Таким образом, проведя исследование на тему «Жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства», следует сделать следующие выводы.
Одна из актуальных проблем сегодняшнего времени - социальное сиротство, когда дети, формально имеющие родителей, остаются без их попечения и оказываются в сложных житейских ситуациях.
Эта беда, которая обрушилась на Россию в конце ХХ века, как одно из последствий политических и экономических перемен в стране в 90-е годы. «Социальное» в переводе с латинского означает «общественное». Следовательно, сиротство, с которым общество имеет дело сегодня, в корне отличается от тех проблем, которые постигли Россию в 20-е или 40-е годы ХХ века.
В настоящее время российское общество переживает третью волну сиротства. Основными причинами сиротства выступают:
1. Низкий культурный уровень и алкоголизм родителей. Как следствие - пренебрежение потребностями и интересами ребенка.
2. Преждевременная смертность населения.
3. Увеличение количества недееспособных родителей.
4. Низкий уровень жизни населения.
5. Увеличение количества добровольных отказов родителей от своего ребенка в легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, «забытые» дети, проданные другим лицам).
6. Социальные потрясения, техногенные катастрофы.
7. Высокая степень криминогенности российского общества.
Распространяется и так называемое «скрытое» социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, изменение нравственных устоев привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности.
В России социальные сироты составляют, как уже отмечалось выше, абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей. Их у нас более полумиллиона. Почти 200 тысяч детей воспитываются в государственных интернатных учреждениях, остальные находятся на усыновлении или под опекой. Среди воспитанников интернатных учреждений доля настоящих сирот - около 5 %; остальные дети имеют родителей, лишенных родительских прав.
В то же время следует отметить и увеличение числа круглых сирот из-за преждевременной смерти родителей.
Основная причина, по которой дети остаются без попечения родителей - это социальная и психологическая неспособность взрослых членов семьи выполнять свои родительские обязанности.
Сегодня, когда органы опеки и попечительства изымают ребенка из семьи, это, как правило, оканчивается лишением его родителей родительских прав. Но и сами социальные работники зачастую просто вынуждены оперативно запускать процедуру лишения родительских прав, т.к. закон не дает возможности для длительных раздумий. Словом, как только проблема в семье становится очевидной, запускается процедура изъятия ребенка, а не временного ограничения мамы и папы в родительских правах. Сегодня 95 % всех мер в отношении неблагополучных семей связаны с лишением родительских прав, а 5 % - с их ограничениями.
Основными задачами в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, предотвращения социального сиротства в настоящее время является совершенствование действующей системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; правовое регулирование деятельности всех субъектов названной системы, в первую очередь комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих координацию вышеназванной деятельности, а также органов опеки и попечительства; развитие и государственная поддержка различных форм семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения; развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей; а также более широкое внедрение ювенальных технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Кроме того, решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных – отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.
Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.
Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же – численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России – приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.
В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.
Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства – сопровождение и реабилитация неблагополучных семей. Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что за последнее столетие нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между ее членами становятся ломкими и непрочными. В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей, причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Проблема социального сиротства настолько масштабна, что вполне заслуженно может претендовать на повышенное внимание со стороны исследователей и общественности. В условиях экономической и политической нестабильности российского общества проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, а также исследование деструктивной функции семьи приобретают практическую актуальность.
При этом, также актуальна и вызывает все большую озабоченность социальных работников, педагогов, исследователей проблема жестокого обращения с детьми в семье, как одна из основных опасностей, угрожающих благополучию общества.
Дети являются самой незащищенной группой населения, когда речь идет о жестоком обращении. Они наиболее уязвимы не только потому, что не могут защитить себя физически и непосредственно сами отстаивать свои права, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых. Поэтому дети часто становятся жертвами насилия, что, несомненно, наносит вред их физическому и психическому здоровью, мешает их развитию как личности. Наиболее остро агрессия и жестокость проявляются в семье, которая, казалось бы, по определению лишена агрессивности и жестокости и где все получают поддержку, любовь и заботу.
Среди факторов, способствующих жестокому обращению с детьми в семье, выступает неправильное воспитание ребенка. Особенно пагубно влияет отсутствие сознательного воспитательного воздействия родителей на ребенка. Как известно, воспитательная функция - одна из важнейших функций семьи. Практика семейного воспитания обусловлена культурным и историческим контекстом, в котором существует семья. Однако в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умением целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.
Степень научной разработанности темы исследования в трудах исследователей. Социально-исторический аспект проблемы, а также особенности воспитания детей затрагиваются в работах таких авторов, как О.В. Бессчетнова, /С.Л. Братченко, О.А. Дроздова, Е.С. Зареева, М. Клецова, Р.С. Немов,
Л.В. Пепеляева, А.Р. Ратинов, Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал и др.
Теоретическая база выпускной квалификационной работы составили Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Объектом исследования являются современные семьи, имеющие несовершеннолетних детей.
Предметом исследования являются нормы российского наследственного законодательства, регулирующего институт наследования по закону.
Целью исследования является комплекс методов, средств и форм, обеспечивающих результативность профилактики жестокого обращения с детьми.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- дать социально-педагогическую характеристику социального сиротства;
- охарактеризовать основные принципы социальной работы по профилактике сиротства;
- исследовать феномен «жестокое обращение с детьми» как научную категория, его сущность, формы и основные факторы;
- выявить последствия жестокого обращения с детьми;
- охарактеризовать особенности социального обслуживания детей, испытавших жестокое обращение;
- проанализировать технологии социальной работы с семьями и детьми по профилактике жестокого обращения.
Гипотеза. Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом). Комплексный характер исследования жестокого обращения с ребенком является второй причиной отсутствия его общепринятого обобщенного определения.
Методологическую основу исследования составили теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, а также анализ результатов исследований по проблемам предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми, как российских, так и зарубежных авторов; дискуссии, наблюдение, беседы, опросы; анкетирование, структурно-функциональное моделирование; интервьюирование и прогнозирование; педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы.
Эмпирическая база исследования содержит результаты проведенного в процессе работы исследования, объектами которого стали школьники в возрасте 7-9 лет одной из школ, обучающиеся в первых, вторых и третьих классах, и их родители.
Теоретическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что в процессе его проведения были уточнены понятия «жестокое обращение с детьми», «ненасилие», «профилактика жестокого обращения с детьми».
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения заключаются в возможности использования основных положений исследования для разработки программ профилактики жестокого обращения с детьми
Особенности структуры работы. Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрена проблема социального сиротства в современном российском обществе, во второй главе исследована сущность жестокого обращения с детьми как социальная проблема, в третьей – система социальной защиты детей от жестокого обращения.

Введение 3

ГЛАВА 1. Проблема социального сиротства в современном российском обществе 7

1.1. Социально-педагогическая характеристика социального сиротства 7

1.2. Основные принципы социальной работы по профилактике сиротства 13

ГЛАВА 2. Жестокое обращение с детьми как социальная проблема 18

2.1. Феномен «жестокое обращение с детьми» как научная категория: сущность, формы и основные факторы 18

2.2. Последствия жестокого обращения с детьми 22

ГЛАВА 3. Система социальной защиты детей от жестокого обращения 30

3.1. Социальное обслуживание детей, испытавших жестокое обращение 30

3.2. Технологии социальной работы с семьями и детьми по профилактике жестокого обращения 38

Заключение 50

Список использованных источников и литературы 54

Приложение 59


Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - ст. 410.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - ст. 16.
4. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - ст. 5880.
5. Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р (ред. от 19.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 43. - ст. 5908.
Литература
6. Алексеева В.М. Правовые аспекты социального сиротства / Медицинское право. № 2 (36) - М.: Юрист, 2011. - С. 15-19.
7. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь [Текст] / И.А. Алексеева, И. Г. Новосельский. – М. : Генезис, 2013. – 256 с.
8. Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье [Текст] / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 34–37.
9. Алексеева, Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье [Текст] / Л.С. Алексеева // Педагогика. 2006. – № 5. – М., 2006. – С. 43–52.
10. Астоянц, М.С. Социальное сиротство: стратегии и перспективы социальной инклюзии [Текст] : [монография] / [Астоянц М. С. и др.] ; под ред. М. С. Астоянц ; Южный федеральный ун-т, Пед. ин-т. Ростов-на-Дону: Пед. ин-т ЮФУ, 2010 - 223 с.
11. Ахинов, Г.А. Социальная политика [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению « Экономика» и экономическим специальностям / Г. А. Ахинов, С. В. Калашников. Москва: Инфра-М, 2014 - 272 с.
12. Барышникова, Т.Ю. Социальная политика правового государства [Текст] : учебное пособие / Т. Ю. Барышникова, Ю. А. Кузнецов, Н. В. Рощепко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова .- Ярославль : Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2012 - 103 с.
13. Березин, С.В. Социальное сиротство: дети и родители Материалы к курсу <Пед. психология> / С. В. Березин, Ю. Б. Евдокимова; М-во образования Рос. Федерации, Самар. гос. ун-т, Каф. Психологии. Самара: Универс-групп, 2013 - 51 с.
14. Бессчетнова О.В. Жестокое обращение с детьми в семье в рамках уголовно-правового контекста / Противодействие современной преступности: оценки эффективности уголовной политики и качества уголовного закона: Сборник научных трудов / Под ред.: Лопашенко Н.А. - Саратов: Сателлит, 2010. - С. 242-243.
15. Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю., Палиева Н.А. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ставрополь, 2013 - 98 с.
16. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала : метод. пособие для школьных психологов / С. Л. Братченко. – Псков : Изд-во Псковского областного ин-та повышения квалификации работников образования, 1997. – 180 с.
17. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / К.Бютнер. – М.: Педагогика, 1991. - 184 с.
18. Волкова, Е.Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми [Текст] / Е.Н. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – СПб. : Питер, 2006. – № 6. – С. 24–28.
19. Воронцова, М.В. Социальное сиротство в России на рубеже XX-XXI века : монография / М. В. Воронцова [и др.] ; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования « Российский гос. социальный ун-т» , Фил. в. г. Таганроге Таганрог : Российский гос. социальный ун-т , 2008 - 182 с.
20. Воронцова, М.В. Социальное сиротство в России: проблемы и пути решения : материалы научно-практической конференции / М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования « Российский гос. социальный ун-т» , Фил. в г. Таганроге, НОК « Российская семья» ; [редкол. : Воронцова М. В., Пархоменко М. В.] Таганрог : [Фил. РГСУ в г. Таганроге] , 2008 - 171 с.
21. Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» за 2012 год [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.dszn.ru/upload/documents/ОГ-П12-9060.pdf.
22. Гусейнов А.А. К вопросу о структуре позитивной юридической ответственности / Закон и право. № 12 - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 38-40.
23. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / / И.Ф. Дементьева. М.: Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания, 2014 – 45 с.
24. Дроздова О.А. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства / Норма. Закон. Законодательство. Право: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (24-25 апреля 2014 г., г. Пермь) / Науч. ред.: Кузнецова О.А. - Пермь, 2014. - С. 110-112.
25. Дроздова О.А. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства / Норма. Закон. Законодательство. Право: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (24-25 апреля 2014 г., г. Пермь) / Науч. ред.: Кузнецова О.А. - Пермь, 2014. - С. 110-112.
26. Дьяченко А.П., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Типология инцеста / Криминология: вчера, сегодня, завтра: Материалы Международной научной конференции «Семья и преступность» 2001 г. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. № 1 (2) / Шестаков Д.А. - С.-Пб.: Изд-во РГПУ, 2002. - С. 56-75.
27. Ерохина, Л.Д. Социальное сиротство: проблема государства и общества : сборник научных статей по результатам Всероссийской научно-практической конференции, Владивосток, 15 декабря 2009 года / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию РФ, Тихоокеанский гос. экономический ун-т ; [под общ. ред. Л. Д. Ерохиной, С. В. Коваленко] Владивосток : Изд-во ТГЭУ , 2010 - 227 с.
28. Зареева Е.С. Жестокое обращение с детьми в приемных семьях / Общество, государство и право России: история - современность - перспективы развития: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции, 10 декабря 2009 г. / Отв. ред.: Шмелев К.В. - Нижний Новгород: Нижегор. фил. Ин-та бизнеса и политики, 2010. - С. 72-77.
29. Звенигородская Н.Ф. Социальное сиротство: причины и следствия / Вопросы ювенальной юстиции. № 1 (27) - М.: Юрист, 2010. - С. 11-14.
30. Карибян С.О. Правовое регулирование социального сиротства в России / Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Вып. № 2 (78) - Тольятти: ВУиТ, 2013. - С. 145-155.
31. Клецова М. Проблемы профилактики социального сиротства / Проблемы укрепления семьи в России (правовой аспект): материалы научной конференции 20 ноября 2008 г. / Отв. ред.: Винокуров Ю.Е. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. - С. 138-141.
32. Кошелева, А.Д. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия / А.Д. Кошелева, Л. С. Алексеева // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. – М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
33. Крамчанинова, Н.В. Социальное сиротство в современном российском обществе: факторы распространения, риски, пути сокращения масштабов [Текст] : монография / Н. В. Крамчанинова ; М-во образования и науки РФ, Российский гос. социальный ун-т, Армавирский ин-т социального образования. Москва: ООО « ЦИУМиНЛ» , 2013 - 161 с.
34. Лаврентьева, З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации / З.И. Лаврентьева. – Новосибирск: Светлица, 2008. – 376 с.
35. Методика психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет [Электронный ресурс] – Режим доступа: tashelka-ds.cuso-edu.ru/images/material-images/metpsihzab.doc.
36. Михайлова О.Ю. Правовое регулирование запрета пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания / Система и механизмы международно-правовой защиты прав человека. Сборник научных статей по результатам Всероссийской научной конференции, посвященной 65-летию Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 30 апреля 2013 г. / Сост.: Дорская А.А., Иванова Н.Ю. - С.-Пб.:Астерион, 2013. - С. 131-138.
37. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
38. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. Смирнова Е.О. Соколова (Быкова) М.В. // Вопросы психологии, 1999 г. – 153 с.
39. Основы социальной работы: Учеб. пособие. / Басов Н.Ф., Басова В.М., Бессонова О.Н. и др.; Под ред. Басов Н.Ф. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 288 с.
40. Пакет нормативноправовых актов Российской Федерации по социальной защите семьи и детей : в помощь социальному педагогу / сост. Т.Н. Черняева, З.В. Шуралева. Саратов, 2006. – 264 с.
41. Пастернак, Н.А. Социальное сиротство: на что обратить внимание, воспитывая приемных детей [Текст] : пособие для родителей / Н. А. Пастернак ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования. Москва: Федеральный ин-т развития образования, 2014 - 47 с.
42. Пепеляева Л.В. К вопросу о профилактике безнадзорности и социального сиротства / Преступность и безнадзорность несовершеннолетних: социальные, психологические и правовые аспекты. Сборник тезисов научно-практической конференции 15 декабря 2006 г. / Под общ. ред.: Румянцев Н.В. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2007. - С. 12-17.
43. Платонова, Н.М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации : учеб. пособие / Н.М. Платонова ; под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. – СПб. : Речь, 2004. – 154 с.
44. Попова В.В. Формирование, причины и правовые пути преодоления социального сиротства в современной России / Молодежная политика в условиях формирования гражданского общества и правового государства: материалы межрегиональной студенческой научной конференции, Волгоград, 27 марта 2009 г. / Сост.: Гончаренко В.Д., Мельниченко Р.Г., Омбоева Н.А., Сибиряков С.Л. - Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2010. - С. 115-117.
45. Портал правовой статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: crimestat.ru/‎.
46. Ратинов А.Р. Правосознание как источник правовой активности и регулятор правового поведения / Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. Информационное письмо. № 25 / Редкол.: Гальперин И.М., Долгова А.И., Каминская В.И., Косоплечев Н.П., Кудрявцев В.Н. (Отв. ред.) - М., 1970. - С. 57-74.
47. Рудакова, И.А Ребенок в современном мире [Текст] : материалы III Международной научно-практической конференции (29 мая 2013 г.) : сборник научных трудов / Центр науч. мысли ; под науч. ред. И. А. Рудаковой. Москва: Спутник+, 2013 - 313 с.
48. Самсонова А. Проблемы социального сиротства в России / Моя законотворческая инициатива: сборник научных трудов / Отв. ред.: Калинина Е.В. - Липецк: ООО «Принт Мастер», 2013. - С. 49-53.
49. Сафонова, Т.Я., Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993. – 72 с.
50. Сидорова, В.А. Социальная политика государства в современных условиях : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080504 « Государственное и муниципальное управление» / В. А. Сидорова ; Коми республиканская акад. гос. службы и упр. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2009 - 98 с.
51. Силласте Г.Г., Кожамжарова Г.Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1997. №5. С. 112-120.
52. Ситаров В.А. Дидактика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
53. Смирнова Е.О. Детская психология. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
54. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/645-test-trevozhnosti-r-temml-m-dorki-v-amen-metodika-vyberi-nuzhnoe-litso-proektivnaya-diagnostika-detej.
55. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro.
56. Хичий Е. Жестокое обращение с детьми: проблемы законодательного регулирования защиты детей / Моя законотворческая инициатива: сборник научных трудов / Отв. ред.: Калинина Е.В. - Липецк: ООО «Принт Мастер», 2013. - С. 58-60.
4 автора готовы выполнить вашу работу
4
онлайн
Лёнка
онлайн
721
выполненных работ
406
отзывов
721
выполненных работ
406
отзывов
Цена
50 руб.
Написать сообщение
5
онлайн
Скораяучебнаяпомощь
онлайн
366
выполненных работ
225
отзывов
К каждому заказу отношусь как к своему. Нередко бывает, что качественно сделанный реферат оборачивается в дальнейшем заказом диплома. Стратегическая задача - наработка базы клиентов, а тактическая - рост рейтинга и получение отзывов.
366
выполненных работ
225
отзывов
Цена
10 руб.
Написать сообщение
4
YevheniiHeadhunte
546
выполненных работ
314
отзывов
Опыт выполнения студенческих и научных работ более 5 лет.
546
выполненных работ
314
отзывов
Цена
100 руб.
Написать сообщение
4
ManyaD
868
выполненных работ
565
отзывов
Опыт более 15 лет, несколько сотен успешно защищенных работ в российских ВУЗах!
868
выполненных работ
565
отзывов
Цена
130 руб.
Написать сообщение
Отзывы тех, кто уже заказывал работу
736849
положительных
отзывов
4.6
средняя
оценка
Lorra
2014-07-04
Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Оценка сервиса
Положительно
ALLL
2018-11-11
Отличный автор, спасибо большое за работу! Все сделано в срок и качественно! Всем рекомендую!!
Оценка сервиса
Положительно
Максим Георгиев
2018-02-07
Все было сделано быстро и качественно.
Оценка сервиса
Положительно
Оксана
2018-02-19
Мариночка, спасибо огромное за замечательный диплом!!!)
Оценка сервиса
Положительно
Заказать работу
Другие учебные работы по предмету
Узнай стоимость помощи по твоей работе
8-800-301-64-61 [email protected]
Сумма к оплате
  руб.
Комиссия сервиса   руб.
Купить
или
Заказать работу написанную специально для вас
от   800   руб.
20 дней гарантии на правки
Заказать
Введите почту
Для покупки готовой работы введите свою почту, на неё будет отправлена купленная вами работа.
Нажав на кнопку "Купить", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сервиса
Автор24 - это сервис, где
профессиональные преподаватели
выполнят вашу работу
2 575   преподавателей онлайн
Найдите автора для вашей работы
Вы получите предложения с ценой в течение 5 минут.
Создание заказа
Можешь задать вопрос тут:
Есть вопросы? Наши супер-герои тебе помогут!
8-800-301-64-61
Работаем по будням с 10:00 до 20:00 по Мск
[email protected] А еще у нас есть… База знаний