Все в срок и по теме! В целом, остался доволен работой
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Организация о договора о коллективной безопасности играет важнейшую роль в поддержании и развитии интеграционных процессов, в выработке необходимых решений как в экономической, социальной, культурной областях, так и в сфере обеспечения безопасности государств-участников.
Одним из важнейших параметров национальной безопасности государств ОДКБ и актуальнейшим направлением ее государственного обеспечения является информационная безопасность. Информационная сфера на базе достижений в области информационно-коммуникационных технологий и универсальной глобализации приобретает силу системообразующего фактора развития общества, а нарастающие вызовы и угрозы правам и интересам субъектов информационного взаимодействия существенно влияют на безопасность государств и их союзов. В связи с изложенным значение программ взаимодействия государств - участников ОДКБ в реализации политики безопасности в информационной сфере невозможно переоценить.
К настоящему времени правовое обеспечение информационной безопасности государств - участников ОДКБ осуществляется в рамках формирования стратегических замыслов взаимодействия (отраслевых концепций и программ), заключения межгосударственных соглашений, разработки актов модельного законодательства и рекомендаций по сближению и гармонизации национального законодательства.
С учетом обозначенных условий и сложностей развития всей информационной сферы, а также продвижений в области взаимодействия государств - участников ОДКБ исследование проблем обеспечения их информационной безопасности в теоретическом и научно-практическом аспекте представляется актуальным и обоснованным.
Учитывая направленность исследования, особенно важным представляется разработка механизма по гармонизации нормативно-правовой базы организации в целях создания адекватных правовых условий обеспечения информационной безопасности в национальном и международном масштабе.
Научной проблемой в рамках рассматриваемой темы является неспособность современной правовой системы (глобальной, региональной, национальной) обеспечить отвечающий потребностям общества уровень защищенности отношений в информационной сфере ввиду отставания их социально-правовых регуляторов от развития самих общественных отношений. Соответственно требуется разработка теоретических положений, позволяющих привести систему правового обеспечения информационной безопасности в соответствие с уровнем современного развития указанных отношений.
Предметная область исследования определяется взаимосвязанными сегментами теории информации и теории национальной безопасности, обеспеченными такими отраслями права, как конституционное, информационное, административное и формирующееся "право безопасности". В соответствии с выдвинутой гипотезой о возможности и необходимости построения системы региональной информационной безопасности в настоящем исследовании рассматриваются отношения, возникающие по поводу обеспечения информационной безопасности Организации договора о коллективной безопасности.
Многоаспектность проблемы правового обеспечения информационной безопасности, прямая зависимость подхода к ее решению от философских воззрений и набора "методологического инструментария", институциональная неоднозначность правового регулирования отношений в данной сфере требуют, в целях уяснения степени разработанности темы исследования, обращения к результатам научных исследований в различных областях знаний и выработки авторского подхода к решению поставленной проблемы.
Целью данного исследования является на фоне проведения комплексного теоретико-методологического исследования современных проблем обеспечения информационно-коммуникационной безопасности разработать подходы по сближению законодательства государств - членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности для более эффективного противодействия угрозам национальной безопасности-членов ОДКБ.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
1) дать оценку значимости проблем безопасности в рамках современных глобальных процессов информатизации общества;
2) охарактеризовать современное значение информации как структурного элемента террористической угрозы, элемента войны;
3) обосновать мировые тенденции информатизации, требующие проведения гармонизации как элемента информационной безопасности;
4) рассмотреть основные вехи в создании и развитии ОДКБ как эффективного инструмента информационной безопасности региональных держав-членов ОДКБ;
5) охарактеризовать основные подходы некоторых государств-членов ОДКБ к вопросам обеспечения информационной безопасности;
6) проанализировать и дать оценку состоянию организационно-правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности в ОДКБ;
7) выделить и обосновать глобальные и региональные угрозы и вызовы ОДКБ на современном этапе;
8) разработать механизм совершенствования системы информационной безопасности в ОДКБ;
9) разработать комплекс подходов к сближению законодательства государств - членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности;
Предмет исследования включает в себя практические положения по гармонизации информационной безопасности стран-членов ОДКБ.
Научная новизна заключается в том, что впервые на диссертационном уровне на основе выявленных закономерностей современного социального взаимодействия в информационной сфере предложена оригинальная теоретическая модель обеспечения информационной безопасности, применимая для правового обеспечения безопасности государств - участников ОДКБ в целом, описан механизм гармонизации информационной безопасности, сформулированы предложения по практическому сближению законодательства в сфере информационной безопасности стран ОДКБ.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и систематизации научных знаний о закономерностях обеспечения информационной безопасности, научном осмыслении сущности феноменов информационной безопасности, развитии методологии научного познания указанных феноменов.
Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена применимостью полученных результатов и выводов в процессе совершенствования законодательства ОДКБ в сфере информационной безопасности, национального законодательства государств ОДКБ, регулирующего отношения в сфере обеспечения информационной безопасности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Гармонизация информационной безопасности: глобальный аспект 6
1.1 Развитие информационного общества: проблемы безопасности 6
1.2 Обеспечение информационной безопасности в контенте террористической угрозы 14
Глава 2. Состояние и тенденции информационной безопасности стран ОДКБ 18
2.1 История создания ОДКБ (ДКБ-ОДКБ) в контексте обеспечения информационной безопасности 18
2.2 Подходы государств ОДКБ к вопросам обеспечения информационной безопасности (в т.ч. к вопросам управления интернетом) 25
2.3 Состояние организационно-правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности в ОДКБ 52
3.1 Угрозы и вызовы ОДКБ 57
3.2 Направление совершенствования системы информационной безопасности в ОДКБ 60
3.3 Подходы к сближению законодательства государств - членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАШЕНИЙ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационная безопасность - отвечающее сбалансированным интересам личности, общества и государства состояние информационных технологий, информационных ресурсов, информационной среды в целом, позволяющее сохранять гарантированную устойчивость заданных параметров инфокоммуникационной системы и отношений информационного взаимодействия ее пользователей.
В работе исследованы три аспекта сущности информационная безопасность: нормативно-правовой, доктильный и энциклопедический.
Установлено, что информационная безопасность является одной из составляющих устойчивого развития всего государства, а процесс обеспечения информационной безопасности необходимо понимать, как одну из глобальных и приоритетных задач органов государственного управления, решению которого должны быть подчинены политическая, экономическая, военная, культурная и другие виды деятельности системы государственного управления.
В ходе исследования установлены четыре вида угроз информационной безопасности:
- воздействия некачественной информации личность, общество, государство;
- несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц на информацию;
- сбои в работе оборудования;
- угрозы информационным правам и свободам личности
И три группы источников угроз: личности, обществу и государству.
На современном этапе развития информации главным источников информационной опасности является интернет, который меняет характер социума и является источником информационных войн. Исходя из этого информационную безопасность следует рассматривать в контексте "триады" угроз международной информационной безопасности: террористической, военной и преступной. На фоне данной тенденции важнейшим фактором национальной и международной безопасности является защита критических информационных инфраструктур государства.
Использование информационных технологий в военно-политических целях лишь в ограниченной степени попадает в сферу действия норм международного права. В работе наведена характеристика информационной войны, её составляющих и механизма действия.
Основными историческими вехами в развитии ОДКБ следует считать:
- первая половина 1990-х гг. практически все страны ОДКБ прошли через этап сотрудничества с НАТО по программе "Партнерство ради мира";
- 15 мая 1992 г. - подписание Договор о коллективной безопасности;
- апрель 1999 г. - протокол о продлении действия Договора о коллективной безопасности;
- 2007 г. - начало участия в миротворческих миссиях;
- 2011 г. - принятие протокола "о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств-членов ОДКБ"
- 2015 г. - приоритетные направления - помощь Таджикистану в охране его границ, создание эффективных механизмов информационно-аналитической работы в рамках ОДКБ. ОДКБ по прежнему считает, что основным средством решения конфликтов должны быть дипломатические меры;
На основе анализа подходов государств ОДКБ к вопросам информационной безопасности и управлению интернетом можно сделать общий вывод о том, что проработка данной проблематики в рамках государственной политики стран региона пока еще находится в довольно ранней промежуточной стадии. Каждая республика стремится формировать собственные подходы к обеспечению информационной безопасности, которые находят отражение в национальных законодательствах. В республиках создаются специальные комиссии по проблемам информационной безопасности, принимаются межправительственные соглашения по защите информационного пространства. Однако следует признать, что на теоретическом и доктринальном уровнях упомянутые проблемы преимущественно не проработаны.
Характерным примером является устойчивое воспроизведение в законодательстве центрально-азиатских республик подхода, в рамках которого под информационной безопасностью понимается защита национального информационного пространства от деструктивного воздействия внешних сил. При этом за негативное внешнее влияние власти часто принимают любую информацию, содержащую критику в адрес правительства и других структур власти. В то же время недостаточное внимание при таком подходе уделяется вопросам управления интернетом.
Социальные сети и блоги пользуются большой популярностью практически во всех государствах региона. Новые электронные формы массовой коммуникации становятся площадкой, где граждане могут относительно свободно и беспрепятственно высказывать свое мнение по злободневным проблемам внутриполитического развития, что зачастую вызывает большую озабоченность властей. Правительства государств Центральной Азии рассматривают контроль и регулирование социальных сетей и подобных им сервисов в качестве одного из приоритетных направлений в области информационной безопасности. Однако популярность создаваемых в государствах региона социальных сетей ниже, чем популярность Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир.
Государства региона частично решают задачу обеспечения единства своих подходов к вопросам информационной безопасности, однако частично это происходит в ущерб глубине и охвату последних. Представляется, что по мере качественного развития национальных ИТ-секторов и выхода на первый план таких проблем, как безопасность критической инфраструктуры, киберпреступность и др., существующие доктринальные подходы потребуют модернизации и частичного пересмотра.
По состоянию на начало 2015 года угрозами и вызовами ОДКБ являються:
- отставание в развитии информационной инфраструктуры, формировании информационного пространства, создании аппаратных и
программных средств;
- нарушение безопасного, стабильного функционирования критически важных информационных инфраструктур;
- несанкционированный доступ к охраняемой в соответствии с законом информации;
- рост преступности с использованием ИКТ.
Приоритетными направлениями развития ОДКБ являються:
- совершенствование нормативной правовой базы;
- сближение законодательств;
- оказание взаимопомощи;
- развитие объединенных военных систем;
- развитие Миротворческих сил ОДКБ;
- и т.д.
Основными направлениями совершенствования системы информационной безопасности в ОДКБ должны стать:
- защита информационных ресурсов;
- противодействие преступлениям в информационной сфере (в т. ч. информационному терроризму);
- информационное обеспечение реализации государственной политики;
- защита личности, общества и государства от деструктивного информационного воздействия;
- защита единого информационного пространства;
- обеспечение безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры (включая обеспечение безопасности критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры - КВОИ).
Основными подходами к сближению законодательства государств - членов ОДКБ должны стать следующие действия по разработки системы:
- организационных мер обеспечения информационно-коммуникационной безопасности;
- концептуальных подходов правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности;
- практических мер нормативно-правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на национальном уровне;
- практических мер законодательного обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на национальном уровне.
- правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на международном уровне.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Asia Internet Use, Population Data and Facebook Statistics. Internetworld Stats. 2011. 31 декабря. http://www.internetworldstats.eom/stats3.htm#asia
2. TNS CentralAsia измерили медиа-рынок Казахстана: Русское Радио лидирует. Радио Портал. 2010, 10 июня, http://www.radioportal.ru/articles/9479/tns-centrai-asia-izmerili- mediarynok-kazakhstana-russkoe-radio-lidiruet
3. Вус М.А., Макаров О.С. В интересах национальной и международной информационной безопасности. - Информатизация и связь, № 6. 2013 С. 28-30.
4. Доклад о состоянии законодательства о СМИ в Республике Узбекистан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2008. 13 апреля, http://medialaw.asia/document/-1265 .
5. Доменная зона KZ, регистрация доменов KZ. Сервис регистрации доменных имен General-Domain.Ru. http://www.general-domain.ru/katalog/kz.php
6. Законодательство о СМИ стран Центральной Азии (Казахстан). Право и СМИ в Центральной Азии. 2010. 23 ноября, http://medialaw.asia/legislation/36/21
7. Законодательство о СМИ стран Центральной Азии (Таджикистан). Право и СМИ в Центральной Азии. 2011. 10 апреля, http://medialaw.asia/legislation/38/21
8. Интернет в Центральной Азии: обычное средство связи или роскошь? Информационное агентство Фергана.news. 2003. 7 марта. http://www.fergananews.com/article.php?id=1456
9. История печатных СМИ Таджикистана: от зависимых до «независимых». Сто сторон. 2011. 17 ноября, http://www.100storon.ru/smi_20_years/20111116/249602764.html
10. Каримов И. А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Узбекское агентство информации и связи. 2010. 13 ноября, http://www.aci.uz/ru/news/news/article/2265/
11. Концепции развития информатизации Республики Узбекистан. Право и СМИ Центральной Азии, http://medialaw.asia/document/-2718
12. Концепция информационной безопасности Республики Казахстан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2007. 5 апреля, http://www.medialawca.org/document/-1234
13. Концепция информационной безопасности Республики Казахстан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2007. 5 апреля, http://www.medialawca.org/document/-1234
14. Концепция информационной безопасности Республики Таджикистан. Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана. 2003. 7 ноября. http://www.nansmit.tj/laws/?id=26
15. Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети интернет (Казнета) на 2008-2012 гг. Международный казахский сервер Казах.ру. 2008.12 мая. http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=1274
16. Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 гг. Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан. 2008, 7 июля, http://www.minplan.kz/economyabout/358/1312
17. Международные правовые акты и документы в области международной информационной безопасности (под ред. С.А.Комова). 2012. М., 135 с.
18. О Концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента Интернет на 2008-2012 гг. Право и СМИ в Центральной Азии. http://medialaw.asia/document/-1009
19. Понятийный аппарат сферы информационной безопасности из нормативных актов государств - членов ОДКБ. Словарь-справочник по информационной безопасности для Парламентской ассамблеи ОДКБ (под общ. ред. М.А. Вуса, М.М. Кучерявого). 2014, 96 с.
20. Премьер Казахстана обещал разобраться с Живым журналом. Балтийское информационное агентство Balt.lnfo. 2011. 20 августа. http://www.baltinfo.ru/2011/08/20/Premer-Kazakhstana-obeschal-razobratsya-s-Zhivym-zhurnalom-223847
21. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского Союза. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 159 с.
22. Таджикистан блокирует Facebook и другие неугодные сайты. Русская служба ВВС. 2012.5 марта. http://www.bbc.co.uk/russian/mobile/international/2012/03/120305_tajikistan_internet_ban.shtml
23. Таджикистаносталсябез Facebook. Internet-Technologies. 2012. 5 марта. http://www.internet-technologies.ru/news/news_2343.html
24. Указ президента Республики Казахстан от 14.11.2011. № 174 «О Концепции информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 г.». Nomad. 2011.6 декабря. http://www.nomad. su/?a=3-201112060038
25. Шушин В.О. О состоянии и перспективах сотрудничества государств - членов ОДКБ по формированию системы информационной безопасности. - Законодательство государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности: опыт, проблемы и перспективы гармонизации. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Секретариат МПА СНГ. 2014 С. 4-14.
26. Экономическая основа деятельности средств массовой информации. Право и СМИ в Центральной Азии. 2011. 15 мая. http://medialaw.asia/document/1265-1296
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Организация о договора о коллективной безопасности играет важнейшую роль в поддержании и развитии интеграционных процессов, в выработке необходимых решений как в экономической, социальной, культурной областях, так и в сфере обеспечения безопасности государств-участников.
Одним из важнейших параметров национальной безопасности государств ОДКБ и актуальнейшим направлением ее государственного обеспечения является информационная безопасность. Информационная сфера на базе достижений в области информационно-коммуникационных технологий и универсальной глобализации приобретает силу системообразующего фактора развития общества, а нарастающие вызовы и угрозы правам и интересам субъектов информационного взаимодействия существенно влияют на безопасность государств и их союзов. В связи с изложенным значение программ взаимодействия государств - участников ОДКБ в реализации политики безопасности в информационной сфере невозможно переоценить.
К настоящему времени правовое обеспечение информационной безопасности государств - участников ОДКБ осуществляется в рамках формирования стратегических замыслов взаимодействия (отраслевых концепций и программ), заключения межгосударственных соглашений, разработки актов модельного законодательства и рекомендаций по сближению и гармонизации национального законодательства.
С учетом обозначенных условий и сложностей развития всей информационной сферы, а также продвижений в области взаимодействия государств - участников ОДКБ исследование проблем обеспечения их информационной безопасности в теоретическом и научно-практическом аспекте представляется актуальным и обоснованным.
Учитывая направленность исследования, особенно важным представляется разработка механизма по гармонизации нормативно-правовой базы организации в целях создания адекватных правовых условий обеспечения информационной безопасности в национальном и международном масштабе.
Научной проблемой в рамках рассматриваемой темы является неспособность современной правовой системы (глобальной, региональной, национальной) обеспечить отвечающий потребностям общества уровень защищенности отношений в информационной сфере ввиду отставания их социально-правовых регуляторов от развития самих общественных отношений. Соответственно требуется разработка теоретических положений, позволяющих привести систему правового обеспечения информационной безопасности в соответствие с уровнем современного развития указанных отношений.
Предметная область исследования определяется взаимосвязанными сегментами теории информации и теории национальной безопасности, обеспеченными такими отраслями права, как конституционное, информационное, административное и формирующееся "право безопасности". В соответствии с выдвинутой гипотезой о возможности и необходимости построения системы региональной информационной безопасности в настоящем исследовании рассматриваются отношения, возникающие по поводу обеспечения информационной безопасности Организации договора о коллективной безопасности.
Многоаспектность проблемы правового обеспечения информационной безопасности, прямая зависимость подхода к ее решению от философских воззрений и набора "методологического инструментария", институциональная неоднозначность правового регулирования отношений в данной сфере требуют, в целях уяснения степени разработанности темы исследования, обращения к результатам научных исследований в различных областях знаний и выработки авторского подхода к решению поставленной проблемы.
Целью данного исследования является на фоне проведения комплексного теоретико-методологического исследования современных проблем обеспечения информационно-коммуникационной безопасности разработать подходы по сближению законодательства государств - членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности для более эффективного противодействия угрозам национальной безопасности-членов ОДКБ.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
1) дать оценку значимости проблем безопасности в рамках современных глобальных процессов информатизации общества;
2) охарактеризовать современное значение информации как структурного элемента террористической угрозы, элемента войны;
3) обосновать мировые тенденции информатизации, требующие проведения гармонизации как элемента информационной безопасности;
4) рассмотреть основные вехи в создании и развитии ОДКБ как эффективного инструмента информационной безопасности региональных держав-членов ОДКБ;
5) охарактеризовать основные подходы некоторых государств-членов ОДКБ к вопросам обеспечения информационной безопасности;
6) проанализировать и дать оценку состоянию организационно-правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности в ОДКБ;
7) выделить и обосновать глобальные и региональные угрозы и вызовы ОДКБ на современном этапе;
8) разработать механизм совершенствования системы информационной безопасности в ОДКБ;
9) разработать комплекс подходов к сближению законодательства государств - членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности;
Предмет исследования включает в себя практические положения по гармонизации информационной безопасности стран-членов ОДКБ.
Научная новизна заключается в том, что впервые на диссертационном уровне на основе выявленных закономерностей современного социального взаимодействия в информационной сфере предложена оригинальная теоретическая модель обеспечения информационной безопасности, применимая для правового обеспечения безопасности государств - участников ОДКБ в целом, описан механизм гармонизации информационной безопасности, сформулированы предложения по практическому сближению законодательства в сфере информационной безопасности стран ОДКБ.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и систематизации научных знаний о закономерностях обеспечения информационной безопасности, научном осмыслении сущности феноменов информационной безопасности, развитии методологии научного познания указанных феноменов.
Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена применимостью полученных результатов и выводов в процессе совершенствования законодательства ОДКБ в сфере информационной безопасности, национального законодательства государств ОДКБ, регулирующего отношения в сфере обеспечения информационной безопасности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Гармонизация информационной безопасности: глобальный аспект 6
1.1 Развитие информационного общества: проблемы безопасности 6
1.2 Обеспечение информационной безопасности в контенте террористической угрозы 14
Глава 2. Состояние и тенденции информационной безопасности стран ОДКБ 18
2.1 История создания ОДКБ (ДКБ-ОДКБ) в контексте обеспечения информационной безопасности 18
2.2 Подходы государств ОДКБ к вопросам обеспечения информационной безопасности (в т.ч. к вопросам управления интернетом) 25
2.3 Состояние организационно-правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности в ОДКБ 52
3.1 Угрозы и вызовы ОДКБ 57
3.2 Направление совершенствования системы информационной безопасности в ОДКБ 60
3.3 Подходы к сближению законодательства государств - членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАШЕНИЙ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационная безопасность - отвечающее сбалансированным интересам личности, общества и государства состояние информационных технологий, информационных ресурсов, информационной среды в целом, позволяющее сохранять гарантированную устойчивость заданных параметров инфокоммуникационной системы и отношений информационного взаимодействия ее пользователей.
В работе исследованы три аспекта сущности информационная безопасность: нормативно-правовой, доктильный и энциклопедический.
Установлено, что информационная безопасность является одной из составляющих устойчивого развития всего государства, а процесс обеспечения информационной безопасности необходимо понимать, как одну из глобальных и приоритетных задач органов государственного управления, решению которого должны быть подчинены политическая, экономическая, военная, культурная и другие виды деятельности системы государственного управления.
В ходе исследования установлены четыре вида угроз информационной безопасности:
- воздействия некачественной информации личность, общество, государство;
- несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц на информацию;
- сбои в работе оборудования;
- угрозы информационным правам и свободам личности
И три группы источников угроз: личности, обществу и государству.
На современном этапе развития информации главным источников информационной опасности является интернет, который меняет характер социума и является источником информационных войн. Исходя из этого информационную безопасность следует рассматривать в контексте "триады" угроз международной информационной безопасности: террористической, военной и преступной. На фоне данной тенденции важнейшим фактором национальной и международной безопасности является защита критических информационных инфраструктур государства.
Использование информационных технологий в военно-политических целях лишь в ограниченной степени попадает в сферу действия норм международного права. В работе наведена характеристика информационной войны, её составляющих и механизма действия.
Основными историческими вехами в развитии ОДКБ следует считать:
- первая половина 1990-х гг. практически все страны ОДКБ прошли через этап сотрудничества с НАТО по программе "Партнерство ради мира";
- 15 мая 1992 г. - подписание Договор о коллективной безопасности;
- апрель 1999 г. - протокол о продлении действия Договора о коллективной безопасности;
- 2007 г. - начало участия в миротворческих миссиях;
- 2011 г. - принятие протокола "о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств-членов ОДКБ"
- 2015 г. - приоритетные направления - помощь Таджикистану в охране его границ, создание эффективных механизмов информационно-аналитической работы в рамках ОДКБ. ОДКБ по прежнему считает, что основным средством решения конфликтов должны быть дипломатические меры;
На основе анализа подходов государств ОДКБ к вопросам информационной безопасности и управлению интернетом можно сделать общий вывод о том, что проработка данной проблематики в рамках государственной политики стран региона пока еще находится в довольно ранней промежуточной стадии. Каждая республика стремится формировать собственные подходы к обеспечению информационной безопасности, которые находят отражение в национальных законодательствах. В республиках создаются специальные комиссии по проблемам информационной безопасности, принимаются межправительственные соглашения по защите информационного пространства. Однако следует признать, что на теоретическом и доктринальном уровнях упомянутые проблемы преимущественно не проработаны.
Характерным примером является устойчивое воспроизведение в законодательстве центрально-азиатских республик подхода, в рамках которого под информационной безопасностью понимается защита национального информационного пространства от деструктивного воздействия внешних сил. При этом за негативное внешнее влияние власти часто принимают любую информацию, содержащую критику в адрес правительства и других структур власти. В то же время недостаточное внимание при таком подходе уделяется вопросам управления интернетом.
Социальные сети и блоги пользуются большой популярностью практически во всех государствах региона. Новые электронные формы массовой коммуникации становятся площадкой, где граждане могут относительно свободно и беспрепятственно высказывать свое мнение по злободневным проблемам внутриполитического развития, что зачастую вызывает большую озабоченность властей. Правительства государств Центральной Азии рассматривают контроль и регулирование социальных сетей и подобных им сервисов в качестве одного из приоритетных направлений в области информационной безопасности. Однако популярность создаваемых в государствах региона социальных сетей ниже, чем популярность Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир.
Государства региона частично решают задачу обеспечения единства своих подходов к вопросам информационной безопасности, однако частично это происходит в ущерб глубине и охвату последних. Представляется, что по мере качественного развития национальных ИТ-секторов и выхода на первый план таких проблем, как безопасность критической инфраструктуры, киберпреступность и др., существующие доктринальные подходы потребуют модернизации и частичного пересмотра.
По состоянию на начало 2015 года угрозами и вызовами ОДКБ являються:
- отставание в развитии информационной инфраструктуры, формировании информационного пространства, создании аппаратных и
программных средств;
- нарушение безопасного, стабильного функционирования критически важных информационных инфраструктур;
- несанкционированный доступ к охраняемой в соответствии с законом информации;
- рост преступности с использованием ИКТ.
Приоритетными направлениями развития ОДКБ являються:
- совершенствование нормативной правовой базы;
- сближение законодательств;
- оказание взаимопомощи;
- развитие объединенных военных систем;
- развитие Миротворческих сил ОДКБ;
- и т.д.
Основными направлениями совершенствования системы информационной безопасности в ОДКБ должны стать:
- защита информационных ресурсов;
- противодействие преступлениям в информационной сфере (в т. ч. информационному терроризму);
- информационное обеспечение реализации государственной политики;
- защита личности, общества и государства от деструктивного информационного воздействия;
- защита единого информационного пространства;
- обеспечение безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры (включая обеспечение безопасности критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры - КВОИ).
Основными подходами к сближению законодательства государств - членов ОДКБ должны стать следующие действия по разработки системы:
- организационных мер обеспечения информационно-коммуникационной безопасности;
- концептуальных подходов правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности;
- практических мер нормативно-правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на национальном уровне;
- практических мер законодательного обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на национальном уровне.
- правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на международном уровне.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Asia Internet Use, Population Data and Facebook Statistics. Internetworld Stats. 2011. 31 декабря. http://www.internetworldstats.eom/stats3.htm#asia
2. TNS CentralAsia измерили медиа-рынок Казахстана: Русское Радио лидирует. Радио Портал. 2010, 10 июня, http://www.radioportal.ru/articles/9479/tns-centrai-asia-izmerili- mediarynok-kazakhstana-russkoe-radio-lidiruet
3. Вус М.А., Макаров О.С. В интересах национальной и международной информационной безопасности. - Информатизация и связь, № 6. 2013 С. 28-30.
4. Доклад о состоянии законодательства о СМИ в Республике Узбекистан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2008. 13 апреля, http://medialaw.asia/document/-1265 .
5. Доменная зона KZ, регистрация доменов KZ. Сервис регистрации доменных имен General-Domain.Ru. http://www.general-domain.ru/katalog/kz.php
6. Законодательство о СМИ стран Центральной Азии (Казахстан). Право и СМИ в Центральной Азии. 2010. 23 ноября, http://medialaw.asia/legislation/36/21
7. Законодательство о СМИ стран Центральной Азии (Таджикистан). Право и СМИ в Центральной Азии. 2011. 10 апреля, http://medialaw.asia/legislation/38/21
8. Интернет в Центральной Азии: обычное средство связи или роскошь? Информационное агентство Фергана.news. 2003. 7 марта. http://www.fergananews.com/article.php?id=1456
9. История печатных СМИ Таджикистана: от зависимых до «независимых». Сто сторон. 2011. 17 ноября, http://www.100storon.ru/smi_20_years/20111116/249602764.html
10. Каримов И. А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Узбекское агентство информации и связи. 2010. 13 ноября, http://www.aci.uz/ru/news/news/article/2265/
11. Концепции развития информатизации Республики Узбекистан. Право и СМИ Центральной Азии, http://medialaw.asia/document/-2718
12. Концепция информационной безопасности Республики Казахстан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2007. 5 апреля, http://www.medialawca.org/document/-1234
13. Концепция информационной безопасности Республики Казахстан. Право и СМИ в Центральной Азии. 2007. 5 апреля, http://www.medialawca.org/document/-1234
14. Концепция информационной безопасности Республики Таджикистан. Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана. 2003. 7 ноября. http://www.nansmit.tj/laws/?id=26
15. Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети интернет (Казнета) на 2008-2012 гг. Международный казахский сервер Казах.ру. 2008.12 мая. http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=1274
16. Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 гг. Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан. 2008, 7 июля, http://www.minplan.kz/economyabout/358/1312
17. Международные правовые акты и документы в области международной информационной безопасности (под ред. С.А.Комова). 2012. М., 135 с.
18. О Концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента Интернет на 2008-2012 гг. Право и СМИ в Центральной Азии. http://medialaw.asia/document/-1009
19. Понятийный аппарат сферы информационной безопасности из нормативных актов государств - членов ОДКБ. Словарь-справочник по информационной безопасности для Парламентской ассамблеи ОДКБ (под общ. ред. М.А. Вуса, М.М. Кучерявого). 2014, 96 с.
20. Премьер Казахстана обещал разобраться с Живым журналом. Балтийское информационное агентство Balt.lnfo. 2011. 20 августа. http://www.baltinfo.ru/2011/08/20/Premer-Kazakhstana-obeschal-razobratsya-s-Zhivym-zhurnalom-223847
21. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского Союза. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 159 с.
22. Таджикистан блокирует Facebook и другие неугодные сайты. Русская служба ВВС. 2012.5 марта. http://www.bbc.co.uk/russian/mobile/international/2012/03/120305_tajikistan_internet_ban.shtml
23. Таджикистаносталсябез Facebook. Internet-Technologies. 2012. 5 марта. http://www.internet-technologies.ru/news/news_2343.html
24. Указ президента Республики Казахстан от 14.11.2011. № 174 «О Концепции информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 г.». Nomad. 2011.6 декабря. http://www.nomad. su/?a=3-201112060038
25. Шушин В.О. О состоянии и перспективах сотрудничества государств - членов ОДКБ по формированию системы информационной безопасности. - Законодательство государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности: опыт, проблемы и перспективы гармонизации. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Секретариат МПА СНГ. 2014 С. 4-14.
26. Экономическая основа деятельности средств массовой информации. Право и СМИ в Центральной Азии. 2011. 15 мая. http://medialaw.asia/document/1265-1296
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55823 Дипломной работы — поможем найти подходящую