Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введен ие «Евгений Онегин» - опера с уникальной историей сценических постановок, одна из наиболее любимых мировой зрительской аудиторией . В связи с этим, опера имеет обширную историю сценических постановок, в которых есть как свои традиции, сложившиеся эталоны, так и многочисленные интерпретаторские решения. Значение оперы для русского искусства велико, она является символом русского оперного театра. В настоящее время опера ставится практически во всех театрах России. В 2009 году опера была поставлена на сцене Санкт - Петербургской консерватории им. Н.А. Римского - Корсакова. Современный оперный театр находится в ситуации обновления, Многовековая традиция исполнения оперы на сцене связана как с определенными типажами, репертуаром и штампами, так и с гибкой реакцией на современную социальную ситуацию. В настоящее время назрела необходимость в пересмотре некоторых традиций согласно требованиям времени, в связи с чем возникает направление так называемого «режиссерского театра». Однако , постановки режиссеров нередко вызывают вопросы, в том числе эстетического характера. Это определило актуальность настоящего исследования, в котором делает попытка комплексного рассмотрения постановочной судьбы оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского. Творчество Чайковского в отечественном музыкознании исследовано в трудах таких авторитетных музыковедов, как А.А. Альшванг [2], Е.М. Орлова [28], В.В, протопопов и Н.В. Туманина [30, 36, 37], В.А. Цуккерман [39] и другие. Вопросам сценической интерпретации опер композитора посвящены диссертационные исследования Л.Н. Бариновой [5], Л.Я, Вайнштейна [9], Д.Ю. Густяковой [16]. Однако, специальных исследований, посвященных интерпретации оперы Чайковского в историко-культурном контексте и современности в настоящее время нет. В связи с тем, что мы обращаемся к вопросам интерпретации в оперном театре на современном этапе его развития, нами также были привлечены такие источники, как диссертации Ю.Барбоя [10], В.Ю. Богатырева [6], Т.Н. Гулой [14], Жуан Юн Ченя [16], Т.В, Лымаревой [22], С.Ю. Лысенко [23], Н.А. Маркарьян [25], Е.И. Ногайбаевой - Брайтмен [27], А.А. Сокольской [ 33], и других. Также были использованы книги и статьи, посвященные интерпретации: это работы Г.И. Гильбурда [12], Е. В. Гирца [13], Е.Г. Гуренко [15], Ю.А. Лотмана [21], Н.А. Яковлевой [40, 41]. Кроме того, были изучены отзывы на различные постановки опер на сценах оперных театров прошлого и современности [1, 10, 18, 29, 31]. Объектом исследования в настоящей работе является сценическая интерпретации оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Предмет исследования: история исполнительских, дирижерских и режиссерских решений оперного спектакля «Евгений Онегин». Цель исследования: проанализировать интерпретацию оперы «Евгений Онегин» в России конца XIX - начала XXI века. Цель определила основные задачи дипломной работы: Рассмотреть феномен интерпретации и его особенности в оперном театре. Изучить особенности интерпретации в первых постановках оперы (1879-1920г.г.). Проанализировать специфику интерпретации оперы «Евгений Онегин» в постановке Большого театра 1922 года, концепцию фильма - оперы, а также таких современных постановок, как постановка Д.Чернякова , А. Жигарса , И. Габитова , А. Степанюка . В дипломной работе использованы методы критического обзора литературы, эмпирического изучения различных источников (в том числе, видео-материалов ), метод систематизации полученных данных, метод аналитического обобщения. Научная новизна работы определяется обращением к не исследованному в отечественной музыкальной науке ракурсу - интерпретации оперы Чайковского «Евгений Онегин» в отечественной музыкально-театральной практике. Теоретическую значимость исследования составляет комплексный обзор литературе по теме, разработка основных положений о специфике интерпретации в оперном театре, анализ современных режиссерских постановок и их эстетическая оценка. Практическая значимость работы - в актуализации проблемы современного режиссерского театра в опере и ее эстетической оценке, что может быть полезным на соответствующих курсах современной музыки и оперной драматургии. Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, с писка литературы, содержащего 41 наименование, и 3 приложений. Общий объем работы составляет 52 страницы.
Введение
Глава 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТРАКТОВКА ТЕРМИНА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»
1.2 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОПРЕРНОМ ТЕАТРЕ
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННЫХ ПОСТАНОВОК ОПЕРЫ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
2.1 ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ ОПЕРЫ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (1879-1920 Г.Г.)
2.2 ПОСТАНОВКА БОЛЬШОГО ТЕАТРА 1922 ГОДА
2.3 ЭКРАННАЯ ВЕРСИЯ ОПЕРЫ
Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПОСТАНОВОК ОПЕРЫ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
3.1 ПОСТАНОВКА ИРКИНА ГАБИТОВА (НОВОСИБИРСК, НГАТОиБ, 1994)
3.2 ПОСТАНОВКА ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА (МОСКВА, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2006)
3.3 ПОСТАНОВКА АЛЕКСЕЯ СТЕПАНЮКА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ТЕАТР КОНСЕРВАТОРИИ, 2009)
3.4 ПОСТАНОВКА АНДРЕЙАСА ЖИГАРСА (ЛАТВИЯ, ЛАТВИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА, 2011)
Заключение
Список литературы
Приложение 1. ПОСТАНОВКИ ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА
Приложение 2. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ АНДРЕЙАСА ЖИГАРСА
Приложение 3. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ИРКИНА ГАБИТОВА
Приложение 4. ИЛЛЮСТРАЦИИ
Восприимчивость оперы к потребностям времени и обратное влияние на культуру эпохи - вот отличительные особенности современного состояния оперного театра. Эволюционируя от определенных оперных штампов, к подлинно драматическому действию на сцене, в начале XXI века опера стала жить по законам режиссерского театра. Эксперименты молодых режиссеров вызывают неприятие, споры, однако пробуждают зрительских интерес. Все ли возможно на оперной сцене, чтобы привлечь к высокому жанру зрителя? Возникают спорные ситуации, когда этическая и эстетическая сторона постановки может быть подвергнута сомнению, в связи с чем такие замечательные певицы, как Галина Вишневская и Любовь Казарновская высказывают свое неприятие современных постановок. В то же время, новаторские постановки модернизируют оперу, вдыхают в нее новую жизнь, привлекают к оперному жанру больше молодежи, представляют интересные, комплексные решения театрально-сценической реализации, задействующие различные каналы восприятия зрителя (не только аудиальный канал, но и сенсорику , и психологический эмоциональный отклик и т.п.). Таким образом, рассмотрев феномен интерпретации оперы в ее историческом контексте (история постановок оперы «Евгений Онегин» от премьеры до последних постановок), становится очевидным, что не все современные эксперименты режиссеров связаны с собственно интерпретационной деятельностью. Последняя предполагает опору на авторский текст, а в некоторых постановках (А. Жигарс ) происходит искажения авторского замысла. Некоторые постановки (Д. Черняков), несмотря на откровенное новаторство, имеют значимые черты, привлекающие внимание как любителей музыки, так и профессиональных музыкантов. Умеренные варианты новаторства ( Иркин Габитов ) также интересны, как варианты гармоничного соединения постановочных традиций и современных режиссерских решений. И все же, на современном этапе развития музыкального искусства, с четом тенденций к художественной интерпретации в современном обществе, очевидна необходимость обновления подхода к традиционным оперным постановкам. Сохранение традиций не противоречит возникновению но сцене новых художественных решений, связанных с актерской игрой, созданием новых интересных декораций и костюмов, использованию выразительных возможностей света на оперной сцене. Примером подобной постановки оперы «Евгений Онегин» является спектакль на сцене Санкт- Петербургской консерватории А. Степанюка . Очевидно, что данная тенденция будет развиваться, и требует научного осмысления в дальнейшем с учетом самых современных постановок.
1.А Германа все нет… Певица Любовь Казарновская недовольна положением русской оперы в мире [Текст] / Интервью с Л. Казарновской // Российская газета. - 15 августа 2008 года. - С. 12.
2.Альшванг, А.А. Опыт анализа творчества П.И.Чайковского (1864-1878). [Текст] / А.А. Альшванг . - M.-Л.: Музгиз, 1951. - 256 с.
3.Арановский, М.Г. Проблемы музыкального мышления [Текст] / М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.
4.Барбой, Ю. Структура действия и современный спектакль [Текст] / Ю. Барбой // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - С. 228-230.
5.Баринова, Л.Н. Работа К. С. Станиславского над оперой Евгений Онегин. Оперная студия Большого театра. 1922 год [Текст] : дис. .. канд. иск. / Л.Н. Баринова.- М., 1996. - 27 с.
6.Богатырев, В.Ю. Оперное творчество певца-актера: историко-теоретические и практические аспекты [Текст] : дис. … д-ра иск. / В.Ю. Богатырев. - Спб., 2011. - 32 с.
7. Богданов - Березовский, В.М. Оперное и балетное творчество Чайковского [Текст] / В.М. Богданов-Березовский. - М.-Л.: Искусство, 1940. - 145 с.
8.Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л.Л. Бочкарев. - М.: Классика XXI, 2008. - 352 с.
9.Вайнштейн, Л.Я. Музыкальный театр Чайковского, исполнители и первые постановки композитора в России [Текст] : дис. … канд. иск. - М., 2003. - 31 с.
10.Ведерников, А. Мне интересно общаться с Чайковским без посредников [Текст] / Интервью с А. Ведерениковым // Новая газета. - 2006 год. - № 67 (1385). - С. 16.
11.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 480 с.
12.Гильбурд, Г.И. Исполнительство - искусство интерпретации. Монография [Текст] / Г.И. Гильбурд. - Новосибирск: издательство Новосибирской государственной консерватории, 1991. - 186 с.
13.Гирц, К. Интерпретация культур [Текст] / К. Гирц. - М.: Роспэн, 2004. - 560 с.
14.Гулая, Т.Н. Оперное либретто как феномен интертекстуальности: на материале оперы Г.Г. Вдовина «Пасынок судьбы» [Текст] :дис. … канд. культ. - Саранск., 2006. - 31 с.
15.Гуренко, Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: (философский анализ) [Текст] / Е.Г. Гуренко. - Новосибирск: Наука, 1982. - 384 с.
16.Густякова, Д.Ю. Классический оперный текст в современной культуре: "Пиковая дама" П.И. Чайковского) [Текст] : дис. … канд. иск. / Д.Ю. Густякова. - Ярославль, 2006. - 31 с.
17.Жуан Юн Чэнь Символика и условность в искусстве пекинской оперы [Текст] / Юн Чэнь Жуан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Теория и практика. - Тамбов: Грамота, 2012. - С. 84-88.
18.Зимянина, Н. «Я вообще больше не пойду в оперу!» - заявила Галина Вишневская после недавней премьеры «Евгения Онегина» в Большом театре [Текст] / Землянина, Н. // Вечерняя Москва. - 2006 год, 8 сентября. - С. 19.
19.Зритель в искусстве: интерпретация и творчество. Часть 1. Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 2007 года) [Текст]: сб. научн. тр.. - Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2007. - 351 с.
20.Казанцева, Л.П. Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни [Текст] / Казанцева, Л.П. - Астрахань: АГК, 2004. - 127 с.
21.Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман [Текст] / Ю. Кристева // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. Пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. -М.: Прогресс, 2000. - С. 427-457.
22.Лотман, Ю.М. Задачи и методы структурного анализа поэтического текста [Текст] / Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - Спб.: Искусство - СПБ, 1996. - С. 25-31.
23.Лымарева, Т.В. Вокально-исполнительская интерпретация как художественный текст [Текст] : дис. … д-ра иск. / Т.В. Лымарева. - Спб., 2011. - 32 с.
24. Лысенко, С.Ю. Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста: (на примере "Бориса Годунова" М. П. Мусоргского) [Текст]: дис. … канд. иск. / С.Ю. Лысенко. - Новосибирск, 2009. - 31 с.
25.Малинковская, А.В. Класс основного музыкального инструмента: искусство фортепианного интонирования: Учебное пособие [Текст] / А.В. Малинковская. - М.: Владос, 2005. - 381 с.
26.Маркарьян, Н.А. Режиссура и дирижирование: проблемы взаимодействия в оперном театре XX - начала XXI веков [Текст]:. дис. … док-ра иск. / Н.А. Маркарьян. - Спб., 2006. - 32 с.
27.Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г.Г. Нейгауз. - М.: Классика-XXI, 2002.- 244 с.
28.Ногайбаева-Брайтмен, Е.И. Опера на экране: принципы воплощения [Текст] : дис. … канд. иск. / Е.И. Ногайбаева-Брайтмен. - Магнитогорск, 1998. - 23 с.
29.Орлова, Е.М. Петр Ильич Чайковский [Текст] / Е.М. Орлова // Русская музыкальная литература.- Л.: Музыка, 1986. Вып. 3. - С. 191-341.
30.Протопопов, В.В., Туманина, Н.В. Оперное творчество Чайковского [Текст] / В.В. Протопопов, Н.В, Туманина. - М.: Музыка, 1957. - 372 с.
31.Скажи, которая Татьяна? «Евгений Онегин» в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича - Данченко [Текст] / Российская газета. - 4 мая 2007 года. - С. 13.
32.Слонимский, Ю.И. П.И. Чайковский и балетный театр его времени [Текст] / Ю.И. Слонимский. - М.: Госмузиздат, 1956. - 189 с.
33.Сокольская, А.А. Оперный текст как феномен интерпретации [Текст] : дис. … канд. иск. / А.А. Сокольская. - Казань, 2004. - 32 с.
34.Теплов, Б.М. Музыкальная психология [Текст] / Б.М. Теплов. - М.-Л.: апн РСФСР, 1947. - 355 с.
35.Туманина, Н.В. Чайковский: великий мастер (1878-1893) [Текст] / Н.В. Туманина. - М.: Наука, 1968. - 487 с.
36.Туманина, Н.В. Чайковский: путь к мастерству (1840-1877) [Текст] / Н.В. Туманина. - М.: Изд. Академии наук СССР, 1962. - 560 с.
37.Урузбакиева, Ф.К. Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции [Текст] : сб. научн. тр., серия “Symposium”, выпуск 7. - СПб.: СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
38.Холопова, В.Н. Теория музыкального содержания [Текст] / В.Н. Холопова. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 24 с.
39. Цуккерман, В.А. Выразительные свойства лирики Чайковского [Текст] / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1971. - 245 с.
40.Яковлева, А. С. Русская вокальная школа: исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия [Текст] / А.С. Яковлева. - М.: Музыка, 1999. - 96 с.
41.Яковлева, Н.А. Анализ и интерпретация произведения искусства: художественное сотворчество [Текст] / Н.А. Яковлева. - М.: Высшая школа, 2005. - 549 с.
42.Марков, А.Б. Знаки, язык, интерпретация [Электронный ресурс] / А.Б. Марков. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/markov_snak/
43.Отзывы в прессе о спектакле «Евгений Онегин» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smotr.ru/2006/2006_bolshoi_onegin.htm
44.Творческая биография Андреаса Жигарса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.opera.lv/ru/lno/artistyi/tvorcheskie-gruppyi/rezhisseryi/andreys-zhagars
45.Хотенцова, И.А. Понятие «художественная интерпретация» [Электронный ресурс] / И.А. Хотенцова. - Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3030
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введен ие «Евгений Онегин» - опера с уникальной историей сценических постановок, одна из наиболее любимых мировой зрительской аудиторией . В связи с этим, опера имеет обширную историю сценических постановок, в которых есть как свои традиции, сложившиеся эталоны, так и многочисленные интерпретаторские решения. Значение оперы для русского искусства велико, она является символом русского оперного театра. В настоящее время опера ставится практически во всех театрах России. В 2009 году опера была поставлена на сцене Санкт - Петербургской консерватории им. Н.А. Римского - Корсакова. Современный оперный театр находится в ситуации обновления, Многовековая традиция исполнения оперы на сцене связана как с определенными типажами, репертуаром и штампами, так и с гибкой реакцией на современную социальную ситуацию. В настоящее время назрела необходимость в пересмотре некоторых традиций согласно требованиям времени, в связи с чем возникает направление так называемого «режиссерского театра». Однако , постановки режиссеров нередко вызывают вопросы, в том числе эстетического характера. Это определило актуальность настоящего исследования, в котором делает попытка комплексного рассмотрения постановочной судьбы оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского. Творчество Чайковского в отечественном музыкознании исследовано в трудах таких авторитетных музыковедов, как А.А. Альшванг [2], Е.М. Орлова [28], В.В, протопопов и Н.В. Туманина [30, 36, 37], В.А. Цуккерман [39] и другие. Вопросам сценической интерпретации опер композитора посвящены диссертационные исследования Л.Н. Бариновой [5], Л.Я, Вайнштейна [9], Д.Ю. Густяковой [16]. Однако, специальных исследований, посвященных интерпретации оперы Чайковского в историко-культурном контексте и современности в настоящее время нет. В связи с тем, что мы обращаемся к вопросам интерпретации в оперном театре на современном этапе его развития, нами также были привлечены такие источники, как диссертации Ю.Барбоя [10], В.Ю. Богатырева [6], Т.Н. Гулой [14], Жуан Юн Ченя [16], Т.В, Лымаревой [22], С.Ю. Лысенко [23], Н.А. Маркарьян [25], Е.И. Ногайбаевой - Брайтмен [27], А.А. Сокольской [ 33], и других. Также были использованы книги и статьи, посвященные интерпретации: это работы Г.И. Гильбурда [12], Е. В. Гирца [13], Е.Г. Гуренко [15], Ю.А. Лотмана [21], Н.А. Яковлевой [40, 41]. Кроме того, были изучены отзывы на различные постановки опер на сценах оперных театров прошлого и современности [1, 10, 18, 29, 31]. Объектом исследования в настоящей работе является сценическая интерпретации оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Предмет исследования: история исполнительских, дирижерских и режиссерских решений оперного спектакля «Евгений Онегин». Цель исследования: проанализировать интерпретацию оперы «Евгений Онегин» в России конца XIX - начала XXI века. Цель определила основные задачи дипломной работы: Рассмотреть феномен интерпретации и его особенности в оперном театре. Изучить особенности интерпретации в первых постановках оперы (1879-1920г.г.). Проанализировать специфику интерпретации оперы «Евгений Онегин» в постановке Большого театра 1922 года, концепцию фильма - оперы, а также таких современных постановок, как постановка Д.Чернякова , А. Жигарса , И. Габитова , А. Степанюка . В дипломной работе использованы методы критического обзора литературы, эмпирического изучения различных источников (в том числе, видео-материалов ), метод систематизации полученных данных, метод аналитического обобщения. Научная новизна работы определяется обращением к не исследованному в отечественной музыкальной науке ракурсу - интерпретации оперы Чайковского «Евгений Онегин» в отечественной музыкально-театральной практике. Теоретическую значимость исследования составляет комплексный обзор литературе по теме, разработка основных положений о специфике интерпретации в оперном театре, анализ современных режиссерских постановок и их эстетическая оценка. Практическая значимость работы - в актуализации проблемы современного режиссерского театра в опере и ее эстетической оценке, что может быть полезным на соответствующих курсах современной музыки и оперной драматургии. Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, с писка литературы, содержащего 41 наименование, и 3 приложений. Общий объем работы составляет 52 страницы.
Введение
Глава 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТРАКТОВКА ТЕРМИНА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»
1.2 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОПРЕРНОМ ТЕАТРЕ
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННЫХ ПОСТАНОВОК ОПЕРЫ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
2.1 ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ ОПЕРЫ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (1879-1920 Г.Г.)
2.2 ПОСТАНОВКА БОЛЬШОГО ТЕАТРА 1922 ГОДА
2.3 ЭКРАННАЯ ВЕРСИЯ ОПЕРЫ
Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПОСТАНОВОК ОПЕРЫ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
3.1 ПОСТАНОВКА ИРКИНА ГАБИТОВА (НОВОСИБИРСК, НГАТОиБ, 1994)
3.2 ПОСТАНОВКА ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА (МОСКВА, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2006)
3.3 ПОСТАНОВКА АЛЕКСЕЯ СТЕПАНЮКА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ТЕАТР КОНСЕРВАТОРИИ, 2009)
3.4 ПОСТАНОВКА АНДРЕЙАСА ЖИГАРСА (ЛАТВИЯ, ЛАТВИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА, 2011)
Заключение
Список литературы
Приложение 1. ПОСТАНОВКИ ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА
Приложение 2. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ АНДРЕЙАСА ЖИГАРСА
Приложение 3. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ ИРКИНА ГАБИТОВА
Приложение 4. ИЛЛЮСТРАЦИИ
Восприимчивость оперы к потребностям времени и обратное влияние на культуру эпохи - вот отличительные особенности современного состояния оперного театра. Эволюционируя от определенных оперных штампов, к подлинно драматическому действию на сцене, в начале XXI века опера стала жить по законам режиссерского театра. Эксперименты молодых режиссеров вызывают неприятие, споры, однако пробуждают зрительских интерес. Все ли возможно на оперной сцене, чтобы привлечь к высокому жанру зрителя? Возникают спорные ситуации, когда этическая и эстетическая сторона постановки может быть подвергнута сомнению, в связи с чем такие замечательные певицы, как Галина Вишневская и Любовь Казарновская высказывают свое неприятие современных постановок. В то же время, новаторские постановки модернизируют оперу, вдыхают в нее новую жизнь, привлекают к оперному жанру больше молодежи, представляют интересные, комплексные решения театрально-сценической реализации, задействующие различные каналы восприятия зрителя (не только аудиальный канал, но и сенсорику , и психологический эмоциональный отклик и т.п.). Таким образом, рассмотрев феномен интерпретации оперы в ее историческом контексте (история постановок оперы «Евгений Онегин» от премьеры до последних постановок), становится очевидным, что не все современные эксперименты режиссеров связаны с собственно интерпретационной деятельностью. Последняя предполагает опору на авторский текст, а в некоторых постановках (А. Жигарс ) происходит искажения авторского замысла. Некоторые постановки (Д. Черняков), несмотря на откровенное новаторство, имеют значимые черты, привлекающие внимание как любителей музыки, так и профессиональных музыкантов. Умеренные варианты новаторства ( Иркин Габитов ) также интересны, как варианты гармоничного соединения постановочных традиций и современных режиссерских решений. И все же, на современном этапе развития музыкального искусства, с четом тенденций к художественной интерпретации в современном обществе, очевидна необходимость обновления подхода к традиционным оперным постановкам. Сохранение традиций не противоречит возникновению но сцене новых художественных решений, связанных с актерской игрой, созданием новых интересных декораций и костюмов, использованию выразительных возможностей света на оперной сцене. Примером подобной постановки оперы «Евгений Онегин» является спектакль на сцене Санкт- Петербургской консерватории А. Степанюка . Очевидно, что данная тенденция будет развиваться, и требует научного осмысления в дальнейшем с учетом самых современных постановок.
1.А Германа все нет… Певица Любовь Казарновская недовольна положением русской оперы в мире [Текст] / Интервью с Л. Казарновской // Российская газета. - 15 августа 2008 года. - С. 12.
2.Альшванг, А.А. Опыт анализа творчества П.И.Чайковского (1864-1878). [Текст] / А.А. Альшванг . - M.-Л.: Музгиз, 1951. - 256 с.
3.Арановский, М.Г. Проблемы музыкального мышления [Текст] / М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.
4.Барбой, Ю. Структура действия и современный спектакль [Текст] / Ю. Барбой // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - С. 228-230.
5.Баринова, Л.Н. Работа К. С. Станиславского над оперой Евгений Онегин. Оперная студия Большого театра. 1922 год [Текст] : дис. .. канд. иск. / Л.Н. Баринова.- М., 1996. - 27 с.
6.Богатырев, В.Ю. Оперное творчество певца-актера: историко-теоретические и практические аспекты [Текст] : дис. … д-ра иск. / В.Ю. Богатырев. - Спб., 2011. - 32 с.
7. Богданов - Березовский, В.М. Оперное и балетное творчество Чайковского [Текст] / В.М. Богданов-Березовский. - М.-Л.: Искусство, 1940. - 145 с.
8.Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л.Л. Бочкарев. - М.: Классика XXI, 2008. - 352 с.
9.Вайнштейн, Л.Я. Музыкальный театр Чайковского, исполнители и первые постановки композитора в России [Текст] : дис. … канд. иск. - М., 2003. - 31 с.
10.Ведерников, А. Мне интересно общаться с Чайковским без посредников [Текст] / Интервью с А. Ведерениковым // Новая газета. - 2006 год. - № 67 (1385). - С. 16.
11.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 480 с.
12.Гильбурд, Г.И. Исполнительство - искусство интерпретации. Монография [Текст] / Г.И. Гильбурд. - Новосибирск: издательство Новосибирской государственной консерватории, 1991. - 186 с.
13.Гирц, К. Интерпретация культур [Текст] / К. Гирц. - М.: Роспэн, 2004. - 560 с.
14.Гулая, Т.Н. Оперное либретто как феномен интертекстуальности: на материале оперы Г.Г. Вдовина «Пасынок судьбы» [Текст] :дис. … канд. культ. - Саранск., 2006. - 31 с.
15.Гуренко, Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: (философский анализ) [Текст] / Е.Г. Гуренко. - Новосибирск: Наука, 1982. - 384 с.
16.Густякова, Д.Ю. Классический оперный текст в современной культуре: "Пиковая дама" П.И. Чайковского) [Текст] : дис. … канд. иск. / Д.Ю. Густякова. - Ярославль, 2006. - 31 с.
17.Жуан Юн Чэнь Символика и условность в искусстве пекинской оперы [Текст] / Юн Чэнь Жуан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Теория и практика. - Тамбов: Грамота, 2012. - С. 84-88.
18.Зимянина, Н. «Я вообще больше не пойду в оперу!» - заявила Галина Вишневская после недавней премьеры «Евгения Онегина» в Большом театре [Текст] / Землянина, Н. // Вечерняя Москва. - 2006 год, 8 сентября. - С. 19.
19.Зритель в искусстве: интерпретация и творчество. Часть 1. Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 2007 года) [Текст]: сб. научн. тр.. - Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2007. - 351 с.
20.Казанцева, Л.П. Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни [Текст] / Казанцева, Л.П. - Астрахань: АГК, 2004. - 127 с.
21.Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман [Текст] / Ю. Кристева // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. Пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. -М.: Прогресс, 2000. - С. 427-457.
22.Лотман, Ю.М. Задачи и методы структурного анализа поэтического текста [Текст] / Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - Спб.: Искусство - СПБ, 1996. - С. 25-31.
23.Лымарева, Т.В. Вокально-исполнительская интерпретация как художественный текст [Текст] : дис. … д-ра иск. / Т.В. Лымарева. - Спб., 2011. - 32 с.
24. Лысенко, С.Ю. Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста: (на примере "Бориса Годунова" М. П. Мусоргского) [Текст]: дис. … канд. иск. / С.Ю. Лысенко. - Новосибирск, 2009. - 31 с.
25.Малинковская, А.В. Класс основного музыкального инструмента: искусство фортепианного интонирования: Учебное пособие [Текст] / А.В. Малинковская. - М.: Владос, 2005. - 381 с.
26.Маркарьян, Н.А. Режиссура и дирижирование: проблемы взаимодействия в оперном театре XX - начала XXI веков [Текст]:. дис. … док-ра иск. / Н.А. Маркарьян. - Спб., 2006. - 32 с.
27.Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г.Г. Нейгауз. - М.: Классика-XXI, 2002.- 244 с.
28.Ногайбаева-Брайтмен, Е.И. Опера на экране: принципы воплощения [Текст] : дис. … канд. иск. / Е.И. Ногайбаева-Брайтмен. - Магнитогорск, 1998. - 23 с.
29.Орлова, Е.М. Петр Ильич Чайковский [Текст] / Е.М. Орлова // Русская музыкальная литература.- Л.: Музыка, 1986. Вып. 3. - С. 191-341.
30.Протопопов, В.В., Туманина, Н.В. Оперное творчество Чайковского [Текст] / В.В. Протопопов, Н.В, Туманина. - М.: Музыка, 1957. - 372 с.
31.Скажи, которая Татьяна? «Евгений Онегин» в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича - Данченко [Текст] / Российская газета. - 4 мая 2007 года. - С. 13.
32.Слонимский, Ю.И. П.И. Чайковский и балетный театр его времени [Текст] / Ю.И. Слонимский. - М.: Госмузиздат, 1956. - 189 с.
33.Сокольская, А.А. Оперный текст как феномен интерпретации [Текст] : дис. … канд. иск. / А.А. Сокольская. - Казань, 2004. - 32 с.
34.Теплов, Б.М. Музыкальная психология [Текст] / Б.М. Теплов. - М.-Л.: апн РСФСР, 1947. - 355 с.
35.Туманина, Н.В. Чайковский: великий мастер (1878-1893) [Текст] / Н.В. Туманина. - М.: Наука, 1968. - 487 с.
36.Туманина, Н.В. Чайковский: путь к мастерству (1840-1877) [Текст] / Н.В. Туманина. - М.: Изд. Академии наук СССР, 1962. - 560 с.
37.Урузбакиева, Ф.К. Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции [Текст] : сб. научн. тр., серия “Symposium”, выпуск 7. - СПб.: СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
38.Холопова, В.Н. Теория музыкального содержания [Текст] / В.Н. Холопова. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 24 с.
39. Цуккерман, В.А. Выразительные свойства лирики Чайковского [Текст] / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1971. - 245 с.
40.Яковлева, А. С. Русская вокальная школа: исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия [Текст] / А.С. Яковлева. - М.: Музыка, 1999. - 96 с.
41.Яковлева, Н.А. Анализ и интерпретация произведения искусства: художественное сотворчество [Текст] / Н.А. Яковлева. - М.: Высшая школа, 2005. - 549 с.
42.Марков, А.Б. Знаки, язык, интерпретация [Электронный ресурс] / А.Б. Марков. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/markov_snak/
43.Отзывы в прессе о спектакле «Евгений Онегин» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smotr.ru/2006/2006_bolshoi_onegin.htm
44.Творческая биография Андреаса Жигарса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.opera.lv/ru/lno/artistyi/tvorcheskie-gruppyi/rezhisseryi/andreys-zhagars
45.Хотенцова, И.А. Понятие «художественная интерпретация» [Электронный ресурс] / И.А. Хотенцова. - Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3030
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую