ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. Историко-стилистический анализ 4
1.1. Общие сведения о произведении и его авторах 4
1.2. Анализ литературного текста 8
Раздел II. Анализ средств музыкальной выразительности 12
2.1. Жанр произведения 12
2.2. Музыкальная форма 12
2.3. Лад и тональность 13
2.4. Мелодия 13
2.5. Гармония 14
2.6. Фактура 16
2.7. Метр и ритм 17
2.8. Темп 18
2.9. Динамика 19
2.10. Аккомпанемент 19
Раздел III. Вокально-хоровой ансамбль 22
3.1. Состав хора 22
3.2. Тесситурные условия 22
3.3. Хоровой ансамбль и работа над ним 23
3.4. Хоровой строй и работа над ним 28
3.5. Особенности звуковедения и работа над ним 29
Раздел IV Исполнительский анализ произведения 31
4.1. Особенности исполнения и технические задачи дирижёра 31
4.2. Исполнительский план произведения 32
4.3. Особенности дирижерского жеста 33
4.4. Планирование репетиционного процесса 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 38
...
Колыбельная песня является одним из жанров традиционной культуры и входит в ритуалы жизненного цикла. Исследователь русской колыбельной В.В. Головин дает следующее определение: «Колыбельная – песня, адресованная младенцу, находящемуся в состоянии перехода, и функционально направленная на его завершение» . Переход, акцентированный в данном определении, осуществляется сразу на нескольких уровнях. Во-первых, это переход от неоформленного, несмышленого, неразумного «недочеловека» к завершению его формирования в традиционной парадигме; во-вторых, переход от бодрствования ко сну; в-третьих, переход от дня к ночи, поскольку колыбельные исполняются на закате, в завершении дня.
Колыбельная обладает несколькими функциями: функцию успокоения-усыпления, охранительную, прогностическую и эпистемологическую. Все составляющие колыбельной – ритмика, напев, поэтика, фонетика, мотивный ряд, формульный фонд, образный ряд – направлены на реализацию этих функций.
...
Музыка хорового произведения «Гаснет вечер» написана Александром Васильевичем Свешниковым (1890—1980), советским дирижёром, хормейстером, педагогом, общественным деятелем.
А. В. Свешников родился 11 сентября 1890 года в г. Коломне. Трудным был путь мальчика из тогдашнего русского захолустья к вершинам музыкальной культуры, но призвание влекло его к намеченной цели. В юности он выделялся музыкальностью и хорошим голосом, был желанным участником многих хоров. С жадностью постигал основы нотной грамоты, учился у старых мастеров - хоровиков беглости пения нот с листа, доведя эту технику до виртуозности. Безмерная, до фанатизма, до самозабвения любовь к хоровому пению оказалась той силой, которая определила его жизненный путь.
...
Пока мы чётко понимаем только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать то и заставлять слушать другое – нелепо. Но всё же нельзя не помнить как о воздействии мелодии, ритма, частоты колебаний и громкости, так и о “скрытой”, духовной составляющей музыки. Музыка может оказывать отрицательное воздействие на организм человека, а может использоваться в лечебных целях. Главное чаще обращать внимание на ту музыку, которая нас окружает и быть более избирательными....