Все в срок и по теме! В целом, остался доволен работой
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы обусловлена наличием экономических и геополитических проблем в регионе Арктики, которые требуют сотрудничества государств и создания межправительственных организаций, которые регламентировали бы полномочия их деятельности.
В условиях глобализации вырабатываются общие принципы международного права, что соответствует объективным потребностям государств. Все больше проявляет себя тенденция юридического обеспечения интересов международного сообщества в целом. Изменяется также и экономическая картина планеты. Идет борьба за ресурсы. Масштабный характер приобретает научно-техническая революция. Ощутима потребность в усилении роли Организации Объединенных Наций в решении глобальных и международных проблем. Основа международного сотрудничества в регионе видится в сходстве природных, научно-технических и хозяйственных проблем различных народов и государств.
Россия не может и не должна оставаться в стороне от общемировых тенденций. Многоуровневые международные контакты, потребность в разработке глобальных проектов определяют важность интеграции России, как части экономической системы с мировой экономической системой. Важность Арктики для экономики России трудно переоценить. Достаточно сказать, что продукция, производимая на этой территории, обеспечивает 11% национального дохода и 22% объема экспорта страны. Здесь сосредоточены значительные запасы природного газа, алмазов, золота, серебра, меди и других полезных ископаемых. Геологические службы США оценили российские арктические ресурсы — в 150 с миллиардов тонн нефтяного эквивалента. К настоящему моменту в Арктике обнаружено 60 крупных месторождений углеводородов, 43 из которых расположены в российском секторе. По словам главы Российского газового общества, в Арктике находится 30% мировых неразведанных извлекаемых запасов газа и 13% — запасов нефти. Общая же стоимость всех разведанных запасов минерального сырья составляет 1,5-2 триллиона долларов.
Арктика — эта территория диалога. Сотрудничество арктических стран должно вдохновлять другие регионы как пример взаимопонимания и взаимодействия. Арктический Совет является центром обсуждения многочисленных проблем и вызовов, касающихся региона высоких широт. Арктика — это регулируемая территория, все арктические государства преследуют свои интересы в рамках международного права. Россия также заинтересована участвовать в международной организации - Арктический Совет, что диктуется новыми вызовами эпохи.
Объект исследования – международные институты в регулировании международных споров в Арктике
Предмет исследования – Арктический совет как международная организация по организации сотрудничества арктических стран
Цель исследования заключается в рассмотрении проблемы взаимодействия России со странами-членами Арктического совета на современном этапе
Основные задачи исследования заключаются в следующем:
- рассмотреть специфику функционирования Арктического совета;
- охарактеризовать особенности деления арктической территории, определив историческую эволюцию территориальных споров в Арктике;
- охарактеризовать специфику военной и энергетической безопасности в рамках функционирования Арктического совета;
- проанализировать экономическую политику Российской Федерации в области нефтедобычи;
- охарактеризовать развитие экономической политики России;
- рассмотреть международный аспект в экономической политике России в Арктике в областях нефтедобычи;
- определить перспективы хозяйственного освоения арктической зоны России;
- определить проблемы взаимодействия России с арктическими странами и пути их решения в рамках функционирования Арктического совета.
Теоретическую основу исследования составляют труды Боброва Р.Л., Малинина С.А., Крылова С.Б. об истории создания ООН, научные положения о международных организациях Бекяшева КА., Шибаевой ЕА., Маргиева В.И., Нешатаевой Т.Н., концепции о международном праве Василенко ВА., Лукашук И.И., Копылова М.Н. Над современными вопросами международного права в отношении Арктики работали Явчуновская РА., Моргунов БА., Дмитриевский А.Н., Котляков В.М., Николаев МБ., Молодцов СБ., Зиланов ВБ., Вылегжанин А.Н. и другие.
Методологическая основа исследования представлена принципами научного познания, которые используются в рамках методологического аппарата. Для рассмотрения теоретических аспектов изучаемой темы исследования применялся системный подход, а также исторический, сравнительно-правовой, а также формально – логический методы познания. Применение данных методов и подходов в комплексе позволило осуществить изучение рассматриваемых вопросов в целостности.
Обзор современного состояния международных проблем Арктики представлен на страницах периодики: в журналах «Арктика: экология и экономика», «Вестник Северного (Арктического) федерального университета», «Арктика и Север», « Вестник актуальных прогнозов», «Евразийский юридический журнал», «Мир экономики и права», «Мир юридической науки», где обсуждаются правовые проблемы арктического региона в русле общемировых процессов. Такие журналы, как « Вопросы истории и культуры северных стран и территорий» и «Север и рынок: формирование экономического порядка» рассматривают вопросы по изучению проблем истории и культуры народов, населяющих северные территории, и проблем развития данных северных регионов, публикуют статьи по вопросам национальной и региональной экономики, пространственному развитию социально-экономических систем, посвященным экономическим и социальным вопросам развития Севера и Арктики.
Нормативно-правовую базу исследования составили источники международного права - Конвенции, Декларации, Уставы, Договоры, Соглашения, Программы, Доклады, Федеральные законы Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, отражающие современный уровень международных отношений.
Научная новизна и оригинальность статьи определяется междисциплинарным подходом к изучению истории создания и основных направлений деятельности Арктического Совета. Новизна исследования представлена следующими моментами: систематизированы новые подходы решения экономических проблем Арктики через формирование определенных международных программ; сопоставлены общие тенденции и специфические особенности развития международного права в России в условиях глобализации; исследованы концепции международного права, предусматривающие интеграцию России в новое мировое пространство.
Введение 3
Глава 1. Арктический совет: структура, цели, деятельность 7
1.1. Геополитические и экономические интересы участников Арктического совета 7
1.2. Особенности деления арктической территории 10
1.3. Специфика военной и энергетической безопасности в рамках функционирования Арктического совета 14
Глава 2. Характеристика экономической политики Российской Федерации в области нефтедобычи 22
2.1. Развитие экономической политики России 22
2.2. Международный аспект в экономической политике России в Арктике в области нефтедобычи 33
2.3. Перспективы хозяйственного освоения арктической зоны России 39
Глава 3. Проблемы взаимодействия России с арктическими странами и пути их решения в Арктическом совете 53
3.1. Северный морской путь – стратегическая стабильность и равноправное партнерство в Арктике 53
3.2. Реализация российских государственных программ развития арктической зоны и сотрудничество с арктическими странами 57
3.3. Сотрудничество нефтяных компаний РФ с нефтяными компаниями арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция). 72
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 87
Интеграционные процессы глобализации необходимо применять в национальных интересах с учетом реальных вызовов и объективных противоречий, а суверенитет необходимо защищать. Поэтому особое внимание участники конференции уделили проблемам оборонной деятельности и национальной безопасности в Арктике. Выявлены не только
направления научно-технического сотрудничества на море, но и стратегические факторы силового присутствия в акваториях.
Можно констатировать, что борьба за морские коммуникации и другие ресурсы арктического шельфа еще впереди, и она будет продолжительной и напряженной. При этом не вызывает сомнений то, что это будет соперничество в первую очередь технологий, хозяйственных систем и способности защищать суверенитет силовыми методами. Поэтому под морской политикой в российской Арктике имеется в виду государственная деятельность во всех сферах и направлениях, обеспечивающих приоритеты национальных интересов в акваториальных пространствах в противоречивых условиях и тенденциях глобализации.
Повышенный интерес к Арктике проявляют и «третьи» страны, не являющиеся прямыми субъектами двухсторонних переговоров. Новейшие и самые мощные научно-исследовательские ледоколы построены в Южной Корее и Китае, явно не для прогулок к Северному полюсу. Уже более пяти лет они проводят исследования в тех шельфовых зонах, на которые претендует Российская Федерация.
Следовательно, при анализе стратегических вызовов и экономического сотрудничества, а также выработка перспективной морской политики по защите национальных интересов в российской Арктике следует исходить из двух основополагающих принципов:
- глобальности – то есть российская Арктика является составной частью мировой Арктики и все процессы в ней необходимо исследовать и решать с учетом международных тенденций и нормативных актов, расстановки действующих здесь сил;
- суверенности – то есть российская Арктика является важнейшей частью национальной социально-экономической системы и все меры регулирования должны быть направлены на защиту национальных интересов и суверенитета Российской Федерации.
В результате монографического исследования выявлено, что реализация стратегических целей защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике, в том числе в сфере природопользования, решения комплекса стоящих здесь экономических, инновационных, социальных и т.п. задач необходимо:
В области обеспечения национальных интересов в Арктике и глобальной
геополитики:
- геополитические приоритеты и национальные интересы защищать на основе принятия Федерального закона «Об Арктической зоне Российской
Федерации»;
- обеспечить комплексную реализацию и адресное финансирование мероприятий государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»;
- при разработке программных документов и управленческих решений руководствоваться положениями Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и Морской доктрины Российской Федерации;
- для обеспечения эффективности реализации Государственной программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ до 2020 года разработать план внедрения инновационных технологий по освоению природных ресурсов Арктики;
- повысить качество экономического обоснования пространственной организации освоения природных ресурсов Арктической зоны РФ с целью минимизации затрат на «обживание» территорий с суровыми климатическими условиями;
- улучшить координацию деятельности различных министерств и ведомств по реализации инвестиционных проектов и государственных программ в Арктической зоне РФ;
- создать систему обеспечения процессов наблюдения, управления, слежения за объектами экономической деятельности в арктическом регионе в воздушной, надводной и подводной сферах.
1. Арктические социальные показатели. Отчет Арктического Совета 2014//Арктический Совет//URL: http://hdl.handle.net/11374/50 (дата посещения - 28.03.2015)
2. Декларация Арктического Совета 2013//Арктический Совет//URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/94/All_Arctic_Council_Declarations_1996-2013_Searchable.pdf?sequence=5&isAllowed=y (дата посещения - 28.03.2015)
3. Декларация Кируна Министерской сессии Арктического Совета//Арктический Совет//URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/93/MM08_Final_Kiruna_declaration_w_signature.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата посещения - 28.03.2015)
4. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года//ООН//URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml (дата посещения - 29.03.2015)
5. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 17.12.2014) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172466&_ga=1.245169730.65793605.1426532027 (дата посещения - 31.03.2015)
6. Постановление Правительства РФ от 07.03.2000 N 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=26438&_ga=1.211621202.65793605.1426532027 (дата посещения - 29.03.2015)
7. Постановление Правительства РФ от 02.06.2014 N 506-12 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса»//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164143&_ga=1.211621202.65793605.1426532027 (дата посещения - 29.03.2015)
8. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=174051&_ga=
9. 1.211621202.65793605.1426532027 (дата посещения - 29.03.2015)
10. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ)//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142561&_ga=1.245169730.65793605.1426532027 (дата посещения - 31.03.2015)
11. Указ Президента РФ от 02.05.2014 N 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162553&_ga=1.245169730.65793605.1426532027 (дата посещения - 31.03.2015)
Литература
1. Алексеев Т.В. Региональная безопасность Арктики под угрозой. Север России в военно-морском и экономическом отношениях//Военно-исторический журнал, 2014. №5. С.74 - 75
2. Антюшина Н.М.. Арктика: Новый Формат Международного Сотрудничества. М., 2014 – 306с.
3. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3 томах. Том 1. М.: Аспект-Пресс, 2013. – 360с.
4. Арктика: природные ресурсы, позиции России, военное присутствие, концепции развития. Информационно - аналитическая записка. М.: Центр политической информации, 2013. – 20с.
5. Барсегов Ю. Арктика. Интересы России и международные условия их реализации. М.: наука, 2015. – 356с.
6. Белявская Л.И. Право недропользования в России и Арктике//Российское государствоведение, 2014, №2. – С.127 -132
7. Боякова С.И. Современная Арктика: опыт изучения и проблемы. М.: Институт гуманитарных исследований, 2014. – 196с.
8. Буйневич М.В. Вопросы обеспечения информационно - технологического суверенитета в Арктике в контексте актуальных проблем информационной безопасности России//Актуальные проблемы инфокоммуникаций в науке и образовании, 2014. – С.39 – 47
9. Буянов В.С. Арктический вектор внешней политики России//Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2014. № 1-2 (6-7). С. 60-64.
10. Васильев В.В. Особенности и проблемы выделения Арктики в современном законодательстве России//Север и рынок: формирование экономического порядка, 2014, №41. – С.43 – 45
11. Гаврилов В.В. Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации//Журнал российского права. 2015. № 2 (218). С. 147-157.
12. Доценко С.А. Проблемы и перспективы взаимодействия России в Арктике с альянсом США и Канады//Актуальные проблемы современности, 2014. – С.73 - 81
13. Егоров Е.Г. Арктика – интересы России и международные условия их реализации. М.: Наука, 2012. – 335с.
14. Егоров Е.Г. Арктика и Северный морской путь. М.: СО РАН, 2011. – 125с.
15. Елисеев Д. Глобальные тенденции развития Арктики: риски для России//Проблемы теории и практики управления, 2014, №4. – С.62 – 71
16. Залкинд Л.О. Государственное участие в экономическом развитии Арктики России//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014, №1. – С.36 – 51
17. Зерщикова Н.И. Современное социально - экономическое состояние арктической зоны Российской Федерации как основа обеспечения безопасности страны//Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. Т. 1. № 38. С. 21-26.
18. Зиланов В. Россия теряет Арктику? М.: Алгоритм, 2014. – 120с.
19. Инджиев А. Битва за Арктику. Будет ли Север Русским? М.: Эксмо, 2014. – 224с.
20. Казаков М.А. Национальные интересы России и Финляндии в Арктике: реальность перспективы сотрудничества//Вестник Кемеровского государственного университета, 2014, №3. – С.92 - 97
21. Калягин В.Н. Российская Арктика: на пороге катастрофы. М.: Центр экологической политики России, 2014. – 206с.
22. Козьменко С.Ю. Национальные интересы России и экономика морских коммуникаций в Арктике//Морской сборник, 2014, №8. – С.45 – 50
23. Кондраль Д.П. Учет рисков при формировании стратегических альянсов развития Арктики России: методологический и управленческий аспект//Вопросы управления, 2014, №6. – С.133 - 137
24. Кондратов Н.А. Освоение Арктики: стратегические интересы России//Вестник Северного федерального университета, 2014, №1, С.120 – 126
25. Конышев В.Н. Военная стратегия США в Арктике и национальная безопасность России//Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014, №41. – С.54 - 64
26. Комлева В.В. Россия в современной международной системе координат: новые вызовы и возможности. М.: Проспект, 2014. – 683с.
27. Королев В.И. Деятельность ВМФ России в Арктике//Защита и безопасность, 2014, №1. – С.24 - 26
28. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. Архангельск, 2012. – 482с.
29. Лукин Ю.Ф. Современная ситуация в Арктике в контексте глобальных трендов//Арктика и Север. 2014. № 16. С. 41-71.
30. Михайлова Т.А. международный статус и интересы России в арктическом регионе и Арктическом совете//Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2014. № 3 (27). С. 24-42.
31. Нурышев Г. Россия в современной геополитике. М.: АСТ, 2014. – 505с.
32. Победоносцева В.В. Особенности экономического развития территорий крайнего Севера и Арктики России//В мире научных открытий, 2014, №7. – С.1395 - 1409
33. Русанов И.П. О комплексном развитии транспортно - логистических систем в регионах России, прилегающих к Арктике//Вестник Мурманского государственного технического университета, 2014, №3. – С.540 - 551
34. Сморчкова В.И. Арктика: регион мира и глобального сотрудничества: институциональные предпосылки устойчивого развития. М.: РАГС, 2013. – 243с.
35. Соколова Н.А. Верховенство международного права. М.: Проспект, 2014. – 362с.
36. Татаркин А.И. Россия в Артике: стратегические приоритеты комплексного освоения и инфраструктурной политики//Вестник Мурманского государственного технического университета, 2014, №3. – С.573 – 587
37. Томтосов А.М. Арктика как один из центральных инвестиционных приоритетов России//Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем, 2014. – С.202 – 203
38. Хотькова Е.С. Арктика в современной системе международных отношений и национальные интересы России//Проблемы национальной стратегии, 2014, №5. – С.9 – 43
39. Швец Н.Н. Нефтегазовые ресурсы Арктики: правовой статус, оценка запасов//Вестник МГИМО Университета. 2014. № 4 (37). С. 60-67.
40. Шульц В.Л. Сценарный анализ угроз процессам управления реализацией государственной политики России в Арктике//12 Всероссийское Совещание по проблемам управления, 2014. – С.82 - 88
41. Щербаков Г.А. Сибирь и Арктика - главный вектор развития России в 21 веке//Земля, вода, климат Сибири и Арктики в XXI веке: проблемы и решения сборник докладов Международной научно-практической конференции. 2014. – С.82 - 86
42. Ямилов Р.М. Позиционирование России в Арктике: проблемные аспекты//Арктика и Север, 2014, №17. – С.91 -98
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы обусловлена наличием экономических и геополитических проблем в регионе Арктики, которые требуют сотрудничества государств и создания межправительственных организаций, которые регламентировали бы полномочия их деятельности.
В условиях глобализации вырабатываются общие принципы международного права, что соответствует объективным потребностям государств. Все больше проявляет себя тенденция юридического обеспечения интересов международного сообщества в целом. Изменяется также и экономическая картина планеты. Идет борьба за ресурсы. Масштабный характер приобретает научно-техническая революция. Ощутима потребность в усилении роли Организации Объединенных Наций в решении глобальных и международных проблем. Основа международного сотрудничества в регионе видится в сходстве природных, научно-технических и хозяйственных проблем различных народов и государств.
Россия не может и не должна оставаться в стороне от общемировых тенденций. Многоуровневые международные контакты, потребность в разработке глобальных проектов определяют важность интеграции России, как части экономической системы с мировой экономической системой. Важность Арктики для экономики России трудно переоценить. Достаточно сказать, что продукция, производимая на этой территории, обеспечивает 11% национального дохода и 22% объема экспорта страны. Здесь сосредоточены значительные запасы природного газа, алмазов, золота, серебра, меди и других полезных ископаемых. Геологические службы США оценили российские арктические ресурсы — в 150 с миллиардов тонн нефтяного эквивалента. К настоящему моменту в Арктике обнаружено 60 крупных месторождений углеводородов, 43 из которых расположены в российском секторе. По словам главы Российского газового общества, в Арктике находится 30% мировых неразведанных извлекаемых запасов газа и 13% — запасов нефти. Общая же стоимость всех разведанных запасов минерального сырья составляет 1,5-2 триллиона долларов.
Арктика — эта территория диалога. Сотрудничество арктических стран должно вдохновлять другие регионы как пример взаимопонимания и взаимодействия. Арктический Совет является центром обсуждения многочисленных проблем и вызовов, касающихся региона высоких широт. Арктика — это регулируемая территория, все арктические государства преследуют свои интересы в рамках международного права. Россия также заинтересована участвовать в международной организации - Арктический Совет, что диктуется новыми вызовами эпохи.
Объект исследования – международные институты в регулировании международных споров в Арктике
Предмет исследования – Арктический совет как международная организация по организации сотрудничества арктических стран
Цель исследования заключается в рассмотрении проблемы взаимодействия России со странами-членами Арктического совета на современном этапе
Основные задачи исследования заключаются в следующем:
- рассмотреть специфику функционирования Арктического совета;
- охарактеризовать особенности деления арктической территории, определив историческую эволюцию территориальных споров в Арктике;
- охарактеризовать специфику военной и энергетической безопасности в рамках функционирования Арктического совета;
- проанализировать экономическую политику Российской Федерации в области нефтедобычи;
- охарактеризовать развитие экономической политики России;
- рассмотреть международный аспект в экономической политике России в Арктике в областях нефтедобычи;
- определить перспективы хозяйственного освоения арктической зоны России;
- определить проблемы взаимодействия России с арктическими странами и пути их решения в рамках функционирования Арктического совета.
Теоретическую основу исследования составляют труды Боброва Р.Л., Малинина С.А., Крылова С.Б. об истории создания ООН, научные положения о международных организациях Бекяшева КА., Шибаевой ЕА., Маргиева В.И., Нешатаевой Т.Н., концепции о международном праве Василенко ВА., Лукашук И.И., Копылова М.Н. Над современными вопросами международного права в отношении Арктики работали Явчуновская РА., Моргунов БА., Дмитриевский А.Н., Котляков В.М., Николаев МБ., Молодцов СБ., Зиланов ВБ., Вылегжанин А.Н. и другие.
Методологическая основа исследования представлена принципами научного познания, которые используются в рамках методологического аппарата. Для рассмотрения теоретических аспектов изучаемой темы исследования применялся системный подход, а также исторический, сравнительно-правовой, а также формально – логический методы познания. Применение данных методов и подходов в комплексе позволило осуществить изучение рассматриваемых вопросов в целостности.
Обзор современного состояния международных проблем Арктики представлен на страницах периодики: в журналах «Арктика: экология и экономика», «Вестник Северного (Арктического) федерального университета», «Арктика и Север», « Вестник актуальных прогнозов», «Евразийский юридический журнал», «Мир экономики и права», «Мир юридической науки», где обсуждаются правовые проблемы арктического региона в русле общемировых процессов. Такие журналы, как « Вопросы истории и культуры северных стран и территорий» и «Север и рынок: формирование экономического порядка» рассматривают вопросы по изучению проблем истории и культуры народов, населяющих северные территории, и проблем развития данных северных регионов, публикуют статьи по вопросам национальной и региональной экономики, пространственному развитию социально-экономических систем, посвященным экономическим и социальным вопросам развития Севера и Арктики.
Нормативно-правовую базу исследования составили источники международного права - Конвенции, Декларации, Уставы, Договоры, Соглашения, Программы, Доклады, Федеральные законы Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, отражающие современный уровень международных отношений.
Научная новизна и оригинальность статьи определяется междисциплинарным подходом к изучению истории создания и основных направлений деятельности Арктического Совета. Новизна исследования представлена следующими моментами: систематизированы новые подходы решения экономических проблем Арктики через формирование определенных международных программ; сопоставлены общие тенденции и специфические особенности развития международного права в России в условиях глобализации; исследованы концепции международного права, предусматривающие интеграцию России в новое мировое пространство.
Введение 3
Глава 1. Арктический совет: структура, цели, деятельность 7
1.1. Геополитические и экономические интересы участников Арктического совета 7
1.2. Особенности деления арктической территории 10
1.3. Специфика военной и энергетической безопасности в рамках функционирования Арктического совета 14
Глава 2. Характеристика экономической политики Российской Федерации в области нефтедобычи 22
2.1. Развитие экономической политики России 22
2.2. Международный аспект в экономической политике России в Арктике в области нефтедобычи 33
2.3. Перспективы хозяйственного освоения арктической зоны России 39
Глава 3. Проблемы взаимодействия России с арктическими странами и пути их решения в Арктическом совете 53
3.1. Северный морской путь – стратегическая стабильность и равноправное партнерство в Арктике 53
3.2. Реализация российских государственных программ развития арктической зоны и сотрудничество с арктическими странами 57
3.3. Сотрудничество нефтяных компаний РФ с нефтяными компаниями арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция). 72
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 87
Интеграционные процессы глобализации необходимо применять в национальных интересах с учетом реальных вызовов и объективных противоречий, а суверенитет необходимо защищать. Поэтому особое внимание участники конференции уделили проблемам оборонной деятельности и национальной безопасности в Арктике. Выявлены не только
направления научно-технического сотрудничества на море, но и стратегические факторы силового присутствия в акваториях.
Можно констатировать, что борьба за морские коммуникации и другие ресурсы арктического шельфа еще впереди, и она будет продолжительной и напряженной. При этом не вызывает сомнений то, что это будет соперничество в первую очередь технологий, хозяйственных систем и способности защищать суверенитет силовыми методами. Поэтому под морской политикой в российской Арктике имеется в виду государственная деятельность во всех сферах и направлениях, обеспечивающих приоритеты национальных интересов в акваториальных пространствах в противоречивых условиях и тенденциях глобализации.
Повышенный интерес к Арктике проявляют и «третьи» страны, не являющиеся прямыми субъектами двухсторонних переговоров. Новейшие и самые мощные научно-исследовательские ледоколы построены в Южной Корее и Китае, явно не для прогулок к Северному полюсу. Уже более пяти лет они проводят исследования в тех шельфовых зонах, на которые претендует Российская Федерация.
Следовательно, при анализе стратегических вызовов и экономического сотрудничества, а также выработка перспективной морской политики по защите национальных интересов в российской Арктике следует исходить из двух основополагающих принципов:
- глобальности – то есть российская Арктика является составной частью мировой Арктики и все процессы в ней необходимо исследовать и решать с учетом международных тенденций и нормативных актов, расстановки действующих здесь сил;
- суверенности – то есть российская Арктика является важнейшей частью национальной социально-экономической системы и все меры регулирования должны быть направлены на защиту национальных интересов и суверенитета Российской Федерации.
В результате монографического исследования выявлено, что реализация стратегических целей защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике, в том числе в сфере природопользования, решения комплекса стоящих здесь экономических, инновационных, социальных и т.п. задач необходимо:
В области обеспечения национальных интересов в Арктике и глобальной
геополитики:
- геополитические приоритеты и национальные интересы защищать на основе принятия Федерального закона «Об Арктической зоне Российской
Федерации»;
- обеспечить комплексную реализацию и адресное финансирование мероприятий государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»;
- при разработке программных документов и управленческих решений руководствоваться положениями Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и Морской доктрины Российской Федерации;
- для обеспечения эффективности реализации Государственной программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ до 2020 года разработать план внедрения инновационных технологий по освоению природных ресурсов Арктики;
- повысить качество экономического обоснования пространственной организации освоения природных ресурсов Арктической зоны РФ с целью минимизации затрат на «обживание» территорий с суровыми климатическими условиями;
- улучшить координацию деятельности различных министерств и ведомств по реализации инвестиционных проектов и государственных программ в Арктической зоне РФ;
- создать систему обеспечения процессов наблюдения, управления, слежения за объектами экономической деятельности в арктическом регионе в воздушной, надводной и подводной сферах.
1. Арктические социальные показатели. Отчет Арктического Совета 2014//Арктический Совет//URL: http://hdl.handle.net/11374/50 (дата посещения - 28.03.2015)
2. Декларация Арктического Совета 2013//Арктический Совет//URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/94/All_Arctic_Council_Declarations_1996-2013_Searchable.pdf?sequence=5&isAllowed=y (дата посещения - 28.03.2015)
3. Декларация Кируна Министерской сессии Арктического Совета//Арктический Совет//URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/93/MM08_Final_Kiruna_declaration_w_signature.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата посещения - 28.03.2015)
4. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года//ООН//URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml (дата посещения - 29.03.2015)
5. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 17.12.2014) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172466&_ga=1.245169730.65793605.1426532027 (дата посещения - 31.03.2015)
6. Постановление Правительства РФ от 07.03.2000 N 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=26438&_ga=1.211621202.65793605.1426532027 (дата посещения - 29.03.2015)
7. Постановление Правительства РФ от 02.06.2014 N 506-12 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса»//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164143&_ga=1.211621202.65793605.1426532027 (дата посещения - 29.03.2015)
8. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=174051&_ga=
9. 1.211621202.65793605.1426532027 (дата посещения - 29.03.2015)
10. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ)//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142561&_ga=1.245169730.65793605.1426532027 (дата посещения - 31.03.2015)
11. Указ Президента РФ от 02.05.2014 N 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»//Консультант-плюс//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162553&_ga=1.245169730.65793605.1426532027 (дата посещения - 31.03.2015)
Литература
1. Алексеев Т.В. Региональная безопасность Арктики под угрозой. Север России в военно-морском и экономическом отношениях//Военно-исторический журнал, 2014. №5. С.74 - 75
2. Антюшина Н.М.. Арктика: Новый Формат Международного Сотрудничества. М., 2014 – 306с.
3. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3 томах. Том 1. М.: Аспект-Пресс, 2013. – 360с.
4. Арктика: природные ресурсы, позиции России, военное присутствие, концепции развития. Информационно - аналитическая записка. М.: Центр политической информации, 2013. – 20с.
5. Барсегов Ю. Арктика. Интересы России и международные условия их реализации. М.: наука, 2015. – 356с.
6. Белявская Л.И. Право недропользования в России и Арктике//Российское государствоведение, 2014, №2. – С.127 -132
7. Боякова С.И. Современная Арктика: опыт изучения и проблемы. М.: Институт гуманитарных исследований, 2014. – 196с.
8. Буйневич М.В. Вопросы обеспечения информационно - технологического суверенитета в Арктике в контексте актуальных проблем информационной безопасности России//Актуальные проблемы инфокоммуникаций в науке и образовании, 2014. – С.39 – 47
9. Буянов В.С. Арктический вектор внешней политики России//Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2014. № 1-2 (6-7). С. 60-64.
10. Васильев В.В. Особенности и проблемы выделения Арктики в современном законодательстве России//Север и рынок: формирование экономического порядка, 2014, №41. – С.43 – 45
11. Гаврилов В.В. Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации//Журнал российского права. 2015. № 2 (218). С. 147-157.
12. Доценко С.А. Проблемы и перспективы взаимодействия России в Арктике с альянсом США и Канады//Актуальные проблемы современности, 2014. – С.73 - 81
13. Егоров Е.Г. Арктика – интересы России и международные условия их реализации. М.: Наука, 2012. – 335с.
14. Егоров Е.Г. Арктика и Северный морской путь. М.: СО РАН, 2011. – 125с.
15. Елисеев Д. Глобальные тенденции развития Арктики: риски для России//Проблемы теории и практики управления, 2014, №4. – С.62 – 71
16. Залкинд Л.О. Государственное участие в экономическом развитии Арктики России//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014, №1. – С.36 – 51
17. Зерщикова Н.И. Современное социально - экономическое состояние арктической зоны Российской Федерации как основа обеспечения безопасности страны//Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. Т. 1. № 38. С. 21-26.
18. Зиланов В. Россия теряет Арктику? М.: Алгоритм, 2014. – 120с.
19. Инджиев А. Битва за Арктику. Будет ли Север Русским? М.: Эксмо, 2014. – 224с.
20. Казаков М.А. Национальные интересы России и Финляндии в Арктике: реальность перспективы сотрудничества//Вестник Кемеровского государственного университета, 2014, №3. – С.92 - 97
21. Калягин В.Н. Российская Арктика: на пороге катастрофы. М.: Центр экологической политики России, 2014. – 206с.
22. Козьменко С.Ю. Национальные интересы России и экономика морских коммуникаций в Арктике//Морской сборник, 2014, №8. – С.45 – 50
23. Кондраль Д.П. Учет рисков при формировании стратегических альянсов развития Арктики России: методологический и управленческий аспект//Вопросы управления, 2014, №6. – С.133 - 137
24. Кондратов Н.А. Освоение Арктики: стратегические интересы России//Вестник Северного федерального университета, 2014, №1, С.120 – 126
25. Конышев В.Н. Военная стратегия США в Арктике и национальная безопасность России//Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014, №41. – С.54 - 64
26. Комлева В.В. Россия в современной международной системе координат: новые вызовы и возможности. М.: Проспект, 2014. – 683с.
27. Королев В.И. Деятельность ВМФ России в Арктике//Защита и безопасность, 2014, №1. – С.24 - 26
28. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. Архангельск, 2012. – 482с.
29. Лукин Ю.Ф. Современная ситуация в Арктике в контексте глобальных трендов//Арктика и Север. 2014. № 16. С. 41-71.
30. Михайлова Т.А. международный статус и интересы России в арктическом регионе и Арктическом совете//Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2014. № 3 (27). С. 24-42.
31. Нурышев Г. Россия в современной геополитике. М.: АСТ, 2014. – 505с.
32. Победоносцева В.В. Особенности экономического развития территорий крайнего Севера и Арктики России//В мире научных открытий, 2014, №7. – С.1395 - 1409
33. Русанов И.П. О комплексном развитии транспортно - логистических систем в регионах России, прилегающих к Арктике//Вестник Мурманского государственного технического университета, 2014, №3. – С.540 - 551
34. Сморчкова В.И. Арктика: регион мира и глобального сотрудничества: институциональные предпосылки устойчивого развития. М.: РАГС, 2013. – 243с.
35. Соколова Н.А. Верховенство международного права. М.: Проспект, 2014. – 362с.
36. Татаркин А.И. Россия в Артике: стратегические приоритеты комплексного освоения и инфраструктурной политики//Вестник Мурманского государственного технического университета, 2014, №3. – С.573 – 587
37. Томтосов А.М. Арктика как один из центральных инвестиционных приоритетов России//Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем, 2014. – С.202 – 203
38. Хотькова Е.С. Арктика в современной системе международных отношений и национальные интересы России//Проблемы национальной стратегии, 2014, №5. – С.9 – 43
39. Швец Н.Н. Нефтегазовые ресурсы Арктики: правовой статус, оценка запасов//Вестник МГИМО Университета. 2014. № 4 (37). С. 60-67.
40. Шульц В.Л. Сценарный анализ угроз процессам управления реализацией государственной политики России в Арктике//12 Всероссийское Совещание по проблемам управления, 2014. – С.82 - 88
41. Щербаков Г.А. Сибирь и Арктика - главный вектор развития России в 21 веке//Земля, вода, климат Сибири и Арктики в XXI веке: проблемы и решения сборник докладов Международной научно-практической конференции. 2014. – С.82 - 86
42. Ямилов Р.М. Позиционирование России в Арктике: проблемные аспекты//Арктика и Север, 2014, №17. – С.91 -98
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55824 Дипломной работы — поможем найти подходящую