Все как всегда прекрасно !!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Сикхизм – одна из самых молодых религий приверженцев которой насчитывается более 25 млн. по всему миру. Это восьмая по числу последователей религия мира. До сих пор многие относятся к сикхизму, как к секте индуизма – с чем решительно не согласны сами сикхи. Учение основателя сикхизма гуру Нанака было во многом построено на борьбе с многобожием и чрезмерной ритуализованностью индуизма. По мнению известного исследователя сикхизма Е.Н.Успенской «Сикхские идеологи рассматривают свое учение как учение высокой нравственной силы, стоящее на эталонных моральных нормах». Эти моральные нормы были обретены в откровении основателем сикхизма и дополнены его приемниками.
Нужно признать, что главная особенность этого вероучения состоит в том, что сикхизм изначально была сектой, еретической по отношению к брахманическому индуизму – тому, который основан на Ведах и на признании верховенства брахманов в области духовной и общественной жизни. В индуизме нет какого-либо одного «истинно верного пути», т.е. ортодоксального учения и говорить о «ереси» можно лишь условно. Тем не менее сикхизм, будучи дериватом индуизма, имеет явные черты его обдуманного отрицания.
Индуизм – это конгломерат верований, культов, религиозных течений. Словом «индуизм» обычно определяется не только система религиозного мировоззрения, но и освященные ею общественные институты – в частности, касты. Индуизм вполне бессистемен, в нем отсутствует более-менее разработанная теологическая основа, отсутствует централизованная церковная организация. Практически он реализуется в виде дхармы – свода законов, установлений и правил, обязательных к выполнению для каждого индуиста. Следование дхарме принимает формы строгой регламентации жизни человека и в принципиально важных вопросах взаимоотношений с обществом, и в ритуале, и в повседневных обстоятельствах труда и быта, и в личной жизни.
С другой стороны, сикхизм носит яркие следы влияния неортодоксального исламского - суфийского мировоззрения, имевшего в средневековой Индии вообще и в Педжабе очень значительное влияние на умы.
Гуру Нанак учил, что все люди равны – и индусы, и мусульмане, независимо от касты и рождения. Что путь спасения – не в сложных церемониях, не в жертвоприношениях и паломничествах, не в соблюдении постов, а в следовании указаниям гуру-наставника на пути духовного совершенствования и познания Воли Бога (хукам). Так идеалом верующего среди сикхов считался не аскет, а активный семьянин, живущий трудом своих рук. По настоящему революционным введением Гуру Нанаком стало открытие общественных трапезных, в которых все члены общины и гости, не зависимо от своего положения, питались на равных. Женщины также были уравнены в правах с мужчинами. Было разрешено и вкушение мяса, кроме говядины, так как корова даже среди сикхов оставалась образцом бескорыстного служения.
Исследователи по-настоящему познакомились с сикхизмом только в XIX веке и были поражены сходством сикхизма как с индуизмом, так и с исламом. Сикхизм, как и индуизм признает реинкарнацию и доктрину кармы. В доказательство связи с исламом приводятся монотеизм и практика общинных молитвенных собраний, отказ от почитания идолов, а также отрицание кастовой системы. Хотя Нанак не столько синтезировал эти индуистские и пришедшие через ислам идеи, сколько отрицал и критически пересматривал и те и другие. По мнению исследователя сикхизма Ю. В. Каделюк: «Ислам гуру связывают с агрессией и насилием в результате завоеваний Бабура, который окончательно утвердил свою власть на севере Индии в 1526 г. Вместе с тем они осуждают предательство брахманов, которые перестали хранить чистоту веры и в угоду новым правителям стали носить голубые одежды и употреблять мясо».
Наиболее влиятельным из учений, повлиявших на создание сикхизма, является индуистское течение бхакти (преданность или любовь), которое в Северной Индии было ориентировано, прежде всего, на культы Рамы и Кришны. Бхакти – путь постижения Бога через любовь, то есть способность непосредственной эмоциональной связи c Богом самозабвенно верующего человека, полностью вверяющего себя Богу. Бхакты учили, что в этих полных внутренней глубины и чувственного восприятия отношений не нужны ни посредники-жрецы, ни внешняя атрибутика культа в виде особых ритуалов и жертвоприношений, ни паломничества, ни чтение священных книг. Только советы наставника-гуру могли помочь человеку на пути бхакти.
Другим весьма влиятельным индуистским течением было эзотерическое учение йогов-натхов, которое уходит корнями в древнейшую тантрическую традицию, придавая главное значение внутреннему опыту. Они придавали главное значение внутреннему опыту и отрицали брахманическую систему с ее культовой практикой и обрядностью, не принимали во внимание очень распространенные в индуизме пищевые запреты и предписания, не признавали веды, отрицали кастовые различия и роль брахманов.
В раннем сикхизме еще совсем нет воинственных идей, и община сикхов объединяет единомышленников-богоискателей, говоривших на языке духовных традиций того времени. В течение 239 лет в период становления сикхского государство, следом за Нанаком было еще 9 гуру, которые практически ничем не дополнили проповедь гуру-основоположника, лишь приспосабливали его учение к особенностям своего времени.
Вторая половина XVII стала для жителей Педжаба временем противостояния под знаменами сикхизма мусульманским правителям Индии. Тогда десятый гуру – Говинд Сингх – внес ряд изменений в учение сикхизма и организацию общины. Было провозглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук гуру к хальсе («ордену чистых»). Тогда была прервана линия живых гуру, сам гуру стал членом хальсы, таким же как все. При Говинде Сингхе, имевшем представление о том, что Бог реализует себя в слове, священный канон высказываний гуру, запечатленных в книге «Ади-Грантх», стал почитаться сикхами живым Богом и последним гуру. Отныне в роли гуру стал выступать мистический союз «Ади Грантх» и хальсы.
Можно сказать, что сикхизм – это один из наиболее успешных авторских социальных проектов в истории человечества. Не смотря на это, сикхи проживали в местности, через которую проходили практически все материковые вторжения в Индию, и миролюбивая проповедь веротерпимости Нанака была обречена. Сикхистский катехизис так описывает этот момент: «Брошенное Гуру Нанаком семя преобразований сферы человеческого существования, взращенное его преемниками, дало всходы во времена Гуру Гобинд Сингха и обрело расцвет с созданием Хальсы. Меч, расчистивший путь Хальсы к высочайшей славе, вне всякого сомнения, был выкован Гуру Гобинд Сингхом, но из стали, закаленной Гуру Нанаком». Уклад жизни сикхов с момента создания хальсы можно описать, как военно-феодальный строй. Самозащита сикхов зачастую обретала формы ненависти не только к иноверцам, но и к собственным «еретикам». Ведь полностью очистить сикхизм от индуистского влияния так и не удается, что приводит к созданию многочисленных сект уже внутри сикхизма. Многочисленные движения, возникающие в сикхизме в попытках очистить его от чуждых влияний и вернуть в лоно родных учений, превращают общину в своеобразную кастовую группу внутри кастовой системы, против которой сикхи изначально и боролись.
Во второй половине ХХ века сикхи начали покидать свою историческую родину Педжаб и создавать многочисленные гурудвары по всему миру. При этом все они оставались членами хальсы. Со временем хальса принимала все более социальный характер, и многие ее члены становились явными нетрадиционалистами в плане сикхского вероучения. Одним из них был Харбхаджан Сингх Хальса Йогиджи, более известный в западном мире, как Йоги Бхаджан, создавший в 60-х годах в США организацию по лечению наркозависимых 3HO («Здоровые, Счастливые, Благословенные»). Основу лечения в ней составляли тантрические практики (кундалини-йога). Число членов 3HO быстро росло в рамках движения «Нью Эйдж», в свою очередь обогащая его сикхскими традициями. В то время как некоторые в Пенджабе критиковали усилия Йоги Бхаджана — в особенности его административные титулы, структуры и символы — как неортодоксальные, другие, исследовав вопрос, не скупились на похвалы. В 1979 году официальный профессор, преподающий сикхизм, доктор Капур Сингх, приехал из Амритсар и обратился к Совету Хальсы, с заверением, что 3HO остается в рамках сикхской традиции. Хотя Йоги Бхаджан способствовал созданию новой культуры йогов-гурусикхов в Западном полушарии, он не приветствовал искусственных разделений среди сикхов - кастовых, расовых, национальных или любых иных. Он ценил сикхское единство и всегда считал себя, прежде всего, сикхом.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в России первые отголоски деятельности Йоги Бхаджана появились в начале 90-х вместе с появлением наркологической клиники Якова Маршака. Сам Я.Э. Маршак был учеником Йоги Бхаджана, от которого он получил «благословение» на лечение наркозависимых с помощью техник кундилини йоги в России. Позже деятельность (вместе с последователями) Я.Э. Маршака распространилась по всей стране в десятки центров йоги. Сертификация и деятельность преподавателей кундалини-йоги регулируется «Федерацией Учителей Кундалини-йоги».
Целью работы является проверка гипотезы, что 3HO – это нео-сикхистская организация, сочетающая в своей деятельности традиционный сикхизм и основные элементы течения Нью Эйдж.
Задачи работы:
1.Объективно осветить историю жизни Йоги Бхаджана и его последователей.
2. Выяснить, что же все-таки исповедовал Йоги Бхаджан, почему сикх стал фактически тантристом, и почему сикхи признали его «своим».
3. Дать объективную оценку деятельности его последователей в России.
Объектом исследования является деятельность организации 3HO с момента её основания до настоящего времени. Предметом исследования является связь с сикхизмом основного учения 3HO - кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана.
Основным источником написания данной аттестационной работы являются книги написанные Йоги Бхаджаном: «Учитель Эпохи Водолея: Международная программа по подготовке учителей Кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана», «Ум и медитация», «Мужчина и женщина». Перечисленные книги наиболее системно описывают учение о кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана. Другим важным источником служит статья Филипа Деслиппа "От Махараджа до Махан Тантрика: конструирование Кундалини-йоги Йоги Бхаджана". Также в качестве источника использовались многочисленные видео-лекции Йоги Бхаджана. Основной литературой по сикхизму служит книга «Сикхизм» петербургских индологов Е.Н.Успенской и И.Ю.Котина, наиболее полно описывающая сикхизм с его вероучительной стороны. Также использовалась работа Фурсова К.А. «Львы Пятиречья: сикхи – великие воины Азии», описывающая историю, обычаи и традиции сикхов. Основной литературой по вопросам Нью Эйджа служит книга А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты» и книга иеромонаха Серафима Роуза «Православие и религия будущего». Эти книги наиболее исчерпывающе описывают проблему возникновения и распространения Нью Эйджа, а также дают его оценку с православной точки зрения.
Проведенное исследование предполагает изучение основных учебных материалов (литературы и видео-лекций), изданных 3HO, а также посещение различных классов по кундалини-йоге, проводимых в московских центрах йоги, и общение с преподавателями кундалини-йоги.
О существовании 3HO, как гурийской секты, упоминает российский религиовед Митрохин Л.Н. в книге «Религиозные «культы» в США». Иеромонах Серафим Роуз в книге «Православие и религия будущего», кратко, но ёмко описывает деятельность 3HO, упоминая личность основателя организации, основные принципы кундалини-йоги, её связь с тантрической традицией индуизма, и образ жизни её последователей. Также 3HO посвящена одна глава книги А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты», в которой она причисляется к псевдоиндуистским сектам. Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» (Новосибирск, 9–11 ноября 2004 г.) причисляет 3HO и центр Якова Маршака к «наиболее известным деструктивным тоталитарным сектам и группам, обладающих значительным числом признаков таковых». 3HO упоминается в статье «Оккультно-языческая западня естественного родительства» Соколовой Н.А., опубликованной на официальном сайте Центра религиоведческих исследований во имя свщенномученика Иринея Лионского.
На данный момент в России исследований о связи деятельности 3HO с сикхизмом не проводилось. Также нет структурированной оценки распространения кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана. Новизна данной работы заключается в попытке проведения данных исследований и изложении истории распространения кундалини-йоги на территории РФ.
Данная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе описывается история жизни основателя 3HO Йоги Бхаджана, описываются причины создания и дальнейшая деятельность самой организации, а также даётся оценка её учения о кундалини-йоге в её аспектах сикхизма и Нью Эйджа. Вторая глава посвящена деятельности 3HO на территории Российской Федерации с момента появления первых классов по кундалини-йоге, проводимых Я.Э.Маршаком, до настоящего времени.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Йоги Бхаджан и деятельность 3HO ………………..……....10
1.1 История жизни Йоги Бхаджана ……………………………..……….10
1.2 Создание и деятельность 3HO (организация «Здоровые, Счастливые, Благословенные»)…………………………...…………15
1.3 Йоги Бхаджан и Нью Эйдж……...…………………………………...19
1.4 Кундалини-йога школы Йоги Бхаджана и сикхизм………………...23
Глава II. Распространение кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана в России……………………………………………………………….…..30
2.1 Яков Маршак и его наркологическая клиника……………………...30
2.2 Федерация Учителей Кундалини-йоги в России…………………...34
Заключение……………………………………………………………….49
Библиография……………………………………………………………52
Приложение………………………………………………………………57
Работа выполнена согласно требований ГОСТ. Сдана на отлично. Уровень оригинальности текста на антиплагиат.ру составил 92
1. Йоги Бхаджан. Мужчина и женщина. Основа основ. – М.: Изд-во Йога Экс-Пресс, 2006
2. Йоги Бхаджан. Ум и медитация. – М.: РОО «Федерация Учителей Кундалини Йоги», 2013
3. Йоги Бхаджан. Учебник Эпохи Водолея: Международная программа по подготовке учителей Кундалини Йоги школы Йоги Бхаджана. – М.: РОО «Федерация Учителей Кундалини Йоги», 2011
4. Филип Деслипп "От Махараджа до Махана Тантрика: конструирование Кундалини-йоги Йоги Бхаджана" [Электронный ресурс]. – URL: http://wildyogi.info/issue/filip-deslipp-ot-maharadzha-do-mahana-tantrika-konstruirovanie-kundalini-yogi-yogi-bhadzhana (дата обращения: 15.03.2015)
Список использованной литературы
5. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Изд-во
Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005.
6. Васильев Л. С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988.
7. Лихачева А. Сикхизм.//Энциклопедия для детей. Том 06. Часть 1. Религии мира. – М.: Аванта+, 1999
8. Полонская И.Н. Религия сикхов/ И.Н. Полонская, В.Н. Нечипуренко. - Ростов н/д.:, Сикхский миссионерский центр, 1997
9. Посацкий Александр. Психология и Нью Эйдж. – М.: Издательство «Франсисканцев», 2010
10. Семёнова Н.И. История сикхского движения в Индии. – М.: Изд-во восточной литературы, 1963
11. Ульциферов О.Г.. Культурное наследие Индии. М.: ACT: Восток-Запад, 2005.
12. Успенская Е.Н. Сикхизм/, И.Ю. Котин, Е.Н.Успенская. - СПб.: Изд-во Петербургское Востоковедение, 2007
13. Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011
Электронные ресурсы
13. Владовский А. Шаг в глубину. [Электронный ресурс]. – URL: http://kundalinijournal.ru/arc/3/#journal/208 (дата обращения: 07.12.2014)
14. Власов Е. Доктор удовольствие. Интервью с Яковом Маршаком [Электронный ресурс]. – URL: http://www.popsy.ru/articles/full/stati/doktor_udovolstviya_intervyu_s_yakovom_marshakom/ (дата обращения: 14.12.2014)
15. Гуруджагат Каур. Йога-дула. Ангел-хранитель для будующей мамы. [Электронный ресурс]. – URL: http://kundalinijournal.ru/arc/3/#journal/144/ (дата обращения: 25.02.2015)
16. Гурупрем Каур. Воспоминания о Йоге Бхаджане [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lighttravel.org/rus/rusmem/rm07.htm (дата обращения: 25.12.2014)
17. Документы международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты и демократическое государство" (9-11 ноября 2004 г., г. Новосибирск). Электронный ресурс]. – URL:http://iriney.ru/main/dokumentyi/dokumentyi-mezhdunarodnoj-nauchno-pra.html (дата обращения: 22.01.2014)
18. Завгородская Э., Программа для зависимых Я. Маршака. [Электронный ресурс]. – URL: http://kudaidesh.ru/yoga/3108-2/ (дата обращения: 17.02.2015)
19. Захарьин Б.А., Хохлова Л.В.. Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV - первой половине ХIХ вв [Электронный ресурс]. – URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1312 (дата обращения: 01.03.2015)
20. Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/906 (дата обращения: 01.02.2015)
21. Институт Интегративной Психологии Профессионального Развития (ИИППР). Обучающая программа в Москве. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.yoga-profess.ru/tutorial/basic/ (дата обращения: 07.02.2015)
22. Интервью с преподавателем кундалини-йоги Алексеем Меркуловым [Электронный ресурс]. – URL: http://sgzt.com/k26/?module=articles&action=view&id=1420 (дата обращения: 06.02.2015)
23. Каделюк Ю.В. Религиозно-филосовские идеи сикхизма в Ади-Гарантхе [Электронный ресурс]. – URL: http://www.torchinov.com/торчиновские-чтения/четвертые-торчиновские-чтения/коледюк-ю-в-религиозно-философские-идеи-сикхизма-в-ади-грантхе/ (дата обращения: 20.12.2014)
24. Карпал Синг Хальса. У стоп Йога. [Электронный ресурс]. – URL http://bhajan.narod.ru/yb-book-begin.htm (дата обращения: 25.01.2015)
25. Кирюхина К. Онлайн-конференция при участии А. Л. Дворкина. Секты и сектантство. Актуальная проблема с непростым решением.[Электронный ресурс]. – URL:http://ria.ru/online/20060131/43262498.html (дата обращения: 24.01.2015)
26. Кундалини-йога, книги по йоге и занятия йогой, события в мире йоги [Электронный ресурс]. – URL: http://bhajan.narod.ru/ (дата обращения: 04.03.2015)
27. Кундалини-йога традиции Йоги Бхаджана — медитации, крийи, упражнения — семинары и йога-туры. [Электронный ресурс]. – URL: http://kyoga.ru/ (дата обращения: 01.03.2015)
28. Официальный сайт мирового сообщества Сикхов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sikhnet.com/ (дата обращения: 01.03.2015)
29. Наркологическая клиника Маршака. История клиники. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.marshak.ru/clinic/history/ (дата обращения: 04.02.2015)
30. Сайт Международной Ассоциации Учителей Кундалини Йоги [Электронный ресурс]. – URL: www.kundaliniyoga.com (дата обращения: 01.03.2015)
31. Сайт центра саморазвития "Карам Крия" [Электронный ресурс]. – URL: www.karamkriya.co.uk (дата обращения: 01.03.2015)
32. Сайт центров йоги «Федерация Йоги» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kundalini.ru/ (дата обращения: 01.03.2015)
33. Сикхские рассказы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lighttravel.org/rus/ss.htm (дата обращения: 07.03.2015)
34. Скрынник Е. Обращение Учителя. [Электронный ресурс]. – URL: http://gatka.com.ua/index.php/from-instructor.html (дата обращения: 27.02.2014)
35. Соколова Н.А. Оккультно-языческая западня «естественного родительства» [Электронный ресурс]. – URL: http://iriney.ru/okkultnyie/nyu-ejdzh/novosti-o-kultax-nyu-ejdzh/okkultno-yazyicheskaya-zapadnya-«estestvennogo-roditelstva».html
36. Федерация учителей кундалини-йоги [Электронный ресурс]. – URL: http://yogateachers.ru/ (дата обращения: 01.03.2015)
37. Харидживан Сингх Хальса. Зачем участвовать в тренинге учителей? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.harijiwan.ru/page/?pid=23 (дата обращения: 10.02.2015)
38. Чернов С. Интервью с президентом Федерации Йоги Сергеем Литау [Электронный ресурс]. – URL: http://slavyoga.ru/intervyu-s-sergeem-litau.html (дата обращения: 01.03.2015)
39. Шакти Парва Каур Хальса. Воспоминания о Йоге Бхаджане [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lighttravel.org/rus/rusmem/rm02.htm (дата обращения: 25.12.2014)
40. Школа кундалини-йоги Амрит Нам Саровар. Подготовка учителей Кундалини Йоги Уровня I. Тренинг “Основной” [Электронный ресурс]. – URL: http://amritnam.ru/studying/tt1/osnovnoy_trening/ (дата обращения: 23.02.2015)
41. Энциклопедия йоги. Йога блоги [Электронный ресурс]. – URL: http://www.all-yoga.ru/ (дата обращения: 04.03.2015)
42. Healthy, Happy, Holy Organization [Электронный ресурс]. – URL: http://www.3ho.org/ (дата обращения: 04.03.2015)
43. Ребель А. Маршак читал псалмы. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.jewish.ru/culture/events/2012/11/news994312281.php (дата обращения: 27.01.2015)
44. Мангалвади В. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=92 (дата обращения: 12.02.2015)
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Сикхизм – одна из самых молодых религий приверженцев которой насчитывается более 25 млн. по всему миру. Это восьмая по числу последователей религия мира. До сих пор многие относятся к сикхизму, как к секте индуизма – с чем решительно не согласны сами сикхи. Учение основателя сикхизма гуру Нанака было во многом построено на борьбе с многобожием и чрезмерной ритуализованностью индуизма. По мнению известного исследователя сикхизма Е.Н.Успенской «Сикхские идеологи рассматривают свое учение как учение высокой нравственной силы, стоящее на эталонных моральных нормах». Эти моральные нормы были обретены в откровении основателем сикхизма и дополнены его приемниками.
Нужно признать, что главная особенность этого вероучения состоит в том, что сикхизм изначально была сектой, еретической по отношению к брахманическому индуизму – тому, который основан на Ведах и на признании верховенства брахманов в области духовной и общественной жизни. В индуизме нет какого-либо одного «истинно верного пути», т.е. ортодоксального учения и говорить о «ереси» можно лишь условно. Тем не менее сикхизм, будучи дериватом индуизма, имеет явные черты его обдуманного отрицания.
Индуизм – это конгломерат верований, культов, религиозных течений. Словом «индуизм» обычно определяется не только система религиозного мировоззрения, но и освященные ею общественные институты – в частности, касты. Индуизм вполне бессистемен, в нем отсутствует более-менее разработанная теологическая основа, отсутствует централизованная церковная организация. Практически он реализуется в виде дхармы – свода законов, установлений и правил, обязательных к выполнению для каждого индуиста. Следование дхарме принимает формы строгой регламентации жизни человека и в принципиально важных вопросах взаимоотношений с обществом, и в ритуале, и в повседневных обстоятельствах труда и быта, и в личной жизни.
С другой стороны, сикхизм носит яркие следы влияния неортодоксального исламского - суфийского мировоззрения, имевшего в средневековой Индии вообще и в Педжабе очень значительное влияние на умы.
Гуру Нанак учил, что все люди равны – и индусы, и мусульмане, независимо от касты и рождения. Что путь спасения – не в сложных церемониях, не в жертвоприношениях и паломничествах, не в соблюдении постов, а в следовании указаниям гуру-наставника на пути духовного совершенствования и познания Воли Бога (хукам). Так идеалом верующего среди сикхов считался не аскет, а активный семьянин, живущий трудом своих рук. По настоящему революционным введением Гуру Нанаком стало открытие общественных трапезных, в которых все члены общины и гости, не зависимо от своего положения, питались на равных. Женщины также были уравнены в правах с мужчинами. Было разрешено и вкушение мяса, кроме говядины, так как корова даже среди сикхов оставалась образцом бескорыстного служения.
Исследователи по-настоящему познакомились с сикхизмом только в XIX веке и были поражены сходством сикхизма как с индуизмом, так и с исламом. Сикхизм, как и индуизм признает реинкарнацию и доктрину кармы. В доказательство связи с исламом приводятся монотеизм и практика общинных молитвенных собраний, отказ от почитания идолов, а также отрицание кастовой системы. Хотя Нанак не столько синтезировал эти индуистские и пришедшие через ислам идеи, сколько отрицал и критически пересматривал и те и другие. По мнению исследователя сикхизма Ю. В. Каделюк: «Ислам гуру связывают с агрессией и насилием в результате завоеваний Бабура, который окончательно утвердил свою власть на севере Индии в 1526 г. Вместе с тем они осуждают предательство брахманов, которые перестали хранить чистоту веры и в угоду новым правителям стали носить голубые одежды и употреблять мясо».
Наиболее влиятельным из учений, повлиявших на создание сикхизма, является индуистское течение бхакти (преданность или любовь), которое в Северной Индии было ориентировано, прежде всего, на культы Рамы и Кришны. Бхакти – путь постижения Бога через любовь, то есть способность непосредственной эмоциональной связи c Богом самозабвенно верующего человека, полностью вверяющего себя Богу. Бхакты учили, что в этих полных внутренней глубины и чувственного восприятия отношений не нужны ни посредники-жрецы, ни внешняя атрибутика культа в виде особых ритуалов и жертвоприношений, ни паломничества, ни чтение священных книг. Только советы наставника-гуру могли помочь человеку на пути бхакти.
Другим весьма влиятельным индуистским течением было эзотерическое учение йогов-натхов, которое уходит корнями в древнейшую тантрическую традицию, придавая главное значение внутреннему опыту. Они придавали главное значение внутреннему опыту и отрицали брахманическую систему с ее культовой практикой и обрядностью, не принимали во внимание очень распространенные в индуизме пищевые запреты и предписания, не признавали веды, отрицали кастовые различия и роль брахманов.
В раннем сикхизме еще совсем нет воинственных идей, и община сикхов объединяет единомышленников-богоискателей, говоривших на языке духовных традиций того времени. В течение 239 лет в период становления сикхского государство, следом за Нанаком было еще 9 гуру, которые практически ничем не дополнили проповедь гуру-основоположника, лишь приспосабливали его учение к особенностям своего времени.
Вторая половина XVII стала для жителей Педжаба временем противостояния под знаменами сикхизма мусульманским правителям Индии. Тогда десятый гуру – Говинд Сингх – внес ряд изменений в учение сикхизма и организацию общины. Было провозглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук гуру к хальсе («ордену чистых»). Тогда была прервана линия живых гуру, сам гуру стал членом хальсы, таким же как все. При Говинде Сингхе, имевшем представление о том, что Бог реализует себя в слове, священный канон высказываний гуру, запечатленных в книге «Ади-Грантх», стал почитаться сикхами живым Богом и последним гуру. Отныне в роли гуру стал выступать мистический союз «Ади Грантх» и хальсы.
Можно сказать, что сикхизм – это один из наиболее успешных авторских социальных проектов в истории человечества. Не смотря на это, сикхи проживали в местности, через которую проходили практически все материковые вторжения в Индию, и миролюбивая проповедь веротерпимости Нанака была обречена. Сикхистский катехизис так описывает этот момент: «Брошенное Гуру Нанаком семя преобразований сферы человеческого существования, взращенное его преемниками, дало всходы во времена Гуру Гобинд Сингха и обрело расцвет с созданием Хальсы. Меч, расчистивший путь Хальсы к высочайшей славе, вне всякого сомнения, был выкован Гуру Гобинд Сингхом, но из стали, закаленной Гуру Нанаком». Уклад жизни сикхов с момента создания хальсы можно описать, как военно-феодальный строй. Самозащита сикхов зачастую обретала формы ненависти не только к иноверцам, но и к собственным «еретикам». Ведь полностью очистить сикхизм от индуистского влияния так и не удается, что приводит к созданию многочисленных сект уже внутри сикхизма. Многочисленные движения, возникающие в сикхизме в попытках очистить его от чуждых влияний и вернуть в лоно родных учений, превращают общину в своеобразную кастовую группу внутри кастовой системы, против которой сикхи изначально и боролись.
Во второй половине ХХ века сикхи начали покидать свою историческую родину Педжаб и создавать многочисленные гурудвары по всему миру. При этом все они оставались членами хальсы. Со временем хальса принимала все более социальный характер, и многие ее члены становились явными нетрадиционалистами в плане сикхского вероучения. Одним из них был Харбхаджан Сингх Хальса Йогиджи, более известный в западном мире, как Йоги Бхаджан, создавший в 60-х годах в США организацию по лечению наркозависимых 3HO («Здоровые, Счастливые, Благословенные»). Основу лечения в ней составляли тантрические практики (кундалини-йога). Число членов 3HO быстро росло в рамках движения «Нью Эйдж», в свою очередь обогащая его сикхскими традициями. В то время как некоторые в Пенджабе критиковали усилия Йоги Бхаджана — в особенности его административные титулы, структуры и символы — как неортодоксальные, другие, исследовав вопрос, не скупились на похвалы. В 1979 году официальный профессор, преподающий сикхизм, доктор Капур Сингх, приехал из Амритсар и обратился к Совету Хальсы, с заверением, что 3HO остается в рамках сикхской традиции. Хотя Йоги Бхаджан способствовал созданию новой культуры йогов-гурусикхов в Западном полушарии, он не приветствовал искусственных разделений среди сикхов - кастовых, расовых, национальных или любых иных. Он ценил сикхское единство и всегда считал себя, прежде всего, сикхом.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в России первые отголоски деятельности Йоги Бхаджана появились в начале 90-х вместе с появлением наркологической клиники Якова Маршака. Сам Я.Э. Маршак был учеником Йоги Бхаджана, от которого он получил «благословение» на лечение наркозависимых с помощью техник кундилини йоги в России. Позже деятельность (вместе с последователями) Я.Э. Маршака распространилась по всей стране в десятки центров йоги. Сертификация и деятельность преподавателей кундалини-йоги регулируется «Федерацией Учителей Кундалини-йоги».
Целью работы является проверка гипотезы, что 3HO – это нео-сикхистская организация, сочетающая в своей деятельности традиционный сикхизм и основные элементы течения Нью Эйдж.
Задачи работы:
1.Объективно осветить историю жизни Йоги Бхаджана и его последователей.
2. Выяснить, что же все-таки исповедовал Йоги Бхаджан, почему сикх стал фактически тантристом, и почему сикхи признали его «своим».
3. Дать объективную оценку деятельности его последователей в России.
Объектом исследования является деятельность организации 3HO с момента её основания до настоящего времени. Предметом исследования является связь с сикхизмом основного учения 3HO - кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана.
Основным источником написания данной аттестационной работы являются книги написанные Йоги Бхаджаном: «Учитель Эпохи Водолея: Международная программа по подготовке учителей Кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана», «Ум и медитация», «Мужчина и женщина». Перечисленные книги наиболее системно описывают учение о кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана. Другим важным источником служит статья Филипа Деслиппа "От Махараджа до Махан Тантрика: конструирование Кундалини-йоги Йоги Бхаджана". Также в качестве источника использовались многочисленные видео-лекции Йоги Бхаджана. Основной литературой по сикхизму служит книга «Сикхизм» петербургских индологов Е.Н.Успенской и И.Ю.Котина, наиболее полно описывающая сикхизм с его вероучительной стороны. Также использовалась работа Фурсова К.А. «Львы Пятиречья: сикхи – великие воины Азии», описывающая историю, обычаи и традиции сикхов. Основной литературой по вопросам Нью Эйджа служит книга А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты» и книга иеромонаха Серафима Роуза «Православие и религия будущего». Эти книги наиболее исчерпывающе описывают проблему возникновения и распространения Нью Эйджа, а также дают его оценку с православной точки зрения.
Проведенное исследование предполагает изучение основных учебных материалов (литературы и видео-лекций), изданных 3HO, а также посещение различных классов по кундалини-йоге, проводимых в московских центрах йоги, и общение с преподавателями кундалини-йоги.
О существовании 3HO, как гурийской секты, упоминает российский религиовед Митрохин Л.Н. в книге «Религиозные «культы» в США». Иеромонах Серафим Роуз в книге «Православие и религия будущего», кратко, но ёмко описывает деятельность 3HO, упоминая личность основателя организации, основные принципы кундалини-йоги, её связь с тантрической традицией индуизма, и образ жизни её последователей. Также 3HO посвящена одна глава книги А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты», в которой она причисляется к псевдоиндуистским сектам. Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» (Новосибирск, 9–11 ноября 2004 г.) причисляет 3HO и центр Якова Маршака к «наиболее известным деструктивным тоталитарным сектам и группам, обладающих значительным числом признаков таковых». 3HO упоминается в статье «Оккультно-языческая западня естественного родительства» Соколовой Н.А., опубликованной на официальном сайте Центра религиоведческих исследований во имя свщенномученика Иринея Лионского.
На данный момент в России исследований о связи деятельности 3HO с сикхизмом не проводилось. Также нет структурированной оценки распространения кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана. Новизна данной работы заключается в попытке проведения данных исследований и изложении истории распространения кундалини-йоги на территории РФ.
Данная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе описывается история жизни основателя 3HO Йоги Бхаджана, описываются причины создания и дальнейшая деятельность самой организации, а также даётся оценка её учения о кундалини-йоге в её аспектах сикхизма и Нью Эйджа. Вторая глава посвящена деятельности 3HO на территории Российской Федерации с момента появления первых классов по кундалини-йоге, проводимых Я.Э.Маршаком, до настоящего времени.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Йоги Бхаджан и деятельность 3HO ………………..……....10
1.1 История жизни Йоги Бхаджана ……………………………..……….10
1.2 Создание и деятельность 3HO (организация «Здоровые, Счастливые, Благословенные»)…………………………...…………15
1.3 Йоги Бхаджан и Нью Эйдж……...…………………………………...19
1.4 Кундалини-йога школы Йоги Бхаджана и сикхизм………………...23
Глава II. Распространение кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана в России……………………………………………………………….…..30
2.1 Яков Маршак и его наркологическая клиника……………………...30
2.2 Федерация Учителей Кундалини-йоги в России…………………...34
Заключение……………………………………………………………….49
Библиография……………………………………………………………52
Приложение………………………………………………………………57
Работа выполнена согласно требований ГОСТ. Сдана на отлично. Уровень оригинальности текста на антиплагиат.ру составил 92
1. Йоги Бхаджан. Мужчина и женщина. Основа основ. – М.: Изд-во Йога Экс-Пресс, 2006
2. Йоги Бхаджан. Ум и медитация. – М.: РОО «Федерация Учителей Кундалини Йоги», 2013
3. Йоги Бхаджан. Учебник Эпохи Водолея: Международная программа по подготовке учителей Кундалини Йоги школы Йоги Бхаджана. – М.: РОО «Федерация Учителей Кундалини Йоги», 2011
4. Филип Деслипп "От Махараджа до Махана Тантрика: конструирование Кундалини-йоги Йоги Бхаджана" [Электронный ресурс]. – URL: http://wildyogi.info/issue/filip-deslipp-ot-maharadzha-do-mahana-tantrika-konstruirovanie-kundalini-yogi-yogi-bhadzhana (дата обращения: 15.03.2015)
Список использованной литературы
5. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Изд-во
Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005.
6. Васильев Л. С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988.
7. Лихачева А. Сикхизм.//Энциклопедия для детей. Том 06. Часть 1. Религии мира. – М.: Аванта+, 1999
8. Полонская И.Н. Религия сикхов/ И.Н. Полонская, В.Н. Нечипуренко. - Ростов н/д.:, Сикхский миссионерский центр, 1997
9. Посацкий Александр. Психология и Нью Эйдж. – М.: Издательство «Франсисканцев», 2010
10. Семёнова Н.И. История сикхского движения в Индии. – М.: Изд-во восточной литературы, 1963
11. Ульциферов О.Г.. Культурное наследие Индии. М.: ACT: Восток-Запад, 2005.
12. Успенская Е.Н. Сикхизм/, И.Ю. Котин, Е.Н.Успенская. - СПб.: Изд-во Петербургское Востоковедение, 2007
13. Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011
Электронные ресурсы
13. Владовский А. Шаг в глубину. [Электронный ресурс]. – URL: http://kundalinijournal.ru/arc/3/#journal/208 (дата обращения: 07.12.2014)
14. Власов Е. Доктор удовольствие. Интервью с Яковом Маршаком [Электронный ресурс]. – URL: http://www.popsy.ru/articles/full/stati/doktor_udovolstviya_intervyu_s_yakovom_marshakom/ (дата обращения: 14.12.2014)
15. Гуруджагат Каур. Йога-дула. Ангел-хранитель для будующей мамы. [Электронный ресурс]. – URL: http://kundalinijournal.ru/arc/3/#journal/144/ (дата обращения: 25.02.2015)
16. Гурупрем Каур. Воспоминания о Йоге Бхаджане [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lighttravel.org/rus/rusmem/rm07.htm (дата обращения: 25.12.2014)
17. Документы международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты и демократическое государство" (9-11 ноября 2004 г., г. Новосибирск). Электронный ресурс]. – URL:http://iriney.ru/main/dokumentyi/dokumentyi-mezhdunarodnoj-nauchno-pra.html (дата обращения: 22.01.2014)
18. Завгородская Э., Программа для зависимых Я. Маршака. [Электронный ресурс]. – URL: http://kudaidesh.ru/yoga/3108-2/ (дата обращения: 17.02.2015)
19. Захарьин Б.А., Хохлова Л.В.. Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV - первой половине ХIХ вв [Электронный ресурс]. – URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1312 (дата обращения: 01.03.2015)
20. Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/906 (дата обращения: 01.02.2015)
21. Институт Интегративной Психологии Профессионального Развития (ИИППР). Обучающая программа в Москве. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.yoga-profess.ru/tutorial/basic/ (дата обращения: 07.02.2015)
22. Интервью с преподавателем кундалини-йоги Алексеем Меркуловым [Электронный ресурс]. – URL: http://sgzt.com/k26/?module=articles&action=view&id=1420 (дата обращения: 06.02.2015)
23. Каделюк Ю.В. Религиозно-филосовские идеи сикхизма в Ади-Гарантхе [Электронный ресурс]. – URL: http://www.torchinov.com/торчиновские-чтения/четвертые-торчиновские-чтения/коледюк-ю-в-религиозно-философские-идеи-сикхизма-в-ади-грантхе/ (дата обращения: 20.12.2014)
24. Карпал Синг Хальса. У стоп Йога. [Электронный ресурс]. – URL http://bhajan.narod.ru/yb-book-begin.htm (дата обращения: 25.01.2015)
25. Кирюхина К. Онлайн-конференция при участии А. Л. Дворкина. Секты и сектантство. Актуальная проблема с непростым решением.[Электронный ресурс]. – URL:http://ria.ru/online/20060131/43262498.html (дата обращения: 24.01.2015)
26. Кундалини-йога, книги по йоге и занятия йогой, события в мире йоги [Электронный ресурс]. – URL: http://bhajan.narod.ru/ (дата обращения: 04.03.2015)
27. Кундалини-йога традиции Йоги Бхаджана — медитации, крийи, упражнения — семинары и йога-туры. [Электронный ресурс]. – URL: http://kyoga.ru/ (дата обращения: 01.03.2015)
28. Официальный сайт мирового сообщества Сикхов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sikhnet.com/ (дата обращения: 01.03.2015)
29. Наркологическая клиника Маршака. История клиники. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.marshak.ru/clinic/history/ (дата обращения: 04.02.2015)
30. Сайт Международной Ассоциации Учителей Кундалини Йоги [Электронный ресурс]. – URL: www.kundaliniyoga.com (дата обращения: 01.03.2015)
31. Сайт центра саморазвития "Карам Крия" [Электронный ресурс]. – URL: www.karamkriya.co.uk (дата обращения: 01.03.2015)
32. Сайт центров йоги «Федерация Йоги» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kundalini.ru/ (дата обращения: 01.03.2015)
33. Сикхские рассказы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lighttravel.org/rus/ss.htm (дата обращения: 07.03.2015)
34. Скрынник Е. Обращение Учителя. [Электронный ресурс]. – URL: http://gatka.com.ua/index.php/from-instructor.html (дата обращения: 27.02.2014)
35. Соколова Н.А. Оккультно-языческая западня «естественного родительства» [Электронный ресурс]. – URL: http://iriney.ru/okkultnyie/nyu-ejdzh/novosti-o-kultax-nyu-ejdzh/okkultno-yazyicheskaya-zapadnya-«estestvennogo-roditelstva».html
36. Федерация учителей кундалини-йоги [Электронный ресурс]. – URL: http://yogateachers.ru/ (дата обращения: 01.03.2015)
37. Харидживан Сингх Хальса. Зачем участвовать в тренинге учителей? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.harijiwan.ru/page/?pid=23 (дата обращения: 10.02.2015)
38. Чернов С. Интервью с президентом Федерации Йоги Сергеем Литау [Электронный ресурс]. – URL: http://slavyoga.ru/intervyu-s-sergeem-litau.html (дата обращения: 01.03.2015)
39. Шакти Парва Каур Хальса. Воспоминания о Йоге Бхаджане [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lighttravel.org/rus/rusmem/rm02.htm (дата обращения: 25.12.2014)
40. Школа кундалини-йоги Амрит Нам Саровар. Подготовка учителей Кундалини Йоги Уровня I. Тренинг “Основной” [Электронный ресурс]. – URL: http://amritnam.ru/studying/tt1/osnovnoy_trening/ (дата обращения: 23.02.2015)
41. Энциклопедия йоги. Йога блоги [Электронный ресурс]. – URL: http://www.all-yoga.ru/ (дата обращения: 04.03.2015)
42. Healthy, Happy, Holy Organization [Электронный ресурс]. – URL: http://www.3ho.org/ (дата обращения: 04.03.2015)
43. Ребель А. Маршак читал псалмы. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.jewish.ru/culture/events/2012/11/news994312281.php (дата обращения: 27.01.2015)
44. Мангалвади В. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=92 (дата обращения: 12.02.2015)
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую