Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

МОК как актор гуманитарного и культурного обмена

  • 81 страниц
  • 2016 год
  • 227 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. За последние три десятилетия в контексте геокультурной парадигмы развития глобального мира четко обозначился процесс оформления гуманитарного измерения в мировой политике. Особое значение в современных международных отношениях приобретают гуманитарные проблемы. Их решение зависит от состояния международных отношений, уровня их напряженности и конфликтности, а также вовлеченности в этот процесс не только официальных представителей государств, но и представителей широкой общественности, в том числе спортивной.
Спорт – это явление глобального масштаба. В своем лучшем качестве он обладает способностью объединять людей независимо от их происхождения, воспитания, религиозных взглядов или экономического положения. В современном мире спорт является инструментом политического воздействия с мощнейшим потенциалом и возможностями. История знает немало примеров того, как разные страны использовали этот инструмент для реализации поставленных целей. В современном мире спорт стал неотъемлемой частью международных отношений. Он выступает средством активизации международного сотрудничества, служит инструментом преодоления конфликтов и налаживания межкультурного диалога.
С вовлечением спорта в сферу международных отношений связан феномен спортивной дипломатии, представляющий собой активно развивающийся в последние десятилетия вид дипломатической деятельности, направленной на достижение взаимопонимания между народами, укрепления мира и сотрудничества через спорт. В современном мире активно идет процесс формирования спортивной дипломатии как гуманитарной технологии и полноценного института гражданского общества, способного решать стратегические задачи государств в области внутренней и внешней политики.
На современном этапе все активнее развиваются пропаганда и популяризация спорта, зачастую они выходят на первый план в политической жизни мирового сообщества. Именно поэтому сегодня очень актуально изучать возможности международного спортивного движения, чтобы решать значимые государственные задачи – как в рамках внутренней политики, так и внешней.
С усилением процессов глобальной интеграции Олимпийские игры стали одной из важнейших форм гуманитарного сотрудничества государств. В данном случае особую роль играют неправительственные спортивные организации, среди которых наиболее сильные позиции у Международного Олимпийского комитета (МОК), выступающего важнейшим актором политического процесса и тем элементом, который осуществляет политическое управление международным олимпийским движением.
Объектом исследования выступают роль и место Международного Олимпийского комитета в системе международного олимпийского движения.
Предметом исследования являются актуальные вопросы деятельности Международного Олимпийского комитета в гуманитарной и культурной областях.
Целью исследования стало изучение деятельности Международного Олимпийского комитета по продвижению проектов и социальных программ гуманитарного и культурного профиля на основе приведенных источников и литературы.
В соответствии с целью, нами поставлены следующие задачи исследования:
• изучить теоретические основы гуманитарно-культурной деятельности МОК;
• охарактеризовать современные программы и проекты МОК;
• изучить основные направления сотрудничества МОК и Олимпийского комитета России.
Методы исследования: анализ специальной литературы и источников, синтез информации, аналогии, сравнительного и исторического подхода.
Источниковой базой исследования служит документы международных организаций, среди которых следует особо выделить Олимпийскую хартию, которая содержит описание главных принципов олимпизма, правил работы МОК, целей и задач этой организации.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Во введении определяется актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывается методологическая основа исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам гуманитарно-культурной деятельности Международного Олимпийского комитета.
Во второй главе, практической, проводится основная характеристика программ и проектов, реализуемых Международным Олимпийским комитетом, а также основные направления сотрудничества Международного Олимпийского комитета с Национальным Олимпийским комитетом России.
В заключении изложены основные результаты исследования.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Международный олимпийский комитет в системе международного олимпийского движения 6
1.1 История становления и структура Международного Олимпийского комитета 6
1.2 Теоретические основы гуманитарно-культурной деятельности Международного Олимпийского комитета 12
Глава 2. Реализация основных культурно-гуманитарных программ и проектов Международного Олимпийского комитета на современном этапе 34
2.1 Общая характеристика современных программ и проектов Международного Олимпийского комитета 34
2.2 Основные направления сотрудничества Международного Олимпийского комитета и Олимпийского комитета России в гуманитарно-культурной деятельности 53
Заключение 76
Список источников и литературы 81


Заключение

В современных международных отношениях спорт и спортивная дипломатия играют заметную роль. Они являются влиятельными факторами, выполняющими функции предотвращения напряженности в отношениях между государствами и создающими благоприятные условия для разрешения международных разногласий. В современном мире спорт стал эффективным инструментом дипломатии, к которому обращаются не только представители гражданского общества, прежде всего, международных спортивных неправительственных организаций, но и государства с международными межправительственными организациями.
Когда молодые люди принимают участие в спортивных соревнованиях или получают доступ к физической культуре, они могут испытывать тот же духовный подъем, как и при усвоении идеалов дружной совместной работы и толерантности. Именно поэтому международное сообщество все в большей степени обращается к миру спорта за помощью на благо мира и развития.
Спорт в современных международных отношениях стал реальной политической величиной. Он играет важнейшую роль, особенно спорт высоких достижений, объединяет спортсменов и болельщиков и может использоваться, как минимум, для привлечения внимания человечества к общемировым проблемам. Как справедливо отмечают Н.М. Боголюбова и Ю.В. Николаева: «Спорт помогает создать культуру мира и терпимости, примиряя людей в точках взаимного соприкосновения, пересекая национальные и другие границы, чтобы обеспечить взаимопонимание и взаимное уважение» .
Спортивная дипломатия служит лучшему взаимопониманию стран и народов, демонстрирует единство устремлений разных культур цивилизаций.
Спорт, оставаясь формально «вне политики», играет важную роль в международных отношениях и внешней политике, способствуя, укреплению сотрудничества, солидарности, терпимости, понимания и социальной интеграции на местном, национальном и международном уровнях.
Особое место спорт занимает в организациях системы, которая рассматривает спорт как уникальный и мощный инструмент сбора средств, пропаганды, мобилизации и роста общественной осведомленности об актуальных проблемах международных отношений, прежде всего, проблемы развития и продвижения мира. Генеральная Ассамблея ООН рассматривает спорт как универсальный инструмент, комплексное использование которого является благом для мира и развития. Его комплексность раскрывается через его функции.
Спорт выступает фактором развития, инструментом дипломатии «мягкой силы», формой диалога и сближения мультикультурных обществ, средством обеспечения мира в международных отношениях.
Спортивные соревнования и контакты позволяют народам разных стран знакомиться с достижениями культуры и особенностями друг друга, что, несомненно, рождает чувства взаимного уважения, симпатии, снимает отчужденность, способствует взаимодействию, укреплению социальных связей, преодолению межкультурных барьеров. Учитывая тот факт, что спорт является универсальным языком общения, можно говорить о мощном потенциале «спортивной дипломатии», что может стать эффективным каналом продвижения культуры мира и диалога между цивилизациями.
В современном мире спортивная дипломатия может рассматриваться как официальная и неофициальная деятельность государств, правительств, специальных внешнеполитических органов по осуществлению задач внешней политики государства посредством организации, проведения и участия в международных спортивных мероприятиях с участием команд, спортсменов, тренеров и их достижений.
Спортивная дипломатия находится в стадии формирования. Можно обозначить шесть причин, ведущих к формированию спортивной дипломатии:
• во-первых, бурные изменения в традиционной дипломатии, когда классическая модель дипломатии, предполагающая взаимодействие исключительно государств, становится лишь одним из аспектов современной дипломатической деятельности, принуждает традиционную дипломатию к адаптации и экспериментам;
• во-вторых, увеличение числа видов спорта и спортивных организаций и рост их влияния: спорт стирает различия между представителями общественности, дипломатами и политиками;
• в-третьих, тот факт, что в XXI веке спорт, культура и дипломатия являются мощными внешнеполитическими инструментами, демонстрация власти через дипломатию, основанную на традиционных подходах (разоружение, безопасность, демаркация границ, создание межгосударственных объединений и т.д.) интересует общественность в меньшей степени, чем спорт;
• в-четвертых, превращение спорта в одну из основных частей современной жизни всего мира: благодаря спорту представление о стране меняется с потрясающей быстротой, продуманные дипломатические акции в данном случае уступают спорту;
• в-пятых, сближение спорта и дипломатии с точки зрения их возможностей представлять государства: дипломатия олицетворяет собой международный порядок, защищает благородные ценности, носит открытый характер, спорт также олицетворяет благородство;
• в-шестых, способность спортивной дипломатии посылать «мягкие» сигналы, свидетельствующие о состоянии отношений между государствами.
Таким образом, спортивную дипломатию можно рассматривать в качестве особого развивающегося направления как гуманитарной, так и внешнеполитической деятельности. Вызовы и риски XXI века ставят перед человечеством задачу выработать новые принципы и формы сотрудничества, которые обладали бы определенной эффективностью в решении глобальных проблем современности. Несомненно, спортивная дипломатия обладает мощным потенциалом как одна из таких форм.
Связи в сфере спорта делают большой вклад в развитие межкультурного диалога, они обеспечивают рост мирового престижа государства. Именно поэтому их следует рассматривать в качестве неотъемлемого и полноценного элемента государственной гуманитарной стратегии на международной арене.
Важными приоритетами культурно-гуманитарного сотрудничества служат поддержка международного олимпийского и паралимпийского движения, обширное участие представителей спорта в ведущих мировых соревнованиях. Нельзя не отметить и позитивную роль обменов делегациями, командами, спортсменами, тренерами и др.
В настоящем исследовании основное внимание было сосредоточено на работе такой крупнейшей спортивной организации как Международный Олимпийский комитет.
В течение всего ХХ столетия Олимпийские игры выступали как спортивным мероприятием, так и важнейшим фактором мировой политики. Как показал проведенный анализ, наибольшей политизации подверглись Игры в Берлине в 1936 году, в Мюнхене в 1972 году и в Лос-Анджелесе в 1984 году. Международная ситуация, которая сопровождала Олимпийские игры в Пекине в 2008 году, а также в Сочи в 2014 году показала, что политическое значение Олимпийских игр сохраняет свое влияние и в XXI веке.
Важнейшим нормативно-правовым актом, который определяет работу Международного Олимпийского комитета, является Олимпийская хартия. Так, данный документ регламентирует механизм деятельность МОК, его структуру, а также все процессы Олимпийского движения.
Анализ деятельность МОК продемонстрировал важнейшую особенность олимпийской дипломатии - это ее миротворческий характер. Олимпизм осуществляет помощь в миростроительстве и служит важным дипломатическим инструментом.
Также в культурно-гуманитарной сфере МОК активизирует свою работу в таких направлениях как культура, образование, устойчивое развитие и гуманитарная помощь.
Основные направления сотрудничества Международного Олимпийского комитета и Олимпийского комитета России в гуманитарно-культурной деятельности рассматривались на примере прошедших в 2014 году Олимпийских игр в Сочи. Для РФ стоял приоритет по укреплению своего авторитета на мировой арене посредством проведения Олимпиады на своей территории, это должно было показать растущие возможности России. Это соответствует российским внешнеполитическим приоритетам, согласно которым спорт относится к инструменту «мягкой силы».

Список источников и литературы

Источники:
1. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. // URL: http://www.mid.ru
2. Международная хартия физического воспитания и спорта // URL: http://www.sportsovet.ru/docs/Doklad_2-n.pdf
3. Олимпийская Хартия. Опубликовано Международным Олимпийским Комитетом – февраль 2010 г. // URL: http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/charter/charter_09_09_2013.pdf
4. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849!OpenDocument
5. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. // URL: http://www.kremlin.ru/news/19825
6. Тезисы Внешняя культурная политика России – год 2000 // Дипломатический Вестник. 2000. Апрель.

Литература:
7. Алексеева Т.А. Насилие и демократия в политике США // Международные процессы. 2008. №2.
8. Алексеева Т.А. Современные политические теории: опыт Запада. М.: РОССПЭН, 2000.
9. Антверпен 1920 // URL: http://olimp-history.ru/node/214
10. Баранов В.В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы (1990-е годы): диссертация к.ф.н. М., 2001.
11. Биография Лени Рифеншталь // URL: http://ria.ru/spravka/20120822/728048069.html
12. Боголюбов М.А. Гуманитарная деятельность в спорте: от истоков к современности // Исторические, филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. 2015. №10-1(60). С. 39-43.
13. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений: гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты. СПб., 2011.
14. Боголюбова Н.М. Международный олимпийский комитет как актор гуманитарного сотрудничества // Исторические, филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №8-1. С. 43-45.
15. Боголюбова Н.М. Развитие культурных программ Олимпийских игр: от античности до начала XXI в. // Клио. 2015. №3(99). С. 174-181.
16. Более одного миллиарда человек в мире имеют какую-либо форму инвалидности // URL: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2011/disabilities_20110609/ru/
17. Бурков В.Г. Спорт как новое направление дипломатии и культурно-гуманитарного сотрудничества // 2012. №1(61).
18. Взрыв на Олимпиаде в Атланте. 27 июля 1996 года. Двое погибших // URL: http://sport.rbc.ru/article/168685/
19. Виталий Чуркин: «олимпийское перемирие» укрепляет волю стран к миру // URL: http://ria.ru/interview/20131104/974637477.html#ixzz3I6nP9l55
20. Воинов Д. Типологизация влияния политики на современные олимпийские игры // URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013_5/Voinov_2013_5.pdf
21. Выступление президента В.В. Путина на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации по теме «Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможности» // URL: http://kremlin.ru/news/15902
22. Галумов А.Э. Опыт публичной дипломатии в формировании имиджа Европейского союза в Российской Федерации. М., 2012.
23. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг. // URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0
24. Демидов А.В. От «мягкой силы» к «управляемому хаосу» // Международные отношения. 2014. №2.
25. Игры XI Летней Олимпиады // URL: http://www.olympiady.ru/cgi-bin/olgames/games.cgi?year=1936
26. Игры XX Летней Олимпиады // URL: http://www.olympiady.ru/cgi-bin/olgames/games.cgi?year=1972
27. Казанцев А.А., Меркушев В.Н. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования «мягкой силы» // Полис. 2008. №2.
28. Как получить 5 миллиардов прибыли // URL: http://www.championat.com/other/article-194209-chernyshenko-podvjol-itogi-olimpiady-v-sochi.html
29. Капицын В.М. Космополитизм – компонент «мягкой силы» и глобального управления // Научно-аналитический журнал Обозреватель – Observer. 2009. №10.
30. Карпович О.Г. Сравнительный анализ концепций, моделей и технологий управления международными конфликтами России, США и Европейского Союза // Вестник российской нации. 2012. №2.
31. Кононенко В.А. Создать образ России? // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. №2.
32. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У) МИД РФ. 2009. №6.
33. МИД РФ: неоправданно бойкотировать международные соревнования под политическими предлогами // URL: http://itar-tass.com/sport/1474567
34. Мировые СМИ о Паралимпиаде в Сочи: новая Россия // URL: http://inosmi.ru/overview/20140311/218447047.html#ixzz3IwkIwz2U
35. Мнения о бойкоте пекинской Олимпиады 2008 года расходятся // URL: http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2007/11/200711231045261xeneerg0.7139398.html#ixzz3IaGCH7HZ
36. На Конференции ЮНЕСКО в Берлине принят план действий по укреплению правопорядка в спорте и обеспечению его общедоступности // URL: http://www.unesco.org/new/ru/media-services/single-view/news/unesco_conference_in_berlin_adopts_roadmap_to_clean_up_sport_and_make_it_accessible_for_all/#.VGSabzSsXb4
37. На космическом уровне // URL: http://www.gazeta.ru/sport/2014/10/28/a_6280105.shtml
38. Олимпиаду в Сочи освещают 464 телеканала // URL: http://www.sochinskie-novosti.com/2014/02/19/
39. Паралимпиада в Сочи – безбарьерная среда в умах людей // Der Tagesspiegel // URL: http://inosmi.ru/russia/20140311/218433045.html#ixzz3IwhYfaam
40. Пекин 2008 // URL: http://olimp-history.ru/node/357
41. Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. М.: Научная книга, 2000.
42. Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 27 февраля 2012 г.
43. Рябков С.А. Латинская Америка требует особого подхода // Международная жизнь. 2012. №2.
44. Сухарев А.И. Политическое становление субъектов сетевых гуманитарных взаимодействий в международных отношениях глобального мира. Автореферат. М., 2011.
45. Филимонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Международные отношения. 2014. №1. С. 104-107.
46. Цыганков П.А. Международные отношения. М., 1996.
47. Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. СпБ: Алетея, 2001.
48. Шелов-Коведяев Ф.В. Мировой кризис и инструментарий «мягкой силы» для России // Безопасность Евразии. 2009. №3.
49. Bardos A. Public Diplomacy: An Old Art, A new Profession // URL: http://www.vgranline.org/articles/2001/summer/lardos_public?diplomacy
50. Chappelete J.-L. Bayle E. Strategic and Performance Management of Olympic Sport Organisations. Champaign: Human Kinetics, 2005.
51. Coakley J. Sports in Society: Issues and Controversies. New York: McGraw-Hill, 2009.
52. From Russia with dread; Sochi lacks joy // URL: http://www.latimes.com/sports/olympics/la-sp-sochi-plaschke-20140207,0,3172243.column#ixzz2saX5YRd0
53. Germany was warned one month before Munich massacre, claims Der Spiegel // URL: http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/germany-was-warned-one-month-before-munich-massacre-claims-der-spiegel-1.452809
54. Guttmann A. The Olympics: A History of Modern Games. Illinois: University of Illinois Press, 2002.
55. Hiroshi Y. The Art Competitions in the Modern Olympic Games: Rethinking the boundary thinking between Art and Sport // Aesthetics. 2009. №13. P. 111-120.
56. How Different Genders, Ages, Races and Regions Watch the Olympics // URL: http://www.nielsen.com/us/en/insights/news/2010/how-different-genders-ages-races-and-regions-watch-the-olympics.html
57. Kobierecki M.M. Sport in International Relations, Expectations, Possibilities and Effects // International Studies. Interdisciplinary Political and Cultural Journal. 2013. Vol. 15. №1.
58. Miller R. True Jacqui Globalisation and Identity // Globalisation and Identity. South Melbourne: University Press, 2006, P. 73-74.
59. Monnington T. The Politics of Black African Sport // The Politics of Sport. Ed. L. Allison, Manchester: Manchester University Press, 1986.
60. Robert W. McChesney. Rich Media, Poor Democracy. University of Illinois Press, 1999.
61. Rojje J. Speech by the IOC President at the Opening Ceremony of the 114th IOC session in Mexico City, IOC, Report №593, Bellas Artes, Mexico // URL: http://www.olympic.org/Document/Reports/EN/en_report_593.pdf
62. Sochi is Putin’s moment to show true Olympic leadership on Syria // URL: http://www.ft.com/cms/s/0/ce53a4ae-8f43-11e3-be85-00144feab7de.html#axzz2yHk5QOo1
63. Stuart Murray. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves // URL: http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011- symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves--Dr-Stuart-Murray.pdf
64. The Shadow CIA // URL: http://online.barrons.com/article/SB1002927557434087960.html
65. Walters G. Berlin games: how Hitler stole the Olympic dream London: John Murray, 2006. P. 384.
66. With Sochi, Russia Celebrates Its Transformation // URL: http://www.stratfor.com/sample/geopolitical-diary/sochi-russia-celebrates-its-transformation

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. За последние три десятилетия в контексте геокультурной парадигмы развития глобального мира четко обозначился процесс оформления гуманитарного измерения в мировой политике. Особое значение в современных международных отношениях приобретают гуманитарные проблемы. Их решение зависит от состояния международных отношений, уровня их напряженности и конфликтности, а также вовлеченности в этот процесс не только официальных представителей государств, но и представителей широкой общественности, в том числе спортивной.
Спорт – это явление глобального масштаба. В своем лучшем качестве он обладает способностью объединять людей независимо от их происхождения, воспитания, религиозных взглядов или экономического положения. В современном мире спорт является инструментом политического воздействия с мощнейшим потенциалом и возможностями. История знает немало примеров того, как разные страны использовали этот инструмент для реализации поставленных целей. В современном мире спорт стал неотъемлемой частью международных отношений. Он выступает средством активизации международного сотрудничества, служит инструментом преодоления конфликтов и налаживания межкультурного диалога.
С вовлечением спорта в сферу международных отношений связан феномен спортивной дипломатии, представляющий собой активно развивающийся в последние десятилетия вид дипломатической деятельности, направленной на достижение взаимопонимания между народами, укрепления мира и сотрудничества через спорт. В современном мире активно идет процесс формирования спортивной дипломатии как гуманитарной технологии и полноценного института гражданского общества, способного решать стратегические задачи государств в области внутренней и внешней политики.
На современном этапе все активнее развиваются пропаганда и популяризация спорта, зачастую они выходят на первый план в политической жизни мирового сообщества. Именно поэтому сегодня очень актуально изучать возможности международного спортивного движения, чтобы решать значимые государственные задачи – как в рамках внутренней политики, так и внешней.
С усилением процессов глобальной интеграции Олимпийские игры стали одной из важнейших форм гуманитарного сотрудничества государств. В данном случае особую роль играют неправительственные спортивные организации, среди которых наиболее сильные позиции у Международного Олимпийского комитета (МОК), выступающего важнейшим актором политического процесса и тем элементом, который осуществляет политическое управление международным олимпийским движением.
Объектом исследования выступают роль и место Международного Олимпийского комитета в системе международного олимпийского движения.
Предметом исследования являются актуальные вопросы деятельности Международного Олимпийского комитета в гуманитарной и культурной областях.
Целью исследования стало изучение деятельности Международного Олимпийского комитета по продвижению проектов и социальных программ гуманитарного и культурного профиля на основе приведенных источников и литературы.
В соответствии с целью, нами поставлены следующие задачи исследования:
• изучить теоретические основы гуманитарно-культурной деятельности МОК;
• охарактеризовать современные программы и проекты МОК;
• изучить основные направления сотрудничества МОК и Олимпийского комитета России.
Методы исследования: анализ специальной литературы и источников, синтез информации, аналогии, сравнительного и исторического подхода.
Источниковой базой исследования служит документы международных организаций, среди которых следует особо выделить Олимпийскую хартию, которая содержит описание главных принципов олимпизма, правил работы МОК, целей и задач этой организации.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Во введении определяется актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывается методологическая основа исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам гуманитарно-культурной деятельности Международного Олимпийского комитета.
Во второй главе, практической, проводится основная характеристика программ и проектов, реализуемых Международным Олимпийским комитетом, а также основные направления сотрудничества Международного Олимпийского комитета с Национальным Олимпийским комитетом России.
В заключении изложены основные результаты исследования.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Международный олимпийский комитет в системе международного олимпийского движения 6
1.1 История становления и структура Международного Олимпийского комитета 6
1.2 Теоретические основы гуманитарно-культурной деятельности Международного Олимпийского комитета 12
Глава 2. Реализация основных культурно-гуманитарных программ и проектов Международного Олимпийского комитета на современном этапе 34
2.1 Общая характеристика современных программ и проектов Международного Олимпийского комитета 34
2.2 Основные направления сотрудничества Международного Олимпийского комитета и Олимпийского комитета России в гуманитарно-культурной деятельности 53
Заключение 76
Список источников и литературы 81


Заключение

В современных международных отношениях спорт и спортивная дипломатия играют заметную роль. Они являются влиятельными факторами, выполняющими функции предотвращения напряженности в отношениях между государствами и создающими благоприятные условия для разрешения международных разногласий. В современном мире спорт стал эффективным инструментом дипломатии, к которому обращаются не только представители гражданского общества, прежде всего, международных спортивных неправительственных организаций, но и государства с международными межправительственными организациями.
Когда молодые люди принимают участие в спортивных соревнованиях или получают доступ к физической культуре, они могут испытывать тот же духовный подъем, как и при усвоении идеалов дружной совместной работы и толерантности. Именно поэтому международное сообщество все в большей степени обращается к миру спорта за помощью на благо мира и развития.
Спорт в современных международных отношениях стал реальной политической величиной. Он играет важнейшую роль, особенно спорт высоких достижений, объединяет спортсменов и болельщиков и может использоваться, как минимум, для привлечения внимания человечества к общемировым проблемам. Как справедливо отмечают Н.М. Боголюбова и Ю.В. Николаева: «Спорт помогает создать культуру мира и терпимости, примиряя людей в точках взаимного соприкосновения, пересекая национальные и другие границы, чтобы обеспечить взаимопонимание и взаимное уважение» .
Спортивная дипломатия служит лучшему взаимопониманию стран и народов, демонстрирует единство устремлений разных культур цивилизаций.
Спорт, оставаясь формально «вне политики», играет важную роль в международных отношениях и внешней политике, способствуя, укреплению сотрудничества, солидарности, терпимости, понимания и социальной интеграции на местном, национальном и международном уровнях.
Особое место спорт занимает в организациях системы, которая рассматривает спорт как уникальный и мощный инструмент сбора средств, пропаганды, мобилизации и роста общественной осведомленности об актуальных проблемах международных отношений, прежде всего, проблемы развития и продвижения мира. Генеральная Ассамблея ООН рассматривает спорт как универсальный инструмент, комплексное использование которого является благом для мира и развития. Его комплексность раскрывается через его функции.
Спорт выступает фактором развития, инструментом дипломатии «мягкой силы», формой диалога и сближения мультикультурных обществ, средством обеспечения мира в международных отношениях.
Спортивные соревнования и контакты позволяют народам разных стран знакомиться с достижениями культуры и особенностями друг друга, что, несомненно, рождает чувства взаимного уважения, симпатии, снимает отчужденность, способствует взаимодействию, укреплению социальных связей, преодолению межкультурных барьеров. Учитывая тот факт, что спорт является универсальным языком общения, можно говорить о мощном потенциале «спортивной дипломатии», что может стать эффективным каналом продвижения культуры мира и диалога между цивилизациями.
В современном мире спортивная дипломатия может рассматриваться как официальная и неофициальная деятельность государств, правительств, специальных внешнеполитических органов по осуществлению задач внешней политики государства посредством организации, проведения и участия в международных спортивных мероприятиях с участием команд, спортсменов, тренеров и их достижений.
Спортивная дипломатия находится в стадии формирования. Можно обозначить шесть причин, ведущих к формированию спортивной дипломатии:
• во-первых, бурные изменения в традиционной дипломатии, когда классическая модель дипломатии, предполагающая взаимодействие исключительно государств, становится лишь одним из аспектов современной дипломатической деятельности, принуждает традиционную дипломатию к адаптации и экспериментам;
• во-вторых, увеличение числа видов спорта и спортивных организаций и рост их влияния: спорт стирает различия между представителями общественности, дипломатами и политиками;
• в-третьих, тот факт, что в XXI веке спорт, культура и дипломатия являются мощными внешнеполитическими инструментами, демонстрация власти через дипломатию, основанную на традиционных подходах (разоружение, безопасность, демаркация границ, создание межгосударственных объединений и т.д.) интересует общественность в меньшей степени, чем спорт;
• в-четвертых, превращение спорта в одну из основных частей современной жизни всего мира: благодаря спорту представление о стране меняется с потрясающей быстротой, продуманные дипломатические акции в данном случае уступают спорту;
• в-пятых, сближение спорта и дипломатии с точки зрения их возможностей представлять государства: дипломатия олицетворяет собой международный порядок, защищает благородные ценности, носит открытый характер, спорт также олицетворяет благородство;
• в-шестых, способность спортивной дипломатии посылать «мягкие» сигналы, свидетельствующие о состоянии отношений между государствами.
Таким образом, спортивную дипломатию можно рассматривать в качестве особого развивающегося направления как гуманитарной, так и внешнеполитической деятельности. Вызовы и риски XXI века ставят перед человечеством задачу выработать новые принципы и формы сотрудничества, которые обладали бы определенной эффективностью в решении глобальных проблем современности. Несомненно, спортивная дипломатия обладает мощным потенциалом как одна из таких форм.
Связи в сфере спорта делают большой вклад в развитие межкультурного диалога, они обеспечивают рост мирового престижа государства. Именно поэтому их следует рассматривать в качестве неотъемлемого и полноценного элемента государственной гуманитарной стратегии на международной арене.
Важными приоритетами культурно-гуманитарного сотрудничества служат поддержка международного олимпийского и паралимпийского движения, обширное участие представителей спорта в ведущих мировых соревнованиях. Нельзя не отметить и позитивную роль обменов делегациями, командами, спортсменами, тренерами и др.
В настоящем исследовании основное внимание было сосредоточено на работе такой крупнейшей спортивной организации как Международный Олимпийский комитет.
В течение всего ХХ столетия Олимпийские игры выступали как спортивным мероприятием, так и важнейшим фактором мировой политики. Как показал проведенный анализ, наибольшей политизации подверглись Игры в Берлине в 1936 году, в Мюнхене в 1972 году и в Лос-Анджелесе в 1984 году. Международная ситуация, которая сопровождала Олимпийские игры в Пекине в 2008 году, а также в Сочи в 2014 году показала, что политическое значение Олимпийских игр сохраняет свое влияние и в XXI веке.
Важнейшим нормативно-правовым актом, который определяет работу Международного Олимпийского комитета, является Олимпийская хартия. Так, данный документ регламентирует механизм деятельность МОК, его структуру, а также все процессы Олимпийского движения.
Анализ деятельность МОК продемонстрировал важнейшую особенность олимпийской дипломатии - это ее миротворческий характер. Олимпизм осуществляет помощь в миростроительстве и служит важным дипломатическим инструментом.
Также в культурно-гуманитарной сфере МОК активизирует свою работу в таких направлениях как культура, образование, устойчивое развитие и гуманитарная помощь.
Основные направления сотрудничества Международного Олимпийского комитета и Олимпийского комитета России в гуманитарно-культурной деятельности рассматривались на примере прошедших в 2014 году Олимпийских игр в Сочи. Для РФ стоял приоритет по укреплению своего авторитета на мировой арене посредством проведения Олимпиады на своей территории, это должно было показать растущие возможности России. Это соответствует российским внешнеполитическим приоритетам, согласно которым спорт относится к инструменту «мягкой силы».

Список источников и литературы

Источники:
1. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. // URL: http://www.mid.ru
2. Международная хартия физического воспитания и спорта // URL: http://www.sportsovet.ru/docs/Doklad_2-n.pdf
3. Олимпийская Хартия. Опубликовано Международным Олимпийским Комитетом – февраль 2010 г. // URL: http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/charter/charter_09_09_2013.pdf
4. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849!OpenDocument
5. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. // URL: http://www.kremlin.ru/news/19825
6. Тезисы Внешняя культурная политика России – год 2000 // Дипломатический Вестник. 2000. Апрель.

Литература:
7. Алексеева Т.А. Насилие и демократия в политике США // Международные процессы. 2008. №2.
8. Алексеева Т.А. Современные политические теории: опыт Запада. М.: РОССПЭН, 2000.
9. Антверпен 1920 // URL: http://olimp-history.ru/node/214
10. Баранов В.В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы (1990-е годы): диссертация к.ф.н. М., 2001.
11. Биография Лени Рифеншталь // URL: http://ria.ru/spravka/20120822/728048069.html
12. Боголюбов М.А. Гуманитарная деятельность в спорте: от истоков к современности // Исторические, филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. 2015. №10-1(60). С. 39-43.
13. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений: гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты. СПб., 2011.
14. Боголюбова Н.М. Международный олимпийский комитет как актор гуманитарного сотрудничества // Исторические, филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №8-1. С. 43-45.
15. Боголюбова Н.М. Развитие культурных программ Олимпийских игр: от античности до начала XXI в. // Клио. 2015. №3(99). С. 174-181.
16. Более одного миллиарда человек в мире имеют какую-либо форму инвалидности // URL: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2011/disabilities_20110609/ru/
17. Бурков В.Г. Спорт как новое направление дипломатии и культурно-гуманитарного сотрудничества // 2012. №1(61).
18. Взрыв на Олимпиаде в Атланте. 27 июля 1996 года. Двое погибших // URL: http://sport.rbc.ru/article/168685/
19. Виталий Чуркин: «олимпийское перемирие» укрепляет волю стран к миру // URL: http://ria.ru/interview/20131104/974637477.html#ixzz3I6nP9l55
20. Воинов Д. Типологизация влияния политики на современные олимпийские игры // URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013_5/Voinov_2013_5.pdf
21. Выступление президента В.В. Путина на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации по теме «Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможности» // URL: http://kremlin.ru/news/15902
22. Галумов А.Э. Опыт публичной дипломатии в формировании имиджа Европейского союза в Российской Федерации. М., 2012.
23. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг. // URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0
24. Демидов А.В. От «мягкой силы» к «управляемому хаосу» // Международные отношения. 2014. №2.
25. Игры XI Летней Олимпиады // URL: http://www.olympiady.ru/cgi-bin/olgames/games.cgi?year=1936
26. Игры XX Летней Олимпиады // URL: http://www.olympiady.ru/cgi-bin/olgames/games.cgi?year=1972
27. Казанцев А.А., Меркушев В.Н. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования «мягкой силы» // Полис. 2008. №2.
28. Как получить 5 миллиардов прибыли // URL: http://www.championat.com/other/article-194209-chernyshenko-podvjol-itogi-olimpiady-v-sochi.html
29. Капицын В.М. Космополитизм – компонент «мягкой силы» и глобального управления // Научно-аналитический журнал Обозреватель – Observer. 2009. №10.
30. Карпович О.Г. Сравнительный анализ концепций, моделей и технологий управления международными конфликтами России, США и Европейского Союза // Вестник российской нации. 2012. №2.
31. Кононенко В.А. Создать образ России? // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. №2.
32. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У) МИД РФ. 2009. №6.
33. МИД РФ: неоправданно бойкотировать международные соревнования под политическими предлогами // URL: http://itar-tass.com/sport/1474567
34. Мировые СМИ о Паралимпиаде в Сочи: новая Россия // URL: http://inosmi.ru/overview/20140311/218447047.html#ixzz3IwkIwz2U
35. Мнения о бойкоте пекинской Олимпиады 2008 года расходятся // URL: http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2007/11/200711231045261xeneerg0.7139398.html#ixzz3IaGCH7HZ
36. На Конференции ЮНЕСКО в Берлине принят план действий по укреплению правопорядка в спорте и обеспечению его общедоступности // URL: http://www.unesco.org/new/ru/media-services/single-view/news/unesco_conference_in_berlin_adopts_roadmap_to_clean_up_sport_and_make_it_accessible_for_all/#.VGSabzSsXb4
37. На космическом уровне // URL: http://www.gazeta.ru/sport/2014/10/28/a_6280105.shtml
38. Олимпиаду в Сочи освещают 464 телеканала // URL: http://www.sochinskie-novosti.com/2014/02/19/
39. Паралимпиада в Сочи – безбарьерная среда в умах людей // Der Tagesspiegel // URL: http://inosmi.ru/russia/20140311/218433045.html#ixzz3IwhYfaam
40. Пекин 2008 // URL: http://olimp-history.ru/node/357
41. Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. М.: Научная книга, 2000.
42. Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 27 февраля 2012 г.
43. Рябков С.А. Латинская Америка требует особого подхода // Международная жизнь. 2012. №2.
44. Сухарев А.И. Политическое становление субъектов сетевых гуманитарных взаимодействий в международных отношениях глобального мира. Автореферат. М., 2011.
45. Филимонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Международные отношения. 2014. №1. С. 104-107.
46. Цыганков П.А. Международные отношения. М., 1996.
47. Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. СпБ: Алетея, 2001.
48. Шелов-Коведяев Ф.В. Мировой кризис и инструментарий «мягкой силы» для России // Безопасность Евразии. 2009. №3.
49. Bardos A. Public Diplomacy: An Old Art, A new Profession // URL: http://www.vgranline.org/articles/2001/summer/lardos_public?diplomacy
50. Chappelete J.-L. Bayle E. Strategic and Performance Management of Olympic Sport Organisations. Champaign: Human Kinetics, 2005.
51. Coakley J. Sports in Society: Issues and Controversies. New York: McGraw-Hill, 2009.
52. From Russia with dread; Sochi lacks joy // URL: http://www.latimes.com/sports/olympics/la-sp-sochi-plaschke-20140207,0,3172243.column#ixzz2saX5YRd0
53. Germany was warned one month before Munich massacre, claims Der Spiegel // URL: http://www.haaretz.com/news/diplomacy-defense/germany-was-warned-one-month-before-munich-massacre-claims-der-spiegel-1.452809
54. Guttmann A. The Olympics: A History of Modern Games. Illinois: University of Illinois Press, 2002.
55. Hiroshi Y. The Art Competitions in the Modern Olympic Games: Rethinking the boundary thinking between Art and Sport // Aesthetics. 2009. №13. P. 111-120.
56. How Different Genders, Ages, Races and Regions Watch the Olympics // URL: http://www.nielsen.com/us/en/insights/news/2010/how-different-genders-ages-races-and-regions-watch-the-olympics.html
57. Kobierecki M.M. Sport in International Relations, Expectations, Possibilities and Effects // International Studies. Interdisciplinary Political and Cultural Journal. 2013. Vol. 15. №1.
58. Miller R. True Jacqui Globalisation and Identity // Globalisation and Identity. South Melbourne: University Press, 2006, P. 73-74.
59. Monnington T. The Politics of Black African Sport // The Politics of Sport. Ed. L. Allison, Manchester: Manchester University Press, 1986.
60. Robert W. McChesney. Rich Media, Poor Democracy. University of Illinois Press, 1999.
61. Rojje J. Speech by the IOC President at the Opening Ceremony of the 114th IOC session in Mexico City, IOC, Report №593, Bellas Artes, Mexico // URL: http://www.olympic.org/Document/Reports/EN/en_report_593.pdf
62. Sochi is Putin’s moment to show true Olympic leadership on Syria // URL: http://www.ft.com/cms/s/0/ce53a4ae-8f43-11e3-be85-00144feab7de.html#axzz2yHk5QOo1
63. Stuart Murray. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves // URL: http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011- symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves--Dr-Stuart-Murray.pdf
64. The Shadow CIA // URL: http://online.barrons.com/article/SB1002927557434087960.html
65. Walters G. Berlin games: how Hitler stole the Olympic dream London: John Murray, 2006. P. 384.
66. With Sochi, Russia Celebrates Its Transformation // URL: http://www.stratfor.com/sample/geopolitical-diary/sochi-russia-celebrates-its-transformation

Купить эту работу

МОК как актор гуманитарного и культурного обмена

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

10 августа 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв ttt2121 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-06-07
Дипломная работа

Все в срок и по теме! В целом, остался доволен работой

Общая оценка 5
Отзыв CoolSense об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-06-24
Дипломная работа

Содержание работы мне понравилось, пожелание автору почаще выходить на связь и оперативнее осуществлять корректировки. Спасибо.

Общая оценка 5
Отзыв AlmightyJane об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-21
Дипломная работа

Очень довольна результатом. Благодарю!

Общая оценка 5
Отзыв Anasta163 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-04
Дипломная работа

Очень довольна автором

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Сравнительная оценка деловой культуры Китая и Германии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Пример нарушения Международного гуманитарного права

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Национальный стиль Великобритании как фактор политических переговоров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Структура и динамика миграционных процессов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
667 ₽
Готовая работа

Особенности внешней торговли США

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Еврорегионы (на примере Саар-Лор-Люкс)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Как в истории дипломатии использовались юмор и ирония в беседах? (примеры)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Особенности дипломатического протокола и этикета Италии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Двухдневный официальный визит Премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Российскую Федерацию (программа)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Образ России в зарубежных Средствах массовой информации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

ООН и Иракская проблема.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Образование Антанты и ее роль в международных отношениях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
850 ₽