ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ АВТОР! ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!!!!! ДИПЛОМ НА 5!!!!! СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Эффективная налоговая система является ключевым условием динамического развития экономики любого государства. На её основе осуществляется перераспределение средств между субъектами, создается благоприятный инвестиционный климат, а также экономические и социальные условия для исполнения функций государства.
Функциональная налоговая система определяется эффективным налоговым контролем. В настоящее время контроль за исчислением и уплатой в бюджет налогов является необходимым, так как обеспечивает финансовую безопасность России, в части формирования налоговых доходов.
Данная форма контроля является специализированной, направлена на проверку своевременности и полноты начисления и оплаты налоговых платежей и сборов. также, налоговый контроль направлен на финансовую безопасность государства в целях полноты формирования налоговых доходов бюджета.
Проблемы формирования оптимальной системы налогового контроля являются актуальными на национальном и международном уровнях. Несовершенство законодательства, нестабильность норм в налоговой системе дают возможность увеличивать уровень преступлений в налоговой сфере. Пользуясь несовершенством норм законодательства, руководство многих отечественных организаций применяют сложные алгоритмы для сокрытия полного объема объектов налогообложения, что возможно с использованием посреднических компаний, дочерних хозяйствующих субъектов, кредитных организаций, поставщиков, покупателей, и потребителей их продукции.
При осуществлении налогового контроля выявляются субъекты, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность без регистрации в налоговом органе, с использованием искаженных и фальшивых реквизитов, оттисков печати, а также не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговую инспекцию. В настоящее время прослеживается тенденция роста количества правонарушений, которые связанны с укрытием доходов от внешнеэкономических операций. В таких условиях существенную значимость приобретают аспекты совершенствования контроля в налоговой системе за соблюдением нормативно-правовых актов о налогах и сборах, достоверностью их исчисления, своевременностью внесения в полном объеме в соответствующие бюджеты Российской Федерации.
Одной из наиболее распространенных форм контроля в налоговой системе является камеральная налоговая проверка. Данная форма оперативного реагирования, направленная, в первую очередь, на предупреждение и пресечение правонарушений в налоговой сфере на их начальной стадии. Камеральные проверки позволяют обнаруживать как случайные технические ошибки бухгалтеров, так и факты заведомого искажения сведений, отражаемых в бухгалтерской и налоговой отчетности.
В то же время сегодня перед налоговыми органами как нельзя более остро стоит задача совершенствования системы контроля на базе новейших достижений в области информационных технологий. Приоритетным направлением решения указанной задачи являются, в частности, разработка и внедрение инновационных методик проведения камеральной налоговой проверки, а также анализа её эффективности. Всё вышесказанное обусловливает актуальность выбранной тематики исследования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование сущности камеральной налоговой проверки и основных подходов к оценке её эффективности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику камеральной налоговой проверке как форме налогового контроля;
проанализировать практику проведения камеральных налоговых проверок в межрайонной ИФНС России 21 по Московской области;
разработать пути повышения эффективности камеральных налоговых проверок на федеральном уровне и на уровне конкретной инспекции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении камеральных налоговых проверок в Российской Федерации.
Предметом исследования являются проблемы проведения камеральных налоговых проверок, а также повышения из эффективности.
Нормативную основу данного исследования составляет налоговое законодательство Российской Федерации, а также нормативные акты ФНС РФ, посвященные проблемам организации камеральных налоговых проверок.
Теоретическую основу данного исследования составили труды таких авторов как И.М. Александров, Н.А. Дорофеева, Н.В. Елизарова, И.А. Майбуров, Е.Б. Шувалова и другие. В работе также использовались комментарии к налоговому законодательству, материалы периодической печати, информационные интернет-ресурсы.
Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектический и формально-логический методы, а также методы исторического, сравнительного и системного анализа и обобщения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. Налоговые проверки, их сущность и роль в системе налогового администрирования 6
1.2. Правовые и организационные проведения камеральных налоговых проверок 15
Вывод 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС РОССИИ 21 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 26
2.1. Общая характеристика Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 26
2.2. Порядок проведения камеральной проверки и оформления ее результатов в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 35
2.3. Эффективность проведения камеральных проверок в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 46
Вывод 51
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 53
3.1. Совершенствование форм и организационно-правовых методов проведения камеральных налоговых проверок 53
3.2. Повышение эффективности организации камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 57
Вывод 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Итак, в данной работе был произведен анализ теоретических и практических аспектов проведения камеральных налоговых проверок и разработаны мероприятия по повышению их эффективности. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие по контролю налогового органа за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов и сборов.
Камеральная налоговая проверка представляет собой проверку, которая осуществляется по месту расположения налогового органа на основе налоговых деклараций и расчетов, представленные налогоплательщиком, что служит основанием для исчисления и уплаты налогов, а также прочей документации о деятельности налогоплательщика по данным налогового органа. Порядок осуществления налоговой камеральной проверки регламентируется ст. 88 НК РФ.
Субъектами камеральной налоговой проверки являются налоговые органы, а конкретно – отделы камеральных проверок инспекций ФНС России, должностные лица которых осуществляют проверку налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком по месту нахождения налогового органа.
Объектом камеральной проверки являются налоговые декларации, представленные налогоплательщиками в налоговые органы, а также расчеты авансовых платежей и сборов.
Камеральная проверка инициируется налоговым органом по результатам представления декларации или расчетов налогоплательщиком. Начало проверки не требует специальных решений руководителя налогового органа.
Налогоплательщик не уведомляется о начале и об окончании камеральной проверки при отсутствии нарушений.
Камеральная проверка длится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации налогоплательщиком в налоговый орган. При отсутствии нарушений проверка автоматически завершается.
Выявление ошибок, расхождений, несоответствие сведений в ходе камеральной проверки налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию. Указанные пояснения должны быть представлены налогоплательщиком в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Наряду с проверкой налоговой отчетности должностные лица налоговых органов вправе использовать дополнительные способы налогового контроля. Если по результатам рассмотрения пояснений и документов налогоплательщика либо при их отсутствии налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, инспекторы ИФНС России в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляют акт камеральной проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Акт камеральной проверки вручается налогоплательщику в срок до 5 рабочих дней с даты составления. При несогласии его можно обжаловать 1 месяца.
В практической части работы была рассмотрена деятельность проведения камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области.
Межрайонная ИФНС России 21 по Московской области входит в единую централизованную систему налоговых органов, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральной налоговой службы РФ), и его территориальных органов. Инспекция обслуживает налогоплательщиков г. Руза, г. Можайска, Рузского и Можайского районов. Юридический адрес налоговой инспекции: 143103, г. Руза, ул. Революционная, д. 23.
Камеральные налоговые проверки в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области осуществляют два отдела камеральных проверок. Отдел камеральных проверок 1 специализируется на проверке деклараций юридических лиц, отдел камеральных проверок 2 – на проверке деклараций индивидуальных предпринимателей.
Камеральные проверки в инспекции осуществляются в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, письмами ФНС России, а также внутренним регламентом камеральных проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 25 сентября 2008 г. N ММ-4-2/33дсп@.
В наиболее общем виде проведение камеральной проверки предполагает выполнения трех основных процедур: проверка сопоставимости показателей, взаимоувязка показателей и проверка достоверности показателей. В отдельных случаях производится также сопоставление данных налоговой отчетности налогоплательщика с уровнем и динамикой показателей объемов потребления и со средними показателями по группе аналогичных налогоплательщиков. Камеральная проверка, в ходе которой выполняются все пять перечисленных действий, а также используется информация, дополнительно представленная налогоплательщиками и иными лицами по запросам налогового органа, называется «углубленной камеральной проверкой».
При отсутствии нарушений в налоговой декларации камеральная проверка закрывается без уведомления налогоплательщика. Если инспектор выявил нарушения, он составляет акт по итогам проверки (п.5 ст.88 НК РФ).
В 2015 году камеральные отделы Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области провели 33318 проверок, из которых 23,5% составляли проверки юридических лиц и 76,5% – проверки индивидуальных предпринимателей. В ходе проверок было выявлено 2541 нарушение. Следует отметить, что по данным за пять лет доля камеральных налоговых проверок, выявивших нарушения, в общем числе камеральных проверок в целом остается неизменным – около 7,5%.
Сумма доначисленных по результатам камеральных налоговых проверок налоговых платежей по результатам камеральных налоговых проверок, в исследуемой ИФНС неуклонно возрастает. В 2015 году данный показатель составлял 22208 тыс.руб., что на 5,2% больше, чем в предшествующем периоде, и 11,5% превышает показатель 2011 года. Наибольший объем доначисленных сумм приходится на налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
Таким образом, деятельность по проведению камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области в целом является достаточно эффективной.
Анализ теоретических и практических аспектов камеральных налоговых проверок позволяет выделить следующие проблемы в исследуемой области и направления их решения:
Проблема 1. Отсутствие четкой регламентации порядка проведения камеральной налоговой проверки в Налоговом кодексе РФ. Решением проблемы может стать внесение в НК РФ изменений, подразумевающих подробную характеристику порядка проведения камеральной налоговой проверки.
Проблема 2. Регулярная модификация бланков налоговой отчетности. Решение проблемы – установление единообразных неизменных форм отчетности по всем налогам и сборам.
Проблема 3. Отсутствие перечня документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика в ходе налоговой проверки. Решение проблемы видится в установлении закрытого перечня возможных для истребования документов в ст.88 НК РФ, регулирующей процедуру проведения камеральной налоговой проверки.
Проблема 4. Низкое качество межведомственного и межгосударственного взаимодействия. Решение – создание Единого государственного банка данных об экономической деятельности и имуществе юридических и физических лиц.
Проблема 5. Отсутствие единообразного подхода к установлению сроков сдачи налоговой отчетности. Решение проблемы заключается в установлении единого срока сдачи отчетности: например, 30 числа месяца, следующего за окончанием налогового или отчетного периода, а для более сложных в расчете налогов – 30 числа одного из последующих месяцев.
Проблема 6. Сложность существующей системы налогообложения. Решение проблемы – устранение разночтений и неотработанных норм НК РФ и упрощение сам механизм налогообложения.
Проблема 7. Ограниченность возможностей камеральной проверки. Решение проблемы – активное использование косвенных методов исчисления налоговой базы на примере зарубежной практики.
В рамках данного исследования также были предложены пути повышения эффективности организации камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области. Анализ показал, что результативность камеральных налоговых проверок в исследуемой инспекции несколько ниже, чем по России в целом.
По мнению автора, это обусловлено высокой степенью загруженности сотрудников камеральных отделов исследуемой инспекции. На проведение одной камеральной проверки, в том числе углубленной, приходится всего 41 минута времени налогового инспектора. Если при этом принять во внимание фактор сезонности сдачи отчетности и ограниченность срока камеральной проверки 30 днями, то на долю каждой проверки будет приходиться не более 25-30 минут, что слишком мало для эффективного выявления правонарушений.
Решение данной проблемы видится в увеличении численности сотрудников отделов камеральной проверки, а также улучшении качества автоматизации процесса налогового контроля. В рамках совершенствования автоматизации рекомендуется предусмотреть возможность одновременной загрузки массива данных (100 и более деклараций) и с автоматизированной проверкой не только их арифметической правильности, но и соответствия сведениям, приведенным в базах других ведомств.
При отсутствии ошибок отчетной форме должен автоматически присваиваться статус проверенной, а при выявлении неточностей она должна быть выведена на экран для принятия должностным лицом решения об углубленной проверке, вызове налогоплательщика или иных действиях.
Также в ходе исследования деятельности камеральных отделов Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области было отмечено, что акт о проведении камеральной проверки с выявлением налоговых правонарушений составляется инспекторами в программе Microsoft Word и каждый раз корректируется вручную, что требует излишних затрат времени. Для решения данной проблемы рекомендуется разработать программу, формирующую такие отчеты автоматически при выборе налогоплательщика из базы и указания категории правонарушения. При этом программа должна быть связана с базой АИС «Налог» и содержать в себе сведения обо всех типах налоговых правонарушений и их последствиях.
Применение указанных методов в российской практике будет способствовать повышению эффективности камеральных налоговых проверок как на уровне Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области, так и на уровне всей российской налоговой системы в целом.
1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г., 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ от 04 августа 2014 г., N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340.
5. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I. О налоговых органах Российской Федерации (ред. от 2 апреля 2014 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., N 15, ст. 492.
6. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 5 февраля 2016 г.) // СЗ РФ от 4 октября 2004 г. N 40 ст. 3961.
7. Письмо Минфина России от 17 апреля 2007 г. N 03-02-07/1-182 // Информационно-правовая система «Гарант».
8. Письмо Минфина России от 24 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-471 // Информационно-правовая система «Гарант».
9. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 25 февраля 2009 г. N ММ-7-6/85@. Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н. (ред. от 17 марта 2015 г.) // Информационно-правовая система «Гарант».
10. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) // Информационно-правовая система «Гарант».
11. Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» // Информационно-правовая система «Гарант».
12. Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 14 июля 2015 г. N ЕД-4-3/12317@ «О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций» // Информационно-правовая система «Гарант».
13. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 25 сентября 2008 г. N ММ-4-2/33дсп@ «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок».
14. Аронов А.В. Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 544 с.
15. Грунина Д.К. Основы налогового администрирования. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. – 94 с.
16. Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2015. – 128 с.
17. Дорофеева Н.А., Брилон А.В., Брилон Н.В. Налоговое администрирование: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 296 с.
18. Ефремова Т.А. Налоговые органы России: становление, направления модернизации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 68 с.
19. Килинкарова Е.В. Налоговое право зарубежных стран. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 368 с.
20. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 354 с.
21. Налоги и налоговое администрирование: учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. направлениям и специальностям / Федерал. налоговая служба, Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации ; под ред. М.В. Мишустина. – М.: Просвещение, 2015. – 912 с.
22. Налоговое администрирование: учебное пособие / Под ред. проф. Л.И. Гончаренко. – М.: Кнорус, 2009. – 446 с.
23. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. – 5-e изд., испр. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 704 с.
24. Налогообложение организаций: Учебник. / под ред. проф. Гончаренко Л.И. – М.: Экономистъ, 2006. – 480 с.
25. Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 416 с.
26. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / Под ред. В.В. Кузьменко – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 186 с.
27. Правовые проблемы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Wolters Kluwer, 2012. – 224 с.
28. Проблемы налогового администрирования в Российской Федерации: монография / Под ред. Е.Б. Шуваловой. – М.: МЭСИ, 2012. – 187 с.
29. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – М.: Academia, 2013. – 208 с.
30. Теория и практика налогообложения: Учебник / Под ред. Н.И. Малиса. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
31. Ванюхина А.М., Шемякина М.С. Роль камеральной налоговой проверки в системе налогового контроля // Вестник международных научных конференций. 2015. № 6 (10). С. 16-24.
32. Ёжиков С.Г., Королева Л.П. Камеральные и выездные налоговые проверки: условия перехода количественных изменений в качественные // В сборнике: Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Лукьянчиков В.И.. Липецк, 2013. С. 31-33.
33. Журавская В.А., Пономарев О.В. Камеральные налоговые проверки: правовые и организационные проблемы проведения // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 17-2. С. 227-236.
34. Марченко М.А. Мероприятия налогового контроля при проведении камеральных налоговых проверок // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-1 (39). С. 45-47.
35. Симиренко О.В. Спецификация камеральных налоговых проверок как мероприятий налогового администрирования // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 75-79.
36. Цвилий-Букланова А.А. К вопросу о полномочиях налоговых органов в ходе проведения камеральных налоговых проверок // Законность и правопорядок в современном обществе. 2014. № 19. С.99-106.
37. Шемякина М.С., Ванюхина А.М. Анализ методики камеральной налоговой проверки декларации по НДС // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4 (28). С. 100-109.
38. Щербакова Н.В. Организация работы налоговых органов по истребованию документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 7-8 (41-42). С. 65-68.
39. Щербакова Н.В., Ахмазьянова Л.Т. Камеральная налоговая проверка как одна из основных форм налогового контроля // Вестник международных научных конференций. 2015. № 7 (11). С. 88-96.
40. Рыкунова В.Л., Севрюкова Л.В. Совершенствование форм и методов контрольной работы налоговых органов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 102-106.
41. Амплеева С. Новый регламент камеральных проверок ограничивает произвол инспекторов [Интернет-ресурс]. – URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/173330.html
42. Национальная экономическая энциклопедия [Интернет-ресурс]. – URL: http://www.vocable.ru/
43. Официальный сайт ФНС РФ [Интернет-ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru/
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Эффективная налоговая система является ключевым условием динамического развития экономики любого государства. На её основе осуществляется перераспределение средств между субъектами, создается благоприятный инвестиционный климат, а также экономические и социальные условия для исполнения функций государства.
Функциональная налоговая система определяется эффективным налоговым контролем. В настоящее время контроль за исчислением и уплатой в бюджет налогов является необходимым, так как обеспечивает финансовую безопасность России, в части формирования налоговых доходов.
Данная форма контроля является специализированной, направлена на проверку своевременности и полноты начисления и оплаты налоговых платежей и сборов. также, налоговый контроль направлен на финансовую безопасность государства в целях полноты формирования налоговых доходов бюджета.
Проблемы формирования оптимальной системы налогового контроля являются актуальными на национальном и международном уровнях. Несовершенство законодательства, нестабильность норм в налоговой системе дают возможность увеличивать уровень преступлений в налоговой сфере. Пользуясь несовершенством норм законодательства, руководство многих отечественных организаций применяют сложные алгоритмы для сокрытия полного объема объектов налогообложения, что возможно с использованием посреднических компаний, дочерних хозяйствующих субъектов, кредитных организаций, поставщиков, покупателей, и потребителей их продукции.
При осуществлении налогового контроля выявляются субъекты, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность без регистрации в налоговом органе, с использованием искаженных и фальшивых реквизитов, оттисков печати, а также не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговую инспекцию. В настоящее время прослеживается тенденция роста количества правонарушений, которые связанны с укрытием доходов от внешнеэкономических операций. В таких условиях существенную значимость приобретают аспекты совершенствования контроля в налоговой системе за соблюдением нормативно-правовых актов о налогах и сборах, достоверностью их исчисления, своевременностью внесения в полном объеме в соответствующие бюджеты Российской Федерации.
Одной из наиболее распространенных форм контроля в налоговой системе является камеральная налоговая проверка. Данная форма оперативного реагирования, направленная, в первую очередь, на предупреждение и пресечение правонарушений в налоговой сфере на их начальной стадии. Камеральные проверки позволяют обнаруживать как случайные технические ошибки бухгалтеров, так и факты заведомого искажения сведений, отражаемых в бухгалтерской и налоговой отчетности.
В то же время сегодня перед налоговыми органами как нельзя более остро стоит задача совершенствования системы контроля на базе новейших достижений в области информационных технологий. Приоритетным направлением решения указанной задачи являются, в частности, разработка и внедрение инновационных методик проведения камеральной налоговой проверки, а также анализа её эффективности. Всё вышесказанное обусловливает актуальность выбранной тематики исследования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование сущности камеральной налоговой проверки и основных подходов к оценке её эффективности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику камеральной налоговой проверке как форме налогового контроля;
проанализировать практику проведения камеральных налоговых проверок в межрайонной ИФНС России 21 по Московской области;
разработать пути повышения эффективности камеральных налоговых проверок на федеральном уровне и на уровне конкретной инспекции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении камеральных налоговых проверок в Российской Федерации.
Предметом исследования являются проблемы проведения камеральных налоговых проверок, а также повышения из эффективности.
Нормативную основу данного исследования составляет налоговое законодательство Российской Федерации, а также нормативные акты ФНС РФ, посвященные проблемам организации камеральных налоговых проверок.
Теоретическую основу данного исследования составили труды таких авторов как И.М. Александров, Н.А. Дорофеева, Н.В. Елизарова, И.А. Майбуров, Е.Б. Шувалова и другие. В работе также использовались комментарии к налоговому законодательству, материалы периодической печати, информационные интернет-ресурсы.
Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектический и формально-логический методы, а также методы исторического, сравнительного и системного анализа и обобщения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. Налоговые проверки, их сущность и роль в системе налогового администрирования 6
1.2. Правовые и организационные проведения камеральных налоговых проверок 15
Вывод 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС РОССИИ 21 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 26
2.1. Общая характеристика Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 26
2.2. Порядок проведения камеральной проверки и оформления ее результатов в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 35
2.3. Эффективность проведения камеральных проверок в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 46
Вывод 51
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 53
3.1. Совершенствование форм и организационно-правовых методов проведения камеральных налоговых проверок 53
3.2. Повышение эффективности организации камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области 57
Вывод 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Итак, в данной работе был произведен анализ теоретических и практических аспектов проведения камеральных налоговых проверок и разработаны мероприятия по повышению их эффективности. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие по контролю налогового органа за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов и сборов.
Камеральная налоговая проверка представляет собой проверку, которая осуществляется по месту расположения налогового органа на основе налоговых деклараций и расчетов, представленные налогоплательщиком, что служит основанием для исчисления и уплаты налогов, а также прочей документации о деятельности налогоплательщика по данным налогового органа. Порядок осуществления налоговой камеральной проверки регламентируется ст. 88 НК РФ.
Субъектами камеральной налоговой проверки являются налоговые органы, а конкретно – отделы камеральных проверок инспекций ФНС России, должностные лица которых осуществляют проверку налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком по месту нахождения налогового органа.
Объектом камеральной проверки являются налоговые декларации, представленные налогоплательщиками в налоговые органы, а также расчеты авансовых платежей и сборов.
Камеральная проверка инициируется налоговым органом по результатам представления декларации или расчетов налогоплательщиком. Начало проверки не требует специальных решений руководителя налогового органа.
Налогоплательщик не уведомляется о начале и об окончании камеральной проверки при отсутствии нарушений.
Камеральная проверка длится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации налогоплательщиком в налоговый орган. При отсутствии нарушений проверка автоматически завершается.
Выявление ошибок, расхождений, несоответствие сведений в ходе камеральной проверки налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию. Указанные пояснения должны быть представлены налогоплательщиком в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Наряду с проверкой налоговой отчетности должностные лица налоговых органов вправе использовать дополнительные способы налогового контроля. Если по результатам рассмотрения пояснений и документов налогоплательщика либо при их отсутствии налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, инспекторы ИФНС России в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляют акт камеральной проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Акт камеральной проверки вручается налогоплательщику в срок до 5 рабочих дней с даты составления. При несогласии его можно обжаловать 1 месяца.
В практической части работы была рассмотрена деятельность проведения камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области.
Межрайонная ИФНС России 21 по Московской области входит в единую централизованную систему налоговых органов, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральной налоговой службы РФ), и его территориальных органов. Инспекция обслуживает налогоплательщиков г. Руза, г. Можайска, Рузского и Можайского районов. Юридический адрес налоговой инспекции: 143103, г. Руза, ул. Революционная, д. 23.
Камеральные налоговые проверки в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области осуществляют два отдела камеральных проверок. Отдел камеральных проверок 1 специализируется на проверке деклараций юридических лиц, отдел камеральных проверок 2 – на проверке деклараций индивидуальных предпринимателей.
Камеральные проверки в инспекции осуществляются в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, письмами ФНС России, а также внутренним регламентом камеральных проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 25 сентября 2008 г. N ММ-4-2/33дсп@.
В наиболее общем виде проведение камеральной проверки предполагает выполнения трех основных процедур: проверка сопоставимости показателей, взаимоувязка показателей и проверка достоверности показателей. В отдельных случаях производится также сопоставление данных налоговой отчетности налогоплательщика с уровнем и динамикой показателей объемов потребления и со средними показателями по группе аналогичных налогоплательщиков. Камеральная проверка, в ходе которой выполняются все пять перечисленных действий, а также используется информация, дополнительно представленная налогоплательщиками и иными лицами по запросам налогового органа, называется «углубленной камеральной проверкой».
При отсутствии нарушений в налоговой декларации камеральная проверка закрывается без уведомления налогоплательщика. Если инспектор выявил нарушения, он составляет акт по итогам проверки (п.5 ст.88 НК РФ).
В 2015 году камеральные отделы Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области провели 33318 проверок, из которых 23,5% составляли проверки юридических лиц и 76,5% – проверки индивидуальных предпринимателей. В ходе проверок было выявлено 2541 нарушение. Следует отметить, что по данным за пять лет доля камеральных налоговых проверок, выявивших нарушения, в общем числе камеральных проверок в целом остается неизменным – около 7,5%.
Сумма доначисленных по результатам камеральных налоговых проверок налоговых платежей по результатам камеральных налоговых проверок, в исследуемой ИФНС неуклонно возрастает. В 2015 году данный показатель составлял 22208 тыс.руб., что на 5,2% больше, чем в предшествующем периоде, и 11,5% превышает показатель 2011 года. Наибольший объем доначисленных сумм приходится на налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
Таким образом, деятельность по проведению камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области в целом является достаточно эффективной.
Анализ теоретических и практических аспектов камеральных налоговых проверок позволяет выделить следующие проблемы в исследуемой области и направления их решения:
Проблема 1. Отсутствие четкой регламентации порядка проведения камеральной налоговой проверки в Налоговом кодексе РФ. Решением проблемы может стать внесение в НК РФ изменений, подразумевающих подробную характеристику порядка проведения камеральной налоговой проверки.
Проблема 2. Регулярная модификация бланков налоговой отчетности. Решение проблемы – установление единообразных неизменных форм отчетности по всем налогам и сборам.
Проблема 3. Отсутствие перечня документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика в ходе налоговой проверки. Решение проблемы видится в установлении закрытого перечня возможных для истребования документов в ст.88 НК РФ, регулирующей процедуру проведения камеральной налоговой проверки.
Проблема 4. Низкое качество межведомственного и межгосударственного взаимодействия. Решение – создание Единого государственного банка данных об экономической деятельности и имуществе юридических и физических лиц.
Проблема 5. Отсутствие единообразного подхода к установлению сроков сдачи налоговой отчетности. Решение проблемы заключается в установлении единого срока сдачи отчетности: например, 30 числа месяца, следующего за окончанием налогового или отчетного периода, а для более сложных в расчете налогов – 30 числа одного из последующих месяцев.
Проблема 6. Сложность существующей системы налогообложения. Решение проблемы – устранение разночтений и неотработанных норм НК РФ и упрощение сам механизм налогообложения.
Проблема 7. Ограниченность возможностей камеральной проверки. Решение проблемы – активное использование косвенных методов исчисления налоговой базы на примере зарубежной практики.
В рамках данного исследования также были предложены пути повышения эффективности организации камеральных налоговых проверок в Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области. Анализ показал, что результативность камеральных налоговых проверок в исследуемой инспекции несколько ниже, чем по России в целом.
По мнению автора, это обусловлено высокой степенью загруженности сотрудников камеральных отделов исследуемой инспекции. На проведение одной камеральной проверки, в том числе углубленной, приходится всего 41 минута времени налогового инспектора. Если при этом принять во внимание фактор сезонности сдачи отчетности и ограниченность срока камеральной проверки 30 днями, то на долю каждой проверки будет приходиться не более 25-30 минут, что слишком мало для эффективного выявления правонарушений.
Решение данной проблемы видится в увеличении численности сотрудников отделов камеральной проверки, а также улучшении качества автоматизации процесса налогового контроля. В рамках совершенствования автоматизации рекомендуется предусмотреть возможность одновременной загрузки массива данных (100 и более деклараций) и с автоматизированной проверкой не только их арифметической правильности, но и соответствия сведениям, приведенным в базах других ведомств.
При отсутствии ошибок отчетной форме должен автоматически присваиваться статус проверенной, а при выявлении неточностей она должна быть выведена на экран для принятия должностным лицом решения об углубленной проверке, вызове налогоплательщика или иных действиях.
Также в ходе исследования деятельности камеральных отделов Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области было отмечено, что акт о проведении камеральной проверки с выявлением налоговых правонарушений составляется инспекторами в программе Microsoft Word и каждый раз корректируется вручную, что требует излишних затрат времени. Для решения данной проблемы рекомендуется разработать программу, формирующую такие отчеты автоматически при выборе налогоплательщика из базы и указания категории правонарушения. При этом программа должна быть связана с базой АИС «Налог» и содержать в себе сведения обо всех типах налоговых правонарушений и их последствиях.
Применение указанных методов в российской практике будет способствовать повышению эффективности камеральных налоговых проверок как на уровне Межрайонной ИФНС России 21 по Московской области, так и на уровне всей российской налоговой системы в целом.
1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г., 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ от 04 августа 2014 г., N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340.
5. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I. О налоговых органах Российской Федерации (ред. от 2 апреля 2014 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., N 15, ст. 492.
6. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 5 февраля 2016 г.) // СЗ РФ от 4 октября 2004 г. N 40 ст. 3961.
7. Письмо Минфина России от 17 апреля 2007 г. N 03-02-07/1-182 // Информационно-правовая система «Гарант».
8. Письмо Минфина России от 24 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-471 // Информационно-правовая система «Гарант».
9. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 25 февраля 2009 г. N ММ-7-6/85@. Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н. (ред. от 17 марта 2015 г.) // Информационно-правовая система «Гарант».
10. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) // Информационно-правовая система «Гарант».
11. Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» // Информационно-правовая система «Гарант».
12. Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 14 июля 2015 г. N ЕД-4-3/12317@ «О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций» // Информационно-правовая система «Гарант».
13. Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 25 сентября 2008 г. N ММ-4-2/33дсп@ «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок».
14. Аронов А.В. Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 544 с.
15. Грунина Д.К. Основы налогового администрирования. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. – 94 с.
16. Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2015. – 128 с.
17. Дорофеева Н.А., Брилон А.В., Брилон Н.В. Налоговое администрирование: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 296 с.
18. Ефремова Т.А. Налоговые органы России: становление, направления модернизации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 68 с.
19. Килинкарова Е.В. Налоговое право зарубежных стран. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 368 с.
20. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 354 с.
21. Налоги и налоговое администрирование: учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. направлениям и специальностям / Федерал. налоговая служба, Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации ; под ред. М.В. Мишустина. – М.: Просвещение, 2015. – 912 с.
22. Налоговое администрирование: учебное пособие / Под ред. проф. Л.И. Гончаренко. – М.: Кнорус, 2009. – 446 с.
23. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. – 5-e изд., испр. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 704 с.
24. Налогообложение организаций: Учебник. / под ред. проф. Гончаренко Л.И. – М.: Экономистъ, 2006. – 480 с.
25. Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 416 с.
26. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / Под ред. В.В. Кузьменко – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 186 с.
27. Правовые проблемы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Wolters Kluwer, 2012. – 224 с.
28. Проблемы налогового администрирования в Российской Федерации: монография / Под ред. Е.Б. Шуваловой. – М.: МЭСИ, 2012. – 187 с.
29. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – М.: Academia, 2013. – 208 с.
30. Теория и практика налогообложения: Учебник / Под ред. Н.И. Малиса. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
31. Ванюхина А.М., Шемякина М.С. Роль камеральной налоговой проверки в системе налогового контроля // Вестник международных научных конференций. 2015. № 6 (10). С. 16-24.
32. Ёжиков С.Г., Королева Л.П. Камеральные и выездные налоговые проверки: условия перехода количественных изменений в качественные // В сборнике: Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Лукьянчиков В.И.. Липецк, 2013. С. 31-33.
33. Журавская В.А., Пономарев О.В. Камеральные налоговые проверки: правовые и организационные проблемы проведения // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 17-2. С. 227-236.
34. Марченко М.А. Мероприятия налогового контроля при проведении камеральных налоговых проверок // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-1 (39). С. 45-47.
35. Симиренко О.В. Спецификация камеральных налоговых проверок как мероприятий налогового администрирования // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 75-79.
36. Цвилий-Букланова А.А. К вопросу о полномочиях налоговых органов в ходе проведения камеральных налоговых проверок // Законность и правопорядок в современном обществе. 2014. № 19. С.99-106.
37. Шемякина М.С., Ванюхина А.М. Анализ методики камеральной налоговой проверки декларации по НДС // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4 (28). С. 100-109.
38. Щербакова Н.В. Организация работы налоговых органов по истребованию документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 7-8 (41-42). С. 65-68.
39. Щербакова Н.В., Ахмазьянова Л.Т. Камеральная налоговая проверка как одна из основных форм налогового контроля // Вестник международных научных конференций. 2015. № 7 (11). С. 88-96.
40. Рыкунова В.Л., Севрюкова Л.В. Совершенствование форм и методов контрольной работы налоговых органов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 102-106.
41. Амплеева С. Новый регламент камеральных проверок ограничивает произвол инспекторов [Интернет-ресурс]. – URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/173330.html
42. Национальная экономическая энциклопедия [Интернет-ресурс]. – URL: http://www.vocable.ru/
43. Официальный сайт ФНС РФ [Интернет-ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru/
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55768 Дипломных работ — поможем найти подходящую