Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. Особенностями подросткового возраста являются бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности личности. Одной из психолого-педагогических доминант развития в младшем подростковом возрасте, выделяемых А.С. Белкиным, а также Н.Б. Шумаковой, является высокая любознательность и потребность в активной познавательной деятельности и в знаниях, выходящих за пределы школьной программы. В целом, считают ученые, этот возраст сензитивен для развития познавательных интересов. Предпосылками для развития интереса к музыкальным инструментам у младших подростков выступают стремление к познанию мира посредством музыкального искусства и эмоциональная отзывчивость на музыку. Проблема развития интереса детей и подростков к музыкальному искусству принадлежит к числу важнейших. Вопросы развития интереса к музыкальному искусству у школьников рассматривались Э.Б. Абдуллиным, Ю.Б. Алиевым, О.А. Апраксиной, В.К. Белобородовой, Е.Я. Гембицкой Н.Л. Гродзенской, Е.Д. Критской, А.И. Паламарчук, В.Н. Шацкой , Л.В. Школяр и др. В самом общем виде музыкальный интерес понимается как реализация музыкальной потребности, раскрывающейся в сознательном выборе произведений для слушания. Музыкальный интерес есть «избирательная направленность личности на познание музыкального искусства, в силу его эмоциональной привлекательности и жизненной значимости, признаками которой являются положительное отношение, стремление к разнообразной музыкальной деятельности и к тем или иным музыкальным произведениям» [6, 5]. Вопросы развития музыкального интереса у школьников рассматри вались Ю.Б. Алиевым, O.A. Апраксиной, Е.Я. Бурлиной , Е.Я. Гембицкой , Л.С. Бабенко, В.К. Белобородовой, Н.Л. Гродзенской, А.И. Паламарчук, Л.Л. Куприяновой, В.В. Притулой , Т.П. Плесниной , М.Ю. Самакаевой , Н. Шацкой и др. Авторы научных трудов и публикаций по данной проблеме указыва ют самые разные пути и формы ее решения: через формирование навыков полноценного восприятия музыки (М.Ю. Самакаева ); использование раз личных видов музыкальной деятельности в обучении школьников 1-2-х классов (А.И. Паламарчук); применение проблемно-творческого подхода к учебно-воспитательному процессу на уроках музыки при обучении школь ников среднего звена (Ю.Б. Алиев, Т.П. Плеснина ); воспитание слушатель ской культуры старшеклассников посредством включения в урок музыки творческих заданий (Л.А. Безбородова) и «погружение» школьников этого возраста в мировую художественную культуру (E.H. Ценкова ). Можно утверждать, что в теории и методике школьного образования сложились определенные теоретические предпосылки для разработки про блемы формирования интереса к музыке у школьников ,п о вопросу же формирования интереса к детской песни в литературе практически исследований нет. Вместе с тем в современной общеобразовательной практике сущест вует противоречие между объективной потребностью общества в нравст венно-эстетическом развитии личности учащихся средствами музыкальной культуры и недостаточной разработанностью теории и методики воспита ния интереса подростков к детской песни. В связи с этим целью нашего исследования является развитие познавательного интереса к детской песни учащихся 5 классов. Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися 5 классов общеобразовательной школы. Предмет исследования: процесс формирования интереса к детской песни у учащихся 5 классов общеобразовательной школы. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи: уточнить сущность, содержание и структуру понятия «интерес к музыке»; выявить возрастные особенности развития подростков, влияющие на процесс формирования интереса к пению; определить критерии, показатели и уровни сформированности ин тереса к детской песни у учащихся 5 классов; выявить и экспериментально проверить совокупность педагогиче ских условий эффективности формирования интереса к детской песни у учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что про цесс формирования интереса к детской песни и музыке у учащихся 5 классов общеобра зовательной школы будет успешным, если: реализуются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации музыкальных занятий подростков, как в урочной, так и во внеурочной формах музыкальной деятельности; осуществляется ориентация на всесторонний учет интересов и ув лечений подростков в области музыки; музыкальные занятия подростков эмоционально насыщены и пре дусматривают вариативность музыкального материала, а также субъект ную активность подростков в выборе содержания занятий. При проведении исследования использовались методы теоретиче ского анализа и обобщения философской, психолого-педагогической, му зыкально-педагогической, методической литературы; наблюдения, анкети рования; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты); анализа и обобщения результатов опытной работы.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к детской песни у младших подростков общеобразовательной школы
1.1. Понятие интереса у младших подростков в музыкально педагогической деятельности
1.2. Особенности развития интереса к детской песни
1.3. Методы и приёмы развития интереса к детской песне у младших подростков на уроках музыки
Глава 2.Опытно-поисковое исследование по развитию интереса к детской песне у младших подростков на уроках музыки
2.1.Выявление исходного уровня сформированности интереса к детской песне у младших подростков
2.2.Педагогические условия формирования интереса к детской песни и музыке у учащихся 5 классов
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию интереса к детской песни у школьников 5 классов
Заключение
Список литературы
Приложения
Опытно-экспериментальная работа по выявлению условий формиро вания интереса к детской песни у школьников 5 классов общеобразовательной школы и проверка их эффективности проводилась в рамках констатирую щего и формирующего экспериментов. В ходе проведенного нами исследования удалось выделить и обосно вать следующие условия формирования интереса к детской песни и музыке у школьников 5 классов: реализация коллективных, групповых и индивидуальных форм организации музыкальных занятий подростков; включение школьни ков как в урочную, так и во внеурочную музыкальную деятельность; на правленность процесса музыкального воспитания на развитие эмпатии подростков и обогащение опыта восприятия музыкальных образов и про изведений; включение учащихся в выбор содержания музыкальных заня тий, ориентированное на всесторонний учет интересов и увлечений подро стков в области музыки; эмоциональная насыщенность занятий подростков музыкой за счет вариативности музыкального материала, актуализации экспрессивных профессионально-личностных особенностей педагога и др. Педагогические условия эффективности формирования интереса к детской песни и музыке у школьников 5 классов проверялись в ходе формирующего экс перимента. Нами была разработана программа внеклассных музыкальных занятий «Лейся песня», которая была направлена на приобщение школьников к детской песни и к музыке, формирование у них потребности слушать ее. Проверка эффективности программы осуществлялась в рамках фор мирующего эксперимента по разработанным нами критериям и показате лям. Используя методики исследования, мы произвели качественную и количественную оценку результатов формирующего эксперимента. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил су щественную положительную динамику сформированности интереса к детской песни и к му зыке у школьников 5 классов, вошедших в экспериментальную группу, по всем показателям и критериям. Таким образом, мы считаем необходимым ориентировать подростков на серьезное отношение к музыкальному искусству, установление духов ной, творческой связи с окружающей музыкой, осознание своей индивиду альности. Известно, что одним из ведущих видов деятельности у подростков является общение. Наблюдения за учащимися показали, что общение на музыкальных занятиях может способствовать возникновению интереса к музыке. На занятиях музыкой общение имеет большое значение и выража ется во взаимодействии учителя и учеников, музыки с учениками и учите лем, между детьми в коллективных формах деятельности. При чутком от ношении педагога к интересам подростков общение учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений представ ляет собой сотрудничество, совместный поиск решения учебно - художественных проблем. В общении школьника с музыкальным искусством именно ценностное отношение имеет решающее, ключевое значение, тончайшим образом регу лируя всю систему их взаимоотношения, стимулируя творческие мотивы, превращая интерес в потребность, ценностное отношение к произведениям музыкального искусства способствует формированию гармонично развитой, целостной и творческой личности, так как основой эго отношения являются эстетические и нравственные ценности. Как показал проведенный нами формирующий эксперимент, форми рование ценностного отношения к детской песни сопровождается эмоционально- волевым отношением к ней. В связи со спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия считаем необходимым обеспечение эмоциональной насыщен ности занятий подростков музыкой. Восприятие музыки вызывает много образие эмоциональных впечатлений. Таким образом, гипотеза, заявленная ранее в работе подтверждена .
Список литературы
1.Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеоб¬разовательной школе [Текст]: пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин - М.: Просвещение, 1983. - 111 с.
2.Абдуллин, Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки [Текст] : научно-методические материалы для слушателей курсов повыше¬ния квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка» / Э.Б. Абдуллин. - М.: МИРОС, 1992. - 72 с.
3.Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования [Текст] : для пед. спец. вузов / O.A. Абдуллина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 139 с.
4.Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
5.Апраксина, O.A. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы [Текст] / O.A. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе: сб. статей / сост. O.A. Апраксина. - Вып. 17. - М.: Музыка, 1986. - С. 5-15.
6.Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / O.A. Апраксина. - М.: Просвеще¬ние, 1983.-222 с.
7.Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки [Текст] : книга для учителя / Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
8.Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и об-разовании [Текст] / Б.В. Асафьев. - 2-е изд. - М.-Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
9.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В.Асафьев ; под ред. Е.М. Орловой. - Изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
10.Багреева, Е.Г. Воспитание музыкой в школе [Текст] / Е.Г. Багреева // Сов. педагогика. - 1986. -№ 12. - С. 45-46.
11.Безбородова, JI.A. Методика преподавания музыки в общеобразова¬тельных учреждениях [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов /
12.Беляева, И. Музыкальная форма жизни [Текст] / И. Беляева // Первое сентября. - 1999. - 13 фев. - С. 4.
13.Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства : Проблемы развития и воспитания человека [Текст] / В.М. Бехтерев; под ред. A.B. Брушлинского и В.А. Кольцовой. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-416 с.
14.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] : книга для учителя / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 143 с.
15.Брежнева, Т.А. Краеведческий аспект в преподавании истории музы¬кального образования [Текст] / Т.А. Брежнева // Современное музыкальное образование - 2005 : мат-лы междун. научн.-практич. конф. (26-28 окт. 2005 г.). - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. - С. 172-175.
16.Бурлина, Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» [Текст] / Е.Я. Бурлина / Музыка в социалистическом обществе. - Л.: Музыка, 1975. - Вып. 2.
17.Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методол. основы дискус. в эстетике [Текст] / А.И. Буров. - М.: «Искусство», 1975. - 175 с.
18.Вендрова, Т.Е. Пусть музыка звучит! [Текст] : кн. для учителя: из опыта работы / Т.Е. Вендрова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.
19.Ветлугина, H.A. Художественное творчество и ребенок [Текст] / H.A. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1972. - 124 с.
20.Волк, П.Л. Парадоксы музыкального образования в России [Текст] / П.Л. Волк // Искусство и образование. - 1999. - №2. - С.42-47.
21.Вопросы музыкальной педагогики [Текст] : сб. статей / Ред.-сост. В.И. Руденко. - Вып. 2 - М.: Музыка, 1980. - 160 с.
22.Воспитательная деятельность педагога [Текст] : учеб. пособие для вузов по пед. спец. / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко и др.; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 2-е изд., стереотип. - М: ACADEMIA, 2006.-332 с.
23.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выгот¬ский. - М.: Педагогика, 1996. - 536 с.
24.Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский ; под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
25.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - 3- е изд. -М., 1986.
26.Глезер, М.В. Гуманизация личности подростка в процессе обучения музыке [Текст] : автореф. дисс. ...канд. пед. наук / М.В. Глезер - Йошкар- Ола, 2006.-27 с.
27.Головинский, Г.О. О вариативности восприятия музыкального образа [Текст] / Г.О. Головинский // Восприятие музыки / под ред. В.Н. Мак¬симова. - М.: Музыка, 1980. - С. 52-69.
28.Горюнова, JI.B. На пути к педагогике искусства [Текст] / J1.B. Горюнова // Музыка в школе. - 1988. - № 2.
29.Гостдинер, A.JI. Музыкальная психология [Текст] / A.JI. Гостдинер. - М.: Магистр, 1993.- 190 с.
30.Гродзенская, H.J1. Слушание музыки в школе (5-6 классы) [Текст] : пособие для учителей пения восьмилет. школы / H.JI. Гродзенская. - М.: Изд-во Акад. пед. наук : РСФСР, 1961. - 94 с.
31.Гродзенская, H.J1. Школьники слушают музыку [Текст] / H.JI. Гродзенская. - М.: Просвещение, 1969. - 77 с.
32.Данилевская, JI.B. Основные принципы музыкального воспитания H.JI. Гродзенской [Текст] / JI.B. Данилевская // Музыкальное воспитание в школе.-М., 1975.-Вып. 10.
33.Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспи¬тания в школе [Текст] : учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед. / Л.Г. Дмит¬риева, - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 240 с.
34.Жавинина, О. Музыкальное воспитание: поиски и находки [Текст] / О. Жавинина, Л. Зац // Искусство в школе. - 2003. - № 5. - С. 49-52.
35.Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов. / И.А. Зимняя :- 2-е изд., допол., испр. и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
36.Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика [Текст] : Хрестоматия / сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. -М., 1991.-Вып.1-4.2.
37.Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] : кн. для учителя / Д.Б.Кабалевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
38.Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по му¬зыке для общеобразовательной школы [Текст] / Д.Б. Кабалевский // Про¬грамма по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобра¬зовательной школы. 1-3 классы. -М., 1985.
39.Кабалевский, Д.Б. «Ровесники»: Беседы о музыке для юношества [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М., 1987.- 124 с.
40.Киященко, Н.И. Искусство и духовный мир человека [Текст] / Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. - М.: Знание, 1983. - 63 с.
41.Киященко, Н.И. Сущность прекрасного [Текст] / Н.И. Киященко. - М.: Мол. гвардия, 1977. - 191 с.
42.Колденкова, А.Г. Профессиональная направленность как нравствен¬ная проблема [Текст] / А.Г. Колденкова. - Иваново, 1986.
43.Колесов, Д.В., Мягков, И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка [Текст] / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. - М.: Просвещение, 1986. - 80 с. - (психол. наука - школе).
44.Колышева, Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально- личностной рефлексии в системе высшего образования [Текст] / Т.А. Колышева-М., 1977.
45.Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] : книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
46.Кон, И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспек¬тива [Текст] / И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 269 с.
47.Костюк, А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произве¬дения [Текст] / А.Г Костюк // Вопросы психологии. - 1963. - № 2. - С. 57.
48.Краковский, А.П. Психологические основы индивидуального подхо¬да к младшему подростку [Текст] / Л.П. Краковский. - М., 1964.
49.Кремлев, Ю.А. Познавательная роль музыки [Текст] / Ю.А. Крем- лев. - М.: Музгиз, 1963. - 60 с.
50.Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л., 1985.-32 с.
51.Мазель, Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Эле¬менты музыки и методика анализа малых форм [Текст] : учебник спец. курса для муз. вузов. 4.1 / Л. Мазель, В. Цуккерман - М., 1967. - 752 с.
52.Макаренко, A.C. Собрание сочинений в 5-ти томах [Текст] / A.C. Макаренко ; под общей ред. А. Терновского. - М.: Правда. Т.4: Книга для родителей. Рассказы. - 1971. - 430с.
53.Малюков, А.Н. Исполнительская подготовка учителя музыки [Текст]: программы дисциплин предметной подготовки по спец. 030700 - Музыкальное образование / М-во общ. и проф. образования РФ; МПГУ;
54.Редкол.: Малюков А.Н. и др. - М.: Флинта; Наука, 1999. - 203 с. - (Педаго¬гический университет).
55.Маляренко, Г.Ю. Природа творчества и пути его активизации [Текст] / Г.Ю. Маляренко. -М.: Прометей, 1991. - 68 с.
56.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
57.Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
58.Медушевский, В. Суть музыки - устремлённость к высшему смыслу жизни [Текст] / В. Медушевский // Искусство в школе. - 2001. - №6. - С. 25-30.
59.Музыкальное искусство и формирование нового человека [Текст] : сб. статей / под ред. А.Г. Костюк. - Киев: Музична Украша, 1982. - 238 с.
60.Музыкальное образование в школе [Текст] : учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. Л.В. Школяр,А.Школяр, Е.Д. Критская и др. Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2001. - 232с.
61.Музыка, 1 —4, 5-8 классы [Текст] : программы для общеобразователь¬ных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 3-е изд., сте¬реотип. - М.: Дрофа, 2005. - 90 с.
62.Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, дет¬ство, отрочество [Текст] / B.C. Мухина. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 456 с.
63.Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действи¬тельности [Текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности : Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и A.A. Пузырея. - М., 1982.
64.Назайкинский, E.B. Музыкальное восприятие как проблема музы¬кознания. Восприятие музыки [Текст] / Е. Назайкинский. -М., 1980.
65.Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспита¬ния [Текст] : книга для учителя / Б.М. Неменский. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1987.-253 с.
66.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов./ Л.Ф. Обухова. - М.: Высш. образование: МГППУ, 2007. - 460 с.
67.Онищук, В.А. Урок в современной школе [Текст] / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
68.Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] / А.Б. Орлов. - М., 1995. - 142 с.
69.Орлова, Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления : История. Становление. Сущность [Текст] / Е.М. Орлова. - М.: Музыка. -1984. - 302 с.
70.Орф, К. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа [Текст] / К. Орф; под. ред. Л.А. Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970. - 160 с.
71.Основы эстетического воспитания [Текст] : пособие для учителя / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др.; под ред. H.A. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
72.Паламарчук, А.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников [Текст] : автореф. дисс. ...канд. пед. наук / А.И. Паламарчук. - М., 1981.-16 с.
73.Перегудова, К.Л. Формирование интереса к музыке у школьников подросткового возраста в процессе начального обучения игре на форте¬пиано [Текст] : дисс. ...канд. пед. наук / К.Л. Перегудова. - М., 1984. - 161 с.
74.Петрушин, В.П. Музыкальная психология [Текст] / В.П. Петрушин. - М.: ТОО «Пассим», 1994. - 304 с.
75.Петрушин, В.П. Музыкальная психотерапия: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студ высш. учеб. завед. / В.П. Петрушин. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - 176с.
76.Пиличяускас, A.A. Познание музыки как воспитательная проблема [Текст] / A.A. Пиличяускас. - М., 1992.
77.Платонов, Ю.П. Психологическое содержание профессионально- когнитивных параметров профессионально-педагогической направленно¬сти [Текст] / Ю.П. Платонов. - Иваново, 1986. - 98 с.
78.Плеснина, Т.П. Музыкальный интерес и динамика его развития [Текст] / Т.П. Плеснина // Вопросы эстетического воспитания в школе. - М.: НИИ общей педагогики, 1974.
79.Португалов, К.П. Серьезная музыка в школе [Текст] : пособие для учителей / К.П. Португалов. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Просвещение, 1980.- 144 с.
80.Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики [Текст] /Г.Ражников. - М.: Знание, 1980. - 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология; 7. 7).
81.Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции [Текст] / С.Х. Раппопорт. - М.: Музыка, 1968.- 160 с.
82.Рачина, Б.С. Программа «Музыка» сегодня : Из опыта работы учите¬ля музыки в 5-х классах [Текст] : методические рекомендации. / Б.С. Ра¬чина:-СПб., 1992.
83.Репринцев, A.B. Учителю об эстетическом воспитании подростков [Текст] / A.B. Репринцев. - Курск: Изд-во КГПУ, 1998. - 156 с.
84.Решетникова, Т.К. Массовая музыкальная культура и школа [Текст] : программа./ Т.К. Решетникова. - Саранск, 1999.
85.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1998. - 384 с.
86.Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 496 с.
87.Саниева, Т.Н. Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка [Текст] : дисс. ...канд. пед. наук / Т.Н. Саниева. -М.: 1999.- 180 с.
88.Спутник учителя музыки [Текст] / С.С. Балашова, В.Медушевский, Г.С. Тарасов и др. Сост. Т.В. Челышева. - М.: Просве¬щение, 1993.-236 с.
89.Татарская, И.Ю. Очерки музыкальной жизни соловьиного края [Текст] / И.Ю. Татарская. - Курск: Издат. дом «Славянка», 2006. - 174 с.
90.Формирование познавательных интересов учащихся [Текст] : сбор¬ник статей / под ред. Г.И. Щукиной. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1973.- 176 с.
91.Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания [Текст] : учеб¬ное пособие / П.В. Халабузарь, B.C. Попов, Н.Н. Добровольская. - М.: Му¬зыка, 1989. - 175 с.
92.Халабузарь, П.В. Теория методика музыкального воспитания [Текст] учебное пособие / П.В. Халабузарь, B.C. Попов. - 2-е изд., СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 224 с.
93.Холопова, В.И. Музыка как вид искусства [Текст] : учеб. пособие для музыковедов консерваторий : В 2 ч. 4.1 Музыкальное произведение как феномен / В.Н. Холопова ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. -М., 1990. - 138 с.
94.Черноиваненко, Н.М. Формирование музыкального восприятия школьников [Текст] / Н.М. Черноиваненко // Музыкальное воспитание в школе : Сб. статей. Вып. 15. / сост. О. Апраксина. - М.: Музыка, 1982. - 160 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. Особенностями подросткового возраста являются бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности личности. Одной из психолого-педагогических доминант развития в младшем подростковом возрасте, выделяемых А.С. Белкиным, а также Н.Б. Шумаковой, является высокая любознательность и потребность в активной познавательной деятельности и в знаниях, выходящих за пределы школьной программы. В целом, считают ученые, этот возраст сензитивен для развития познавательных интересов. Предпосылками для развития интереса к музыкальным инструментам у младших подростков выступают стремление к познанию мира посредством музыкального искусства и эмоциональная отзывчивость на музыку. Проблема развития интереса детей и подростков к музыкальному искусству принадлежит к числу важнейших. Вопросы развития интереса к музыкальному искусству у школьников рассматривались Э.Б. Абдуллиным, Ю.Б. Алиевым, О.А. Апраксиной, В.К. Белобородовой, Е.Я. Гембицкой Н.Л. Гродзенской, Е.Д. Критской, А.И. Паламарчук, В.Н. Шацкой , Л.В. Школяр и др. В самом общем виде музыкальный интерес понимается как реализация музыкальной потребности, раскрывающейся в сознательном выборе произведений для слушания. Музыкальный интерес есть «избирательная направленность личности на познание музыкального искусства, в силу его эмоциональной привлекательности и жизненной значимости, признаками которой являются положительное отношение, стремление к разнообразной музыкальной деятельности и к тем или иным музыкальным произведениям» [6, 5]. Вопросы развития музыкального интереса у школьников рассматри вались Ю.Б. Алиевым, O.A. Апраксиной, Е.Я. Бурлиной , Е.Я. Гембицкой , Л.С. Бабенко, В.К. Белобородовой, Н.Л. Гродзенской, А.И. Паламарчук, Л.Л. Куприяновой, В.В. Притулой , Т.П. Плесниной , М.Ю. Самакаевой , Н. Шацкой и др. Авторы научных трудов и публикаций по данной проблеме указыва ют самые разные пути и формы ее решения: через формирование навыков полноценного восприятия музыки (М.Ю. Самакаева ); использование раз личных видов музыкальной деятельности в обучении школьников 1-2-х классов (А.И. Паламарчук); применение проблемно-творческого подхода к учебно-воспитательному процессу на уроках музыки при обучении школь ников среднего звена (Ю.Б. Алиев, Т.П. Плеснина ); воспитание слушатель ской культуры старшеклассников посредством включения в урок музыки творческих заданий (Л.А. Безбородова) и «погружение» школьников этого возраста в мировую художественную культуру (E.H. Ценкова ). Можно утверждать, что в теории и методике школьного образования сложились определенные теоретические предпосылки для разработки про блемы формирования интереса к музыке у школьников ,п о вопросу же формирования интереса к детской песни в литературе практически исследований нет. Вместе с тем в современной общеобразовательной практике сущест вует противоречие между объективной потребностью общества в нравст венно-эстетическом развитии личности учащихся средствами музыкальной культуры и недостаточной разработанностью теории и методики воспита ния интереса подростков к детской песни. В связи с этим целью нашего исследования является развитие познавательного интереса к детской песни учащихся 5 классов. Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися 5 классов общеобразовательной школы. Предмет исследования: процесс формирования интереса к детской песни у учащихся 5 классов общеобразовательной школы. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи: уточнить сущность, содержание и структуру понятия «интерес к музыке»; выявить возрастные особенности развития подростков, влияющие на процесс формирования интереса к пению; определить критерии, показатели и уровни сформированности ин тереса к детской песни у учащихся 5 классов; выявить и экспериментально проверить совокупность педагогиче ских условий эффективности формирования интереса к детской песни у учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что про цесс формирования интереса к детской песни и музыке у учащихся 5 классов общеобра зовательной школы будет успешным, если: реализуются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации музыкальных занятий подростков, как в урочной, так и во внеурочной формах музыкальной деятельности; осуществляется ориентация на всесторонний учет интересов и ув лечений подростков в области музыки; музыкальные занятия подростков эмоционально насыщены и пре дусматривают вариативность музыкального материала, а также субъект ную активность подростков в выборе содержания занятий. При проведении исследования использовались методы теоретиче ского анализа и обобщения философской, психолого-педагогической, му зыкально-педагогической, методической литературы; наблюдения, анкети рования; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты); анализа и обобщения результатов опытной работы.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к детской песни у младших подростков общеобразовательной школы
1.1. Понятие интереса у младших подростков в музыкально педагогической деятельности
1.2. Особенности развития интереса к детской песни
1.3. Методы и приёмы развития интереса к детской песне у младших подростков на уроках музыки
Глава 2.Опытно-поисковое исследование по развитию интереса к детской песне у младших подростков на уроках музыки
2.1.Выявление исходного уровня сформированности интереса к детской песне у младших подростков
2.2.Педагогические условия формирования интереса к детской песни и музыке у учащихся 5 классов
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию интереса к детской песни у школьников 5 классов
Заключение
Список литературы
Приложения
Опытно-экспериментальная работа по выявлению условий формиро вания интереса к детской песни у школьников 5 классов общеобразовательной школы и проверка их эффективности проводилась в рамках констатирую щего и формирующего экспериментов. В ходе проведенного нами исследования удалось выделить и обосно вать следующие условия формирования интереса к детской песни и музыке у школьников 5 классов: реализация коллективных, групповых и индивидуальных форм организации музыкальных занятий подростков; включение школьни ков как в урочную, так и во внеурочную музыкальную деятельность; на правленность процесса музыкального воспитания на развитие эмпатии подростков и обогащение опыта восприятия музыкальных образов и про изведений; включение учащихся в выбор содержания музыкальных заня тий, ориентированное на всесторонний учет интересов и увлечений подро стков в области музыки; эмоциональная насыщенность занятий подростков музыкой за счет вариативности музыкального материала, актуализации экспрессивных профессионально-личностных особенностей педагога и др. Педагогические условия эффективности формирования интереса к детской песни и музыке у школьников 5 классов проверялись в ходе формирующего экс перимента. Нами была разработана программа внеклассных музыкальных занятий «Лейся песня», которая была направлена на приобщение школьников к детской песни и к музыке, формирование у них потребности слушать ее. Проверка эффективности программы осуществлялась в рамках фор мирующего эксперимента по разработанным нами критериям и показате лям. Используя методики исследования, мы произвели качественную и количественную оценку результатов формирующего эксперимента. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил су щественную положительную динамику сформированности интереса к детской песни и к му зыке у школьников 5 классов, вошедших в экспериментальную группу, по всем показателям и критериям. Таким образом, мы считаем необходимым ориентировать подростков на серьезное отношение к музыкальному искусству, установление духов ной, творческой связи с окружающей музыкой, осознание своей индивиду альности. Известно, что одним из ведущих видов деятельности у подростков является общение. Наблюдения за учащимися показали, что общение на музыкальных занятиях может способствовать возникновению интереса к музыке. На занятиях музыкой общение имеет большое значение и выража ется во взаимодействии учителя и учеников, музыки с учениками и учите лем, между детьми в коллективных формах деятельности. При чутком от ношении педагога к интересам подростков общение учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений представ ляет собой сотрудничество, совместный поиск решения учебно - художественных проблем. В общении школьника с музыкальным искусством именно ценностное отношение имеет решающее, ключевое значение, тончайшим образом регу лируя всю систему их взаимоотношения, стимулируя творческие мотивы, превращая интерес в потребность, ценностное отношение к произведениям музыкального искусства способствует формированию гармонично развитой, целостной и творческой личности, так как основой эго отношения являются эстетические и нравственные ценности. Как показал проведенный нами формирующий эксперимент, форми рование ценностного отношения к детской песни сопровождается эмоционально- волевым отношением к ней. В связи со спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия считаем необходимым обеспечение эмоциональной насыщен ности занятий подростков музыкой. Восприятие музыки вызывает много образие эмоциональных впечатлений. Таким образом, гипотеза, заявленная ранее в работе подтверждена .
Список литературы
1.Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеоб¬разовательной школе [Текст]: пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин - М.: Просвещение, 1983. - 111 с.
2.Абдуллин, Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки [Текст] : научно-методические материалы для слушателей курсов повыше¬ния квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка» / Э.Б. Абдуллин. - М.: МИРОС, 1992. - 72 с.
3.Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования [Текст] : для пед. спец. вузов / O.A. Абдуллина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 139 с.
4.Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
5.Апраксина, O.A. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы [Текст] / O.A. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе: сб. статей / сост. O.A. Апраксина. - Вып. 17. - М.: Музыка, 1986. - С. 5-15.
6.Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / O.A. Апраксина. - М.: Просвеще¬ние, 1983.-222 с.
7.Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки [Текст] : книга для учителя / Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
8.Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и об-разовании [Текст] / Б.В. Асафьев. - 2-е изд. - М.-Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
9.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В.Асафьев ; под ред. Е.М. Орловой. - Изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
10.Багреева, Е.Г. Воспитание музыкой в школе [Текст] / Е.Г. Багреева // Сов. педагогика. - 1986. -№ 12. - С. 45-46.
11.Безбородова, JI.A. Методика преподавания музыки в общеобразова¬тельных учреждениях [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов /
12.Беляева, И. Музыкальная форма жизни [Текст] / И. Беляева // Первое сентября. - 1999. - 13 фев. - С. 4.
13.Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства : Проблемы развития и воспитания человека [Текст] / В.М. Бехтерев; под ред. A.B. Брушлинского и В.А. Кольцовой. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-416 с.
14.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] : книга для учителя / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 143 с.
15.Брежнева, Т.А. Краеведческий аспект в преподавании истории музы¬кального образования [Текст] / Т.А. Брежнева // Современное музыкальное образование - 2005 : мат-лы междун. научн.-практич. конф. (26-28 окт. 2005 г.). - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. - С. 172-175.
16.Бурлина, Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» [Текст] / Е.Я. Бурлина / Музыка в социалистическом обществе. - Л.: Музыка, 1975. - Вып. 2.
17.Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методол. основы дискус. в эстетике [Текст] / А.И. Буров. - М.: «Искусство», 1975. - 175 с.
18.Вендрова, Т.Е. Пусть музыка звучит! [Текст] : кн. для учителя: из опыта работы / Т.Е. Вендрова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.
19.Ветлугина, H.A. Художественное творчество и ребенок [Текст] / H.A. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1972. - 124 с.
20.Волк, П.Л. Парадоксы музыкального образования в России [Текст] / П.Л. Волк // Искусство и образование. - 1999. - №2. - С.42-47.
21.Вопросы музыкальной педагогики [Текст] : сб. статей / Ред.-сост. В.И. Руденко. - Вып. 2 - М.: Музыка, 1980. - 160 с.
22.Воспитательная деятельность педагога [Текст] : учеб. пособие для вузов по пед. спец. / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко и др.; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 2-е изд., стереотип. - М: ACADEMIA, 2006.-332 с.
23.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выгот¬ский. - М.: Педагогика, 1996. - 536 с.
24.Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский ; под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
25.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - 3- е изд. -М., 1986.
26.Глезер, М.В. Гуманизация личности подростка в процессе обучения музыке [Текст] : автореф. дисс. ...канд. пед. наук / М.В. Глезер - Йошкар- Ола, 2006.-27 с.
27.Головинский, Г.О. О вариативности восприятия музыкального образа [Текст] / Г.О. Головинский // Восприятие музыки / под ред. В.Н. Мак¬симова. - М.: Музыка, 1980. - С. 52-69.
28.Горюнова, JI.B. На пути к педагогике искусства [Текст] / J1.B. Горюнова // Музыка в школе. - 1988. - № 2.
29.Гостдинер, A.JI. Музыкальная психология [Текст] / A.JI. Гостдинер. - М.: Магистр, 1993.- 190 с.
30.Гродзенская, H.J1. Слушание музыки в школе (5-6 классы) [Текст] : пособие для учителей пения восьмилет. школы / H.JI. Гродзенская. - М.: Изд-во Акад. пед. наук : РСФСР, 1961. - 94 с.
31.Гродзенская, H.J1. Школьники слушают музыку [Текст] / H.JI. Гродзенская. - М.: Просвещение, 1969. - 77 с.
32.Данилевская, JI.B. Основные принципы музыкального воспитания H.JI. Гродзенской [Текст] / JI.B. Данилевская // Музыкальное воспитание в школе.-М., 1975.-Вып. 10.
33.Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспи¬тания в школе [Текст] : учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед. / Л.Г. Дмит¬риева, - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 240 с.
34.Жавинина, О. Музыкальное воспитание: поиски и находки [Текст] / О. Жавинина, Л. Зац // Искусство в школе. - 2003. - № 5. - С. 49-52.
35.Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов. / И.А. Зимняя :- 2-е изд., допол., испр. и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
36.Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика [Текст] : Хрестоматия / сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. -М., 1991.-Вып.1-4.2.
37.Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] : кн. для учителя / Д.Б.Кабалевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
38.Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по му¬зыке для общеобразовательной школы [Текст] / Д.Б. Кабалевский // Про¬грамма по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобра¬зовательной школы. 1-3 классы. -М., 1985.
39.Кабалевский, Д.Б. «Ровесники»: Беседы о музыке для юношества [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М., 1987.- 124 с.
40.Киященко, Н.И. Искусство и духовный мир человека [Текст] / Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. - М.: Знание, 1983. - 63 с.
41.Киященко, Н.И. Сущность прекрасного [Текст] / Н.И. Киященко. - М.: Мол. гвардия, 1977. - 191 с.
42.Колденкова, А.Г. Профессиональная направленность как нравствен¬ная проблема [Текст] / А.Г. Колденкова. - Иваново, 1986.
43.Колесов, Д.В., Мягков, И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка [Текст] / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. - М.: Просвещение, 1986. - 80 с. - (психол. наука - школе).
44.Колышева, Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально- личностной рефлексии в системе высшего образования [Текст] / Т.А. Колышева-М., 1977.
45.Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] : книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
46.Кон, И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспек¬тива [Текст] / И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 269 с.
47.Костюк, А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произве¬дения [Текст] / А.Г Костюк // Вопросы психологии. - 1963. - № 2. - С. 57.
48.Краковский, А.П. Психологические основы индивидуального подхо¬да к младшему подростку [Текст] / Л.П. Краковский. - М., 1964.
49.Кремлев, Ю.А. Познавательная роль музыки [Текст] / Ю.А. Крем- лев. - М.: Музгиз, 1963. - 60 с.
50.Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л., 1985.-32 с.
51.Мазель, Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Эле¬менты музыки и методика анализа малых форм [Текст] : учебник спец. курса для муз. вузов. 4.1 / Л. Мазель, В. Цуккерман - М., 1967. - 752 с.
52.Макаренко, A.C. Собрание сочинений в 5-ти томах [Текст] / A.C. Макаренко ; под общей ред. А. Терновского. - М.: Правда. Т.4: Книга для родителей. Рассказы. - 1971. - 430с.
53.Малюков, А.Н. Исполнительская подготовка учителя музыки [Текст]: программы дисциплин предметной подготовки по спец. 030700 - Музыкальное образование / М-во общ. и проф. образования РФ; МПГУ;
54.Редкол.: Малюков А.Н. и др. - М.: Флинта; Наука, 1999. - 203 с. - (Педаго¬гический университет).
55.Маляренко, Г.Ю. Природа творчества и пути его активизации [Текст] / Г.Ю. Маляренко. -М.: Прометей, 1991. - 68 с.
56.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
57.Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
58.Медушевский, В. Суть музыки - устремлённость к высшему смыслу жизни [Текст] / В. Медушевский // Искусство в школе. - 2001. - №6. - С. 25-30.
59.Музыкальное искусство и формирование нового человека [Текст] : сб. статей / под ред. А.Г. Костюк. - Киев: Музична Украша, 1982. - 238 с.
60.Музыкальное образование в школе [Текст] : учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. Л.В. Школяр,А.Школяр, Е.Д. Критская и др. Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2001. - 232с.
61.Музыка, 1 —4, 5-8 классы [Текст] : программы для общеобразователь¬ных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 3-е изд., сте¬реотип. - М.: Дрофа, 2005. - 90 с.
62.Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, дет¬ство, отрочество [Текст] / B.C. Мухина. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 456 с.
63.Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действи¬тельности [Текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности : Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и A.A. Пузырея. - М., 1982.
64.Назайкинский, E.B. Музыкальное восприятие как проблема музы¬кознания. Восприятие музыки [Текст] / Е. Назайкинский. -М., 1980.
65.Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспита¬ния [Текст] : книга для учителя / Б.М. Неменский. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1987.-253 с.
66.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов./ Л.Ф. Обухова. - М.: Высш. образование: МГППУ, 2007. - 460 с.
67.Онищук, В.А. Урок в современной школе [Текст] / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
68.Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] / А.Б. Орлов. - М., 1995. - 142 с.
69.Орлова, Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления : История. Становление. Сущность [Текст] / Е.М. Орлова. - М.: Музыка. -1984. - 302 с.
70.Орф, К. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа [Текст] / К. Орф; под. ред. Л.А. Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970. - 160 с.
71.Основы эстетического воспитания [Текст] : пособие для учителя / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др.; под ред. H.A. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
72.Паламарчук, А.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников [Текст] : автореф. дисс. ...канд. пед. наук / А.И. Паламарчук. - М., 1981.-16 с.
73.Перегудова, К.Л. Формирование интереса к музыке у школьников подросткового возраста в процессе начального обучения игре на форте¬пиано [Текст] : дисс. ...канд. пед. наук / К.Л. Перегудова. - М., 1984. - 161 с.
74.Петрушин, В.П. Музыкальная психология [Текст] / В.П. Петрушин. - М.: ТОО «Пассим», 1994. - 304 с.
75.Петрушин, В.П. Музыкальная психотерапия: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студ высш. учеб. завед. / В.П. Петрушин. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - 176с.
76.Пиличяускас, A.A. Познание музыки как воспитательная проблема [Текст] / A.A. Пиличяускас. - М., 1992.
77.Платонов, Ю.П. Психологическое содержание профессионально- когнитивных параметров профессионально-педагогической направленно¬сти [Текст] / Ю.П. Платонов. - Иваново, 1986. - 98 с.
78.Плеснина, Т.П. Музыкальный интерес и динамика его развития [Текст] / Т.П. Плеснина // Вопросы эстетического воспитания в школе. - М.: НИИ общей педагогики, 1974.
79.Португалов, К.П. Серьезная музыка в школе [Текст] : пособие для учителей / К.П. Португалов. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Просвещение, 1980.- 144 с.
80.Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики [Текст] /Г.Ражников. - М.: Знание, 1980. - 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология; 7. 7).
81.Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции [Текст] / С.Х. Раппопорт. - М.: Музыка, 1968.- 160 с.
82.Рачина, Б.С. Программа «Музыка» сегодня : Из опыта работы учите¬ля музыки в 5-х классах [Текст] : методические рекомендации. / Б.С. Ра¬чина:-СПб., 1992.
83.Репринцев, A.B. Учителю об эстетическом воспитании подростков [Текст] / A.B. Репринцев. - Курск: Изд-во КГПУ, 1998. - 156 с.
84.Решетникова, Т.К. Массовая музыкальная культура и школа [Текст] : программа./ Т.К. Решетникова. - Саранск, 1999.
85.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1998. - 384 с.
86.Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 496 с.
87.Саниева, Т.Н. Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка [Текст] : дисс. ...канд. пед. наук / Т.Н. Саниева. -М.: 1999.- 180 с.
88.Спутник учителя музыки [Текст] / С.С. Балашова, В.Медушевский, Г.С. Тарасов и др. Сост. Т.В. Челышева. - М.: Просве¬щение, 1993.-236 с.
89.Татарская, И.Ю. Очерки музыкальной жизни соловьиного края [Текст] / И.Ю. Татарская. - Курск: Издат. дом «Славянка», 2006. - 174 с.
90.Формирование познавательных интересов учащихся [Текст] : сбор¬ник статей / под ред. Г.И. Щукиной. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1973.- 176 с.
91.Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания [Текст] : учеб¬ное пособие / П.В. Халабузарь, B.C. Попов, Н.Н. Добровольская. - М.: Му¬зыка, 1989. - 175 с.
92.Халабузарь, П.В. Теория методика музыкального воспитания [Текст] учебное пособие / П.В. Халабузарь, B.C. Попов. - 2-е изд., СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 224 с.
93.Холопова, В.И. Музыка как вид искусства [Текст] : учеб. пособие для музыковедов консерваторий : В 2 ч. 4.1 Музыкальное произведение как феномен / В.Н. Холопова ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. -М., 1990. - 138 с.
94.Черноиваненко, Н.М. Формирование музыкального восприятия школьников [Текст] / Н.М. Черноиваненко // Музыкальное воспитание в школе : Сб. статей. Вып. 15. / сост. О. Апраксина. - М.: Музыка, 1982. - 160 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую