Введение
1.Теоретические основы исследования этической составляющей современной рекламы
1.1 Реклама как социальное явление и объект теоретического осмысления
1.2 Понятие этики и применимость этических категорий к исследованию феномена рекламы
1.3 Манипулирование потребителем как этическая проблема
2. Анализ отношения потребителей к рекламному воздействию
2.1 Социологическая экспертиза этических аспектов воздействия рекламы на российского потребителя
2.2 Социологический опрос « Этика в рекламе: отношение к потребителю»
1.1 Реклама как социальное явление и объект теоретического осмысления
В данном параграфе рассмотрим научные определения рекламы, выделим основные характеристики данного понятия, функции рекламы как социального явления, а также виды рекламы и ее влияние на формирование социальных ценностей.
Существует множество определений понятия «реклама», но в каждом из них прослеживаются такие общие свойства как безличная направленность рекламного сообщения, заинтересованность рекламодателя и направленность на продажу продукта или изменение мнения об определенном товаре или компании.
Реклама – это распространение информации о товарах и услугах с целью ускорения их продажи, установления контакта между покупателем и товаром, пропаганда товара и информация о способах их покупки, а также средство, содействующее появлению у покупателя заинтересованности и желания купить данный товар.1
Реклама - яркое явление современности: всепроникающее, вездесущее, профессиональное2.
...
1.2 Понятие этики и применимость этических категорий к исследованию феномена рекламы
Рассмотрим в данном параграфе возможную взаимосвязь рекламы с этикой как тонким феноменом общественной жизни. Здесь будет дано определение понятия этики, различных этических категорий, а также рассмотрены виды и типы рекламы, которые противоречат данному понятию и могут считаться неэтичными.
Этика - наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении, а также система норм нравственного поведения человека или группы людей. 2
Если рассматривать понятие неэтичной рекламы со стороны законодательства, то таковой является реклама, содержащая текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, путем употребления оскорбительных слов и выражений, а также образов в отношении расы, национальности, социальной категории, возрастной группы, пола, языка или профессии, а также религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц.
...
1.3 Манипулирование потребителем как этическая проблема
В данном параграфе мы рассмотрим такую этическую проблему социального функционирования рекламы, как манипулирование потребителем, а также опишем особенности воздействия данного психологического приема на человека.
Слово «манипулирование», или «манипуляция», ведет свое происхождение от латинского слова «manipulare» и в своем первоначальном значении означало «управлять» в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказывать помощь. В современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание2.
Наиболее полное определение манипуляции, на мой взгляд, дал Е.Л.Доценко в статье «Манипуляция: психологическое определение понятия»3. По его мнению, манипулирование - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.
...
1. Абрамова Лариса Петровна. Курс лекций по этике. Санкт – Петербург :2001.С 1-2.
2. Антонов Л.В. Особенности предпринимательской деятельности на рынке рекламы/Л.В. Антонов //Социально-экономические явления и процессы/Л.В. Антонов. – 2011. – № 8. – С. 9-12.
3. Аренс В., Бови К. Современная реклама. / В.Аренс, К.Бови - М.: Довгань, 2006г. - 704с. 3.
4. Богацкая С.Г.; Правовое регулирование рекламной деятельности- М.: Университетская книга, 2007. — 368 с.
5. Боев Е. И. Реклама как социокультурное явление в системе социальной коммуникации. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2005.
6. Воробьева И. В. «Культурология. Учебное пособие» Москва 2006г.-С 124-125
7.Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. / Л.Ю. Гермогенова - М: Рус
8. Головлева, Е.Л. Основы рекламы /Е.Л. Головлева. – М.: ОАО «Московские учебники», 2006. – 38-39 с ТД, 2006г. - 276с
9.Доценко Е. Л. (а) Мехавизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия. Тюмень: ИПК ПК, 2004.—С. 112.
10. Д. Кац, Д. МакКормик - Энциклопедия торговых стратегий: АЛЬПИНА БИЗНЕс БУКС: М.- 2013, С- 58-63
11. Друкер, П.Ф. Задачи маркетинга в XXI веке. – М.: Вильяме, 2010. – 320 с.
12. Д.Я. Райгородский. Психология и психоанализ рекламы. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2008 С 56-68.
13. Журавлёв А.П. Значение и звучание// Психология и психоанализ рекламы. - М., 2008. - С. 76-79
14. И. В. Воробьева: этические аспекты рекламной деятельности, статья, С 1-10
15. Ивлева М.И. «Этика и рынок: этический аспект рекламы» ж. Социально-гуманитарные знания, 2010, № 3.-С. 186-197
16. Ильясов Ф. Н. Рекламная цивилизация = Возможен ли переход от конкуренции рекламы к конкуренции качества // Социологические исследования. — 2009. — В. 7. — С. 95-100.
17. Ия Имшинецкая. Альманах «Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations» № 6, 2008 г.-С. 17-20.
18. Казаринова Н.В. и др. ... Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2009.C- 221.
19. К. Л. Бове У. Ф. Аренс Современная реклама "(пер. с англ. Вакина Д.В., Панкова О.Р., Солдатовой Т.К. и др.; общ.ред. проф. Феофанова О.А.; предисл. к русс.изд. канд.ист.наук Назарушкина М.А.)" 2010.С 73-77.
20.Котлер Ф., Ли Н. Корпоративная социальная ответственность.Москва: 2005. –С 32-35
21.Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. / Ф. Котлер; Пер.с англ. В. А. Гольдича и А. И. Оганесовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 128 с.
22. Крапивенский А. С. Концепт «информация» в дискурсе политической и коммерческой рекламной коммуникации Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(51)/2008
23. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. 2-е изд. – СПб, «Питер», 2007 – с.191-192
24. Л.Н.Федотова, Социология рекламной деятельности .М.: Оррфики, 2002- С.76-77
25. Мокшанцев Р.И.: Психология рекламы: Учебное пособие// научная редакция М.В. Удальцова- М.: Инфра-М, 2011.С 125-127
26. Морозова, Н.С. Этапы планирования рекламной кампании. / Н.С. Морозова // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 6 .С 34-39
27. Назаров М.М,Массовая коммуникация в современном мире:методология анализа и практика исследований, М.:УРСС,2009 С 79-83.
28. Овчаренко, А.Н. Основы рекламы: Учебник для студентов вузов / А.Н. Овчаренко – М.: Аспект Пресс, 2006. – 495 с.
29. Оришев А.Б. Социология рекламной деятельности: Учебник. – м.: риор, инфра-м, 2013.C 112
30. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. - М., 2009. С 97-103.
31. Петренко Р. Брэнд как основа маркетинга // Практический маркетинг. — 2010. — № 6(40). С. 22—28.
32 Пименов, П.А. Основы рекламы / П.А. Пименов. – М.: Гардарики, 2006. – 199 с.
33. Психология рекламы. Реклама, НЛП и 25-й кадр: Вит Ценев — Санкт-Петербург, Речь, 2009 г.- 224 с
34. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. – М. :РИП-холдинг, 2010
35. Пронина, Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы : теория и методика Серия: Академия рекламы Издательство: РИП-холдинг, 2003 г. С 21.
36. Психология и психоанализ рекламы. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики, Самара Издательский дом Бахрах- М,2011
37. Психология рекламы. Реклама, НЛП и 25-й кадр: Вит Ценев — Санкт-Петербург, Речь, 2007 г.- 224 с.
38. Рафикова Р.С, Теория социального действия в изучении манипулятивных технологий управления / P.C. Рафикова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования, науки и производства» / Под ред. В.И. Елизарова, М.А. Закирова - Казань : Инновационно-издательский дом «Бутлеровское наследие», 2009. - С. 271 - 273.
39. Реклама: Е. В. Ромат — Санкт-Петербург, Питер, 2007 г.- 208 с.
40.Савельева О.О. Социология рекламного воздействия. — М.: «РИП-холдинг», С12 2006. — 248 с. — серия «Академия рекламы»
41.Социология рекламной деятельности: учебное пособие Автор(ы): Томбу Д.В. Издатель: Форум, 2011 год. С.115-118
42. Социология рекламной деятельности. Федотова Л.Н. М.: Оникс, 2007. — 272 с
43. Степанов А.Г. Законодательство о рекламе // Право и экономика. 2005. № 2.
44. Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика./ Ч. Сэндидж - М. Прогресс, 2009г. - 154с.
45.Теодор Кениг Реклама и плакат как орудия пропаганды // издательство "Время" - 1925 8.А.
46. Уперов В.В. Реклама - ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы / В.В. Уперов - СПб.: Гермес, 2006г. - 135с.
47. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. / Э.А. Уткин, А.И.Кочеткова - М.: Ассоциация авторов и издателей Тандем, 2009г. - 358с.
48. Файнбург З. И. Методологические проблемы теории культуры: состояние и перспективы. //Диалектика культуры: сборник статей. — Куйбышев, 2002. с.17-21.
49. Федотова Л.Н., Социология рекламной деятельности .М.: Оррфики, 2002- С.74-76
50. Федеральный Закон РФ «О рекламе» от 18.07.2008 г;
51. Фобьянчук А.А., Парадовская А.И. Творческое развитие личности в социальной среде. НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ – НМТ. М.: 115 с.
52. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: Искусство, теория, практика. / Л.Н. Хромов - Петрозаводск: Фолиум, 2007 г. - 141с.
53.Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы. М., 2010
54. Ясонов, В.Н. Что, где и как рекламировать: учебник/ В.Н. Ясонов, В.А. Евстафьев. – «Питер», 2004. – 432с.
55. www. rbcdaily.ru
56. www.gks.ru
57. www.advertology.ru/konf/social/konf_social.htm -