Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. «Песни без слов» занимают значимое место в творчестве Ф. Мендельсона. Это единственный жанр, который проходит сквозной нитью через все творчество композитора. Уже в первых произведениях данного жанра Мендельсон демонстрирует сложившийся уникальный и неповторимый стиль, который претерпевает дальнейшую эволюцию. Именно «Песни без слов» являются отражением характерных черт искусства музыканта, его пианистического исполнительского стиля. Не случайно, д анный опус находит свое место в педагогическом репертуаре пианистов на всех ступенях обучения, помогая решать разнообразные учебные задачи. Основная специфика «Песен без слов» заложена в их названии – Мендельсон создает абсолютно новый жанр в области инструментальной музыки. С одной стороны, тенденция к песенности была характерна для современников композитора – Р.Шумана, Ф. Шопена и особенно Ф. Шуберта. Однако в творчестве этих мастеров звучит опора на народную песенность. Мендельсон же создает подлинно новационный жанр: он стремится заставить фортепиано петь, наделяя инструментальную мелодию качеством вокального интонирования. В связи с этим, наиболее актуальным аспектом изучения в классе фортепиано «Песен без слов» становится интонационная выразительность как исполнительская категория. Цель исследования. Оптимизация формирования принципов выразительного исполнения в классе фортепиано на базе «Песен без слов» Мендельсона как педагогическая технология. Объект исследования. Интонационная выразительность как базовое качество исполнителя. Предмет исследования. Пр оцесс развития интонационной выразительности в классе фортепьяно на материале «Песен без слов» Ф. Мендельсона. Задачи исследования. Рассмотреть концепцию интонационной выразительности как базового качества исполнителя. Охарактеризовать «Песни без слов» Мендельсона как художественное явление в мировой фортепианной литературе. Конкретизировать педагогический потенциал цикла. Р азработать педагогическую технологию развития интонационной выразительности в классе фортепьяно на материале «Песен без слов» Ф. Мендельсона. Гипотеза исследования. Интонационная выразительность пианиста может быть развита, благодаря использованию в процессе обучения «Песен без слов» Мендельсона, для чего необходимо соблюдение следующих условий: Мотивирование ученика на поиск выразительных исполнительских средств на основе художественного образа как основную задачу исполнителя. Сообщение ученику в доступной форме необходимых теоретических основ учения о природе музыкальной интонации. Междисциплинарный подход к обучению, предполагающий включение в процесс обучения элементов раздела «Интонационная выразительность и логика речи» из дисциплин «Риторика» и «Сценическая речь». Индивидуально-личностный подход к выбору произведений из цикла «Песни без слов», с учетом сформировавшихся личностных особенностей, профессиональных установок и предпочтений ученика. Вербализация художественных образов произведения, выработка тщательного обоснованного плана исполнения. Методы исследования. Теоретические – анализ учебной и научной литературы, обобщение, моделирование. Эмпирические – наблюдение, беседа, опрос, опытно-эксперементальная работа. Теоретико-методологическая база исследования. В основу исследования легли труды по истории музыки, посвященные Мендельсону (В.Д. Конен , А.С. Курцмана , Е.И. Мелих ), музыковедческие труды в области интонации (М.Г. Арановского , Б.В. Асафьева , В.А. Васиной-Гроссман , Е.А. Ручьевской ), работы по фортепианному исполнительству (Л.Г. Арчажниковой , Г.Г. Нейгауза , Малинковской ), психологические и педагогические работы (М.Г. Арановского , Л.Л. Бочкарева , Л.С. Выготского , Г.М. Цыпина , Б.М. Теплова ). Структура работы. Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность, описаны предмет и объект исследования, определена цель, задачи и гипотеза работы. Первая глава « Теоретические основы включения фортепианного цикла “ Песни без слов ” Мендельсона в практику современного исполнителя на фортепиан о» - теоретическая, историческая, отчасти методическая. В ней исследуется проблема интонационной выразительности, история создания и педагогический потенциал произведения. Вторая глава « Опытно-экспериментальная работа по формированию художественного образа в процессе работы над музыка льным произведением на примере “ Песен без слов ” Мендельсона » - практическая. В ней сформулирована проблема интонационной выразительности как педагогическая технология. В заключении даны выводы по работе в соответствии с задачами исследования.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы включения фортепианного цикла «Песни без слов» Мендельсона в практику современного исполнителя на фортепиано
1.1 Сущность интонационной выразительности как базового качества исполнителя
1.2 «Песни без слов» Мендельсона как художественное явление в мировой фортепианной литературе и их педагогический потенциал
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением на примере «Песен без слов» Мендельсона
2.1 Педагогическая технология развития интонационной выразительности в классе фортепиано
2.2 Констатирующая часть опытно-экспериментального исследования
2.3 Формирующая часть опытно-экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Терминологический аппарат исследования
Приложение 2. Сочинения Ф. Мендельсона – Бартольди для фортепиано и органа
В нашей работе интонационная выразительность – концепция в отечественном музыкознании, которая экстраполируется на области музыкальной теории, исполнительства, музыкальной коммуникации и т.п. В работе показано, что на современном этапе отсутствует четкая и определенная теория в области практической ориентации концепции интонационной выразительности, о взаимосвязи конкретного музыкального произведения и его интонационной реализации. В области методики преподавания игры на фортепиано данная тенденция приводит к тому, что ориентация на практику в области музыкального интонирования преобладает над методикой и теоретическим осмыслением. В результате целевая ориентация процесса преподавания сводится к тому, чтобы освоить исполнение конкретного произведения и приобрести конкретные исполнительские навыки. Очевидно, что данную методику необходимо совершенствовать в сторону улучшения ее эффективности. В дипломной работе была осуществлена попытка разработки методики формирования интонационной выразительности на базе интонационно-пианистического комплекса. Предварительно была рассмотрена концепция интонационной выразительности как базового качества исполнителя, охарактеризован фортепианный цикл «Песни без слов» Мендельсона как художественное явление в мировой фортепианной литературе, конкретизирован педагогический потенциал цикла. В процессе констатирующего эксперимента был выявлен уровень освоения интонационной выразительности учащимися, конкретизирован ряд проблем, обусловлена актуальность формирования обновленной методики преподавания интонационной выразительности в классе фортепиано. За основу методического подхода была взята терминология «интонационно-пианистического комплекса» А.В. Малинковской, и осуществлена его адаптация применительно к области изучения в дипломной работе. В формирующем эксперименте сделана попытка формулировки методики преподавания интонационной выразительности в классе фортепиано на примере «Песен без слов», описана технология ее применения в работе над песней без слов op . 30 № 3 Ф. Мендельсона-Бартольди. Основными результатами констатирующего и формирующего эксперимента являются: Постановка проблемы необходимости создания новой методики преподавания интонационной выразительности в классе фортепиано. Конкретизация проблем в обучении, существующих в настоящее время, на базе данных, полученных в процессе констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента с последующим формированием комплексного подхода к проблеме интонационной выразительности. Создание проекта по формированию интонационной выразительности в классе фортепиано на примере «Песен без слов». Апробация методики в педагогической практике, разучивание Песни без слов E Dur op . 30 № 3 с последующим успешным концертным исполнением. Интонационная выразительность исполнения ее связь с художественным образом произведения является базовой основой умений пианиста. Формирование интонационной выразительности в ИПК в учебном процессе является основой преподавания в классе фортепиано. Теоретическая и практическая разработка методики формирования интонационной выразительности, осуществленная в дипломной работе, доказала свою эффективность, и может применятся в учебной практике.
Список литературы
1.Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: государственное музыкальное издательство, 1961.
2.Арановский, М.Г. Проблемы музыкального мышления. – М.: Музыка, 1974.
3.Арановский, М.Г. Синтаксическая структура мелодии. – М.: Музыка, 1991.
4.Арчажникова, Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М.: Просвещение, 1984.
5.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971.
6.Барсова, И. Опыт этимологического анализа / Советская музыка. – 1985. - № 9. – С. 59-66.
7.Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика XXI, 2008.
8.Васина Гроссман, В.А. Вокальные формы. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1960.
9.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997.
10.Вяткин Б.А., Силина Е.А. О вкладе В.С. Мерлина в развитие отечественной психологической науки / Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия: Психология. - 1998. - №1. - С. 60-68.
11.Друскин, Я.С. О риторических приемах в музыке И.С, Баха. – Спб.: Северный олень, 1999.
12.Кириченко, П.В. Интонационная лексика и артикуляция пластических и риторических фигур в клавирных сочинениях барокко. Методическая разработка. – Уфа, 2002.
13.Конен, В. Д. История зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1985.
14.Курцман, А.С. Ф. Мендельсон. – М.: Музыка, 1967.
15.Малинковская, А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. – М.: Владос, 2005.
16.Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: исследование. – М.: Музыка, 1993.
17.Мейлих, Е.И. В. Мендельсон-Бартольди. – Л.: Музыка, 1973.
18.Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке. – М.: Владос, 2003.
19.Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.
20.Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. – М: Музыка, 1961.
21.Папуш, М. К анализу понятия мелодии \ Музыкальное искусство и наука. Вып.2. – М., 1973. С. 135-174.
22.Папуш, М. Проблемы учения о мелодии. Автореф. канд. дис. – Киев, 1977.
23. Папуш, М. Элементы учения о мелодии \ Музыкальное искусство и наука. Вып.3. – М., 1978. С. 145-167.
24.Ручьевская, Е.А. Слово и музыка. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1960.
25.Рыбаковский, Л.Л. Миграционный потенциал: критерии оценки и современные масштабы / Социологические исследования. – 2011. - № 4. – С. 24-34.
26.Серов, А.Н. Критические статьи. Т. IV. Спб., 1985.
27.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1947.
28.Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. – М.: Академия, 2003.
29.Шуман, Р. О музыке и музыкантах. – М.: Музыка, 1975.
30.Яворский, Б. Сюиты Баха для клавира. Под ред. Протопопова. Предисловие. – М.-Л.: Государственное музыкальное издательство, 1947.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. «Песни без слов» занимают значимое место в творчестве Ф. Мендельсона. Это единственный жанр, который проходит сквозной нитью через все творчество композитора. Уже в первых произведениях данного жанра Мендельсон демонстрирует сложившийся уникальный и неповторимый стиль, который претерпевает дальнейшую эволюцию. Именно «Песни без слов» являются отражением характерных черт искусства музыканта, его пианистического исполнительского стиля. Не случайно, д анный опус находит свое место в педагогическом репертуаре пианистов на всех ступенях обучения, помогая решать разнообразные учебные задачи. Основная специфика «Песен без слов» заложена в их названии – Мендельсон создает абсолютно новый жанр в области инструментальной музыки. С одной стороны, тенденция к песенности была характерна для современников композитора – Р.Шумана, Ф. Шопена и особенно Ф. Шуберта. Однако в творчестве этих мастеров звучит опора на народную песенность. Мендельсон же создает подлинно новационный жанр: он стремится заставить фортепиано петь, наделяя инструментальную мелодию качеством вокального интонирования. В связи с этим, наиболее актуальным аспектом изучения в классе фортепиано «Песен без слов» становится интонационная выразительность как исполнительская категория. Цель исследования. Оптимизация формирования принципов выразительного исполнения в классе фортепиано на базе «Песен без слов» Мендельсона как педагогическая технология. Объект исследования. Интонационная выразительность как базовое качество исполнителя. Предмет исследования. Пр оцесс развития интонационной выразительности в классе фортепьяно на материале «Песен без слов» Ф. Мендельсона. Задачи исследования. Рассмотреть концепцию интонационной выразительности как базового качества исполнителя. Охарактеризовать «Песни без слов» Мендельсона как художественное явление в мировой фортепианной литературе. Конкретизировать педагогический потенциал цикла. Р азработать педагогическую технологию развития интонационной выразительности в классе фортепьяно на материале «Песен без слов» Ф. Мендельсона. Гипотеза исследования. Интонационная выразительность пианиста может быть развита, благодаря использованию в процессе обучения «Песен без слов» Мендельсона, для чего необходимо соблюдение следующих условий: Мотивирование ученика на поиск выразительных исполнительских средств на основе художественного образа как основную задачу исполнителя. Сообщение ученику в доступной форме необходимых теоретических основ учения о природе музыкальной интонации. Междисциплинарный подход к обучению, предполагающий включение в процесс обучения элементов раздела «Интонационная выразительность и логика речи» из дисциплин «Риторика» и «Сценическая речь». Индивидуально-личностный подход к выбору произведений из цикла «Песни без слов», с учетом сформировавшихся личностных особенностей, профессиональных установок и предпочтений ученика. Вербализация художественных образов произведения, выработка тщательного обоснованного плана исполнения. Методы исследования. Теоретические – анализ учебной и научной литературы, обобщение, моделирование. Эмпирические – наблюдение, беседа, опрос, опытно-эксперементальная работа. Теоретико-методологическая база исследования. В основу исследования легли труды по истории музыки, посвященные Мендельсону (В.Д. Конен , А.С. Курцмана , Е.И. Мелих ), музыковедческие труды в области интонации (М.Г. Арановского , Б.В. Асафьева , В.А. Васиной-Гроссман , Е.А. Ручьевской ), работы по фортепианному исполнительству (Л.Г. Арчажниковой , Г.Г. Нейгауза , Малинковской ), психологические и педагогические работы (М.Г. Арановского , Л.Л. Бочкарева , Л.С. Выготского , Г.М. Цыпина , Б.М. Теплова ). Структура работы. Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность, описаны предмет и объект исследования, определена цель, задачи и гипотеза работы. Первая глава « Теоретические основы включения фортепианного цикла “ Песни без слов ” Мендельсона в практику современного исполнителя на фортепиан о» - теоретическая, историческая, отчасти методическая. В ней исследуется проблема интонационной выразительности, история создания и педагогический потенциал произведения. Вторая глава « Опытно-экспериментальная работа по формированию художественного образа в процессе работы над музыка льным произведением на примере “ Песен без слов ” Мендельсона » - практическая. В ней сформулирована проблема интонационной выразительности как педагогическая технология. В заключении даны выводы по работе в соответствии с задачами исследования.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы включения фортепианного цикла «Песни без слов» Мендельсона в практику современного исполнителя на фортепиано
1.1 Сущность интонационной выразительности как базового качества исполнителя
1.2 «Песни без слов» Мендельсона как художественное явление в мировой фортепианной литературе и их педагогический потенциал
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением на примере «Песен без слов» Мендельсона
2.1 Педагогическая технология развития интонационной выразительности в классе фортепиано
2.2 Констатирующая часть опытно-экспериментального исследования
2.3 Формирующая часть опытно-экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Терминологический аппарат исследования
Приложение 2. Сочинения Ф. Мендельсона – Бартольди для фортепиано и органа
В нашей работе интонационная выразительность – концепция в отечественном музыкознании, которая экстраполируется на области музыкальной теории, исполнительства, музыкальной коммуникации и т.п. В работе показано, что на современном этапе отсутствует четкая и определенная теория в области практической ориентации концепции интонационной выразительности, о взаимосвязи конкретного музыкального произведения и его интонационной реализации. В области методики преподавания игры на фортепиано данная тенденция приводит к тому, что ориентация на практику в области музыкального интонирования преобладает над методикой и теоретическим осмыслением. В результате целевая ориентация процесса преподавания сводится к тому, чтобы освоить исполнение конкретного произведения и приобрести конкретные исполнительские навыки. Очевидно, что данную методику необходимо совершенствовать в сторону улучшения ее эффективности. В дипломной работе была осуществлена попытка разработки методики формирования интонационной выразительности на базе интонационно-пианистического комплекса. Предварительно была рассмотрена концепция интонационной выразительности как базового качества исполнителя, охарактеризован фортепианный цикл «Песни без слов» Мендельсона как художественное явление в мировой фортепианной литературе, конкретизирован педагогический потенциал цикла. В процессе констатирующего эксперимента был выявлен уровень освоения интонационной выразительности учащимися, конкретизирован ряд проблем, обусловлена актуальность формирования обновленной методики преподавания интонационной выразительности в классе фортепиано. За основу методического подхода была взята терминология «интонационно-пианистического комплекса» А.В. Малинковской, и осуществлена его адаптация применительно к области изучения в дипломной работе. В формирующем эксперименте сделана попытка формулировки методики преподавания интонационной выразительности в классе фортепиано на примере «Песен без слов», описана технология ее применения в работе над песней без слов op . 30 № 3 Ф. Мендельсона-Бартольди. Основными результатами констатирующего и формирующего эксперимента являются: Постановка проблемы необходимости создания новой методики преподавания интонационной выразительности в классе фортепиано. Конкретизация проблем в обучении, существующих в настоящее время, на базе данных, полученных в процессе констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента с последующим формированием комплексного подхода к проблеме интонационной выразительности. Создание проекта по формированию интонационной выразительности в классе фортепиано на примере «Песен без слов». Апробация методики в педагогической практике, разучивание Песни без слов E Dur op . 30 № 3 с последующим успешным концертным исполнением. Интонационная выразительность исполнения ее связь с художественным образом произведения является базовой основой умений пианиста. Формирование интонационной выразительности в ИПК в учебном процессе является основой преподавания в классе фортепиано. Теоретическая и практическая разработка методики формирования интонационной выразительности, осуществленная в дипломной работе, доказала свою эффективность, и может применятся в учебной практике.
Список литературы
1.Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: государственное музыкальное издательство, 1961.
2.Арановский, М.Г. Проблемы музыкального мышления. – М.: Музыка, 1974.
3.Арановский, М.Г. Синтаксическая структура мелодии. – М.: Музыка, 1991.
4.Арчажникова, Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М.: Просвещение, 1984.
5.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971.
6.Барсова, И. Опыт этимологического анализа / Советская музыка. – 1985. - № 9. – С. 59-66.
7.Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика XXI, 2008.
8.Васина Гроссман, В.А. Вокальные формы. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1960.
9.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997.
10.Вяткин Б.А., Силина Е.А. О вкладе В.С. Мерлина в развитие отечественной психологической науки / Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия: Психология. - 1998. - №1. - С. 60-68.
11.Друскин, Я.С. О риторических приемах в музыке И.С, Баха. – Спб.: Северный олень, 1999.
12.Кириченко, П.В. Интонационная лексика и артикуляция пластических и риторических фигур в клавирных сочинениях барокко. Методическая разработка. – Уфа, 2002.
13.Конен, В. Д. История зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1985.
14.Курцман, А.С. Ф. Мендельсон. – М.: Музыка, 1967.
15.Малинковская, А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. – М.: Владос, 2005.
16.Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: исследование. – М.: Музыка, 1993.
17.Мейлих, Е.И. В. Мендельсон-Бартольди. – Л.: Музыка, 1973.
18.Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке. – М.: Владос, 2003.
19.Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.
20.Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. – М: Музыка, 1961.
21.Папуш, М. К анализу понятия мелодии \ Музыкальное искусство и наука. Вып.2. – М., 1973. С. 135-174.
22.Папуш, М. Проблемы учения о мелодии. Автореф. канд. дис. – Киев, 1977.
23. Папуш, М. Элементы учения о мелодии \ Музыкальное искусство и наука. Вып.3. – М., 1978. С. 145-167.
24.Ручьевская, Е.А. Слово и музыка. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1960.
25.Рыбаковский, Л.Л. Миграционный потенциал: критерии оценки и современные масштабы / Социологические исследования. – 2011. - № 4. – С. 24-34.
26.Серов, А.Н. Критические статьи. Т. IV. Спб., 1985.
27.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1947.
28.Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. – М.: Академия, 2003.
29.Шуман, Р. О музыке и музыкантах. – М.: Музыка, 1975.
30.Яворский, Б. Сюиты Баха для клавира. Под ред. Протопопова. Предисловие. – М.-Л.: Государственное музыкальное издательство, 1947.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую