Все в срок и по теме! В целом, остался доволен работой
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе мы будем рассматривать развитие двустороннего экономического сотрудничества России и Сербии.
Актуальность данной работы состоит в степени важности изучения для понимания современного состояния экономического сотрудничества России и Сербии, а так же для понимания перспектив развития и определения приоритетных направлений эффективного взаимодействия двух стран в дальнейшем. Данная работа актуальна по следующим факторам:
Во-первых, Сербия находится в том регионе Европы, который всегда являлся и является зоной интересов России, так же и влияния с точек зрения экономики и политики.
Во-вторых, мы учитываем выгодное положение Сербии в стратегическом и географическом плане, а также необходимость укрепления экономического влияния России в регионе, играющим существенную роль для организации поставок российских энергоресурсов и других товаров в ЕС.
В-третьих, это последний регион Европы, где имеются государства, которые еще не являются членами Европейского союза и, следовательно, для интересов России важно активизировать экономические отношения со странами региона до их вступления в ЕС.
В-четвертых, из-за санкционной политики, необходимо определить предпосылки и основные этапы развития экономического сотрудничества России и Сербии, особенности регулирования российско-сербских отношений, динамику торгового сотрудничества, основные направления инвестиционного сотрудничества, проблемы двустороннего сотрудничества, перспективные направления взаимодействия.
Практическая значимость данной работы состоит в понимании степени важности экономического сотрудничества России и Сербии в условиях действующей санкционной политики в отношении России со стороны Евросоюза и не присоединения к санкциям Сербии.
Объектом исследования работы выступают экономические отношения России и Сербии.
Предметом изучения работы будут состояние на современном этапе, перспективы и тенденции развития инвестиционного и торгового сотрудничества Сербии и России.
Целью данной работы является исследование и выявление основных тенденций развития экономического сотрудничества России с Сербией, а также определение, перспективных для взаимодействия двух стран, направлений.
Чтобы достичь стоящих перед исследованием целей, нами были поставлены следующие задачи:
определить этапы развития экономического сотрудничества Сербии и России до настоящего времени и предпосылки для их дальнейшего взаимодействия;
изучить интенсивность торговли на современном этапе динамику внешнеторгового сотрудничества между Россией и Сербией;
изучить основные проекты с участием российского капитала на территории Сербии и проанализировать динамику инвестиционного сотрудничества России и Сербии;
проанализировать энергетический фактор и его значение для взаимоотношений России и Сербии;
выявить последствия вступления Сербии в ЕС для экономических интересов России и оценить дальнейшее влияние интеграционных процессов Сербии на развитие сотрудничества России и Сербии;
выявить перспективные, для дальнейшего экономического сотрудничества России и Сербии, направления.
В первом разделе работы будут рассмотрены вопросы предпосылок и основных этапов развития экономического сотрудничества и особенности регулирования российско-сербских отношений.
Во втором разделе работы будут рассмотрены вопросы, связанные с динамикой торгового сотрудничества и основные направления инвестиционного сотрудничества России и Сербии.
В третьем разделе работы будут рассмотрены вопросы проблем двустороннего сотрудничества и перспективные направления взаимодействия России и Сербии.
Информационной базой данной работы являются законодательные акты и нормативные документы, официальная экономическая статистика как Сербии, так и России, публикации и материалы, обнародованные профильными министерствами и ведомствами наших стран: Института мировой экономики и международных отношений РАН, Республиканского статистического комитета Сербии, Института экономики РАН, Агентства по привлечению инвестиций и продвижению экспорта Сербии (SIEPA), Института славяноведения РАН, аналитические материалы Института Европы РАН, постановления Правительств России и Сербии, справочно-информационные материалы торгового представительства России в Сербии, аналитические обзоры и мониторинги российских компаний, работающих в Сербии. Также использованы источники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы.
Оглавление
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СЕРБИИ 6
1.1 Предпосылки и основные этапы развития экономического сотрудничества 6
1.2 Особенности регулирования российско-сербских отношений 17
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СЕРБИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 28
2.1 Динамика торгового сотрудничества 28
2.2 Основные направления инвестиционного сотрудничества 40
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СЕРБИИ 48
3.1 Проблемы двустороннего сотрудничества 48
3.2 Перспективные направления взаимодействия 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На развитие двустороннего экономического сотрудничества России и Сербии на современном этапе оказывают влияние ряд факторов:
безусловным приоритетом внешней политики Сербии в настоящее время является членство в Европейском Союзе. В 2012 году Республика Сербия получила официальный статус страны-кандидата ЕС. Сегодня она продолжает постепенно двигаться в направлении вступления в союз;
существенным моментом для развития современной Сербии является тот факт, что внешнеполитический курс руководства страны ориентирован на то, чтобы усилить позицию России в стратегически важных сферах экономики Сербии;
в тоже время, начиная с 2014 года, после начала кризиса на Украине, сербско-российские отношения переживают чрезвычайно сложный период, связанный с тем, что, хотя Сербия осталась верна дружескому расположению к России, страна географически и политически относится к Европе и власти республики нацелены на присоединение к ЕС;
закрытие под давлением Запада проекта «Южный Поток»;
неприсоединение Сербии к санкциям ЕС против России.
В тоже время, российско-сербское торгово-экономическое сотрудничество, несмотря на трудности, продолжает активно развиваться и характеризуется отсутствием каких-либо взаимных проблемных открытых вопросов. По итогам 2016г. года объём товарооборота между двумя странами составил порядка 2-х миллиардов долларов США, его физические показатели выросли на 3 процента. То есть, по итогам сотрудничества между странами, Россия стабильно находиться на третьем месте среди зарубежных торговых партнёров Сербии.
Анализируя объем и структуру торговли Сербии с Россией за последние пять лет, можно отметить последовательное наращивание сербского экспорта. Основными статьями в нем являются следующие товарные группы: машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, товары народного потребления, металлы и изделия из них, древесина и пряжа. В двустороннем сотрудничестве наиболее значимыми направлениями позиционируются энергетика и транспорт.
В структуре российского экспорта превалирует доля энергоносителей. В структуре сербского экспорта превалируют предметы одежды, в тоже время значительным был объем овощей и фруктов, электрических машин и приборов, цветных металлов, промышленного оборудования общего назначения, лекарственных препаратов, напольных покрытий и продукции из каучука. На фоне санкционной войны Запада с Россией рыночные отношения между Россией и Сербией только укрепились. Сербия— единственная страна в регионе, не присоединившаяся к санкциям и не попадающая под российское эмбарго. Все это значительно повышает ценность наших отношений. Россия заинтересована в успешном развитии проектов модернизации сербской инфраструктуры и техники, в которых участвуют РЖД, «Силовые машины», «Автоваз», «ЛИАЗ», военные предприятия. Это дает российским гигантам международные заказы и ценный опыт, Сербия же проводит точечную модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры. Интересом значительной важности является сохранение сербского рынка поставок энергоресурсов.
В сфере финансов Россия выступает донором капитала. Так российские кредиты, которые были выделены на льготных условиях Сербии, стимулируют экспорт товаров и услуг компаний из России, и в первую очередь государственных. Следовательно, такое сотрудничество, остается взаимовыгодным даже в период экономического кризиса. Это связано с тем, что одна сторона открывает своим компаниям новые рынки сбыта и создает благоприятные условия для сотрудничества, а другая сторона получает долгосрочные ссуды со ставками ниже рыночных. Кроме того, стороны осуществляют государственную поддержку предприятиям России и Сербии, осуществляющими сотрудничество в экономической сфере, в области производства и торговли промышленными товарами счет стимулирования экспорта, страхования и финансирования экспорта, формирования свободных зон, регионального развития для новых прибыльных проектов. В 2006 году Правительством Сербии был принят Закон о свободных зонах, направленный на укрепление национальной экономики путем создания благоприятных условий для иностранных инвесторов, обеспечивающих привлечение иностранного капитала и технологий, рост занятости и внешнеторгового оборота, как и укрепление позиций Сербии в мировой экономике. Участники СЗ пользуются рядом льгот и преимуществ, в соответствии с законодательством Республики Сербия. Предпочтением пользуются компании с программой экспорта и условного импорта сырья для производства, которые в процессе доработки продукции могут использовать услуги компаний округа, а также с программой производства, основанной на сборке импортных компонентов для продажи на рынок Республики Сербии и зарубежные рынки. Так как участником зоны может стать любая компания, в том числе иностранная, этим активно пользуются российские инвесторы. Торгово-промышленные палаты Сербии и России оказывают содействие развитию экспорта товаров и услуг, предоставляют практическую помощь организациям и предпринимателям Сербии и России в установлении двухсторонних деловых связей, в поиске потенциальных партнеров, проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического сотрудничества, обеспечивающие присутствие сербских и российских экспортно-ориентированных предприятий на иностранных площадках, представительство национальных компаний на международном рынке, осуществляющие организацию презентаций, форумов, ярмарок в стране и за границей, а также защиту интересов хозяйствующих субъектов на национальном и международном уровнях.
Наиболее важными и перспективными проектами являются совместные проекты в области модернизации сербской железнодорожной инфраструктуры, модернизация ОАО «Газпром нефть» производственных мощностей и развитие сербской компании «Нефтяная индустрия Сербии», участие компании ОАО «Газпром нефть» - «НИС» в реализации проекта эксплуатации месторождений горючих сланцев в Сербии, участие компании ОАО «Газпром нефть» - «НИС» в развитии нефтехимической отрасли Сербии, участие компании ОАО «Газпром нефть» - «НИС» в реализации электроэнергетических проектов на территории Сербии, реализация контракта на реконструкцию и модернизацию ГЭС «Джердап-1» со стороны российской компании ОАО «Силовые машины», деятельность российских «Сбербанка России» и «ВТБ» на сербском рынке, межрегиональное торгово-экономическое сотрудничество, сотрудничество в области сельского хозяйства, фармацевтической промышленности и др.
Перспективным направлением развития отношений Россией-Сербия, является также научно-техническое сотрудничество, нацеленное на реализацию научно-технических и инновационных проектов; взаимное командирование ученых и специалистов; обмен научно-технической информацией и документацией; организацию научных конференций, симпозиумов, семинаров и выставок; осуществление совместной коммерциализации научно-технической деятельности. Кроме того, стороны развивают научно-техническую и промышленно-технологическую кооперацию на двустороннем и многостороннем уровнях; расширяют сотрудничество в высокотехнологических отраслях промышленности и в сфере инноваций, активно участвуют в продвижении фундаментальных и прикладных разработок, совместных научных проектов; взаимодействуют в сфере образования, в том числе в установлении прямых связей между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями обеих стран, совместно работают над повышением энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. Правительством Сербии Российская Федерация декларируется как один из важнейших политических и экономических партнеров Республики. Учитывая, что наши страны связывают глубокие исторические и культурные связи, а также огромный опыт взаимовыгодного сотрудничества, то в качестве определяющей характеристики российско-сербских отношений, носящих партнерский и глубоко дружественный характер, указывается на взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с устойчивой тенденцией к росту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Официальные документы и соглашения
1) Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией. [Электронный ресурс] // Сайт Президента Российской Федерации. - 2013. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ref_notes/1461
2) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г. [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. – Режим доступа: www.tikrf.org/ru/sporazumi/
3) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 11 октября 1995 г. // ЮНКТАД. - 1995. – Режим доступа: http://investmentpolicyhub.unctad.org/IIA/country/175/treaty/2846
4) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли от 25.01.2008 г.
5) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о поставках природного газа на период с 2012 по 2021 годы [Электронный ресурс ]// Министерство иностранных дел Российской Федерации. – 2012. – Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/96AABC6CCF1D393344257C200022C4DF
6) Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Сербии о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта от 10.04.2013 г.
7) Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации. – 2009. – Режим доступа: http://www.minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/
Монографии
8) Балканский вектор внешнеэкономических связей России: монография / М.А. Максакова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. межд. экон. отношений и внешнеэкон. связей. - М.: МГИМО-Университет, 2016. - 306, [1] с. - (Научная школа МГИМО / [ред. совет серии: А.В. Торкунов / пред./ и др.]).
9) Волкова Е.Г. Еще один путь в Европу: от нерушимой Югославии к неделимой Сербии. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. – 212 с.
10) Глинкина С.П., Куликова Н.В., Синицына И.С. Страны Центрально-Восточной Европы: евроинтеграция и экономический рост. – М.: Институт экономики РАН, 2014. – 84 с.
11) Гуськова Е.Ю. Последствия международных санкций для Югославии // Страны Центральной и Восточной Европы на пороге XXI века. – М.: ИНИОН, 1999. – С. 108-124.
12) Гуськова Е.Ю. Югославия (Сербия - Черногория) и Россия на новом этапе сотрудничества в начале ХХI в. // Страны Восточной Европы и Россия: взаимоотношения в начале XXI века. – М.: ИНИОН, 2005. – 240 с.
13) Основные тенденции во взаимоотношениях России и стран Центрально-Восточной Европы / Отв.ред. И.И. Орлик. – М.: ИЭ РАН, 2015. – 426 с.
14) Российский фактор в энергетической политике стран Центральной и Юго-Восточной Европы / Отв.ред. Н.В. Куликова. – М.: ИЭ РАН, 2010. - 286 с.
15) Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в XXI веке / Под ред. Н.В. Куликовой, И.И. Орлика, Н.В. Фейт. – М.: ИЭ РАН. - 2012. - 350 с.
16) Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2006-2007 гг. / Отв. ред. И.И. Орлик. – М.: ИЭ РАН. 2008. – 236 с.
17) Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2008-2009 гг. / Отв. ред. И.И. Орлик. – М.: ИЭ РАН. 2010. – 264 с.
18) Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2011-2013 гг. / Отв. ред. И.И. Орлик. – М.: ИЭ РАН. 2014. – 336 с.
19) Язькова А.А. Юго-Восточная Европа о эпоху кардинальных перемен / А.А. Язькова, П.Е. Кандель, С.А. Романенко; под. ред. А.А. Язьковой. – М.: Издательство «Весь мир», 2007. – 352 с.
Статьи
20) Кондратьева Н.Б. ЕС – Сербия – Россия: взаимоотношения в сфере экономики. Проблемы и перспективы / Выстраивая добрососедство. Россия на пространствах Европы // Под ред. А. Громыко, Е. Ананьевой. М.: Издательство «Весь мир», 2013. – С. 170-179.
21) Лобанов М. Отношения России и Сербии: новое содержание старых форм // Современная Европа. - 2014. - №2 (58). - С.91 - 105.
22) Максакова М.А. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Сербии: состояние и перспективы развития / М.А. Максакова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №1. С. 104-116.
23) Максакова М.А. Возвращение России на Балканы. Экономический аспект / М.А. Максакова // Обозреватель-Observer. - 2014. - №9 (296). С. 50-63.
24) Максакова М.А. Современное состояние инвестиционного сотрудничества России и Сербии / М.А. Максакова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №9. С. 85-100.
25) Максакова М.А. Современное состояние торговых отношений России и стран Западных Балкан // Экономическая теория и хозяйственная практика: глобальные вызовы: материалы международной конференции «Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы – 2015». - Санкт-Петербург: Издательство «Гамма», 2015. - С. 293-299.
26) Максакова М.А. Сотрудничество России и стран Западных Балкан на современном этапе: возможности, риски и перспективы / М.А. Максакова // Горизонты экономики. 2016. №3 (29). С. 53-64.
27) Пивоваренко А. Современная Россия на Балканах: «мягкая сила» через инвестиции [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. – 2014. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/index.php?id_4=3707#top
28) Пономарева Е. Энергетическая дипломатия России как фактор евразийской интеграции (на примере Сербии) / Србиjа и Евроазиjски геополитички простор // приред. М. Степич, Ж. Журич. – Београд, 2013. - С. 331-349.
29) Пономарева Е. Геополитическая битва вокруг Сербии // «Политеиа». - Бања Лука: jун 2013. - Бр. 5. - С. 281-286.
30) Пономарева Е. Балканы как зона (дез)интеграции [Электронный ресурс] // Развитие и экономика. - №5. - 2013. – Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/razvitie-i-ekonomika/r5-2013/19956-balkany-kak-zona-dezintegracii.html
31) Правосудов С. России и Сербии нужно укреплять отношения [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. - 2014. – Режим доступа: http://www.riss.ru/analitika/2558-serbiya-i-rossiya-proshloe-nastoyashchee-i-budushchee
32) Решетникова О. Россия и Балканы [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. – 2012. – Режим доступа: http://www.riss.ru/analitika/1106-rossiya-i-balkany
33) Халевинская Е.Д. Энергетическая составляющая присутствия России на Балканах // Кавказские научные записки. - 2010. - №3. - С.120-128.
Источники на иностранных языках
34) Commission staff working document. Serbia 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2015/20151110_report_serbia.pdf
35) IMF. Republic of Serbia. IMF’s country report № 13/206 – July, 2013 URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2013/cr13206.pdf
36) Serbia Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20140108-serbia-progress-report_en.pdf
Интернет-источники
37) Институт Европы РАН. URL: http://www.instituteofeurope.ru/
38) Институт мировой экономики и международных отношений РАН. URL: http://www.imemo.ru/
39) Институт славяноведения РАН. URL: http://www.inslav.ru/index.php
40) Институт экономики РАН. URL: http://inecon.org/
41) Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/main
42) Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru
43) Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации. URL: http://tpprf.ru/ru/
44) Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
45) Chamber of Commerce and Industry of Serbia. URL: http://www.pks.rs/
46) Central European Free Trade Agreement – CEFTA. URL: www.cefta.int
47) European Commission. URL: http://ec.europa.eu
48) European fund for the Balkans. URL: http://www.balkanfund.org
49) European University Institute (EUI). URL: http://www.eui.eu
50) Eurostat.URL:http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/
51) FREN - Foundation for the Advancement of Economics URL: http://www.fren.org.rs
52) Gallup Вalkan-monitor. URL: http://www.balkan-monitor.eu/
53) International Monetary Fund reports. URL: www.imf.report.com
54) International Trade Centre. URL: http://www.trademap.org/Index.aspx
55) National Bank of Serbia. URL: http://www.nbs.rs/export/internet/cirilica/
56) Serbia Investment and Export Promotion Agency (SIEPA). URL: http://siepa.gov.rs
57) Statistical Office of the Republic of Serbia. URL: http://stat.gov.rs/
58) The World Bank Group/ URL: http://worldbank.org
59) Trade statistics for international business development. URL: www.trademap.org
60) United Nations Conference on Trade and Development – UNCTAD. URL: http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе мы будем рассматривать развитие двустороннего экономического сотрудничества России и Сербии.
Актуальность данной работы состоит в степени важности изучения для понимания современного состояния экономического сотрудничества России и Сербии, а так же для понимания перспектив развития и определения приоритетных направлений эффективного взаимодействия двух стран в дальнейшем. Данная работа актуальна по следующим факторам:
Во-первых, Сербия находится в том регионе Европы, который всегда являлся и является зоной интересов России, так же и влияния с точек зрения экономики и политики.
Во-вторых, мы учитываем выгодное положение Сербии в стратегическом и географическом плане, а также необходимость укрепления экономического влияния России в регионе, играющим существенную роль для организации поставок российских энергоресурсов и других товаров в ЕС.
В-третьих, это последний регион Европы, где имеются государства, которые еще не являются членами Европейского союза и, следовательно, для интересов России важно активизировать экономические отношения со странами региона до их вступления в ЕС.
В-четвертых, из-за санкционной политики, необходимо определить предпосылки и основные этапы развития экономического сотрудничества России и Сербии, особенности регулирования российско-сербских отношений, динамику торгового сотрудничества, основные направления инвестиционного сотрудничества, проблемы двустороннего сотрудничества, перспективные направления взаимодействия.
Практическая значимость данной работы состоит в понимании степени важности экономического сотрудничества России и Сербии в условиях действующей санкционной политики в отношении России со стороны Евросоюза и не присоединения к санкциям Сербии.
Объектом исследования работы выступают экономические отношения России и Сербии.
Предметом изучения работы будут состояние на современном этапе, перспективы и тенденции развития инвестиционного и торгового сотрудничества Сербии и России.
Целью данной работы является исследование и выявление основных тенденций развития экономического сотрудничества России с Сербией, а также определение, перспективных для взаимодействия двух стран, направлений.
Чтобы достичь стоящих перед исследованием целей, нами были поставлены следующие задачи:
определить этапы развития экономического сотрудничества Сербии и России до настоящего времени и предпосылки для их дальнейшего взаимодействия;
изучить интенсивность торговли на современном этапе динамику внешнеторгового сотрудничества между Россией и Сербией;
изучить основные проекты с участием российского капитала на территории Сербии и проанализировать динамику инвестиционного сотрудничества России и Сербии;
проанализировать энергетический фактор и его значение для взаимоотношений России и Сербии;
выявить последствия вступления Сербии в ЕС для экономических интересов России и оценить дальнейшее влияние интеграционных процессов Сербии на развитие сотрудничества России и Сербии;
выявить перспективные, для дальнейшего экономического сотрудничества России и Сербии, направления.
В первом разделе работы будут рассмотрены вопросы предпосылок и основных этапов развития экономического сотрудничества и особенности регулирования российско-сербских отношений.
Во втором разделе работы будут рассмотрены вопросы, связанные с динамикой торгового сотрудничества и основные направления инвестиционного сотрудничества России и Сербии.
В третьем разделе работы будут рассмотрены вопросы проблем двустороннего сотрудничества и перспективные направления взаимодействия России и Сербии.
Информационной базой данной работы являются законодательные акты и нормативные документы, официальная экономическая статистика как Сербии, так и России, публикации и материалы, обнародованные профильными министерствами и ведомствами наших стран: Института мировой экономики и международных отношений РАН, Республиканского статистического комитета Сербии, Института экономики РАН, Агентства по привлечению инвестиций и продвижению экспорта Сербии (SIEPA), Института славяноведения РАН, аналитические материалы Института Европы РАН, постановления Правительств России и Сербии, справочно-информационные материалы торгового представительства России в Сербии, аналитические обзоры и мониторинги российских компаний, работающих в Сербии. Также использованы источники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы.
Оглавление
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СЕРБИИ 6
1.1 Предпосылки и основные этапы развития экономического сотрудничества 6
1.2 Особенности регулирования российско-сербских отношений 17
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СЕРБИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 28
2.1 Динамика торгового сотрудничества 28
2.2 Основные направления инвестиционного сотрудничества 40
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СЕРБИИ 48
3.1 Проблемы двустороннего сотрудничества 48
3.2 Перспективные направления взаимодействия 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На развитие двустороннего экономического сотрудничества России и Сербии на современном этапе оказывают влияние ряд факторов:
безусловным приоритетом внешней политики Сербии в настоящее время является членство в Европейском Союзе. В 2012 году Республика Сербия получила официальный статус страны-кандидата ЕС. Сегодня она продолжает постепенно двигаться в направлении вступления в союз;
существенным моментом для развития современной Сербии является тот факт, что внешнеполитический курс руководства страны ориентирован на то, чтобы усилить позицию России в стратегически важных сферах экономики Сербии;
в тоже время, начиная с 2014 года, после начала кризиса на Украине, сербско-российские отношения переживают чрезвычайно сложный период, связанный с тем, что, хотя Сербия осталась верна дружескому расположению к России, страна географически и политически относится к Европе и власти республики нацелены на присоединение к ЕС;
закрытие под давлением Запада проекта «Южный Поток»;
неприсоединение Сербии к санкциям ЕС против России.
В тоже время, российско-сербское торгово-экономическое сотрудничество, несмотря на трудности, продолжает активно развиваться и характеризуется отсутствием каких-либо взаимных проблемных открытых вопросов. По итогам 2016г. года объём товарооборота между двумя странами составил порядка 2-х миллиардов долларов США, его физические показатели выросли на 3 процента. То есть, по итогам сотрудничества между странами, Россия стабильно находиться на третьем месте среди зарубежных торговых партнёров Сербии.
Анализируя объем и структуру торговли Сербии с Россией за последние пять лет, можно отметить последовательное наращивание сербского экспорта. Основными статьями в нем являются следующие товарные группы: машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, товары народного потребления, металлы и изделия из них, древесина и пряжа. В двустороннем сотрудничестве наиболее значимыми направлениями позиционируются энергетика и транспорт.
В структуре российского экспорта превалирует доля энергоносителей. В структуре сербского экспорта превалируют предметы одежды, в тоже время значительным был объем овощей и фруктов, электрических машин и приборов, цветных металлов, промышленного оборудования общего назначения, лекарственных препаратов, напольных покрытий и продукции из каучука. На фоне санкционной войны Запада с Россией рыночные отношения между Россией и Сербией только укрепились. Сербия— единственная страна в регионе, не присоединившаяся к санкциям и не попадающая под российское эмбарго. Все это значительно повышает ценность наших отношений. Россия заинтересована в успешном развитии проектов модернизации сербской инфраструктуры и техники, в которых участвуют РЖД, «Силовые машины», «Автоваз», «ЛИАЗ», военные предприятия. Это дает российским гигантам международные заказы и ценный опыт, Сербия же проводит точечную модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры. Интересом значительной важности является сохранение сербского рынка поставок энергоресурсов.
В сфере финансов Россия выступает донором капитала. Так российские кредиты, которые были выделены на льготных условиях Сербии, стимулируют экспорт товаров и услуг компаний из России, и в первую очередь государственных. Следовательно, такое сотрудничество, остается взаимовыгодным даже в период экономического кризиса. Это связано с тем, что одна сторона открывает своим компаниям новые рынки сбыта и создает благоприятные условия для сотрудничества, а другая сторона получает долгосрочные ссуды со ставками ниже рыночных. Кроме того, стороны осуществляют государственную поддержку предприятиям России и Сербии, осуществляющими сотрудничество в экономической сфере, в области производства и торговли промышленными товарами счет стимулирования экспорта, страхования и финансирования экспорта, формирования свободных зон, регионального развития для новых прибыльных проектов. В 2006 году Правительством Сербии был принят Закон о свободных зонах, направленный на укрепление национальной экономики путем создания благоприятных условий для иностранных инвесторов, обеспечивающих привлечение иностранного капитала и технологий, рост занятости и внешнеторгового оборота, как и укрепление позиций Сербии в мировой экономике. Участники СЗ пользуются рядом льгот и преимуществ, в соответствии с законодательством Республики Сербия. Предпочтением пользуются компании с программой экспорта и условного импорта сырья для производства, которые в процессе доработки продукции могут использовать услуги компаний округа, а также с программой производства, основанной на сборке импортных компонентов для продажи на рынок Республики Сербии и зарубежные рынки. Так как участником зоны может стать любая компания, в том числе иностранная, этим активно пользуются российские инвесторы. Торгово-промышленные палаты Сербии и России оказывают содействие развитию экспорта товаров и услуг, предоставляют практическую помощь организациям и предпринимателям Сербии и России в установлении двухсторонних деловых связей, в поиске потенциальных партнеров, проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического сотрудничества, обеспечивающие присутствие сербских и российских экспортно-ориентированных предприятий на иностранных площадках, представительство национальных компаний на международном рынке, осуществляющие организацию презентаций, форумов, ярмарок в стране и за границей, а также защиту интересов хозяйствующих субъектов на национальном и международном уровнях.
Наиболее важными и перспективными проектами являются совместные проекты в области модернизации сербской железнодорожной инфраструктуры, модернизация ОАО «Газпром нефть» производственных мощностей и развитие сербской компании «Нефтяная индустрия Сербии», участие компании ОАО «Газпром нефть» - «НИС» в реализации проекта эксплуатации месторождений горючих сланцев в Сербии, участие компании ОАО «Газпром нефть» - «НИС» в развитии нефтехимической отрасли Сербии, участие компании ОАО «Газпром нефть» - «НИС» в реализации электроэнергетических проектов на территории Сербии, реализация контракта на реконструкцию и модернизацию ГЭС «Джердап-1» со стороны российской компании ОАО «Силовые машины», деятельность российских «Сбербанка России» и «ВТБ» на сербском рынке, межрегиональное торгово-экономическое сотрудничество, сотрудничество в области сельского хозяйства, фармацевтической промышленности и др.
Перспективным направлением развития отношений Россией-Сербия, является также научно-техническое сотрудничество, нацеленное на реализацию научно-технических и инновационных проектов; взаимное командирование ученых и специалистов; обмен научно-технической информацией и документацией; организацию научных конференций, симпозиумов, семинаров и выставок; осуществление совместной коммерциализации научно-технической деятельности. Кроме того, стороны развивают научно-техническую и промышленно-технологическую кооперацию на двустороннем и многостороннем уровнях; расширяют сотрудничество в высокотехнологических отраслях промышленности и в сфере инноваций, активно участвуют в продвижении фундаментальных и прикладных разработок, совместных научных проектов; взаимодействуют в сфере образования, в том числе в установлении прямых связей между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями обеих стран, совместно работают над повышением энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. Правительством Сербии Российская Федерация декларируется как один из важнейших политических и экономических партнеров Республики. Учитывая, что наши страны связывают глубокие исторические и культурные связи, а также огромный опыт взаимовыгодного сотрудничества, то в качестве определяющей характеристики российско-сербских отношений, носящих партнерский и глубоко дружественный характер, указывается на взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с устойчивой тенденцией к росту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Официальные документы и соглашения
1) Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией. [Электронный ресурс] // Сайт Президента Российской Федерации. - 2013. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ref_notes/1461
2) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г. [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. – Режим доступа: www.tikrf.org/ru/sporazumi/
3) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 11 октября 1995 г. // ЮНКТАД. - 1995. – Режим доступа: http://investmentpolicyhub.unctad.org/IIA/country/175/treaty/2846
4) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли от 25.01.2008 г.
5) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о поставках природного газа на период с 2012 по 2021 годы [Электронный ресурс ]// Министерство иностранных дел Российской Федерации. – 2012. – Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/96AABC6CCF1D393344257C200022C4DF
6) Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Сербии о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта от 10.04.2013 г.
7) Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации. – 2009. – Режим доступа: http://www.minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/
Монографии
8) Балканский вектор внешнеэкономических связей России: монография / М.А. Максакова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. межд. экон. отношений и внешнеэкон. связей. - М.: МГИМО-Университет, 2016. - 306, [1] с. - (Научная школа МГИМО / [ред. совет серии: А.В. Торкунов / пред./ и др.]).
9) Волкова Е.Г. Еще один путь в Европу: от нерушимой Югославии к неделимой Сербии. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. – 212 с.
10) Глинкина С.П., Куликова Н.В., Синицына И.С. Страны Центрально-Восточной Европы: евроинтеграция и экономический рост. – М.: Институт экономики РАН, 2014. – 84 с.
11) Гуськова Е.Ю. Последствия международных санкций для Югославии // Страны Центральной и Восточной Европы на пороге XXI века. – М.: ИНИОН, 1999. – С. 108-124.
12) Гуськова Е.Ю. Югославия (Сербия - Черногория) и Россия на новом этапе сотрудничества в начале ХХI в. // Страны Восточной Европы и Россия: взаимоотношения в начале XXI века. – М.: ИНИОН, 2005. – 240 с.
13) Основные тенденции во взаимоотношениях России и стран Центрально-Восточной Европы / Отв.ред. И.И. Орлик. – М.: ИЭ РАН, 2015. – 426 с.
14) Российский фактор в энергетической политике стран Центральной и Юго-Восточной Европы / Отв.ред. Н.В. Куликова. – М.: ИЭ РАН, 2010. - 286 с.
15) Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в XXI веке / Под ред. Н.В. Куликовой, И.И. Орлика, Н.В. Фейт. – М.: ИЭ РАН. - 2012. - 350 с.
16) Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2006-2007 гг. / Отв. ред. И.И. Орлик. – М.: ИЭ РАН. 2008. – 236 с.
17) Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2008-2009 гг. / Отв. ред. И.И. Орлик. – М.: ИЭ РАН. 2010. – 264 с.
18) Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2011-2013 гг. / Отв. ред. И.И. Орлик. – М.: ИЭ РАН. 2014. – 336 с.
19) Язькова А.А. Юго-Восточная Европа о эпоху кардинальных перемен / А.А. Язькова, П.Е. Кандель, С.А. Романенко; под. ред. А.А. Язьковой. – М.: Издательство «Весь мир», 2007. – 352 с.
Статьи
20) Кондратьева Н.Б. ЕС – Сербия – Россия: взаимоотношения в сфере экономики. Проблемы и перспективы / Выстраивая добрососедство. Россия на пространствах Европы // Под ред. А. Громыко, Е. Ананьевой. М.: Издательство «Весь мир», 2013. – С. 170-179.
21) Лобанов М. Отношения России и Сербии: новое содержание старых форм // Современная Европа. - 2014. - №2 (58). - С.91 - 105.
22) Максакова М.А. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Сербии: состояние и перспективы развития / М.А. Максакова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №1. С. 104-116.
23) Максакова М.А. Возвращение России на Балканы. Экономический аспект / М.А. Максакова // Обозреватель-Observer. - 2014. - №9 (296). С. 50-63.
24) Максакова М.А. Современное состояние инвестиционного сотрудничества России и Сербии / М.А. Максакова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №9. С. 85-100.
25) Максакова М.А. Современное состояние торговых отношений России и стран Западных Балкан // Экономическая теория и хозяйственная практика: глобальные вызовы: материалы международной конференции «Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы – 2015». - Санкт-Петербург: Издательство «Гамма», 2015. - С. 293-299.
26) Максакова М.А. Сотрудничество России и стран Западных Балкан на современном этапе: возможности, риски и перспективы / М.А. Максакова // Горизонты экономики. 2016. №3 (29). С. 53-64.
27) Пивоваренко А. Современная Россия на Балканах: «мягкая сила» через инвестиции [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. – 2014. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/index.php?id_4=3707#top
28) Пономарева Е. Энергетическая дипломатия России как фактор евразийской интеграции (на примере Сербии) / Србиjа и Евроазиjски геополитички простор // приред. М. Степич, Ж. Журич. – Београд, 2013. - С. 331-349.
29) Пономарева Е. Геополитическая битва вокруг Сербии // «Политеиа». - Бања Лука: jун 2013. - Бр. 5. - С. 281-286.
30) Пономарева Е. Балканы как зона (дез)интеграции [Электронный ресурс] // Развитие и экономика. - №5. - 2013. – Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/razvitie-i-ekonomika/r5-2013/19956-balkany-kak-zona-dezintegracii.html
31) Правосудов С. России и Сербии нужно укреплять отношения [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. - 2014. – Режим доступа: http://www.riss.ru/analitika/2558-serbiya-i-rossiya-proshloe-nastoyashchee-i-budushchee
32) Решетникова О. Россия и Балканы [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. – 2012. – Режим доступа: http://www.riss.ru/analitika/1106-rossiya-i-balkany
33) Халевинская Е.Д. Энергетическая составляющая присутствия России на Балканах // Кавказские научные записки. - 2010. - №3. - С.120-128.
Источники на иностранных языках
34) Commission staff working document. Serbia 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2015/20151110_report_serbia.pdf
35) IMF. Republic of Serbia. IMF’s country report № 13/206 – July, 2013 URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2013/cr13206.pdf
36) Serbia Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20140108-serbia-progress-report_en.pdf
Интернет-источники
37) Институт Европы РАН. URL: http://www.instituteofeurope.ru/
38) Институт мировой экономики и международных отношений РАН. URL: http://www.imemo.ru/
39) Институт славяноведения РАН. URL: http://www.inslav.ru/index.php
40) Институт экономики РАН. URL: http://inecon.org/
41) Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/main
42) Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru
43) Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации. URL: http://tpprf.ru/ru/
44) Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
45) Chamber of Commerce and Industry of Serbia. URL: http://www.pks.rs/
46) Central European Free Trade Agreement – CEFTA. URL: www.cefta.int
47) European Commission. URL: http://ec.europa.eu
48) European fund for the Balkans. URL: http://www.balkanfund.org
49) European University Institute (EUI). URL: http://www.eui.eu
50) Eurostat.URL:http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/
51) FREN - Foundation for the Advancement of Economics URL: http://www.fren.org.rs
52) Gallup Вalkan-monitor. URL: http://www.balkan-monitor.eu/
53) International Monetary Fund reports. URL: www.imf.report.com
54) International Trade Centre. URL: http://www.trademap.org/Index.aspx
55) National Bank of Serbia. URL: http://www.nbs.rs/export/internet/cirilica/
56) Serbia Investment and Export Promotion Agency (SIEPA). URL: http://siepa.gov.rs
57) Statistical Office of the Republic of Serbia. URL: http://stat.gov.rs/
58) The World Bank Group/ URL: http://worldbank.org
59) Trade statistics for international business development. URL: www.trademap.org
60) United Nations Conference on Trade and Development – UNCTAD. URL: http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55888 Дипломных работ — поможем найти подходящую