Все в срок и по теме! В целом, остался доволен работой
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Вступление мирового хозяйства в глобальную фазу динамизировало как традиционные формы международных экономических отношений, так и ускорило развитие новых форм международного сотрудничества, в частности научно-технического, что обусловлено радикальными технологическими сдвигами в условиях становления экономики знаний и интернационализации науки. Природа и нелинейность инновационных процессов, которые охватывают в последние десятилетия высокоразвитый центр мировой экономики, детерминируют интеграционные усилия всех субъектов международных экономических отношений в разработке новых технологий, их промышленном использовании и распределении интеллектуальной ренты, что дает им возможность получать устойчивые конкурентные преимущества.
В течение последних десятилетий основными факторами, обеспечивающими национальные конкурентные преимущества, в отличие от классических, стали: образование и наука, быстрые темпы формирования новых технологических укладов, степень интеграции в мировое информационное пространство, интеллектуальная, творческая работа и наукоемкие отрасли промышленности.
Статус государства на международной арене определяется в большей степени как научно-технологическим и интеллектуальным потенциалом, степенью интеграции страны в мировой технологический и информационное пространство. Научно-техническое сотрудничество является важной составляющей всего комплекса международных экономических отношений нашей страны, поскольку именно интеллектуальный потенциал общества позволяет оптимизировать принятие любых государственных решений.
Некоторые аспекты развития научно-технического и технологического сотрудничества между странами и предприятиями рассмотрены в работах Ахапкина Н.Г., Данилин И.В. , Кириченко Э.В., Лебедева Е.А., Перова М.К. Вопрос технологического развития и трансфера технологий на национальном и международном уровнях изображено в работах, В.В. Ельникова, А.П. Шпака, А.А. Дагаев, В.М. Полтеровича, О.Ф.Андросовой, А.А. Мокея, В.П. Соловьева, Л.И. Федуловой, Б.М. Чумаченко, Н.Г. Георгиади, В.В. Калинина, М.Л. Катешова, В.С. Лысенко, А. Андрощука. Анализом форм международного экономического сотрудничества и трансфера технологий занимались зарубежные ученые М. Блекени, В. Чадсон, Г. Хеллейнер, Е. Мэнсфилд, П. Мачлински, С. Патель, П. Роффе, С. Верма.
Целью дипломной работы является комплексное исследование сущности и факторов формирования международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации и Республики Корея и разработка научно обоснованных стратегических приоритетов интеграции Российской Федерации в глобальную высокотехнологическую систему.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие конкретные задачи:
раскрыть современную природу, формы и направления международного научно-технического сотрудничества;
охарактеризовать учacтие России в междунaрoднoм нayчно-техническом сотрудничестве;
определить политику Республики Корея в формировании инновационной экономики;
обозначить роль науки и техники в экономическом развитии Республики Корея;
проанализировать международное научно-технологическое сотрудничество Республики Корея;
проанализировать направления сотрудничества России и Республики Корея в высокотехнологичной сфере нa современном этапе;
очертить основные задачи дальнейшего развития экономических связей в сфере высоких технологий между Южной Кореей и Россией;
описать проблемы стимулирования экономического сотрудничества между РФ и РК;
определить перспективные направления сотрудничества РФ и РК в области науки и техники.
Объектом исследования являются процессы международного научно-технического обмена в условиях глобального развития.
Предмет исследования - международная высокотехнологическая кооперация, что приобретает структурного характера во взаимодействии Российской Федерации и Республики Корея.
Дипломное исследование базируется на использовании принципа единства теории и практики, прогнозирования развития экономических процессов на основе методов научной абстракции, общего и частичного. Методологической основой дипломной работы являются: историко-логический метод, системно-структурный анализ экономических процессов и явлений, анализ и синтез, методы количественного и качественного сравнений, экспертных оценок и прогнозов.
Широко использована нормативно-правовая база, регулирующая международное научно-техническое сотрудничество, литературные источники, статистические сборники, а также другая научная информация, имеющая форму непечатной продукции и размещена во всемирной сети Internet.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В работе размещено 9 рисунков и 7 таблиц. Список литературы насчитывает 69 источников. Основной тест работы размещен на 103 листах.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. 7
ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В НAУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 7
1.1. Сущность понятия, содержания, формы и уровней международного сотрудничества в научно-технической сфере 7
1.2. Учacтие России в междунaрoднoм нayчно-техническом сотрудничестве 13
1.3. Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики 21
РАЗДЕЛ 2. 31
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ 31
2.1. Роль науки и техники в экономическом развитии Республики Корея 31
2.2. Международное научно-технологическое сотрудничество Республики Корея 46
2.3. Анализ направлений сотрудничества России и Республики Корея в высокотехнологичной сфере нa современном этапе 57
РАЗДЕЛ 3. 72
КОРЕЙСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 72
3.1.Основные задачи дальнейшего развития экономических связей в сфере высоких технологий между Южной Кореей и Россией 72
3.2. Проблемы стимулирования экономического сотрудничества между РФ и РК 79
3.3. Перспективные направления сотрудничества РФ и РК в области науки и техники 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце ХХ в. - начала XXI века формируются предпосылки и активизируются факторы становления глобальной экономики как объективной реальности, что вызвало изменение парадигмы развития. Во взаимосвязанном и одновременно поляризованном мире с неравномерным распределением ресурсов и благ поиск новых источников экономического роста является неотъемлемой частью национальной политики и глобального моделирования. Неоспоримым в теоретическом и практическом ракурсах является весомость и приоритетная роль экономики знаний в современных трансформационных процессах, когда новаторские технологические и организационные идеи стали основной движущей силой экономического прогресса.
Развитые страны в современных условиях глобализации экономической жизни обеспечивают свое развитие за счет совершенствования существующих технологий, техники и использования принципиально новых научных достижений.
Российская Федерация как независимое государство живет во взаимосвязанном и взаимозависимом мире. Для России стратегической целью является ее вхождение в международные научно-технические потоки, которые позволят обеспечить конкурентоспособность основных отраслей промышленности, а научный обмен позволит сосредоточиться на решении проблем стратегической научно-технической политики и на поиске путей реализации инновационной модели развития.
В данном контексте особую роль для России приобретает проблема создание действенных механизмов по повышению международной конкурентоспособности высокотехнологического комплекса, который должен стать фундаментом эффективной международной экономической интеграции.
Республика Корея является одним из самых успешных образцов применения парадигмы экономики знаний с практической демонстрацией положительной корреляции между инновационной стратегией и экономическим ростом. В эффективном симбиозе национальных и бизнес-мотиваций и согласованных действий южнокорейская экономика поэтапно трансформируется в инновационно креативную экономику знаний, становится высоко конкурентоспособным участником глобального рынка. Имплементация креативного подхода в инициированы и поддерживаемые государством долгосрочные стратегии не только обеспечивает инновационное лидерство в прогрессирующих сегментах глобального рынка, и предоставляет новые возможности устойчивого социально-экономического развития.
Россия по уровню инновационного развития и инновационного потенциала значительно отстает от ведущих стран мира, и от Республики Корея в том числе. Для преодоления такого разрыва России нужно более активно привлекаться к международным научно-техническим и инвестиционным кооперационным связям. В современных условиях международное научно-техническое сотрудничество для России имеет ряд важных преимуществ. Оно позволяет, во-первых, создавать новые или модернизировать действующие производства по выпуску высокотехнологической продукции, эффективной для отечественного предприятия и конкурентоспособной на мировых рынках, обеспечивая выигрышные позиции для российских потребителей этой продукции; во-вторых, быстро и радикально повышать технический уровень производства, улучшать технико-экономические да и качественные параметры продукции на основе внедрения передовых отечественных и зарубежных технологий.
Вместе с тем, на сегодня в России продолжают эксплуатироваться имеющиеся природные ресурсы, когда ориентирован на экспорт бизнес в лице крупных корпораций минерально-сырьевого комплекса, базируется на низких производствах, обеспечивая определенный уровень занятости и сохранения позиций его монопольного лидерства в национальной экономике. Мировые рейтинги оценки 2007-2015 гг. отражают ухудшение большинства показателей конкурентоспособности Российской Федерации.
К основным причинам, которые тормозят эффективную реализацию инновационно-технологической модели развития российской экономики, следует отнести: несформированность национальной инновационной системы; низкий уровень финансирования инновационной сферы; невысокая инновационная активность отечественных предприятий и слабые связи между субъектами инновационной сферы; низкий уровень научно-исследовательских работ в бизнес-секторе; слабый уровень коммерциализации инноваций; небольшой спрос на инновационные продукты со стороны промышленного сектора; неинтенсивным научно-технологический обмен; крайне низкий уровень патентования отечественных изобретений в иностранных патентных организациях; отсутствие национального рынка венчурного капитала и конкуренции в инновационном предпринимательстве; неразвитость законодательной базы, регулирующей инновационную сферу.
В современных условиях, когда экономическая теория в традиционных парадигмах только с очевидным опозданием интерпретирует преимущественно количественные трансформационные изменения, производя соответствующие базовые характеристики экономики, а дифференцированные экономические науки демонстрируют свою методологическую несостоятельность в парадигме экономики знаний необходимо исследовать и оценивать новые глобализационные вызовы и противоречия. Признание развивающимися, а не только странами-лидерами важности трансформации традиционной экономики к наукоемкой может стать переломным моментом в достижении цивилизационного прогресса, обеспечит социально-экономическую стабильность и изменит асимметричную модель глобальной экономики XXI века.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / - 2008. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/
2. Концепция государственной политики Российской Федерации в области МНТС. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/ e2f289bea62097f9c325787a0034c255/14e730204ca8d223432569fb004872a5
3. О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4137.
4. Федеральный закон о науке и государственной научно-технической политики [Электронный ресурс] / - 1996. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru /document/207
5. Федеральный закон о военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами» № 114-ФЗ. [Электронный ресурс] / -1998. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/
6. Ахапкина Н.Г. Научно-техническая политика Республики Корея (1948–1987 гг.): Концентрация сил на приоритетных направлениях /Ахапкина Н.Г. // Ойкумена. – 2009. – № 1. – C.77–85.
7. Білорус О. Г. Проблеми глобальної модернізації та імперативи неоіндустріалізації транзитивних країн / О. Г. Білорус // Економічний часопис – ХХІ. – 2012. – № 9–10. – С. 3–6.
8. Данилин И.В. Основные направления научно-технического сотрудничества во внешней политике России / И.В. Далинин //Интеграционные процессы в современном мире: экономика, политика, безопасность (Мировое развитие. Выпуск 2). Отв. ред.—Ф.Г. Войтоловский и А.В. Кузнецов. - М.: ИМЭМО РАН, 2007.
9. Кириченко Э.В., Перова М.К. Мировой оборот технологий и проблемы национальной безопасности / Э.В. Кириченко, М.К. Петрова //Экономика XXI века. 2010, №6.
10. Кириченко Э.В. Международный трансферт технологий: оценка, проблемы, перспективы / Э.В. Кириченко // Новые явления в мировом обороте технологий: место России. - М.: ИМЭМО РАН, 2010.
11. Корейская ассоциация внешней торговли (Korea International Trade Association) www.kita.org
12. Корейская служба статистики (Korea Statistics) http://www.kosis.kr/eng/
13. Корейский исследовательский институт атомной энергии (KAERI) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru/organizations/koreiskii-issledovatelskii-institut-atomnoi-energii-kaeri.
14. Краткий обзор инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с Республикой Корея // Портал внешнеэкономической информации. URL: http:// www.ved.gov.ru/exportcountries/kr/kr_ru_relations/
kr_rus_projects/
15. Лебедева Е.А. Россия на глобальных рынках высокотехнологичной продукции / Е.А. Лебедева // Новые явления в мировом обороте технологий: место России. Под. Ред. Э.В.Кириченко. - М.: ИМЭМО РАН, 2010.
16. Министерство экономического развития Российской Федерации. ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ-2020 (Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года) [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/.2011-12
17. Наука по-корейски [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strf.ru/ material.aspx? CatalogId=221&d_no=33163.
18. Научная и инновационная политика: Россия и Мир: 2011-2012 / Под общ. ред. Н.И. Ивановой, В.В. Иванова. - М.: Наука, 2013. - 480 с.
19. Новые явления в мировом обороте технологий: место России / Под. Ред. Э.В. Кириченко. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 116 с.
20. Образование в Южной Корее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.geographicbank.com/ place3282-obrazovanie-v-yuzhnoy-koree.
21. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс] / - 2002. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/
22. Отечественная наука и научная политика в конце ХХ в.: тенденции. – М.: Фонд современной истории, Изд-во МГУ, 2011. - 328 с.
23. Пак Чжон Хи (Чонхи). Возрожденная Корея: модель развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/MEMUARY/ SINGAPUR/koreareborn.txt
24. Перед российской космической промышленностью стоит систематический кризис [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://tsrus.cn/articles/2012/09/19/17311.html
25. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. URL: http://www.old.mon.gov.ru/files/materials/5053/prog.ntr.pdf
26. Россия, Сингапур и Ю.Корея создают Азиатский Нанотехнологический Фонд. URL: http://www.nanonewsnet.ru/blog/ nikst/rossiya-singapur-yukoreya-sozdayut-aziatskii-nanotekhnologicheskii-fond
27. Россия – Республика Корея: к новой повестке двусторонних отношений : рабочая тетр. / Российский совет по междунар. делам (РСМД). М. : Спецкнига. 2013. 82 с.
28. РСМД: Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации: краткий обзор и вопросы развития, 06 июня 2014.
29. Саліхова О.Б. Стратегії азійських країн з розбудови національної промисловості через залучення технологій ТНК / О. Саліхова, Г. Бак // Зовнішня торгівля : економіка, фінанси, право. – 2014. – № 3. – С. 30–40.
30. Самсонова В. Сотрудничество России и Южной Кореи в области науки, техники и образования // Российский совет по международным делам. 30.09.2013. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2410#top
31. Суслина С., Самсонова В. Экономика Республики Корея: новые перспективы и вызовы // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 3. C. 66–78.
32. Хаустов В. Механізми трансферту технологій на національному та міжнародних рівнях [Текст] / В. Хаустов // Економіст. – 2009. – №1. – С. 3-41.
33. Центральный портал КОТРА (Корейского агентства по содействию торговле и инвестициям ) http://english.kotra.or.kr
34. Шугуров М. В. Научно-технологичеcкая и инновационная деятельноcть в глобальном мире: взаимодейcтвие национального опыта и международного права // Право и политика. 2010. - № 11.- с. 38-45.
35. Ahn Choong Yong. The Outward-Looking Trade Policy and the Industrial Development of South Korea [Электронный ресурс]. – Режим доступа: siteresources.worldbank.org
36. Ahn Choong Yong. New Direction of Korea's Foreign Direct Investment Policy in the Multi-Track FTA Era: Inducement and Aftercare Services [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.oecd.org/
37. Chang S. Vocational Education Policies for Economic Development in Korea. – Seoul : Institute for Development of Personality & Culture, 2011. – 40 р.
38. Chang Suk-Min Vocational Education Policies for Economic Development in Korea / Suk-Min Chang. –Korea: Institute for Development of Personality & Culture, 2011. – 40 р.
39. Collins S. South Korea's Experience with External Debt [Электронный ресурс] // NBER Working Paper (Cambridge). – 2008. – No. 2598. – Режим доступа: www.nber.org/ papers/w2598.pdf
40. Cyhn Jin W. Technology Transfer and International Production: The Development of the Electronics Industry in Korea. – By Cheltenham : Edward Elgar, 2012. – 317 р.
41. Dahlman, Carl and Thomas Andersson. Korea and the Knowledge-Based Economy: Making the Transition. World Bank Publications, International Bank for Reconstruction and Development / World Bank 2010. — Pp. 152.
42. Deok Soon Yim. Korea’s National Innovation System and the Science and Technology Policy /Deok Soon Yim. – Seoul: Global S&T Center Science and Technology Policy Institute, 2015. – 23 р.
43. Di Caprio A., Amsden А. Does the new international trade regime leave room for industrialization policies in the middle-income countries? [Электронный ресурс]. – Режим доступа – Geneva: International Labour Organization.: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=908169
44. Doroshenko О. Thesis: Building Knowledge-Based Economy in the Paradigm of New Economic Development "South Korea’s Lessons for Developing Countries" / O. Doroshenko // Graduate School of International Studies of Ewha Womans University, June 2013. – 130 p.
45. Europe and South Korea’s nanotechnology boost to the hydrogen economy. URL: http://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/news/europe-and-south-korea%E2%80%99s-nanotechnology-boost-hydrogen-economy
46. Fostering a Creative Economy to Drive Korean Growth. – Paris : OECD Publishing, 2014. – 38 р.
47. Global Entrepreneurship Monitor country profile for South Korea.http://www.gemconsortium.org/country-profile/125
48. Growth in Zaire, South Korea, and the Philippines // The Journal of Developing Areas. –Vol. 31. № 4. – р.465–469. [Electronic resource]. – Access Mode: http://projects.iq.harvard.edu/ gov2126 /files/wedeman_looters_ rentscrapers.pdf
49. Gwang-Jo Kim. Education Policies and Reform in South Korea [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/ download?doi=10.1.1. 196.5601&rep=rep1&type=pdf.
50. Han Moo Young. Annotated Chronology of Korea’s Science and Technology. From Rice Paddies to Flat Panel Displays /Han Moo Young [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.duke.edu/~myhan/kaf0401.html – October, 2012.
51. Investment Climate Statement 2013 [Электронный ресурс] / Bureau of Economic and Business Affairs. – Режим доступа: http://seoul.usembassy.gov
52. Jean-Eric Aubert. Science and Technology in Korea /Jean-Eric Aubert [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.questia.com/ googleScholar.qst?docId=98679002.
53. Jones R.S. and M. Kim (2014), “Promoting the Financing of SMEs and Start-ups in Korea”, OECD Economics Department Working Papers, No. 1162, OECD Publishing.
54. Kim Chuk Kyo. Korea's Development Policy Experience and Implications for Developing Countries Seoul. – KIEP, 2008. – 486 p.
55. Lall Sanjaya. Foreign Direct Investment and its Role in Economic Development: Do We Need a New Agenda? / Sanjaya Lall, Rajneesh Narula [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://media.law.wisc. edu/s/c_360/yzqwn/foreign_investment3.pdf
56. Nicolas F., Thomsen S., Bang M. Lessons from Investment Policy Reform in Korea. OECD Working Papers on International Investment. – Paris : OECD Publishing, 2013. – 44 р.
57. Maskus K. Encouraging International Technology Transfer / K. E. Maskus. – Geneva : UNCTAD, 2003. – 308 p.
58. Ministry of Science and Technology: Science and Technology Policy in Korea. A Chronological Review [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://park.org/Korea/Pavilions/PublicPavilions/Government/most/policy.html
59. Nathan Robert R. An Economic Programme for Korean Reconstruction [Electronic resource]. – Access Mode: http://www.nathaninc.com /sites/default/files/Summary%20of%20Economic%20Programme%20for% 20Korean%20Reconstruction.pdf
60. OECD: Korea. - Paris: OECD Publishing, 2014. – 264 р.
61. Science & Technology [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://english.mest.go.kr –Screen title.
62. Seong Somi, Popper Steven W., Zheng Kungang. Strategic Choices in Science and Technology Korea in the Era of a Rising China / Somi Seong, Steven W. Popper, Kungang Zheng .– Seoul: Korea Institute of Science and Technology Evaluation and Planning, 2015. – 221 р
63. Status of international R&D cooperation funded by Korean government. URL: http://www.access4.eu/southkorea/624.php
64. Sungghul Chung. Excelsior: The Korean Innovation Story /Sungghul Chung // Issues in Science and
65. The Bloomberg Innovation Index [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bloomberg.com/graphics/2015-innovative-countries/
66. The World Factbook 2014. URL: http://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html
67. Technology. – Fall 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.issues.org/24.1/index.html.
68. Wei Lu, Marcus Chan. 30 Most Innovative Countries //Bloomberg. 23.01.2014. URL: http://www.bloomberg.com/slideshow/2014-01-22/30-most-innovative-countries.html#slide31
69. Young Roak Kim. Technology Commercialization in Republic of Korea /Young Roak Ki [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.wipo.int/export/sites/www/uipc/en/ documents/pdf/tmc_korea.pd
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Вступление мирового хозяйства в глобальную фазу динамизировало как традиционные формы международных экономических отношений, так и ускорило развитие новых форм международного сотрудничества, в частности научно-технического, что обусловлено радикальными технологическими сдвигами в условиях становления экономики знаний и интернационализации науки. Природа и нелинейность инновационных процессов, которые охватывают в последние десятилетия высокоразвитый центр мировой экономики, детерминируют интеграционные усилия всех субъектов международных экономических отношений в разработке новых технологий, их промышленном использовании и распределении интеллектуальной ренты, что дает им возможность получать устойчивые конкурентные преимущества.
В течение последних десятилетий основными факторами, обеспечивающими национальные конкурентные преимущества, в отличие от классических, стали: образование и наука, быстрые темпы формирования новых технологических укладов, степень интеграции в мировое информационное пространство, интеллектуальная, творческая работа и наукоемкие отрасли промышленности.
Статус государства на международной арене определяется в большей степени как научно-технологическим и интеллектуальным потенциалом, степенью интеграции страны в мировой технологический и информационное пространство. Научно-техническое сотрудничество является важной составляющей всего комплекса международных экономических отношений нашей страны, поскольку именно интеллектуальный потенциал общества позволяет оптимизировать принятие любых государственных решений.
Некоторые аспекты развития научно-технического и технологического сотрудничества между странами и предприятиями рассмотрены в работах Ахапкина Н.Г., Данилин И.В. , Кириченко Э.В., Лебедева Е.А., Перова М.К. Вопрос технологического развития и трансфера технологий на национальном и международном уровнях изображено в работах, В.В. Ельникова, А.П. Шпака, А.А. Дагаев, В.М. Полтеровича, О.Ф.Андросовой, А.А. Мокея, В.П. Соловьева, Л.И. Федуловой, Б.М. Чумаченко, Н.Г. Георгиади, В.В. Калинина, М.Л. Катешова, В.С. Лысенко, А. Андрощука. Анализом форм международного экономического сотрудничества и трансфера технологий занимались зарубежные ученые М. Блекени, В. Чадсон, Г. Хеллейнер, Е. Мэнсфилд, П. Мачлински, С. Патель, П. Роффе, С. Верма.
Целью дипломной работы является комплексное исследование сущности и факторов формирования международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации и Республики Корея и разработка научно обоснованных стратегических приоритетов интеграции Российской Федерации в глобальную высокотехнологическую систему.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие конкретные задачи:
раскрыть современную природу, формы и направления международного научно-технического сотрудничества;
охарактеризовать учacтие России в междунaрoднoм нayчно-техническом сотрудничестве;
определить политику Республики Корея в формировании инновационной экономики;
обозначить роль науки и техники в экономическом развитии Республики Корея;
проанализировать международное научно-технологическое сотрудничество Республики Корея;
проанализировать направления сотрудничества России и Республики Корея в высокотехнологичной сфере нa современном этапе;
очертить основные задачи дальнейшего развития экономических связей в сфере высоких технологий между Южной Кореей и Россией;
описать проблемы стимулирования экономического сотрудничества между РФ и РК;
определить перспективные направления сотрудничества РФ и РК в области науки и техники.
Объектом исследования являются процессы международного научно-технического обмена в условиях глобального развития.
Предмет исследования - международная высокотехнологическая кооперация, что приобретает структурного характера во взаимодействии Российской Федерации и Республики Корея.
Дипломное исследование базируется на использовании принципа единства теории и практики, прогнозирования развития экономических процессов на основе методов научной абстракции, общего и частичного. Методологической основой дипломной работы являются: историко-логический метод, системно-структурный анализ экономических процессов и явлений, анализ и синтез, методы количественного и качественного сравнений, экспертных оценок и прогнозов.
Широко использована нормативно-правовая база, регулирующая международное научно-техническое сотрудничество, литературные источники, статистические сборники, а также другая научная информация, имеющая форму непечатной продукции и размещена во всемирной сети Internet.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В работе размещено 9 рисунков и 7 таблиц. Список литературы насчитывает 69 источников. Основной тест работы размещен на 103 листах.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. 7
ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В НAУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 7
1.1. Сущность понятия, содержания, формы и уровней международного сотрудничества в научно-технической сфере 7
1.2. Учacтие России в междунaрoднoм нayчно-техническом сотрудничестве 13
1.3. Политика Республики Корея в формировании инновационной экономики 21
РАЗДЕЛ 2. 31
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ 31
2.1. Роль науки и техники в экономическом развитии Республики Корея 31
2.2. Международное научно-технологическое сотрудничество Республики Корея 46
2.3. Анализ направлений сотрудничества России и Республики Корея в высокотехнологичной сфере нa современном этапе 57
РАЗДЕЛ 3. 72
КОРЕЙСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 72
3.1.Основные задачи дальнейшего развития экономических связей в сфере высоких технологий между Южной Кореей и Россией 72
3.2. Проблемы стимулирования экономического сотрудничества между РФ и РК 79
3.3. Перспективные направления сотрудничества РФ и РК в области науки и техники 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце ХХ в. - начала XXI века формируются предпосылки и активизируются факторы становления глобальной экономики как объективной реальности, что вызвало изменение парадигмы развития. Во взаимосвязанном и одновременно поляризованном мире с неравномерным распределением ресурсов и благ поиск новых источников экономического роста является неотъемлемой частью национальной политики и глобального моделирования. Неоспоримым в теоретическом и практическом ракурсах является весомость и приоритетная роль экономики знаний в современных трансформационных процессах, когда новаторские технологические и организационные идеи стали основной движущей силой экономического прогресса.
Развитые страны в современных условиях глобализации экономической жизни обеспечивают свое развитие за счет совершенствования существующих технологий, техники и использования принципиально новых научных достижений.
Российская Федерация как независимое государство живет во взаимосвязанном и взаимозависимом мире. Для России стратегической целью является ее вхождение в международные научно-технические потоки, которые позволят обеспечить конкурентоспособность основных отраслей промышленности, а научный обмен позволит сосредоточиться на решении проблем стратегической научно-технической политики и на поиске путей реализации инновационной модели развития.
В данном контексте особую роль для России приобретает проблема создание действенных механизмов по повышению международной конкурентоспособности высокотехнологического комплекса, который должен стать фундаментом эффективной международной экономической интеграции.
Республика Корея является одним из самых успешных образцов применения парадигмы экономики знаний с практической демонстрацией положительной корреляции между инновационной стратегией и экономическим ростом. В эффективном симбиозе национальных и бизнес-мотиваций и согласованных действий южнокорейская экономика поэтапно трансформируется в инновационно креативную экономику знаний, становится высоко конкурентоспособным участником глобального рынка. Имплементация креативного подхода в инициированы и поддерживаемые государством долгосрочные стратегии не только обеспечивает инновационное лидерство в прогрессирующих сегментах глобального рынка, и предоставляет новые возможности устойчивого социально-экономического развития.
Россия по уровню инновационного развития и инновационного потенциала значительно отстает от ведущих стран мира, и от Республики Корея в том числе. Для преодоления такого разрыва России нужно более активно привлекаться к международным научно-техническим и инвестиционным кооперационным связям. В современных условиях международное научно-техническое сотрудничество для России имеет ряд важных преимуществ. Оно позволяет, во-первых, создавать новые или модернизировать действующие производства по выпуску высокотехнологической продукции, эффективной для отечественного предприятия и конкурентоспособной на мировых рынках, обеспечивая выигрышные позиции для российских потребителей этой продукции; во-вторых, быстро и радикально повышать технический уровень производства, улучшать технико-экономические да и качественные параметры продукции на основе внедрения передовых отечественных и зарубежных технологий.
Вместе с тем, на сегодня в России продолжают эксплуатироваться имеющиеся природные ресурсы, когда ориентирован на экспорт бизнес в лице крупных корпораций минерально-сырьевого комплекса, базируется на низких производствах, обеспечивая определенный уровень занятости и сохранения позиций его монопольного лидерства в национальной экономике. Мировые рейтинги оценки 2007-2015 гг. отражают ухудшение большинства показателей конкурентоспособности Российской Федерации.
К основным причинам, которые тормозят эффективную реализацию инновационно-технологической модели развития российской экономики, следует отнести: несформированность национальной инновационной системы; низкий уровень финансирования инновационной сферы; невысокая инновационная активность отечественных предприятий и слабые связи между субъектами инновационной сферы; низкий уровень научно-исследовательских работ в бизнес-секторе; слабый уровень коммерциализации инноваций; небольшой спрос на инновационные продукты со стороны промышленного сектора; неинтенсивным научно-технологический обмен; крайне низкий уровень патентования отечественных изобретений в иностранных патентных организациях; отсутствие национального рынка венчурного капитала и конкуренции в инновационном предпринимательстве; неразвитость законодательной базы, регулирующей инновационную сферу.
В современных условиях, когда экономическая теория в традиционных парадигмах только с очевидным опозданием интерпретирует преимущественно количественные трансформационные изменения, производя соответствующие базовые характеристики экономики, а дифференцированные экономические науки демонстрируют свою методологическую несостоятельность в парадигме экономики знаний необходимо исследовать и оценивать новые глобализационные вызовы и противоречия. Признание развивающимися, а не только странами-лидерами важности трансформации традиционной экономики к наукоемкой может стать переломным моментом в достижении цивилизационного прогресса, обеспечит социально-экономическую стабильность и изменит асимметричную модель глобальной экономики XXI века.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / - 2008. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/
2. Концепция государственной политики Российской Федерации в области МНТС. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/ e2f289bea62097f9c325787a0034c255/14e730204ca8d223432569fb004872a5
3. О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4137.
4. Федеральный закон о науке и государственной научно-технической политики [Электронный ресурс] / - 1996. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru /document/207
5. Федеральный закон о военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами» № 114-ФЗ. [Электронный ресурс] / -1998. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/
6. Ахапкина Н.Г. Научно-техническая политика Республики Корея (1948–1987 гг.): Концентрация сил на приоритетных направлениях /Ахапкина Н.Г. // Ойкумена. – 2009. – № 1. – C.77–85.
7. Білорус О. Г. Проблеми глобальної модернізації та імперативи неоіндустріалізації транзитивних країн / О. Г. Білорус // Економічний часопис – ХХІ. – 2012. – № 9–10. – С. 3–6.
8. Данилин И.В. Основные направления научно-технического сотрудничества во внешней политике России / И.В. Далинин //Интеграционные процессы в современном мире: экономика, политика, безопасность (Мировое развитие. Выпуск 2). Отв. ред.—Ф.Г. Войтоловский и А.В. Кузнецов. - М.: ИМЭМО РАН, 2007.
9. Кириченко Э.В., Перова М.К. Мировой оборот технологий и проблемы национальной безопасности / Э.В. Кириченко, М.К. Петрова //Экономика XXI века. 2010, №6.
10. Кириченко Э.В. Международный трансферт технологий: оценка, проблемы, перспективы / Э.В. Кириченко // Новые явления в мировом обороте технологий: место России. - М.: ИМЭМО РАН, 2010.
11. Корейская ассоциация внешней торговли (Korea International Trade Association) www.kita.org
12. Корейская служба статистики (Korea Statistics) http://www.kosis.kr/eng/
13. Корейский исследовательский институт атомной энергии (KAERI) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru/organizations/koreiskii-issledovatelskii-institut-atomnoi-energii-kaeri.
14. Краткий обзор инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с Республикой Корея // Портал внешнеэкономической информации. URL: http:// www.ved.gov.ru/exportcountries/kr/kr_ru_relations/
kr_rus_projects/
15. Лебедева Е.А. Россия на глобальных рынках высокотехнологичной продукции / Е.А. Лебедева // Новые явления в мировом обороте технологий: место России. Под. Ред. Э.В.Кириченко. - М.: ИМЭМО РАН, 2010.
16. Министерство экономического развития Российской Федерации. ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ-2020 (Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года) [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/.2011-12
17. Наука по-корейски [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strf.ru/ material.aspx? CatalogId=221&d_no=33163.
18. Научная и инновационная политика: Россия и Мир: 2011-2012 / Под общ. ред. Н.И. Ивановой, В.В. Иванова. - М.: Наука, 2013. - 480 с.
19. Новые явления в мировом обороте технологий: место России / Под. Ред. Э.В. Кириченко. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 116 с.
20. Образование в Южной Корее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.geographicbank.com/ place3282-obrazovanie-v-yuzhnoy-koree.
21. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс] / - 2002. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/
22. Отечественная наука и научная политика в конце ХХ в.: тенденции. – М.: Фонд современной истории, Изд-во МГУ, 2011. - 328 с.
23. Пак Чжон Хи (Чонхи). Возрожденная Корея: модель развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/MEMUARY/ SINGAPUR/koreareborn.txt
24. Перед российской космической промышленностью стоит систематический кризис [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://tsrus.cn/articles/2012/09/19/17311.html
25. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. URL: http://www.old.mon.gov.ru/files/materials/5053/prog.ntr.pdf
26. Россия, Сингапур и Ю.Корея создают Азиатский Нанотехнологический Фонд. URL: http://www.nanonewsnet.ru/blog/ nikst/rossiya-singapur-yukoreya-sozdayut-aziatskii-nanotekhnologicheskii-fond
27. Россия – Республика Корея: к новой повестке двусторонних отношений : рабочая тетр. / Российский совет по междунар. делам (РСМД). М. : Спецкнига. 2013. 82 с.
28. РСМД: Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации: краткий обзор и вопросы развития, 06 июня 2014.
29. Саліхова О.Б. Стратегії азійських країн з розбудови національної промисловості через залучення технологій ТНК / О. Саліхова, Г. Бак // Зовнішня торгівля : економіка, фінанси, право. – 2014. – № 3. – С. 30–40.
30. Самсонова В. Сотрудничество России и Южной Кореи в области науки, техники и образования // Российский совет по международным делам. 30.09.2013. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2410#top
31. Суслина С., Самсонова В. Экономика Республики Корея: новые перспективы и вызовы // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 3. C. 66–78.
32. Хаустов В. Механізми трансферту технологій на національному та міжнародних рівнях [Текст] / В. Хаустов // Економіст. – 2009. – №1. – С. 3-41.
33. Центральный портал КОТРА (Корейского агентства по содействию торговле и инвестициям ) http://english.kotra.or.kr
34. Шугуров М. В. Научно-технологичеcкая и инновационная деятельноcть в глобальном мире: взаимодейcтвие национального опыта и международного права // Право и политика. 2010. - № 11.- с. 38-45.
35. Ahn Choong Yong. The Outward-Looking Trade Policy and the Industrial Development of South Korea [Электронный ресурс]. – Режим доступа: siteresources.worldbank.org
36. Ahn Choong Yong. New Direction of Korea's Foreign Direct Investment Policy in the Multi-Track FTA Era: Inducement and Aftercare Services [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.oecd.org/
37. Chang S. Vocational Education Policies for Economic Development in Korea. – Seoul : Institute for Development of Personality & Culture, 2011. – 40 р.
38. Chang Suk-Min Vocational Education Policies for Economic Development in Korea / Suk-Min Chang. –Korea: Institute for Development of Personality & Culture, 2011. – 40 р.
39. Collins S. South Korea's Experience with External Debt [Электронный ресурс] // NBER Working Paper (Cambridge). – 2008. – No. 2598. – Режим доступа: www.nber.org/ papers/w2598.pdf
40. Cyhn Jin W. Technology Transfer and International Production: The Development of the Electronics Industry in Korea. – By Cheltenham : Edward Elgar, 2012. – 317 р.
41. Dahlman, Carl and Thomas Andersson. Korea and the Knowledge-Based Economy: Making the Transition. World Bank Publications, International Bank for Reconstruction and Development / World Bank 2010. — Pp. 152.
42. Deok Soon Yim. Korea’s National Innovation System and the Science and Technology Policy /Deok Soon Yim. – Seoul: Global S&T Center Science and Technology Policy Institute, 2015. – 23 р.
43. Di Caprio A., Amsden А. Does the new international trade regime leave room for industrialization policies in the middle-income countries? [Электронный ресурс]. – Режим доступа – Geneva: International Labour Organization.: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=908169
44. Doroshenko О. Thesis: Building Knowledge-Based Economy in the Paradigm of New Economic Development "South Korea’s Lessons for Developing Countries" / O. Doroshenko // Graduate School of International Studies of Ewha Womans University, June 2013. – 130 p.
45. Europe and South Korea’s nanotechnology boost to the hydrogen economy. URL: http://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/news/europe-and-south-korea%E2%80%99s-nanotechnology-boost-hydrogen-economy
46. Fostering a Creative Economy to Drive Korean Growth. – Paris : OECD Publishing, 2014. – 38 р.
47. Global Entrepreneurship Monitor country profile for South Korea.http://www.gemconsortium.org/country-profile/125
48. Growth in Zaire, South Korea, and the Philippines // The Journal of Developing Areas. –Vol. 31. № 4. – р.465–469. [Electronic resource]. – Access Mode: http://projects.iq.harvard.edu/ gov2126 /files/wedeman_looters_ rentscrapers.pdf
49. Gwang-Jo Kim. Education Policies and Reform in South Korea [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/ download?doi=10.1.1. 196.5601&rep=rep1&type=pdf.
50. Han Moo Young. Annotated Chronology of Korea’s Science and Technology. From Rice Paddies to Flat Panel Displays /Han Moo Young [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.duke.edu/~myhan/kaf0401.html – October, 2012.
51. Investment Climate Statement 2013 [Электронный ресурс] / Bureau of Economic and Business Affairs. – Режим доступа: http://seoul.usembassy.gov
52. Jean-Eric Aubert. Science and Technology in Korea /Jean-Eric Aubert [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.questia.com/ googleScholar.qst?docId=98679002.
53. Jones R.S. and M. Kim (2014), “Promoting the Financing of SMEs and Start-ups in Korea”, OECD Economics Department Working Papers, No. 1162, OECD Publishing.
54. Kim Chuk Kyo. Korea's Development Policy Experience and Implications for Developing Countries Seoul. – KIEP, 2008. – 486 p.
55. Lall Sanjaya. Foreign Direct Investment and its Role in Economic Development: Do We Need a New Agenda? / Sanjaya Lall, Rajneesh Narula [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://media.law.wisc. edu/s/c_360/yzqwn/foreign_investment3.pdf
56. Nicolas F., Thomsen S., Bang M. Lessons from Investment Policy Reform in Korea. OECD Working Papers on International Investment. – Paris : OECD Publishing, 2013. – 44 р.
57. Maskus K. Encouraging International Technology Transfer / K. E. Maskus. – Geneva : UNCTAD, 2003. – 308 p.
58. Ministry of Science and Technology: Science and Technology Policy in Korea. A Chronological Review [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://park.org/Korea/Pavilions/PublicPavilions/Government/most/policy.html
59. Nathan Robert R. An Economic Programme for Korean Reconstruction [Electronic resource]. – Access Mode: http://www.nathaninc.com /sites/default/files/Summary%20of%20Economic%20Programme%20for% 20Korean%20Reconstruction.pdf
60. OECD: Korea. - Paris: OECD Publishing, 2014. – 264 р.
61. Science & Technology [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://english.mest.go.kr –Screen title.
62. Seong Somi, Popper Steven W., Zheng Kungang. Strategic Choices in Science and Technology Korea in the Era of a Rising China / Somi Seong, Steven W. Popper, Kungang Zheng .– Seoul: Korea Institute of Science and Technology Evaluation and Planning, 2015. – 221 р
63. Status of international R&D cooperation funded by Korean government. URL: http://www.access4.eu/southkorea/624.php
64. Sungghul Chung. Excelsior: The Korean Innovation Story /Sungghul Chung // Issues in Science and
65. The Bloomberg Innovation Index [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bloomberg.com/graphics/2015-innovative-countries/
66. The World Factbook 2014. URL: http://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html
67. Technology. – Fall 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.issues.org/24.1/index.html.
68. Wei Lu, Marcus Chan. 30 Most Innovative Countries //Bloomberg. 23.01.2014. URL: http://www.bloomberg.com/slideshow/2014-01-22/30-most-innovative-countries.html#slide31
69. Young Roak Kim. Technology Commercialization in Republic of Korea /Young Roak Ki [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.wipo.int/export/sites/www/uipc/en/ documents/pdf/tmc_korea.pd
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую