Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В последние годы всё больше внимания уделяется воспитанию и раннему образованию детей. Открываются детские эстетические центры, подготовительные группы при обычных и музыкальных школах, хоровых студиях.
В детских садах, где ребёнок обычно начинае т приобщаться к музыке, это носит больше развлекательный характер. Следовательно, не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, почти никто из них не знаком с музыкальной грамотой. Когда ребёнок попадает в начальную, а потом и в среднюю школ у, всё продолжается примерно на том же уровне. А ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это очень способствует гармоничному развитию ребёнка, его дальнейшим творческим достижениям, придаёт уверенность в себе. И, н аоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы "медведь на ухо наступил", ребёнок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих. А появившееся в детстве недопонимание, какие-то неудачи могут в дальнейшем вообще вылиться в неприязнь к музыке.
Большинство родителей не знает, что способность правильно интонировать мелодию есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый ребёнок требует к себе различного подхода: кто-то "схватывает " всё налету, кому-то необходимо не очень много усилий для достижения хорошего результата, а кто-то должен кропотливо и добросовестно трудиться длительное время и только тогда смож ет раскрыть свои способности. Но активные занятия для развития музыкального слуха и его координации с голосом необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте.
Существует довольно много известных методик, распространенных в России и за рубежом. Так, широкую и звестность получили многочисленные методические пособия, автором которых является известный венгерский композитор и педагог Золтан Кодай. Система построена на принципах модальной мелодики. Именно осмысление звучания мелодических ступеней и положено в основ у воспитания слуха. Музыкальный материал на начальном этапе опирается на особенности венгерской народной музыки (в основе пентатоника). Только после этого изучается мажоро-минорная система. Для лучшего освоения ладовых тяготений применяются ручные знаки и слоговые названия для каждой из семи ступеней.
Что касается релятивных наименования ступеней, также известны несколько разных методик. Это, из наиболее известных: английская система Дж. Кёрвена («Tonic sol-fa method»), немецкие системы А. Хундеггер («Tonik a Do-Lehre») и Р.Мюниха (была принята в качестве официальной в бывшей ГДР), эстонская система Х. Кальюсте, принятая в России.
Многие педагоги активно используют на занятиях метод «столбица», разработанный еще в 20-е годы прошлого столетия болгарским педаго гом Б. Тричковым. Согласно ему, для лучшего усвоения мажорного и минорного ладов применяется наглядное изображение.
Большую популярность приобрела немецкая школа К. Орфа, создавшего систему всеобщего детского музыкального воспитания. Его система ритмико-м узыкального воспитания построена на идее взаимного проникновения и дополнения музыки и движения. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах. Автор разработал у пражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать».
Кроме э того, многим педагогам, занимающимся с детьми, знакома уникальная методика «Хоровое сольфеджио» известного музыканта, педагога, народного артиста России Г.А.Струве. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному.
Объект исследования – вокально-хоровое воспитание детей.
Предмет исследоавания - музыкально-педагогические системы в вокально-хоровом воспитании детей в зарубежных ст ранах
Цель исследования – провести анализ основных особенносткй вокально-хорового воспитания детей в зарубежных странах.
Задачи исследования:
Проанализировать методико-педагогические особенности вокально-хорового воспитания.
Изучить ведущие направления му зыкального воспитания за рубежом
Провести анализ современных зарубежных систем вокально-хорового воспитания
Введение
Глава 1. Методико-педагогические особенности вокально-хорового воспитания
1.1.Теория и методика воспитания как наука
1.2.Характеристика хорового пения и особенности детского голоса
1.3.Воспитание вокально-хоровых навыков
Глава 2. Ведущие направления музыкального воспитания за рубежом
2.1.Этапы развития зарубежного музыкального воспитания
2.2.Система музыкального воспитания Э. Жака-Далькроза
2.3. Характеристика системы музыкального воспитания З. Кодая
2.4. Методы развития творческих способностей К. Орфа
Глава 3. Современные зарубежные системы вокально-хорового воспитания
3.1.Особенности современного музыкального воспитания в зарубежных странах
3.2.Современные методики музыкального развития детей дошкольного возраста
3.3.Современные методики музыкального воспитания для школьников
Заключение
Список литературы
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
Проанализированы методико-педагогические особенности вокально-хорового воспитания.
Изу чены ведущие направления музыкального воспитания за рубежом
Проведен анализ современных зарубежных систем вокально-хорового воспитания
Перед педагогической наукой стоит задача в разработке теоретических и практических вопросов в области музыкального образо вания, обобщения отечественного и зарубежного опыта, что обусловлено целью привнесения элементов творческого самовыражения в процессе вокальной подготовки детей школьного возраста на начальном этапе музыкального образования. Стремление к активизации процес сов творчества основывается на познании существующих концептуальных подходов по привлечению школьников к музыкальному искусству через деятельность в его области, содействие становлению ученика как субъекта творчества и образования положительной "Я-концепци и", обеспечение возможностей наиболее полного проявления личного творческого потенциала с помощью музыкального обучения и воспитания в специализированном учреждении - детской музыкальной школе.
Кроме того, в практике организации учебного процесса необходим о учитывать и психофизические особенности детей школьного возраста, поскольку их участие в различных видах музыкально-вокальной деятельности сопровождается значительными эмоциональными переживаниями, повышенным восприятием, подвижностью, готовностью быстро й реакции на переключение с одного вида деятельности на другой вместе с высоким уровнем возбуждения и др., что требует значительных душевных и физических усилий.
Вместе с тем, постижение школьниками различной по видам музыкальной деятельности с акцентом на вокальное исполнение имеет особое значение для их личностного самовыражения, является ярким проявлением их творческой активности.
Учебно-воспитательная работа в специализированных учреждениях музыкального образования направлена в основном на развитие музы кальных способностей, овладение необходимыми теоретическими знаниями, наработку музыкально-слуховых, вокально-интонационных умений и навыков. Однако становление психического, физиологического, духовного развития детей с позиции их вокальной подготовки не в сегда научно обосновано и целесообразно с ориентацией на успех.
В то же время слабо исследуются реальные условия обучения в музыкальной школе и их влияние на вокальное развитие школьников. Также недостаточно выяснено, как влияют дидактические условия орган изации индивидуальной и групповой учебной деятельности детей (учебные цели, методы организации, средства стимулирования, педагогическое руководство вокальной подготовкой детей, осуществление контрольно-оценочной деятельности и т.д.) на процессы формировани я вокальных умений у школьников. Отчасти это связано с тем, что такая подготовка введена относительно недавно в связи с популяризацией детского эстрадного вокала; благодаря организации крупномасштабных фестивалей-конкурсов, ряда шоу-программ, а также эффек тивной деятельности любительских детских коллективов вокально-хорового направления.
В научных исследованиях российских педагогов по развитию детского вокала сосредоточено внимание на физиологической специфике детского голоса, особенности применения произво дительных вокально-технических умений в процессе распевки на изучении нотной грамоты, на овладении детского вокально-хорового репертуара. Наряду с этим, проблема формирования вокальных умений у школьников на начальном этапе музыкального образования остаетс я недостаточно теоретически и практически решенной.
Ведущие педагоги и практики зарубежных стран разработали оригинальные системы, которые получили распространение и являются актуальными и сегодня. Итак, в исследованиях, представляющих различные научные на правления в области музыкального образования у детей, определяется ведущая роль национального фактора. Так, наибольшую популярность в музыкальной педагогике получили системы музыкального воспитания С. Кодая, К. Орфа, Б. Тричкова. Именно они оказали значите льное влияние на развитие теории и практики методики музыкального воспитания подрастающего юные в школьном образовании.
Анализ научных изданий показал, что одним из самых путей обогащения знаниями, инновационными достижениями является обмен опытом между пе дагогами и практиками, теоретиками, организаторами музыкально-воспитательной работы не только на уровне сотрудничества с отечественными педагогическими школами, но и в международном масштабе. Опыт зарубежных музыкантов-педагогов, вокалистов, психологов поз воляет в ином ракурсе воспринимать и решать вопросы музыкально-эстетического, вокального, психофизиологического развития детей. Знакомясь с системой организации вокального воспитания в начальной школе других стран, мы находим информационное обоснование для осуществления определенных мероприятий по совершенствованию организации учебно-воспитательной работы в специализированных детских музыкальных школах России.
1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для вузов / Э. Б. Абдуллин. - М.: Академия, 2004. - 336 с
2.Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Книга для учителя / Ю.П. Азаров. -М., 1985
3.Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров.. - М. , 1994.
4.Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
5.Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ. пед. институтов / О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
6.Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для муз. фак. пед. вузов/ Л. А. Безбородова. - М.: Флинта, 2000. - 216 с.
7.Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для пед. вузов/ Е. Л. Гуревич. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
8.Дмитриева, Л. Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе: сб. статей - Вып. 15. / Cост. О. А. Апраксина. – М.: Музыка, 1982. – 160 с.
9.Добровольская, Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре / Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1987.
10.Дорн В. Метод Жак-Далькроза. Институт ритмической гимнастики Жак-Далькроза. - Гелерау, близ Дрездена. - М., 1912
11.Дятлова, О. В. Сборник методических разработок уроков музыки в школе / О. В. Дятлова. – Краснодар: Эоловы струны, 2004 – 44 с.
12.Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для вузов / В. Л. Живов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с
13.Золтан Кодай. Учебное пособие по сольфеджио / Сост. В. М. Блок. – М.: Композитор, 1993. – 48 с.
14.Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: учеб. – метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Р. Ильина. – М.: Альма Матер, 2008. – 415 с.
15.Иова Е.П. Эстетическое воспитание детей средствами музыки. М., Просвещение, 1994, 78с.
16.История педагогики. - М.: "Просвещение", 1989. - 445 с
17.Как преподавать сольфеджио в XXI веке / Сост. О. Берак, М. Карасева. – М.: Классика-XXI, 2006. - 224 с., ил.
18.Каплунова, И. М. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей): пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – СПб.: Композитор, 2005. – 75 с. - (Ладушки).
19.Коган В. Метод музыкальных «зеркал» // Искусство в школе / В. Коэн. - 1999.- №5 - С. 10 - 14.
20.Коломоец Н. Хороведение: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2001. - 168 с.
21.Кутузова И. А. Музыкальный калейдоскоп: Методическое пособие для педагогов общеобразоват. Учреждений / И. А. Кутузова. - М.: ИИП, 2002. - 165 с.
22.Леонтьева, О. Т. Карл Орф / О. Т. Леонтьева. – М.: Музыка, 1984. – 334 с., портр., ил., нот.
23.Мартынов, И. И. Золтан Кодай: Монография / И. И. Мартынов. – М.: Сов. композитор, 1983. – 250 с.
24.Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика / Л.П. Маслова. – Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 1997.– 216 с.
25.Михайлова Ю.Д. Традиционная система социализации детей в Японии / Ю. Д. Михайлова // 1991. - № 2. - С. 48-52.
26.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания : учеб. пособ. / А.В. Мудрик. - М. : Пед. общ. России, 2001. - 320 с.
27.Николаи Г. Ю. Функционирование художественно-педагогической концепции Эмиля Жак-Далькроза в польской системе образования / Г. Ю. Николаи / / Педагогические науки: сб. наук. работ. - М.: СумГПУ, 2006. - С. 114 - 124.
28.Орф, К. Музыка для детей: рус. версия: т. I / К. Орф; [вступит. ст. и коммент. авт.]; сост.: В. Жилин, О. Леонтьева; [пер. с нем., сост.; пер. стихов Г. Хохряковой]. – Челябинск: MPI; Mainz: Schott, 2008. – 80 с. – (Орф-Шульверк = Orff-Schulwerk).
29.Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
30.Осеннева, М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
31.Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
32.Основы теоретического музыкознания: Учебное пособие для вузов / А. И. Волков [и др.]; под ред. М. И. Ройтерштейна. - М.: Академия, 2003. - 272 с
33.Печерская Е. П. Уроки музыки в начальных классах: Учеб. пособие. - М: 2001. - 272 с.
34.Пигрова К. Управление хором. - М.: 1962
35.Ростовский Я. Методика преподавания музыки в начальной школе: Учебно-метод. пособие. - 2-е изд., Доп. - М.: Учебная книга - Богдан, 2011. - 216 с
36.Румер, М. А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Cост. О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 206 с. - (Б-ка учителя музыки).
37.Самарин В. Хороведение и хоровая аранжировка / В. Самарин. - М.: Академия, 2002. - 352 с.,
38.Сергеева, Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Г. П. Сергеева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 128 с.
39.Соколов В. Работа с хором / В. Соколов. - М.: Музыка, 1983. - 190 с.,
40.Струве Г. Школьный хор: Книга для учителя / Г. Струве. - М.: Просвещение, 1981. - 190 с.
41.Струве, Г. А. Хоровое сольфеджио: метод. пособие для детских хоровых студий и коллективов / Г. А. Струве. - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Сов. композитор, 1988. – 72 с.
42.Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором / Г. Стулова. - Изд-во Владос-Пресс, 2002. - 176 с.
43.Стулова, Г. П. Хоровой класс: учеб. пособие / Г. П. Стулова. - М.: Просвещение, 1988. – 126 с.
44.Халабузарь, П. В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лань, 2000. – 224 с.
45.Хлебникова Л. Методика хорового пения в начальной школе / Л. Хлебникова. - М.: Учебная книга, 2006. - 216 с.
46.Холопова В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм: Учеб. пособие / В.Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2002. - 368с
47.Художественное образование и эстетическое воспитание молодежи: Сборник трудов магистрантов. - Матер. I регион. науч. - практ. конф. (30 марта 2006 г.). - М.: ООО «Полиграфресурс,» 2006. - 106 с.
48.Цзян Сюхуи Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая // Педагогическое образование в России №1, Екатеринбург: 2011 (январь), с. 70 - 77.
49.Цзян Сюхун Китайская традиционная культура и дошкольное воспитание // Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство» 18-20 апреля 2007 г., СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007
50.Цзян Сюхун Сравнительный анализ музыкального воспитания в дошкольных учреждениях России и Китая // Традиции и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 26-28 мая 2010 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. с. 141 - 146
51.Цзян Сюхун Характеристики современного музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. с. 490 – 495
52.Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская. – М.: Академия, 2001. - 232 с.
53.Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сост. Л. А. Баренбойм. – М.: Сов. композитор, 1978. – 367 с. – (Музыкальное воспитание в XX веке).
54.Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. / А. Ф. Яфальян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с.
55.Aspekte gegenwartiger Musikpadagogik / hrsg. von Wulf Dieter Lugert, Volker Schutz. – Stuttgart : Metzler, 1991. – 238 s.
56.Ba?ler H. Zeiterfahrung. Perspektiven einer lebensweltorientierten Musikpadagogik / Hans Ba?ler. - Mainz: Sott, 1996. - 312 s.
57.Jank W. MusikDidaktik / Werner Jank. - Berlin: Cornelsen, 2005. - 256 s.
58.Jaques-Dalcroze E. Pisma wybrane / Emil Jaques-Dalcroze. - Warszawa: WsiP; 1992. - 152 s.
59.Lehrplan fur das bayerische Gymnasium, Fachlehrplan fur Musik / / Amtsblatt des Bayerischen Staatsministeriums fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst / hrsg. vom Bayerischen Staatsministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft u. Kunst. - Munzen, 1992. - Teil 1. - S. 501 - 572.,
60.Lehrplan Grundschule: Musik, Klassen 1 - 4 / hrsg. vom Sachsisches Staatsministerium fur Kultus. - Dresden: Sachs. Druck-u. Verlagshaus, 1992. - 28 s.,
61.Lehrplan Gymnasium: Musik; Klassen 5 - 12 / hrsg. vom Sachsisches Staatsministerium fur Kultus. - Dresden: Sachs. Druck-u. Verlagshaus, 1992. - 44 s.,
62.Lehrplan Musik fur die Schularten der Sekundarstufe I: Hauptschule, Realschule, Gymnasium, Gesamtschule / hrsg. vom Die Ministerium fur Frauen, Bildung, Weiterbildung und Sport des Landes Schleswig-Holstein. - Kiel, 1995. - 42 s.
63.Musik bewegt. Positionspapiere zur Musikalischen Bildung / hrsg. von Deutscher Musikrat. - Berlin: Renk, 2005. - 44 s.
64.Musikunterricht in den Stundentafeln der deutsen Bundeslander, Stand Marz 1994 / / Neue Musikerziehung. - 1994. - № 2. - S. 23 - 24
65.Wiater W. Vom Spuler her unterichten. Eine neue Didaktik fur eine veranderte Schule / Werner Wiater. - Donauworth: Auer, 1999. - 127 s.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В последние годы всё больше внимания уделяется воспитанию и раннему образованию детей. Открываются детские эстетические центры, подготовительные группы при обычных и музыкальных школах, хоровых студиях.
В детских садах, где ребёнок обычно начинае т приобщаться к музыке, это носит больше развлекательный характер. Следовательно, не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, почти никто из них не знаком с музыкальной грамотой. Когда ребёнок попадает в начальную, а потом и в среднюю школ у, всё продолжается примерно на том же уровне. А ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это очень способствует гармоничному развитию ребёнка, его дальнейшим творческим достижениям, придаёт уверенность в себе. И, н аоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы "медведь на ухо наступил", ребёнок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих. А появившееся в детстве недопонимание, какие-то неудачи могут в дальнейшем вообще вылиться в неприязнь к музыке.
Большинство родителей не знает, что способность правильно интонировать мелодию есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый ребёнок требует к себе различного подхода: кто-то "схватывает " всё налету, кому-то необходимо не очень много усилий для достижения хорошего результата, а кто-то должен кропотливо и добросовестно трудиться длительное время и только тогда смож ет раскрыть свои способности. Но активные занятия для развития музыкального слуха и его координации с голосом необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте.
Существует довольно много известных методик, распространенных в России и за рубежом. Так, широкую и звестность получили многочисленные методические пособия, автором которых является известный венгерский композитор и педагог Золтан Кодай. Система построена на принципах модальной мелодики. Именно осмысление звучания мелодических ступеней и положено в основ у воспитания слуха. Музыкальный материал на начальном этапе опирается на особенности венгерской народной музыки (в основе пентатоника). Только после этого изучается мажоро-минорная система. Для лучшего освоения ладовых тяготений применяются ручные знаки и слоговые названия для каждой из семи ступеней.
Что касается релятивных наименования ступеней, также известны несколько разных методик. Это, из наиболее известных: английская система Дж. Кёрвена («Tonic sol-fa method»), немецкие системы А. Хундеггер («Tonik a Do-Lehre») и Р.Мюниха (была принята в качестве официальной в бывшей ГДР), эстонская система Х. Кальюсте, принятая в России.
Многие педагоги активно используют на занятиях метод «столбица», разработанный еще в 20-е годы прошлого столетия болгарским педаго гом Б. Тричковым. Согласно ему, для лучшего усвоения мажорного и минорного ладов применяется наглядное изображение.
Большую популярность приобрела немецкая школа К. Орфа, создавшего систему всеобщего детского музыкального воспитания. Его система ритмико-м узыкального воспитания построена на идее взаимного проникновения и дополнения музыки и движения. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах. Автор разработал у пражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать».
Кроме э того, многим педагогам, занимающимся с детьми, знакома уникальная методика «Хоровое сольфеджио» известного музыканта, педагога, народного артиста России Г.А.Струве. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному.
Объект исследования – вокально-хоровое воспитание детей.
Предмет исследоавания - музыкально-педагогические системы в вокально-хоровом воспитании детей в зарубежных ст ранах
Цель исследования – провести анализ основных особенносткй вокально-хорового воспитания детей в зарубежных странах.
Задачи исследования:
Проанализировать методико-педагогические особенности вокально-хорового воспитания.
Изучить ведущие направления му зыкального воспитания за рубежом
Провести анализ современных зарубежных систем вокально-хорового воспитания
Введение
Глава 1. Методико-педагогические особенности вокально-хорового воспитания
1.1.Теория и методика воспитания как наука
1.2.Характеристика хорового пения и особенности детского голоса
1.3.Воспитание вокально-хоровых навыков
Глава 2. Ведущие направления музыкального воспитания за рубежом
2.1.Этапы развития зарубежного музыкального воспитания
2.2.Система музыкального воспитания Э. Жака-Далькроза
2.3. Характеристика системы музыкального воспитания З. Кодая
2.4. Методы развития творческих способностей К. Орфа
Глава 3. Современные зарубежные системы вокально-хорового воспитания
3.1.Особенности современного музыкального воспитания в зарубежных странах
3.2.Современные методики музыкального развития детей дошкольного возраста
3.3.Современные методики музыкального воспитания для школьников
Заключение
Список литературы
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
Проанализированы методико-педагогические особенности вокально-хорового воспитания.
Изу чены ведущие направления музыкального воспитания за рубежом
Проведен анализ современных зарубежных систем вокально-хорового воспитания
Перед педагогической наукой стоит задача в разработке теоретических и практических вопросов в области музыкального образо вания, обобщения отечественного и зарубежного опыта, что обусловлено целью привнесения элементов творческого самовыражения в процессе вокальной подготовки детей школьного возраста на начальном этапе музыкального образования. Стремление к активизации процес сов творчества основывается на познании существующих концептуальных подходов по привлечению школьников к музыкальному искусству через деятельность в его области, содействие становлению ученика как субъекта творчества и образования положительной "Я-концепци и", обеспечение возможностей наиболее полного проявления личного творческого потенциала с помощью музыкального обучения и воспитания в специализированном учреждении - детской музыкальной школе.
Кроме того, в практике организации учебного процесса необходим о учитывать и психофизические особенности детей школьного возраста, поскольку их участие в различных видах музыкально-вокальной деятельности сопровождается значительными эмоциональными переживаниями, повышенным восприятием, подвижностью, готовностью быстро й реакции на переключение с одного вида деятельности на другой вместе с высоким уровнем возбуждения и др., что требует значительных душевных и физических усилий.
Вместе с тем, постижение школьниками различной по видам музыкальной деятельности с акцентом на вокальное исполнение имеет особое значение для их личностного самовыражения, является ярким проявлением их творческой активности.
Учебно-воспитательная работа в специализированных учреждениях музыкального образования направлена в основном на развитие музы кальных способностей, овладение необходимыми теоретическими знаниями, наработку музыкально-слуховых, вокально-интонационных умений и навыков. Однако становление психического, физиологического, духовного развития детей с позиции их вокальной подготовки не в сегда научно обосновано и целесообразно с ориентацией на успех.
В то же время слабо исследуются реальные условия обучения в музыкальной школе и их влияние на вокальное развитие школьников. Также недостаточно выяснено, как влияют дидактические условия орган изации индивидуальной и групповой учебной деятельности детей (учебные цели, методы организации, средства стимулирования, педагогическое руководство вокальной подготовкой детей, осуществление контрольно-оценочной деятельности и т.д.) на процессы формировани я вокальных умений у школьников. Отчасти это связано с тем, что такая подготовка введена относительно недавно в связи с популяризацией детского эстрадного вокала; благодаря организации крупномасштабных фестивалей-конкурсов, ряда шоу-программ, а также эффек тивной деятельности любительских детских коллективов вокально-хорового направления.
В научных исследованиях российских педагогов по развитию детского вокала сосредоточено внимание на физиологической специфике детского голоса, особенности применения произво дительных вокально-технических умений в процессе распевки на изучении нотной грамоты, на овладении детского вокально-хорового репертуара. Наряду с этим, проблема формирования вокальных умений у школьников на начальном этапе музыкального образования остаетс я недостаточно теоретически и практически решенной.
Ведущие педагоги и практики зарубежных стран разработали оригинальные системы, которые получили распространение и являются актуальными и сегодня. Итак, в исследованиях, представляющих различные научные на правления в области музыкального образования у детей, определяется ведущая роль национального фактора. Так, наибольшую популярность в музыкальной педагогике получили системы музыкального воспитания С. Кодая, К. Орфа, Б. Тричкова. Именно они оказали значите льное влияние на развитие теории и практики методики музыкального воспитания подрастающего юные в школьном образовании.
Анализ научных изданий показал, что одним из самых путей обогащения знаниями, инновационными достижениями является обмен опытом между пе дагогами и практиками, теоретиками, организаторами музыкально-воспитательной работы не только на уровне сотрудничества с отечественными педагогическими школами, но и в международном масштабе. Опыт зарубежных музыкантов-педагогов, вокалистов, психологов поз воляет в ином ракурсе воспринимать и решать вопросы музыкально-эстетического, вокального, психофизиологического развития детей. Знакомясь с системой организации вокального воспитания в начальной школе других стран, мы находим информационное обоснование для осуществления определенных мероприятий по совершенствованию организации учебно-воспитательной работы в специализированных детских музыкальных школах России.
1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для вузов / Э. Б. Абдуллин. - М.: Академия, 2004. - 336 с
2.Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Книга для учителя / Ю.П. Азаров. -М., 1985
3.Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров.. - М. , 1994.
4.Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
5.Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ. пед. институтов / О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
6.Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для муз. фак. пед. вузов/ Л. А. Безбородова. - М.: Флинта, 2000. - 216 с.
7.Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для пед. вузов/ Е. Л. Гуревич. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
8.Дмитриева, Л. Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе: сб. статей - Вып. 15. / Cост. О. А. Апраксина. – М.: Музыка, 1982. – 160 с.
9.Добровольская, Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре / Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1987.
10.Дорн В. Метод Жак-Далькроза. Институт ритмической гимнастики Жак-Далькроза. - Гелерау, близ Дрездена. - М., 1912
11.Дятлова, О. В. Сборник методических разработок уроков музыки в школе / О. В. Дятлова. – Краснодар: Эоловы струны, 2004 – 44 с.
12.Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для вузов / В. Л. Живов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с
13.Золтан Кодай. Учебное пособие по сольфеджио / Сост. В. М. Блок. – М.: Композитор, 1993. – 48 с.
14.Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: учеб. – метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Р. Ильина. – М.: Альма Матер, 2008. – 415 с.
15.Иова Е.П. Эстетическое воспитание детей средствами музыки. М., Просвещение, 1994, 78с.
16.История педагогики. - М.: "Просвещение", 1989. - 445 с
17.Как преподавать сольфеджио в XXI веке / Сост. О. Берак, М. Карасева. – М.: Классика-XXI, 2006. - 224 с., ил.
18.Каплунова, И. М. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей): пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – СПб.: Композитор, 2005. – 75 с. - (Ладушки).
19.Коган В. Метод музыкальных «зеркал» // Искусство в школе / В. Коэн. - 1999.- №5 - С. 10 - 14.
20.Коломоец Н. Хороведение: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2001. - 168 с.
21.Кутузова И. А. Музыкальный калейдоскоп: Методическое пособие для педагогов общеобразоват. Учреждений / И. А. Кутузова. - М.: ИИП, 2002. - 165 с.
22.Леонтьева, О. Т. Карл Орф / О. Т. Леонтьева. – М.: Музыка, 1984. – 334 с., портр., ил., нот.
23.Мартынов, И. И. Золтан Кодай: Монография / И. И. Мартынов. – М.: Сов. композитор, 1983. – 250 с.
24.Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика / Л.П. Маслова. – Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 1997.– 216 с.
25.Михайлова Ю.Д. Традиционная система социализации детей в Японии / Ю. Д. Михайлова // 1991. - № 2. - С. 48-52.
26.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания : учеб. пособ. / А.В. Мудрик. - М. : Пед. общ. России, 2001. - 320 с.
27.Николаи Г. Ю. Функционирование художественно-педагогической концепции Эмиля Жак-Далькроза в польской системе образования / Г. Ю. Николаи / / Педагогические науки: сб. наук. работ. - М.: СумГПУ, 2006. - С. 114 - 124.
28.Орф, К. Музыка для детей: рус. версия: т. I / К. Орф; [вступит. ст. и коммент. авт.]; сост.: В. Жилин, О. Леонтьева; [пер. с нем., сост.; пер. стихов Г. Хохряковой]. – Челябинск: MPI; Mainz: Schott, 2008. – 80 с. – (Орф-Шульверк = Orff-Schulwerk).
29.Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
30.Осеннева, М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
31.Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
32.Основы теоретического музыкознания: Учебное пособие для вузов / А. И. Волков [и др.]; под ред. М. И. Ройтерштейна. - М.: Академия, 2003. - 272 с
33.Печерская Е. П. Уроки музыки в начальных классах: Учеб. пособие. - М: 2001. - 272 с.
34.Пигрова К. Управление хором. - М.: 1962
35.Ростовский Я. Методика преподавания музыки в начальной школе: Учебно-метод. пособие. - 2-е изд., Доп. - М.: Учебная книга - Богдан, 2011. - 216 с
36.Румер, М. А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Cост. О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 206 с. - (Б-ка учителя музыки).
37.Самарин В. Хороведение и хоровая аранжировка / В. Самарин. - М.: Академия, 2002. - 352 с.,
38.Сергеева, Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Г. П. Сергеева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 128 с.
39.Соколов В. Работа с хором / В. Соколов. - М.: Музыка, 1983. - 190 с.,
40.Струве Г. Школьный хор: Книга для учителя / Г. Струве. - М.: Просвещение, 1981. - 190 с.
41.Струве, Г. А. Хоровое сольфеджио: метод. пособие для детских хоровых студий и коллективов / Г. А. Струве. - 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Сов. композитор, 1988. – 72 с.
42.Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором / Г. Стулова. - Изд-во Владос-Пресс, 2002. - 176 с.
43.Стулова, Г. П. Хоровой класс: учеб. пособие / Г. П. Стулова. - М.: Просвещение, 1988. – 126 с.
44.Халабузарь, П. В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лань, 2000. – 224 с.
45.Хлебникова Л. Методика хорового пения в начальной школе / Л. Хлебникова. - М.: Учебная книга, 2006. - 216 с.
46.Холопова В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм: Учеб. пособие / В.Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2002. - 368с
47.Художественное образование и эстетическое воспитание молодежи: Сборник трудов магистрантов. - Матер. I регион. науч. - практ. конф. (30 марта 2006 г.). - М.: ООО «Полиграфресурс,» 2006. - 106 с.
48.Цзян Сюхуи Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая // Педагогическое образование в России №1, Екатеринбург: 2011 (январь), с. 70 - 77.
49.Цзян Сюхун Китайская традиционная культура и дошкольное воспитание // Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство» 18-20 апреля 2007 г., СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007
50.Цзян Сюхун Сравнительный анализ музыкального воспитания в дошкольных учреждениях России и Китая // Традиции и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 26-28 мая 2010 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. с. 141 - 146
51.Цзян Сюхун Характеристики современного музыкального воспитания в дошкольных учреждениях Китая // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. с. 490 – 495
52.Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская. – М.: Академия, 2001. - 232 с.
53.Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сост. Л. А. Баренбойм. – М.: Сов. композитор, 1978. – 367 с. – (Музыкальное воспитание в XX веке).
54.Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. / А. Ф. Яфальян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с.
55.Aspekte gegenwartiger Musikpadagogik / hrsg. von Wulf Dieter Lugert, Volker Schutz. – Stuttgart : Metzler, 1991. – 238 s.
56.Ba?ler H. Zeiterfahrung. Perspektiven einer lebensweltorientierten Musikpadagogik / Hans Ba?ler. - Mainz: Sott, 1996. - 312 s.
57.Jank W. MusikDidaktik / Werner Jank. - Berlin: Cornelsen, 2005. - 256 s.
58.Jaques-Dalcroze E. Pisma wybrane / Emil Jaques-Dalcroze. - Warszawa: WsiP; 1992. - 152 s.
59.Lehrplan fur das bayerische Gymnasium, Fachlehrplan fur Musik / / Amtsblatt des Bayerischen Staatsministeriums fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft und Kunst / hrsg. vom Bayerischen Staatsministerium fur Unterricht, Kultus, Wissenschaft u. Kunst. - Munzen, 1992. - Teil 1. - S. 501 - 572.,
60.Lehrplan Grundschule: Musik, Klassen 1 - 4 / hrsg. vom Sachsisches Staatsministerium fur Kultus. - Dresden: Sachs. Druck-u. Verlagshaus, 1992. - 28 s.,
61.Lehrplan Gymnasium: Musik; Klassen 5 - 12 / hrsg. vom Sachsisches Staatsministerium fur Kultus. - Dresden: Sachs. Druck-u. Verlagshaus, 1992. - 44 s.,
62.Lehrplan Musik fur die Schularten der Sekundarstufe I: Hauptschule, Realschule, Gymnasium, Gesamtschule / hrsg. vom Die Ministerium fur Frauen, Bildung, Weiterbildung und Sport des Landes Schleswig-Holstein. - Kiel, 1995. - 42 s.
63.Musik bewegt. Positionspapiere zur Musikalischen Bildung / hrsg. von Deutscher Musikrat. - Berlin: Renk, 2005. - 44 s.
64.Musikunterricht in den Stundentafeln der deutsen Bundeslander, Stand Marz 1994 / / Neue Musikerziehung. - 1994. - № 2. - S. 23 - 24
65.Wiater W. Vom Spuler her unterichten. Eine neue Didaktik fur eine veranderte Schule / Werner Wiater. - Donauworth: Auer, 1999. - 127 s.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую