Введение………………………………………………………………..……….....3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы влияния музыкального искусства на формирование молодежной субкультуры………….…......10
1.1. Характеристика молодежной субкультуры на современном этапе развития обще-ства…………………………………………………..………….....…...10
1.2. Музыкальные предпочтения у разных типов молодежных субкультур в Рос-сии…………………………………………………………………………….23
1.3. Пути использования музыки в педагогике………………………………..30
Глава 2. Практическое изучение проблемы формирования молодежной субкультуры посредством музыкального искусства………………………...……37
2.1. Диагностика музыкальных предпочтений у учащихся ТОБЭЦУ……….37
2.2. Программа формирования музыкальных предпочтений у учащихся ТОЭБ-ЦУ……………………………………………………………………...…..44
2.3. Результаты педагогического исследования……………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………63
Приложение………………………………………………………………………66
Тема «Введение в мир музыки»:
- рассказ о музыкальной культуре, о музыке как об искусстве.
- диалог с учащимися о значении музыки в жизни людей.
Беседа, рассказ.
Урок - размышление.
2 урок
Познакомить учащихся с русской народной музыкой, привить любовь и интерес к данному жанру музыки. Провести диалог с учащимися о русской народной музыке, прослушать произведения данного жанра музыки.
Тема «Русская народная музыка»:
- рассказ о русской народной музыке;
- диалог с учащимися об услышанном;
- прослушивание и обсуждение русской народной песни «С вьюном я хожу» - Н.А. Римский-Корсаков; романса «Я ли в поле да не травушка была» П.И. Чайковского;
Беседа, рассказ, наглядный метод, музицирование;
Тематический урок
3 урок
Познакомить учащихся с оперой и опереттой, привить любовь и интерес к данному жанру музыки. Провести диалог с учащимися об опере и оперетте, прослушать произведения данного жанра музыки.
...
1.1. Характеристика молодежной субкультуры на современном этапе развития общества
В современное время особую роль в процессе развития молодежи оказывают ряд специфических общностей наряду с большой ролью таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации и т.п. Ведущими положениями среди данных общностей являются субкультурные. Субкультуры - это подсистемы целостной системы культуры. Они достаточно локальны и замкнуты. Особенности содержания субкультур подразумевают ощущение отличий от других, которые определены самостоятельностью и автономностью. В целом, субкультурные образования не ставят своими целями становится господствующими культурами, а по сути дела, являются ее естественными спутниками, поддерживающими целостность всей структуры. Изменения происходят постепенно, накапливаются и расширяют зоны своего воздействия [1].
Однако если рассматривать именно молодежные субкультуры, то можно выделить ряд некоторых их особенностей.
...
1.2. Музыкальные предпочтения у разных типов молодежных субкультур в России
Музыка - одно из древнейших средств коммуникации людей, универсалия, присущая всем культурам мира в любую из эпох, хотя каждый тип культуры не только отбирает те явления и тексты, которые он считает музыкальными, но и вырабатывает свое понятие музыки и "музыкального", органически связанное со всем комплексом основных структурных принципов той или иной культуры [30].
Под музыкальным предпочтением понимается выбор человеком музыкального произведения, отвечающего экспектации (ожиданиям) слушателя. Конкретными проявлениями предпочтений служат повторное обращение к музыкальному произведению или жанру, более высокая оценка избранного. Предпочтение сводится к выбору, который, в свою очередь, может, как быть связанным с устойчивой конфигурацией эстетических потребностей субъекта, так и носить ситуативный характер [12].
...
1.3. Пути использования музыки в педагогике
Музыка как самый эмоциональный вид искусства широко применяется педагогами, психологами и психотерапевтами при работе с молодежью. Нас интересуют возможности использования музыки в педагогике. Эмоциональная сфера молодежи имеет свои особенности, а часто и существенные нарушения. Именно музыка способна пробудить у учащихся сильные переживания, которые другими средствами вызвать сложно; помочь им понять свои эмоции, а также стимулировать у них процессы творчества, воображения. Успех такой деятельности обусловлен многоканальным спектром воздействия музыки, затрагивающим бессознательные слои психики. Музыка влияет на чувства человека, проникая сквозь защитные механизмы сознания в глубины бессознательного. На уроке музыки можно решать не только образовательные, развивающие и воспитательные, но и коррекционные задачи [4].
Представим всю музыкально-образовательную деятельность в виде двух взаимосвязанных этапов.
...
1. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. - 2012. - № 1. - С. 175-189.
2. Алексеев Э.Е. Молодежь и музыка сегодня // Социальные функции искусства и его видов. - М.: АСТ, 2014. – С. 123-124.
3. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. - М.: Наука, 2012. - С. 565.
4. БашкатовИ.П.Психология асоциально-криминальных групп подростов и молодежи. - М.: АСТ, 2014. - 416 с.
5. Борисова Е.Б. Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ. - СПб.: Лань, 2012. - 193 с.
6. Волков Ю.Г. Социология молодежи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 156 с.
7. Воронов В.Е. Что нужно знать о молодежной субкультуре? / В. Воронов, Е. Черничкина // Воспитание школьников. - 2012. – С. 4-5.
8. Давлетшина Д.М. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях. - М.: АСТ, 2013. – 208 с.
9. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социокультурной интеграции. - СПб.: Лань, 2012. -350 с.
10. Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь. - М.: Знание, 2013. - 64 с.
11. Запесоцкий А.С. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений. - М.: Академия, 2012. - 224 с.
12. Ковалева А.И. Социализация молодежи: теоретические вопросы. - М.: Наука, 2012. – 178 с.
13. Кон И.С. Социология молодежи. - М.: Академия, 2015. – 309 с.
14. Косарецкая С.В. Неформальные объединения молодежи. - М.: Академия, 2015. – 102 с.
15. Куликов Е. М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры / Е. М. Куликов. - М.: Кнорус, 2013. - 127 с.
16. Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России. – СПб.: Лань, 2012. – 130 с.
17. Мацкевич И.М. Криминальная субкультура//Российское право в Интернете, 2012. - №1. – С. 29-30.
18. Мельник Л. И. Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа / Л. И. Мельник. - Ростов н/Д, 2012. - 165 с.
19. Молодежная культура и ценности будущего / Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. - СПб.: Лань, 2014. – 129 с.
20. Молодежный экстремизм / под ред. А. А. Козлова. – СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2012. – 130 с.
21. Плаксий С.И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. - М.: Наука, 2012. – 100 с.
22. Свечников С.К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура». - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2012. – С. 34.
23. Семина А.Е. Молодежная субкультура в эстетическом воспитании подростков // Искусство и образование. - 2012. - № 3. - С. 111-115.
24. Сергеев В.К. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. - М.: Кнорус, 2013. – 201 с.
25. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. – СПб.: Лань, 2015. – 124 с.
26. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. - СПб.: Лань, 2015. – 123 с.
27. Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. - СПб.: Речь, 2012. - 207 с.
28. Чибисова О. В. Взаимодействие молодежных субкультур как тип межкультурной коммуникации / О. В. Чибисова // Учен. зап. Комсомол. -на-Амуре гос. техн. ун-та. - 2012. - Т. 2. - № 2. - С. 122-126.
29. Чибисова О.В. Коммуникация молодежных субкультур / О. В. Чибисова // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2012.-Т. 16.- №2.-С. 104-107.
30. Чибисова О. В. Молодежные суб- и контркультуры / О. В. Чибисова // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2012. - № 6. - С. 280-283.
31. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. - М.: АСТ, 2013. – 90 с.
32. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. - М: АСТ, 2015. – 62 с.
33. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М.: Педагогика, 2013. – 239 с.
34. Левикова С.И. Динамическая модель молодежной субкультуры // Международный исторический журнал. - Режим доступа: http://history.machaon.ru/all/number_19/analiti4/levikova/index.html
35. Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/articles/article3/