Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность.
В начале XXI столетия происходит активное возрождение народной русской культуры. Появляются фольклорные коллективы, развиваются национальные традиционные ремесла, используются на сцене и в быту этнические детали одежды и т.п. Русская народная музыкальная культура становится чрезвычайно актуальной задачей современного образования в России, возрождающей свои традиции. Однако сохранение культурного наследия - это не только величайшая задача современной российской культуры, но и ее проблема. Она проявляется в различных областях деятельности человека, но более всего в области музыкального творчества. Слушая различных сольных исполнителей и музыкальные коллективы на сцене, по телевизионным и радиовещательным каналам, в сети Internet, можно отметить стилистическую разнородность исполнения. Не всегда те солисты и ансамбли, которые берутся исполнять народную музыку, действительно знакомы с ее спецификой и стилистикой. В результате, вместо собственно сохранения русских традиций происходит их искажение. В этом контексте чрезвычайно важной задачей является профессиональная музыкальная подготовка, которая может обеспечить грамотное исполнение репертуара русского музыкального народного и профессионального искусства.
Наряду с осознанием важности этой образовательной задачи, в настоящее время только начинает накапливаться методический опыт для ее осуществления. В советское время происходило накопление методов и приемов работы с детьми, для достижения эффективных результатов при обучении народному пению и игре на музыкальных инструментах. Однако современный социальный контекст и культурные парадигмы развития России в XXI веке вносят свои коррективы. Начинают разрабатываться и регламентируются приказами министерства культуры новые Федеральные государственные требования (2012 г.). В этих нормативных документах ставится задача овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Однако разработка методов и приемов работы с детьми, соответствующих современным образовательным целям и задачам, продолжает оставаться задачей педагога. Это определило актуальность темы настоящей дипломной работы, в которой изучается и обобщается успешный опыт обучения традициям народной музыкальной культуре в системе дополнительного образования на примере ДМШ города Тимашевск.
Цель дипломной работы: анализ современных методов и приемов обучения народной музыкальной культуре в детской музыкальной школе города Тимашевск.
Цель определила основные задачи дипломной работы:
1. Исследовать контекст обучения фольклору и игре на народных инструментах, представив краткий очерк развития музыкального образования в России.
2. Охарактеризовать современные методы и приемы развития основ музыкальной культуры, регламентирующиеся в государственных требованиях и реализующиеся в детских школах искусств и детских музыкальных школах России.
3. Проанализировать специфику работы вокального отделения детской музыкальной школы города Тимашевск по направлению «фольклор».
4. Дать характеристику методике развития игры на русских народных музыкальных инструментах в ДМШ г. Тимашевск.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность 6
1.2 Очерк становления народного музыкального образования в России 6
1.2 Современные методы и подходы к развитию народной музыкальной культуры 11
Глава 2. Детская музыкальная школа города Тимашевск в контексте традиций народной музыкальной культуры 21
2.1 Развитие народной музыкальной культуры на вокальном отделении 21
2.2 Развития народной музыкальной культуры при игре на русских инструментах (домра, баян, аккордеон) 30
Заключение 46
Список литературы 47
Заключение
Обратившись к анализу современных подходов к формированию основ народной культуры на основе анализа истории становления музыкального образования в России мы отметили очевидную тенденцию к смене методов преподавания, которая назрела в современной ситуации. Это осознают множество педагогов практиков, среди них – преподаватели детской музыкальной школы города Тимашевск.
Все мероприятия школы, а также педагогическая деятельность направлены на решение задач привлечения большего числа учащихся к получению начального музыкального образования, овладения навыками игры на различных музыкальных инструментах, участия в творческих коллективах, что позволяет воспитать адаптированных к условиям современной жизни людей, развитых и ответственных.
Для реализации этой задачи используются различные мероприятия – проекты, «Детская филармония», дни открытых дверей, всевозможные концерты, конкурсы, фестивали. Педагоги школы – люди творческие, и приемы по активизации мышления, внимания, воображения и других навыков отличают уроки по специальности на основе народной музыки, что делает процесс ее постижения интересным и увлекательным.
Большое значение имеет влияние личностных особенностей педагогов, которые увлекают детей за собой, создают условия, способствующие развитию у них музыкальности, творческого начала, мышления и исполнительских навыков.
Во второй главе дипломной работы был проанализирован успешный опыт формирования основ народной культуры на отделении народного пения, во втором разделе второй главы – на отделении народных инструментов. Цель и задачи, поставленные во введении, выполнены.
Список литературы
1. Детская музыкальная школа Тимашевска. Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.muztim.ru/index.php/using-joomla/extensions/templates/atomic/home-page-atomic?view=featured
2. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории / Л.В. Баева. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. – 277 с.
3. Глазкова Л. Об исполнении русской народной песни / Л.С. Глазкова // Советская музыка. - 1950. - №5 .- С. 38-40.
4. Гордеева Е. М. Композиторы Могучей кучки (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков) / Е.М. Гордеева. - М.: «Музыка», 1985. - 449 с.
5. Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В. Горлинский. - Москва, 1999. - 333 с.
6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – Спб.: Интор, 1996. – 544 с.
7. Еникеева Д. Культурология. Конспект лекций / Д.М. Еникеева. – М.: «Эксмо», 2008. – 160 с.
8. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен / И.И. Земцовский. – Л.: Музыка, 1975. - 224 с.
9. История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1. / Сост. Т. Ф. Владышевская, О. Е. Левашова, А. И. Кандинский. - М.: Музыка, 1999. – 560 с.
10. История русской советской музыки: 1917 – 1934 гг. Т.1. / Под ред. А. Д. Алексеева. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 328 с.
11. Келдыш Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. / Ю.В. Келдыш. - М.: Музгиз, 1954. – 525 с.
12. Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 1. Русская музыка с XI по XVII век / Ю.В. Келдыш. – М.: «Музыка», 1983. – 384 с.
13. Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 3. Русская музыка с XVIII века / Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашова. – М.: «Музыка», 1984. – 335 с.
14. Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 8, ч. 2. Русская музыка в 70-80-е годы XIX века / Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, О.Е. Левашова, М.П. Рахманова, А.М. Соколова. – М.: «Музыка», 1994. – 534 с.
15. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104672/?frame=1
16. «Красуня», звонкая певунья // Знамя труда. – 2014. – 19 февраля. – С. 4.
17. Леванов В. Песня рождается в народе (про хор Пятницкого) / В. Леванов // Советская музыка. - 1964. - №7. - С. 8-26.
18. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – М.: «Правда, 1990. – 607 с.
19. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусств / Н.Д. Успенский.- Л.: 2Советский композитор», 1971. - 624 с.
20. Фадеичева М.А. Диалектика ценности жизни и ценности культуры: автореф. дис. … канд. Философские науки: специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания» / М.А. Фадеичева. – Свердловск, 1990. – 31 с.
21. Федеральные государственные требования по ДПОП в области музыкального искусства «народные инструменты» и сроку обучения по этой программе. Утвержден приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года. Электронные источники, режим доступа: http://www.music03.ru/index.php/school/obrazovatelnye-uslugi/78-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-narodnye-instrumenty
22. Федеральные государственные требования по ДПОП в области музыкального искусства музыкального искусства «музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе. Утвержден приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года. Электронные источники, режим доступа: http://www.music03.ru/index.php/school/obrazovatelnye-uslugi/79-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-folklor
23. Холопов Ю.Н. О сущности музыки / Ю.Н. Холопов // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. - М.: издательство Московской консерватории, 2004. – С. 6 – 18.
24. Хор имени Пятницкого. Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.pyatnitsky.ru/.
25. Хоровое творчество народов СССР. – М.: «Музгиз», 1936. – 256 с.
26. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С.Яницкий. - Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2000. - 204 с.
27. Таюкин А.В. Исполнительство на баяне: традиции и перспективы развития // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - № 27. – С. 106 – 110.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность.
В начале XXI столетия происходит активное возрождение народной русской культуры. Появляются фольклорные коллективы, развиваются национальные традиционные ремесла, используются на сцене и в быту этнические детали одежды и т.п. Русская народная музыкальная культура становится чрезвычайно актуальной задачей современного образования в России, возрождающей свои традиции. Однако сохранение культурного наследия - это не только величайшая задача современной российской культуры, но и ее проблема. Она проявляется в различных областях деятельности человека, но более всего в области музыкального творчества. Слушая различных сольных исполнителей и музыкальные коллективы на сцене, по телевизионным и радиовещательным каналам, в сети Internet, можно отметить стилистическую разнородность исполнения. Не всегда те солисты и ансамбли, которые берутся исполнять народную музыку, действительно знакомы с ее спецификой и стилистикой. В результате, вместо собственно сохранения русских традиций происходит их искажение. В этом контексте чрезвычайно важной задачей является профессиональная музыкальная подготовка, которая может обеспечить грамотное исполнение репертуара русского музыкального народного и профессионального искусства.
Наряду с осознанием важности этой образовательной задачи, в настоящее время только начинает накапливаться методический опыт для ее осуществления. В советское время происходило накопление методов и приемов работы с детьми, для достижения эффективных результатов при обучении народному пению и игре на музыкальных инструментах. Однако современный социальный контекст и культурные парадигмы развития России в XXI веке вносят свои коррективы. Начинают разрабатываться и регламентируются приказами министерства культуры новые Федеральные государственные требования (2012 г.). В этих нормативных документах ставится задача овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Однако разработка методов и приемов работы с детьми, соответствующих современным образовательным целям и задачам, продолжает оставаться задачей педагога. Это определило актуальность темы настоящей дипломной работы, в которой изучается и обобщается успешный опыт обучения традициям народной музыкальной культуре в системе дополнительного образования на примере ДМШ города Тимашевск.
Цель дипломной работы: анализ современных методов и приемов обучения народной музыкальной культуре в детской музыкальной школе города Тимашевск.
Цель определила основные задачи дипломной работы:
1. Исследовать контекст обучения фольклору и игре на народных инструментах, представив краткий очерк развития музыкального образования в России.
2. Охарактеризовать современные методы и приемы развития основ музыкальной культуры, регламентирующиеся в государственных требованиях и реализующиеся в детских школах искусств и детских музыкальных школах России.
3. Проанализировать специфику работы вокального отделения детской музыкальной школы города Тимашевск по направлению «фольклор».
4. Дать характеристику методике развития игры на русских народных музыкальных инструментах в ДМШ г. Тимашевск.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Народная музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и современность 6
1.2 Очерк становления народного музыкального образования в России 6
1.2 Современные методы и подходы к развитию народной музыкальной культуры 11
Глава 2. Детская музыкальная школа города Тимашевск в контексте традиций народной музыкальной культуры 21
2.1 Развитие народной музыкальной культуры на вокальном отделении 21
2.2 Развития народной музыкальной культуры при игре на русских инструментах (домра, баян, аккордеон) 30
Заключение 46
Список литературы 47
Заключение
Обратившись к анализу современных подходов к формированию основ народной культуры на основе анализа истории становления музыкального образования в России мы отметили очевидную тенденцию к смене методов преподавания, которая назрела в современной ситуации. Это осознают множество педагогов практиков, среди них – преподаватели детской музыкальной школы города Тимашевск.
Все мероприятия школы, а также педагогическая деятельность направлены на решение задач привлечения большего числа учащихся к получению начального музыкального образования, овладения навыками игры на различных музыкальных инструментах, участия в творческих коллективах, что позволяет воспитать адаптированных к условиям современной жизни людей, развитых и ответственных.
Для реализации этой задачи используются различные мероприятия – проекты, «Детская филармония», дни открытых дверей, всевозможные концерты, конкурсы, фестивали. Педагоги школы – люди творческие, и приемы по активизации мышления, внимания, воображения и других навыков отличают уроки по специальности на основе народной музыки, что делает процесс ее постижения интересным и увлекательным.
Большое значение имеет влияние личностных особенностей педагогов, которые увлекают детей за собой, создают условия, способствующие развитию у них музыкальности, творческого начала, мышления и исполнительских навыков.
Во второй главе дипломной работы был проанализирован успешный опыт формирования основ народной культуры на отделении народного пения, во втором разделе второй главы – на отделении народных инструментов. Цель и задачи, поставленные во введении, выполнены.
Список литературы
1. Детская музыкальная школа Тимашевска. Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.muztim.ru/index.php/using-joomla/extensions/templates/atomic/home-page-atomic?view=featured
2. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории / Л.В. Баева. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. – 277 с.
3. Глазкова Л. Об исполнении русской народной песни / Л.С. Глазкова // Советская музыка. - 1950. - №5 .- С. 38-40.
4. Гордеева Е. М. Композиторы Могучей кучки (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков) / Е.М. Гордеева. - М.: «Музыка», 1985. - 449 с.
5. Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В. Горлинский. - Москва, 1999. - 333 с.
6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – Спб.: Интор, 1996. – 544 с.
7. Еникеева Д. Культурология. Конспект лекций / Д.М. Еникеева. – М.: «Эксмо», 2008. – 160 с.
8. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен / И.И. Земцовский. – Л.: Музыка, 1975. - 224 с.
9. История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1. / Сост. Т. Ф. Владышевская, О. Е. Левашова, А. И. Кандинский. - М.: Музыка, 1999. – 560 с.
10. История русской советской музыки: 1917 – 1934 гг. Т.1. / Под ред. А. Д. Алексеева. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 328 с.
11. Келдыш Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. / Ю.В. Келдыш. - М.: Музгиз, 1954. – 525 с.
12. Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 1. Русская музыка с XI по XVII век / Ю.В. Келдыш. – М.: «Музыка», 1983. – 384 с.
13. Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 3. Русская музыка с XVIII века / Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашова. – М.: «Музыка», 1984. – 335 с.
14. Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 8, ч. 2. Русская музыка в 70-80-е годы XIX века / Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, О.Е. Левашова, М.П. Рахманова, А.М. Соколова. – М.: «Музыка», 1994. – 534 с.
15. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104672/?frame=1
16. «Красуня», звонкая певунья // Знамя труда. – 2014. – 19 февраля. – С. 4.
17. Леванов В. Песня рождается в народе (про хор Пятницкого) / В. Леванов // Советская музыка. - 1964. - №7. - С. 8-26.
18. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – М.: «Правда, 1990. – 607 с.
19. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусств / Н.Д. Успенский.- Л.: 2Советский композитор», 1971. - 624 с.
20. Фадеичева М.А. Диалектика ценности жизни и ценности культуры: автореф. дис. … канд. Философские науки: специальность 09.00.01 «Онтология и теория познания» / М.А. Фадеичева. – Свердловск, 1990. – 31 с.
21. Федеральные государственные требования по ДПОП в области музыкального искусства «народные инструменты» и сроку обучения по этой программе. Утвержден приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года. Электронные источники, режим доступа: http://www.music03.ru/index.php/school/obrazovatelnye-uslugi/78-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-narodnye-instrumenty
22. Федеральные государственные требования по ДПОП в области музыкального искусства музыкального искусства «музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе. Утвержден приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года. Электронные источники, режим доступа: http://www.music03.ru/index.php/school/obrazovatelnye-uslugi/79-federalnye-gosudarstvennye-trebovaniya-k-dpop-folklor
23. Холопов Ю.Н. О сущности музыки / Ю.Н. Холопов // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. - М.: издательство Московской консерватории, 2004. – С. 6 – 18.
24. Хор имени Пятницкого. Официальный сайт. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.pyatnitsky.ru/.
25. Хоровое творчество народов СССР. – М.: «Музгиз», 1936. – 256 с.
26. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С.Яницкий. - Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2000. - 204 с.
27. Таюкин А.В. Исполнительство на баяне: традиции и перспективы развития // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - № 27. – С. 106 – 110.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую