Союз человека и собаки, по утверждению ученых, берет свое начало в глубокой древности, предположительно его возраст достигает 14-16 тысяч лет. На протяжении всего периода совместного существования люди стремились активно воздействовать на все стороны процесса жизнедеятельности собак.
Выращивание и воспитание щенков должно осуществ¬ляться по строгой научно обоснованной системе и целе¬направленно.
Выращивание качественных щенков обеспечивается комплексом мероприятий: правильным режимом /прогулки, отдых, игры и т.д.; полноценным кормлением; целесо¬образным и систематическим использованием естествен¬ных факторов природы - воздуха, воды и света; воспи¬тательной дрессировкой щенка.
Все эти элементы выращивания и воспитания должны применяться, конечно, в зависимости от возраста щен¬ка и его индивидуальных особенностей. [5]
В данной работе мы будем говорить об одном из главных факторов выращивания хорошей собаки – воспитательной дрессировке.
Свою работу мы будем описывать на примере воспитания щенка породы немецкая овчарка.
Собаки породы немецкая овчарка признаны среди кинологов, как одна из лучших пород для дома и использования в службах различного направления.
Проблемы нежелательного поведения домашних собак в последнее время стали темой для обсуждения в широких слоях общественности вплоть до Государственной думы, средствах массовой информации, в кругах специалистов – кинологов, ветеринаров, медиков, залечивающих травмы, нанесенные собаками людям.
Об интересе к данной теме свидетельствует и появление в нашей стране литературы, посвященной нежелательному поведению и его коррекции. В основном авторами книг, выходящими по этой теме, являются зарубежные специалисты, среди которых можно назвать Г. Р. Аскью, К. Оверолл, К. Хорвитца, Д. Фишера.
Проблемами нежелательного поведения и его коррекции в нашей стране посвятили свои работы В.В. Гриценко, Н.Д. Криволапчук, Е.А. Мычко, Е.Н. Никольская.
Зачастую, нежелательное поведение собаки, особенно такой серьезной породы как немецкая овчарка, напрямую связано с неправильной воспитательной дрессировкой в самом начале работы с собакой.
Для избежания проблем со взрослой собакой необходимо знать то, каким азам и в каком возрасте должны быть обучены щенки, в этом и есть актуальность нашей работы.
В данной работе мы описываем воспитание щенка от момента его выбора и определения типа его высшей нервной деятельности (ВНД) до изучения основного набора команд и навыков.
Объектом исследования являются щенки породы немецкая овчарка.
Предметом исследования является отбор и научение щенков породы немецкая овчарка основным командам и навыкам.
В связи с вышесказанным, цель нашей работы можно сформулировать как – описать правильную последовательность действий при отборе и воспитании щенка породы немецкая овчарка.
В соответствии с целью, мы сформулировали ряд задач:
1. Дать описание типам ВНД собак.
2. В соответствии с типами ВНД описать методику отбора щенков породы немецкая овчарка.
3. Дать подробное описание методов воспитания и научения щенков породы немецкая овчарка, основным командам.
В работе нам необходимо описать все особенности воспитательной дрессировки щенков породы немецкая овчарка, начиная от особенности выбора собаки и заканчивая, обучение полному курсу основных команд.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОБАК ПОРОДЫ НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА 5
1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОБАК 8
1.3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА ЩЕНКА 11
1.4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДРЕССИРОВКИ СОБАК 17
ГЛАВА 2 21
2.1. МЕТОДИКА ОТБОРА ЩЕНКОВ ПОРОДЫ НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА ПО ТИПУ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.2. МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ ЩЕНКОВ ПОРОДЫ НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ГЛОССАРИЙ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Диплом СПО по кинологии. оригинальность 20%. Данная работа была написана для ГБП ОУ«Дубовский зооветеринарный колледж имени Героя Советского Союза А. А. Шарова»,но не была выкуплена заказчиком.
1. Воспитание и дрессировка собак. Сербина Е. – М.: Рипол Классик, 1998.
2. Кинология. Полишук Ф.И., Трофименко А.Л. - Киев: Перун, 2007. - 1005с.
3. Кинология. Пособие для экспертов и владельцев племенных собак. Гусев В.Г., Гусева Е.С. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 232 с.
4. Кинология. Учебное пособие для вузов. Г. И. Блохин, М. Ю. Гладких, А. А. Иванов, Б. Р. Овсищер, М. В. Сидорова — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2001. - 432 с.
5. Клуб служебного собаководства / В.Н. Зубко – М.: Патриот, 1991. – 191 с
6. Коррекция поведения, или перевоспитание собак. Гриценко В.В.: Справочник – М.: Компания Дельта М., 2002. – 196 с.
7. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей [пер. с англ.] Прайор К– М.: Селена+, 1995. – 219 с.
8. Общий курс дрессировки: методика формирования навыков послушания. Гриценко В.В. – М.: А.П.Б., 2005. – 322 с.
9. Поведение собак. Бергман Е. – М.: Мир, 1986. – 224 с.
10. Поведение собаки: пособие для собаководов. Е.Н. Мычко, М.Н. Сотская, В.А.Беленький, Ю.В. Журавлев и др.: «Аквариум Принт»; Москва; 2004
11. Правила проведения испытаний по общему курсу дрессировки. Утвержден решением Президиума Российской Кинологической Федерации (РКФ) от 16 июня 2005 года.
12. Сахаров, Н.А. Техника дрессировки служебных собак. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Россельхозиздат, 1966. - 182 с.
13. Социальное поведение животных. Тинберген Н. – М.: Мир. – 1993г.
14. Справочная книга по собаководству. П.А. Заводчиков, В.В. Курбатов, А.П. Мазовер, В.П. Назаров. Сельхозгиз; Москва, Ленинград; 1960
15. Физиология высшей нервной деятельности. H.Hю Данилова - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с.
16. Хочу собаку. Советы начинающему собаководу-любителю. Методические рекомендации. В.Г. Шестаков, Н.Б. Буйновская. Архангельск, 1990 г.
17. http://rkf.org.ru– сайт Российской кинологической федерации (электронный ресурс)
18. http://alfa-dog.ru– сайт кинологического спортивно-дрессировочного центра «Альфа дог» (электронный ресурс)
19. http://mirsobak.org.ru– сайт журнала о собаках (электронный ресурс)