Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования темы правового регулирования получения государственной социальной помощи (ГСП) в Российской Федерации определена тем, что в современных социально-экономических условиях все больше людей нуждаются в государственной поддержке.
В современном обществе социальная помощь играет важную роль в обеспечении минимального уровня жизни граждан, особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации или лишен возможности самостоятельно обеспечить свое существование. В Российской Федерации существует законодательная база, регулирующая право на получение государственной социальной помощи, однако ее эффективность и доступность для всех нуждающихся граждан вызывают много вопросов и требуют дальнейшего изучения и развития.
Несмотря на наличие развитой системы социальной защиты, многие граждане не получают необходимую им помощь либо сталкиваются с трудностями при ее получении.
Имеющиеся законы и подзаконные акты, регламентирующие предоставление ГСП, требуют пересмотра с учетом новых социальных и экономических реалий.
Данное право является одним из основных гарантов социальной защиты граждан в условиях социально-экономического кризиса, безработицы и других негативных явлений. Важность данной проблемы подтверждается тем, что социальная помощь направлена на обеспечение минимального уровня жизни, обеспечение доступа к основным услугам и возможность участия в жизни общества для малообеспеченных граждан.
Кроме того, изучение данной темы позволяет выявить проблемы и недостатки существующей системы государственной социальной помощи, разработать рекомендации по ее улучшению, а также способствует повышению осведомленности граждан о своих правах и возможностях получения необходимой помощи от государства.
Основной Закон РФ 1993 г. провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Процесс создания и становления такого государства продолжается и сегодня.
В России право на получение ГСП закреплено в статье 39 Конституции РФ. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (№ 178-ФЗ от 17.07.1999) регулирует основные положения предоставления ГСП, устанавливает виды такой помощи и порядок ее назначения.
В последние годы был принят ряд мер по улучшению системы ГСП, в том числе: увеличение количества и расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ГСП, упрощение процедуры получения ГСП, совершенствование механизмов контроля и надзора за предоставлением ГСП.
Однако, несмотря на предпринятые меры, в сфере предоставления ГСП в Российской Федерации остаются существенные проблемы: недостаточный уровень финансирования; бюрократические барьеры, несоответствие между реальными потребностями граждан и предоставляемыми им размерами ГСП, коррупция.
Таким образом, исследование права на получение государственной социальной помощи в Российской Федерации является актуальным и важным направлением, которое требует внимания специалистов, общественных организаций и государственных органов для обеспечения социальной справедливости, и защиты прав граждан.
Степень разработанности темы исследования в литературе. Право на социальное обеспечение и сложности его реализации всегда остаются в центре внимания исследователей. В своих работах авторы неустанно изучают общетеоретические и конституционно-правовые аспекты обеспечения гражданских прав, включая право на социальное обеспечение: В.В. Кочетов, В.В. Авершин, М.И. Лепихов, А.В. Александрова, А. Хеллер, П.Н. Байматов, Т.К. Миронова, Н.С. Бондарь, М.В. Филиппова Ю.В. Васильева, Е.Б. Хохлов, Б.П. Елисеев, М.В. Федорова, Н.З. Ибрагимова, Е.А. Лукашева, Н.А. Калюжная, О.О. Маленко, С.И. Кобзева и др.
Объектом исследования в работе являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственной социальной помощи, касающиеся прав граждан на ее получение.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
Целью данного исследования является анализ правового регулирования государственной социальной помощи в Российской Федерации и выработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность и содержание прав граждан на социальное обеспечение;
исследовать этапы становления и современную регламентацию прав граждан на социальное обеспечение;
выявить проблемы реализации прав граждан на социальную защиту в Российской Федерации;
определить пути развития законодательства в сфере защиты прав граждан на социальное обеспечение.
Теоретическую основу работы составили положения в области административного права и процесса, государственного управления и других наук, положения российского федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, а также подзаконных регулятивных актов, посвященных вопросам государственного управления в сфере реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение.
Методологическая основа исследования. Исследование проводится на основе системного подхода, с использованием следующих методов: историко-правовой анализ, сравнительно-правовой анализ, социологический анализ, статистический анализ, также применяются методы обобщения.
Практическая значимость проистекает из подробного анализа работы государственных органов, предоставляющих социальную помощь населению. Результаты исследования будут иметь практическое значение для органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, занимающихся оказанием социальной помощи населению. Разработанные предложения по совершенствованию правового регулирования ГСП позволят повысить эффективность и доступность государственной социальной поддержки для нуждающихся граждан.
Структура ВКР определена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, списка сокращений и приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 7
1.1 Сущность и содержание прав граждан на социальное обеспечение 7
1.2 Становление и современная регламентация прав граждан на социальное обеспечение 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1 Проблемы реализации прав граждан на социальную защиту в Российской Федерации 27
2.2 Пути развития законодательства в сфере защиты прав граждан на социальное обеспечение 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ГЛОССАРИЙ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, права и свободы человека представляют собой высшую ценность, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Основное естественное и неотъемлемое право человека - право на жизнь (ст. 20) - может рассматриваться с природной (биологической), социальной и других точек зрения. Природная сторона предполагает запрет смертной казни, а социальный аспект - предоставление каждому человеку и его семье необходимых для достойной жизни средств существования
Основными принципами современной системы социальной защиты являются: государственная ответственность (государство несет основную ответственность за обеспечение экономической и социальной безопасности своих граждан); целостность (система социальной защиты охватывает все группы населения, независимо от их социального статуса, доходов или места жительства); адресный подход (социальная помощь предоставляется в зависимости от потребностей и финансовых возможностей получателей); многоуровневость (система социальной защиты имеет федеральный, региональный и местный уровни, что обеспечивает гибкость и адаптацию к местным условиям); социальное партнерство (государство, работодатели и общественные организации совместно участвуют в реализации социальных программ).
Современная система социальной защиты в России включает широкий спектр мер, направленных на поддержку различных групп населения, в том числе: пенсионное обеспечение (государственные пенсии выплачиваются пожилым гражданам, инвалидам и членам семей умерших кормильцев); пособия (предоставляются семьям с детьми, малообеспеченным гражданам, безработным и другим категориям населения, испытывающим финансовые трудности); социальные услуги (включают социальное обслуживание на дому, услуги патронажа и специализированные учреждения для инвалидов и пожилых); медицинское обслуживание (осуществляется через систему государственных и частных поликлиник и больниц); поддержка занятости (включает программы обучения, переподготовки и содействия в трудоустройстве); жилищная поддержка (предоставляются субсидии и социальное жилье для нуждающихся граждан).
Уровень социальной поддержки населения в России значительно вырос за последние десятилетия, однако по сравнению с другими развитыми странами он все еще остается относительно низким. При этом степень государственной поддержки сильно различается в зависимости от политико-экономической ситуации.
Механизмы обеспечения прав граждан в области социального обеспечения являются ключевым инструментом поддержки социальной справедливости и помощи людям в сложных жизненных ситуациях. Сегодня все больше людей нуждаются в поддержке государства в случае заболеваний, потери работы или временной нетрудоспособности. Различные механизмы обеспечения были созданы для того, чтобы обеспечить достойные условия существования, способствуя социальному равенству и улучшению качества жизни наших граждан.
Развитие законодательства в сфере защиты прав граждан на социальное обеспечение на наш взгляд, должно быть направлено на:
1. Расширение круга лиц, имеющих право на социальное обеспечение, включающее введение новых категорий социально незащищенных лиц, подлежащих социальной поддержке; расширение круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию; учет современных демографических и экономических тенденций при определении критериев социальной поддержки.
2. Повышение уровня социальной помощи и обеспечения, включающее: увеличение размера социальных выплат и пособий для обеспечения достойного уровня жизни; индексацию социальных выплат с учетом инфляции и роста цен; установление социальных стандартов, гарантирующих минимальный уровень социальной поддержки.
3. Совершенствование механизмов предоставления социальной помощи, включающее: упрощение и ускорение процедуры оформления социальных пособий; внедрение электронных и дистанционных форм взаимодействия органов социальной защиты с гражданами; создание единых систем учета и обработки информации о получателях социальной помощи.
4. Усиление гарантий и ответственности в сфере социального обеспечения, включающее: защиту прав граждан на социальное обеспечение от незаконного отказа или ограничения их реализации; введение административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере социального обеспечения; установление сроков и порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан по вопросам социального обеспечения.
5. Развитие новых форм социальной поддержки, подразумевающее: внедрение программ социальной реабилитации и интеграции для инвалидов и других социально незащищенных групп; создание системы долговременного ухода для пожилых и тяжелобольных граждан; разработку и реализацию программ помощи семье и детям.
6. Повышение эффективности использования средств социального обеспечения, включающее: целевое расходование средств социального обеспечения на первоочередные нужды социально незащищенных групп; усиление контроля за расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов; поощрение благотворительности и привлечение дополнительных источников финансирования социальной помощи.
7. Гармонизация законодательства в сфере социального обеспечения, включающее: согласование федерального и регионального законодательства для обеспечения единообразного подхода к защите прав граждан на социальное обеспечение; приведение законодательства в соответствие с международными стандартами в области социального обеспечения; развитие межведомственного взаимодействия и сотрудничества по вопросам социального обеспечения.
8. Использование современных технологий для защиты прав граждан на социальное обеспечение, подразумевающее: внедрение электронных систем для автоматизации процессов предоставления социальной помощи; использование искусственного интеллекта для выявления и предотвращения случаев мошенничества в сфере социального обеспечения; разработку мобильных приложений для получения оперативной информации о социальных выплатах и услугах.
9. Повышение правовой грамотности граждан в сфере социального обеспечения, включающее: проведение информационно-просветительских кампаний для разъяснения прав и обязанностей граждан в сфере социального обеспечения; разработку доступных и понятных материалов о социальных выплатах и услугах; организацию бесплатных юридических консультаций для социально незащищенных групп.
10. Контроль за соблюдением прав граждан на социальное обеспечение, включающий: усиление общественного контроля за деятельностью органов социальной защиты; привлечение некоммерческих организаций и правозащитников к мониторингу соблюдения прав граждан на социальное обеспечение; создание независимых механизмов обжалования решений органов социальной защиты.
Для решения выявленных проблем автор предлагает следующие решения, путем внесения изменений в текущее законодательство: предлагается признать утратившим силу п. 6 ст. 7 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
С целью полноценного обеспечения функционирования механизма защиты социальных прав граждан необходимо, чтобы в отраслевом законодательстве Российской Федерации были установлены базовые параметры оценки уровня благополучия российских граждан. Именно так, в законодательстве Российской Федерации, возможно полноценно гарантировать права российских граждан на соответствующее материальное обеспечение (например, в случае стойкой утраты ими трудоспособности), право на достойный уровень жизнь и получение образование, право на жилище, на такое состояние окружающей природной среды, которое не наносило бы вреда состоянию здоровья граждан, а также и все прочие социальные права).
Ответственность за нарушение социальных прав и также свобод граждан предусмотрена как Конституцией Российской Федерации, так и соответствующими федеральными законами.
Следовательно, в настоящий период времени правовая ответственность за нарушения социальных прав людей существует. Основания же ответственности за нарушение социальных прав граждан, не указаны прямо в соответствующих положениях Основного закона российского государства, а их наличие можно обнаружить при детальном анализе отдельных положениях Конституции Российской Федерации.
В целом можно утверждать, что совершенствование регулирования конституционного права на социальное обеспечение поможет приблизиться к построению социального государства в его конституционном значении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2018 № 2-ФКЗ, от 21.07.2018 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ). – М.: Проспект, 2024. – 64 с.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2013. – N 52 (часть I), ст. 7007.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - ст. 3686.
4. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2010. - № 49. - ст. 6422.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - ст. 6724.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. – 1999. - № 142.
7. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 30.01.2024) "Об обращении лекарственных средств" // Собрание законодательства РФ. - 19.04.2010. - № 16. - ст. 1815.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 17.12.2001. № 51. – ст. 4831.
9. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "Об опеке и попечительстве" // Собрание законодательства РФ". - 28.04.2008. - N 17. - ст. 1755.
10. Федеральный закон от 08.06.2020 N 172-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 15.06.2020. - N 24. - ст. 3746.
11. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 24.12.2001. - № 52 (Часть I). - Ст. 4920.
12. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - N 1 (1 ч.). - ст. 18.
13. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // Собрание законодательства РФ. - 27.07.2020. - № 30. - ст. 4884.
14. Постановление Правительства РФ от 25.11.2022 N 2143 «О единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2023 г.» // Собрание законодательства РФ. – 28.11.2022. № 48. – ст. 8510.
15. Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 N 2330 (ред. от 09.04.2024) "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка" (вместе с "Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Перечнем документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка") // Собрание законодательства РФ. - 26.12.2022. - № 52. - ст. 9602.
Учебники и литература
16. Аракчеев, В. С. История законодательства и права России о социальном обеспечении / В.С. Аракчеев // Вестник ТГУ. - 2023. - № 2. - С. 20-25.
17. Батыгин, К.С. Право социального обеспечения. Общая часть / К.С. Батыгин. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2020. – 246 с.
18. Воронова, Е.М. Право социального обеспечения: учебное пособие / Е.М. Воронова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. – 187 с.
19. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: Учебник / В.П. Галаганов. – М.: БЕК, 2021. – 267 с.
20. Григорьев, И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 426 с.
21. Гусев, А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. – 2022. - № 4. – С. 62-68.
22. Докторова, Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики / Н.П. Докторова // Актуальные проблемы современной экономики. – 2022. - № 1. – С. 53-58.
23. Занина, О.В. Перспективы развития социальной защиты населения / О.В. Занина // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 4. – С. 56–61.
24. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения в России / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М.: ТК Велби, проспект, 2022. – 319 с.
25. Золотов, А.С. Социальная защита населения / А.С. Золотов // Инновации и инвестиции. – 2023. - №5. – С. 50-54.
26. Камышников, А.И. Проблематика социальной поддержки населения в современной России / А.И. Камышников // Социально-¬политические процессы в современном мире. – 2020. - № 2. – С. 70-76.
27. Кострица, Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты / Е.О. Кострица // Государственное и муниципальное управление. – 2023. - № 2. – С. 83-88.
28. Куклин, А.А. Социальная защита населения как фактор роста продолжительности жизни / А.А. Куклин // Уровень жизни населения регионов России. – 2022. - № 2. – С. 67-74.
29. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие. / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. – М.: Книжный мир. – 2023. - 591 с.
30. Палкина, Д.С. Проблемы социальной защиты населения в условиях рынка / Д.С. Палкина // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий. – 2022. - № 2. – С. 82-86.
31. Романова, Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения / Т.Ф. Романова // Социальное и пенсионное право. – 2022. - № 3. – С. 48-52.
32. Середа, А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения / А.С. Середа // Научный журнал Меридиан. – 2023. - №2. – С. 76-80.
33. Соснова, А.В. Механизмы формирования социальной защиты населения в современном обществе / А.В. Соснова // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2022. - № 4. – С. 83-89.
34. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Юрайт. – 2023. – 717 с.
35. Шаяхметова, А. И. Система социальной защиты населения как объект государственной политики: зарубежный опыт / А. И. Шаяхметова // Молодой ученый. - 2021. - № 4. - С. 53-56.
Судебная практика
36. Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 17-О "По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 18.04.2005. - № 16. - ст. 1479.
37. По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Н.М. Моренко: постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 9-П // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 21. - Ст. 2692.
38. По делу о проверке конституционности части 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданина Г.В. Ледовского: постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.2014 г. № 15-П // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 21. - Ст. 2765.
39. Постановление КС РФ № 24-П от 06.10.2015 в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 21. - Ст. 2692.
40. По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.К. Шматкова: постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 г. № 29-П // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 41 (ч. III). - Ст. 5726.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования темы правового регулирования получения государственной социальной помощи (ГСП) в Российской Федерации определена тем, что в современных социально-экономических условиях все больше людей нуждаются в государственной поддержке.
В современном обществе социальная помощь играет важную роль в обеспечении минимального уровня жизни граждан, особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации или лишен возможности самостоятельно обеспечить свое существование. В Российской Федерации существует законодательная база, регулирующая право на получение государственной социальной помощи, однако ее эффективность и доступность для всех нуждающихся граждан вызывают много вопросов и требуют дальнейшего изучения и развития.
Несмотря на наличие развитой системы социальной защиты, многие граждане не получают необходимую им помощь либо сталкиваются с трудностями при ее получении.
Имеющиеся законы и подзаконные акты, регламентирующие предоставление ГСП, требуют пересмотра с учетом новых социальных и экономических реалий.
Данное право является одним из основных гарантов социальной защиты граждан в условиях социально-экономического кризиса, безработицы и других негативных явлений. Важность данной проблемы подтверждается тем, что социальная помощь направлена на обеспечение минимального уровня жизни, обеспечение доступа к основным услугам и возможность участия в жизни общества для малообеспеченных граждан.
Кроме того, изучение данной темы позволяет выявить проблемы и недостатки существующей системы государственной социальной помощи, разработать рекомендации по ее улучшению, а также способствует повышению осведомленности граждан о своих правах и возможностях получения необходимой помощи от государства.
Основной Закон РФ 1993 г. провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Процесс создания и становления такого государства продолжается и сегодня.
В России право на получение ГСП закреплено в статье 39 Конституции РФ. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (№ 178-ФЗ от 17.07.1999) регулирует основные положения предоставления ГСП, устанавливает виды такой помощи и порядок ее назначения.
В последние годы был принят ряд мер по улучшению системы ГСП, в том числе: увеличение количества и расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ГСП, упрощение процедуры получения ГСП, совершенствование механизмов контроля и надзора за предоставлением ГСП.
Однако, несмотря на предпринятые меры, в сфере предоставления ГСП в Российской Федерации остаются существенные проблемы: недостаточный уровень финансирования; бюрократические барьеры, несоответствие между реальными потребностями граждан и предоставляемыми им размерами ГСП, коррупция.
Таким образом, исследование права на получение государственной социальной помощи в Российской Федерации является актуальным и важным направлением, которое требует внимания специалистов, общественных организаций и государственных органов для обеспечения социальной справедливости, и защиты прав граждан.
Степень разработанности темы исследования в литературе. Право на социальное обеспечение и сложности его реализации всегда остаются в центре внимания исследователей. В своих работах авторы неустанно изучают общетеоретические и конституционно-правовые аспекты обеспечения гражданских прав, включая право на социальное обеспечение: В.В. Кочетов, В.В. Авершин, М.И. Лепихов, А.В. Александрова, А. Хеллер, П.Н. Байматов, Т.К. Миронова, Н.С. Бондарь, М.В. Филиппова Ю.В. Васильева, Е.Б. Хохлов, Б.П. Елисеев, М.В. Федорова, Н.З. Ибрагимова, Е.А. Лукашева, Н.А. Калюжная, О.О. Маленко, С.И. Кобзева и др.
Объектом исследования в работе являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственной социальной помощи, касающиеся прав граждан на ее получение.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
Целью данного исследования является анализ правового регулирования государственной социальной помощи в Российской Федерации и выработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность и содержание прав граждан на социальное обеспечение;
исследовать этапы становления и современную регламентацию прав граждан на социальное обеспечение;
выявить проблемы реализации прав граждан на социальную защиту в Российской Федерации;
определить пути развития законодательства в сфере защиты прав граждан на социальное обеспечение.
Теоретическую основу работы составили положения в области административного права и процесса, государственного управления и других наук, положения российского федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, а также подзаконных регулятивных актов, посвященных вопросам государственного управления в сфере реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение.
Методологическая основа исследования. Исследование проводится на основе системного подхода, с использованием следующих методов: историко-правовой анализ, сравнительно-правовой анализ, социологический анализ, статистический анализ, также применяются методы обобщения.
Практическая значимость проистекает из подробного анализа работы государственных органов, предоставляющих социальную помощь населению. Результаты исследования будут иметь практическое значение для органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, занимающихся оказанием социальной помощи населению. Разработанные предложения по совершенствованию правового регулирования ГСП позволят повысить эффективность и доступность государственной социальной поддержки для нуждающихся граждан.
Структура ВКР определена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, списка сокращений и приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 7
1.1 Сущность и содержание прав граждан на социальное обеспечение 7
1.2 Становление и современная регламентация прав граждан на социальное обеспечение 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1 Проблемы реализации прав граждан на социальную защиту в Российской Федерации 27
2.2 Пути развития законодательства в сфере защиты прав граждан на социальное обеспечение 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ГЛОССАРИЙ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, права и свободы человека представляют собой высшую ценность, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Основное естественное и неотъемлемое право человека - право на жизнь (ст. 20) - может рассматриваться с природной (биологической), социальной и других точек зрения. Природная сторона предполагает запрет смертной казни, а социальный аспект - предоставление каждому человеку и его семье необходимых для достойной жизни средств существования
Основными принципами современной системы социальной защиты являются: государственная ответственность (государство несет основную ответственность за обеспечение экономической и социальной безопасности своих граждан); целостность (система социальной защиты охватывает все группы населения, независимо от их социального статуса, доходов или места жительства); адресный подход (социальная помощь предоставляется в зависимости от потребностей и финансовых возможностей получателей); многоуровневость (система социальной защиты имеет федеральный, региональный и местный уровни, что обеспечивает гибкость и адаптацию к местным условиям); социальное партнерство (государство, работодатели и общественные организации совместно участвуют в реализации социальных программ).
Современная система социальной защиты в России включает широкий спектр мер, направленных на поддержку различных групп населения, в том числе: пенсионное обеспечение (государственные пенсии выплачиваются пожилым гражданам, инвалидам и членам семей умерших кормильцев); пособия (предоставляются семьям с детьми, малообеспеченным гражданам, безработным и другим категориям населения, испытывающим финансовые трудности); социальные услуги (включают социальное обслуживание на дому, услуги патронажа и специализированные учреждения для инвалидов и пожилых); медицинское обслуживание (осуществляется через систему государственных и частных поликлиник и больниц); поддержка занятости (включает программы обучения, переподготовки и содействия в трудоустройстве); жилищная поддержка (предоставляются субсидии и социальное жилье для нуждающихся граждан).
Уровень социальной поддержки населения в России значительно вырос за последние десятилетия, однако по сравнению с другими развитыми странами он все еще остается относительно низким. При этом степень государственной поддержки сильно различается в зависимости от политико-экономической ситуации.
Механизмы обеспечения прав граждан в области социального обеспечения являются ключевым инструментом поддержки социальной справедливости и помощи людям в сложных жизненных ситуациях. Сегодня все больше людей нуждаются в поддержке государства в случае заболеваний, потери работы или временной нетрудоспособности. Различные механизмы обеспечения были созданы для того, чтобы обеспечить достойные условия существования, способствуя социальному равенству и улучшению качества жизни наших граждан.
Развитие законодательства в сфере защиты прав граждан на социальное обеспечение на наш взгляд, должно быть направлено на:
1. Расширение круга лиц, имеющих право на социальное обеспечение, включающее введение новых категорий социально незащищенных лиц, подлежащих социальной поддержке; расширение круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию; учет современных демографических и экономических тенденций при определении критериев социальной поддержки.
2. Повышение уровня социальной помощи и обеспечения, включающее: увеличение размера социальных выплат и пособий для обеспечения достойного уровня жизни; индексацию социальных выплат с учетом инфляции и роста цен; установление социальных стандартов, гарантирующих минимальный уровень социальной поддержки.
3. Совершенствование механизмов предоставления социальной помощи, включающее: упрощение и ускорение процедуры оформления социальных пособий; внедрение электронных и дистанционных форм взаимодействия органов социальной защиты с гражданами; создание единых систем учета и обработки информации о получателях социальной помощи.
4. Усиление гарантий и ответственности в сфере социального обеспечения, включающее: защиту прав граждан на социальное обеспечение от незаконного отказа или ограничения их реализации; введение административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере социального обеспечения; установление сроков и порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан по вопросам социального обеспечения.
5. Развитие новых форм социальной поддержки, подразумевающее: внедрение программ социальной реабилитации и интеграции для инвалидов и других социально незащищенных групп; создание системы долговременного ухода для пожилых и тяжелобольных граждан; разработку и реализацию программ помощи семье и детям.
6. Повышение эффективности использования средств социального обеспечения, включающее: целевое расходование средств социального обеспечения на первоочередные нужды социально незащищенных групп; усиление контроля за расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов; поощрение благотворительности и привлечение дополнительных источников финансирования социальной помощи.
7. Гармонизация законодательства в сфере социального обеспечения, включающее: согласование федерального и регионального законодательства для обеспечения единообразного подхода к защите прав граждан на социальное обеспечение; приведение законодательства в соответствие с международными стандартами в области социального обеспечения; развитие межведомственного взаимодействия и сотрудничества по вопросам социального обеспечения.
8. Использование современных технологий для защиты прав граждан на социальное обеспечение, подразумевающее: внедрение электронных систем для автоматизации процессов предоставления социальной помощи; использование искусственного интеллекта для выявления и предотвращения случаев мошенничества в сфере социального обеспечения; разработку мобильных приложений для получения оперативной информации о социальных выплатах и услугах.
9. Повышение правовой грамотности граждан в сфере социального обеспечения, включающее: проведение информационно-просветительских кампаний для разъяснения прав и обязанностей граждан в сфере социального обеспечения; разработку доступных и понятных материалов о социальных выплатах и услугах; организацию бесплатных юридических консультаций для социально незащищенных групп.
10. Контроль за соблюдением прав граждан на социальное обеспечение, включающий: усиление общественного контроля за деятельностью органов социальной защиты; привлечение некоммерческих организаций и правозащитников к мониторингу соблюдения прав граждан на социальное обеспечение; создание независимых механизмов обжалования решений органов социальной защиты.
Для решения выявленных проблем автор предлагает следующие решения, путем внесения изменений в текущее законодательство: предлагается признать утратившим силу п. 6 ст. 7 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
С целью полноценного обеспечения функционирования механизма защиты социальных прав граждан необходимо, чтобы в отраслевом законодательстве Российской Федерации были установлены базовые параметры оценки уровня благополучия российских граждан. Именно так, в законодательстве Российской Федерации, возможно полноценно гарантировать права российских граждан на соответствующее материальное обеспечение (например, в случае стойкой утраты ими трудоспособности), право на достойный уровень жизнь и получение образование, право на жилище, на такое состояние окружающей природной среды, которое не наносило бы вреда состоянию здоровья граждан, а также и все прочие социальные права).
Ответственность за нарушение социальных прав и также свобод граждан предусмотрена как Конституцией Российской Федерации, так и соответствующими федеральными законами.
Следовательно, в настоящий период времени правовая ответственность за нарушения социальных прав людей существует. Основания же ответственности за нарушение социальных прав граждан, не указаны прямо в соответствующих положениях Основного закона российского государства, а их наличие можно обнаружить при детальном анализе отдельных положениях Конституции Российской Федерации.
В целом можно утверждать, что совершенствование регулирования конституционного права на социальное обеспечение поможет приблизиться к построению социального государства в его конституционном значении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2018 № 2-ФКЗ, от 21.07.2018 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ). – М.: Проспект, 2024. – 64 с.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2013. – N 52 (часть I), ст. 7007.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - ст. 3686.
4. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2010. - № 49. - ст. 6422.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - ст. 6724.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. – 1999. - № 142.
7. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 30.01.2024) "Об обращении лекарственных средств" // Собрание законодательства РФ. - 19.04.2010. - № 16. - ст. 1815.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 17.12.2001. № 51. – ст. 4831.
9. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "Об опеке и попечительстве" // Собрание законодательства РФ". - 28.04.2008. - N 17. - ст. 1755.
10. Федеральный закон от 08.06.2020 N 172-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 15.06.2020. - N 24. - ст. 3746.
11. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 24.12.2001. - № 52 (Часть I). - Ст. 4920.
12. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - N 1 (1 ч.). - ст. 18.
13. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // Собрание законодательства РФ. - 27.07.2020. - № 30. - ст. 4884.
14. Постановление Правительства РФ от 25.11.2022 N 2143 «О единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2023 г.» // Собрание законодательства РФ. – 28.11.2022. № 48. – ст. 8510.
15. Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 N 2330 (ред. от 09.04.2024) "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка" (вместе с "Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Перечнем документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка") // Собрание законодательства РФ. - 26.12.2022. - № 52. - ст. 9602.
Учебники и литература
16. Аракчеев, В. С. История законодательства и права России о социальном обеспечении / В.С. Аракчеев // Вестник ТГУ. - 2023. - № 2. - С. 20-25.
17. Батыгин, К.С. Право социального обеспечения. Общая часть / К.С. Батыгин. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2020. – 246 с.
18. Воронова, Е.М. Право социального обеспечения: учебное пособие / Е.М. Воронова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. – 187 с.
19. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: Учебник / В.П. Галаганов. – М.: БЕК, 2021. – 267 с.
20. Григорьев, И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 426 с.
21. Гусев, А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. – 2022. - № 4. – С. 62-68.
22. Докторова, Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики / Н.П. Докторова // Актуальные проблемы современной экономики. – 2022. - № 1. – С. 53-58.
23. Занина, О.В. Перспективы развития социальной защиты населения / О.В. Занина // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 4. – С. 56–61.
24. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения в России / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М.: ТК Велби, проспект, 2022. – 319 с.
25. Золотов, А.С. Социальная защита населения / А.С. Золотов // Инновации и инвестиции. – 2023. - №5. – С. 50-54.
26. Камышников, А.И. Проблематика социальной поддержки населения в современной России / А.И. Камышников // Социально-¬политические процессы в современном мире. – 2020. - № 2. – С. 70-76.
27. Кострица, Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты / Е.О. Кострица // Государственное и муниципальное управление. – 2023. - № 2. – С. 83-88.
28. Куклин, А.А. Социальная защита населения как фактор роста продолжительности жизни / А.А. Куклин // Уровень жизни населения регионов России. – 2022. - № 2. – С. 67-74.
29. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие. / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. – М.: Книжный мир. – 2023. - 591 с.
30. Палкина, Д.С. Проблемы социальной защиты населения в условиях рынка / Д.С. Палкина // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий. – 2022. - № 2. – С. 82-86.
31. Романова, Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения / Т.Ф. Романова // Социальное и пенсионное право. – 2022. - № 3. – С. 48-52.
32. Середа, А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения / А.С. Середа // Научный журнал Меридиан. – 2023. - №2. – С. 76-80.
33. Соснова, А.В. Механизмы формирования социальной защиты населения в современном обществе / А.В. Соснова // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2022. - № 4. – С. 83-89.
34. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Юрайт. – 2023. – 717 с.
35. Шаяхметова, А. И. Система социальной защиты населения как объект государственной политики: зарубежный опыт / А. И. Шаяхметова // Молодой ученый. - 2021. - № 4. - С. 53-56.
Судебная практика
36. Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 17-О "По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 18.04.2005. - № 16. - ст. 1479.
37. По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Н.М. Моренко: постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 9-П // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 21. - Ст. 2692.
38. По делу о проверке конституционности части 15 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданина Г.В. Ледовского: постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.2014 г. № 15-П // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 21. - Ст. 2765.
39. Постановление КС РФ № 24-П от 06.10.2015 в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 21. - Ст. 2692.
40. По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.К. Шматкова: постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 г. № 29-П // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 41 (ч. III). - Ст. 5726.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 2500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54093 Дипломной работы — поможем найти подходящую