Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
В системе образования роль пения в течении многих столетий счита-лась значимой для формирования творческих способностей, эстетического и музыкального вкуса, всестороннего развития личности ученика, а также для воспитания чувств, эмоций, нравственных идеалов обучаемых. Одним из первых очистительное, катарсическое, воспитательное значение пения подчеркнул в своих философских работах Аристотель. Вслед за ним, множество мыслителей, от Аристоксена до Яна Амоса Каменского, от Максима Исповедника и до Кастанеды считали пение наиболее естественным и плодотворным для музыкального воспитания человека.
В современной ситуации в России, с развитием тенденции к глобализации, с изменением приоритетов в культуре (всеобщий интерес к массовой популярной музыке) вновь возникает вопрос о роли пения в образовании ребенка. Очевидно, что ученик XXI века совершенно по иному реагирует на ставшие традиционные формы обучения пению, на классический детский репертуар, на методические приемы, сформировавшиеся в советскую эпоху. Необходимость пересмотреть принципы преподавания пения, в том числе - вокального ансамбля - в школе становится как некогда актуальной.
Одновременно, изменения в системе образования Российской Федерации, которые активно внедряются в последнее десятилетие, отражают насущную необходимость к реформации, преобразованию методического потенциала общеобразовательной школы. В этом ключе процессы, которые происходят на частном уровне – уровне музыкальной методики – оказываются в русле общих преобразований, изложенных в Федеральных государственных образовательных стандартах. На данном этапе необходимо пересмотреть методику ансамблевого пения в школе, вписать ее в контекст современных реформ, выявить существующие проблемы и наметить пути их решения. Это и определило обращение к теме «Ансамблевое пение в общеобразовательной школе: проблемы методики».
Актуальность темы дипломной работы связана с разработкой теоретических аспектов, форм и методов работы с вокальным ансамблем в общеобразовательной школе, способствующих музыкальному, творческому, личностному развитию школьников.
В современной педагогике вопросы музыкального обучения, воспитания и развития предстают как интегрированный процесс, сочетающий различные формы работы и общения с учениками. В русле открытой формы обучения, характеризующейся диалогическим подходом взаимодействия пары «учитель – ученик», ансамблевая вокальная работа имеет широкие перспективы. Именно в совместном музицировании возможно полноценно одновременно и уделить внимание каждому ученику, наладить эмоциональный и личностный контакт с учителем, сформировать музыкальный вкус с учетом индивидуальных особенностей учеников, ознакомить с широким кругом произведений из народной музыки, классического и современного искусства, и создать общую креативную атмосферу для развития творческих качеств личности на основе совместного сотрудничества с учителем и другими учениками.
Музыка – звуковое и эмоциональное искусство. Специфика музыкального искусства и музыкального творчества соответствует психологическим особенностям детей школьного возраста, которые воспринимают мир на основе собственных эмоций. Кроме того, ансамблевое искусство является одной из самых доступных для исполнения формой музицирования, и оптимально соответствует задачам воспитания через творчество. Сольное пение предполагает наличие слуховых, вокальных навыков, вне которых исполнение теряет ценность для слушателя. В вокальном ансамбле, путем грамотного разделения партий, путем совместного творчества педагог может дать возможность развивать свои данные детям, изначально не имеющим ярких спо-собностей.
С точки зрения педагогики и воспитания, наиболее ценным качеством в ансамблевой работе в настоящее время является высокая художественная ценность репертуара. Не секрет, что в современном мире детей окружает обилие низкопробной популярной музыки, звучащей с экранов телевизоров, из радиоприемников, на развлекательных мероприятиях и даже на улицах и в общественном транспорте. Это звуковое окружение формирует искаженные представления о прекрасном, не способствует зарождению художественного вкуса, наносит вред эстетическому и этическому развитию личности ребенка. В этих условиях школа, как общеобразовательное учреждение, с помощью уроков музыки приобщает детей к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Многовековые традиции ансамблевого пения, с его глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, создают соответствующие условия для музыкального развития и воспитания учеников общеобразовательной школы.
В то же время, методика на базе традиций начинает устревать, терять свою актуальность для современного ученика. Это определило цель дипломной работы: диагностировать проблемы методики вокального ансамбля в общеобразовательной школе, сформировать эффективные методы и педагогические условия для создания современного варианта обсуждаемой методики, которую изложить в виде педагогической технологии.
Цель определила задачи дипломного исследования:
1. Проанализировать особенности методики вокального воспитания в СССР и современной России. Обобщить наиболее значимые достоинства и недостатки методик ансамблевого воспитания.
2. Поставить методику вокального ансамблевого воспитания в общеобразовательной школе в контекст тенденций реформирования системы образования в России XXI века.
3. Изучить современные методики вокального воспитания.
4. Охарактеризовать специфику педагогической деятельности в вокальном ансамбле школы, уделить особое внимание планированию деятельности.
5. Представить современную методику вокального ансамблевого воспитания как педагогическую технологию.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
• Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
• Эмпирический: анализ музыкально-ансамблевой деятельности школьников с целью изучения особенностей их творческой деятельности в зависимости от преподавания на базе традиционной и современной методики.
• Интерпретационный: опытно-экспериментальная работа по созданию педагогической технологии вокально-ансамблевой работы в школе.
Методологическую основу исследования составили труды в области общей педагогики и психологии (Д.Н. Джола , В.А. Сухомлинский , Л.С. Выготский , Л.Ф. Обухова , А.Н. Леонтьев , В.А. Сластенин , А.И. Щербаков ).
Также были привлечены в качестве источников работы по психологии искусства (Л.Л. Бочкарев , Л.С. Выготский , А.С. Матюшкин , Б.М, Теплов ) и музыкальной психологии и педагогике (Э.Б. Абдулин , Ю.Б. Алиев , О.А. Апраксина , М. Тарасова , А.В. Торопова ).
Для формирования современного подхода к методике музыкального образования в школе необходимо было задействовать труды, посвященные развитию творческих способностей (Л.С. Выготский , С.А. Казачков , А.С. Матюшкин , А.А. Мелик-Пашаев , Н.Б. Наринская , Н.Б. Шумакова ), роли педагога в эстетическом становлении учащихся (Э.Б. Абдулин , Д.Б. Кабалевский , Н.С. Витковская и др. ), вопросам детского хорового творчества (Б.В. Асафьев , В.Л. Живов , Н.Б. Наринская , Г.А. Струве , и современные вокальные методики (А.Н. Зиминой , Г.П. Стуловой , О.П. Радыновой , Т. Вендровой , О.А, Апраксиной , О.П. Павлищевой , Д.Б. Дмитриева , В.В. Емельянова ).
Объект исследования: методика обучения ансамблевому пению в школе.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию эффективных условий для ансамблевой вокальной работы в школе.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 57 наименований и двух приложений.
Во введении обоснована актуальность, цель и задачи, объект и предмет дипломного исследования, конкретизированы методы и методологическая база исследования.
1 глава «Теоретические основы преподавания ансамблевого пения в школе» посвящена исследованию истории ансамблевого пения, описанию методологии преподавания в музыкальной и общеобразовательной школе, выявлены проблемы методики.
Во второй главе дипломной работы «Методические аспекты пения в ансамбле в общеобразовательной школе» исследуются особенности совре-менных методик вокального воспитания, принципы планирования занятий по пению в ансамбле, а также представлена методика ансамблевого музицирования как педагогическая технология.
В заключении подведены итоги дипломного исследования.
Оглавление
Введение 3
1 глава. Теоретические основы преподавания ансамблевого пения в школе 9
1.1 История ансамблевого пения в общеобразовательной школе 9
1.2 Проблемы методики преподавания ансамблевого пения в школе 18
Глава 2. Методические аспекты пения в ансамбле в общеобразовательной школе 24
2.1 Современные методики вокального воспитания 27
2.2 Планирование занятий по пению в ансамбле 32
2.3 Методика ансамблевого музицирования как системный подход (методика ансамблевого музицирования как педагогическая технология) 35
Заключение 53
Cписок литературы 55
Приложение 1. Пример диагностических таблиц овладения содержанием предмета «ансамблевое пение» 60
Приложение 2. Примерный репертуарный список для ансамблевого пения в школе 64
Заключение
Методика ансамблевого пения в общеобразовательной школе в на-стоящее время пересматривается, трансформируется. В предметную область «Искусство», «Музыка» постепенно проникают инновационные установки, такие как ориентация на открытую модель общения, музыкально-дидактические игры, и т.п. Одновременно, используются и традиционные методы, основанные на богатых традициях обучения вокалу, ансамблю и хору в СССР. Использование методики, проверенной временем, и в XXI веке может приносить хорошие результаты, однако ее применение должно координироваться с современными методическими концептами. Современные дети растут в ином социо-культурном контексте, в соответствии с которым меняются и формы их учебной деятельности и принципы взаимодействия с учителем. Этот факт необходимо учитывать на ансамблевых занятиях по пению в общеобразовательной школе.
Создание педагогической технологии ансамблевого пения, объеди-няющей традиционные и современные методические установки, была осуществлена во второй главе дипломной работы. Определены цели и задачи обучения, охарактеризована роль учителя и комплекс его профессиональных навыков, принципы организации учебного процесса, методические пособия и репертуарная политика, принципы планирования деятельности педагога ансамбля.
На основе данной методической разработки возможно осуществлять вокальное, личностное, творческое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочных формах деятельности.
В дипломной работе были проанализированы методики вокального воспитания, которые были поставлены в контекст тенденций реформирова-ния системы образования в России XXI века, охарактеризована специфика деятельности педагога вокального ансамбля в общеобразовательной школе, очерчен ряд методических проблем и намечены пути их решения, системно представлена методика вокального ансамбля в школе как педагогическая технология.
Цель и задачи работы достигнуты.
Cписок литературы
1. Абдуллин, Э.Б., Бейдер, Т.А., Вендрова, Т.Е. и др. Музыка в начальных классах. Методическое пособие для учителя. - Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для сту-дентов высших пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2004.
3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б., Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки и хорового класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов. - М.: Академия, 2002.
5. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
6. Апраксина, О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1987.
7. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание во внеклассное время (в школе) / Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение». – М.:Педагогика, 1983.
8. Багадуров, В. Очерки по истории вокальной педагогики. - М.: Музгиз, 1956.
9. Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. В 2-х вып. Вып. 1. - М.: Советский композитор, 1978.
10. Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. В 2-х вып. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1985.
11. Барышева, Т. А., Жигалов, Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб.: СПГУТД, 2006.
12. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 1997.
13. Вендрова, Т., Критская, Е. Уроки Д. Кабалевского / Искусство в школе. – 1994. - №3. – С. 19-21.
14. Веракса, Н.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная группа (ФГТ). – М.: «Мозаика-синтез», 2011.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: «Союз», 1997.
16. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
17. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1984.
18. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
19. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996.
20. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1989.
21. Емельянов, В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж. - Спб.: Лань, 1997.
22. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000.
23. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М. АСТ; Астрель, 2007.
24. Кабалевский, Д.Б. Избранные статьи о музыке. – М.: Советский композитор, 1963.
25. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления. – М.: Педагогика, 1986.
26. Казакова, С. Творческие задания на уроке музыки / Искусство в школе.- 2006. - № 2. - С. 14 17.
27. Казачков, С.А. От урока к концерту. – Казань: Издательство Казанского университета, 1990.
28. Как определить и развить способности ребенка? Сост. В.М. Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996.
29. Кудрявцева, Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.
30. Лейтесс, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : Избр. Тр. - М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
31. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Политиздат, 1972.
32. Луканин, А., Перепелкина, А. Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. - М., 1964.
33. Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей. - М.-Л. 1967.
34. Матюшкин, А.С. Мышление. Обучение. Творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
35. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. 2-е изд. - М.: Бином, 2012.
36. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - М. 1997.
37. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз. фак. и отд. высш. и средн. пед. учеб. заведений, Л.В.Школяр, М. Изд. Центр «Академия», 2007.
38. Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь Том. 1 - XVIII век. Книги 1-3. - Спб: Композитор, 1999-2000.
39. Наринская, Н.Б. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы. Автореф. канд. дис. – М., 2006.
40. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
41. Огородов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе / Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. - М.: Музыка, 1985.
42. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя. Под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.
43. Орлова Т.М., Беркина С.И. Учите детей петь. - М.: Просвещение, 1987.
44. Павлищева, О.П. Методика постановки голоса. – М.-Л.: Музыка, 1964.
45. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. – М.: Владос, 1997.
46. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
47. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений - М.: Школа-пресс, 1997.
48. Струве, Г.А. Школьный хор. М.: Музыка, 1981.
49. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.
50. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянска школа, 1988.
51. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. М.: Изд-во Академии педагогический наук РСФСР, 1961.
52. Тарасова, М. Интегрированный подход к уроку музыки / Искусство в школе. – 2001. - № 4. С. 12.
53. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947.
54. Торопова, А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развития. Автореф. канд. дис. – М., 2009.
55. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978.
56. Формирование эстетической культуры младших школьников: Из опыта работы. Изд. 2-е / Н. С. Витковская, А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. - Киев: Рад. шк., 1985.
57. Щербаков, А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя / Вопросы психологии.- 1981.- № 5.- С. 13-21.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
В системе образования роль пения в течении многих столетий счита-лась значимой для формирования творческих способностей, эстетического и музыкального вкуса, всестороннего развития личности ученика, а также для воспитания чувств, эмоций, нравственных идеалов обучаемых. Одним из первых очистительное, катарсическое, воспитательное значение пения подчеркнул в своих философских работах Аристотель. Вслед за ним, множество мыслителей, от Аристоксена до Яна Амоса Каменского, от Максима Исповедника и до Кастанеды считали пение наиболее естественным и плодотворным для музыкального воспитания человека.
В современной ситуации в России, с развитием тенденции к глобализации, с изменением приоритетов в культуре (всеобщий интерес к массовой популярной музыке) вновь возникает вопрос о роли пения в образовании ребенка. Очевидно, что ученик XXI века совершенно по иному реагирует на ставшие традиционные формы обучения пению, на классический детский репертуар, на методические приемы, сформировавшиеся в советскую эпоху. Необходимость пересмотреть принципы преподавания пения, в том числе - вокального ансамбля - в школе становится как некогда актуальной.
Одновременно, изменения в системе образования Российской Федерации, которые активно внедряются в последнее десятилетие, отражают насущную необходимость к реформации, преобразованию методического потенциала общеобразовательной школы. В этом ключе процессы, которые происходят на частном уровне – уровне музыкальной методики – оказываются в русле общих преобразований, изложенных в Федеральных государственных образовательных стандартах. На данном этапе необходимо пересмотреть методику ансамблевого пения в школе, вписать ее в контекст современных реформ, выявить существующие проблемы и наметить пути их решения. Это и определило обращение к теме «Ансамблевое пение в общеобразовательной школе: проблемы методики».
Актуальность темы дипломной работы связана с разработкой теоретических аспектов, форм и методов работы с вокальным ансамблем в общеобразовательной школе, способствующих музыкальному, творческому, личностному развитию школьников.
В современной педагогике вопросы музыкального обучения, воспитания и развития предстают как интегрированный процесс, сочетающий различные формы работы и общения с учениками. В русле открытой формы обучения, характеризующейся диалогическим подходом взаимодействия пары «учитель – ученик», ансамблевая вокальная работа имеет широкие перспективы. Именно в совместном музицировании возможно полноценно одновременно и уделить внимание каждому ученику, наладить эмоциональный и личностный контакт с учителем, сформировать музыкальный вкус с учетом индивидуальных особенностей учеников, ознакомить с широким кругом произведений из народной музыки, классического и современного искусства, и создать общую креативную атмосферу для развития творческих качеств личности на основе совместного сотрудничества с учителем и другими учениками.
Музыка – звуковое и эмоциональное искусство. Специфика музыкального искусства и музыкального творчества соответствует психологическим особенностям детей школьного возраста, которые воспринимают мир на основе собственных эмоций. Кроме того, ансамблевое искусство является одной из самых доступных для исполнения формой музицирования, и оптимально соответствует задачам воспитания через творчество. Сольное пение предполагает наличие слуховых, вокальных навыков, вне которых исполнение теряет ценность для слушателя. В вокальном ансамбле, путем грамотного разделения партий, путем совместного творчества педагог может дать возможность развивать свои данные детям, изначально не имеющим ярких спо-собностей.
С точки зрения педагогики и воспитания, наиболее ценным качеством в ансамблевой работе в настоящее время является высокая художественная ценность репертуара. Не секрет, что в современном мире детей окружает обилие низкопробной популярной музыки, звучащей с экранов телевизоров, из радиоприемников, на развлекательных мероприятиях и даже на улицах и в общественном транспорте. Это звуковое окружение формирует искаженные представления о прекрасном, не способствует зарождению художественного вкуса, наносит вред эстетическому и этическому развитию личности ребенка. В этих условиях школа, как общеобразовательное учреждение, с помощью уроков музыки приобщает детей к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Многовековые традиции ансамблевого пения, с его глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, создают соответствующие условия для музыкального развития и воспитания учеников общеобразовательной школы.
В то же время, методика на базе традиций начинает устревать, терять свою актуальность для современного ученика. Это определило цель дипломной работы: диагностировать проблемы методики вокального ансамбля в общеобразовательной школе, сформировать эффективные методы и педагогические условия для создания современного варианта обсуждаемой методики, которую изложить в виде педагогической технологии.
Цель определила задачи дипломного исследования:
1. Проанализировать особенности методики вокального воспитания в СССР и современной России. Обобщить наиболее значимые достоинства и недостатки методик ансамблевого воспитания.
2. Поставить методику вокального ансамблевого воспитания в общеобразовательной школе в контекст тенденций реформирования системы образования в России XXI века.
3. Изучить современные методики вокального воспитания.
4. Охарактеризовать специфику педагогической деятельности в вокальном ансамбле школы, уделить особое внимание планированию деятельности.
5. Представить современную методику вокального ансамблевого воспитания как педагогическую технологию.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
• Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
• Эмпирический: анализ музыкально-ансамблевой деятельности школьников с целью изучения особенностей их творческой деятельности в зависимости от преподавания на базе традиционной и современной методики.
• Интерпретационный: опытно-экспериментальная работа по созданию педагогической технологии вокально-ансамблевой работы в школе.
Методологическую основу исследования составили труды в области общей педагогики и психологии (Д.Н. Джола , В.А. Сухомлинский , Л.С. Выготский , Л.Ф. Обухова , А.Н. Леонтьев , В.А. Сластенин , А.И. Щербаков ).
Также были привлечены в качестве источников работы по психологии искусства (Л.Л. Бочкарев , Л.С. Выготский , А.С. Матюшкин , Б.М, Теплов ) и музыкальной психологии и педагогике (Э.Б. Абдулин , Ю.Б. Алиев , О.А. Апраксина , М. Тарасова , А.В. Торопова ).
Для формирования современного подхода к методике музыкального образования в школе необходимо было задействовать труды, посвященные развитию творческих способностей (Л.С. Выготский , С.А. Казачков , А.С. Матюшкин , А.А. Мелик-Пашаев , Н.Б. Наринская , Н.Б. Шумакова ), роли педагога в эстетическом становлении учащихся (Э.Б. Абдулин , Д.Б. Кабалевский , Н.С. Витковская и др. ), вопросам детского хорового творчества (Б.В. Асафьев , В.Л. Живов , Н.Б. Наринская , Г.А. Струве , и современные вокальные методики (А.Н. Зиминой , Г.П. Стуловой , О.П. Радыновой , Т. Вендровой , О.А, Апраксиной , О.П. Павлищевой , Д.Б. Дмитриева , В.В. Емельянова ).
Объект исследования: методика обучения ансамблевому пению в школе.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию эффективных условий для ансамблевой вокальной работы в школе.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 57 наименований и двух приложений.
Во введении обоснована актуальность, цель и задачи, объект и предмет дипломного исследования, конкретизированы методы и методологическая база исследования.
1 глава «Теоретические основы преподавания ансамблевого пения в школе» посвящена исследованию истории ансамблевого пения, описанию методологии преподавания в музыкальной и общеобразовательной школе, выявлены проблемы методики.
Во второй главе дипломной работы «Методические аспекты пения в ансамбле в общеобразовательной школе» исследуются особенности совре-менных методик вокального воспитания, принципы планирования занятий по пению в ансамбле, а также представлена методика ансамблевого музицирования как педагогическая технология.
В заключении подведены итоги дипломного исследования.
Оглавление
Введение 3
1 глава. Теоретические основы преподавания ансамблевого пения в школе 9
1.1 История ансамблевого пения в общеобразовательной школе 9
1.2 Проблемы методики преподавания ансамблевого пения в школе 18
Глава 2. Методические аспекты пения в ансамбле в общеобразовательной школе 24
2.1 Современные методики вокального воспитания 27
2.2 Планирование занятий по пению в ансамбле 32
2.3 Методика ансамблевого музицирования как системный подход (методика ансамблевого музицирования как педагогическая технология) 35
Заключение 53
Cписок литературы 55
Приложение 1. Пример диагностических таблиц овладения содержанием предмета «ансамблевое пение» 60
Приложение 2. Примерный репертуарный список для ансамблевого пения в школе 64
Заключение
Методика ансамблевого пения в общеобразовательной школе в на-стоящее время пересматривается, трансформируется. В предметную область «Искусство», «Музыка» постепенно проникают инновационные установки, такие как ориентация на открытую модель общения, музыкально-дидактические игры, и т.п. Одновременно, используются и традиционные методы, основанные на богатых традициях обучения вокалу, ансамблю и хору в СССР. Использование методики, проверенной временем, и в XXI веке может приносить хорошие результаты, однако ее применение должно координироваться с современными методическими концептами. Современные дети растут в ином социо-культурном контексте, в соответствии с которым меняются и формы их учебной деятельности и принципы взаимодействия с учителем. Этот факт необходимо учитывать на ансамблевых занятиях по пению в общеобразовательной школе.
Создание педагогической технологии ансамблевого пения, объеди-няющей традиционные и современные методические установки, была осуществлена во второй главе дипломной работы. Определены цели и задачи обучения, охарактеризована роль учителя и комплекс его профессиональных навыков, принципы организации учебного процесса, методические пособия и репертуарная политика, принципы планирования деятельности педагога ансамбля.
На основе данной методической разработки возможно осуществлять вокальное, личностное, творческое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочных формах деятельности.
В дипломной работе были проанализированы методики вокального воспитания, которые были поставлены в контекст тенденций реформирова-ния системы образования в России XXI века, охарактеризована специфика деятельности педагога вокального ансамбля в общеобразовательной школе, очерчен ряд методических проблем и намечены пути их решения, системно представлена методика вокального ансамбля в школе как педагогическая технология.
Цель и задачи работы достигнуты.
Cписок литературы
1. Абдуллин, Э.Б., Бейдер, Т.А., Вендрова, Т.Е. и др. Музыка в начальных классах. Методическое пособие для учителя. - Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для сту-дентов высших пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2004.
3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б., Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки и хорового класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов. - М.: Академия, 2002.
5. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
6. Апраксина, О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1987.
7. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание во внеклассное время (в школе) / Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение». – М.:Педагогика, 1983.
8. Багадуров, В. Очерки по истории вокальной педагогики. - М.: Музгиз, 1956.
9. Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. В 2-х вып. Вып. 1. - М.: Советский композитор, 1978.
10. Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. В 2-х вып. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1985.
11. Барышева, Т. А., Жигалов, Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб.: СПГУТД, 2006.
12. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 1997.
13. Вендрова, Т., Критская, Е. Уроки Д. Кабалевского / Искусство в школе. – 1994. - №3. – С. 19-21.
14. Веракса, Н.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная группа (ФГТ). – М.: «Мозаика-синтез», 2011.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: «Союз», 1997.
16. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
17. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1984.
18. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
19. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996.
20. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1989.
21. Емельянов, В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж. - Спб.: Лань, 1997.
22. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000.
23. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М. АСТ; Астрель, 2007.
24. Кабалевский, Д.Б. Избранные статьи о музыке. – М.: Советский композитор, 1963.
25. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления. – М.: Педагогика, 1986.
26. Казакова, С. Творческие задания на уроке музыки / Искусство в школе.- 2006. - № 2. - С. 14 17.
27. Казачков, С.А. От урока к концерту. – Казань: Издательство Казанского университета, 1990.
28. Как определить и развить способности ребенка? Сост. В.М. Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996.
29. Кудрявцева, Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.
30. Лейтесс, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : Избр. Тр. - М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
31. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Политиздат, 1972.
32. Луканин, А., Перепелкина, А. Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. - М., 1964.
33. Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей. - М.-Л. 1967.
34. Матюшкин, А.С. Мышление. Обучение. Творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
35. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. 2-е изд. - М.: Бином, 2012.
36. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - М. 1997.
37. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз. фак. и отд. высш. и средн. пед. учеб. заведений, Л.В.Школяр, М. Изд. Центр «Академия», 2007.
38. Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь Том. 1 - XVIII век. Книги 1-3. - Спб: Композитор, 1999-2000.
39. Наринская, Н.Б. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы. Автореф. канд. дис. – М., 2006.
40. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
41. Огородов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе / Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. - М.: Музыка, 1985.
42. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя. Под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.
43. Орлова Т.М., Беркина С.И. Учите детей петь. - М.: Просвещение, 1987.
44. Павлищева, О.П. Методика постановки голоса. – М.-Л.: Музыка, 1964.
45. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. – М.: Владос, 1997.
46. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
47. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений - М.: Школа-пресс, 1997.
48. Струве, Г.А. Школьный хор. М.: Музыка, 1981.
49. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.
50. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянска школа, 1988.
51. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. М.: Изд-во Академии педагогический наук РСФСР, 1961.
52. Тарасова, М. Интегрированный подход к уроку музыки / Искусство в школе. – 2001. - № 4. С. 12.
53. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947.
54. Торопова, А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развития. Автореф. канд. дис. – М., 2009.
55. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978.
56. Формирование эстетической культуры младших школьников: Из опыта работы. Изд. 2-е / Н. С. Витковская, А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. - Киев: Рад. шк., 1985.
57. Щербаков, А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя / Вопросы психологии.- 1981.- № 5.- С. 13-21.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую