Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в условиях деятельности таможенного союза между РФ, республики Беларусь и Казахтан

  • 100 страниц
  • 2014 год
  • 260 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данной работы обуславливается следующим:
Образование Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – ТС ЕврАзЭс) и вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), с одной стороны показывает насколько разнообразным становится мир, насколько многовариантны формы взаимодействия государств между собой, а с другой - на взаимосвязанность и взаимозависимость экономик различных государств друг от друга. Самым главным вопросом, стоящим в настоящее время перед государствами по этой причине становится поиск наиболее оптимальных форм взаимодействия, с учетом соблюдения выработанных форм международного общения и уважения взаимных интересов.
Сотрудничество правительств разных стран в торговой, научно-технической и культурной сферах характеризуется наличием глубоких исторических корней. На современном этапе развития цивилизации нормальное сосуществование стран мира немыслимо без международных обменов в сфере торговли, культуры, науки и техники. Глобализация в разных областях жизни человечества ведет к усложнению таких обменов. Как следствие государства заключают по различным видам международных обменов многочисленные двусторонние, региональные и универсальные договоры. В данной области отношений функционируют десятки международных организаций.
Отметим, что Давид Р., затрагивая тему унификации международного права, обращает внимание на необходимость определенности в международно-правовых отношениях. Им также подчеркивается, что при осуществлении международной унификации права речь не идет о замене различных национальных правовых систем единообразным наднациональным правом, принятом законодателем в мировом масштабе.
Требование определенности представляет собой важнейший конститутивный признак норм права как системы социальных норм. Как отмечается в юридической литературе, правовые нормы обладают наибольшей степенью формальной определенности, четкости закрепления прав и обязанностей по сравнению с моралью и обычаем. Формальная определенность права - его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.
Вопросы таможенно-тарифной политики в России всегда были предметом исследования учеными не только с позиции экономики, но и юриспруденции. Это представляется логичным потому что очевидна значимость таможенно-тарифной политики для России с ее интеграционными процессами в мировое хозяйство. Экономка России всегда зависела от содержания таможенного тарифа, который отчасти определял и ее место в международном разделении труда, а также указывал на зрелость внешнеторговой политики страны. Общественное внимание было привлечено к проблемам таможенно-тарифной политики, на которую возлагали надежды по оптимальному балансу между государственным регулированием экономики и частной инициативы. Одним из первых систематических исследований истории таможенной политики России была работа К.Н. Лодыженского, начиная с первого таможенного тарифа - Новоторгового устава 1667 года.
О значении фискальной сути таможенно-тарифного регулирования в России можно судить по данным правовых положений федерального законодательства страны. Так, вывозные пошлины составили 2 508 млн. руб., ввозные пошлины 345 млн. руб., акциз по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на российскую территорию составил 30 054 тыс. руб. и НДС (на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации) – 1 170 млн. руб. Для сравнения можно привести данные закона о бюджете за 2011 год» . Итак, поступления от таможенных пошлин в 2011 году составили всего 3 712 млн. руб. Из них вывозные таможенные пошлины составили 3 710 млн. руб., ввозные таможенные пошлины составили 2 млн руб. В законе появилась отдельная графа «Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа», которая составила 32 млн. руб. При этом сумма ввозных таможенных пошлин (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченных в соответствии с Соглашением между Правительствами трех стран равна 715 млн. руб. Данное соглашение вступило в силу для Российской Федерации с 1 сентября 2010 года.
Международные отношения в период глобализирующихся связей в международном сообществе немыслимы без таких global players, которые, по меткому выражению Ю. Хабермаса, «однажды начнут играть действенную роль в политике, чтобы способствовать транснациональной интеграции и брать на себя ответственность за все более плотное сплетение международных организаций, конференций, практик» . Как отмечалось еще в начале XX столетия - история человечества представляет собой величественную картину постепенного объединения людей, неустанного роста политической организованности. Такое понятие как «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Под международной межправительственной организацией понимается объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенные международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. При этом по характеру полномочий выделяют межгосударственные и наднациональные (надгосударственные организации). К первой группе организаций относятся подавляюще большинство ныне действующих организаций, решения которых имеют рекомендательную или обязательную силу для государств. Целью создания таких организаций является регулирование сотрудничества государств. Наднациональные (надгосударственные) организации наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов. Такие решения действуют наряду с национальными законами. Основные договоры и соглашения (включая учредительные договоры и Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза ) утверждаются органом стратегического управления, принимающим наиболее важные решения, относящиеся к созданию и функционированию Таможенного союза. До 2012 года это был Межгосударственный Совет, с 2012 года - Высший Евразийский экономический совет . В качестве примера региональной международной организации, не являющейся отдельным государством и не обладающей наднациональными полномочиями можно привести - СНГ . При этом как отмечает В.А. Бублик создание и деятельность СНГ практически не связаны с экономическими интересами, это, скорее, политическое образование .
Для выполнения своих функций международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть праве заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Как устанавливает ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями «Правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации».
Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО.
Как справедливо отмечает один из влиятельных военных историков и политолог Мартин ван Кревельд «государство, бывшее с середины XVII в. самым значимым и характерным институтом в современном мире, переживает упадок. Повсеместно - от Западной Европы до Африки - многие существующие государства вольно либо невольно или объединяются в более крупные союзы, либо распадаются. Независимо от того, распадаются они или объединяются, уже сейчас многие их функции перехватываются различными организациями, которые, какой бы ни была их природа, определенно не являются государствами» .
Единое экономическое пространство, модернизировавшее формат Таможенного союза, функционирует на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2012 года. С 1 февраля 2012 года начала работу Евразийская экономическая комиссия, которая, придя на смену Комиссии Таможенного союза, стала единым регулирующим органом Таможенного союза и ЕЭП. За короткое время была проделана грандиозная работа по унификации таможенного законодательства, применению единых мер нетарифного регулирования. В то же время на стадии доработки находится ряд нерешенных в настоящее время проблем, в том числе и вопросы организации единого порядка экспортного контроля в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства.
Международная экономика и мирохозяйственные связи и их изучение еще не имело такого значения, как в наши дни. За счет международной торговли товарной продукцией и услугами, а также международным потокам денежных средств экономики разных стран оказались связанными друг с другом намного теснее, по сравнению с тем, что было раньше. Необходимость учета изменений международных условий развития национальных экономических систем превратился в одной из основных требований при разработке стратегии как отдельного предприятия, так и экономической политики государства в целом.
При отсутствии знаний об основах теории международной экономики в настоящее время невозможно на эффективном уровне изучать внешнеэкономическую деятельность международных компаний, а также углубленные курсы международных экономических отношений, международного менеджмента и маркетинга, международного коммерческого дела, деятельности международных банков и так далее.
Международная экономика, находясь в стадии становления и постоянного роста, вбирает в себя все большее количество важнейших элементов как базовой экономической теории, так и прикладных бизнес-дисциплин, постепенно превращаясь в универсальную теорию открытой экономики, которая применяется как для большинства государств мира, так и для области их экономического сотрудничества.
Все это приводит к превращению ВЭД в специфический вид бизнеса для многих юридических и физических лиц. Это означает, что в стране возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах во внешнеэкономической сфере с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела.
Информационный материал, изложенный нами выше, объясняет актуальность изучения особенностей правового регулирования таможенной сферы и внешнеэкономической политики нашей страны. Вследствие этого данная работа является исследованием одной из важных тем в этой области. В частности, она представит освещение такого вопроса, как «Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в условиях деятельности таможенного союза между РФ, республики Беларусь и Казахстан».
Цель настоящего исследования, проводимого в данной работе, состоит в проведении анализа современного состояния системы таможенного регулирования, выявлении потенциальных возможностей дальнейшего развития и совершенствования этой системы в интересах обеспечения национальной безопасности государства и формулировании предложений и рекомендаций на основе комплексного и системного подхода к данной проблематике, учитывая опыт мировой практики. Вследствие этого, для раскрытия темы и достижения вышеозначенной цели, необходимо решить следующие задачи. Перечислим их:
1. Рассмотреть систему таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе на современном этапе. Для сего необходимо:
- Изучить таможенно-тарифное регулирование в части теоретических аспектов;
- исследовать особенности и проблемы таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе на современном этапе.
2. Рассмотреть вопрос оптимизации таможенно-тарифного регулирования в рамках Таможенного союза. Для чего следует:
- проанализировать Таможенный союз и единое экономическое пространство в части общего обзора, преимуществ и недостатков;
- изучить проблемы совершенствования таможенно-тарифной политики Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности страны,
- предложить возможные пути оптимизации таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД.
Объектом данной дипломной работы является процесс осуществления регулирования сферы ВЭД со стороны государства, а именно - общественные отношения, связанные с установлением определенного режима перемещения, так и отношения по установлению конкретного таможенно-тарифного режима.
Предмет - правовые нормы таможенного национального и союзного законодательства, регулирующие данную сферу.
Теоретическая и практическая значимость данной работы достаточно высока в сфере последних глобальных изменений таможенного законодательства (принятие Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) и упразднение Таможенного Кодекса РФ, который использовался до недавнего времени всеми хозяйствующими субъектами, работающими в сфере ВЭД). Также значимость данной работы определяется еще и тем, что научные и практические проблемы, поднимаемые в ней, непосредственно связаны с решением конкретных задач по совершенствованию системы экспортного контроля. Содержащиеся в работе материалы, сформулированные выводы и рекомендации, могут быть использованы при выработке планов, программ и проектов, касающихся совершенствования экспортного контроля, а представленные автором теоретические положения расширят представление об особенностях и практических возможностях сложившихся в отечественной и зарубежной практике систем экспортного контроля и усовершенствования данного механизма.
Методологической основой настоящего исследования являются общенаучные и частно-научные способы познания: диалектический, системный, функциональный, сравнительный, анализ и другие методы исследования.
Теоретическая и нормативно-эмпирическая основа исследования включает в себя:
- труды таких авторов, как: Свинухов В.Г., Косаренко Н.Н., Габричидзе Б.Н., Назаренко К.С., Андриашин К.А., Матвеева О.П., Вершинин А.П. и др.,
- нормативно-правовые акты РФ (кодексы, федеральные законы, касающиеся регулирования в сфере таможни и ВЭД, Постановления и приказы и др.),
- нормативные документы Таможенного союза,
- нормативные акты международного уровня.
В силу вышеозначенного, можно резюмировать следующее - структурное строение данной работы будет представлять собой две главы, каждая из них подробно ответит на поставленный перед нею вопрос.
По мере написания данной работы автором будут применяться различные источники, которые при окончании написания будут перечислены. Помимо этого, при окончании написания данной работы, материал будет подытожен и представлен в виде определенных обобщающих выводов.


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Система таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе на современном этапе 13
1.1. Таможенно-тарифное регулирование: теоретические аспекты 13
1.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе и современные проблемы 22
Глава 2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в рамках Таможенного союза 31
2.1. Таможенный союз и единое экономическое пространство: общий обзор, преимущества и недостатки 31
2.2. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности страны 62
ГЛАВА 3. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД 71
3.1. Таможенно-тарифная политика в целях модернизации 71
3.2. Повышение эффективности таможенно-тарифного регулирования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная работа была посвящена теме «Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в условиях деятельности таможенного союза между РФ, республики Беларусь и Казахстан», вследствие этого целью данной работы являлось проведение анализа современного состояния системы таможенного регулирования, выявлении потенциальных возможностей дальнейшего развития и совершенствования этой системы в интересах обеспечения национальной безопасности государства и формулировании предложений и рекомендаций на основе комплексного и системного подхода к данной проблематике, учитывая опыт мировой практики.
Цель, поставленная в начале работы, была достигнута путем исследования основных вопросов, касающихся решения задач, поставленных автором во введении к данной работе.
Таким образом, основываясь на национальном и зарубежном законодательстве, а также на трудах специалистов, были изучены и проанализированы все аспекты, касающиеся главного вопроса данной работы.
В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Евразийская экономическая интеграция может создать ряд преимуществ благодаря расширению торговли между государствами региона, содействию росту экспорта их продукции в другие страны мира и созданию более эффективных рынков товаров и услуг. Она также открывает уникальную возможность для формирования более прочных экономических и политических институтов.
Единая тарифная политика часто становится первым шагом к экономической интеграции, и первоначальный опыт свидетельствует о том, что она уже оказала определенное влияние на динамику торговли. Переход к такой политике означал увеличение тарифов на многие товары, импортируемые в Казахстан и в Беларусь, что, в свою очередь, привело к сокращению импорта из некоторых стран–торговых партнеров, не входящих в Таможенный союз, хотя белорусские ввозные пошлины увеличились в меньшей степени. Для Казахстана это также повлекло за собой увеличение импорта из государств – членов Союза, что связано с эффектом отклонения торговли. В то же время в России, по-видимому, доминировал эффект создания торговли, поскольку ставки тарифов снизились в большей мере, чем повысились. Однако масштабы этих эффектов невелики. Наряду с преодолением последствий обвального падения объемов торговли в 2009 году и некоторыми изменениями торговых потоков после введения единого таможенного тарифа, быстрое расширение торгового оборота между странами Единого экономического пространства может также быть результатом снижения нетарифных барьеров и, в частности, уменьшения препятствий, связанных с таможенным и внешнеторговым режимом. Для поддержания эффекта создания торговли крайне необходимо и далее сокращать нетарифные барьеры, облегчая доступ на рынок компаниям всех стран региона, в том числе в секторе услуг. Сравнительный анализ ситуации в разных странах показывает, что улучшение трансграничной инфраструктуры, в частности, намного эффективнее способствуют расширению торговли, чем меры тарифного характера. Региональная интеграция может обеспечить необходимые организационные механизмы для координации политики, направленной на улучшение трансграничной инфраструктуры.
Региональная экономическая интеграция способна также служить опорой для последующего наращивания экспорта. Товары с высоким содержанием добавленной стоимости, экспортируемые на первом этапе в государства – члены Таможенного союза, могут в дальнейшем начать поставляться и в другие страны.
Прослеживающиеся тенденции в развитии структуры экспорта позволяют предположить, что это уже происходит с белорусскими и российскими товарами. С другой стороны, региональные производственные цепи с вертикальной специализацией, также помогающие странам эффективно использовать имеющиеся у них сравнительные преимущества, в регионе до сих пор не развиты.
Мировой опыт говорит о том, что в глубоко интегрированных региональных объединениях со временем сглаживаются различия в качестве институтов. Иногда присутствие стран с более эффективными институтами способствует совершенствованию режимов экономического регулирования в более слабых в этом отношении странах. Однако члены Евразийского экономического сообщества мало отличаются друг от друга по качеству существующих институтов, и поэтому необходимые изменения не могут произойти исключительно за счет сближения уровней институционального развития. Вместо этого государствам-участникам необходимо решить задачу создания наднациональных инстанций, обладающих большей управленческой компетенцией, чем национальные органы, что может в итоге содействовать повышению качества институциональной базы в регионе. В этой связи первые шаги, включая формирование управленческой структуры Евразийского банка развития, являются обнадеживающими.
В связи сообразованием ТС ЕврАзЭс и вступлением Российской Федерации в ВТО происходит «строительство» таможенного законодательства указанного таможенного союза. Не остаются в стороне и национальные законодательства стран-членов ТС ЕврАзЭс, которые постоянно находятся в процессе логического сокращения своей роли в рамках создаваемого союза и Единого экономического пространства. Страны-участницы ТС ЕврАзЭс, следуя примеру развитых интеграционных образований (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.) стремятся к проведению единой торговой политики в отношении третьих стран посредством:
установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами;
установления и применения в отношениях с третьими странами единого торгового режима;
установления и применения порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие;
установления и применения единых правил определения страны происхождения товаров;
установления и применения единых правил определения таможенной стоимости товаров;
установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли;
установления и применения унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы;
учреждения и функционирования органов таможенного союза, осуществляющих свою деятельность в пределах полномочий, наделенных странами-участницами.
Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. К внешней торговле товарами относится импорт и (или) экспорт товаров. Регулирование внешней торговли является важнейшим фактором развития государства. Публичная составляющая международной торговли прослеживается во всех структурных компонентах торговых правоотношений (субъекты, объекты и содержание), основанных на международном договоре. Каждое государство определяет степень государственного регулирования внешнеторговой деятельности страны самостоятельно, устанавливая либеральные меры воздействия либо, тяготея к более «закрытому» характеру экономики. Однако независимо от выбранного направления - фритредерство или протекционизм государства (объединения государств) применяют в качестве основного инструмента таможенно-тарифного регулирования - таможенный тариф. Таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара (его товарной номенклатуры), перемещаемого через таможенную границу.
Курс на либерализацию внешнеторговых отношений, который провозгласила Россия в 1990-х годов в связи с проведением рыночных реформ, ни в коем случае не означает абсолютного, неконтролируемого господства стихии свободной торговли. Практически во всем мире внешнеторговая деятельность является объектом пристального внимания со стороны государства и предметом правового регулирования. Отличительной чертой правового регулирования международной торговли в XX - XXI вв. является то, что его основой стали многосторонние договоры (международные товарные соглашения; договоры о создании интеграционных объединений: зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов; соглашения, составляющие в совокупности с другими документами право Всемирной торговой организации - право ВТО; договоры, унифицирующие нормы международного частного права). Любой международный договор по вопросам торговли независимо от содержания является юридическим фактом, порождающим публичное правоотношение между сторонами (субъектами) данного договора - государствами, государствами и международными организациями. В установленных таким образом отношениях решаются важнейшие вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и экспортно-импортных сделок, что дает основание рассматривать их как неотъемлемый элемент установления режима международной торговли.
В связи с созданием Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации государственное регулирование внешней торговли с 2010 года начинает реализовываться в новых условиях, при которых существенная часть полномочий была делегирована на наднациональный уровень – ЕЭК. Исходя из этого в работе подробно рассмотрены вопросы передачи части функций государств в централизованное управление наднационального органа. Автор приходит к выводу, что такая передача части национальных полномочий в сфере регулирования внешней торговли и управления единым таможенным пространством наднациональному органу не означает, что члены ТС ЕврАзЭс лишаются суверенитета как первичные субъекты международного права.
Используя сложившиеся в процессе развития мировой торговли разнообразные методы экспортно-импортного регулирования, государство устанавливает режим пересечения товарами его таможенных границ, предусматривает для экспорта и (или) импорта определенных товаров обязательное лицензирование, устанавливает особые требования к подтверждению качества товара, при необходимости ограничивает количество экспорта или импорта товара. Основной правовой формой сотрудничества в области внешней торговли являются международные договоры. Представляется, что на сегодня коммерческий оборот товаров между странами, напрямую зависит от режима внешней торговли и таможенно-тарифного режима. Применив некоторое обобщение, автор приходит к выводу, что «таможенно - тарифный режим» - это закрепленный в виде системы финансово-правовых норм, определяющих особое сочетание и взаимосвязь отдельных правовых средств и методов (юридико-организационных инструментов и мер) регулирования внешнеторговой деятельности.
При установлении конкретного таможенно-тарифного режима используется богатый арсенал таможенно-тарифных инструментов. В качестве основного вывода, можно отметить, что выделение определенного набора правовых инструментов в качестве мер установления таможенно-тарифного режима содействует принципу «определенности» при установлении обязанности по уплате таможенных пошлин участников внешнеэкономической деятельности. Среди инструментов таможенно-тарифного регулирования, помимо таможенных пошлин, автор выделяет таможенную товарную номенклатуру, порядок определения страны происхождения и расчета (установления) таможенной стоимости, систему таможенно-тарифных льгот и преференций и другие. В целях установления конкретного списка инструментов таможенно-тарифного регулирования будет целесообразно давать их описание через функцию таможенной пошлины. При этом следует отметить, что речь не идет об установлении единого, общепризнанного набора инструментов, опосредующих таможенно-тарифный режим.
Современное таможенно-тарифное регулирование в малых открытых экономиках позволяет сделать вывод о том, что абсолютно свободной торговли ни в одной из таких стран, независимо от уровня их экономического развития, не существует. Любое государство, приспосабливаясь к нормам и требованиям ВТО, проводит либерализацию своего торгового режима, но тем или иным способом защищает своих производителей от иностранной конкуренции.
Заметим, что в современных условиях все составляющие эффективности таможенно-тарифного регулирования связаны с социально-экономическими условиями. Так, важнейшими критериями такой эффективности являются содействие формированию рациональных потребностей у населения (стимулирование социально значимого импорта), производства (создание льготных условий для отраслей, использующих местные природные ресурсы), государства (структурная политика в интересах не отдельных групп или организаций, а всего социума), а также социальная стабильность, защита отраслей, формирующих основу политической и экономической независимости, регулирование рынка труда, недопущение дефицита.
Очевидно, что в современных условиях необходимо полнее задействовать механизмы таможенно-тарифного регулирования внутреннего рынка с тем, чтобы в результате влияния внешней торговли преобладали положительные тенденции и факторы, а эффективность воздействия на экономику страны таможенных регулирующих механизмов возрастала. В качестве отдельных важнейших направлений совершенствования таможенно-тарифного регулирования для целей экономического развития РФ можно обозначить:
1) научно обоснованное использование таможенно-тарифного регулирования для решения как внутренних, так и внешних проблем белорусского государства, в частности, в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.;
2) определение четких приоритетов как по отдельным товарам, так и по отраслям, учитывая интересы Республики Беларусь. Опираясь на уже достигнутые успехи в данной сфере, нужна дальнейшая ориентация на международные нормы и правила, «развитие инфраструктуры внешней торговли и формирование товаропроводящих сетей за рубежом»; необходимо, чтобы роль Беларуси в ТС подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов белорусской стороны, в целях чего предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений в рамках всего интеграционного объединения;
3) снижение ставок таможенного тарифа на ноу-хау, сырьевые товары, не производимые у нас в республике и вместе с тем важные для развития предприятий и отраслей реального сектора экономики;
По нашему мнению, для социально-экономического развития государства очень важно исследование самого механизма таможенно-тарифного регулирования, а также выявление его конкретных инструментов для решения специфических проблем конкурентоспособности и ликвидации диспропорций развития социально-экономической сферы. Отметим, что на протяжении достаточно долгого времени (первое десятилетие после распада СССР) таможенно-тарифное регулирование в Беларуси зачастую носило непоследовательный характер, принимаемые меры были эклектичны, отсутствовало идеологическое и экономическое обоснование, долгосрочные ориентиры структурно-технологической перестройки производства, реакция на изменение рыночных агрегатов запаздывала. Исходя из этого, в современный период особенно важно постоянное принятие адекватных мер по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования в целях недопущения прямой конкуренции отечественных и импортных товаров, а также ликвидации диспропорций существующей модели экспортно-импортных отношений, недостаточно эффективного и предсказуемого функционирования социально-экономической сферы.
Принимая во внимание тот факт, что рынок стран ТС и впредь будет доминирующим во внешнеэкономических отношениях России, должен применяться подход, основанный на максимальном учете собственных особенностей и специфики глобальных тенденций развития.
Таможенно-тарифное регулирование является одним из первоочередных инструментов обеспечения инновационной деятельности любой страны. Льготные таможенные пошлины чрезвычайно необходимы предприятиям, чья деятельность может быть направлена на экспорт инновационной продукции. Повышение же таможенных тарифов с целью увеличения степени переработки сырья внутри страны не всегда может привести к ожидаемым результатам. Приоритеты инновационного экономического развития Республики Беларусь требуют комплексного, целевого использования инструментов таможенно-тарифного регулирования в создании условий для интеграции отечественной экономики в глобальное инновационное пространство, более интенсивного взаимодействия с внешними рынками высокотехнологичной, инновационной продукции.
Успешное применение содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих мер по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации позволит повысить привлекательность российской бизнес-среды, конкурентоспособность отечественного производителя, также послужит толчком в развитии производства высокотехнологичной продукции, формированию интегрированных межстрановых производственных комплексов в рамках единой ТТ ТС России, Белоруссии и Казахстана.
Таким образом, центральное место в реализации указанных направлений социально-экономического развития России занимает таможенно-тарифное регулирование и таможенный тариф как его главный инструмент, что и было рассмотрено при написании данной работы.



Нормативно-правовые акты:
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999г.).
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. №51-ФЗ // Российская газета, №238-239, 08.12.1994г.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ // СЗ РФ от 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996г., №25, ст. 2954.
6. Федеральный закон РФ от 30.12.2001г. №196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Парламентская газета, №2-5, 05.01.2002г.
7. Закон РФ от 21.05.1993г. №5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета, №107, 05.06.1993г.
8. Федеральный закон РФ от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» // Российская газета, №146, 31.07.1997г.
9. Федеральный закон РФ от 18.07.1999г. №183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об экспортном контроле» // СЗ РФ от 26.07.1999г., №30, ст. 3774.
10. Федеральный закон от 21.11.1995г. №170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ 27.11.1995, N 48, ст. 4552.
11. Федеральный закон РФ от 08.12.2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. 30.11.2013г) // СЗ РФ от 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
12. Федеральный закон РФ от 19.07.1998 №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ от 27.07.1998, №30, ст. 3610.
13. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 №754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
14. Указ Президента РФ от 22.12.1993г. №2253 «Об отнесении таможенных органов РФ к государственным военизированным организациям» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. − 1993. − №52. − Ст.5065.
15. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов Минэкономразвития РФ, 2013г.

Книжные издания:
1. Андриашин К.А. Таможенное право. – М.: Магистр, 2012.
2. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России. – М.: Проспект, 2012.
3. Давыдов Я.В. Таможенное право. – М., 2013.
4. Ершов А.Д., Роденков А.И., Тараторин И.Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. – М.: Проспект, 2013.
5. Завражных М. Л. Таможенное право России. – М.: Омега-Л, 2013.
6. Игнатюк А.З. Таможенное право Таможенного союза. – М.: Инфра-М, 2013.
7. Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: Омега-Л, 2013.
8. Косаренко Н.Н. Таможенное право России. – М.: Флинта, 2013.
9. Матвиенко Г.В., Семенова И.В., Цинделиани И.А. Рассмотрение дел о нарушении норм таможенного законодательства. – М.: Эксмо, 2013.
10. Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело. – М.: Феникс, 2012.
11. Новое таможенное законодательство/ Под ред. A. M. Гирина. – М.: Проспект, 2013.
12. Соловьев А.А. Таможенное дело. – М.: Приор, 2011.
13. Таможенное право / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М., 2013.
14. Таможенное право / Под ред. Ноздрачева А.Ф. – М.: Волтерс Клувер, 2013.
15. Толкушкин А.В. Таможенное дело. – М.: Юрайт, 2013.
16. Тимошенко И.В. Таможенное право России. – М.: Приоритет, 2012.
17. Халипов С.В. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2012.

Публикации:
1. Глазьев С. Ю. Научный доклад «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции» // Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию. - Москва, 29 января 2013 г.
2. Лукашенко А. Г. О судьбах нашей интеграции // Известия. 2011. 17 окт.
3. Таможенный союз и Единое экономическое пространство в глобальном контексте // ЕЭК 2012. Годовой отчет. 2012.
4. Яковец Ю. В. О стратегии возрождения и повышения конкурентоспособности евразийской цивилизации на основе освоения шестого технологического уклада и углубления интеграции / Научный доклад. М.: Норма, 2014.

Электронные ресурсы:
1. Информация Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL-режим доступа: (http://www.eurasiancommission.org /ru/act / integr_i_makroec / dep_stat / trade / Documents / Analytics_I_201304 (дата обращения: 15.05.2014).
2. Таможенный союз РФ, Беларуси и Казахстана увеличит ВВП на 15 % [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL-адрес: http://ria.ru / politics / 20100104 / 202835596.html (дата обращения: 16.05.2014г.).

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данной работы обуславливается следующим:
Образование Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – ТС ЕврАзЭс) и вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), с одной стороны показывает насколько разнообразным становится мир, насколько многовариантны формы взаимодействия государств между собой, а с другой - на взаимосвязанность и взаимозависимость экономик различных государств друг от друга. Самым главным вопросом, стоящим в настоящее время перед государствами по этой причине становится поиск наиболее оптимальных форм взаимодействия, с учетом соблюдения выработанных форм международного общения и уважения взаимных интересов.
Сотрудничество правительств разных стран в торговой, научно-технической и культурной сферах характеризуется наличием глубоких исторических корней. На современном этапе развития цивилизации нормальное сосуществование стран мира немыслимо без международных обменов в сфере торговли, культуры, науки и техники. Глобализация в разных областях жизни человечества ведет к усложнению таких обменов. Как следствие государства заключают по различным видам международных обменов многочисленные двусторонние, региональные и универсальные договоры. В данной области отношений функционируют десятки международных организаций.
Отметим, что Давид Р., затрагивая тему унификации международного права, обращает внимание на необходимость определенности в международно-правовых отношениях. Им также подчеркивается, что при осуществлении международной унификации права речь не идет о замене различных национальных правовых систем единообразным наднациональным правом, принятом законодателем в мировом масштабе.
Требование определенности представляет собой важнейший конститутивный признак норм права как системы социальных норм. Как отмечается в юридической литературе, правовые нормы обладают наибольшей степенью формальной определенности, четкости закрепления прав и обязанностей по сравнению с моралью и обычаем. Формальная определенность права - его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.
Вопросы таможенно-тарифной политики в России всегда были предметом исследования учеными не только с позиции экономики, но и юриспруденции. Это представляется логичным потому что очевидна значимость таможенно-тарифной политики для России с ее интеграционными процессами в мировое хозяйство. Экономка России всегда зависела от содержания таможенного тарифа, который отчасти определял и ее место в международном разделении труда, а также указывал на зрелость внешнеторговой политики страны. Общественное внимание было привлечено к проблемам таможенно-тарифной политики, на которую возлагали надежды по оптимальному балансу между государственным регулированием экономики и частной инициативы. Одним из первых систематических исследований истории таможенной политики России была работа К.Н. Лодыженского, начиная с первого таможенного тарифа - Новоторгового устава 1667 года.
О значении фискальной сути таможенно-тарифного регулирования в России можно судить по данным правовых положений федерального законодательства страны. Так, вывозные пошлины составили 2 508 млн. руб., ввозные пошлины 345 млн. руб., акциз по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на российскую территорию составил 30 054 тыс. руб. и НДС (на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации) – 1 170 млн. руб. Для сравнения можно привести данные закона о бюджете за 2011 год» . Итак, поступления от таможенных пошлин в 2011 году составили всего 3 712 млн. руб. Из них вывозные таможенные пошлины составили 3 710 млн. руб., ввозные таможенные пошлины составили 2 млн руб. В законе появилась отдельная графа «Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа», которая составила 32 млн. руб. При этом сумма ввозных таможенных пошлин (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченных в соответствии с Соглашением между Правительствами трех стран равна 715 млн. руб. Данное соглашение вступило в силу для Российской Федерации с 1 сентября 2010 года.
Международные отношения в период глобализирующихся связей в международном сообществе немыслимы без таких global players, которые, по меткому выражению Ю. Хабермаса, «однажды начнут играть действенную роль в политике, чтобы способствовать транснациональной интеграции и брать на себя ответственность за все более плотное сплетение международных организаций, конференций, практик» . Как отмечалось еще в начале XX столетия - история человечества представляет собой величественную картину постепенного объединения людей, неустанного роста политической организованности. Такое понятие как «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Под международной межправительственной организацией понимается объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенные международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. При этом по характеру полномочий выделяют межгосударственные и наднациональные (надгосударственные организации). К первой группе организаций относятся подавляюще большинство ныне действующих организаций, решения которых имеют рекомендательную или обязательную силу для государств. Целью создания таких организаций является регулирование сотрудничества государств. Наднациональные (надгосударственные) организации наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов. Такие решения действуют наряду с национальными законами. Основные договоры и соглашения (включая учредительные договоры и Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза ) утверждаются органом стратегического управления, принимающим наиболее важные решения, относящиеся к созданию и функционированию Таможенного союза. До 2012 года это был Межгосударственный Совет, с 2012 года - Высший Евразийский экономический совет . В качестве примера региональной международной организации, не являющейся отдельным государством и не обладающей наднациональными полномочиями можно привести - СНГ . При этом как отмечает В.А. Бублик создание и деятельность СНГ практически не связаны с экономическими интересами, это, скорее, политическое образование .
Для выполнения своих функций международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть праве заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Как устанавливает ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями «Правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации».
Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО.
Как справедливо отмечает один из влиятельных военных историков и политолог Мартин ван Кревельд «государство, бывшее с середины XVII в. самым значимым и характерным институтом в современном мире, переживает упадок. Повсеместно - от Западной Европы до Африки - многие существующие государства вольно либо невольно или объединяются в более крупные союзы, либо распадаются. Независимо от того, распадаются они или объединяются, уже сейчас многие их функции перехватываются различными организациями, которые, какой бы ни была их природа, определенно не являются государствами» .
Единое экономическое пространство, модернизировавшее формат Таможенного союза, функционирует на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2012 года. С 1 февраля 2012 года начала работу Евразийская экономическая комиссия, которая, придя на смену Комиссии Таможенного союза, стала единым регулирующим органом Таможенного союза и ЕЭП. За короткое время была проделана грандиозная работа по унификации таможенного законодательства, применению единых мер нетарифного регулирования. В то же время на стадии доработки находится ряд нерешенных в настоящее время проблем, в том числе и вопросы организации единого порядка экспортного контроля в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства.
Международная экономика и мирохозяйственные связи и их изучение еще не имело такого значения, как в наши дни. За счет международной торговли товарной продукцией и услугами, а также международным потокам денежных средств экономики разных стран оказались связанными друг с другом намного теснее, по сравнению с тем, что было раньше. Необходимость учета изменений международных условий развития национальных экономических систем превратился в одной из основных требований при разработке стратегии как отдельного предприятия, так и экономической политики государства в целом.
При отсутствии знаний об основах теории международной экономики в настоящее время невозможно на эффективном уровне изучать внешнеэкономическую деятельность международных компаний, а также углубленные курсы международных экономических отношений, международного менеджмента и маркетинга, международного коммерческого дела, деятельности международных банков и так далее.
Международная экономика, находясь в стадии становления и постоянного роста, вбирает в себя все большее количество важнейших элементов как базовой экономической теории, так и прикладных бизнес-дисциплин, постепенно превращаясь в универсальную теорию открытой экономики, которая применяется как для большинства государств мира, так и для области их экономического сотрудничества.
Все это приводит к превращению ВЭД в специфический вид бизнеса для многих юридических и физических лиц. Это означает, что в стране возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах во внешнеэкономической сфере с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела.
Информационный материал, изложенный нами выше, объясняет актуальность изучения особенностей правового регулирования таможенной сферы и внешнеэкономической политики нашей страны. Вследствие этого данная работа является исследованием одной из важных тем в этой области. В частности, она представит освещение такого вопроса, как «Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в условиях деятельности таможенного союза между РФ, республики Беларусь и Казахстан».
Цель настоящего исследования, проводимого в данной работе, состоит в проведении анализа современного состояния системы таможенного регулирования, выявлении потенциальных возможностей дальнейшего развития и совершенствования этой системы в интересах обеспечения национальной безопасности государства и формулировании предложений и рекомендаций на основе комплексного и системного подхода к данной проблематике, учитывая опыт мировой практики. Вследствие этого, для раскрытия темы и достижения вышеозначенной цели, необходимо решить следующие задачи. Перечислим их:
1. Рассмотреть систему таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе на современном этапе. Для сего необходимо:
- Изучить таможенно-тарифное регулирование в части теоретических аспектов;
- исследовать особенности и проблемы таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе на современном этапе.
2. Рассмотреть вопрос оптимизации таможенно-тарифного регулирования в рамках Таможенного союза. Для чего следует:
- проанализировать Таможенный союз и единое экономическое пространство в части общего обзора, преимуществ и недостатков;
- изучить проблемы совершенствования таможенно-тарифной политики Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности страны,
- предложить возможные пути оптимизации таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД.
Объектом данной дипломной работы является процесс осуществления регулирования сферы ВЭД со стороны государства, а именно - общественные отношения, связанные с установлением определенного режима перемещения, так и отношения по установлению конкретного таможенно-тарифного режима.
Предмет - правовые нормы таможенного национального и союзного законодательства, регулирующие данную сферу.
Теоретическая и практическая значимость данной работы достаточно высока в сфере последних глобальных изменений таможенного законодательства (принятие Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) и упразднение Таможенного Кодекса РФ, который использовался до недавнего времени всеми хозяйствующими субъектами, работающими в сфере ВЭД). Также значимость данной работы определяется еще и тем, что научные и практические проблемы, поднимаемые в ней, непосредственно связаны с решением конкретных задач по совершенствованию системы экспортного контроля. Содержащиеся в работе материалы, сформулированные выводы и рекомендации, могут быть использованы при выработке планов, программ и проектов, касающихся совершенствования экспортного контроля, а представленные автором теоретические положения расширят представление об особенностях и практических возможностях сложившихся в отечественной и зарубежной практике систем экспортного контроля и усовершенствования данного механизма.
Методологической основой настоящего исследования являются общенаучные и частно-научные способы познания: диалектический, системный, функциональный, сравнительный, анализ и другие методы исследования.
Теоретическая и нормативно-эмпирическая основа исследования включает в себя:
- труды таких авторов, как: Свинухов В.Г., Косаренко Н.Н., Габричидзе Б.Н., Назаренко К.С., Андриашин К.А., Матвеева О.П., Вершинин А.П. и др.,
- нормативно-правовые акты РФ (кодексы, федеральные законы, касающиеся регулирования в сфере таможни и ВЭД, Постановления и приказы и др.),
- нормативные документы Таможенного союза,
- нормативные акты международного уровня.
В силу вышеозначенного, можно резюмировать следующее - структурное строение данной работы будет представлять собой две главы, каждая из них подробно ответит на поставленный перед нею вопрос.
По мере написания данной работы автором будут применяться различные источники, которые при окончании написания будут перечислены. Помимо этого, при окончании написания данной работы, материал будет подытожен и представлен в виде определенных обобщающих выводов.


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Система таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе на современном этапе 13
1.1. Таможенно-тарифное регулирование: теоретические аспекты 13
1.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе и современные проблемы 22
Глава 2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в рамках Таможенного союза 31
2.1. Таможенный союз и единое экономическое пространство: общий обзор, преимущества и недостатки 31
2.2. Таможенно-тарифная политика Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности страны 62
ГЛАВА 3. Совершенствование таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД 71
3.1. Таможенно-тарифная политика в целях модернизации 71
3.2. Повышение эффективности таможенно-тарифного регулирования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная работа была посвящена теме «Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в условиях деятельности таможенного союза между РФ, республики Беларусь и Казахстан», вследствие этого целью данной работы являлось проведение анализа современного состояния системы таможенного регулирования, выявлении потенциальных возможностей дальнейшего развития и совершенствования этой системы в интересах обеспечения национальной безопасности государства и формулировании предложений и рекомендаций на основе комплексного и системного подхода к данной проблематике, учитывая опыт мировой практики.
Цель, поставленная в начале работы, была достигнута путем исследования основных вопросов, касающихся решения задач, поставленных автором во введении к данной работе.
Таким образом, основываясь на национальном и зарубежном законодательстве, а также на трудах специалистов, были изучены и проанализированы все аспекты, касающиеся главного вопроса данной работы.
В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Евразийская экономическая интеграция может создать ряд преимуществ благодаря расширению торговли между государствами региона, содействию росту экспорта их продукции в другие страны мира и созданию более эффективных рынков товаров и услуг. Она также открывает уникальную возможность для формирования более прочных экономических и политических институтов.
Единая тарифная политика часто становится первым шагом к экономической интеграции, и первоначальный опыт свидетельствует о том, что она уже оказала определенное влияние на динамику торговли. Переход к такой политике означал увеличение тарифов на многие товары, импортируемые в Казахстан и в Беларусь, что, в свою очередь, привело к сокращению импорта из некоторых стран–торговых партнеров, не входящих в Таможенный союз, хотя белорусские ввозные пошлины увеличились в меньшей степени. Для Казахстана это также повлекло за собой увеличение импорта из государств – членов Союза, что связано с эффектом отклонения торговли. В то же время в России, по-видимому, доминировал эффект создания торговли, поскольку ставки тарифов снизились в большей мере, чем повысились. Однако масштабы этих эффектов невелики. Наряду с преодолением последствий обвального падения объемов торговли в 2009 году и некоторыми изменениями торговых потоков после введения единого таможенного тарифа, быстрое расширение торгового оборота между странами Единого экономического пространства может также быть результатом снижения нетарифных барьеров и, в частности, уменьшения препятствий, связанных с таможенным и внешнеторговым режимом. Для поддержания эффекта создания торговли крайне необходимо и далее сокращать нетарифные барьеры, облегчая доступ на рынок компаниям всех стран региона, в том числе в секторе услуг. Сравнительный анализ ситуации в разных странах показывает, что улучшение трансграничной инфраструктуры, в частности, намного эффективнее способствуют расширению торговли, чем меры тарифного характера. Региональная интеграция может обеспечить необходимые организационные механизмы для координации политики, направленной на улучшение трансграничной инфраструктуры.
Региональная экономическая интеграция способна также служить опорой для последующего наращивания экспорта. Товары с высоким содержанием добавленной стоимости, экспортируемые на первом этапе в государства – члены Таможенного союза, могут в дальнейшем начать поставляться и в другие страны.
Прослеживающиеся тенденции в развитии структуры экспорта позволяют предположить, что это уже происходит с белорусскими и российскими товарами. С другой стороны, региональные производственные цепи с вертикальной специализацией, также помогающие странам эффективно использовать имеющиеся у них сравнительные преимущества, в регионе до сих пор не развиты.
Мировой опыт говорит о том, что в глубоко интегрированных региональных объединениях со временем сглаживаются различия в качестве институтов. Иногда присутствие стран с более эффективными институтами способствует совершенствованию режимов экономического регулирования в более слабых в этом отношении странах. Однако члены Евразийского экономического сообщества мало отличаются друг от друга по качеству существующих институтов, и поэтому необходимые изменения не могут произойти исключительно за счет сближения уровней институционального развития. Вместо этого государствам-участникам необходимо решить задачу создания наднациональных инстанций, обладающих большей управленческой компетенцией, чем национальные органы, что может в итоге содействовать повышению качества институциональной базы в регионе. В этой связи первые шаги, включая формирование управленческой структуры Евразийского банка развития, являются обнадеживающими.
В связи сообразованием ТС ЕврАзЭс и вступлением Российской Федерации в ВТО происходит «строительство» таможенного законодательства указанного таможенного союза. Не остаются в стороне и национальные законодательства стран-членов ТС ЕврАзЭс, которые постоянно находятся в процессе логического сокращения своей роли в рамках создаваемого союза и Единого экономического пространства. Страны-участницы ТС ЕврАзЭс, следуя примеру развитых интеграционных образований (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.) стремятся к проведению единой торговой политики в отношении третьих стран посредством:
установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами;
установления и применения в отношениях с третьими странами единого торгового режима;
установления и применения порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие;
установления и применения единых правил определения страны происхождения товаров;
установления и применения единых правил определения таможенной стоимости товаров;
установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли;
установления и применения унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы;
учреждения и функционирования органов таможенного союза, осуществляющих свою деятельность в пределах полномочий, наделенных странами-участницами.
Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. К внешней торговле товарами относится импорт и (или) экспорт товаров. Регулирование внешней торговли является важнейшим фактором развития государства. Публичная составляющая международной торговли прослеживается во всех структурных компонентах торговых правоотношений (субъекты, объекты и содержание), основанных на международном договоре. Каждое государство определяет степень государственного регулирования внешнеторговой деятельности страны самостоятельно, устанавливая либеральные меры воздействия либо, тяготея к более «закрытому» характеру экономики. Однако независимо от выбранного направления - фритредерство или протекционизм государства (объединения государств) применяют в качестве основного инструмента таможенно-тарифного регулирования - таможенный тариф. Таможенный тариф представляет собой результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара (его товарной номенклатуры), перемещаемого через таможенную границу.
Курс на либерализацию внешнеторговых отношений, который провозгласила Россия в 1990-х годов в связи с проведением рыночных реформ, ни в коем случае не означает абсолютного, неконтролируемого господства стихии свободной торговли. Практически во всем мире внешнеторговая деятельность является объектом пристального внимания со стороны государства и предметом правового регулирования. Отличительной чертой правового регулирования международной торговли в XX - XXI вв. является то, что его основой стали многосторонние договоры (международные товарные соглашения; договоры о создании интеграционных объединений: зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов; соглашения, составляющие в совокупности с другими документами право Всемирной торговой организации - право ВТО; договоры, унифицирующие нормы международного частного права). Любой международный договор по вопросам торговли независимо от содержания является юридическим фактом, порождающим публичное правоотношение между сторонами (субъектами) данного договора - государствами, государствами и международными организациями. В установленных таким образом отношениях решаются важнейшие вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и экспортно-импортных сделок, что дает основание рассматривать их как неотъемлемый элемент установления режима международной торговли.
В связи с созданием Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации государственное регулирование внешней торговли с 2010 года начинает реализовываться в новых условиях, при которых существенная часть полномочий была делегирована на наднациональный уровень – ЕЭК. Исходя из этого в работе подробно рассмотрены вопросы передачи части функций государств в централизованное управление наднационального органа. Автор приходит к выводу, что такая передача части национальных полномочий в сфере регулирования внешней торговли и управления единым таможенным пространством наднациональному органу не означает, что члены ТС ЕврАзЭс лишаются суверенитета как первичные субъекты международного права.
Используя сложившиеся в процессе развития мировой торговли разнообразные методы экспортно-импортного регулирования, государство устанавливает режим пересечения товарами его таможенных границ, предусматривает для экспорта и (или) импорта определенных товаров обязательное лицензирование, устанавливает особые требования к подтверждению качества товара, при необходимости ограничивает количество экспорта или импорта товара. Основной правовой формой сотрудничества в области внешней торговли являются международные договоры. Представляется, что на сегодня коммерческий оборот товаров между странами, напрямую зависит от режима внешней торговли и таможенно-тарифного режима. Применив некоторое обобщение, автор приходит к выводу, что «таможенно - тарифный режим» - это закрепленный в виде системы финансово-правовых норм, определяющих особое сочетание и взаимосвязь отдельных правовых средств и методов (юридико-организационных инструментов и мер) регулирования внешнеторговой деятельности.
При установлении конкретного таможенно-тарифного режима используется богатый арсенал таможенно-тарифных инструментов. В качестве основного вывода, можно отметить, что выделение определенного набора правовых инструментов в качестве мер установления таможенно-тарифного режима содействует принципу «определенности» при установлении обязанности по уплате таможенных пошлин участников внешнеэкономической деятельности. Среди инструментов таможенно-тарифного регулирования, помимо таможенных пошлин, автор выделяет таможенную товарную номенклатуру, порядок определения страны происхождения и расчета (установления) таможенной стоимости, систему таможенно-тарифных льгот и преференций и другие. В целях установления конкретного списка инструментов таможенно-тарифного регулирования будет целесообразно давать их описание через функцию таможенной пошлины. При этом следует отметить, что речь не идет об установлении единого, общепризнанного набора инструментов, опосредующих таможенно-тарифный режим.
Современное таможенно-тарифное регулирование в малых открытых экономиках позволяет сделать вывод о том, что абсолютно свободной торговли ни в одной из таких стран, независимо от уровня их экономического развития, не существует. Любое государство, приспосабливаясь к нормам и требованиям ВТО, проводит либерализацию своего торгового режима, но тем или иным способом защищает своих производителей от иностранной конкуренции.
Заметим, что в современных условиях все составляющие эффективности таможенно-тарифного регулирования связаны с социально-экономическими условиями. Так, важнейшими критериями такой эффективности являются содействие формированию рациональных потребностей у населения (стимулирование социально значимого импорта), производства (создание льготных условий для отраслей, использующих местные природные ресурсы), государства (структурная политика в интересах не отдельных групп или организаций, а всего социума), а также социальная стабильность, защита отраслей, формирующих основу политической и экономической независимости, регулирование рынка труда, недопущение дефицита.
Очевидно, что в современных условиях необходимо полнее задействовать механизмы таможенно-тарифного регулирования внутреннего рынка с тем, чтобы в результате влияния внешней торговли преобладали положительные тенденции и факторы, а эффективность воздействия на экономику страны таможенных регулирующих механизмов возрастала. В качестве отдельных важнейших направлений совершенствования таможенно-тарифного регулирования для целей экономического развития РФ можно обозначить:
1) научно обоснованное использование таможенно-тарифного регулирования для решения как внутренних, так и внешних проблем белорусского государства, в частности, в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.;
2) определение четких приоритетов как по отдельным товарам, так и по отраслям, учитывая интересы Республики Беларусь. Опираясь на уже достигнутые успехи в данной сфере, нужна дальнейшая ориентация на международные нормы и правила, «развитие инфраструктуры внешней торговли и формирование товаропроводящих сетей за рубежом»; необходимо, чтобы роль Беларуси в ТС подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов белорусской стороны, в целях чего предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений в рамках всего интеграционного объединения;
3) снижение ставок таможенного тарифа на ноу-хау, сырьевые товары, не производимые у нас в республике и вместе с тем важные для развития предприятий и отраслей реального сектора экономики;
По нашему мнению, для социально-экономического развития государства очень важно исследование самого механизма таможенно-тарифного регулирования, а также выявление его конкретных инструментов для решения специфических проблем конкурентоспособности и ликвидации диспропорций развития социально-экономической сферы. Отметим, что на протяжении достаточно долгого времени (первое десятилетие после распада СССР) таможенно-тарифное регулирование в Беларуси зачастую носило непоследовательный характер, принимаемые меры были эклектичны, отсутствовало идеологическое и экономическое обоснование, долгосрочные ориентиры структурно-технологической перестройки производства, реакция на изменение рыночных агрегатов запаздывала. Исходя из этого, в современный период особенно важно постоянное принятие адекватных мер по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования в целях недопущения прямой конкуренции отечественных и импортных товаров, а также ликвидации диспропорций существующей модели экспортно-импортных отношений, недостаточно эффективного и предсказуемого функционирования социально-экономической сферы.
Принимая во внимание тот факт, что рынок стран ТС и впредь будет доминирующим во внешнеэкономических отношениях России, должен применяться подход, основанный на максимальном учете собственных особенностей и специфики глобальных тенденций развития.
Таможенно-тарифное регулирование является одним из первоочередных инструментов обеспечения инновационной деятельности любой страны. Льготные таможенные пошлины чрезвычайно необходимы предприятиям, чья деятельность может быть направлена на экспорт инновационной продукции. Повышение же таможенных тарифов с целью увеличения степени переработки сырья внутри страны не всегда может привести к ожидаемым результатам. Приоритеты инновационного экономического развития Республики Беларусь требуют комплексного, целевого использования инструментов таможенно-тарифного регулирования в создании условий для интеграции отечественной экономики в глобальное инновационное пространство, более интенсивного взаимодействия с внешними рынками высокотехнологичной, инновационной продукции.
Успешное применение содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих мер по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации позволит повысить привлекательность российской бизнес-среды, конкурентоспособность отечественного производителя, также послужит толчком в развитии производства высокотехнологичной продукции, формированию интегрированных межстрановых производственных комплексов в рамках единой ТТ ТС России, Белоруссии и Казахстана.
Таким образом, центральное место в реализации указанных направлений социально-экономического развития России занимает таможенно-тарифное регулирование и таможенный тариф как его главный инструмент, что и было рассмотрено при написании данной работы.



Нормативно-правовые акты:
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999г.).
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17).
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. №51-ФЗ // Российская газета, №238-239, 08.12.1994г.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ // СЗ РФ от 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996г., №25, ст. 2954.
6. Федеральный закон РФ от 30.12.2001г. №196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Парламентская газета, №2-5, 05.01.2002г.
7. Закон РФ от 21.05.1993г. №5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета, №107, 05.06.1993г.
8. Федеральный закон РФ от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» // Российская газета, №146, 31.07.1997г.
9. Федеральный закон РФ от 18.07.1999г. №183-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об экспортном контроле» // СЗ РФ от 26.07.1999г., №30, ст. 3774.
10. Федеральный закон от 21.11.1995г. №170-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ 27.11.1995, N 48, ст. 4552.
11. Федеральный закон РФ от 08.12.2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. 30.11.2013г) // СЗ РФ от 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
12. Федеральный закон РФ от 19.07.1998 №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ от 27.07.1998, №30, ст. 3610.
13. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 №754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
14. Указ Президента РФ от 22.12.1993г. №2253 «Об отнесении таможенных органов РФ к государственным военизированным организациям» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. − 1993. − №52. − Ст.5065.
15. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов Минэкономразвития РФ, 2013г.

Книжные издания:
1. Андриашин К.А. Таможенное право. – М.: Магистр, 2012.
2. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России. – М.: Проспект, 2012.
3. Давыдов Я.В. Таможенное право. – М., 2013.
4. Ершов А.Д., Роденков А.И., Тараторин И.Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. – М.: Проспект, 2013.
5. Завражных М. Л. Таможенное право России. – М.: Омега-Л, 2013.
6. Игнатюк А.З. Таможенное право Таможенного союза. – М.: Инфра-М, 2013.
7. Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: Омега-Л, 2013.
8. Косаренко Н.Н. Таможенное право России. – М.: Флинта, 2013.
9. Матвиенко Г.В., Семенова И.В., Цинделиани И.А. Рассмотрение дел о нарушении норм таможенного законодательства. – М.: Эксмо, 2013.
10. Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело. – М.: Феникс, 2012.
11. Новое таможенное законодательство/ Под ред. A. M. Гирина. – М.: Проспект, 2013.
12. Соловьев А.А. Таможенное дело. – М.: Приор, 2011.
13. Таможенное право / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М., 2013.
14. Таможенное право / Под ред. Ноздрачева А.Ф. – М.: Волтерс Клувер, 2013.
15. Толкушкин А.В. Таможенное дело. – М.: Юрайт, 2013.
16. Тимошенко И.В. Таможенное право России. – М.: Приоритет, 2012.
17. Халипов С.В. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2012.

Публикации:
1. Глазьев С. Ю. Научный доклад «О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции» // Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию. - Москва, 29 января 2013 г.
2. Лукашенко А. Г. О судьбах нашей интеграции // Известия. 2011. 17 окт.
3. Таможенный союз и Единое экономическое пространство в глобальном контексте // ЕЭК 2012. Годовой отчет. 2012.
4. Яковец Ю. В. О стратегии возрождения и повышения конкурентоспособности евразийской цивилизации на основе освоения шестого технологического уклада и углубления интеграции / Научный доклад. М.: Норма, 2014.

Электронные ресурсы:
1. Информация Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL-режим доступа: (http://www.eurasiancommission.org /ru/act / integr_i_makroec / dep_stat / trade / Documents / Analytics_I_201304 (дата обращения: 15.05.2014).
2. Таможенный союз РФ, Беларуси и Казахстана увеличит ВВП на 15 % [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL-адрес: http://ria.ru / politics / 20100104 / 202835596.html (дата обращения: 16.05.2014г.).

Купить эту работу

Перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в условиях деятельности таможенного союза между РФ, республики Беларусь и Казахтан

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.8
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Правовое регулирование и проблемы порядка перемещения товаров физическими лицами

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Дипломная работа

Страхование рисков внешэкономической деятельности.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Зарубежный опыт организации таможенного дела и его использование в Российской Федерации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Регламентация и документационное обеспечивание таможенных процедур.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Таможенные процедуры и проблемы их использования во внешнеэкономической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Геннадий Полушкин об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-07-08
Дипломная работа

Отличный автор! очень контактный, пошел навстречу и выполнил все в срок! очень выруил и сделал качественно! Рекомендую

Общая оценка 5
Отзыв Ольга об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-13
Дипломная работа

автор надежен и честен. работаю с ним уже не в первый раз. и всем советую

Общая оценка 5
Отзыв ask199 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-11-22
Дипломная работа

Bars свяжитесь со мной, не могу вам написать

Общая оценка 5
Отзыв niavka об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-01-27
Дипломная работа

Автор ответственная, внимательная, всегда на связи, выполняет все пожелания. Дипломную написала быстро, правила тоже все очень быстро. Спасибо большое. Рекомендую!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Совершенствование системы экспортного контроля

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Совершенствование таможенного контроля в воздушных пунктах пропуска

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2667 ₽
Готовая работа

Особенности таможенного оформления товаров и транспортных средств перемещаемых через границу РФ железнодорожным транспортом.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Меры оптимизации взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Интернет проекты и визуальные коммуникации в деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Таможенная стоимость ввозимых товаров.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Проект мероприятий по совершенствованию организации внешнеэкономической деятельности на примере ОАО "Пелла-Маш"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Анализ преступлений связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Таможенный контроль транзита товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенной союза

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

«Разработка мероприятий по совершенствованию информационных технологий управления таможенной службой на примере Обнинского таможенного поста»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Таможенные процедуры и проблемы их использования во внешнеэкономической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности применения таможенных платежей в различных таможенных режимах

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽