Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ТРУДОИЗБЫТОЧНОМ РЕГИОНЕ (на примере Республики Дагестан)

  • 97 страниц
  • 2015 год
  • 194 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Республика Дагестан (РД) представляет собой уникальный регион для изучения региональной и популяционной нормы и патологии человека. С одной стороны, Северный Кавказ – самый сложный регион в стране с точки зрения социально-экономической ситуации, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности России.
Среди факторов, оказывающих более или менее существенное на ситуацию как на Северном Кавказе в целом, так и в отдельно взятых национальных республиках, можно выделить геополитическое положение региона, глубокий социально-экономический кризис, чрезвычайно сложный этнонациональный и конфессиональный состав его населения, территориальные аспекты межэтнических взаимоотношений, их включенность в систему трансрегиональных этнополитических отношений и др.
Это регион, в котором наиболее запутанной и чреватой далеко идущими последствиями форме переплелись все противоречия экономического, политического, государственно-административного, конфессионального и, самое главное, национального характера.
Острота проблемы дисбаланса рынка труда приобретает принципиально важное значение в трудоизбыточных регионах. На фоне общей трудоизбыточности многие производства испытывают дефицит высококвалифицированных специалистов, менеджеров, рабочих. Наблюдается старение кадрового потенциала.
Несмотря на значительное количество работ посвященных исследованию проблем рынка труда, методов его регулирования многие вопросы освещены не в полной мере и требуют более детального рассмотрения. В отечественной экономической литературе ощущается дефицит специализированных работ, посвящённых исследованиям рынка труда трудоизбыточных регионов, факторов и перспектив его развития. Указанные обстоятельства обусловили актуальность темы исследования.
Методологическую базу исследования проблем рынка труда и занятости составляют идеи основоположников зарубежной экономической мысли: Бейли М., Дорнбуша С., Кейнса Д., Клейя Г., Маркса К., Маршалла А., Милля Д., Оукена А., Риза А., Рикардо Д., Самуэльсона Д., Смита А., Фишера С. и др. зарубежных экономистов.
В отечественной экономической литературе среди исследователей данной проблемы выделим: Бреева В., Гонтмахера Е., Дадашева А., Заславского И., Камаева В., Капелюшникова Р., Катульского Е., Кибанова А., Котляра А., Кравеца А., Кузьмина С., Мазина А., Малеву Т., Маслову И., Меликьяна Г., Мишина А., Москвину М., Никифорову А., Одегова Ю., Прокопова Ф., Ри- машевскую Н., Саруханова Э., Соболеву И., Топилина А., Чижову Л., Чук- реева П., Шатохина А. и др.
Исследованию вопросов регулирования рынка труда и занятости населения в промышленно развитых странах посвящены работы Е.В. Балацкого, Н.Т. Вишневской, С.В. Емельянова, В.В. Лапердиной, Т.Н. Матрусовой, А.А. Муравьевой, В. Супяна и др.
Отношения, складывающиеся на рынке труда, исследуются большой группой учёных, однако новые проблемы, вызванные мировым финансово-экономическим кризисом, изменениями экономической и социальной ситуации в РФ и регионах, требуют глубокого анализа в различных аспектах - теоретическом и практическом. Актуальность и степень разработанности проблемы предопределили цель и задачи исследования.
Цель исследования изучение механизмов развития рынка труда трудоизбыточных регионов, а также разработке методов повышения уровня занятости населения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объект исследования - рынок труда Республики Дагестан.
Предметом исследования функционирования и развития рынка труда трудоизбыточного региона.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования послужили теории и методы, традиционно использующиеся при изучении рынка труда, нашедшие отражение в трудах российских и зарубежных специалистов. Для достижения поставленной цели и решения поставленных в исследовании задач применялись методы системного, функционального, монографического и экономико-математического анализов, а также методы сравнения, обобщения и научной абстракции.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, Республики Дагестан в социально-трудовой сфере, а также международные правовые нормы (соглашения МОТ), аналитикостатистические обзоры, материалы периодической печати, результаты социологических опросов ВЦИОМ. За основу взяты результаты исследований, проведённых Министерством труда и социального развития РД, Министерством экономики РД. Эмпирическую основу исследования составили официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по РД (далее по тексту - ТО ФС ГС РФ по РД), данные Росстата.
Научная новизна работы в целом заключается в обосновании теоретических и прикладных аспектов развития рынка труда трудоизбыточного региона, что позволило разработать авторскую концепцию сбалансированности спроса на труд и его предложения для трудоизбыточной территории, включающую методологические подходы к моделированию механизмов управления развитием рынка труда с применением управленческих, институциональных и социальных инноваций.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в расширении существующих научных представлений о рынке труда, его содержании и регулировании в кризисных и посткризисных условиях. Практические результаты исследования могут использоваться региональными органами власти и управления в процессе формирования стратегических направлений политики занятости, а также при разработке региональных программ занятости и оценке эффективности их реализации. Некоторые методологические подходы и выводы исследования могут быть применены в преподавании вузовских дисциплин «Экономика труда», «Управление персоналом», а также дисциплин специализации по актуальным проблемам развития социально-трудовых отношений.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ 7
1.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ 7
1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНЕ 19
ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 24
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 24
2.2. СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 29
2.3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНЕ 57
3.1. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ 57
3.2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ 70
3.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 97


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Сегодня, по мнению специалистов, можно утверждать, что пока не найдено оптимального сочетания мер, способных с наибольшим эффектом улучшить функционирование рынков труда. Однако поиск таких решений непрерывно продолжается. На условиях нестандартной занятости трудятся десятки миллионов человек, и государство должно считаться с возникающими на рынке новыми тенденциями. Однако до настоящего времени экономическая политика на рынке труда никак не учитывала диверсификацию рабочих мест и форм занятости. Отсутствие контроля в сфере занятости и многочисленные нарушения законодательства ведет к криминализации рынка труда, разрушают психику человека.
По мере ускорения и формирования перехода от индустриального к постиндустриальному обществу процесс становления гибкого рынка труда, как нам представляется, получит своё развитие. Что касается Дагестана, то, по- видимому, до тех пор, пока не начнётся реальный подъём региональной экономики и не появятся условия для естественного расширения занятости, общественные работы и самозанятость населения следует признать наиболее подходящими из всех активных мер регулирования регионального рынка труда.
Итак, переход страны к рыночной экономике вызвал сокращение занятости и как следствие рост безработицы. Российский рынок труда нашёл свои весьма специфические способы адаптации к меняющимся экономическим условиям и макроэкономическим потрясениям.
В условиях социально-экономической нестабильности следует уделять повышенное внимание направлениям, способствующим формированию и развитию гибкости рынка труда. Реализация направлений регулирования рынка труда зависит от определения общих социальных и экономических принципов их осуществления и состояния экономики в целом.
Для решения главной проблемы данного исследования - формирование эффективно функционирующего регионального рынка труда, необходимо стимулирование приоритетного развития тех секторов экономики, которые способны дать быстрое увеличение рабочих мест при минимально возможных вложениях капитала.
В целом необходимо выделить ряд направлений способных оказать положительное влияние на развитие малого предпринимательства, и соответствующий комплекс мероприятий:
1. В регионах с ограниченными возможностями, в том числе РД, для развития малого бизнеса может быть рекомендована выдача целевых субсидий фирмам способным создать новые рабочие места для безработных и незанятых граждан;
2. Учитывать отраслевые и региональные особенности развития МП, при реализации эффективных мер государственной поддержки данной сферы;
3. Эффективно использовать имеющиеся в данном регионе и привлекать со стороны капиталы, материально-технические ресурсы для развития производства, оперативно осуществлять структурные преобразования производства с учётом конъюнктуры рынка, своевременно и в кратчайшие сроки осваивать и внедрять в производство новейшие достижения науки и техники, создавать конкурентную среду адекватную цивилизованным рыночным отношениям;
4. Внедрение и реализация механизма предоставления предпринимателям за счёт регионального бюджета: кредитов, площадок для ведения бизнеса, устранение покровительства со стороны высокопоставленных чиновников, создание условий прозрачности конкурсов и доступности выделяемых на их основе площадей муниципалитетами, установление приемлемой на начальной стадии становления предприятия цену за предоставленные помещения, офисные здания, под строительство и т.д.;
5. Создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства во всех отраслях экономики региона, поддержка создания информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения предпринимательства в регионе;
6. Устранение административных барьеров, связанных с регистрацией, получением земельных участков под строительство офисов, в регистрации прав на недвижимое имущество, в переводе жилых помещений в коммерческо-производственные и т.д.;
7. Создание институтов и механизмов страхования деятельности малого предпринимательства;
8. Оказание действенной помощи в доступе сельских товаропроизводителей к местным рынкам, способствуя при этом снижению цен на хлеб, молоко, мясо, яйцо до 15-20%. Здесь ускорится реализация продукции, она будет не только дешёвой, но и свежей, так как товары будут реализовываться населению прямо от производителя, минуя посредников. Они составят эффективную конкуренцию ныне существующим торговым предприятиям;
9. Размещение государственных и муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства;
10. Господдержка развития малого инновационного предпринимательства, создание условий для функционирования и развития высокотехнологичных организаций. В США, например, на малый бизнес приходится около 50% всех научно-технических, инновационных разработок;
11. Поддержка инвестиционных проектов в приоритетных отраслях региона - АПК, народные художественные промыслы, строительная индустрия, информационный сервис, туристско-рекреационный комплекс и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Ст.4. Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 №1032 -1 // Собрание законодательства РФ от 22.04.1996. №17. Ст.1915
2. Государственная программа Республики Дагестан «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 22 декабря №651
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2016 ГОДЫ" (в ред. Постановлений Правительства РД от 19.03.2014 N 119, от 14.07.2014 N 323
4. Закон Республики Дагестан "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "От утверждении республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы" от 26.09.2013г.
5. Постановление Правительства РД от 12.09.2012 N 311 "Об утверждении Сводного перечня государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Республики Дагестан и подведомственными им государственными учреждениями в рамках делегированных им полномочий органов исполнительной власти Республики Дагестан"
6. Абдулманапов П.Г. Роль миграции в развитии Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 39. С. 64–68.
7. Агамов Т. Х. Социально-политические основы гражданского общества в Республике Дагестан [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Agamov_Civil-Society-Daghestan/
8. Абдулманапов П.Г. Трудовые ресурсы региона: проблемы формирования и обеспечения занятости. - Махачкала: ИД Наука плюс, 2006. - 145 с.
9. Абдулманапов С.Г. Управление государственной и муниципальной собственностью как фактор устойчивого развития региона. Диссер. на соиск. уч.ст. д.э.н. 08.00.05. — Москва, 2006.
10. Авраамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2007. - № -С. 41-47.
11. Абидов М.Х. Характеристика трудовой миграции в Республике Дагестан// Региональные проблемы преобразования экономики: социально-демографические приоритеты субъектов СКФО РФ // Сборник материалов IV Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. – Махачкала: Изд-во ООО «Издательский дом Наука плюс», 2013.
12. Алиева Л.З. Государственная политика занятости и модели регулирования рынка труда // Научные труды, выпуск 1. Баку, 2009. - С. 346-352.
13. Анализ подходов к проблеме оценки потребностей в трудящихся мигрантах и планирование миграции рабочей силы: Российская Федерация и международный опыт / Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Международное бюро труда. - М.: МБТ, 2009. - 162 с.
14. Антипьев А.Г., Захаров Д.Н. Синхронизация системы высшего образования и рынка труда в трансформирующемся российском обществе // Гуманизация образования. — 2009. - № 3. - 31-36.
15. Барышникова А.А. Конкуренция и монополия на рынке труда. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. 08.00.05. Самара, 2008.
16. Биксина Н.А. Проблемы становления и развития системы регулирования рынка труда в России // Актуальные проблемы экономики и права. - 2009.-№1.-С. 32-36.
17. Вишневская Н., Куликов О. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых тарифных соглашений // Вопросы экономики. - 2009. - №4.-С. 91-103.
18. Гасанов М.М., Мирзабалаева Ф.И., Дибиргаджиев В.М. Мониторинг системы высшего образования и трудоустройства молодежи трудоизбыточного региона. - Махачкала: Изд-во «Наука плюс», 2014. - 188 с.
19. Гелета И.В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 2. - С. 79-84.
20. Гимбатов Ш.М. Современные тенденции отходничества в Республике Дагестан // Актуальные проблемы социально-трудовых отношений: Матер. Всеросс. науч-практ. конф. с международным участием. - Махачкала, -С. 150-155.
21. Гимпельсон В. Плюсы и минусы неформального сектора. http://demoscope.rU/weekly/2003/0107/.php.
22. Зенченко С.В., Вартанова М.Л. Взаимосвязь и взаимодействие миграции населения и трудового потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. № 2. 2013.
23. Колосова Р.П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социоэкономического подхода // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 4. - С. 18-23.
24. Крылова Е.Б. Управление занятостью населения на основе развития малого предпринимательства в России и США: сравнительный анализ // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2. - С. 124-130.
25. Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики // СПЭРО. — 2008. - № 9. - С. 23-36.
26. Кутейницына Т. Профессиональное образование и рынок труда: эффективность взаимодействия // Человек и труд. - 2009. - № 6. - С. 53-56.
27. Локтюхина Н. Политика на рынке труда в условиях экономического кризиса: проблемы и перспективы // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2009. - № 9. — С. 50-52.
28. Локтюхина Н.В. Теоретические проблемы социального партнёрства на рынке труда // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 7. - С. 42-47.
29. Мазин А.Л. Роль российских профсоюзов в укреплении социального партнёрства. Актуальные проблемы социально-трудовых отношений: Матер. Всеросс. науч-практ. конф. с международным участием. - Махачкала,-С. 163-169.
30. Мальцева И.О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России // Экономический журнал ВШЭ. — 2009. - № 2. - С. 243-278.
31. Минеева О., Горелова О. Модели нестандартной занятости в сфере образования //
32. Мониторинг ситуации в секторе малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан. Межрегиональный маркетинговый центр «Дагестан - Москва». - Махачкала, Лотос. 2006. — 76 с.
33. Мукомель В. Экономика нелегальной миграции в России // Демо- скоп Weekly. — 2005. - № 207—208. (http://demoscope.ru/weekly/2005/ 0207/tema01 /php).
34. Мустафаев А. Вопросы качественного воспроизводства населения и рынок труда в Азербайджане // Научные труды, выпуск 1. - Баку, 2009. - С. 353-358.
35. Мухаметлатыпов Ф.У., Ибрагимов У.Ф. Экономико-стоимостная модель труда: проблемы методологии и категориального анализа: Учебное пособие. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. — 308 с.
36. Оздоев Р. Малое предпринимательство как эффективный способ решения проблемы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2013. - № 2. — С. 55-59.
37. Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru.
38. Петраков Н. Новая национальная буржуазия может вырасти исключительно из малого и среднего бизнеса, http://news.mail.ru/politics/1630456.
39. Пинтаева М. Государственное регулирование инфраструктуры рынка труда как мера реагирования на мировой кризис // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2013. - № 8. — С. 30-34.
40. Римашевская Н.М. Жизненный уровень населения как фактор национальной безопасности. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ Vest- nikSF/2000/vestniksfl 27-15/vestniksf127-15010.htm#HL.
41. Развитие малого предпринимательства как фактора экономической безопасности региона. Сборник статей и тезисов ХI Международной межву- зовской научно-практической конференции «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией». М. ВГНА. 2009.
42. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - 50 с.
43. Соловченков С.А., Бляхер Л.Е. Специфика трансформации рынка труда депрессивного региона // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. -2009. - № 1-2. С. 134-146.
44. Стратегии социально-экономического развития России: влияние кризиса. Часть 1. Коллектив авторов, по общ. ред. Юргенса И.Ю. — М.: Институт современного развития, 2009. - 279 с.
45. Типологизация трудоизбыточных регионов Северного Кавказа по уровню развития сферы платных услуг. Сборник материалов ежегодной Международной научной конференции «Управление человеческими ресур- сами: правовые, организационные и социально-экономические, психологиче- ские механизмы». [Электронный ресурс]. Электрон. текст. дан. (1 файл 4,5 Мб). Вып. 1. Киров: МЦНИП, 2013.
46. Шавшина С.А. Состояние, проблемы и перспективы развития малых предприятий в России // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. -№1. — С. 144-151.
47. Экономика труда: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Карпухина Д.Н., Кокина Ю.П. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. - 559 с.
48. Ясин Е.Г. Структура российской экономики и структурная политика: вызовы глобализации и модернизации: докл. к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация». - М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2008. - 200 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Республика Дагестан (РД) представляет собой уникальный регион для изучения региональной и популяционной нормы и патологии человека. С одной стороны, Северный Кавказ – самый сложный регион в стране с точки зрения социально-экономической ситуации, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности России.
Среди факторов, оказывающих более или менее существенное на ситуацию как на Северном Кавказе в целом, так и в отдельно взятых национальных республиках, можно выделить геополитическое положение региона, глубокий социально-экономический кризис, чрезвычайно сложный этнонациональный и конфессиональный состав его населения, территориальные аспекты межэтнических взаимоотношений, их включенность в систему трансрегиональных этнополитических отношений и др.
Это регион, в котором наиболее запутанной и чреватой далеко идущими последствиями форме переплелись все противоречия экономического, политического, государственно-административного, конфессионального и, самое главное, национального характера.
Острота проблемы дисбаланса рынка труда приобретает принципиально важное значение в трудоизбыточных регионах. На фоне общей трудоизбыточности многие производства испытывают дефицит высококвалифицированных специалистов, менеджеров, рабочих. Наблюдается старение кадрового потенциала.
Несмотря на значительное количество работ посвященных исследованию проблем рынка труда, методов его регулирования многие вопросы освещены не в полной мере и требуют более детального рассмотрения. В отечественной экономической литературе ощущается дефицит специализированных работ, посвящённых исследованиям рынка труда трудоизбыточных регионов, факторов и перспектив его развития. Указанные обстоятельства обусловили актуальность темы исследования.
Методологическую базу исследования проблем рынка труда и занятости составляют идеи основоположников зарубежной экономической мысли: Бейли М., Дорнбуша С., Кейнса Д., Клейя Г., Маркса К., Маршалла А., Милля Д., Оукена А., Риза А., Рикардо Д., Самуэльсона Д., Смита А., Фишера С. и др. зарубежных экономистов.
В отечественной экономической литературе среди исследователей данной проблемы выделим: Бреева В., Гонтмахера Е., Дадашева А., Заславского И., Камаева В., Капелюшникова Р., Катульского Е., Кибанова А., Котляра А., Кравеца А., Кузьмина С., Мазина А., Малеву Т., Маслову И., Меликьяна Г., Мишина А., Москвину М., Никифорову А., Одегова Ю., Прокопова Ф., Ри- машевскую Н., Саруханова Э., Соболеву И., Топилина А., Чижову Л., Чук- реева П., Шатохина А. и др.
Исследованию вопросов регулирования рынка труда и занятости населения в промышленно развитых странах посвящены работы Е.В. Балацкого, Н.Т. Вишневской, С.В. Емельянова, В.В. Лапердиной, Т.Н. Матрусовой, А.А. Муравьевой, В. Супяна и др.
Отношения, складывающиеся на рынке труда, исследуются большой группой учёных, однако новые проблемы, вызванные мировым финансово-экономическим кризисом, изменениями экономической и социальной ситуации в РФ и регионах, требуют глубокого анализа в различных аспектах - теоретическом и практическом. Актуальность и степень разработанности проблемы предопределили цель и задачи исследования.
Цель исследования изучение механизмов развития рынка труда трудоизбыточных регионов, а также разработке методов повышения уровня занятости населения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объект исследования - рынок труда Республики Дагестан.
Предметом исследования функционирования и развития рынка труда трудоизбыточного региона.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования послужили теории и методы, традиционно использующиеся при изучении рынка труда, нашедшие отражение в трудах российских и зарубежных специалистов. Для достижения поставленной цели и решения поставленных в исследовании задач применялись методы системного, функционального, монографического и экономико-математического анализов, а также методы сравнения, обобщения и научной абстракции.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, Республики Дагестан в социально-трудовой сфере, а также международные правовые нормы (соглашения МОТ), аналитикостатистические обзоры, материалы периодической печати, результаты социологических опросов ВЦИОМ. За основу взяты результаты исследований, проведённых Министерством труда и социального развития РД, Министерством экономики РД. Эмпирическую основу исследования составили официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по РД (далее по тексту - ТО ФС ГС РФ по РД), данные Росстата.
Научная новизна работы в целом заключается в обосновании теоретических и прикладных аспектов развития рынка труда трудоизбыточного региона, что позволило разработать авторскую концепцию сбалансированности спроса на труд и его предложения для трудоизбыточной территории, включающую методологические подходы к моделированию механизмов управления развитием рынка труда с применением управленческих, институциональных и социальных инноваций.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в расширении существующих научных представлений о рынке труда, его содержании и регулировании в кризисных и посткризисных условиях. Практические результаты исследования могут использоваться региональными органами власти и управления в процессе формирования стратегических направлений политики занятости, а также при разработке региональных программ занятости и оценке эффективности их реализации. Некоторые методологические подходы и выводы исследования могут быть применены в преподавании вузовских дисциплин «Экономика труда», «Управление персоналом», а также дисциплин специализации по актуальным проблемам развития социально-трудовых отношений.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ 7
1.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ 7
1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНЕ 19
ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 24
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 24
2.2. СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 29
2.3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНЕ 57
3.1. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ 57
3.2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ 70
3.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 97


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Сегодня, по мнению специалистов, можно утверждать, что пока не найдено оптимального сочетания мер, способных с наибольшим эффектом улучшить функционирование рынков труда. Однако поиск таких решений непрерывно продолжается. На условиях нестандартной занятости трудятся десятки миллионов человек, и государство должно считаться с возникающими на рынке новыми тенденциями. Однако до настоящего времени экономическая политика на рынке труда никак не учитывала диверсификацию рабочих мест и форм занятости. Отсутствие контроля в сфере занятости и многочисленные нарушения законодательства ведет к криминализации рынка труда, разрушают психику человека.
По мере ускорения и формирования перехода от индустриального к постиндустриальному обществу процесс становления гибкого рынка труда, как нам представляется, получит своё развитие. Что касается Дагестана, то, по- видимому, до тех пор, пока не начнётся реальный подъём региональной экономики и не появятся условия для естественного расширения занятости, общественные работы и самозанятость населения следует признать наиболее подходящими из всех активных мер регулирования регионального рынка труда.
Итак, переход страны к рыночной экономике вызвал сокращение занятости и как следствие рост безработицы. Российский рынок труда нашёл свои весьма специфические способы адаптации к меняющимся экономическим условиям и макроэкономическим потрясениям.
В условиях социально-экономической нестабильности следует уделять повышенное внимание направлениям, способствующим формированию и развитию гибкости рынка труда. Реализация направлений регулирования рынка труда зависит от определения общих социальных и экономических принципов их осуществления и состояния экономики в целом.
Для решения главной проблемы данного исследования - формирование эффективно функционирующего регионального рынка труда, необходимо стимулирование приоритетного развития тех секторов экономики, которые способны дать быстрое увеличение рабочих мест при минимально возможных вложениях капитала.
В целом необходимо выделить ряд направлений способных оказать положительное влияние на развитие малого предпринимательства, и соответствующий комплекс мероприятий:
1. В регионах с ограниченными возможностями, в том числе РД, для развития малого бизнеса может быть рекомендована выдача целевых субсидий фирмам способным создать новые рабочие места для безработных и незанятых граждан;
2. Учитывать отраслевые и региональные особенности развития МП, при реализации эффективных мер государственной поддержки данной сферы;
3. Эффективно использовать имеющиеся в данном регионе и привлекать со стороны капиталы, материально-технические ресурсы для развития производства, оперативно осуществлять структурные преобразования производства с учётом конъюнктуры рынка, своевременно и в кратчайшие сроки осваивать и внедрять в производство новейшие достижения науки и техники, создавать конкурентную среду адекватную цивилизованным рыночным отношениям;
4. Внедрение и реализация механизма предоставления предпринимателям за счёт регионального бюджета: кредитов, площадок для ведения бизнеса, устранение покровительства со стороны высокопоставленных чиновников, создание условий прозрачности конкурсов и доступности выделяемых на их основе площадей муниципалитетами, установление приемлемой на начальной стадии становления предприятия цену за предоставленные помещения, офисные здания, под строительство и т.д.;
5. Создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства во всех отраслях экономики региона, поддержка создания информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения предпринимательства в регионе;
6. Устранение административных барьеров, связанных с регистрацией, получением земельных участков под строительство офисов, в регистрации прав на недвижимое имущество, в переводе жилых помещений в коммерческо-производственные и т.д.;
7. Создание институтов и механизмов страхования деятельности малого предпринимательства;
8. Оказание действенной помощи в доступе сельских товаропроизводителей к местным рынкам, способствуя при этом снижению цен на хлеб, молоко, мясо, яйцо до 15-20%. Здесь ускорится реализация продукции, она будет не только дешёвой, но и свежей, так как товары будут реализовываться населению прямо от производителя, минуя посредников. Они составят эффективную конкуренцию ныне существующим торговым предприятиям;
9. Размещение государственных и муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства;
10. Господдержка развития малого инновационного предпринимательства, создание условий для функционирования и развития высокотехнологичных организаций. В США, например, на малый бизнес приходится около 50% всех научно-технических, инновационных разработок;
11. Поддержка инвестиционных проектов в приоритетных отраслях региона - АПК, народные художественные промыслы, строительная индустрия, информационный сервис, туристско-рекреационный комплекс и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Ст.4. Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 №1032 -1 // Собрание законодательства РФ от 22.04.1996. №17. Ст.1915
2. Государственная программа Республики Дагестан «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 22 декабря №651
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2014-2016 ГОДЫ" (в ред. Постановлений Правительства РД от 19.03.2014 N 119, от 14.07.2014 N 323
4. Закон Республики Дагестан "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "От утверждении республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы" от 26.09.2013г.
5. Постановление Правительства РД от 12.09.2012 N 311 "Об утверждении Сводного перечня государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Республики Дагестан и подведомственными им государственными учреждениями в рамках делегированных им полномочий органов исполнительной власти Республики Дагестан"
6. Абдулманапов П.Г. Роль миграции в развитии Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 39. С. 64–68.
7. Агамов Т. Х. Социально-политические основы гражданского общества в Республике Дагестан [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/4/Agamov_Civil-Society-Daghestan/
8. Абдулманапов П.Г. Трудовые ресурсы региона: проблемы формирования и обеспечения занятости. - Махачкала: ИД Наука плюс, 2006. - 145 с.
9. Абдулманапов С.Г. Управление государственной и муниципальной собственностью как фактор устойчивого развития региона. Диссер. на соиск. уч.ст. д.э.н. 08.00.05. — Москва, 2006.
10. Авраамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2007. - № -С. 41-47.
11. Абидов М.Х. Характеристика трудовой миграции в Республике Дагестан// Региональные проблемы преобразования экономики: социально-демографические приоритеты субъектов СКФО РФ // Сборник материалов IV Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. – Махачкала: Изд-во ООО «Издательский дом Наука плюс», 2013.
12. Алиева Л.З. Государственная политика занятости и модели регулирования рынка труда // Научные труды, выпуск 1. Баку, 2009. - С. 346-352.
13. Анализ подходов к проблеме оценки потребностей в трудящихся мигрантах и планирование миграции рабочей силы: Российская Федерация и международный опыт / Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Международное бюро труда. - М.: МБТ, 2009. - 162 с.
14. Антипьев А.Г., Захаров Д.Н. Синхронизация системы высшего образования и рынка труда в трансформирующемся российском обществе // Гуманизация образования. — 2009. - № 3. - 31-36.
15. Барышникова А.А. Конкуренция и монополия на рынке труда. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. 08.00.05. Самара, 2008.
16. Биксина Н.А. Проблемы становления и развития системы регулирования рынка труда в России // Актуальные проблемы экономики и права. - 2009.-№1.-С. 32-36.
17. Вишневская Н., Куликов О. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых тарифных соглашений // Вопросы экономики. - 2009. - №4.-С. 91-103.
18. Гасанов М.М., Мирзабалаева Ф.И., Дибиргаджиев В.М. Мониторинг системы высшего образования и трудоустройства молодежи трудоизбыточного региона. - Махачкала: Изд-во «Наука плюс», 2014. - 188 с.
19. Гелета И.В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 2. - С. 79-84.
20. Гимбатов Ш.М. Современные тенденции отходничества в Республике Дагестан // Актуальные проблемы социально-трудовых отношений: Матер. Всеросс. науч-практ. конф. с международным участием. - Махачкала, -С. 150-155.
21. Гимпельсон В. Плюсы и минусы неформального сектора. http://demoscope.rU/weekly/2003/0107/.php.
22. Зенченко С.В., Вартанова М.Л. Взаимосвязь и взаимодействие миграции населения и трудового потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. № 2. 2013.
23. Колосова Р.П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социоэкономического подхода // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 4. - С. 18-23.
24. Крылова Е.Б. Управление занятостью населения на основе развития малого предпринимательства в России и США: сравнительный анализ // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2. - С. 124-130.
25. Кузнецова О.В. Социальные аспекты федеральной региональной политики // СПЭРО. — 2008. - № 9. - С. 23-36.
26. Кутейницына Т. Профессиональное образование и рынок труда: эффективность взаимодействия // Человек и труд. - 2009. - № 6. - С. 53-56.
27. Локтюхина Н. Политика на рынке труда в условиях экономического кризиса: проблемы и перспективы // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2009. - № 9. — С. 50-52.
28. Локтюхина Н.В. Теоретические проблемы социального партнёрства на рынке труда // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 7. - С. 42-47.
29. Мазин А.Л. Роль российских профсоюзов в укреплении социального партнёрства. Актуальные проблемы социально-трудовых отношений: Матер. Всеросс. науч-практ. конф. с международным участием. - Махачкала,-С. 163-169.
30. Мальцева И.О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России // Экономический журнал ВШЭ. — 2009. - № 2. - С. 243-278.
31. Минеева О., Горелова О. Модели нестандартной занятости в сфере образования //
32. Мониторинг ситуации в секторе малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан. Межрегиональный маркетинговый центр «Дагестан - Москва». - Махачкала, Лотос. 2006. — 76 с.
33. Мукомель В. Экономика нелегальной миграции в России // Демо- скоп Weekly. — 2005. - № 207—208. (http://demoscope.ru/weekly/2005/ 0207/tema01 /php).
34. Мустафаев А. Вопросы качественного воспроизводства населения и рынок труда в Азербайджане // Научные труды, выпуск 1. - Баку, 2009. - С. 353-358.
35. Мухаметлатыпов Ф.У., Ибрагимов У.Ф. Экономико-стоимостная модель труда: проблемы методологии и категориального анализа: Учебное пособие. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. — 308 с.
36. Оздоев Р. Малое предпринимательство как эффективный способ решения проблемы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2013. - № 2. — С. 55-59.
37. Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru.
38. Петраков Н. Новая национальная буржуазия может вырасти исключительно из малого и среднего бизнеса, http://news.mail.ru/politics/1630456.
39. Пинтаева М. Государственное регулирование инфраструктуры рынка труда как мера реагирования на мировой кризис // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2013. - № 8. — С. 30-34.
40. Римашевская Н.М. Жизненный уровень населения как фактор национальной безопасности. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ Vest- nikSF/2000/vestniksfl 27-15/vestniksf127-15010.htm#HL.
41. Развитие малого предпринимательства как фактора экономической безопасности региона. Сборник статей и тезисов ХI Международной межву- зовской научно-практической конференции «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией». М. ВГНА. 2009.
42. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - 50 с.
43. Соловченков С.А., Бляхер Л.Е. Специфика трансформации рынка труда депрессивного региона // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. -2009. - № 1-2. С. 134-146.
44. Стратегии социально-экономического развития России: влияние кризиса. Часть 1. Коллектив авторов, по общ. ред. Юргенса И.Ю. — М.: Институт современного развития, 2009. - 279 с.
45. Типологизация трудоизбыточных регионов Северного Кавказа по уровню развития сферы платных услуг. Сборник материалов ежегодной Международной научной конференции «Управление человеческими ресур- сами: правовые, организационные и социально-экономические, психологиче- ские механизмы». [Электронный ресурс]. Электрон. текст. дан. (1 файл 4,5 Мб). Вып. 1. Киров: МЦНИП, 2013.
46. Шавшина С.А. Состояние, проблемы и перспективы развития малых предприятий в России // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. -№1. — С. 144-151.
47. Экономика труда: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Карпухина Д.Н., Кокина Ю.П. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. - 559 с.
48. Ясин Е.Г. Структура российской экономики и структурная политика: вызовы глобализации и модернизации: докл. к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация». - М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2008. - 200 с.

Купить эту работу

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ТРУДОИЗБЫТОЧНОМ РЕГИОНЕ (на примере Республики Дагестан)

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

6 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Профессиональное выгорание социального работника и пути его предупреждения (ТюмИУ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Социальная работа с родственниками социальных сирот по возвращению детей в семью

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
934 ₽
Дипломная работа

Социально -правовая защита пожилых и инвалидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Дипломная работа

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам средствами СКД

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3700 ₽
Дипломная работа

Социальная защита семьи, материнства и детства на муниципальном уровне

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
900 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Lorra об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-07-04
Дипломная работа

Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!

Общая оценка 5
Отзыв ALLL об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-11-11
Дипломная работа

Отличный автор, спасибо большое за работу! Все сделано в срок и качественно! Всем рекомендую!!

Общая оценка 5
Отзыв Максим Георгиев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-02-07
Дипломная работа

Все было сделано быстро и качественно.

Общая оценка 5
Отзыв Оксана об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-02-19
Дипломная работа

Мариночка, спасибо огромное за замечательный диплом!!!)

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Благотворительность и социальная деятельность на общецерковном, епархиальном, приходском уровнях.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Совершенствование системы управления кадрами

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Соціальна стратифікація і соціальна мобільність як методи трансформації українського суспільства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2200 ₽
Готовая работа

Социально-педагогическая деятельность по ресоциализации осужденных в условиях лечебно-исправительного учреждения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Роль корпоративной культуры в достижении стратегических задач компании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Готовая работа

Взаємозв'язок соціальної політики держави і соціальної справедливості в Україні

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Необходимость работы социального работника в исправительных учреждениях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Взаимодействие с религиозными учреждениями как фактор совершенствования социальной работы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Правовое регулирование правоотношений по социальному обеспечению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Готовая работа

Особенности организации социальной защиты самозанятых граждан

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Анализ правоотношений в праве социального обеспечения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

диплом Социально-психологическая служба в образовательном учреждении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽