Все в срок и по теме! В целом, остался доволен работой
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
......Международные финансово-кредитные институты играют всё более заметную роль в Мировой экономике. Так после кризиса 2007-2009 многие задумались о регулировании крупнейших финансовых институтов. Уровень концентрации в банковской системе в последнее время стабильно растет. Данные события приводят к увеличению так называемого системного риска. Согласно определению Комиссии по срочной биржевой торговле, системный риск - риск того, что дефолт одного участника рынка будет иметь негативные последствия для других участников рынка вследствие взаимосвязанности всех его участников. Банкротство одного крупного института может в последствии привести к краху национальной экономике.
Мы знаем, что Россия участвует в различных международных финансовых организациях. Сферы их деятельности так же отличаются. Одни предоставляют кредиты, что дает на возможность доступа странам-заемщикам на мировой рынок ссудный капитал. Другие введутся обсуждения рекомендации по валютной, кредитной и финансовой политике. Третьи обеспечивает сбор и распределение информации, обеспечивают статистические и научно-исследовательские издания по актуальным экономическими проблемами
Участия нашей страны в международных финансовых организации дает возможность заимствовать опыт. Рекомендации международных организаций по совершенствованию надзора системно-значимых институтов. Стоит заметить, что надо рационально использовать опыт. Потому что не все методы, допустим, запада нам пригодны. Надо еще рассматривать нашу расположенность, менталитет, историю, культуру и т.д.
Дополнительную актуальность вопрос взаимоотношений России и МФО приобретает в связи с тем, что в настоящее время экономика Российской Федерации поменяла вектор развития. Длительный период экономического спада и трансформационного кризиса сменился периодом экономического роста. Новые условия и задачи сотрудничества РФ с МФО предопределили большое теоретическое и прикладное значение исследования этапов, целей, принципов, форм, направлений и механизмов такого сотрудничества.
Предметом исследования являются международные валютно-финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами.
Методологической и теоретической основой исследования стали фундаментальные концепции и гипотезы, труды российских экономистов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме, представленные и обоснованные в отечественной и мировой экономической литературе. В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций, он проводился с применением метода сравнительного анализа.
Эмпирической базой выступают статистические данные Центрального банка Российской Федерации, отчетные материалы Министерства Финансов и Центрального банка, информационные ресурсы глобальной сети Интернет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ ПАРТНЕРЫ РОССИИ В ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 6
1.1. Место международных финансовых организаций в мировой экономике 6
1.2. Место России в международных финансовых организациях в новых экономических условиях и правовые основы взаимодействия 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 42
2.1. Исследование деятельности Группы Всемирного банка в России 42
2.2. Трансформация взаимоотношений России с Международным валютным фондом 46
2.3. Региональные международные финансовые организации как стратегические партнеры России по развитию малого и среднего бизнеса 52
2.4. Преимущества и недостатки сотрудничества России с международными финансовыми организациями 61
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 64
3.1. Перспективные направления развития взаимоотношений России с международными финансовыми организациями 64
3.2. Критериии отбора проектов, реализуемых в России совместно с международными финансовыми организациями 76
3.3. Диверсификация механизмов взаимодействия России с международными финансовыми организациями 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.
В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.
Построение взаимоотношений России с МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.
Результаты взаимодействия России с МФО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с МФО, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.
Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.
Во-вторых, кредиты ведущих МФО при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.
В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.
Каждое из направлений сотрудничества характеризуется соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Изучение функциональных отношений страны с МФО дает возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные последствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оценить роль, выполняемую МФО, с точки зрения реализации потребности стран-заемщиков или интересов стран-доноров.
Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с МФО являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время (до середины 2003г.) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под МФО понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации-МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с МФО доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов.
Анализ участия России в МФО позволяет сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными с точки зрения совершенствования отношений с ними:
- сотрудничество с МФО должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой МФО в качестве ее члена или на договорной основе;
- фундаментом сотрудничества должны стать четкое определение роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность и функции МФО и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;
- концепция сотрудничества должна быть ориентирована на сокращение неэффективно используемых займов, а заемные ресурсы – сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;
- информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности; министерства и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;
- государственная политика сотрудничества России с МФО, на современном этапе должна быть ориентирована на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в МФО, ведь сотрудничество в них заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.
Каждое из рассмотренных направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать решению актуальных социально-экономических задач, в частности, стимулировать развитие отечественного несырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МФО, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. Поиск путей решения этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества – по линии взаимодействия России с международными региональными банками развития – Азиатским, Африканским, Межамериканским.
Основными принципами будущего сотрудничества РФ с МФО могут стать:
1. Принцип соответствия основным задачам и направлениям социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Принцип коренного изменения в акцентах сотрудничества. На первый план выходят такие преимущества сотрудничества с МФО как возможность реализации проектного подхода и использование международного опыта.
3. Принцип минимизации суверенных заимствований, предполагающий привлечение суверенных займов и гарантий только в случае невозможности финансирования проекта из других источников.
4. Принцип диверсификации механизмов сотрудничества с МФО, предполагающий применение в каждом конкретном случае наиболее оптимального из имеющихся механизмов.
5. Принцип максимального использования сравнительных преимуществ разных МФО.
Основными направлениями сотрудничества с МФО на среднесрочную перспективу должны стать:
1. Реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих условия для долгосрочного экономического роста: развитие транспортной инфраструктуры; проведение реформы ЖКХ; осуществление реформы естественных монополий.
2. Поддержка институциональных преобразований в сфере государственного управления. Она включает: проведение административной и судебной реформы; развитие конкуренции путем снижения административных барьеров в экономике; формирование системы региональных финансов; укрепление бюджетной системы на федеральном уровне; модернизацию таможенной системы; реформирование налоговой системы. Особо следует выделить проекты с прямой бюджетной окупаемостью, т.е. такие проекты, которые позволяют непосредственно увеличить доходы бюджета или снизить его расходы с просчитываемым бюджетным эффектом (модернизация казначейской системы РФ; модернизация налоговой системы; модернизация информационной системы таможенных органов).
3. Поддержка социальной инфраструктуры: содействие реформе образования, проведению реформы здравоохранения, иные реформы в социальной сфере.
4. Содействие интеграции России в мировую экономику и использование членства в МФО для продвижения геополитических интересов России.
Учитывая сложность и масштабность задач социально-экономических преобразований в России, а также ограничения по объемам внешних заимствований целесообразно осуществлять диверсификацию форм сотрудничества с МФО, переходя к механизмам, в полной мере учитывающим специфику российской экономики и обеспечивающим полное использование аналитического и ресурсного потенциала МФО в соответствии с их сравнительными преимуществами.
Итак, несмотря на принимаемые властями меры политики, в экономике в 2014 году наступила глубокая рецессия. Конфликт в Восточной Украине оказал существенное воздействие на экономику и финансовую систему в результате нарушений в торговле и промышленном производстве, утраты доверия, которая способствовала оттоку капитала и привела к резкому падению курса национальной валюты. Банки испытывали растущий стресс, государственный долг увеличился, а международные резервы упали до низкого уровня.
В рамках договоренности СБА официальные органы начали проведение трудных реформ для устранения последствий прошлых неприемлемых мер политики, в том числе приступили к бюджетной корректировке, повысили гибкость обменных курсов и увеличили цены на энергоресурсы, а также упростили нормативно-правовую среду для предпринимательской деятельности и приняли меры для повышения качества управления.
Несмотря на эти действия, достижение целей программы стало затруднительным ввиду масштабов новых шоков. Восстановление внешнеэкономической устойчивости сейчаспотребует больше времени и еще более глубоких реформ. Для преодоления этих проблем официальные органы обратились с просьбой об аннулировании договоренности СБА и ее замене новой четырехлетней расширенной договоренностью в рамках ЕФФ.
Экономическая программа официальных органов, поддерживаемая Фондом, нацелена на достижение внешнеэкономической и финансовой стабильности и восстановление активного экономического роста при обеспечении защиты наиболее уязвимых групп населения. Более конкретно, меры политики будут направлены на достижение следующих целей.
Обеспечение финансовой стабильности. Это включает (i) прочные основы денежно-кредитной политики для восстановления стабильности цен; (ii) гибкость валютных курсов для смягчения воздействия внешних шоков на экономику; и (iii) комплексную стратегию для укрепления финансового состояния банков за счетрекапитализации банков, сокращения кредитования связанных сторон и урегулирование проблемных активов, эти элементы имеют критически важное значение для восстановления доверия населения и поддержки экономического подъема.
Укрепление государственных финансов. Корректировка в основном на стороне расходов будет способствовать бюджетной консолидации в ближайшие годы.
Наряду с реформами в топливно-энергетическом секторе и объявленным сокращением долга, это должно уменьшить бюджетные дисбалансы и с высокой вероятностью привести к устойчивости ситуации с государственным долгом.
Программы социальной защиты будут реорганизованы для защиты беднейших слоев населения и уменьшения социальных издержек.
Продвижение структурных реформ. Решительные меры помогут улучшить деловой климат, привлечь инвестиции и увеличить потенциал роста. Это включает реформы управления, в том числе меры по борьбе с коррупцией и судебные меры, дерегулирование и реформы налоговой администрации, а такжереформы государственных предприятий, с тем чтобы повысить качество корпоративного управления и уменьшить бюджетные риски. Более широкиереформы в топливно-энергетическом секторе, должны привести к росту энергоэффективности и содействовать энергетической независимости.
Одним из важных моментов интеграции России с мировыми финансовыми институтами может стать эффективная инфраструктура, которая обеспечит активное развитие Москвы как международного финансового центра. Она предполагает создание централизованной расчетной инфраструктуры на рынке ценных бумаг: единого депозитария и единой денежной инфраструктуры. Потенциальные возможности Москвы для ведения бизнеса отражает показатель «Европейская экспансия», который отражает мнение компаний намеревающихся создать свои постоянные представительства или филиалы в определенном городе в ближайшие пять лет. Из 34 опрошенных компаний в числе самых популярных и приоритетных городов для расширения бизнеса назвали Москву 35 компаний, Париж – 27, а Варшаву – 36 компаний. Москва рассматривается как потенциальный региональный финансовый центр в Европе, осуществляя важную коммуникационную функцию в структуре транспортных коридоров с Запада на Восток. Но для закрепления своих позиций среди международных финансовых центров предстоит решить еще множество задач, которые позволят Москве к 2020г. войти в пятерку ведущих финансовых центров мира, а в ближайшие 10 лет претендовать на лидерство на региональном финансовом рынке для стран СНГ, Балтии и Восточной Европы.
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. М.: Юристъ, 2011.
2. Актуальные проблемы деятельности международных организаций. Отв. Ред. Морозов Г.И. М.: Международные отношения,2010.
3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие. - М., Финансы и статистика, 2008.
4. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестици¬онный потенциал. М., Международные отношения, 2013.
5. Астапов Управление внешним и внутренним государственным долгом России.// Мировая экономика и международные отношения.- 2013. - №2.
6. Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: Правовые аспекты учреждения и деятельности. - М., 2012.
7. Богомолов. Сложный путь интеграции России в международную экономику.// Мировая экономика и международные отношения. – 2013. - №9.
8. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. М., ЮНИТИ, 2014.
9. Вельяминов Г.М. Международные параорганизации (клубы) и долги России // Государство и право. - 2014. - №9.
10. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2013.
11. Внешний долг России: уроки и перспективы (по мате¬риалам круглого стола, проведенного в Финансовой акаде¬мии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит.- 2014.- №9.
12. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Уч. Пособие – М.: издательство «Консалтбанкир», 2010.
13. Глазьев С.Ю. Проблема долга СССР и перспективы ее решения // Внешняя торговля. - 2013.- № 1.
14. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляна – М.: Издательство РАГС, 2010.
15. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности. // Финансы – 2014. - №12.
16. Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.: «Экономика», 1998.
17. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. М.: «Экономика», 2013.
18. Крозе И. Мировая экономика с 1945 года до наших дней - М.: «Экономика», 2010.
19. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Тео¬рия и политика. Учебник для вузов. / Пер. с англ. - М, 2010.
20. Кузнецов Отношения России с МВФ.// Мировая экономика и международные отношения.- 2014. - №7
21. Лукина И.В. Международный валютный фонд: история и современность // Деньги и кредит. - 2014. - N 4.
22. Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Вестник МГУ. Экономика. – 2012. - № 2
23. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2010.
24. Международные экономические отношения./ Под ред. Жукова Е.Ф. М.: «Экономика», 2008.
25. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина – 3-е изд.; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
26. Международный валютный фонд и его влияние на экономику России // Экон. газета. - 2014. - Июль (N 27). - С.8.
27. Миклашевская Н.А, Холопов А.В. Международная экономика. Учебник. - М.: Юристъ, 2012.
28. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2010.
29. Нешаиаева Т.Н. Международные организации и право. М.: Дело, 1998.
30. Овчинников Г.П. Международная экономика. Учебное посо¬бие. - Санкт-Петербург, 2008.
31. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Норд-Хаус. Экономика. / Пер. с англ. -М., 2007.
32. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – М.: Инфра – М, 2006.
33. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник/ Под ред. Р.И. Зименкова – М.: Финансы и статистика, 2010.
34. Саркисянц А.Г. Система международных долгов – М.: «ДеКА», 2010.
35. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. - 2014. - № 7. - С.58-66; N 8. - С.61-68; N 9. - С.54-65; N 10. - С.44-58; N 12. - С.54-65.
36. Смыслов Д.В. МВФ: современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 2010.
37. Федякина Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и прак¬тика урегулирования. - М.: Юристъ, 1998.
38. Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000.
39. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000.
40. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. -М., 2006.
41. Хейфец Б. Итоги реструктуризации задолженности иностранных государств перед Россией.// Мировая экономика и международные отношения – 2014. - №8.
42. Школяр Н. Международные банки развития и Россия.// Мировая экономика и международные отношения. – 2013. - №12.
43. Школяр Н. Новая политика сотрудничества России с МФО: системный подход.// Вопросы экономики - №2 – 2014.
44. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник – М.: Международные отношения, 2008.
45. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2001.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
......Международные финансово-кредитные институты играют всё более заметную роль в Мировой экономике. Так после кризиса 2007-2009 многие задумались о регулировании крупнейших финансовых институтов. Уровень концентрации в банковской системе в последнее время стабильно растет. Данные события приводят к увеличению так называемого системного риска. Согласно определению Комиссии по срочной биржевой торговле, системный риск - риск того, что дефолт одного участника рынка будет иметь негативные последствия для других участников рынка вследствие взаимосвязанности всех его участников. Банкротство одного крупного института может в последствии привести к краху национальной экономике.
Мы знаем, что Россия участвует в различных международных финансовых организациях. Сферы их деятельности так же отличаются. Одни предоставляют кредиты, что дает на возможность доступа странам-заемщикам на мировой рынок ссудный капитал. Другие введутся обсуждения рекомендации по валютной, кредитной и финансовой политике. Третьи обеспечивает сбор и распределение информации, обеспечивают статистические и научно-исследовательские издания по актуальным экономическими проблемами
Участия нашей страны в международных финансовых организации дает возможность заимствовать опыт. Рекомендации международных организаций по совершенствованию надзора системно-значимых институтов. Стоит заметить, что надо рационально использовать опыт. Потому что не все методы, допустим, запада нам пригодны. Надо еще рассматривать нашу расположенность, менталитет, историю, культуру и т.д.
Дополнительную актуальность вопрос взаимоотношений России и МФО приобретает в связи с тем, что в настоящее время экономика Российской Федерации поменяла вектор развития. Длительный период экономического спада и трансформационного кризиса сменился периодом экономического роста. Новые условия и задачи сотрудничества РФ с МФО предопределили большое теоретическое и прикладное значение исследования этапов, целей, принципов, форм, направлений и механизмов такого сотрудничества.
Предметом исследования являются международные валютно-финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами.
Методологической и теоретической основой исследования стали фундаментальные концепции и гипотезы, труды российских экономистов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме, представленные и обоснованные в отечественной и мировой экономической литературе. В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций, он проводился с применением метода сравнительного анализа.
Эмпирической базой выступают статистические данные Центрального банка Российской Федерации, отчетные материалы Министерства Финансов и Центрального банка, информационные ресурсы глобальной сети Интернет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВНЫЕ ПАРТНЕРЫ РОССИИ В ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 6
1.1. Место международных финансовых организаций в мировой экономике 6
1.2. Место России в международных финансовых организациях в новых экономических условиях и правовые основы взаимодействия 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 42
2.1. Исследование деятельности Группы Всемирного банка в России 42
2.2. Трансформация взаимоотношений России с Международным валютным фондом 46
2.3. Региональные международные финансовые организации как стратегические партнеры России по развитию малого и среднего бизнеса 52
2.4. Преимущества и недостатки сотрудничества России с международными финансовыми организациями 61
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 64
3.1. Перспективные направления развития взаимоотношений России с международными финансовыми организациями 64
3.2. Критериии отбора проектов, реализуемых в России совместно с международными финансовыми организациями 76
3.3. Диверсификация механизмов взаимодействия России с международными финансовыми организациями 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.
В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.
Построение взаимоотношений России с МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.
Результаты взаимодействия России с МФО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с МФО, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.
Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.
Во-вторых, кредиты ведущих МФО при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.
В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.
Каждое из направлений сотрудничества характеризуется соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Изучение функциональных отношений страны с МФО дает возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные последствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оценить роль, выполняемую МФО, с точки зрения реализации потребности стран-заемщиков или интересов стран-доноров.
Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с МФО являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время (до середины 2003г.) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под МФО понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации-МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с МФО доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов.
Анализ участия России в МФО позволяет сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными с точки зрения совершенствования отношений с ними:
- сотрудничество с МФО должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой МФО в качестве ее члена или на договорной основе;
- фундаментом сотрудничества должны стать четкое определение роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность и функции МФО и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;
- концепция сотрудничества должна быть ориентирована на сокращение неэффективно используемых займов, а заемные ресурсы – сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;
- информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности; министерства и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;
- государственная политика сотрудничества России с МФО, на современном этапе должна быть ориентирована на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в МФО, ведь сотрудничество в них заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.
Каждое из рассмотренных направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать решению актуальных социально-экономических задач, в частности, стимулировать развитие отечественного несырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МФО, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. Поиск путей решения этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества – по линии взаимодействия России с международными региональными банками развития – Азиатским, Африканским, Межамериканским.
Основными принципами будущего сотрудничества РФ с МФО могут стать:
1. Принцип соответствия основным задачам и направлениям социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Принцип коренного изменения в акцентах сотрудничества. На первый план выходят такие преимущества сотрудничества с МФО как возможность реализации проектного подхода и использование международного опыта.
3. Принцип минимизации суверенных заимствований, предполагающий привлечение суверенных займов и гарантий только в случае невозможности финансирования проекта из других источников.
4. Принцип диверсификации механизмов сотрудничества с МФО, предполагающий применение в каждом конкретном случае наиболее оптимального из имеющихся механизмов.
5. Принцип максимального использования сравнительных преимуществ разных МФО.
Основными направлениями сотрудничества с МФО на среднесрочную перспективу должны стать:
1. Реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих условия для долгосрочного экономического роста: развитие транспортной инфраструктуры; проведение реформы ЖКХ; осуществление реформы естественных монополий.
2. Поддержка институциональных преобразований в сфере государственного управления. Она включает: проведение административной и судебной реформы; развитие конкуренции путем снижения административных барьеров в экономике; формирование системы региональных финансов; укрепление бюджетной системы на федеральном уровне; модернизацию таможенной системы; реформирование налоговой системы. Особо следует выделить проекты с прямой бюджетной окупаемостью, т.е. такие проекты, которые позволяют непосредственно увеличить доходы бюджета или снизить его расходы с просчитываемым бюджетным эффектом (модернизация казначейской системы РФ; модернизация налоговой системы; модернизация информационной системы таможенных органов).
3. Поддержка социальной инфраструктуры: содействие реформе образования, проведению реформы здравоохранения, иные реформы в социальной сфере.
4. Содействие интеграции России в мировую экономику и использование членства в МФО для продвижения геополитических интересов России.
Учитывая сложность и масштабность задач социально-экономических преобразований в России, а также ограничения по объемам внешних заимствований целесообразно осуществлять диверсификацию форм сотрудничества с МФО, переходя к механизмам, в полной мере учитывающим специфику российской экономики и обеспечивающим полное использование аналитического и ресурсного потенциала МФО в соответствии с их сравнительными преимуществами.
Итак, несмотря на принимаемые властями меры политики, в экономике в 2014 году наступила глубокая рецессия. Конфликт в Восточной Украине оказал существенное воздействие на экономику и финансовую систему в результате нарушений в торговле и промышленном производстве, утраты доверия, которая способствовала оттоку капитала и привела к резкому падению курса национальной валюты. Банки испытывали растущий стресс, государственный долг увеличился, а международные резервы упали до низкого уровня.
В рамках договоренности СБА официальные органы начали проведение трудных реформ для устранения последствий прошлых неприемлемых мер политики, в том числе приступили к бюджетной корректировке, повысили гибкость обменных курсов и увеличили цены на энергоресурсы, а также упростили нормативно-правовую среду для предпринимательской деятельности и приняли меры для повышения качества управления.
Несмотря на эти действия, достижение целей программы стало затруднительным ввиду масштабов новых шоков. Восстановление внешнеэкономической устойчивости сейчаспотребует больше времени и еще более глубоких реформ. Для преодоления этих проблем официальные органы обратились с просьбой об аннулировании договоренности СБА и ее замене новой четырехлетней расширенной договоренностью в рамках ЕФФ.
Экономическая программа официальных органов, поддерживаемая Фондом, нацелена на достижение внешнеэкономической и финансовой стабильности и восстановление активного экономического роста при обеспечении защиты наиболее уязвимых групп населения. Более конкретно, меры политики будут направлены на достижение следующих целей.
Обеспечение финансовой стабильности. Это включает (i) прочные основы денежно-кредитной политики для восстановления стабильности цен; (ii) гибкость валютных курсов для смягчения воздействия внешних шоков на экономику; и (iii) комплексную стратегию для укрепления финансового состояния банков за счетрекапитализации банков, сокращения кредитования связанных сторон и урегулирование проблемных активов, эти элементы имеют критически важное значение для восстановления доверия населения и поддержки экономического подъема.
Укрепление государственных финансов. Корректировка в основном на стороне расходов будет способствовать бюджетной консолидации в ближайшие годы.
Наряду с реформами в топливно-энергетическом секторе и объявленным сокращением долга, это должно уменьшить бюджетные дисбалансы и с высокой вероятностью привести к устойчивости ситуации с государственным долгом.
Программы социальной защиты будут реорганизованы для защиты беднейших слоев населения и уменьшения социальных издержек.
Продвижение структурных реформ. Решительные меры помогут улучшить деловой климат, привлечь инвестиции и увеличить потенциал роста. Это включает реформы управления, в том числе меры по борьбе с коррупцией и судебные меры, дерегулирование и реформы налоговой администрации, а такжереформы государственных предприятий, с тем чтобы повысить качество корпоративного управления и уменьшить бюджетные риски. Более широкиереформы в топливно-энергетическом секторе, должны привести к росту энергоэффективности и содействовать энергетической независимости.
Одним из важных моментов интеграции России с мировыми финансовыми институтами может стать эффективная инфраструктура, которая обеспечит активное развитие Москвы как международного финансового центра. Она предполагает создание централизованной расчетной инфраструктуры на рынке ценных бумаг: единого депозитария и единой денежной инфраструктуры. Потенциальные возможности Москвы для ведения бизнеса отражает показатель «Европейская экспансия», который отражает мнение компаний намеревающихся создать свои постоянные представительства или филиалы в определенном городе в ближайшие пять лет. Из 34 опрошенных компаний в числе самых популярных и приоритетных городов для расширения бизнеса назвали Москву 35 компаний, Париж – 27, а Варшаву – 36 компаний. Москва рассматривается как потенциальный региональный финансовый центр в Европе, осуществляя важную коммуникационную функцию в структуре транспортных коридоров с Запада на Восток. Но для закрепления своих позиций среди международных финансовых центров предстоит решить еще множество задач, которые позволят Москве к 2020г. войти в пятерку ведущих финансовых центров мира, а в ближайшие 10 лет претендовать на лидерство на региональном финансовом рынке для стран СНГ, Балтии и Восточной Европы.
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. М.: Юристъ, 2011.
2. Актуальные проблемы деятельности международных организаций. Отв. Ред. Морозов Г.И. М.: Международные отношения,2010.
3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие. - М., Финансы и статистика, 2008.
4. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестици¬онный потенциал. М., Международные отношения, 2013.
5. Астапов Управление внешним и внутренним государственным долгом России.// Мировая экономика и международные отношения.- 2013. - №2.
6. Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: Правовые аспекты учреждения и деятельности. - М., 2012.
7. Богомолов. Сложный путь интеграции России в международную экономику.// Мировая экономика и международные отношения. – 2013. - №9.
8. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. М., ЮНИТИ, 2014.
9. Вельяминов Г.М. Международные параорганизации (клубы) и долги России // Государство и право. - 2014. - №9.
10. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2013.
11. Внешний долг России: уроки и перспективы (по мате¬риалам круглого стола, проведенного в Финансовой акаде¬мии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит.- 2014.- №9.
12. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Уч. Пособие – М.: издательство «Консалтбанкир», 2010.
13. Глазьев С.Ю. Проблема долга СССР и перспективы ее решения // Внешняя торговля. - 2013.- № 1.
14. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляна – М.: Издательство РАГС, 2010.
15. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности. // Финансы – 2014. - №12.
16. Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.: «Экономика», 1998.
17. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. М.: «Экономика», 2013.
18. Крозе И. Мировая экономика с 1945 года до наших дней - М.: «Экономика», 2010.
19. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Тео¬рия и политика. Учебник для вузов. / Пер. с англ. - М, 2010.
20. Кузнецов Отношения России с МВФ.// Мировая экономика и международные отношения.- 2014. - №7
21. Лукина И.В. Международный валютный фонд: история и современность // Деньги и кредит. - 2014. - N 4.
22. Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Вестник МГУ. Экономика. – 2012. - № 2
23. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2010.
24. Международные экономические отношения./ Под ред. Жукова Е.Ф. М.: «Экономика», 2008.
25. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина – 3-е изд.; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
26. Международный валютный фонд и его влияние на экономику России // Экон. газета. - 2014. - Июль (N 27). - С.8.
27. Миклашевская Н.А, Холопов А.В. Международная экономика. Учебник. - М.: Юристъ, 2012.
28. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2010.
29. Нешаиаева Т.Н. Международные организации и право. М.: Дело, 1998.
30. Овчинников Г.П. Международная экономика. Учебное посо¬бие. - Санкт-Петербург, 2008.
31. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Норд-Хаус. Экономика. / Пер. с англ. -М., 2007.
32. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – М.: Инфра – М, 2006.
33. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник/ Под ред. Р.И. Зименкова – М.: Финансы и статистика, 2010.
34. Саркисянц А.Г. Система международных долгов – М.: «ДеКА», 2010.
35. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. - 2014. - № 7. - С.58-66; N 8. - С.61-68; N 9. - С.54-65; N 10. - С.44-58; N 12. - С.54-65.
36. Смыслов Д.В. МВФ: современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 2010.
37. Федякина Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и прак¬тика урегулирования. - М.: Юристъ, 1998.
38. Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000.
39. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000.
40. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. -М., 2006.
41. Хейфец Б. Итоги реструктуризации задолженности иностранных государств перед Россией.// Мировая экономика и международные отношения – 2014. - №8.
42. Школяр Н. Международные банки развития и Россия.// Мировая экономика и международные отношения. – 2013. - №12.
43. Школяр Н. Новая политика сотрудничества России с МФО: системный подход.// Вопросы экономики - №2 – 2014.
44. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник – М.: Международные отношения, 2008.
45. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2001.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55824 Дипломной работы — поможем найти подходящую