Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность.
Современный уровень развития культуры в обществе предъявляет особые требования к работе педагога детской музыкальной школы. Длительное время в классическом музыкальном образовании вырабатывался репертуар, формы и методы, благодаря которым были достигнуты высокие результаты обучения профессиональных исполнителей. Однако в начале второго десятилетия XXI века назрела необходимость перемен. На законодательном уровне меняются стандарты образования, что отражено в Федеральных государственных требованиях, а вслед за ними изменяются и программы обучения игре на фортепиано.
Педагог фортепиано, чутко реагируя на изменяющийся социальный контекст, на запросы общества, на индивидуальные особенности обучающихся, стремится придать новизну восприятию музыки, заинтересовать начинающего пианиста в обучении. Одним из эффективных средств современной методики игры на фортепиано, служащей для достижения этих целей, является введение джазового репертуара. Об этом свидетельствует ряд учебных пособий, изданных в последние 10 – 20 лет, таких как «Джазовые акварели» Е. Бойко [7], «Десять пьес для начинающих джазменов» О. Хромушина [46], «Джазовый альбом» И. Якушенко [51] и др.
Джаз, блюз, джазовые обработки классических произведений и т.п. способствуют развитию музыкального кругозора обучающихся, двигательных, сенсорных, коммуникативных навыков исполнения, а также общих музыкальных способностей: слуха, ритма, музыкальной памяти. Джаз относится к более легкому музыкальному жанру, нежели классическая музыка, поэтому его освоение значительно облегчит начало знакомство с музыкой. Легкому освоению и запоминанию джазовой музыки способствует популяризация джаза на радио и телевидении, что делает ее востребованной как любителями, так и профессионалами. Поэтому на начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги начинают использовать джазовые произведения, так как это облегчает для начинающего пианиста вхождение в мир классической музыки.
В то же время, необходимо отметить, что целостной законченной методики преподавания фортепиано на основе джаза в настоящее время не существует. Ряд авторских пособий предлагает нотный материал, на основе которого возможно осуществлять обучение. Однако методологии его введения на данный момент нет. Это обусловило актуальность темы дипломной работы «Использование джазового репертуара на уроках фортепиано в младших классах ДМШ».
Нами было проведено исследование, которое позволило выявить ряд противоречий в современной практике обучения начинающих пианистов, а именно:
• противоречие между накопленным эмпирическим опытом работы с начинающими пианистами и отсутствием методик, обобщающих этот опыт с позиций исполнительской практики и достижений в области педагогики музыкального образования, музыковедения и других областей современных гуманитарных знаний;
• противоречие между музыкальными предпочтениями учеников и методами традиционного музыкального образования, которые зачастую выдвигают высокие требования к обучению детей, что приводит к нежеланию ребенка продолжать занятия;
• однообразная схема обучения чаще всего ограничивается разучиванием сложных нот, что приводит к незаинтересованности и плохой успеваемости ученика.
На основании указанных противоречий нами была сформулирована проблема исследования, которая заключается в обобщении накопленного опыта работы с начинающими пианистами, анализе форм и методов процесса обучения, соотносимых с состоянием современной музыкальной культуры и уровнем музыкально-педагогической науки.
Цель работы: теоретически обосновать проблему целесообразности использования джазового репертуара в процессе обучения в классе фортепиано ДМШ.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, формирующий основы джазового музыкального исполнительства у начинающих пианистов.
Методология исследования.
При разработке темы дипломной работы использовались работы по методике развивающего в детской музыкальной школе (Е. Винокуровой [9], Э. Тургеневой и А. Малюкова [38]), исследования по музыкальной психологии (Д.Н. Абрамяна [2], Б.М. Теплова [36], В.И. Петрушина [30], Л.М. Фридмана [45]). Также были задействованы труды по классической методике обучения игре на фортепиано (А.Д. Алексеева [3], Л.А. Баренбойма [5], Е.Я. Либермана [21], Г.Г. Нейгауза [25], Т.И. Смирновой [34], Е.М. Тимакина [37]).
В дипломной работе применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической, культурологической литературы, а также нотных изданий (авторских пособий с использованием джазовых произведений в младших классах ДМШ); обобщение и синтез педагогического опыта по обучению в младших классах джазу.
2. Эмпирические: наблюдение и практическое изучение опыта классической фортепианной педагогики, развивающего обучения, творческих методов, присутствующих в авторских джазовых методиках обучения пианистов младших классов; описание опыта применения джазовых методик на уроках фортепиано в ДМШ.
Гипотеза: использование джазового репертуара в процессе обучения в классе фортепиано ДМШ будет наиболее эффективным, если:
• на уроках будет создана атмосфера творческой заинтересованности;
• педагог будет использовать показ джазовых произведений, исполняя их в соответствии со стилем и манерой исполнения в джазе;
• ученик будет накапливать слуховой опыт восприятия классической и джазовой музыки на уроках и дома.
Предмет исследования: джазовый репертуар в младших классах ДМШ.
Для достижения поставленной в работе цели, потребовалось решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности внедрения джазового репертуара в отечественной музыкальной педагогике прошлого и современности.
2. Дать определение психологических особенностей восприятия джазовой музыки учащимися младших классов ДМШ.
3. Проанализировать авторские пособия по джазовому репертуару для детских музыкальных школ.
4. Исследовать особенности практического применения джаза на уроках фортепиано в младших классах.
5. Провести исследование по апробации авторской методики обучения начинающих пианистов на основе джазового репертуара.
Цель и задачи определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы из 51 наименования.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования джазового репертуара в классе фортепиано 7
1.1 Особенности внедрения джазового репертуара в отечественной музыкальной педагогике 7
1.2 Психологические особенности восприятия джазовой музыки учащимися младших классов 14
1.3 Анализ современных авторских методик освоения джазового репертуара в классе фортепиано 18
Глава 2. Практическое использование джазового репертуара на уроках фортепиано в младших классах ДМШ 33
2.1 Анализ программ и методик по фортепиано для ДМШ 33
2.2 Методы изучения джазового репертуара в младших классах фортепиано ДМШ 45
Заключение 65
Список литературы 68
В современном обучении игре на фортепиано ставятся задачи оптимизации методов и приемов работы, в соответствии с задачами современной системы образования. Ориентация на Федеральные государственные стандарты, а также обращение к современным исследованиям, авторским педагогическим разработкам приводит нас к необходимости менять некоторые аспекты методики, в числе которых репертуар.
Джазовый репертуар в силу своей специфики соответствует возрастным особенностям и специфике восприятия детей младшего школьного возраста. Он может служить эффективным средством творческой активизации детей на уроке, способствовать развития их мышления, теоретических знаний о музыкальном произведении, развивать пианистические навыки на основе доступного музыкального материала.
Использование джазового репертуара понемногу находит себе путь в методике обучения игре на фортепиано в ДМШ. Его введение в музыкальную практику сталкивается с рядом трудностей, таких как:
• Традиционно настроенные педагоги привыкли использовать на практике одни и те же произведения, и противятся введению нового в репертуар. Основа подобного сопротивления – незнакомство со спецификой джазовой музыки, неумение ее исполнять.
• Импровизационные задания на уроке, а также задания на развитие слуховых навыков не всеми преподавателями воспринимается с энтузиазмом. Считается, что это может отдалить от основной цели – исполнения музыкального произведения. В то же время, педагоги жалуются на низкий интерес детей к занятиям, отсутствие мотивации на обучение.
Современная педагогика предлагает нам ряд методов и приемов, которые характерны для развивающего метода обучения. Он предполагает переориентацию модели педагогического общения, использование новых методов и форм работы на уроке. В настоящей дипломной работе мы стремились показать те возможности, которые представляет джазовый репертуар для обучения игре на фортепиано. Были конкретизированы методы и приемы работы на уроке с использованием джазовых мелодий, упражнений, импровизаций.
В первой главе дипломной работы были охарактеризованы особенности внедрения джазового репертуара в отечественной музыкальной педагогике прошлого и современности, проанализированы авторские пособия по джазу, охарактеризованы наиболее интересные из них, которые могут использоваться на уроках фортепиано в младших классах ДМШ.
Во второй главе дипломной работы мы обратились к авторским образовательным программам и учебным пособиям, в которых используются приемы развивающего развития. Было отмечено, что джазовый репертуар применяется ограничено, не все его возможности в учебной практике раскрываются в полной мере.
Во втором разделе второй главы дипломной работы мы остановились на особенностях введения джазового репертуара в практику обучения игре на фортепиано в младших классах ДМШ. На основе педагогической практики, были конкретизированы методы и приемы работы на уроке с использованием джазовых мелодий, охарактеризованы методические принципы их внедрения.
Также была выделена экспериментальная группа в составе следующих учеников 1 класса:
1. Андреев Н.
2. Лебедева Т.
3. Лященко А.
4. Семенов О.
5. Сизикова Л.
6. Смирнова Е.
Была дана характеристика уровня эмоциональной включенности в учебный процесс, концентрация внимания и активности на уроке, пианистические навыки учеников в начале учебного года. В течении четверти в данной экспериментальной группе использовались джазовые произведения и формы творческой работы на уроке, охарактеризованные в первом разделе второй главы дипломной работы.
В конце четверти были подведены итоги, согласно которым ученики достигли значительных успехов в развитии музыкальных способностей, ритмического чувства и пианистических навыков. Таким образом, была экспериментально доказана эффективность использования джазового репертуара в младших классах ДМШ.
Цель и задачи дипломной работы выполнены.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст]: пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. - 111с.
2. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества [Текст]: теоретико-методологические аспекты проблемы / Д.Н. Абрамян. - Москва: б.и., 1994. – 321 с.
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1978. – 288 с.
4. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой [Ноты]: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.Д. Артоболевская. – М.: Советский композитор, 1981. – 100 с.
5. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А. Баренбойм. – Л.: Советский композитор, 1979. – 352 с.
6. Барков В. Джазовое фортепиано [Ноты]: учебное пособие. Вып. 2 / В. Барков. – М.: издательство В. Катанского, 2006. – 145 с.
7. Бойко Е. Джазовые акварели для фортепиано [Ноты]. Редакция Е. Бабасяна. - М.: Музыка, 2001. – 40 с.
8. Верменич Ю.Т. Джаз. История. Стили. Мастера [Текст] / Ю.Т. Верменич. - Спб.: Лань; Планета музыки, 2007. – 60 с.
9. Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы [Текст] / Е. Винокурова. - Астрахань, Проект "LENOLIUS", 2008. – 132 с.
10. Гурник И. Джаз – пикколо [Ноты]: легкие пьесы для фортепиано / И. Гурник. - Киев, Музична Украина, 1984. – 42 с.
11. Джаз для детей. Младшие классы детских музыкальных школ [Ноты]: Вып. 4. - Спб, Феникс, 2002. – 66 с.
12. Джаз для детей. Средние и старшие классы ДМШ [Ноты]: Вып. 6: учебно-методическое пособие / сост.С.А. Барсукова Р. – Спб.: Феникс, 2003. – 68 с.
13. Искусство и творческая деятельность [Текст]: сборник статей / Отв. ред. Мазепа В.И. - Киев: Наук. Думка, 1979. - 209с.
14. Исполнительское искусство зарубежных стран [Текст]: Вып. 1. - М.: Музыка, 1958.
15. Исполнительское искусство зарубежных стран [Текст]: Вып. 1. - М.: Музыка, 1968.
16. Исполнительское искусство зарубежных стран [Текст]: Вып. 2. - М.: Музыка, 1966.
17. Кабалевский Д.Д. Про трех китов и многое другое [Текст] / Д.Д. Кабалевский. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1975. – 44 с.
18. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек [Ноты]: уч. пособие / Е. Казановский. – Спб.: Союз художников, 2008. – 8 с.
19. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Коротаева. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 222с.
20. Крит К.В. Джазовые игрушки [Ноты]: фортепианные пьесы и ансамбли ля ДМШ / К.В. Крит. – Спб.: Феникс, 2007. – 24 с.
21. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом [Текст] / Е.Я. Либерман. - М.: Музыка, 1988. - 243с.
22. Лысак А. Джазовый альбом для фортепиано и синтезатора: для учащихся младших и средних классов ДМШ [Ноты] / А. Лысак. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 70 с.
23. Меркс Э. Первые уроки джаза [Ноты]: практическое пособие в джазовой импровизации на фортепиано / Э. Меркс. Пер. в французского С. Белимова. – Спб.: Композитор, 2007. – 19 с.
24. Мошков К. Великие люди джаза [Текст]: в двух томах / К. Мошков. – Спб.: Планета музыки; Лань, 2012. – 1312 с.
25. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1987. – 240 с.
26. Образовательная программа. Специальный класс, фортепиано Составитель: А.М. Михайлова. – Саратов, 2010 [Электронный ресурс]: режим доступа: http://dshi20.blogspot.ru/2009/06/blog-post.html
27. Образовательная программа. Специальный класс, фортепиано Составители: С.Г. Ковтунович, И. Б. Рябчинская [Электронный ресурс]: режим доступа: http://dmsh1vdonsk.rnd.muzkult.ru/fortepiano/
28. Осин И. Джаз и не только [Ноты]: пьесы для фортепиано в 4 руки / И. Осин. – Спб.: Композитор, 2002. – 26 с.
29. Перельман Н.В. В классе рояля [Текст] / Н.В. Перельман. Изд. 5-е. – М.: Московский музыкальный вестник, 1999. – 158 с.
30. Петрушин В.И. Музыкальная психология [Текст] / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. – 400с.
31. Пилипенко Л. Джазовые игрушки [Ноты]: фортепианные пьесы для младших и средних классов ДМШ / Л. Пилипенко. – М.: Издательский дом В. Катанского, 2004. – 26 с.
32. Питерсон О. Джазовые этюды и пьесы [Ноты]: составитель и редактор Л. Борухзон. - Спб.: Композитор, 2007. – 60 с.
33. Попова О.В. Джазовый компонент в системе музыкально-теоретического обучения [Текст]: на материале учебной работы в ДМШ. Автореф. дис…канд. пед. наук. – М., 2002. – 190 с.
34. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс [Текст]: методические рекомендации / Т.И. Смирнова. – М.: РИФ «Крито-логос», 1992. - 56 с.
35. Старовойтова Л. Игра в игру на фортепиано, тетрадь первая. - М., 2003.
36. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М, Теплов. – М.: издательство Академии наук РСФСР, 1947. – 335 с.
37. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста [Текст] / Е.М. Тимакин. - М.: Советский композитор, 1989. – 144 с.
38. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер [Ноты]: часть 1. - М.: Советский композитор, 1987. – 79 с.
39. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер [Ноты]: часть 1. - М.: Советский композитор, 1988. – 64 с.
40. Туркина Е. Котенок на клавишах [Ноты]: фортепиано для самых маленьких. Часть I. – Спб.: Композитор, 1996. – 96 с.
41. Федеральные государственные требовании к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» [Текст]: утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012 №86.
42. Фейертаг В.Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга [Текст]: Время и судьбы / В.Б. Фейертаг. – М.: Планета музыки, 2014. – 400 с.
43. Филипп Г. Импровизация как составная часть фортепианного обучения [Текст]: сборник статей / Г. Филипп // Ребёнок за роялем. - М.: Музыка, 1981.
44. Фиртич Г. Букет в джазовых тонах [Ноты]: легкие джазовые транскрипции классических мелодий для фортепиано. Вып. 5-8 / Г. Фиртич. - Спб.: Композитор, 2007.
45. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст]: Книга для учителя /Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.
46. Хромушин О. Десять пьес для начинающих джазменов [Ноты]. – Спб.: Композитор, 2007. – 12 с.
47. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ, изд. Северный олень, СПБ, 1994
48. Хромушин О. Учебник джазовой импровизации (Хочу учиться джазу!) [Ноты]: для детских музыкальных школ. – Спб.: Композитор, 2007. – 21 с.
49. Хромушин О.Н. Джентльменский набор для начинающего джазмена. 33 мелодии. Приложение к учебнику джазовой импровизации [Ноты]. – Спб.: Композитор, 2012. – 12 с.
50. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г.М. Цыпин. - М, Просвещение, 1989. – 176 с.
51. Якушенко И. Джазовый альбом для фортепиано [Ноты]. Вступ. ст. Е. Бойко. – М.: Музыка, 2004. – 64 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность.
Современный уровень развития культуры в обществе предъявляет особые требования к работе педагога детской музыкальной школы. Длительное время в классическом музыкальном образовании вырабатывался репертуар, формы и методы, благодаря которым были достигнуты высокие результаты обучения профессиональных исполнителей. Однако в начале второго десятилетия XXI века назрела необходимость перемен. На законодательном уровне меняются стандарты образования, что отражено в Федеральных государственных требованиях, а вслед за ними изменяются и программы обучения игре на фортепиано.
Педагог фортепиано, чутко реагируя на изменяющийся социальный контекст, на запросы общества, на индивидуальные особенности обучающихся, стремится придать новизну восприятию музыки, заинтересовать начинающего пианиста в обучении. Одним из эффективных средств современной методики игры на фортепиано, служащей для достижения этих целей, является введение джазового репертуара. Об этом свидетельствует ряд учебных пособий, изданных в последние 10 – 20 лет, таких как «Джазовые акварели» Е. Бойко [7], «Десять пьес для начинающих джазменов» О. Хромушина [46], «Джазовый альбом» И. Якушенко [51] и др.
Джаз, блюз, джазовые обработки классических произведений и т.п. способствуют развитию музыкального кругозора обучающихся, двигательных, сенсорных, коммуникативных навыков исполнения, а также общих музыкальных способностей: слуха, ритма, музыкальной памяти. Джаз относится к более легкому музыкальному жанру, нежели классическая музыка, поэтому его освоение значительно облегчит начало знакомство с музыкой. Легкому освоению и запоминанию джазовой музыки способствует популяризация джаза на радио и телевидении, что делает ее востребованной как любителями, так и профессионалами. Поэтому на начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги начинают использовать джазовые произведения, так как это облегчает для начинающего пианиста вхождение в мир классической музыки.
В то же время, необходимо отметить, что целостной законченной методики преподавания фортепиано на основе джаза в настоящее время не существует. Ряд авторских пособий предлагает нотный материал, на основе которого возможно осуществлять обучение. Однако методологии его введения на данный момент нет. Это обусловило актуальность темы дипломной работы «Использование джазового репертуара на уроках фортепиано в младших классах ДМШ».
Нами было проведено исследование, которое позволило выявить ряд противоречий в современной практике обучения начинающих пианистов, а именно:
• противоречие между накопленным эмпирическим опытом работы с начинающими пианистами и отсутствием методик, обобщающих этот опыт с позиций исполнительской практики и достижений в области педагогики музыкального образования, музыковедения и других областей современных гуманитарных знаний;
• противоречие между музыкальными предпочтениями учеников и методами традиционного музыкального образования, которые зачастую выдвигают высокие требования к обучению детей, что приводит к нежеланию ребенка продолжать занятия;
• однообразная схема обучения чаще всего ограничивается разучиванием сложных нот, что приводит к незаинтересованности и плохой успеваемости ученика.
На основании указанных противоречий нами была сформулирована проблема исследования, которая заключается в обобщении накопленного опыта работы с начинающими пианистами, анализе форм и методов процесса обучения, соотносимых с состоянием современной музыкальной культуры и уровнем музыкально-педагогической науки.
Цель работы: теоретически обосновать проблему целесообразности использования джазового репертуара в процессе обучения в классе фортепиано ДМШ.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, формирующий основы джазового музыкального исполнительства у начинающих пианистов.
Методология исследования.
При разработке темы дипломной работы использовались работы по методике развивающего в детской музыкальной школе (Е. Винокуровой [9], Э. Тургеневой и А. Малюкова [38]), исследования по музыкальной психологии (Д.Н. Абрамяна [2], Б.М. Теплова [36], В.И. Петрушина [30], Л.М. Фридмана [45]). Также были задействованы труды по классической методике обучения игре на фортепиано (А.Д. Алексеева [3], Л.А. Баренбойма [5], Е.Я. Либермана [21], Г.Г. Нейгауза [25], Т.И. Смирновой [34], Е.М. Тимакина [37]).
В дипломной работе применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической, культурологической литературы, а также нотных изданий (авторских пособий с использованием джазовых произведений в младших классах ДМШ); обобщение и синтез педагогического опыта по обучению в младших классах джазу.
2. Эмпирические: наблюдение и практическое изучение опыта классической фортепианной педагогики, развивающего обучения, творческих методов, присутствующих в авторских джазовых методиках обучения пианистов младших классов; описание опыта применения джазовых методик на уроках фортепиано в ДМШ.
Гипотеза: использование джазового репертуара в процессе обучения в классе фортепиано ДМШ будет наиболее эффективным, если:
• на уроках будет создана атмосфера творческой заинтересованности;
• педагог будет использовать показ джазовых произведений, исполняя их в соответствии со стилем и манерой исполнения в джазе;
• ученик будет накапливать слуховой опыт восприятия классической и джазовой музыки на уроках и дома.
Предмет исследования: джазовый репертуар в младших классах ДМШ.
Для достижения поставленной в работе цели, потребовалось решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности внедрения джазового репертуара в отечественной музыкальной педагогике прошлого и современности.
2. Дать определение психологических особенностей восприятия джазовой музыки учащимися младших классов ДМШ.
3. Проанализировать авторские пособия по джазовому репертуару для детских музыкальных школ.
4. Исследовать особенности практического применения джаза на уроках фортепиано в младших классах.
5. Провести исследование по апробации авторской методики обучения начинающих пианистов на основе джазового репертуара.
Цель и задачи определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы из 51 наименования.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования джазового репертуара в классе фортепиано 7
1.1 Особенности внедрения джазового репертуара в отечественной музыкальной педагогике 7
1.2 Психологические особенности восприятия джазовой музыки учащимися младших классов 14
1.3 Анализ современных авторских методик освоения джазового репертуара в классе фортепиано 18
Глава 2. Практическое использование джазового репертуара на уроках фортепиано в младших классах ДМШ 33
2.1 Анализ программ и методик по фортепиано для ДМШ 33
2.2 Методы изучения джазового репертуара в младших классах фортепиано ДМШ 45
Заключение 65
Список литературы 68
В современном обучении игре на фортепиано ставятся задачи оптимизации методов и приемов работы, в соответствии с задачами современной системы образования. Ориентация на Федеральные государственные стандарты, а также обращение к современным исследованиям, авторским педагогическим разработкам приводит нас к необходимости менять некоторые аспекты методики, в числе которых репертуар.
Джазовый репертуар в силу своей специфики соответствует возрастным особенностям и специфике восприятия детей младшего школьного возраста. Он может служить эффективным средством творческой активизации детей на уроке, способствовать развития их мышления, теоретических знаний о музыкальном произведении, развивать пианистические навыки на основе доступного музыкального материала.
Использование джазового репертуара понемногу находит себе путь в методике обучения игре на фортепиано в ДМШ. Его введение в музыкальную практику сталкивается с рядом трудностей, таких как:
• Традиционно настроенные педагоги привыкли использовать на практике одни и те же произведения, и противятся введению нового в репертуар. Основа подобного сопротивления – незнакомство со спецификой джазовой музыки, неумение ее исполнять.
• Импровизационные задания на уроке, а также задания на развитие слуховых навыков не всеми преподавателями воспринимается с энтузиазмом. Считается, что это может отдалить от основной цели – исполнения музыкального произведения. В то же время, педагоги жалуются на низкий интерес детей к занятиям, отсутствие мотивации на обучение.
Современная педагогика предлагает нам ряд методов и приемов, которые характерны для развивающего метода обучения. Он предполагает переориентацию модели педагогического общения, использование новых методов и форм работы на уроке. В настоящей дипломной работе мы стремились показать те возможности, которые представляет джазовый репертуар для обучения игре на фортепиано. Были конкретизированы методы и приемы работы на уроке с использованием джазовых мелодий, упражнений, импровизаций.
В первой главе дипломной работы были охарактеризованы особенности внедрения джазового репертуара в отечественной музыкальной педагогике прошлого и современности, проанализированы авторские пособия по джазу, охарактеризованы наиболее интересные из них, которые могут использоваться на уроках фортепиано в младших классах ДМШ.
Во второй главе дипломной работы мы обратились к авторским образовательным программам и учебным пособиям, в которых используются приемы развивающего развития. Было отмечено, что джазовый репертуар применяется ограничено, не все его возможности в учебной практике раскрываются в полной мере.
Во втором разделе второй главы дипломной работы мы остановились на особенностях введения джазового репертуара в практику обучения игре на фортепиано в младших классах ДМШ. На основе педагогической практики, были конкретизированы методы и приемы работы на уроке с использованием джазовых мелодий, охарактеризованы методические принципы их внедрения.
Также была выделена экспериментальная группа в составе следующих учеников 1 класса:
1. Андреев Н.
2. Лебедева Т.
3. Лященко А.
4. Семенов О.
5. Сизикова Л.
6. Смирнова Е.
Была дана характеристика уровня эмоциональной включенности в учебный процесс, концентрация внимания и активности на уроке, пианистические навыки учеников в начале учебного года. В течении четверти в данной экспериментальной группе использовались джазовые произведения и формы творческой работы на уроке, охарактеризованные в первом разделе второй главы дипломной работы.
В конце четверти были подведены итоги, согласно которым ученики достигли значительных успехов в развитии музыкальных способностей, ритмического чувства и пианистических навыков. Таким образом, была экспериментально доказана эффективность использования джазового репертуара в младших классах ДМШ.
Цель и задачи дипломной работы выполнены.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст]: пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. - 111с.
2. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества [Текст]: теоретико-методологические аспекты проблемы / Д.Н. Абрамян. - Москва: б.и., 1994. – 321 с.
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1978. – 288 с.
4. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой [Ноты]: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А.Д. Артоболевская. – М.: Советский композитор, 1981. – 100 с.
5. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А. Баренбойм. – Л.: Советский композитор, 1979. – 352 с.
6. Барков В. Джазовое фортепиано [Ноты]: учебное пособие. Вып. 2 / В. Барков. – М.: издательство В. Катанского, 2006. – 145 с.
7. Бойко Е. Джазовые акварели для фортепиано [Ноты]. Редакция Е. Бабасяна. - М.: Музыка, 2001. – 40 с.
8. Верменич Ю.Т. Джаз. История. Стили. Мастера [Текст] / Ю.Т. Верменич. - Спб.: Лань; Планета музыки, 2007. – 60 с.
9. Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы [Текст] / Е. Винокурова. - Астрахань, Проект "LENOLIUS", 2008. – 132 с.
10. Гурник И. Джаз – пикколо [Ноты]: легкие пьесы для фортепиано / И. Гурник. - Киев, Музична Украина, 1984. – 42 с.
11. Джаз для детей. Младшие классы детских музыкальных школ [Ноты]: Вып. 4. - Спб, Феникс, 2002. – 66 с.
12. Джаз для детей. Средние и старшие классы ДМШ [Ноты]: Вып. 6: учебно-методическое пособие / сост.С.А. Барсукова Р. – Спб.: Феникс, 2003. – 68 с.
13. Искусство и творческая деятельность [Текст]: сборник статей / Отв. ред. Мазепа В.И. - Киев: Наук. Думка, 1979. - 209с.
14. Исполнительское искусство зарубежных стран [Текст]: Вып. 1. - М.: Музыка, 1958.
15. Исполнительское искусство зарубежных стран [Текст]: Вып. 1. - М.: Музыка, 1968.
16. Исполнительское искусство зарубежных стран [Текст]: Вып. 2. - М.: Музыка, 1966.
17. Кабалевский Д.Д. Про трех китов и многое другое [Текст] / Д.Д. Кабалевский. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1975. – 44 с.
18. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек [Ноты]: уч. пособие / Е. Казановский. – Спб.: Союз художников, 2008. – 8 с.
19. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Коротаева. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 222с.
20. Крит К.В. Джазовые игрушки [Ноты]: фортепианные пьесы и ансамбли ля ДМШ / К.В. Крит. – Спб.: Феникс, 2007. – 24 с.
21. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом [Текст] / Е.Я. Либерман. - М.: Музыка, 1988. - 243с.
22. Лысак А. Джазовый альбом для фортепиано и синтезатора: для учащихся младших и средних классов ДМШ [Ноты] / А. Лысак. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 70 с.
23. Меркс Э. Первые уроки джаза [Ноты]: практическое пособие в джазовой импровизации на фортепиано / Э. Меркс. Пер. в французского С. Белимова. – Спб.: Композитор, 2007. – 19 с.
24. Мошков К. Великие люди джаза [Текст]: в двух томах / К. Мошков. – Спб.: Планета музыки; Лань, 2012. – 1312 с.
25. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1987. – 240 с.
26. Образовательная программа. Специальный класс, фортепиано Составитель: А.М. Михайлова. – Саратов, 2010 [Электронный ресурс]: режим доступа: http://dshi20.blogspot.ru/2009/06/blog-post.html
27. Образовательная программа. Специальный класс, фортепиано Составители: С.Г. Ковтунович, И. Б. Рябчинская [Электронный ресурс]: режим доступа: http://dmsh1vdonsk.rnd.muzkult.ru/fortepiano/
28. Осин И. Джаз и не только [Ноты]: пьесы для фортепиано в 4 руки / И. Осин. – Спб.: Композитор, 2002. – 26 с.
29. Перельман Н.В. В классе рояля [Текст] / Н.В. Перельман. Изд. 5-е. – М.: Московский музыкальный вестник, 1999. – 158 с.
30. Петрушин В.И. Музыкальная психология [Текст] / В.И. Петрушин. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. – 400с.
31. Пилипенко Л. Джазовые игрушки [Ноты]: фортепианные пьесы для младших и средних классов ДМШ / Л. Пилипенко. – М.: Издательский дом В. Катанского, 2004. – 26 с.
32. Питерсон О. Джазовые этюды и пьесы [Ноты]: составитель и редактор Л. Борухзон. - Спб.: Композитор, 2007. – 60 с.
33. Попова О.В. Джазовый компонент в системе музыкально-теоретического обучения [Текст]: на материале учебной работы в ДМШ. Автореф. дис…канд. пед. наук. – М., 2002. – 190 с.
34. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс [Текст]: методические рекомендации / Т.И. Смирнова. – М.: РИФ «Крито-логос», 1992. - 56 с.
35. Старовойтова Л. Игра в игру на фортепиано, тетрадь первая. - М., 2003.
36. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М, Теплов. – М.: издательство Академии наук РСФСР, 1947. – 335 с.
37. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста [Текст] / Е.М. Тимакин. - М.: Советский композитор, 1989. – 144 с.
38. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер [Ноты]: часть 1. - М.: Советский композитор, 1987. – 79 с.
39. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер [Ноты]: часть 1. - М.: Советский композитор, 1988. – 64 с.
40. Туркина Е. Котенок на клавишах [Ноты]: фортепиано для самых маленьких. Часть I. – Спб.: Композитор, 1996. – 96 с.
41. Федеральные государственные требовании к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» [Текст]: утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012 №86.
42. Фейертаг В.Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга [Текст]: Время и судьбы / В.Б. Фейертаг. – М.: Планета музыки, 2014. – 400 с.
43. Филипп Г. Импровизация как составная часть фортепианного обучения [Текст]: сборник статей / Г. Филипп // Ребёнок за роялем. - М.: Музыка, 1981.
44. Фиртич Г. Букет в джазовых тонах [Ноты]: легкие джазовые транскрипции классических мелодий для фортепиано. Вып. 5-8 / Г. Фиртич. - Спб.: Композитор, 2007.
45. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст]: Книга для учителя /Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.
46. Хромушин О. Десять пьес для начинающих джазменов [Ноты]. – Спб.: Композитор, 2007. – 12 с.
47. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ, изд. Северный олень, СПБ, 1994
48. Хромушин О. Учебник джазовой импровизации (Хочу учиться джазу!) [Ноты]: для детских музыкальных школ. – Спб.: Композитор, 2007. – 21 с.
49. Хромушин О.Н. Джентльменский набор для начинающего джазмена. 33 мелодии. Приложение к учебнику джазовой импровизации [Ноты]. – Спб.: Композитор, 2012. – 12 с.
50. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г.М. Цыпин. - М, Просвещение, 1989. – 176 с.
51. Якушенко И. Джазовый альбом для фортепиано [Ноты]. Вступ. ст. Е. Бойко. – М.: Музыка, 2004. – 64 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую