ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ АВТОР! ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!!!!! ДИПЛОМ НА 5!!!!! СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!!!!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы исследования. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы эффективная современная экономика просто невозможна.
Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. В настоящее время весьма актуальным для российской экономики является проблема местного налогообложения. Для того чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять свои функции, они должны иметь финансовую базу. Местные налоги играют важную, но пока еще малозначительную роль в формировании местных бюджетов, которые в свою очередь необходимы для социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований. Однако практика образования экономической базы муниципального управления в России показывает, что в доходной части муниципальных бюджетов очень незначительна доля местных налогов. Местные налоги при этом фактически должны выполнять регулирующую, стимулирующую и фискальную функции.
Как свидетельствует зарубежная практика местного налогообложения, финансовая обеспеченность муниципальных образований обусловлена не количеством местных налогов, но их экономической значимостью, привязкой к налоговой базе с учетом результатов хозяйственной деятельности на территории муниципального образования. В условиях России настоящее правовое регулирование налоговых и бюджетных процессов такой привязки не предусматривает. Кроме того, органы местного самоуправления зачастую обладают небольшим набором налоговых инструментов и таким же объемом доходных полномочий для обеспечения возложенных на них задач и функций. Вследствие чего местные бюджеты находятся в постоянном поиске доходных источников, повышают собираемость действующих налогов.
Помимо всего в Российской Федерации еще в начале 90-х годов сформировалась кооперативная форма бюджетного федерализма и ее отличительными особенностями стали большой объем перераспределяемых именно через федеральный бюджет финансовых ресурсов. В то время как в связи с нестабильностью отечественной экономики (санкции Запада и военные действия на Украине) доля доходов местных бюджетов РФ неизбежно снижается. Изложенные выше обстоятельства предопределили актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы.
В этой связи целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретическо-правовых аспектов и действующей практики местного налогообложения, а также определение роли местных налогов в формировании доходов местного бюджета (на примере Рузаевского муниципального района Республики Мордовия).
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в ходе формирования бюджета муниципального образования в части поступления местных налогов.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы в исследовании были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическо-правовые основы поступления местных налогов при формировании местных бюджетов в РФ;
- провести анализ процесса формирования и исполнения бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия;
- выделить проблемы и предложить направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования на местном уровне;
- предложить мероприятия по повышению эффективности формирования и исполнения бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных экономистов, посвященные проблемам местного налогообложения. Что касается информационной базы исследования, то в этой связи были использованы статистические материалы различных источников, а также данные об исполнении бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по доходам и расходам.
При анализе роли местных налогов в доходах местных бюджетов использовались методы теоретического, статистического и математического анализа, а также общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, индукция, дедукция и прочие.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения и выводы выпускной работы могут быть использованы при разработке методики формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований.
Структура работы сформирована в соответствии с поставленной целью и определенными для ее достижения задачами исследования. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, раскрываются цель и задачи, определяется объект и предмет исследования. В первой главе рассматриваются теоретическо-правовые аспекты местных налогов и их роли в формировании местных бюджетов. Во второй главе проведен анализ действующей практики формирования бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия за счет налоговых источников. Кроме того, определены направления повышения доходной базы местных бюджетов РФ в современных условиях. В заключении содержаться основные выводы и предложения по работе.
Итак, местный бюджет - это бюджет муниципального образования, который формируется, утверждается и исполняется местными органами власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и действующим законодательством. Принцип сбалансированного бюджета является основополагающим для бюджетной системы Российской Федерации. То есть в бюджете муниципалитета доходы и расходы должны быть максимально сбалансированы.
В настоящее время бюджеты муниципалитетов показывают значительное стабильное превышение расходных обязательств органов местного самоуправления над доходами. Расходные полномочия составляют треть консолидированного бюджета России, доходы - четверть. Проблема этой ситуации выражается именно в несбалансированности бюджетов местного уровня. Следствием принятия ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стала передача дополнительных полномочий муниципалитетам.
На основе практического анализа формирования минимальных социальных стандартов субъектами Российской Федерации и муниципалитетами можно сделать вывод, что при их формировании органы власти руководствуются не критериями социально-экономического положения региона или муниципалитета, а исходят из запланированных доходов конкретного бюджета. Методы оценки бюджетных средств, необходимых для осуществления полномочий по уровням государственной власти, их подготовка и утверждение являются сложным процессом на практике.
В этой ситуации финансовая независимость муниципалитетов не может быть обеспечена, это неоднократно отмечается в заключении Счетной палаты Российской Федерации и многочисленных научных работах. Отмечается, что не создаются стимулы для пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, ни путем улучшения управления, ни путем создания благоприятных экономических условий. Основная часть доходов муниципалитетов направляется в социальную сферу.
Недостаток финансовых ресурсов является основной проблемой бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, что не позволяет проводить самостоятельную инвестиционную политику, направленную на экономическое развитие конкретного региона. Практика планирования и реализации инвестиционных проектов, закрепленная на федеральном уровне, является единственным механизмом стимулирования экономических процессов в регионах.
Анализ формирования местного бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия подтверждает общую тенденцию и свидетельствует, что бюджет Рузаевского муниципального образования несбалансирован, наблюдается колоссальная зависимость доходной части от безвозмездных поступлений из республиканского бюджета Мордовии. Местные налоги в структуре налоговых поступлений в бюджет муниципального образования Рузаевского муниципального района занимают мизерные доли. Наибольшая доля в структуре налоговых и неналоговых доходов принадлежит подоходному налогу с населения – 64,23 в 2022 г.%, но, как известно, это федеральный налог. Земельный налог составляет всего 3,62%, налог на имущество физических лиц 1,62%. То есть, собственная доходная база бюджета также ограничена, на лицо несоблюдение принципа независимости и финансового обеспечения расходных обязательств.
Для увеличения доходов необходимо принять ряд мер, в том числе законодательных, а именно: формирование надежной налоговой базы местных бюджетов, совершенствование процесса регистрации прав собственности на сельскохозяйственные земли, преодоление формализации взаимодействия между местными органами власти и кадастровыми и налоговыми органами, расширение полномочий органов местного самоуправления в сфере местного налогового администрирования, упрощение регистрации бесхозяйной собственности и, а также регистрация земельных участков граждан и т. д.
Таким образом, в области регионального и местного развития одним из важнейших инструментов государственной политики является государственная бюджетная политика, степень эффективности которой определяется реализацией принципа сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В РФ………………………………………….…………………………………... 6
1.1. Роль местных налогов в формировании доходов бюджета. Виды и классификация налогов и сборов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.. 6
1.2. Местный бюджет: подходы к определению сущности, функции и принципы формирования………………………………………………………. 12
1.3. Особенности формирования налоговых доходов муниципального образования……………………………………………………………………… 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)………….. 23
2.1. Основные характеристики районного бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ……………………………… 23
2.2. Налоговые и неналоговые источники формирования бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия….……………. 31
2.3. Проблемы и направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования на местном уровне…..………………………………………… 36
2.4. Мероприятия по повышению эффективности формирования и исполнения бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ………………………………………………………………………… 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 68
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….. 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………… 81
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант-Плюс» : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2017]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/. Дата обращения : 06.04.2023 г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант-Плюс» : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2017]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/. Дата обращения : 06.04.2023 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. – [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант-Плюс» : [сайт информ.-правовой компании]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/. Дата обращения : 06.04.2023 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000. №117-ФЗ. – [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант-Плюс» : [сайт информ.-правовой компании]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/. Дата обращения : 06.04.2023 г.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант-Плюс» : [сайт информ.-правовой компании]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/. Дата обращения : 06.04.2023 г.
6. Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике в 2019-2022 гг.» // Справочно-правовая система «Гарант».
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
8. Афанасьев, М. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы / М. Афанасьев, И. Криворогов // Вопросы экономики. – 2019. – № 11. – С. 57–70.
9. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова - Москва : ЮНИТИ, 2020. - 703 с.
10. Балтина А. М. Бюджетная политика и финансовый менеджмент расходов в общественном секторе: методология взаимосвязи и механизм реализации : автореф. / А. М. Балтина ; Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. - Саратов, 2021. - 34 с.
11. Болтинова О. В. Системность в налоговом и бюджетном праве Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 7. – С. 57 – 67.
12. Болотин В. В. К вопросу о структуре централизованных финансов / В. В. Болотин // Финансовый бизнес. - 2023. - № 2. - С. 63-69.
13. Бочаров В. В. Финансы [Электронный ресурс] / В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. - Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 400 с.
14. Бюджетная система России: учебник / Под ред. В. А. Парыгина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2022. – 752 с.
15. Васильева Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2022. – №1. – С. 117 – 125.
16. Валиева Д. Г. Нефинансовые причины низкой результативности финансовой политики на муниципальном уровне / Д. Г. Валиева // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2022. - № 2. - С. 103-114.
17. Власов С. А. Исследование устойчивости государственных финансов России в краткосрочном и долгосрочном периодах / С. А. Власов, Е. Дерюгина, Ю. Власова // Вопросы экономики. - 2023. - № 3. - С. 33-49.
18. Гаджиев И. А. Государственные и муниципальные финансы (учебник) / И. А. Гаджиев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2019. - № 3-2. - С. 238-239.
19. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. М. Годин, Н. С. Максимова, И. В. Подпорина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2022. – 752 с.
20. Гладковская Е. Н. Финансы [Электронный ресурс] / Е. Н. Гладковская. - Санкт-Петербург : Питер, 2021. - 320 с.
21. Дементьева, Н. М. Бюджетная стратегия на субфедеральном уровне / Н. М. Дементьева, Д. В. Дементьев // Финансы и кредит. – 2019. – № 39 (612). – С. 11–20.
22. Дементьев, Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2019. - 672 с.
23. Золотарева, Г.И., Смородинова, Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: КноРус, 2019. - 232 с.
24. Зотова, А. И. Риск-ориентированный подход к организации бюджетного процесса на субфедеральном уровне / А. И. Зотова, М. В. Кириченко, С. А. Коробко // Финансы и кредит. – 2022. – № 39 (615). –С. 21–29.
25. Исрапилов Х. А., Сулейманов М. М. Влияние моделей налогового федерализма на уровень налогового потенциала регионов РФ // Финансы и кредит. – 2022. – № 27. – С. 46 – 60.
26. Казанкова Т.Н., Божко А.П. Актуальные вопросы сбалансированности бюджета муниципального образования // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 128-132.
27. Каюров Е. А. Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России / Е. А. Каюров // Налоги-журнал. - 2023. - № 3. - С. 33-37.
28. Каюров Е. А. Некоторые аспекты повышения эффективности системы формирования доходов местных бюджетов в России / Е. А. Каюров // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 9. - С. 1115-1122.
29. Ковалева, Т. М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т. М. Ковалева, С. В. Барулина. – 2-е изд. – Гриф УМО. – М.: КНОРУС, 2023. – 208 с.
30. Левина В. Проблемы правового регулирования муниципальной бюджетной политики / В. Левина // Хозяйство и право. - 2021. - № 1. - С. 115-122.
31. Макарова С. Н. Теоретические аспекты программного бюджетирования в сфере государственных и муниципальных финансов / С. Н. Макарова // Финансы и кредит. - 2019. - № 48. - С. 7-14.
32. Малиновская О. В. Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, А. В. Бровкина. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : КноРус, 2022. - 468 с.
33. Манышин Д. М. Мониторинг оценки качества как инструмент управления финансами / Д. М. Манышин // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 4. - С. 140-150.
34. Нешитой А. С. Финансы [Электронный ресурс] : А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. - Москва : Дашков и К°, 2021. - 528 с/
35. Пронина Л. Новый подход к управлению местными финансами далек от совершенства / Л. Пронина // Экономика и жизнь. - 2021. - Март (№ 9). - С. 22.
36. Свищева В. А. Муниципальные финансы: современные проблемы и альтернативы / В. А. Свищева // Власть. - 2022. - № 10. - С. 27-31.
37. Тургель И. Д. Формирование финансовых основ местного самоуправления: итоги и перспективы реформ / И. Д. Тургель // Региональная экономика: теория и практика. - 2021. - № 2. - С. 18-29.
38. Чалая Ю. Ю. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами : автореф. / Ю. Ю. Чалая. - Москва, 2021. - 25 с.
39. Чалая Ю. Ю. Муниципальные особенности проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, направления совершенствования / Ю. Ю. Чалая // Финансовый бизнес. - 2019 - № 1. - С. 45-50.
40. Чулков А. С. Использование концепции бюджетирования, ориентированного на результат, на современном этапе административной реформы в муниципальных образованиях / А. С. Чулков // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2022. - № 8. - С. 96-101.
41. Шамин А. Е. Контроль исполнения местных бюджетов: виды, задачи, методы, процедуры / А. Е. Шамин, О. А. Фролова, С. Н. Козлов // Достижения науки и техники АПК. - 2023. - № 2. - С. 56-57.
42. Ярошенко Т. П. Методическое развитие оценки эффективности бюджетных расходов муниципального образования : автореф. / Т. П. Ярошенко ; Марийс. гос. техн. ун-т. - Йошкар-Ола, 2021. - 23 с.
43. Ярцева И. Ю. Оценка изменений законодательства по укреплению финансовой самостоятельности местных бюджетов / И. Ю. Ярцева // Финансы. - 2020. - № 10. - С. 43-48.
44. Официальный сайт Администрации Рузаевского района – Режим доступа: http://ruzaevka-rm.ru// Дата обращения : 02.04.2023 г.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы исследования. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы эффективная современная экономика просто невозможна.
Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. В настоящее время весьма актуальным для российской экономики является проблема местного налогообложения. Для того чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять свои функции, они должны иметь финансовую базу. Местные налоги играют важную, но пока еще малозначительную роль в формировании местных бюджетов, которые в свою очередь необходимы для социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований. Однако практика образования экономической базы муниципального управления в России показывает, что в доходной части муниципальных бюджетов очень незначительна доля местных налогов. Местные налоги при этом фактически должны выполнять регулирующую, стимулирующую и фискальную функции.
Как свидетельствует зарубежная практика местного налогообложения, финансовая обеспеченность муниципальных образований обусловлена не количеством местных налогов, но их экономической значимостью, привязкой к налоговой базе с учетом результатов хозяйственной деятельности на территории муниципального образования. В условиях России настоящее правовое регулирование налоговых и бюджетных процессов такой привязки не предусматривает. Кроме того, органы местного самоуправления зачастую обладают небольшим набором налоговых инструментов и таким же объемом доходных полномочий для обеспечения возложенных на них задач и функций. Вследствие чего местные бюджеты находятся в постоянном поиске доходных источников, повышают собираемость действующих налогов.
Помимо всего в Российской Федерации еще в начале 90-х годов сформировалась кооперативная форма бюджетного федерализма и ее отличительными особенностями стали большой объем перераспределяемых именно через федеральный бюджет финансовых ресурсов. В то время как в связи с нестабильностью отечественной экономики (санкции Запада и военные действия на Украине) доля доходов местных бюджетов РФ неизбежно снижается. Изложенные выше обстоятельства предопределили актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы.
В этой связи целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретическо-правовых аспектов и действующей практики местного налогообложения, а также определение роли местных налогов в формировании доходов местного бюджета (на примере Рузаевского муниципального района Республики Мордовия).
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в ходе формирования бюджета муниципального образования в части поступления местных налогов.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы в исследовании были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическо-правовые основы поступления местных налогов при формировании местных бюджетов в РФ;
- провести анализ процесса формирования и исполнения бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия;
- выделить проблемы и предложить направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования на местном уровне;
- предложить мероприятия по повышению эффективности формирования и исполнения бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных экономистов, посвященные проблемам местного налогообложения. Что касается информационной базы исследования, то в этой связи были использованы статистические материалы различных источников, а также данные об исполнении бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по доходам и расходам.
При анализе роли местных налогов в доходах местных бюджетов использовались методы теоретического, статистического и математического анализа, а также общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, индукция, дедукция и прочие.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения и выводы выпускной работы могут быть использованы при разработке методики формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований.
Структура работы сформирована в соответствии с поставленной целью и определенными для ее достижения задачами исследования. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, раскрываются цель и задачи, определяется объект и предмет исследования. В первой главе рассматриваются теоретическо-правовые аспекты местных налогов и их роли в формировании местных бюджетов. Во второй главе проведен анализ действующей практики формирования бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия за счет налоговых источников. Кроме того, определены направления повышения доходной базы местных бюджетов РФ в современных условиях. В заключении содержаться основные выводы и предложения по работе.
Итак, местный бюджет - это бюджет муниципального образования, который формируется, утверждается и исполняется местными органами власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и действующим законодательством. Принцип сбалансированного бюджета является основополагающим для бюджетной системы Российской Федерации. То есть в бюджете муниципалитета доходы и расходы должны быть максимально сбалансированы.
В настоящее время бюджеты муниципалитетов показывают значительное стабильное превышение расходных обязательств органов местного самоуправления над доходами. Расходные полномочия составляют треть консолидированного бюджета России, доходы - четверть. Проблема этой ситуации выражается именно в несбалансированности бюджетов местного уровня. Следствием принятия ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стала передача дополнительных полномочий муниципалитетам.
На основе практического анализа формирования минимальных социальных стандартов субъектами Российской Федерации и муниципалитетами можно сделать вывод, что при их формировании органы власти руководствуются не критериями социально-экономического положения региона или муниципалитета, а исходят из запланированных доходов конкретного бюджета. Методы оценки бюджетных средств, необходимых для осуществления полномочий по уровням государственной власти, их подготовка и утверждение являются сложным процессом на практике.
В этой ситуации финансовая независимость муниципалитетов не может быть обеспечена, это неоднократно отмечается в заключении Счетной палаты Российской Федерации и многочисленных научных работах. Отмечается, что не создаются стимулы для пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, ни путем улучшения управления, ни путем создания благоприятных экономических условий. Основная часть доходов муниципалитетов направляется в социальную сферу.
Недостаток финансовых ресурсов является основной проблемой бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, что не позволяет проводить самостоятельную инвестиционную политику, направленную на экономическое развитие конкретного региона. Практика планирования и реализации инвестиционных проектов, закрепленная на федеральном уровне, является единственным механизмом стимулирования экономических процессов в регионах.
Анализ формирования местного бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия подтверждает общую тенденцию и свидетельствует, что бюджет Рузаевского муниципального образования несбалансирован, наблюдается колоссальная зависимость доходной части от безвозмездных поступлений из республиканского бюджета Мордовии. Местные налоги в структуре налоговых поступлений в бюджет муниципального образования Рузаевского муниципального района занимают мизерные доли. Наибольшая доля в структуре налоговых и неналоговых доходов принадлежит подоходному налогу с населения – 64,23 в 2022 г.%, но, как известно, это федеральный налог. Земельный налог составляет всего 3,62%, налог на имущество физических лиц 1,62%. То есть, собственная доходная база бюджета также ограничена, на лицо несоблюдение принципа независимости и финансового обеспечения расходных обязательств.
Для увеличения доходов необходимо принять ряд мер, в том числе законодательных, а именно: формирование надежной налоговой базы местных бюджетов, совершенствование процесса регистрации прав собственности на сельскохозяйственные земли, преодоление формализации взаимодействия между местными органами власти и кадастровыми и налоговыми органами, расширение полномочий органов местного самоуправления в сфере местного налогового администрирования, упрощение регистрации бесхозяйной собственности и, а также регистрация земельных участков граждан и т. д.
Таким образом, в области регионального и местного развития одним из важнейших инструментов государственной политики является государственная бюджетная политика, степень эффективности которой определяется реализацией принципа сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В РФ………………………………………….…………………………………... 6
1.1. Роль местных налогов в формировании доходов бюджета. Виды и классификация налогов и сборов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.. 6
1.2. Местный бюджет: подходы к определению сущности, функции и принципы формирования………………………………………………………. 12
1.3. Особенности формирования налоговых доходов муниципального образования……………………………………………………………………… 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)………….. 23
2.1. Основные характеристики районного бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ……………………………… 23
2.2. Налоговые и неналоговые источники формирования бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия….……………. 31
2.3. Проблемы и направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования на местном уровне…..………………………………………… 36
2.4. Мероприятия по повышению эффективности формирования и исполнения бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ………………………………………………………………………… 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 68
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….. 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………… 81
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант-Плюс» : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2017]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/. Дата обращения : 06.04.2023 г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант-Плюс» : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2017]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/. Дата обращения : 06.04.2023 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. – [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант-Плюс» : [сайт информ.-правовой компании]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/. Дата обращения : 06.04.2023 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000. №117-ФЗ. – [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант-Плюс» : [сайт информ.-правовой компании]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/. Дата обращения : 06.04.2023 г.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // «Консультант-Плюс» : [сайт информ.-правовой компании]. – Режим доступа: http://consultantplus.ru/. Дата обращения : 06.04.2023 г.
6. Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике в 2019-2022 гг.» // Справочно-правовая система «Гарант».
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
8. Афанасьев, М. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы / М. Афанасьев, И. Криворогов // Вопросы экономики. – 2019. – № 11. – С. 57–70.
9. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова - Москва : ЮНИТИ, 2020. - 703 с.
10. Балтина А. М. Бюджетная политика и финансовый менеджмент расходов в общественном секторе: методология взаимосвязи и механизм реализации : автореф. / А. М. Балтина ; Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. - Саратов, 2021. - 34 с.
11. Болтинова О. В. Системность в налоговом и бюджетном праве Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 7. – С. 57 – 67.
12. Болотин В. В. К вопросу о структуре централизованных финансов / В. В. Болотин // Финансовый бизнес. - 2023. - № 2. - С. 63-69.
13. Бочаров В. В. Финансы [Электронный ресурс] / В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. - Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 400 с.
14. Бюджетная система России: учебник / Под ред. В. А. Парыгина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2022. – 752 с.
15. Васильева Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2022. – №1. – С. 117 – 125.
16. Валиева Д. Г. Нефинансовые причины низкой результативности финансовой политики на муниципальном уровне / Д. Г. Валиева // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2022. - № 2. - С. 103-114.
17. Власов С. А. Исследование устойчивости государственных финансов России в краткосрочном и долгосрочном периодах / С. А. Власов, Е. Дерюгина, Ю. Власова // Вопросы экономики. - 2023. - № 3. - С. 33-49.
18. Гаджиев И. А. Государственные и муниципальные финансы (учебник) / И. А. Гаджиев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2019. - № 3-2. - С. 238-239.
19. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. М. Годин, Н. С. Максимова, И. В. Подпорина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2022. – 752 с.
20. Гладковская Е. Н. Финансы [Электронный ресурс] / Е. Н. Гладковская. - Санкт-Петербург : Питер, 2021. - 320 с.
21. Дементьева, Н. М. Бюджетная стратегия на субфедеральном уровне / Н. М. Дементьева, Д. В. Дементьев // Финансы и кредит. – 2019. – № 39 (612). – С. 11–20.
22. Дементьев, Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2019. - 672 с.
23. Золотарева, Г.И., Смородинова, Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: КноРус, 2019. - 232 с.
24. Зотова, А. И. Риск-ориентированный подход к организации бюджетного процесса на субфедеральном уровне / А. И. Зотова, М. В. Кириченко, С. А. Коробко // Финансы и кредит. – 2022. – № 39 (615). –С. 21–29.
25. Исрапилов Х. А., Сулейманов М. М. Влияние моделей налогового федерализма на уровень налогового потенциала регионов РФ // Финансы и кредит. – 2022. – № 27. – С. 46 – 60.
26. Казанкова Т.Н., Божко А.П. Актуальные вопросы сбалансированности бюджета муниципального образования // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 128-132.
27. Каюров Е. А. Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России / Е. А. Каюров // Налоги-журнал. - 2023. - № 3. - С. 33-37.
28. Каюров Е. А. Некоторые аспекты повышения эффективности системы формирования доходов местных бюджетов в России / Е. А. Каюров // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 9. - С. 1115-1122.
29. Ковалева, Т. М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т. М. Ковалева, С. В. Барулина. – 2-е изд. – Гриф УМО. – М.: КНОРУС, 2023. – 208 с.
30. Левина В. Проблемы правового регулирования муниципальной бюджетной политики / В. Левина // Хозяйство и право. - 2021. - № 1. - С. 115-122.
31. Макарова С. Н. Теоретические аспекты программного бюджетирования в сфере государственных и муниципальных финансов / С. Н. Макарова // Финансы и кредит. - 2019. - № 48. - С. 7-14.
32. Малиновская О. В. Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, А. В. Бровкина. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : КноРус, 2022. - 468 с.
33. Манышин Д. М. Мониторинг оценки качества как инструмент управления финансами / Д. М. Манышин // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 4. - С. 140-150.
34. Нешитой А. С. Финансы [Электронный ресурс] : А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. - Москва : Дашков и К°, 2021. - 528 с/
35. Пронина Л. Новый подход к управлению местными финансами далек от совершенства / Л. Пронина // Экономика и жизнь. - 2021. - Март (№ 9). - С. 22.
36. Свищева В. А. Муниципальные финансы: современные проблемы и альтернативы / В. А. Свищева // Власть. - 2022. - № 10. - С. 27-31.
37. Тургель И. Д. Формирование финансовых основ местного самоуправления: итоги и перспективы реформ / И. Д. Тургель // Региональная экономика: теория и практика. - 2021. - № 2. - С. 18-29.
38. Чалая Ю. Ю. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами : автореф. / Ю. Ю. Чалая. - Москва, 2021. - 25 с.
39. Чалая Ю. Ю. Муниципальные особенности проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, направления совершенствования / Ю. Ю. Чалая // Финансовый бизнес. - 2019 - № 1. - С. 45-50.
40. Чулков А. С. Использование концепции бюджетирования, ориентированного на результат, на современном этапе административной реформы в муниципальных образованиях / А. С. Чулков // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2022. - № 8. - С. 96-101.
41. Шамин А. Е. Контроль исполнения местных бюджетов: виды, задачи, методы, процедуры / А. Е. Шамин, О. А. Фролова, С. Н. Козлов // Достижения науки и техники АПК. - 2023. - № 2. - С. 56-57.
42. Ярошенко Т. П. Методическое развитие оценки эффективности бюджетных расходов муниципального образования : автореф. / Т. П. Ярошенко ; Марийс. гос. техн. ун-т. - Йошкар-Ола, 2021. - 23 с.
43. Ярцева И. Ю. Оценка изменений законодательства по укреплению финансовой самостоятельности местных бюджетов / И. Ю. Ярцева // Финансы. - 2020. - № 10. - С. 43-48.
44. Официальный сайт Администрации Рузаевского района – Режим доступа: http://ruzaevka-rm.ru// Дата обращения : 02.04.2023 г.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54108 Дипломных работ — поможем найти подходящую