Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Влияние социально психологического тренинга на адаптацию первоклассников к процессу обучения. Корреляционный анализ

  • 93 страниц
  • 2015 год
  • 266 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью( для детей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной). Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. По данным медиков только 20-25% детей приходят в школу здоровыми, это негативно сказывается на адаптации.
Адаптация (в переводе с латинского - приглаживание, приспособление) - характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром.
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует процессу адаптации.
Значительный вклад в теоретические и методологические вопросы разработки адаптационного тренинга первоклассников к школе внесли Н. Никитина, М. Битянова, В. Цылев, Л. С. Выготский, М. М. Безрукий, М. В. Максимова, Д .Эльконин.
Кроме этого, теоритический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению исследовали следующие классики отечественной психологии: Л. Выготский, Л. Божович, А. Леонтьева. Проблемами формированию у детей дошкольного возраста определенных знаний – базиса школьного обучения занимались Е. Е. Кравцова, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Проблемами психологической перестройки детей с дет.сада в школьное учереждение исследовались Д. Б. Элькониным и A. B.Запорожцем. Уровень физической подготовки будующих школьников к новой социальной среде иследовали Г. Битянова , М. Безруких, М. Князева, М. Удовенко. Интелектуальнуюсостовляющую дошкольной подготовки исследовали Л. Венгер, А. Люблинська, В. Мухина. Вместе с тем остаеться нерешенной проблема создания интегрированной модели готовности ребенка к обучению в школе, которая включала бы в себя интеллектуальный, личностный и социально-психологический компоненты.
Целью дипломной работы является создание системы тренинга по адаптации школьников на начальном этапе обучения, основываясь на физическом и психологическом здоровье учеников.
Задачи:
1. Проанализировать теоритические подходы изучения школьной адаптации;
2. Охарактеризовать социально-психологическую готовность детей к школе;
3. Определить основы социально-психологического адаптационного тренинга;
4. Проанализировать методы и методики исследования;
5. Провести эмперическое исследование степени адаптации первоклассников;
6. Составить коррекционную программу повышения степени адаптации первоклассников;
Решение этих задач предполагает определения предмета исследования –
исследование причинно-следственной связи между уровнем адаптации ребенка
к школьному обучению от уровня оказываемой психо-педагогической
коррекционной поддержки через систему тренинга.
Объектом исследования является школьный коллектив первого класса.
Базой исследования является МАОУ СОШ 77 г. Хабаровск. Для экспериментального исследования были отобраны 100 человек первых А и Б классов.
Методами исследования являются рисуночные модели: "Мой класс", "Что мне нравится в школе", "Лесная школа"; "Карта адаптации первоклассников"; Методики "Экспертная оценка адаптации ребенка к школе", исследования мотивации учения у первоклассников, "Символическое задачи на выявление социального "я" ", "стиль педагогического руководства (по О.Мотковим)", методика серийных рисунков И.М. Никольской, опросник копинг-стратегий Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга, класстерный анализ.
Рабочей гипотезой исследования является установление наличия взаимосвязи между мотивами обучения и уровнем адаптации, в том числе между высокими показателями мотивации и адаптации, низкими показателями мотивации и адаптации, степенью доминации внешних мотивов обучения.
Теоритической значимостью работы являетсяприминение интегрального подхода к исследованию понятия школьной адаптации и на основе этого, определение критериев наиболее успешной адаптации детей к школе в соотношении ресурсы школьныка к результату.
Практической значимостью работы является разработка системного психолого-педагогического тренинга и его психологического сопроводжения на протяжении первого года обучения ребенка в школе.
Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении вопроса адаптации ребенка к школе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Список использованной литературы состоит из 69 источников.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основы адаптационного механизма школьников
1.1. Анализ теоритических подходов к изучению школьной адаптации
1.2. Социально-психологическая готовность детей к школе
1.3 Основы социально-психологического адаптационного тренинга
ГЛАВА 2. Психолого-педагогической деятельность в период адаптации
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Эмперическое исследование степени адаптации первоклассников
2.3 Коррекционные программы для повышения степени адаптации первоклассников
2.4. Исследование взаимосвязи между мотивами обучения и уровнем адаптации методами корреляционного анализа
Заключение
Список литературы
Приложения

Темой дипломного исследования является влияние социально психологического тренинга на адаптацию первоклассников к процессу обучения.
В соответствии с определенными задачами исследования были сформулированны следующие основные положения работы.
Анализ теоритических подходов к изучению школьной адаптации позволил определить "готовность к школе" - сложное психолого-педагогическое образование, в качестве качественного своеобразия интеллектуального и психологического развития ребенка. Основной готовности является приобретенный опыт. Основными трудностями ребенка подразделяться на эмоциональные, поведенческие и когнитивные. Типами совладения с трудностями являются комплекс интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих действий, а способами эмоциональная разрядка посредством агрессии, ухода в детскую «работу» или развлечения, сотрудничество со взрослыми.
В понятии социально-психологическая готовность детей к школе различают понятия педагогической и психологической готовности ребенка к школе, основным различием которых является то, что педагогическая готовность представляет собой запас знаний, умений и навыков на момент поступления в школу, а психологическая – интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Показатели физической адаптации объединяют в три группы: психофизические развитие, степень интелектуальной зрелости; внутриличностные особенности детей и адаптационные ресурсы ребенка. Результаты заносятся в профиль первоклассника, основными компонентами которого является волевой, интеллектуальной, социально-психологически й компонент.
Основными причинами «тяжелой адаптации» являются: отсутствие положительной установки к школьной жизни, несформированность продуктивных форм общения с ровесниками, замедленное формирование эмоциональных связей между учителем и учеником, психологической дискомфорт из-за безответственности школьного режима, неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности.
Основами социально-психологического адаптационного тренинга яляются:
1) типы адаптационных процессов: адаптивность, неадаптивность, дезадаптивность;
2) компонентами адаптивности характеристика среды и психического мира личности;
3) видами адаптивности являются - к новым: условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам, социальных взаимоотношений, условиям познавательной деятельности.
4) Этапами адаптации являются реакция всех систем организма, неустойчивое, а затем устойчивое приспособление;
Признаками дезадаптации первоклассника являются стойкая неуспеваемость, проблемы в взаимоотношении со сверстниками, нежелание посещать школу, повышенная утомляемость и т.д. Задачами практического психолога являются оказание психологической помощи первокласснику, контроль и коррекцию процесса его адаптации.
В проектной части работы приводиться подробная характеристика психологического сопровождения, основой которого является безусловное признание ценности, уникальности личности каждого человека и права на реализацию ее свойств и качеств. Можно выделить пять этапов деятельности практического психолога в школе являются: профилактика дезадаптации будущих первоклассников к школе, контроль за процессом адаптации первоклассников к школе, исследование причин трудностей в адаптации, индивидуальное консультирование учителей и родителей по результатам исследования, проведение, коррекционная работа с первоклассниками.
Эмпирическое исследование, проведенное в МАОУ СОШ 77 г. Хабаровска позволили выявить, что успешно адаптировались только 15%

1. Авраменко К.Б. Адаптация первоклассников к школе//Международный журнал экспериментального образования. №6-1/2014 с.84
2. Адаптация первоклассников к школе. Электронный ресурс. Режим доступа http://59209s002.edusite.ru/DswMedia/adaptaciyapervoklassnikovkshkole.pdf
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. М., 1983.
4. Аниденкова М.М Психолого-педагогическое сопровождение первоклассника в школе, как одно из эффективных условий ее протекания. Электронный ресурс. Режим доступа http://human.snauka.ru/2014/04/6275
5. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе.- 2003. - № 6. - С. 37-45.
6. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) .--М.: Знание, 1983.-96 с
7. Безруких М. "Портрет" будущего первоклассника // Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С.47
8. Безруких М.М. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., под ред. М.М.Безруких. - М.: Эксмо, 2010. - 640 с.
9. Безруких М.М., Как подготовить ребёнка к школе - Тула: Арктоус, 2007. - 71 с.
10. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова.- 4-е изд., перераб.- М.: 2000. - 247 с.
11. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
12. Белова О.А., Горло А.В. Психофизиологическая адаптиция первоклассников // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 5 - С. 53-54
13. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
14. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова.- М.: МГППУ, 2007. - 96 с.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
16. Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте/Психология личности: хрестоматия. - Самара, 2000. - с. 213
17. Божович Л.И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьника. - М., 1951. - С. 3-28.
18. Борисова О.В. Проблемы адаптации первоклассников к школе//Международный журнал экспериментального образования - 2014 №6-1 с.84
19. Братцева С.А. Адаптационная школа для будущих первоклассников // Начальная школа плюс до и после. 2011. №1. С.16-19.
20. Бугрименко Е. А., Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Томск, 1992. с.422
21. Венгер А.Л., Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2007.160 с.
22. Венгер Л.А. Об уровне развития детей, поступающих в школу II Дошкольное воспитание. -1972. - № 8. - С. 33-38.
23. Венгер Л.А. Об уровне развития детей, поступающих в школу II Дошкольное воспитание. -1972. - № 8. -с.4
24. Выготский Л.С. Детская психология// Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
25. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
26. Гагай, В.В. Механизм совладения с трудными ситуациями и адаптация первоклассников к школе / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева ;Сургутский государственный педагогический университет // Научный результат. Сер. Педагогика и психология образования. - 2014. - №1(1).-С. 50-58.
27. Горшенина Ю.А. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в условиях внедрения ФГОС. Электронный ресурс. Режим доступа http://elib.osu.ru/handle/123456789/1372
28. Григорьева М. В. Современные технологии школьной адаптации // Начальная школа плюс до и после. 2009. №2. С.3-6.
29. Гризик Т Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги // Дошкольное воспитание. 2010. №9. С.57-61.
30. Гуткина Н. И. Г97 Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
31. Денисевич Н. Н. Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности младших школьников в условиях школы-интерната / Н. Н. Денисевич // Начальная школа. - 1996. - № 7. - С. 29-32
32. Дорожевец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец - Витебск, 2009. - 182 с.
33. Дубровина И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению - основное новообразование ранней юности- М., 1989.-С. 9-12.
34. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова, О. Даниленко. Народное образование [Текст] : российский общественно-педагогический журнал/ Министерство образования РФ; Российская академия образования; Педагогическое общество России; АНО "Редакция "Народное образование". - М. : Народное образование, 2008 №5 - С.157-165
35. Жданова Л.А. Медико-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к образовательным учреждениям : учебное пособие / Л. А. Жданова [и др.]. - Иваново, 2008. - 60 с
36. Зожец A.B. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. 1977. № 8.
37. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B.Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - С. 8-28.
38. Звездина И. В. Приоритетные факторы риска в формировании отклонений в состоянии здоровья школьников / И. В. Звездина // Школа здоровья. - 2009. - № 2. - С. 22-37.
39. Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.skola75-spb.ru/content/files/Adaptacia_1_klass.pdf
40. Ковалева Г.С. Готовность первоклассников к обучению в школе. Проект 2008-2011 гг. - Москва, 2011.
41. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Т. В. Костяк. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 176 с.
42. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 56
43. Кравцова Е.Е. Развитие произвольного общения у дошкольников со взрослыми и его значение для формирования готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. 1979. № 2.
44. Крайникова Т.А. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. Ставрополь 2006
45. Куприянова И.В. Педагогическая деятельность по адаптации первоклассников в школе. Электронный ресурс. Режим доступа grani3.kznscience.ru/data/documents/1_Kupriyanova.pdf
46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
47. Леонтьев АН. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте II Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.; Л., 1948.
48. Леонтьев АН. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте II Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.; Л., 1998 с.48
49. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации (1-3 классы). М.: Педагогика,1994.
50. Милославова, И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова - Л., 2007. - 284 с.
51. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1990. -175 с
52. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В. 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. с.403
53. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе//М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001- с. 157
54. Оценка адаптации первоклассников к обучению с позиции конституционального подхода / Е. С. Зайцева // Медицина и образование в Сибири.- 2012. - № 3. - Режим доступа: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/ article/text_full.php?id = 712.
55. Папулова Е. Г. Социальная адаптация первоклассников к условиям школьной жизни [Текст] / Е. Г. Папулова, К. В. Дрозд // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1057-1060.
56. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B.Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - С. 20
57. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., под ред. М.М.Безруких. - М.: Эксмо, 2010. -с.46
58. Семенова Т. С. - Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 791-794.
59. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.-№ 1.
60. Сиденко Е.А., Хачатрян Н.Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике II Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010.- № 1.
61. Трудности первокласника в школе//Электронный ресурс. Режим доступа http://sch1himki.edumsko.ru/images/users-files/sch1himki/dokumenti/trudnosti_adaptacii_pervoklassnikov_k_shkole.pdf
62. Удовенко, М. Подготовка к школе: союз психолога и родителя / Школьный психолог [Текст] :еженед. метод. газета для педагогов - психологов. - М. : Первое сентября, 1997 - С.17-32
63. Фархади Р. Адаптация первоклассников к школе. Электронный ресурс. Режим доступа https://super-school6-kir.narod.ru/adaptacija_pervoklassnikov_k_shkole.pdf
64. Хачатрян Н.Л. Влияние стиля педагогического общения на процес психологической адаптации//Муниципальное образование № 4 (2014) с.120-127
65. Черепаня H. И. Проблеми готовности дитини до школи II Педагогіка і психологія: Формуваннятворчоїособистості: проблеми і пошуки. 36. наук, праць. Вип. 33. - Київ, 2004. - С. 421-426.
66. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова; под ред. А. В. Мудрика. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 272 с.
67. Шкуричева, Н. Совместная деятельность - успешная адаптация // Начальная школа: газ.издательского дома "Первое сентября".- 2007.- № 14. - С. 43-46.
68. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1994.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью( для детей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной). Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. По данным медиков только 20-25% детей приходят в школу здоровыми, это негативно сказывается на адаптации.
Адаптация (в переводе с латинского - приглаживание, приспособление) - характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром.
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует процессу адаптации.
Значительный вклад в теоретические и методологические вопросы разработки адаптационного тренинга первоклассников к школе внесли Н. Никитина, М. Битянова, В. Цылев, Л. С. Выготский, М. М. Безрукий, М. В. Максимова, Д .Эльконин.
Кроме этого, теоритический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению исследовали следующие классики отечественной психологии: Л. Выготский, Л. Божович, А. Леонтьева. Проблемами формированию у детей дошкольного возраста определенных знаний – базиса школьного обучения занимались Е. Е. Кравцова, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Проблемами психологической перестройки детей с дет.сада в школьное учереждение исследовались Д. Б. Элькониным и A. B.Запорожцем. Уровень физической подготовки будующих школьников к новой социальной среде иследовали Г. Битянова , М. Безруких, М. Князева, М. Удовенко. Интелектуальнуюсостовляющую дошкольной подготовки исследовали Л. Венгер, А. Люблинська, В. Мухина. Вместе с тем остаеться нерешенной проблема создания интегрированной модели готовности ребенка к обучению в школе, которая включала бы в себя интеллектуальный, личностный и социально-психологический компоненты.
Целью дипломной работы является создание системы тренинга по адаптации школьников на начальном этапе обучения, основываясь на физическом и психологическом здоровье учеников.
Задачи:
1. Проанализировать теоритические подходы изучения школьной адаптации;
2. Охарактеризовать социально-психологическую готовность детей к школе;
3. Определить основы социально-психологического адаптационного тренинга;
4. Проанализировать методы и методики исследования;
5. Провести эмперическое исследование степени адаптации первоклассников;
6. Составить коррекционную программу повышения степени адаптации первоклассников;
Решение этих задач предполагает определения предмета исследования –
исследование причинно-следственной связи между уровнем адаптации ребенка
к школьному обучению от уровня оказываемой психо-педагогической
коррекционной поддержки через систему тренинга.
Объектом исследования является школьный коллектив первого класса.
Базой исследования является МАОУ СОШ 77 г. Хабаровск. Для экспериментального исследования были отобраны 100 человек первых А и Б классов.
Методами исследования являются рисуночные модели: "Мой класс", "Что мне нравится в школе", "Лесная школа"; "Карта адаптации первоклассников"; Методики "Экспертная оценка адаптации ребенка к школе", исследования мотивации учения у первоклассников, "Символическое задачи на выявление социального "я" ", "стиль педагогического руководства (по О.Мотковим)", методика серийных рисунков И.М. Никольской, опросник копинг-стратегий Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга, класстерный анализ.
Рабочей гипотезой исследования является установление наличия взаимосвязи между мотивами обучения и уровнем адаптации, в том числе между высокими показателями мотивации и адаптации, низкими показателями мотивации и адаптации, степенью доминации внешних мотивов обучения.
Теоритической значимостью работы являетсяприминение интегрального подхода к исследованию понятия школьной адаптации и на основе этого, определение критериев наиболее успешной адаптации детей к школе в соотношении ресурсы школьныка к результату.
Практической значимостью работы является разработка системного психолого-педагогического тренинга и его психологического сопроводжения на протяжении первого года обучения ребенка в школе.
Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении вопроса адаптации ребенка к школе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Список использованной литературы состоит из 69 источников.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основы адаптационного механизма школьников
1.1. Анализ теоритических подходов к изучению школьной адаптации
1.2. Социально-психологическая готовность детей к школе
1.3 Основы социально-психологического адаптационного тренинга
ГЛАВА 2. Психолого-педагогической деятельность в период адаптации
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Эмперическое исследование степени адаптации первоклассников
2.3 Коррекционные программы для повышения степени адаптации первоклассников
2.4. Исследование взаимосвязи между мотивами обучения и уровнем адаптации методами корреляционного анализа
Заключение
Список литературы
Приложения

Темой дипломного исследования является влияние социально психологического тренинга на адаптацию первоклассников к процессу обучения.
В соответствии с определенными задачами исследования были сформулированны следующие основные положения работы.
Анализ теоритических подходов к изучению школьной адаптации позволил определить "готовность к школе" - сложное психолого-педагогическое образование, в качестве качественного своеобразия интеллектуального и психологического развития ребенка. Основной готовности является приобретенный опыт. Основными трудностями ребенка подразделяться на эмоциональные, поведенческие и когнитивные. Типами совладения с трудностями являются комплекс интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих действий, а способами эмоциональная разрядка посредством агрессии, ухода в детскую «работу» или развлечения, сотрудничество со взрослыми.
В понятии социально-психологическая готовность детей к школе различают понятия педагогической и психологической готовности ребенка к школе, основным различием которых является то, что педагогическая готовность представляет собой запас знаний, умений и навыков на момент поступления в школу, а психологическая – интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Показатели физической адаптации объединяют в три группы: психофизические развитие, степень интелектуальной зрелости; внутриличностные особенности детей и адаптационные ресурсы ребенка. Результаты заносятся в профиль первоклассника, основными компонентами которого является волевой, интеллектуальной, социально-психологически й компонент.
Основными причинами «тяжелой адаптации» являются: отсутствие положительной установки к школьной жизни, несформированность продуктивных форм общения с ровесниками, замедленное формирование эмоциональных связей между учителем и учеником, психологической дискомфорт из-за безответственности школьного режима, неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности.
Основами социально-психологического адаптационного тренинга яляются:
1) типы адаптационных процессов: адаптивность, неадаптивность, дезадаптивность;
2) компонентами адаптивности характеристика среды и психического мира личности;
3) видами адаптивности являются - к новым: условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам, социальных взаимоотношений, условиям познавательной деятельности.
4) Этапами адаптации являются реакция всех систем организма, неустойчивое, а затем устойчивое приспособление;
Признаками дезадаптации первоклассника являются стойкая неуспеваемость, проблемы в взаимоотношении со сверстниками, нежелание посещать школу, повышенная утомляемость и т.д. Задачами практического психолога являются оказание психологической помощи первокласснику, контроль и коррекцию процесса его адаптации.
В проектной части работы приводиться подробная характеристика психологического сопровождения, основой которого является безусловное признание ценности, уникальности личности каждого человека и права на реализацию ее свойств и качеств. Можно выделить пять этапов деятельности практического психолога в школе являются: профилактика дезадаптации будущих первоклассников к школе, контроль за процессом адаптации первоклассников к школе, исследование причин трудностей в адаптации, индивидуальное консультирование учителей и родителей по результатам исследования, проведение, коррекционная работа с первоклассниками.
Эмпирическое исследование, проведенное в МАОУ СОШ 77 г. Хабаровска позволили выявить, что успешно адаптировались только 15%

1. Авраменко К.Б. Адаптация первоклассников к школе//Международный журнал экспериментального образования. №6-1/2014 с.84
2. Адаптация первоклассников к школе. Электронный ресурс. Режим доступа http://59209s002.edusite.ru/DswMedia/adaptaciyapervoklassnikovkshkole.pdf
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. М., 1983.
4. Аниденкова М.М Психолого-педагогическое сопровождение первоклассника в школе, как одно из эффективных условий ее протекания. Электронный ресурс. Режим доступа http://human.snauka.ru/2014/04/6275
5. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе.- 2003. - № 6. - С. 37-45.
6. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) .--М.: Знание, 1983.-96 с
7. Безруких М. "Портрет" будущего первоклассника // Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С.47
8. Безруких М.М. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., под ред. М.М.Безруких. - М.: Эксмо, 2010. - 640 с.
9. Безруких М.М., Как подготовить ребёнка к школе - Тула: Арктоус, 2007. - 71 с.
10. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова.- 4-е изд., перераб.- М.: 2000. - 247 с.
11. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
12. Белова О.А., Горло А.В. Психофизиологическая адаптиция первоклассников // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 5 - С. 53-54
13. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
14. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова.- М.: МГППУ, 2007. - 96 с.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
16. Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте/Психология личности: хрестоматия. - Самара, 2000. - с. 213
17. Божович Л.И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьника. - М., 1951. - С. 3-28.
18. Борисова О.В. Проблемы адаптации первоклассников к школе//Международный журнал экспериментального образования - 2014 №6-1 с.84
19. Братцева С.А. Адаптационная школа для будущих первоклассников // Начальная школа плюс до и после. 2011. №1. С.16-19.
20. Бугрименко Е. А., Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Томск, 1992. с.422
21. Венгер А.Л., Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2007.160 с.
22. Венгер Л.А. Об уровне развития детей, поступающих в школу II Дошкольное воспитание. -1972. - № 8. - С. 33-38.
23. Венгер Л.А. Об уровне развития детей, поступающих в школу II Дошкольное воспитание. -1972. - № 8. -с.4
24. Выготский Л.С. Детская психология// Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
25. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
26. Гагай, В.В. Механизм совладения с трудными ситуациями и адаптация первоклассников к школе / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева ;Сургутский государственный педагогический университет // Научный результат. Сер. Педагогика и психология образования. - 2014. - №1(1).-С. 50-58.
27. Горшенина Ю.А. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в условиях внедрения ФГОС. Электронный ресурс. Режим доступа http://elib.osu.ru/handle/123456789/1372
28. Григорьева М. В. Современные технологии школьной адаптации // Начальная школа плюс до и после. 2009. №2. С.3-6.
29. Гризик Т Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги // Дошкольное воспитание. 2010. №9. С.57-61.
30. Гуткина Н. И. Г97 Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
31. Денисевич Н. Н. Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности младших школьников в условиях школы-интерната / Н. Н. Денисевич // Начальная школа. - 1996. - № 7. - С. 29-32
32. Дорожевец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец - Витебск, 2009. - 182 с.
33. Дубровина И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению - основное новообразование ранней юности- М., 1989.-С. 9-12.
34. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова, О. Даниленко. Народное образование [Текст] : российский общественно-педагогический журнал/ Министерство образования РФ; Российская академия образования; Педагогическое общество России; АНО "Редакция "Народное образование". - М. : Народное образование, 2008 №5 - С.157-165
35. Жданова Л.А. Медико-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к образовательным учреждениям : учебное пособие / Л. А. Жданова [и др.]. - Иваново, 2008. - 60 с
36. Зожец A.B. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. 1977. № 8.
37. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B.Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - С. 8-28.
38. Звездина И. В. Приоритетные факторы риска в формировании отклонений в состоянии здоровья школьников / И. В. Звездина // Школа здоровья. - 2009. - № 2. - С. 22-37.
39. Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.skola75-spb.ru/content/files/Adaptacia_1_klass.pdf
40. Ковалева Г.С. Готовность первоклассников к обучению в школе. Проект 2008-2011 гг. - Москва, 2011.
41. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Т. В. Костяк. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 176 с.
42. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 56
43. Кравцова Е.Е. Развитие произвольного общения у дошкольников со взрослыми и его значение для формирования готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. 1979. № 2.
44. Крайникова Т.А. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. Ставрополь 2006
45. Куприянова И.В. Педагогическая деятельность по адаптации первоклассников в школе. Электронный ресурс. Режим доступа grani3.kznscience.ru/data/documents/1_Kupriyanova.pdf
46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
47. Леонтьев АН. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте II Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.; Л., 1948.
48. Леонтьев АН. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте II Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.; Л., 1998 с.48
49. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации (1-3 классы). М.: Педагогика,1994.
50. Милославова, И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова - Л., 2007. - 284 с.
51. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1990. -175 с
52. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В. 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. с.403
53. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе//М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001- с. 157
54. Оценка адаптации первоклассников к обучению с позиции конституционального подхода / Е. С. Зайцева // Медицина и образование в Сибири.- 2012. - № 3. - Режим доступа: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/ article/text_full.php?id = 712.
55. Папулова Е. Г. Социальная адаптация первоклассников к условиям школьной жизни [Текст] / Е. Г. Папулова, К. В. Дрозд // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1057-1060.
56. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B.Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - С. 20
57. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., под ред. М.М.Безруких. - М.: Эксмо, 2010. -с.46
58. Семенова Т. С. - Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 791-794.
59. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.-№ 1.
60. Сиденко Е.А., Хачатрян Н.Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике II Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010.- № 1.
61. Трудности первокласника в школе//Электронный ресурс. Режим доступа http://sch1himki.edumsko.ru/images/users-files/sch1himki/dokumenti/trudnosti_adaptacii_pervoklassnikov_k_shkole.pdf
62. Удовенко, М. Подготовка к школе: союз психолога и родителя / Школьный психолог [Текст] :еженед. метод. газета для педагогов - психологов. - М. : Первое сентября, 1997 - С.17-32
63. Фархади Р. Адаптация первоклассников к школе. Электронный ресурс. Режим доступа https://super-school6-kir.narod.ru/adaptacija_pervoklassnikov_k_shkole.pdf
64. Хачатрян Н.Л. Влияние стиля педагогического общения на процес психологической адаптации//Муниципальное образование № 4 (2014) с.120-127
65. Черепаня H. И. Проблеми готовности дитини до школи II Педагогіка і психологія: Формуваннятворчоїособистості: проблеми і пошуки. 36. наук, праць. Вип. 33. - Київ, 2004. - С. 421-426.
66. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова; под ред. А. В. Мудрика. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 272 с.
67. Шкуричева, Н. Совместная деятельность - успешная адаптация // Начальная школа: газ.издательского дома "Первое сентября".- 2007.- № 14. - С. 43-46.
68. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1994.


Купить эту работу

Влияние социально психологического тренинга на адаптацию первоклассников к процессу обучения. Корреляционный анализ

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

24 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Anastasiya21 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-08-25
Дипломная работа

Спасибо! Обращаюсь уже не первый раз. Автор добросовестно подходит к работе, все чётко и по плану. По срокам- всегда вовремя

Общая оценка 5
Отзыв Student smile об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-12-31
Дипломная работа

Автор очень помогла! Огромное спасибо! Оперативно! Даже когда требовалось ночами переделывать, выручала. И давала советы для других заданий. В сложной ситуации не бросает. Замечательная!!!

Общая оценка 5
Отзыв anno4kanorka об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-03-14
Дипломная работа

Очень хороший автор. Легко общаться, работа замечательная. Без задержек и качественно!

Общая оценка 5
Отзыв irakonova96 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-05-20
Дипломная работа

Спасибо за хорошую работу ! Сдано все в срок, по просьбе были устранены все недочеты

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Статистический анализ потребления товаров и услуг на примере НСО (Новосибирской области)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЩЕРБА, ОБУСЛОВЛЕННОГО ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ В РЕГИОНЕ РОССИИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Применение методов математической статистики к задачам прогнозирования прибыли и убытков на примере одной фирмы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Алгебраическая модель трехмерной синхронной переключательной схемы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Статистический анализ продукции животноводства в Республике Тыва.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Экономико-статистический анализ деятельности предаприятия

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1700 ₽
Готовая работа

Cовершенствование системы оценки финансовых результатов предприятия ООО «Энка ТЦ» с применением методов экономико-математического моделирования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

(2 и 3 глава) Модели ценообразования на рынке товаров, удовлетворяющих эстетические потребности (на примере ОАО "Императорский фарфоровый завод"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Статистический анализ и прогнозирование розничного товарооборота РФ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Пути повышения эффективности работы предприятия с применением методов экономико-математического моделирования на примере ООО "Шелби-Ко" ( ночной клуб)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Индексный метод в демографической статистике.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Экономико-статистический анализ экономического потенциала регионов Российской Федерации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1900 ₽