Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы «Исполнительское мастерство и педагогические принципы Г.П. Вишневской» продиктована тем, что в настоящее время отсутствуют работы по комплексному изучению роли певицы для Российской культуры. Галина Павловна занимает особое место в истории классического вокального исполнительства. Русская вокальная школа формировалась благодаря появлению плеяды выдающихся русских композиторов, ис¬полнителей и педагогов, которые развивали музыкальную культуру, создавали свои прогрессивные методики. М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, П.И.Чайковский и др. искали новое направле¬ние русской музыкальной школы, в том числе и вокальной, стремились показать истинную красоту, духовную глубину музыкальных творений. Огромное поле деятельности откры¬валось перед молодыми исполнителями и педагогами, надо было найти такие способы и приёмы, которые бы научили чувствовать характер новых произведений. Вокальная школа, обобщив опыт выдающихся мастеров в своём наивысшем развитии, воплотилась в мастерстве Г.П. Вишневской, превра¬тившись «в мировое явление».
Галина Павловна Вишневская – отечественная певица, творчество которой составило целую эпоху в классической музыке СССР и России. Выдающаяся исполнительница, родоначальница собственной школы оперного пения, организатор многочисленных конкурсов, фестивалей и мастер-классов вокального мастерства, меценат – все сферы ее деятельности были тесно взаимосвязаны с высоким искусством.
Когда Г.П. Вишневская ушла из жизни в декабре 2012 года перед российским вокальным искусством и музыкальной наукой одновременно встало две задачи:
1. продолжать ее дело, развивать отечественную вокальную школу;
2. осуществить сбор фактологической информации о жизни и творчестве Вишневской, осуществить анализ ее исполнительского стиля, научно обосновать роль певицы в отечественной культуре.
Дополнительный аспект профессиональной актуальности придает та ситуация в культуре и педагогике, которая реализуется в настоящее время на базе предшествующего опыта. В отечественном музыкальном образовании сложилась уникальная традиция, в рамках которой выдающиеся исполнители передают опыт своим ученикам. На рубеже XX – XXI веков этот опыт существенно преобразуется в контексте реформ образовательной сферы и запросов современного социума. Методологическая база, накопленная мастерами прошлого, начинает пересматриваться. Изменяются не только федеральные образовательные стандарты, законодательно регулируя изменения в музыкальном образовании. Меняется положение вокалиста, камерного и оперного исполнителя, на сцене. На смену дирижерам в оперный театр приходят режиссеры, регулирующие постановку сценического действа. В этом контексте драматическое мастерство актера, которое демонстрировали лучшие представители русской оперной сцены – Ф.И. Шаляпин, Г.П. Вишневская и др. – начинает играть значимую, если не ведущую роль. Ситуация в российском классическом вокальном образовании определила основную проблему дипломной работы: на основе исполнительской и педагогической деятельности Г.П. Вишневской сформулировать наиболее значимые параметры мастерства певца-актера. Данные представления становятся чрезвычайно актуальными в ситуации режиссерского оперного театра, который получает различные эстетические оценки в обществе. На этапе кардинального слома традиционных представлений об опере, необходимо четко сформулировать, какие черты сценического образа и профессиональной деятельности вокалиста в начале второго десятилетия XXI века являются определяющими. Особенно интересно это сделать на основе анализа творчества Г.П. Вишневской – яркой, артистичной исполнительницы современной музыки, замечательного педагога, создателя уникальной школы, знаменитой по всему миру. Кроме того, Галина Павловна в начале своей карьеры сама шла против традиционного направления воспроизведения шаблонов оперной сцены, однако со временем стала одной из представительниц традиционной русской интеллигенции, певицей высокой требовательности, феноменальной одаренности, драматического дарования и собственного интерпретаторского взгляда на произведения классики. Реальная исполнительская практика, вокальный стиль Вишневской могут существенно обогатить современную педагогику. В этом нам видится практическая значимость дипломной работы.
Степень изученности темы дипломной работы может быть кратко охарактеризована как недостаточная. Существуют отдельные статьи, интервью с Галиной Вишневской, в которой она высказывает собственные представления о роли певца на сцене, приоткрывает завесу тайны над секретами собственного мастерства, повествует об обстоятельствах собственной жизни и творчества. Особое значение для исследователя наследия Г.П. Вишневской имеет ее автобиография «Галина» , неоднократно переизданная на русском языке. Яркий, эмоциональный стиль описания, меткие наблюдения об окружающей действительности советского образца, размышления о собственной судьбе на родине и в изгнании делают страницы автобиографического издания важнейшим источником, благодаря которому можно проникнуть в суть творческой натуры Вишневской. Также важными источниками служат фильмы (фильмы – оперы, документальные фильмы ), благодаря которым можно составить представление о драматическом таланте певицы.
Объект исследования: возможности внутренней природы оперной певицы Г.П. Вишневской в создании персонажного сознания и его воплощение в вокально-сценических формах, включая образно-смысловое интонирование.
Предмет исследования: изучение исполнительского стиля и педагогических принципов Г.П. Вишневской.
Цель исследования: сформулировать современное представление об особенностях мастерства певца – интерпретатора (профессиональные данные, мастерство перевоплощения на сцене, знание музыкального языка исполняемого произведения и верное стилевое исполнение) на примере исполнительского стиля и педагогической школы Вишневской.
Задачи исследования:
1. Проанализировать творческий путь Г.П. Вишневской.
2. Дать характеристику деятельности Галины Павловны: исполнительницы, педагога, организатора фестивалей, конкурсов, мецената.
3. Исследовать новое направление современной вокальной школы в творчестве Г.П.Вишневской.
4. Рассмотреть выразительные исполнительские возможности певицы, тайны её мастерства в создании музыкального образа.
5. Доказать в своем исследовании воздействие искусства певицы на формирование принципов современной вокальной школы.
Методологическую основу исследования составили труды по теории вокальной методики (Л.Б. Дмитриева , В.В. Емельянова , О.П. Павлищевой ), исследования по истории оперного пения (М.К. Агина , Д.К. Самина ). Обращение к вопросам сценической интерпретации вызывало необходимость обращение к самым новым диссертационным исследованиям по вопросам музыкального сознания (диссертация А.В, Тороповой , классические работы по музыкальной психологии Л.Л. Бочкарева , теория креативности Т.А. Барышевой, Ю.А. Жигалова ) и современным взглядам на вокальную педагогику (диссертация И.А. Трифоновой ).
В дипломной работе применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической, музыковедческой литературы, обобщение и синтез исполнительского и педагогического опыта.
2. Эмпирические: практическое изучение опыта классической вокальной педагогики на примере сценических образов Галины Вишневской.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении информации о жизни Галины Вишневской, отрывочно представленной в кратких биографических справочниках , в автомонографии, в статьях и интервью (печатных и электронных). Также значимым является создание модели сценического образа Г.П. Вишневской, формулировка основных ее педагогических принципов.
Практическая значимость дипломного исследования связана со сферой применения теоретических данных работы. Данный материал может быть использован в лекционных и практических курсах, посвященных истории и теории исполнительского искусства, психологии вокально-сценического творчества, оперной режиссуре, актерскому мастерству вокалистов в музыкальных вузах, училищах, оперных студиях, индивидуальных программах.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе предлагается избрать новые подходы Вишневской в рассмотрении проблемы вокальной педагогики. Это позволит певцу осо¬знанно, последовательно и целенаправленно использовать свой профессиональный инструментарий. Выбранная тема помогла мне сосредоточиться более внимательно на исполнительских приемах, моем репертуаре и по-новому взглянуть на интерпретацию некоторых музыкальных образов. В этом заключается индивидуальная значимость исследования.
Структура дипломной работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы из 44 наименований и приложения.
Введение 3
Глава I . Творческие достижения и исполнительский стиль Г.П. Вишневской 9
1.1 Начало творческого пути и артистическая деятельность в Большом театре 9
1.2 Г.П. Вишневская и ее сценические образы 20
1.3 Жизнь и творчество за рубежом 30
1.4 Особенности исполнительского мастерства Г.П. Вишневской 35
Глава II. Педагогическая и музыкально-общественная деятельность Галины Вишневской 40
2.1 Центр оперного пения Галины Вишневской 40
2.2 Педагогические принципы вокальной школы Вишневской 46
2.3 Меценатство и роль наследия певицы в Российской культуре 51
Заключение 55
Список литературы 58
Фильмография 62
1. Галина Павловна Вишневская – одна из ведущих исполнительниц мирового масштаба. Ее отличало художественное совершенство, актерская и эмоциональная полнота исполнения. Певица получила самое широкое признание, имеет множество наград.
2. В педагогической деятельности примадонна придерживалась принципов, составляющих суть современного представления о певце – интерпретаторе. Школа Вишневской оказала значительное влияние на отечественную вокальную школу, подняв ее на высочайший уровень.
3. Исполнитель, педагог и меценат – в трех областях своей деятельности Галина Павловна поддерживала высокие идеалы искусства и российской культуры.
Перспективой дальнейшего изучения данной темы может стать глубокий анализ исполнительских концепций Вишневской, как сценических ролей, так и концертного репертуара. Не менее важна и комплексная оценка педагогического наследия певицы, которую возможно осуществить при работе в ее личным архивом, интервьюировании учеников и педагогов школы Вишневской.
Практическая ценность дипломной работы заключается в систематизации материалов монографии и статей Галина Павловны Вишневской, что может использоваться в курсе истории вокального исполнительства.
1. Великие вокалисты: Галины Вишневская [Электронный ресурс]: биография. – Режим доступа: http://fanparty.ru/fanclubs/classicalmusic/tribune/26138
2. Вишневская Г. Бриллианты мне дарит только муж [Электронный ресурс]: интервью. - Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/music/classical/vishnevskay/
3. Вишневская Г. Я хочу все, что умею, успеть отдать моим ученикам [Электронный ресурс] / Г.П. Вишневская. Статья и интервью к первому международному конкурсу оперных артистов Галины Вишневской. - Режим доступа: http://belcanto.ru/061027.html
4. Вишневская Г.П. Галина. История жизни [Текст] / Г.П. Вишневская. – Чимкент: МП «Аурика», 1993. – 576 с.
5. Вишневская Галина Павловна [Электронный ресурс]: статья на информационном интернет портале «Википедия». - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вишневская,_Галина_Павловна
6. Галина Вишневская (Galina Vishnevskaya) [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://classic-music.ru/vishnevskaya.html
7. Галина Вишневская [Электронный ресурс]: Жюри Пятого Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург». Официальный сайт Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. - Режим доступа: http://www.conservatory.ru/node/2180
8. Галина Вишневская Ни дня без музыки [Текст] / Г.П. Вишневская // Музыкальная жизнь. – 2010. - № 11. – С. 7-10.
9. Галина Вишневская. Письмо Л. И. Брежневу: «В ваших силах заставить нас переменить место жительства, но Вы бессильны переменить наши сердца» [Электронный ресурс]: Известия. – 1978. – 16 марта. – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/galina-vishnevskaya-pismo-l-i-brezhnevu-v-vashix-silax-zastavit-nas-peremenit-mesto-zhitelstva-no-vy-bessilny-peremenit-nashi-serdca/
10. Галина Вишневская: Моя школа готовит к жизни [Текст] / Г.П. Вишневская. - Студенческий меридиан. – 2009. - № 11 от 03.09.2009.
11. Галина Павловна Вишневская [Электронный ресурс]: биографическая справка. – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20111025/469639520.html
12. Галина Павловна Вишневская [Электронный ресурс]: почетный доктор Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева. - Режим доступа: http://www.muctr.ru/about/hondoc/vishnevskaya.php
13. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996.
14. Емельянов В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж [Текст] / В.В. Емельянов. - Спб.: Лань, 1997.
15. Идеологические перерожденцы [Текст] / Г. Вишневская, интервью. – Известия. – 1978. - № 63 (18823) от 16.-3.1978. С. 4.
16. Коротко о разном: юбилей Галины Вишневской [Электронный ресурс]: статья на портале «opera news». - Режим доступа: http://operanews.ru/11102303.html
17. Народной артистке СССР Галине Вишневской вручен орден преподобной Евфросинии Московской [Электронный ресурс]: официальный сайт Московского патриархата. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1656939.html
18. Оперу осовременили, а примадонна недовольна [Электронный ресурс]: статья и интервью с Галиной Вишневской. - Режим доступа: http://belcanto.ru/061101.html
19. Последнее интервью Галины Вишневской [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=NMJlL1QprSA
20. Самин Д.К. Сто великих вокалистов [Текст] / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2004.
21. Советские примадонны: Галина Вишневская [Электронный ресурс]: статья к 85 летнему юбилею певицы. - Режим доступа: http://belcanto.ru/sov-vishnevskaya.html
22. Сотни людей пришли прощаться с Галиной Вишневской [Электронный ресурс]: статья и некролог. – Режим доступа: http://www.newsru.com/cinema/13dec2012/vishnevskaya.html
23. Трифонова И.А. Академическое вокальное искусство как социокультурный феномен [Текст] / И.А. Трифонова. Автореф. канд. дис. – Тюмень, 2011.
24. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2012 № 1585 «О награждении орденом "За заслуги перед Отечеством"» [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru:8080/page.aspx?27259
25. Указ Президента РФ от 25.10.1996 N 1489 о награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» [Электронный ресурс]: архив документации на сайте «Президент России». – Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1171202
26. Холопов, Ю.Н. Современные парадигмы музыкальной эстетики XX века [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/423247/
27. Центр оперного пения Галины Вишневской [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.opera-centre.ru/
Фильмография
I. Александра. Художественный фильм, участник 60го Каннского фестиваля. Режиссер – А. Сокуров. В роли Александры Николаевны – Галина Вишневская.
II. Вольный ветер. Экранизация одноименной оперы И. Дунаевского. Режиссер – Л. Трауберг. Партию Стелы поет Г. Вишневская.
III. Двое в мире. Документальный фильм телеканала «Культура» о Галине Вишневской и Мстиславе Ростроповиче. Режиссер – Т. Малова.
IV. Евгений Онегин. Фильм-опера. Режиссер – Р.И. Тихомиров. Главные роли исполняют Галина Вишневская, Лариса Авдеева и Евгений Кибкало.
V. Звезда в ночи. Фильм – посвящение Ахмади Донишу. Режиссеры – А. Рахимов, И. Усов. В главной роли Г. Вишневская.
VI. Катерина Измайлова. Экранизация одноименной оперы Д. Шостаковича. Режиссер – М. Шапиро. В роли Катерины – Г. Вишневская.
VII. Леди Макбет Мценского уезда. Фильм по мотивам пьесы Лескова. Режиссер – Р. Балаян. В роли Катерины – Наталья Андрейченко. Поет Галина Вишневская.
VIII. Провинциальный бенефис. Фильм по пьесам А. Островского: «Таланты и поклонники», «Лес» и др. Режиссер – А. Белинский. В ролях: Александр Лазарев (мл.), Галина Вишневская, Лена Ростропович, Светлана Немоляева, Анжелика Неволина, Владислав Стржельчик, Вячеслав Тихонов, Владимир Самойлов, Леонид Куравлёв, Валентин Смирнитский, Всеволод Кузнецов, Елизавета Никищихина.
IX. Свидетели. Роман о славе. Документальный фильм о жизни и творчестве Галины Вишневской. Режиссер – А. Гречиха.
X. Элегия жизни. Документальный фильм о жизни Галины Вишневской. Режиссер – А. Сокуров. В главной роли – Галина Вишневская.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы «Исполнительское мастерство и педагогические принципы Г.П. Вишневской» продиктована тем, что в настоящее время отсутствуют работы по комплексному изучению роли певицы для Российской культуры. Галина Павловна занимает особое место в истории классического вокального исполнительства. Русская вокальная школа формировалась благодаря появлению плеяды выдающихся русских композиторов, ис¬полнителей и педагогов, которые развивали музыкальную культуру, создавали свои прогрессивные методики. М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, П.И.Чайковский и др. искали новое направле¬ние русской музыкальной школы, в том числе и вокальной, стремились показать истинную красоту, духовную глубину музыкальных творений. Огромное поле деятельности откры¬валось перед молодыми исполнителями и педагогами, надо было найти такие способы и приёмы, которые бы научили чувствовать характер новых произведений. Вокальная школа, обобщив опыт выдающихся мастеров в своём наивысшем развитии, воплотилась в мастерстве Г.П. Вишневской, превра¬тившись «в мировое явление».
Галина Павловна Вишневская – отечественная певица, творчество которой составило целую эпоху в классической музыке СССР и России. Выдающаяся исполнительница, родоначальница собственной школы оперного пения, организатор многочисленных конкурсов, фестивалей и мастер-классов вокального мастерства, меценат – все сферы ее деятельности были тесно взаимосвязаны с высоким искусством.
Когда Г.П. Вишневская ушла из жизни в декабре 2012 года перед российским вокальным искусством и музыкальной наукой одновременно встало две задачи:
1. продолжать ее дело, развивать отечественную вокальную школу;
2. осуществить сбор фактологической информации о жизни и творчестве Вишневской, осуществить анализ ее исполнительского стиля, научно обосновать роль певицы в отечественной культуре.
Дополнительный аспект профессиональной актуальности придает та ситуация в культуре и педагогике, которая реализуется в настоящее время на базе предшествующего опыта. В отечественном музыкальном образовании сложилась уникальная традиция, в рамках которой выдающиеся исполнители передают опыт своим ученикам. На рубеже XX – XXI веков этот опыт существенно преобразуется в контексте реформ образовательной сферы и запросов современного социума. Методологическая база, накопленная мастерами прошлого, начинает пересматриваться. Изменяются не только федеральные образовательные стандарты, законодательно регулируя изменения в музыкальном образовании. Меняется положение вокалиста, камерного и оперного исполнителя, на сцене. На смену дирижерам в оперный театр приходят режиссеры, регулирующие постановку сценического действа. В этом контексте драматическое мастерство актера, которое демонстрировали лучшие представители русской оперной сцены – Ф.И. Шаляпин, Г.П. Вишневская и др. – начинает играть значимую, если не ведущую роль. Ситуация в российском классическом вокальном образовании определила основную проблему дипломной работы: на основе исполнительской и педагогической деятельности Г.П. Вишневской сформулировать наиболее значимые параметры мастерства певца-актера. Данные представления становятся чрезвычайно актуальными в ситуации режиссерского оперного театра, который получает различные эстетические оценки в обществе. На этапе кардинального слома традиционных представлений об опере, необходимо четко сформулировать, какие черты сценического образа и профессиональной деятельности вокалиста в начале второго десятилетия XXI века являются определяющими. Особенно интересно это сделать на основе анализа творчества Г.П. Вишневской – яркой, артистичной исполнительницы современной музыки, замечательного педагога, создателя уникальной школы, знаменитой по всему миру. Кроме того, Галина Павловна в начале своей карьеры сама шла против традиционного направления воспроизведения шаблонов оперной сцены, однако со временем стала одной из представительниц традиционной русской интеллигенции, певицей высокой требовательности, феноменальной одаренности, драматического дарования и собственного интерпретаторского взгляда на произведения классики. Реальная исполнительская практика, вокальный стиль Вишневской могут существенно обогатить современную педагогику. В этом нам видится практическая значимость дипломной работы.
Степень изученности темы дипломной работы может быть кратко охарактеризована как недостаточная. Существуют отдельные статьи, интервью с Галиной Вишневской, в которой она высказывает собственные представления о роли певца на сцене, приоткрывает завесу тайны над секретами собственного мастерства, повествует об обстоятельствах собственной жизни и творчества. Особое значение для исследователя наследия Г.П. Вишневской имеет ее автобиография «Галина» , неоднократно переизданная на русском языке. Яркий, эмоциональный стиль описания, меткие наблюдения об окружающей действительности советского образца, размышления о собственной судьбе на родине и в изгнании делают страницы автобиографического издания важнейшим источником, благодаря которому можно проникнуть в суть творческой натуры Вишневской. Также важными источниками служат фильмы (фильмы – оперы, документальные фильмы ), благодаря которым можно составить представление о драматическом таланте певицы.
Объект исследования: возможности внутренней природы оперной певицы Г.П. Вишневской в создании персонажного сознания и его воплощение в вокально-сценических формах, включая образно-смысловое интонирование.
Предмет исследования: изучение исполнительского стиля и педагогических принципов Г.П. Вишневской.
Цель исследования: сформулировать современное представление об особенностях мастерства певца – интерпретатора (профессиональные данные, мастерство перевоплощения на сцене, знание музыкального языка исполняемого произведения и верное стилевое исполнение) на примере исполнительского стиля и педагогической школы Вишневской.
Задачи исследования:
1. Проанализировать творческий путь Г.П. Вишневской.
2. Дать характеристику деятельности Галины Павловны: исполнительницы, педагога, организатора фестивалей, конкурсов, мецената.
3. Исследовать новое направление современной вокальной школы в творчестве Г.П.Вишневской.
4. Рассмотреть выразительные исполнительские возможности певицы, тайны её мастерства в создании музыкального образа.
5. Доказать в своем исследовании воздействие искусства певицы на формирование принципов современной вокальной школы.
Методологическую основу исследования составили труды по теории вокальной методики (Л.Б. Дмитриева , В.В. Емельянова , О.П. Павлищевой ), исследования по истории оперного пения (М.К. Агина , Д.К. Самина ). Обращение к вопросам сценической интерпретации вызывало необходимость обращение к самым новым диссертационным исследованиям по вопросам музыкального сознания (диссертация А.В, Тороповой , классические работы по музыкальной психологии Л.Л. Бочкарева , теория креативности Т.А. Барышевой, Ю.А. Жигалова ) и современным взглядам на вокальную педагогику (диссертация И.А. Трифоновой ).
В дипломной работе применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической, музыковедческой литературы, обобщение и синтез исполнительского и педагогического опыта.
2. Эмпирические: практическое изучение опыта классической вокальной педагогики на примере сценических образов Галины Вишневской.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении информации о жизни Галины Вишневской, отрывочно представленной в кратких биографических справочниках , в автомонографии, в статьях и интервью (печатных и электронных). Также значимым является создание модели сценического образа Г.П. Вишневской, формулировка основных ее педагогических принципов.
Практическая значимость дипломного исследования связана со сферой применения теоретических данных работы. Данный материал может быть использован в лекционных и практических курсах, посвященных истории и теории исполнительского искусства, психологии вокально-сценического творчества, оперной режиссуре, актерскому мастерству вокалистов в музыкальных вузах, училищах, оперных студиях, индивидуальных программах.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе предлагается избрать новые подходы Вишневской в рассмотрении проблемы вокальной педагогики. Это позволит певцу осо¬знанно, последовательно и целенаправленно использовать свой профессиональный инструментарий. Выбранная тема помогла мне сосредоточиться более внимательно на исполнительских приемах, моем репертуаре и по-новому взглянуть на интерпретацию некоторых музыкальных образов. В этом заключается индивидуальная значимость исследования.
Структура дипломной работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы из 44 наименований и приложения.
Введение 3
Глава I . Творческие достижения и исполнительский стиль Г.П. Вишневской 9
1.1 Начало творческого пути и артистическая деятельность в Большом театре 9
1.2 Г.П. Вишневская и ее сценические образы 20
1.3 Жизнь и творчество за рубежом 30
1.4 Особенности исполнительского мастерства Г.П. Вишневской 35
Глава II. Педагогическая и музыкально-общественная деятельность Галины Вишневской 40
2.1 Центр оперного пения Галины Вишневской 40
2.2 Педагогические принципы вокальной школы Вишневской 46
2.3 Меценатство и роль наследия певицы в Российской культуре 51
Заключение 55
Список литературы 58
Фильмография 62
1. Галина Павловна Вишневская – одна из ведущих исполнительниц мирового масштаба. Ее отличало художественное совершенство, актерская и эмоциональная полнота исполнения. Певица получила самое широкое признание, имеет множество наград.
2. В педагогической деятельности примадонна придерживалась принципов, составляющих суть современного представления о певце – интерпретаторе. Школа Вишневской оказала значительное влияние на отечественную вокальную школу, подняв ее на высочайший уровень.
3. Исполнитель, педагог и меценат – в трех областях своей деятельности Галина Павловна поддерживала высокие идеалы искусства и российской культуры.
Перспективой дальнейшего изучения данной темы может стать глубокий анализ исполнительских концепций Вишневской, как сценических ролей, так и концертного репертуара. Не менее важна и комплексная оценка педагогического наследия певицы, которую возможно осуществить при работе в ее личным архивом, интервьюировании учеников и педагогов школы Вишневской.
Практическая ценность дипломной работы заключается в систематизации материалов монографии и статей Галина Павловны Вишневской, что может использоваться в курсе истории вокального исполнительства.
1. Великие вокалисты: Галины Вишневская [Электронный ресурс]: биография. – Режим доступа: http://fanparty.ru/fanclubs/classicalmusic/tribune/26138
2. Вишневская Г. Бриллианты мне дарит только муж [Электронный ресурс]: интервью. - Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/music/classical/vishnevskay/
3. Вишневская Г. Я хочу все, что умею, успеть отдать моим ученикам [Электронный ресурс] / Г.П. Вишневская. Статья и интервью к первому международному конкурсу оперных артистов Галины Вишневской. - Режим доступа: http://belcanto.ru/061027.html
4. Вишневская Г.П. Галина. История жизни [Текст] / Г.П. Вишневская. – Чимкент: МП «Аурика», 1993. – 576 с.
5. Вишневская Галина Павловна [Электронный ресурс]: статья на информационном интернет портале «Википедия». - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вишневская,_Галина_Павловна
6. Галина Вишневская (Galina Vishnevskaya) [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://classic-music.ru/vishnevskaya.html
7. Галина Вишневская [Электронный ресурс]: Жюри Пятого Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург». Официальный сайт Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. - Режим доступа: http://www.conservatory.ru/node/2180
8. Галина Вишневская Ни дня без музыки [Текст] / Г.П. Вишневская // Музыкальная жизнь. – 2010. - № 11. – С. 7-10.
9. Галина Вишневская. Письмо Л. И. Брежневу: «В ваших силах заставить нас переменить место жительства, но Вы бессильны переменить наши сердца» [Электронный ресурс]: Известия. – 1978. – 16 марта. – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/galina-vishnevskaya-pismo-l-i-brezhnevu-v-vashix-silax-zastavit-nas-peremenit-mesto-zhitelstva-no-vy-bessilny-peremenit-nashi-serdca/
10. Галина Вишневская: Моя школа готовит к жизни [Текст] / Г.П. Вишневская. - Студенческий меридиан. – 2009. - № 11 от 03.09.2009.
11. Галина Павловна Вишневская [Электронный ресурс]: биографическая справка. – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20111025/469639520.html
12. Галина Павловна Вишневская [Электронный ресурс]: почетный доктор Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева. - Режим доступа: http://www.muctr.ru/about/hondoc/vishnevskaya.php
13. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996.
14. Емельянов В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж [Текст] / В.В. Емельянов. - Спб.: Лань, 1997.
15. Идеологические перерожденцы [Текст] / Г. Вишневская, интервью. – Известия. – 1978. - № 63 (18823) от 16.-3.1978. С. 4.
16. Коротко о разном: юбилей Галины Вишневской [Электронный ресурс]: статья на портале «opera news». - Режим доступа: http://operanews.ru/11102303.html
17. Народной артистке СССР Галине Вишневской вручен орден преподобной Евфросинии Московской [Электронный ресурс]: официальный сайт Московского патриархата. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1656939.html
18. Оперу осовременили, а примадонна недовольна [Электронный ресурс]: статья и интервью с Галиной Вишневской. - Режим доступа: http://belcanto.ru/061101.html
19. Последнее интервью Галины Вишневской [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=NMJlL1QprSA
20. Самин Д.К. Сто великих вокалистов [Текст] / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2004.
21. Советские примадонны: Галина Вишневская [Электронный ресурс]: статья к 85 летнему юбилею певицы. - Режим доступа: http://belcanto.ru/sov-vishnevskaya.html
22. Сотни людей пришли прощаться с Галиной Вишневской [Электронный ресурс]: статья и некролог. – Режим доступа: http://www.newsru.com/cinema/13dec2012/vishnevskaya.html
23. Трифонова И.А. Академическое вокальное искусство как социокультурный феномен [Текст] / И.А. Трифонова. Автореф. канд. дис. – Тюмень, 2011.
24. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2012 № 1585 «О награждении орденом "За заслуги перед Отечеством"» [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru:8080/page.aspx?27259
25. Указ Президента РФ от 25.10.1996 N 1489 о награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» [Электронный ресурс]: архив документации на сайте «Президент России». – Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1171202
26. Холопов, Ю.Н. Современные парадигмы музыкальной эстетики XX века [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/423247/
27. Центр оперного пения Галины Вишневской [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.opera-centre.ru/
Фильмография
I. Александра. Художественный фильм, участник 60го Каннского фестиваля. Режиссер – А. Сокуров. В роли Александры Николаевны – Галина Вишневская.
II. Вольный ветер. Экранизация одноименной оперы И. Дунаевского. Режиссер – Л. Трауберг. Партию Стелы поет Г. Вишневская.
III. Двое в мире. Документальный фильм телеканала «Культура» о Галине Вишневской и Мстиславе Ростроповиче. Режиссер – Т. Малова.
IV. Евгений Онегин. Фильм-опера. Режиссер – Р.И. Тихомиров. Главные роли исполняют Галина Вишневская, Лариса Авдеева и Евгений Кибкало.
V. Звезда в ночи. Фильм – посвящение Ахмади Донишу. Режиссеры – А. Рахимов, И. Усов. В главной роли Г. Вишневская.
VI. Катерина Измайлова. Экранизация одноименной оперы Д. Шостаковича. Режиссер – М. Шапиро. В роли Катерины – Г. Вишневская.
VII. Леди Макбет Мценского уезда. Фильм по мотивам пьесы Лескова. Режиссер – Р. Балаян. В роли Катерины – Наталья Андрейченко. Поет Галина Вишневская.
VIII. Провинциальный бенефис. Фильм по пьесам А. Островского: «Таланты и поклонники», «Лес» и др. Режиссер – А. Белинский. В ролях: Александр Лазарев (мл.), Галина Вишневская, Лена Ростропович, Светлана Немоляева, Анжелика Неволина, Владислав Стржельчик, Вячеслав Тихонов, Владимир Самойлов, Леонид Куравлёв, Валентин Смирнитский, Всеволод Кузнецов, Елизавета Никищихина.
IX. Свидетели. Роман о славе. Документальный фильм о жизни и творчестве Галины Вишневской. Режиссер – А. Гречиха.
X. Элегия жизни. Документальный фильм о жизни Галины Вишневской. Режиссер – А. Сокуров. В главной роли – Галина Вишневская.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую