Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Социально-педагогичкская помощь подросткам из семей наркозависимых

  • 115 страниц
  • 2013 год
  • 286 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Употребление наркотических средств и других психоактивных веществ является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества. Распространение наркомании и токсикомании в России за последнее де сятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омолож ение потребителей психоактивных веществ. Средний возраст первого знакомства с наркотиками ( 11-17 лет. Просматривается тенденция к постоянному снижению возраста ранних проб психоактивных веществ. Участились случаи приобщения к наркотическим средствам и дру гим психоактивным веществам детей 8-10 лет. При этом родители и педагоги не всегда обладают достаточными навыками, позволяющими оказывать необходимую психологическую и социальную помощь детям.
Стоит отметить, что проблема наркомании и борьбы с ней разрабат ывается во многих науках. На протяжении всего исторического пути развития цивилизации прослеживается понимание важности сохранения здоровья подрастающего поколения.
Так, в традиционной наркологии наркомания рассматривается как неизлечимая болезнь, с более или менее продолжительными ремиссиями. Ряд аспектов формирования здорового образа жизни рассматривает народная педагогика, педагоги-просветители А. Макаренко, В. Сухомлинский.
Творческий поиск отечественных ученых направлен на анализ причин возникновения и основных этапов наркомании (В. Битенський, А. Личко, В. Оржеховская, И. Рущенко, Ю. Свеженцева), исследование изменений, происходящих в соматическом, психическом, физическом статусе лиц, употребляющих наркотические вещества, и предотвращения такого употре бления (В. Бехтерев, Б. Братусь, И. Сеченов). Значимыми в плане поиска эффективных путей профилактики наркомании и связанных с ней правонарушений подростков является, на наш взгляд, исследования Л. Колесова, Н. Максимовой, М. Окаринського, А. Панченко, А. Пилипенко, Т. Федорченко. Концептуальные основы формирования физически и морально здоровой личности обосновано И. Бехом, С. Максименко, Н. Калиниченко; необходимость социально-правового обеспечения профилактики склонности молодежи к употреблению наркотичес ких веществ исследовано А. Бовт, В. Оржеховский, Г. Пономаренко, В. Синев, М. Фицулою. Также проблема наркомании активно изучается государственными статистическими службами, сведения которых использованы в нашей работе.
Однако работа социальных служб с нар козависимыми подростками, тем более в современных сложных социально-экономических условиях, на наш взгляд, недостаточно раскрыта в литературе. Это обусловило выбор темы исследования ( «Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании среди подрос тков».
Цель исследования: выявить социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективную профилактику наркомании среди подростков общеобразовательного учреждения.
Объект исследования: деятельность общеобразовательного учреждения по пропаганде здорово го образа жизни среди учащихся.
Предмет исследования: социально-педагогическая профилактика наркомании среди подростков общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования: профилактика наркомании среди подростков будет эффективной, если будет разработа на целостная система, включающая внеклассные занятия с подростками, консультации с родителями и тренинги с педагогами.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику подростковой наркомании как социально-педагогической проблемы.
2. Проанализировать основные н аправления профилактики наркомании среди подростков.
3.Выявить зависимость эффективности профилактики наркомании среди подростков от социально-педагогических условий.
Методологическая основа исследования: комплексный, системный, личностно – деятельностный подходы.
Теоретическая основа исследования:
теория влияния среды на развитие личности и коллектива (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Т.С. Буторина, Л.С. Выготский, А.Г. Козлова, Т.В. Лодкина, Л.Н. Седова, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, А.Н. Тубельский, И. С. Якиманская, В.А. Ясвин и др.);
программные документы международных и российских организаций по профилактике наркомании.
Для достижения поставленных исследовательских задач использовались следующие методы: теоретические (анализ литературных источников, о бобщение, интерпретация, классификация, моделирование); эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент); методы математико-статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования разработаны научно обоснованные рекомендаци и по профилактике наркомании среди подростков. Результаты и выводы исследования могут быть использованы учителями, социальными педагогами и специалистами по социальной работе, психологами.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное образо вательное учреждение Кобринская основная общеобразовательная школа (п. Кобринское Гатчинского района Ленинградской области). В эксперименте принимали участие подростки 14-16 лет, в том числе 58 девушек и 59 юношей.
Структура дипломной работы. Дипломная раб ота состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 62 источника, и 3-х приложений.
Во Введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, указаны методоло гические и теоретические основы, методы исследования, практическая значимость.
В главе 1 определяется сущность и содержание понятия «профилактика наркомании», ее цель, принципы, этапы, виды.
В главе 2 обоснована и описана экспериментальная работа по создан ию системы деятельности социального педагога по профилактике наркомании.
В заключении излагаются основные выводы, полученные в результате теоретического анализа исследуемой проблемы и в ходе экспериментальной работы.

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-педагогической профилактики наркомании
1.1. Наркомания как социальное явление в современном мире
1.2.Социально-педагогическая проблема
1.3. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи
Вывод по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков
2.1. Анализ опыта работы по профилактике наркомании в школе
2.2.Педагогическая работа по профилактики наркомании среди молодежи
Вывод по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения


1. Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических веществ, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма.
2. Причинами подростковой наркомании являются социально-э кономические, конституционально-биологические, социальные и индивидуально-психологические.
3. Социально-педагогическая профилактика наркомании – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устран ение причин, условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.
4. Основными современными подходами к профилактике злоупотреблению психоактивными веществами являются: информационный; аффективное (эмоциональное) обучение; влияние социальных факторов; формирование жизненных навыков; развитие деятельности, альтернативной употреблению наркотиков; укрепление здоровья; копинг-профилактика, направленная на обучение человека преодолению стресса, совладания с ним.
5. По результатам проведенных методик и анкетирования на учениках 8 «А» и 10 «Б» классов можно сделать следующие выводы:
1) согласно опросник у Басса-Дарки, направленного на определение показателей агрессивности и враждебности, в 8 «А» классе было выявлено 15 человек (что составляет 54% от общего количества учеников) и в 10 «Б» – 18 учащихся (что составляет 60% от общего количества учеников), а грессивные реакции которых выше нормы (то есть им присуще проявление агрессивного поведения). Из них у одного человека из 8 «А» класса (4%) и у троих учащихся из 10 «Б» (10%) враждебные реакции выше нормы;
2) согласно методике определения индивидуальных ко пинг-стратегий Э. Хайма, у 20 (71%) учеников 8 «А» класса и у 18 (60%) человек 10 «Б» класса когнитивные стратегии совладания со стрессом – относительно продуктивные (помогающие в некоторых ситуациях, например, не очень значимых или при небольшом стрессе); у 19 (68%) учеников 8 «А» класса и у 19 (63%) человек 10 «Б» класса поведенческие стратегии совладания со стрессом – относительно продуктивные; у 14 (51%) учеников 8 «А» класса и у 13 (13%) человек 10 «Б» класса продуктивные эмоциональные стратегии совлад ания со стрессом (помогающие быстро и успешно совладать со стрессом);
6. Нами предложены и проведены следующие занятия по профилактике наркомании: «Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ», «Ос ознание учениками собственных жизненных трудностей», «Создание мотивации на формирование здорового жизненного стиля», «Я-концепция», «Выработка позитивной самооценки», «Стресс- и проблемо преодолевающее поведение», «Знакомство с телом», «Тренинг чувства юм ора».
7. Проведённая экспериментальная работа и анализ практической деятельности позволили выделить три условия эффективности социально-педагогической профилактики наркомании среди подростков:
1) разработка системы профилактики наркомании на государственн ом уровне;
2) проведение социально-педагогической профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях среди подростков;
3) введение в школьную программу занятий по профилактике употребления психоактивных веществ среди детей.
Рассматривая сравнительны е показатели, мы можем сказать, что наиболее выраженными реакциями агрессии косвенной и вербальной выражены в контрольной группе посравнению с экспериментальной.
Другими словами, в результате проведенного исследования в целом, можно отметить, что выбран ный нами подход к профилактике наркомании у подростков получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования.

1.Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 561 «О Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"»//СЗ РФ. – 2005.- № 38. – Ст. 3820.
2.Приказ Минздрав РФ от 22.10.2003 № 500 «Об утверждении протокола ведения больных "Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)"» // СПС КонсультантПлюс.
3.Письмо Минздрава РФ от 22.02.2002 № 2510/1793-02-32 «Рекомендации гражданам, выезжающим за границу, о возможной наркоугрозе» // СПС КонсультантПлюс.
4.Федеральный закон от 07.07.2003г. № III-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5.Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.»
6.Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями)//Информационно-правовой портал «Гарант» - http://base.garant.ru/12107402/1/
7.Абрамова И.В. Прусакова В.И. Программа «Я выбираю жизнь» - М – 2005 – 22 с.
8.Аменд А., Жукова М., Фролова Е. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде // Педагогика. – 2004. - № 4. - С. 21 – 29.
9.Армия наркоманов в России насчитывает около 2,5 млн человек// ж. Общество - 2009г от 26 июня
10.Архивы ГБУ СО по МО "Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
11.Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – Спб - 2003г.
12.Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997г.
13.Валентик Ю.В. Вострокнутов Н.В. Гериш А.А. Дуд Ко Т.Н. Тростанецкая Г.Н. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами/Наркология – 2002-№1-с40-42
14.Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Филиал Института социологии РАН, 1993
15.Гомонова С.И. Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения/ Первое сентября – 2005г
16.Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: всё о наркомании серия “ Библиотека школьника” - Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 352с.
17.Ежедневно в России от наркотиков гибнут 80 человек — РИА Новости - http://www.rian.ru/society/20090212/161898045.html
18.Иванец Н.Н. Наркология - предмет и задачи // Лекции по клинической наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. – М - 1995. - С. 6-9.
19.Интернет-служба мировой статистики - http://www.sta-t.ru/obshestvo/statistika_narkomanii/
20.Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Батыгина. М.: NOTA BENE, 1999.с.186.
21.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2003. – 224 с.
22.Колесова Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции // Педагогика. – 2002. - №1. – С.34 – 41.
23.Корсантия А.А., Максименко И.В Основные причины детерминации преступности в Российской Федерации//ж. Право и безопасность - 2009 - № 2 (31)
24.Косарецкий С.Г. Наркотики в подростково-молодежной субкультуре- М- 2007
25.Кошкина Е.А., Вышинский К.В. и др. Мониторинг распространенности потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди учащихся г. Москвы. - М.- 2005.
26.Ли Д.А. Преступность в структуре общества. - М. – 2000
27.Лисецкий К. Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска и защиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - № 5. – С.40 – 42.
28.Магалиф А.А. О некоторых принципиальных подходах в амбулаторном лечении больных наркоманией –М- 2000 г.
29.Материалы ГБУ СО по МО "Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
30.Методика и технологии работы социального педагога/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192с.
31.Методические рекомендации по ранней профилактике наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях города Москвы / Профилактика правонарушений, безнадзорности и наркомании- http://www.sinergi.ru/p834aa1.html
32.Мирошниченко Л.Д. и др. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. – 2000. – № 3. – С.3 – 13.
33.Михаилов В.И. Казаковцев Б.А. Чуркин А.А.Современные проблемы реабилитации в наркологии/ ж.Наркология – 2002-№ 1. -с40
34.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
35.Наркомания в Московской области// Медицинская газета - 2007 г. - № 18, 14 марта
36.Наркотики: Проблемы организации профилактической работы в молодежной среде: Материалы, исследования, тезисы / Под ред. С.С.Гиля, О.В.Морозовой. -- Омск, 2000.
37.Не садись на иглу: рек. указатель лит. / МУК "ЦБС Волоколам. муницип. р-на", Моск. обл., информ.-библиогр. отдел; сост. Г.Н. Кулакова. – Волоколамск: б.и., 2008. – 17 с.
38.Огурцов П. П. , Мазурчик H.В.. Лечение хронического гепатита С у лиц с наркотической зависимостью//ж. Гепатологический форум - 2007, № 3
39.Отчет о ходе выполнения программы социально-экономического развития Волоколамского муниципального района за 2009 год
40.Павлова Е.Ю. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в образовательной среде города Москвы/Управление воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы – М- 2007
41.Паюшина М. Н. Программа по профилактики антинаркотической зависимости юношества «Я минус наркотик» - М - 2006г
42.Первова И.Л. и др. Девиантное поведение и социальный контроль. - Ростов-на-Дону - 2002.
43.Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
44.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. – 256 с.
45.Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых // Патриархия.Ру, 6 сентября 2010.
46.Пятницкая И.Н. Наркомании. Л.: Медицина, 1994.
47.Рековская И.Ф. Положение детей РФ и социальные проблемы сиротства (обзор). //Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология.. 2005. №2 С.77.
48.Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. – Ярославль: Академия развития: 2004. – 192 с.
49.Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
50.РосБизнесКонсалтинг — Новости дня — ООН: В России правоохранительные органы перехватывают до 40 % поступающего в страну героина
51.Самоукина Н. Психологическое консультирование студентов, страдающих наркозависимостью /Семейные консультации – М - 2007
52.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Академия, 2003. – 176 с.
53.Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 151
54.Соковня И. Вредные привычки: наркомания // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – № 8-9. – С. 24 – 27.
55.Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
56.Статистика распространения наркомании в России в 2000-2010 гг. Справка//РИА-Новости от 22.04.2010 - http://www.rian.ru/spravka/20100422/225438645.html
57.Статистический ежегодник. Стат. сб. Томск: Томскоблкомстат, 2002. 272 с.
58.Ужасающие факты статистики по наркомании//Сайт о проблемах наркомании – 2009 - http://www.netnarkoticov.ru/narkomanija-statistika.html
59.Факторы риска, или кто чаще становится наркоманом? // Основы безопасности жизни. – 2000. – №8. – С.22 – 26.
60.Филипчева Ирина Ивановна Позитивная профилактика злоупотребления психоактивными веществами/Спорт в школе и здоровье детей – М- 2007
61.Чепурных Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании // Народное образование. – 1999. – №10. – С.32 – 33.
62.Шабанов В.А. Руководство по наркологии. - СПб.: Лань, 1998.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Употребление наркотических средств и других психоактивных веществ является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества. Распространение наркомании и токсикомании в России за последнее де сятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омолож ение потребителей психоактивных веществ. Средний возраст первого знакомства с наркотиками ( 11-17 лет. Просматривается тенденция к постоянному снижению возраста ранних проб психоактивных веществ. Участились случаи приобщения к наркотическим средствам и дру гим психоактивным веществам детей 8-10 лет. При этом родители и педагоги не всегда обладают достаточными навыками, позволяющими оказывать необходимую психологическую и социальную помощь детям.
Стоит отметить, что проблема наркомании и борьбы с ней разрабат ывается во многих науках. На протяжении всего исторического пути развития цивилизации прослеживается понимание важности сохранения здоровья подрастающего поколения.
Так, в традиционной наркологии наркомания рассматривается как неизлечимая болезнь, с более или менее продолжительными ремиссиями. Ряд аспектов формирования здорового образа жизни рассматривает народная педагогика, педагоги-просветители А. Макаренко, В. Сухомлинский.
Творческий поиск отечественных ученых направлен на анализ причин возникновения и основных этапов наркомании (В. Битенський, А. Личко, В. Оржеховская, И. Рущенко, Ю. Свеженцева), исследование изменений, происходящих в соматическом, психическом, физическом статусе лиц, употребляющих наркотические вещества, и предотвращения такого употре бления (В. Бехтерев, Б. Братусь, И. Сеченов). Значимыми в плане поиска эффективных путей профилактики наркомании и связанных с ней правонарушений подростков является, на наш взгляд, исследования Л. Колесова, Н. Максимовой, М. Окаринського, А. Панченко, А. Пилипенко, Т. Федорченко. Концептуальные основы формирования физически и морально здоровой личности обосновано И. Бехом, С. Максименко, Н. Калиниченко; необходимость социально-правового обеспечения профилактики склонности молодежи к употреблению наркотичес ких веществ исследовано А. Бовт, В. Оржеховский, Г. Пономаренко, В. Синев, М. Фицулою. Также проблема наркомании активно изучается государственными статистическими службами, сведения которых использованы в нашей работе.
Однако работа социальных служб с нар козависимыми подростками, тем более в современных сложных социально-экономических условиях, на наш взгляд, недостаточно раскрыта в литературе. Это обусловило выбор темы исследования ( «Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании среди подрос тков».
Цель исследования: выявить социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективную профилактику наркомании среди подростков общеобразовательного учреждения.
Объект исследования: деятельность общеобразовательного учреждения по пропаганде здорово го образа жизни среди учащихся.
Предмет исследования: социально-педагогическая профилактика наркомании среди подростков общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования: профилактика наркомании среди подростков будет эффективной, если будет разработа на целостная система, включающая внеклассные занятия с подростками, консультации с родителями и тренинги с педагогами.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику подростковой наркомании как социально-педагогической проблемы.
2. Проанализировать основные н аправления профилактики наркомании среди подростков.
3.Выявить зависимость эффективности профилактики наркомании среди подростков от социально-педагогических условий.
Методологическая основа исследования: комплексный, системный, личностно – деятельностный подходы.
Теоретическая основа исследования:
теория влияния среды на развитие личности и коллектива (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Т.С. Буторина, Л.С. Выготский, А.Г. Козлова, Т.В. Лодкина, Л.Н. Седова, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, А.Н. Тубельский, И. С. Якиманская, В.А. Ясвин и др.);
программные документы международных и российских организаций по профилактике наркомании.
Для достижения поставленных исследовательских задач использовались следующие методы: теоретические (анализ литературных источников, о бобщение, интерпретация, классификация, моделирование); эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент); методы математико-статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования разработаны научно обоснованные рекомендаци и по профилактике наркомании среди подростков. Результаты и выводы исследования могут быть использованы учителями, социальными педагогами и специалистами по социальной работе, психологами.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное образо вательное учреждение Кобринская основная общеобразовательная школа (п. Кобринское Гатчинского района Ленинградской области). В эксперименте принимали участие подростки 14-16 лет, в том числе 58 девушек и 59 юношей.
Структура дипломной работы. Дипломная раб ота состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 62 источника, и 3-х приложений.
Во Введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, указаны методоло гические и теоретические основы, методы исследования, практическая значимость.
В главе 1 определяется сущность и содержание понятия «профилактика наркомании», ее цель, принципы, этапы, виды.
В главе 2 обоснована и описана экспериментальная работа по создан ию системы деятельности социального педагога по профилактике наркомании.
В заключении излагаются основные выводы, полученные в результате теоретического анализа исследуемой проблемы и в ходе экспериментальной работы.

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-педагогической профилактики наркомании
1.1. Наркомания как социальное явление в современном мире
1.2.Социально-педагогическая проблема
1.3. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи
Вывод по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков
2.1. Анализ опыта работы по профилактике наркомании в школе
2.2.Педагогическая работа по профилактики наркомании среди молодежи
Вывод по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения


1. Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических веществ, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма.
2. Причинами подростковой наркомании являются социально-э кономические, конституционально-биологические, социальные и индивидуально-психологические.
3. Социально-педагогическая профилактика наркомании – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устран ение причин, условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.
4. Основными современными подходами к профилактике злоупотреблению психоактивными веществами являются: информационный; аффективное (эмоциональное) обучение; влияние социальных факторов; формирование жизненных навыков; развитие деятельности, альтернативной употреблению наркотиков; укрепление здоровья; копинг-профилактика, направленная на обучение человека преодолению стресса, совладания с ним.
5. По результатам проведенных методик и анкетирования на учениках 8 «А» и 10 «Б» классов можно сделать следующие выводы:
1) согласно опросник у Басса-Дарки, направленного на определение показателей агрессивности и враждебности, в 8 «А» классе было выявлено 15 человек (что составляет 54% от общего количества учеников) и в 10 «Б» – 18 учащихся (что составляет 60% от общего количества учеников), а грессивные реакции которых выше нормы (то есть им присуще проявление агрессивного поведения). Из них у одного человека из 8 «А» класса (4%) и у троих учащихся из 10 «Б» (10%) враждебные реакции выше нормы;
2) согласно методике определения индивидуальных ко пинг-стратегий Э. Хайма, у 20 (71%) учеников 8 «А» класса и у 18 (60%) человек 10 «Б» класса когнитивные стратегии совладания со стрессом – относительно продуктивные (помогающие в некоторых ситуациях, например, не очень значимых или при небольшом стрессе); у 19 (68%) учеников 8 «А» класса и у 19 (63%) человек 10 «Б» класса поведенческие стратегии совладания со стрессом – относительно продуктивные; у 14 (51%) учеников 8 «А» класса и у 13 (13%) человек 10 «Б» класса продуктивные эмоциональные стратегии совлад ания со стрессом (помогающие быстро и успешно совладать со стрессом);
6. Нами предложены и проведены следующие занятия по профилактике наркомании: «Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ», «Ос ознание учениками собственных жизненных трудностей», «Создание мотивации на формирование здорового жизненного стиля», «Я-концепция», «Выработка позитивной самооценки», «Стресс- и проблемо преодолевающее поведение», «Знакомство с телом», «Тренинг чувства юм ора».
7. Проведённая экспериментальная работа и анализ практической деятельности позволили выделить три условия эффективности социально-педагогической профилактики наркомании среди подростков:
1) разработка системы профилактики наркомании на государственн ом уровне;
2) проведение социально-педагогической профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях среди подростков;
3) введение в школьную программу занятий по профилактике употребления психоактивных веществ среди детей.
Рассматривая сравнительны е показатели, мы можем сказать, что наиболее выраженными реакциями агрессии косвенной и вербальной выражены в контрольной группе посравнению с экспериментальной.
Другими словами, в результате проведенного исследования в целом, можно отметить, что выбран ный нами подход к профилактике наркомании у подростков получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования.

1.Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 561 «О Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"»//СЗ РФ. – 2005.- № 38. – Ст. 3820.
2.Приказ Минздрав РФ от 22.10.2003 № 500 «Об утверждении протокола ведения больных "Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)"» // СПС КонсультантПлюс.
3.Письмо Минздрава РФ от 22.02.2002 № 2510/1793-02-32 «Рекомендации гражданам, выезжающим за границу, о возможной наркоугрозе» // СПС КонсультантПлюс.
4.Федеральный закон от 07.07.2003г. № III-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5.Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.»
6.Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями)//Информационно-правовой портал «Гарант» - http://base.garant.ru/12107402/1/
7.Абрамова И.В. Прусакова В.И. Программа «Я выбираю жизнь» - М – 2005 – 22 с.
8.Аменд А., Жукова М., Фролова Е. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде // Педагогика. – 2004. - № 4. - С. 21 – 29.
9.Армия наркоманов в России насчитывает около 2,5 млн человек// ж. Общество - 2009г от 26 июня
10.Архивы ГБУ СО по МО "Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
11.Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – Спб - 2003г.
12.Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997г.
13.Валентик Ю.В. Вострокнутов Н.В. Гериш А.А. Дуд Ко Т.Н. Тростанецкая Г.Н. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами/Наркология – 2002-№1-с40-42
14.Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Филиал Института социологии РАН, 1993
15.Гомонова С.И. Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения/ Первое сентября – 2005г
16.Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: всё о наркомании серия “ Библиотека школьника” - Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 352с.
17.Ежедневно в России от наркотиков гибнут 80 человек — РИА Новости - http://www.rian.ru/society/20090212/161898045.html
18.Иванец Н.Н. Наркология - предмет и задачи // Лекции по клинической наркологии / Под ред. Н.Н. Иванца. – М - 1995. - С. 6-9.
19.Интернет-служба мировой статистики - http://www.sta-t.ru/obshestvo/statistika_narkomanii/
20.Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Батыгина. М.: NOTA BENE, 1999.с.186.
21.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2003. – 224 с.
22.Колесова Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции // Педагогика. – 2002. - №1. – С.34 – 41.
23.Корсантия А.А., Максименко И.В Основные причины детерминации преступности в Российской Федерации//ж. Право и безопасность - 2009 - № 2 (31)
24.Косарецкий С.Г. Наркотики в подростково-молодежной субкультуре- М- 2007
25.Кошкина Е.А., Вышинский К.В. и др. Мониторинг распространенности потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди учащихся г. Москвы. - М.- 2005.
26.Ли Д.А. Преступность в структуре общества. - М. – 2000
27.Лисецкий К. Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска и защиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - № 5. – С.40 – 42.
28.Магалиф А.А. О некоторых принципиальных подходах в амбулаторном лечении больных наркоманией –М- 2000 г.
29.Материалы ГБУ СО по МО "Волоколамский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
30.Методика и технологии работы социального педагога/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192с.
31.Методические рекомендации по ранней профилактике наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях города Москвы / Профилактика правонарушений, безнадзорности и наркомании- http://www.sinergi.ru/p834aa1.html
32.Мирошниченко Л.Д. и др. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. – 2000. – № 3. – С.3 – 13.
33.Михаилов В.И. Казаковцев Б.А. Чуркин А.А.Современные проблемы реабилитации в наркологии/ ж.Наркология – 2002-№ 1. -с40
34.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
35.Наркомания в Московской области// Медицинская газета - 2007 г. - № 18, 14 марта
36.Наркотики: Проблемы организации профилактической работы в молодежной среде: Материалы, исследования, тезисы / Под ред. С.С.Гиля, О.В.Морозовой. -- Омск, 2000.
37.Не садись на иглу: рек. указатель лит. / МУК "ЦБС Волоколам. муницип. р-на", Моск. обл., информ.-библиогр. отдел; сост. Г.Н. Кулакова. – Волоколамск: б.и., 2008. – 17 с.
38.Огурцов П. П. , Мазурчик H.В.. Лечение хронического гепатита С у лиц с наркотической зависимостью//ж. Гепатологический форум - 2007, № 3
39.Отчет о ходе выполнения программы социально-экономического развития Волоколамского муниципального района за 2009 год
40.Павлова Е.Ю. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в образовательной среде города Москвы/Управление воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы – М- 2007
41.Паюшина М. Н. Программа по профилактики антинаркотической зависимости юношества «Я минус наркотик» - М - 2006г
42.Первова И.Л. и др. Девиантное поведение и социальный контроль. - Ростов-на-Дону - 2002.
43.Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
44.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. – 256 с.
45.Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых // Патриархия.Ру, 6 сентября 2010.
46.Пятницкая И.Н. Наркомании. Л.: Медицина, 1994.
47.Рековская И.Ф. Положение детей РФ и социальные проблемы сиротства (обзор). //Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология.. 2005. №2 С.77.
48.Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. – Ярославль: Академия развития: 2004. – 192 с.
49.Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
50.РосБизнесКонсалтинг — Новости дня — ООН: В России правоохранительные органы перехватывают до 40 % поступающего в страну героина
51.Самоукина Н. Психологическое консультирование студентов, страдающих наркозависимостью /Семейные консультации – М - 2007
52.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Академия, 2003. – 176 с.
53.Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 151
54.Соковня И. Вредные привычки: наркомания // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – № 8-9. – С. 24 – 27.
55.Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
56.Статистика распространения наркомании в России в 2000-2010 гг. Справка//РИА-Новости от 22.04.2010 - http://www.rian.ru/spravka/20100422/225438645.html
57.Статистический ежегодник. Стат. сб. Томск: Томскоблкомстат, 2002. 272 с.
58.Ужасающие факты статистики по наркомании//Сайт о проблемах наркомании – 2009 - http://www.netnarkoticov.ru/narkomanija-statistika.html
59.Факторы риска, или кто чаще становится наркоманом? // Основы безопасности жизни. – 2000. – №8. – С.22 – 26.
60.Филипчева Ирина Ивановна Позитивная профилактика злоупотребления психоактивными веществами/Спорт в школе и здоровье детей – М- 2007
61.Чепурных Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании // Народное образование. – 1999. – №10. – С.32 – 33.
62.Шабанов В.А. Руководство по наркологии. - СПб.: Лань, 1998.

Купить эту работу

Социально-педагогичкская помощь подросткам из семей наркозависимых

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Проблемы современной молодежи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (НА МАТЕРИАЛАХ СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА.......... НА БАЗЕ ............).

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Особенности социальной работы с детьми-инвалидами

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Реализация права на жилье военнослужащими в РФ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Внедрение обучающих тренингов для улучшения качества обслуживания на примере ресторана "Sasha's".

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв verxom об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-21
Дипломная работа

Просто великолепный автор! Отзывчивый, адекватный, слушающий. Пишет грамотно, научно, но при этом понятно и по делу. Не один раз делал мне работы во время учебы, и диплом я решила заказать именно у него, так как доверие автор заслужил полностью. И результат - ПЯТЬ, причем с рекомендацией в магистратуру!!! Спасибо огромное! Рекомендую от всей души!

Общая оценка 5
Отзыв Эл Ми об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-04-26
Дипломная работа

хорошо

Общая оценка 5
Отзыв studentВася об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-04-29
Дипломная работа

Елена, спасибо вам за помощь! Очень качественная работа.

Общая оценка 5
Отзыв Яна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-11
Дипломная работа

Хорошо раскрыл тему работы

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Интерактивная деятельность социология

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
95 ₽
Готовая работа

Практическое занятие «Планирование и организация исследовательской деятельности»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Стратегия поведения в кризисных ситуациях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Качество городской среды: объективные и субъективные критерии качества оценки в районах Басманный, Некрасовка и Строгино.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Структурный функционализм Т.Парсонса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Межнациональные отношения: отношение к миграции (соц. исследование)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
240 ₽
Готовая работа

Исследовательская работа по общественному мнению "Протестная ситуация в Украине (ноябрь 2013 - …)"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

Исследование по социологии на тему: "Разводы"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
134 ₽
Готовая работа

игра по работам Т. Адорно и М. Хоркхаймера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Молодёжная субкультура

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Социальная психология Задание: проанализируйте три вида телепередач: - мультфильмы; - детские передачи (не мультфильмы); - передачи для взрослых.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Специфика молодежных субкультур

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽