation of anthropometric parameters in our population // Med Clin. - 1988. - v.91, №6. - P .223-236.
41. Danielsson A.J. What .impact does spinal deformity correction for adolescent idiopathic scoliosis make on quality of life? // Spine. – 2007. – Vol. 32(19 Suppl). – S 101-8.
42. Janda V. Muscles, central nervous motor regulation and back problems.// Neuro biologic Mechanisms in Manipulative Therapy: Plenums Press. - New York-London, 1978.- P. 27-41.
43. McCarroll J.R., Shelbourne K.D., Patel D.V. Anterior cruciate ligament injuries in young athletes. Recommendations for treatment and rehabilitation // Sports Med. – London, 1995. - P. 117-127
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования. Одна из актуальных проблем любого государства — сохранение здоровья детей, поскольку именно дети представляют собой трудовой, репродуктивный и оборонный потенциал страны (Моченов В.П., 2006; Пенькова И.В., 2006). Между тем, современное состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране характеризуется рядом негативных тенденций, среди которых наибольшее внимание привлекает неуклонное сокращение доли здоровых детей(Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ, 2011).По данным Минздрава России лишь 14% детей в России практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные нарушения, а у 35-40% отмечаются хронические заболевания (Смирнов Н.К., 2005; Бабенкова Е.А., Параничева Т.М., 2006; Дергоусова Е.Н., 2009). Особенно неблагоприятным выглядит низкий уровень здоровья у старших дошкольников, поскольку этот фактор препятствует успешному началу школьного обучения, затрудняет школьную адаптацию (Кучма В.Р. и др., 2006).
На протяжении многих лет одно из ведущих мест в структуре патологии детей занимают заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее частыми из них являются нарушения осанки – они выявляются, по данным различных авторов, у 65-72% детей (Кунта О.В., 2006; Князева И.А., 2007; Волков А.М., 2008).Между тем, по данным разных авторов до 60% случаев нарушения осанки приводит к формированию стойких деформаций опорно-двигательного аппарата (Аганяц Е.К., 2001; Иванова О.М. , 2005). Кроме того, в настоящее время считается доказанной роль патологии осанки в развитии болевых синдромов, которые, в свою очередь, приводят к формированию патологических статического и двигательного стереотипов. На их фоне развиваются миофасциальный болевой синдром и функциональные блокады суставов, вследствие чего меняется биомеханика позвоночника. Это приводит к развитию дегенеративно-дистрофических изменений в связочно-суставном аппарате и межпозвонковых дисках. Как следствие, возможно развитие остеохондроза с персистирующимболевым синдром формирование грыж межпозвонковых дисков (Амджау А.Х., 2003; Малявкина С.А., Кинзерский А.Ю., 2006; Бубновский С.М., 2007; DanielssonA.J., 2007). Между тем, образование таких грыж, которые встречаются у 60-80% трудоспособного населения России, может привести к инвалидности.
Однако, влияние нарушений осанки на состояние здоровья детей не ограничивается лишь изменениями в позвоночном столбе. Как показывают данные проведенных исследований, нарушения осанки влекут за собой изменения положения органов грудной и брюшной полости, недостаточную подвижность диафрагмы и уменьшение колебаний давления в указанных полостях. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функционировании основных органов и систем (Батршин И.Т., Садовая Т.Н., 2007).
Между тем, по мнению большинства современных специалистов, нарушения осанки не является заболеванием – оно обратимо, и не прогрессирует, если своевременно провести коррекционные и реабилитационные мероприятия (Потапчук А.А., Дидур М.Д., 2001). Поэтому вопросы ранней диагностики и коррекции нарушений осанки у детей заслуживают особого внимания (Спирин В.К., 2002). Однако, некоторые авторы обращают внимание, что при выявлении нарушений осанки и разработке мероприятий с целью ее коррекции ведущую роль сегодня играют ортопедические мероприятия. Однако, этого явно недостаточно – результаты ежегодной диспансеризации детского населения страны свидетельствуют о низкой эффективности используемых средств, методов и подходов к лечению лечения (Волков А.М., 2008). В этой связи, одним из перспективных направлений оптимизации коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения осанки, является поиск новых форм и средств их физического воспитания и развития (Эммануилиди И.П., 2008).
Одним из весьма эффективных методов реабилитации детей с нарушениями осанки является плавание, которое входит в комплекс гидрореабилитационных процедур. Однако, на практике ему уделяется недостаточно внимания. В научно-методической литературе, посвященной вопросам реабилитации реабилитации детей с нарушениями осанки основное внимание уделяется лечебной гимнастике в зале. Использование других форм ЛФК рассматривается в единичных работах, а в большинстве случаев они только упоминаются (Сидоров А.П. и др., 1997; Черник Е.С., 1986, 1997; Лукомский И.В., 1998; Рукавишникова C.K., 2008). Многие работы имеют ортопедическую направленность и посвящены коррекции уже патологических искривлений позвоночника (Абальмасова Е.А., 1995; Мельников B.C., Алексеева Э.Н., 2003). В литературе же по плаванию практически отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по методике проведения занятий плаванием с целью решения этой проблемы (Ненько А.М. и др., 1981; Аикина Л.И., 1998; Морозова Т.С., 2003; Аль-Декес Р.Ю., 2007). В этой связи проведенное исследование представляется актуальным и значимым.
Цель исследования –разработать методику гидрореабилитациидетей 6-7 лет, имеющих круглую спину и оценить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет.
2. Разработать методику гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.
3. Оценить эффективность разработанной методики гидрореабилитации в сравнительном аспекте с традиционными методами реабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.
Объект исследования –дети 6-7 лет, имеющие круглую спину.
Предмет исследования – эффективность методики гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину.
Структура дипломной работы. Общий объем дипломной работы составляет 75 страниц. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Дипломная работа содержит 22 рисунка, 9 таблиц, 2 приложения. Список использованной литературы включает 43 наименования.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет 7
1.1 Этиопатогенез и клиническая картина нарушений осанки у детей 6-7 лет 7
1.2 Влияние водных процедур на организм человека 20
1.3 Возможности гидрореабилитации при нарушениях осанки у детей 6-7 лет 28
Глава 2 Организация, материалы и методы исследования 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Методы исследования 34
2.3 Клиническая характеристика групп исследования 38
Глава 3 Анализ результатов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 50
3.1. Результаты гидрореабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 50
3.2 Результаты традиционной реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 54
3.3 Сравнительный анализ эффективности различных комплексов реабилитации детей 6-7лет, имеющих круглую спину 58
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения 71
Заключение
В настоящее время нарушения осанки весьма распространены среди детского контингента, а особенно – среди дошкольников. Этот факт вызывает обоснованную тревогу специалистов, поскольку нарушения осанки могут в дальнейшем повлечь за собой развитие серьезной органической патологии позвоночного столба, а также неблагоприятно отражаются на функционировании внутренних органов. Между тем, несмотря на пристальное внимание к данной проблеме и многочисленные исследования, посвященные вопросам реабилитации детей с нарушениями осанки, распространенность данной патологии среди дошкольников не имеет тенденции к снижению. Это стимулирует поиск новых, нетрадиционных методов реабилитации детей с нарушениями осанки.
Одним из таких методов является гидрореабилитация. О благотворном влиянии воды на организм человека известно давно, также как и об эффективности занятий в водной среде и водных процедур при различных заболеваниях. Однако, эффективность гидрореабилитации в коррекции нарушений осанки у детей остается малоизученной. Это и послужило обоснованием к проведению данного исследования.
Изучение теоретических аспектов проблемы позволило установить, что в развитии нарушений осанки в большинстве случаев играют роль легкие и умеренно выраженныедиснейроэмбриологические расстройства, влекущие за собой недоразвитие вестибулярного аппарата. Однако, имеется и ряд других причин – например, приводящих к задержке развития или извращению установочных рефлексов в первом полугодии жизни. Кроме того, важную роль могут играть врожденные патологии позвонков, санитарно-гигиенические условия, различные заболевания, занятия спортом и т.д. Следовательно, нарушения осанки полиэтиологичны иимеют неодинаковыйпатогенез – в зависимости от ведущей причины. Клиническая картина нарушения осанки зависит от плоскости деформации. Однако,следует обратить внимание, что, помимо деформации спины и нарушения мышечного тонуса, нарушения осанки влекут за собой нарушения функционирования внутренних органови могут предрасполагать к развитию ряда заболеваний.
Гидротерапия оказывает на организм человека комплексное воздействие, обусловленное как влияниемсвойств самой воды (химическое, температурное и физическое воздействие), так и зависящее от используемой методики гидротерапии. Весьма эффективными в реабилитации детей с нарушениями осанкисчитаются занятия плаванием и упражнения в водной среде. При этом возможна не только коррекция деформаций позвоночника, но и тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также достигается закаливающий эффект. Однако, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку – с учетом типа нарушения осанки и его степени, пола, возраста, исходного состояния ребенка.
С целью анализа эффективности гидрореабилитации детей в возрасте 6-7 лет, имеющих круглую спину, было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 детей указанного возраста возрасте 6-7 лет, в том числе 20 мальчиков и 20 девочек. В соответствии с целью и задачами исследования выборка была разделена на 2 группы сопоставимые по возрастно-половому составу.
При оценке состояния опорно-двигательного аппарата до начала исследования было выявлено, что у большинства детей обеих групп отмечалось ограничение общей активной гибкости позвоночника, подвижности позвоночника при наклоне назад и вперед, снижение статической силовой выносливости мышц спины, правой и левой сторон туловища, а также динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса. При этом статистически значимые различия по всем проведенным тестам между группами отсутствовали, т.е. изначально группы исследования были сопоставимы по всем анализируемым признакам.
Изучение результатов применения разработанной программы гидрореабилитации в экспериментальной группе позволило установитьееэффективность. Это проявлялось в возрастании доли детей с увеличениемобщей активной гибкости позвоночника, подвижности позвоночника при наклоне назад и вперед, улучшением функционального состояния «мышечного корсета». Однако, достоверная динамика выявлялась только в отношении доли детей с нерезким ограничением изучаемых показателей. В то же время, доля дошкольников с нормальными показателями достоверно не изменилась.
При анализе результатов применения традиционного комплекса реабилитации в группе сравнения было выявлено, что он был недостаточно эффективен. Это выражалось в отсутствии достоверной динамики по всем анализируемым показателям гибкости позвоночника и функционального состояния мышц туловища после завершения эксперимента.
Сравнительный анализ результатов эксперимента в группах исследования продемонстрировал преимущества гидрореабилитации перед традиционным комплексом реабилитации. Это выражалось в достоверно большей доле детей, имеющих небольшие ограничения гибкости позвоночника и снижение тонуса мышц туловища в экспериментальной группе при сопоставлении с группой сравнения. В то же время, в группе сравнения была достоверно больше доля детей, имеющих существенные отклонения от нормы по всем анализируемым показателям. При этом доля дошкольников с нормальными показателями по тестам в обеих группах была сопоставима. Не исключено, что этот факт является следствием ограниченности проводимого эксперимента по времени, о чем уже упоминалось выше. Вероятно, при увеличении срока использования предлагаемых способов реабилитации детей, имеющих круглую спину преимущества гидрореабилитации станут еще более заметными.
Таим образом, проведенное исследование свидетельствует об эффективности гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину, что позволяет рекомендовать разработанный комплекс к практическому применению.
Список литературы
1. Абальмасова Е.А. Сколиоз (этиология, патогенез, семейные случаи, прогнозирование и лечение) / Е. А. Абальмасова, Р.Р. Ходжаев. – Ташкент: Изд-во медицинской литературы имени Абу Али ибн Сино, 1995. - С. 19-35.
2. Аникина Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений и организованного отдыха. – Омск: ОГИФК, 1988. - С. 3-9, 32-40.
3. Аганянц Е.К. Возрастные анатомо-физиологические предпосылки к применению физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков //Проблемы реабилитации. – 2001. - №2. — С. 17-23.
4. Аль-Декес Р.Ю. Содержание оздоровительного плавания людей, имеющих структурно-функциональные нарушения позвоночника: автореф. дисс…канд.пед.наук. – СПб., 2007. – 23 с.
5. Амджау А.Х. Физиолого-биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата у детей со сколиотической осанкой: автореф. дисс. канд.биол.наук. - Краснодар, 2003. - 25 с.
6. Бабенкова Е.А. Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья / Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006 — №1.- С. 19-23
7. Батршин И.Т. Разновысокость нижних конечностей с перекосом таза и фронтальная деформация позвоночника / И.Т. Батршин, Т.Н. Садовая // Хирургия позвоночника. – 2007. - №3. - С. 39-44
8. Бубновский С.М. Профилактика заболеваний костно-мышечной системы у школьников средствами кинезитерапии : автореф. дисс. докт. мед.наук.- М., 2007. – 46 с.
9. Васильев В.С. Обучение маленьких детей плаванию. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 234 с.
10. Волков А.М. Медико-психологическая характеристика нарушений осанки у детей и подростков: автореф. дисс…канд.мед.наук. – М., 2008. – 242 с.
11. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О положении детей в Российской Федерации». – М., 2011. – 22 с.
12. Григорьев М.А. Этиопатогенез раннее доклиническое прогнозирование сколиоза: автореф. дис…канд. мед.наук. – Казань,1996. –25 с.
13. Дергоусова Е.Н. Структурно-функциональные особенности организма детей с нарушениями осанки в условиях применения оздоровительных технологий: автореф. дисс…канд.мед.наук. – Курган, 2009. – 22 с.
14. Иванова О.М. Здоровьесберегающая функция физической культуры // Современные проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпийского движения: Материалы XVII Всеуральской олимпийской научной сессии. – Уфа: БашИФК, 2005. - С. 95-101.
15. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми – М., 2006.- 425 с.
16. Киселева М.В. Опыт организации кабинета психокоррекционной помощи детям с начальной стадией нарушения осанки // Проблемы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - Волгоград, 1994. – С. 88 -90
17. Князева И.А. Применение методов биологической обратной связи для коррекции нарушений осанки и активной профилактики мышечного перенапряжения у спортсменов: автореф. дисс. канд. мед.наук. – М., 2007.-22 c.
18. Кунта О.В. Боль в спине при нарушениях осанки у детей.// Вертеброневрология. – 2006. - Т. 13, №3/4. - С. 118-119.
19. Кучма В.Р. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей. / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, А.Г. Ильин. – Тюмень: Академия, 2006 - 60 с.
20. Лукомский И.В. Физиотерапия. ЛФК. Массаж. Учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 1998. – 335 с
21. Малявкина С.А. Возможности функционального ультрасонографического и допплерографического исследований в диагностике нарушений кровотока в вертебральных артериях / С.А. Малявкина, А.Ю, Кинзерский// Хирургия позвоночника. - 2006. - №1. - С.72-76.
22. Мельников B.C. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у студентов посредством физических упражнений: методические указания / B.C. Мельников, Э.Н. Алексеева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 22 с.
Морозова Т.С. Эффективность применения плавания в физической реабилитации школьников с нарушениями осанки: автореф. дисс…канд.пед.наук. – М., 2003. – 20 с.
23. Моченов В.П. Новые подходы к решению проблемы повышения качества образования и укрепления здоровья учащихся образовательных учреждений / // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. - №1. - С. 60-61.
24. Назаренко Ю.А. Гидрореабилитация и паралимпийское плавание // АФК. – 2010. - №4 (44). – С. 9-11
25. Ненько А.М. Комплексное санаторно-курортное лечение сколиотической болезни у детей / А.М. Ненько, В.В. Кудинов, В.Ф. Белорусов, Л.Н. Денискина // Заболевания и повреждения позвоночника у детей: межинститутский сборник научных трудов. – Л.: Ленинградский НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера, 1981. - С. 55 – 60
26. Никитюк Б.А. Акселерация развития // Итоги науки и техники (серия Антропология). — М: АМН СССР. – 1989. – Т. 6. – С. 5-76
27. Никифорова Е.К. Выявление и раннее лечение дефектов осанки и сколиозов у детей / Е.К. Никифорова, М.В. Волкова, А.Ф. Капелин // Хирургия. - 1963. – №4. - С. 109-114
28. Пенькова И.В. Состояние опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка — 2006.— №2.- С. 53-57.
29. Петров К.Б. Кинезитерапевтическая реабилитация дефектов осанки и фигуры. Учебное пособие для врачей. – М., 1997. – 88 с.
30. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей: Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2001. - 164 с.
31. Пропедевтика детских болезней Учебник для мед. вузов/ Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С. – М., 2009.- 464 с.
32. Рукавишникова C.K. Методика применения пилатеса как средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №10 (44). – С. 82-86.
33. Сидоров А.П. Дыхательная гимнастика у детей и подростков с различными нарушениями осанки (при занятиях спортом) / А.П. Сидоров, В.А. Силуянова, Н.М. Красненкова // Вестн. спорт, медицины России. 1997. - № 2(15). - С. 96.
34. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 - С. 80-85.
35. Спирин В.К. Коррекция осанки детей средствами физической культуры с учетом врожденных задатков к выполнению скоростной работы и работы на выносливость // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. - №2. - С. 48-52.
36. Черник Е. С. Дети дружат с водой. М.: Знание, 1986. - №7. - 93.
37. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1997. - 319 с.
38. Шкуропейкина Т.М. Коррекционно-профилактическая работа на основе занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения осанки // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»-2014
39. Эммануилиди И.П. Методика занятий адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки: автореф. дисс…канд.пед.наук. – Волгоград, 2008. – 24 с.
40. Alstrue Vidal A. New norms and advices in the evaluation of anthropometric parameters in our population // Med Clin. - 1988. - v.91, №6. - P .223-236.
41. Danielsson A.J. What .impact does spinal deformity correction for adolescent idiopathic scoliosis make on quality of life? // Spine. – 2007. – Vol. 32(19 Suppl). – S 101-8.
42. Janda V. Muscles, central nervous motor regulation and back problems.// Neuro biologic Mechanisms in Manipulative Therapy: Plenums Press. - New York-London, 1978.- P. 27-41.
43. McCarroll J.R., Shelbourne K.D., Patel D.V. Anterior cruciate ligament injuries in young athletes. Recommendations for treatment and rehabilitation // Sports Med. – London, 1995. - P. 117-127
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54075 Дипломных работ — поможем найти подходящую